Бетховенские симфонии. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней Изображение природы в пасторальной симфонии бетховена
Вена. Императорский королевский привилегированный Венский театр. Здесь 22 декабря 1808 года состоялась «музыкальная академия», то есть авторский концерт из произведений Л. ван Бетховена —-«совершенно новых и ранее не исполнявшихся публично». Среди них были две симфонии, завершенные почти одновременно, — Пятая, до-минорная, и Шестая, фа-мажорная. Обе симфонии запечатлели разные состояния духа великого немецкого композитора. Пятая — высшее напряжение борьбы, приводящей к трудному завоеванию победы. Шестая — полную гармонию человека и природы. Это как бы два лика бетховенского творчества, его эпохи. Пятая симфония — живое свидетельство близости Бетховена идеям и свершениям французской революции 1789 года. В ее поначалу мрачном пламени выковываются интонации, родственные гимнам и песням революции. Финал симфонии словно воспроизводит картину празднества в честь победы. В Шестой симфонии можно услышать отголоски идей Ж. Руссо, призывавшего вернуться к «естественной жизни». Истинную радость дарит человеку общение с природой и деревенскими жителями. Единственное бедствие — гроза — оборачивается еще большей благодатью: обновленная природа дает человеку особую полноту ощущения жизни.
Обе симфонии характеризуются исключительной конкретностью выражения вложенных в^ них идей. В Пятой симфонии Бетховен нашел гениальное музыкальное обобщение темы рока, судьбы — всего, что препятствует человеку в его стремлении к свободе. Предельно сжатый, лаконичный мотив («так судьба стучится в дверь», — сказал о нем Бетховен) пронизывает музыку всей симфонии. Но он же может обернуться и призывом к действию, и победным кличем, и выражением душевного трепета. Мотив судьбы формирует всю первую часть симфонии, изредка возникает во второй, главенствует в третьей, напоминание о нем в четвертой части оттеняет общую картину ликования. Через борьбу к победе — этот основной тезис бетховенского симфонизма — воплощен здесь с особенной рельефностью. Все ее части: полная драматизма — первая, спокойная вторая, где постепенно вырисовывается героическая тема, близкая «Марсельезе», скерцо, возвращающее в новом ракурсе драматизм и сильные контрасты, торжественный, победный финал — суть последовательные этапы становления героической идеи, ступени к завоеванию и утверждению могущества Человека в единении с человечеством.
Совсем по-другому решает Бетховен Шестую симфонию. Здесь царит покой той высшей гармонии, какую обретает человек в природе. Композитор не строит целое ступень за ступенью, а поворачивает его разными гранями. Части симфонии — это картины или сцены. Конкретность образов выступает через ассоциации с журчанием ручья, пением птиц, раскатами грома, наигрышем пастушьего рожка, звучанием деревенского оркестра. Она подчеркивается программными названиями, которые Бетховен предпослал всей симфонии и отдельным ее частям. «Пасторальная симфония, или Воспоминание о сельской жизни» включает в себя «Радостные чувства по прибытии п до ревню», «Сцену у ручьи», «Веселое сборище поселян», «Гром, грозу» и «Пастушью песнь». В конце «Сцены у ручья» Бетховен даже пометил в партитуре, каким птицам принадлежат реплики, имитирующие их голоса (перепел, кукушка, соловей); главная тема этой части выросла, по его словам, из напева иволги.
Однако Бетховен в своем заголовке симфонии предупреждает и о том, что здесь «больше выражения чувств, чем живописи». Картинность отнюдь не исключает глубоко поэтичного лиризма второй части или характернейшего для Бетховена динамического «натиска» в третьей. Это целостный мир, в покое которого есть свое движение, развитие, приводящее к величественному гимну природе.
Пятая и Шестая симфонии проложили свои пути в будущее. Именно с представлением о Пятой симфонии связывается. у нас само понятие драматической симфонии, симфонии о самом главном в жизни человека — борьбе за утверждение своих идеалов. Пятую симфонию Бетховена считал П. И. Чайковский прообразом своей Четвертой симфонии — первой симфонии-драмы в его творчестве. Первая симфония Брамса и симфония до минор Танеева, Второй фортепианный концерт Рахманинова и Третья симфония Скрябина, Пятая симфония Шостаковича — все эти произведения совершенно разных композиторов, разных эпох сходятся в глубокой опоре на гениальное сочинение великого классика.
Шестая симфония оказалась особенно созвучной композиторам-романтикам: Шуберту, Шуману, Берлиозу. Программность симфонии, новый мир ее красочных звучаний, тонких светотеней, песенных интонаций, свобода в трактовке цикла (пять частей вместо обычных для классической симфонии четырех) — все это нашло свое продолжение в романтическом симфонизме. Тема природы получила новое развитие и воплощение в симфониях Шуберта и Шумана, Брамса, Брукнера, Малера. В творчестве самого Бетховена две симфонии 1808 года явились важнейшими этапами на пути к кульминации его симфонизма — Девятой симфонии, достигли своего наивысшего выражения и напряженность борьбы, и всепоглощающая радость единения человечества, его слияния со всем мирозданием.
Премьеры Пятой и Шестой симфоний не принесли успеха их автору главным образом из-за неудачного исполнения. Однако вскоре эти сочинения завоевали огромную популярность. Нам известны прекрасные записи симфоний в трактовках крупнейших дирижеров мира — А. Тосканини и В. Фуртвенглера, Б. Вальтера и Г. Караяна. В репертуаре многих советских дирижеров постоянно присутствуют Пятая и Шестая симфонии Бетховена — спутники нашей жизни, в которой сосуществуют драматизм и героика «вечного боя» и стремление к красоте и мудрости природы.
Е. Царева
Одновременно с Пятой Бетховен закончил Шестую, «Пасторальную симфонию» F-dur (op. 68, 1808). Это единственное симфоническое произведение Бетховена, вышедшее в свет с авторской программой. На титульном листе рукописи стояла следующая надпись:
«Пасторальная симфония,
или
Воспоминания о сельской жизни.
Более выражение настроения, чем звуковая живопись».
И затем следуют краткие заглавия к каждой части симфонии.
Если в Третьей и Пятой симфониях отразились трагизм и героика жизненной борьбы, в Четвертой - лирическое ощущение радости бытия, то Шестая симфония Бетховена воплощает руссоистскую тему - «человек и природа». Тема эта была широко распространена в музыке XVIII века начиная с «Деревенского колдуна» самого Руссо; ее воплотил и Гайдн в оратории «Времена года». Природа и быт неиспорченных городской цивилизацией поселян, опоэтизированное воспроизведение картин деревенского труда - подобные образы часто встречались в искусстве, рожденном передовой просветительской идеологией. Сцена грозы Шестой симфонии Бетховена также имеет множество прототипов в опере XVIII века (у Глюка, Монсиньи, Рамо, Марё, Кампра), во «Временах года» Гайдна и даже в балете самого Бетховена «Творения Прометея». «Веселое сборище поселян» знакомо нам по многочисленным хороводным сценам из опер и опять-таки по оратории Гайдна. Изображение щебета птиц в «Сцене у ручья» связано с типичным для XVIII века культом подражания природе. Традиционная пасторальность воплощена и в безмятежно идиллической пастушеской картине. Она ощутима даже в инструментовке симфонии, с ее нежными пастельными красками.
Не следует думать, что Бетховен вернулся к музыкальному стилю прошлого. Как и все его зрелые произведения, Шестая симфония, при известных интонационных связях с музыкой века Просвещения, от начала до конца глубоко оригинальна.
Первая часть - «Пробуждение бодрых чувств по прибытии в деревню» - вся проникнута элементами народной музыки. С самого же начала квинтовый фон воспроизводит звучание волынки. Главная тема представляет собой сплетение типичнейших для XVIII века пасторальных интонаций:
Все темы первой части выражают настроение радостной умиротворенности.
Бетховен прибегает здесь не к своему излюбленному приему мотивного развития, а к равномерной, подчеркнутой ясными кадансами повторности. Даже в разработке преобладает спокойная созерцательность: развитие основано по преимуществу на темброво-колористическом варьировании и повторности. Вместо обычных для Бетховена острых тональных тяготений дается красочное сопоставление тональностей, отстоящих друг от друга на терцию (B-Dur – D-Dur в первый раз, C-Dur – E-Dur при повторе). В первой части симфонии композитор создает картину полной гармони человека с окружающим миром.
Во второй части - «Сцена у ручья» – господствует настроение мечтательности. Здесь большую роль играют моменты музыкальной изобразительности. Выдержанный фон создают две солирующие виолончели с сурдинами и педаль валторн. Это сопровождение напоминает журчание ручейка:
В заключительных тактах оно сменяется подражанием птичьему щебету (соловья, перепелки и кукушки).
Три последующие части симфонии исполняются без перерыва. Нарастание событий, острая кульминация и разрядка - так складывается их внутренняя структура.
Третья часть - «Веселое сборище поселян» - жанровая сценка. Она отличается большой образно-изобразительной конкретностью. Бетховен передает в ней особенности народной деревенской музыки. Мы слышим, как перекликаются запевала и хор, деревенский оркестр и певцы, как невпопад играет фаготист, как притоптывают танцоры. Близость к народной музыке проявляется и в использовании переменных ладов (в первой теме F-Dur – D-Dur, в теме трио F-Dur – B-Dur), и в метрике, воспроизводящей ритмы австрийских крестьянских танцев (смена трех- и двудольного размеров).
«Сцена грозы» (четвертая часть) написана с большой драматической силой. Нарастающий звук грома, стук дождевых, капель, вспышки молнии, вихри ветра ощущаются почти со зримой реальностью. Но эти яркие изобразительные приемы призваны оттенить настроения страха, ужаса, смятения.
Гроза затихает, и последний слабый раскат грома растворяется в звуках пастушьей свирели, которой начинается пятая часть - «Песнь пастухов. Проявление радостных, благодарных чувств после бури». Интонации свирели пронизывают тематизм финала. Темы свободно развиты и варьированы. Спокойствие, солнечный свет разлиты в музыке этой части. Симфония заканчивается гимном умиротворения.
«Пасторальная симфония» оказала большое влияние на композиторов последующего поколения. Отзвуки ее находим и в «Фантастической симфонии» Берлиоза, и в увертюре к «Вильгельму Теллю» Россини, и в симфониях Мендельсона, Шумана и других. Сам Бетховен, однако, к подобному типу программной симфонии более не возвращался.
«Музыка выше, чем любая мудрость и философия...»
Бетховен и симфония
Слово «симфония» очень часто употребляется, когда заходит речь о произведениях Людвига ван Бетховена. Значительную часть своей жизни композитор посвятил совершенствованию жанра симфонии. Что же представляет собой эта форма композиции, являющаяся важнейшей частью наследия Бетховена и успешно развивающаяся в наши дни?
Истоки
Симфонией называется крупная музыкальная композиция, написанная для оркестра. Таким образом, понятие «симфония» не относится к какому - то определенному жанру музыки. Многие симфонии являются тональными произведениями в четырех частях, причем первой формой считается соната. Их обычно классифицируют как классические симфонии. Однако даже сочинения некоторых известных мастеров классического периода - таких, как Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен, - не укладываются в эту модель.
Слово «симфония» происходит в переводе от греческого, что означает «звучать вместе». Исидор из Севильи первым использовал латинскую форму этого слова для обозначения двуглавого барабана, а в XII - XIV веках во Франции это слово означало «шарманка». В значении «звучать вместе» оно появляется также в названиях некоторых сочинении композиторов XVI - XVII веков, включая Джованни Габриеле и Генриха Шутца.
В XVII веке, на протяжении большей части периода барокко, термины «симфония» и «синфония» применялись к ряду различных композиций, включая инструментальные произведения, используемые в операх, сонатах и концертах - обычно как часть более крупной работы. В оперной синфонии, или итальянской увертюре, в XVIII веке сложилась стандартная структура из трех контрастных частей: быстрой, медленной и быстрой танцевальной. Эту форму принято считать непосредственной предшественницей оркестровой симфонии. На протяжении большей части XVIII века термины «увертюра», «симфония» и «синфония» считались взаимозаменяемыми.
Другим важным предшественником симфонии был концерт рипиено – сравнительно мало изученная форма, напоминающая концерт для струнных и бассо-континуо, но без солирующих инструментов. Самым и ранними из концертов рипиено считаются произведения Джузеппе Торелли. Антонио Вивальди также писал произведения такого типа. Пожалуй, наиболее известным концертом рипиено является «Бранденбургский концерт» Иоганна Себастьяна Баха.
Симфония в XVIII веке
Ранние симфонии писались в трех частях со следующим чередованием темпов: быстрый – медленный - быстрый. Симфонии отличаются и от итальянских увертюр тем, что предназначаются для самостоятельного концертного исполнения, а не для исполнения на оперной сцене, хотя произведения, изначально написанные как увертюры, позже иногда использовались в качестве симфоний и наоборот. Большинство ранних симфоний было написано в мажоре.
Симфонии, созданные в XVIII веке для концертного, оперного или церковного исполнения, исполнялись вперемешку с сочинениями других жанров или выстраивались в цепочку, составленную из сюит или увертюр. Доминировала вокальная музыка, в которой симфонии выполняли роль прелюдии, интерлюдии и постлюдий (завершающих частей).
В то время большинство симфоний были короткими, продолжительностью от десяти до двадцати минут.
«Итальянские» симфонии, обычно используемые в качестве увертюр и антрактов в оперных постановках, по традиции имели трехчастную форму: быстрая часть (аллегро), медленная часть и еще одна быстрая часть. Именно по этой схеме написаны все ранние симфонии Моцарта. Ранняя трехчастная форма постепенно была вытеснена четырехчастной формой, доминировавшей в конце XVIII и на протяжении большей части XIX века. Эта симфоническая форма, созданная немецкими композиторами, стала ассоциироваться с «классическим» стилем Гайдна и позднего Моцарта. Появилась дополнительная «танцевальная» часть, и при этом первая часть признавалась «первой среди равных».
Стандартная четырехчастная форма состояла из:
1) быстрой части в бинарной или - в более поздний период - сонатной форме;
2) медленной части;
3) менуэта или трио в трехкомпонентной форме;
4) быстрой части в форме сонаты, рондо или сонаты-рондо.
Обычными считались вариации этой структуры, например, изменение порядка двух средних частей или добавление медленной интродукции к первой быстрой части. Первой известной нам симфонией с включением менуэта в качестве третьей части было сочинение ре мажор, написанное в 1740 году Георгом Матиасом Манном, а первым композитором, постоянно добавлявшим менуэт как компонент четырехчастной формы, стал Ян Стамиц.
Сочинением ранних симфоний занимались в - основном венские и мангеймские композиторы. Ранними представителями венской школы были Георг Кристоф Вагензейль, Венцель Раймонд Бирк и Георг Матиас Монн, а в Мангейме работал Ян Стамиц. Правда, это не означает, что симфониями занимались только в этих двух городах: их сочиняли по всей Европе.
Наиболее известными симфонистами конца XVIII века были Йозеф Гайдн, написавший за 36 лет 108 симфоний, и Вольфганг Амадей Моцарт, создавший за 24 года 56 симфоний.
Симфония в XIX веке
С появлением постоянных профессиональных оркестров в 1790-1820 годах симфония начинает занимать все более видное место в концертной жизни. Первый академический концерт Бетховена «Христос на Масличной горе» получил большую известность, чем его первые две симфонии и фортепианный концерт.
Бетховен значительно расширил прежние представления о жанре симфонии. Его Третья («Героическая») симфония отличается масштабностью и эмоциональным содержанием, намного превосходя в этом отношении все созданные прежде сочинения симфонического жанра, а в Девятой симфонии композитор пошел на беспрецедентный шаг, включив в последнюю часть партии для солиста и хора, что превратило это сочинение в хоральную симфонию.
Гектор Берлиоз использовал тот же принцип при написании своей «драматической симфонии» «Ромео и Джульетта». Бетховен и Франц Шуберт заменили традиционный менуэт более оживленным скерцо. В «Пасторальной симфонии» Бетховен вставил перед заключительной частью фрагмент «бури», а Берлиоз в своей программной «Фантастической симфонии» использовал марш и вальс, а также написал ее в пяти, а не в четырех, как принято, частях.
Роберт Шуман и Феликс Мендельсон, ведущие немецкие композиторы, своими симфониями расширили гармонический словарь романтической музыки. Некоторые композиторы - например, француз Гектор Берлиоз и венгр Ференц Лист - писали четко выраженные программные симфонии. Творения Иоганнеса Брамса, взявшего творчество Шумана и Мендельсона в качестве отправной точки, отличались особенной структурной строгостью. Другими видными симфонистами второй половины XIX века были Антон Брукнер, Антонин Дворжак и Пётр Ильич Чайковский.
Симфония в ХХ веке
В начале ХХ века Густав Малер написал несколько масштабных симфоний. Восьмую из них назвали «Симфонией тысячи»: именно столько музыкантов требовалось для ее исполнения.
В ХХ веке происходило дальнейшее стилевое и смысловое развитие композиции, называемых симфониями. Некоторые композиторы, включая Сергея Рахманинова и Карла Нильсена, продолжали сочинять традиционные четырехчастные симфонии, в то время как другие авторы широко экспериментировали с формой: например, Седьмая симфония Яна Сибелиуса состоит всего из одной части.
Однако сохранялись определенные тенденции: симфонии по-прежнему оставались оркестровыми произведениями, а симфонии с вокальными частями или с солирующими партиями для отдельных инструментов были исключениями, а не правилом. Если произведение называется симфонией, то это подразумевает достаточно высокий уровень его сложности и серьезность намерений автора. Появился также термин «симфониетта»: так называют произведения несколько более легкие, чем традиционная симфония. Наиболее известными можно считать симфониетты Леоша Яначека.
В ХХ веке увеличилось также количество музыкальных сочинений, по форме типичных симфоний, которым авторы дали иное обозначение. Так, именно как симфонии музыковеды часто рассматривают Концерт для оркестра Белы Бартока и «Песнь о Земле» Густава Малера.
Другие композиторы, напротив, все чаще называют симфониями сочинения, которые с трудом можно отнести к этому жанру. Это может указывать на стремление авторов подчеркнуть свои артистические намерения, не имеющие прямого отношения к какой-либо симфонической традиции.
На постере: Бетховен за работой (картина работы Уильяма Фассбендера (1873-1938))
Приветствие детей и педагога.6 минут
Сообщение новой темы.
Актуализация имеющихся знаний о вБетховене
Учитель: На прошдлм занятии мы с вами познакомимся с произведением венского классика, объединившего в своём творчестве две эпохи. Назовите его имя.-
Ученики: Л. в ан Бетховеным.
Учитель: Какое произведение мы слушали?
Что такое симфония?
Какое название?
Основная мысль, идея?
Ученики: борьба
На доске презентация с темой урока и портретом Бетховена -
Беседа, метод опроса, наглядный метод.
5
минут
Рассказ об и истории создания симфонии 5
Учитель: Мы знаем, что тема борьбы пронизывает все творчество Бетховена и его жизнь.
Сегодня мы познакомимся с еще одной симфонией №5.
20 минут
Слушание музыки
Учитель: Итак, давайте послушаем самое начало 1 части симфонии. Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Услышав мотив, который вы наверняка уже знаете, какую же мысль он нам передает.
//Звучит мотив судьбы//
Учитель: Как звучит мотив? Какие возникли у вас ассоциации, прослушав этот мотив?
Ученики: Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Как будто кто-то стучится в дверь.
Учитель: Этот мотив называется - Мотив судьбы человека. И вы правильно отметили, что этот мотив похож на стук в дверь. «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.
И здесь опять тема борьбы человека и судьбы.
Давайте запишем тему урока. Напишем ГП, ПП, разраб, реприза, драматургия.
Давайте послушаем 1 часть 5 симфонии и подумайте кто в 1 части все таки побеждает человек или судьба ?
//Звучит 1 часть Allegro con brio - 7 мин. 15 сек. //
(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)
Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.
Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?
//Звучит 4 часть Allegro – 3 мин. 38 сек.//
(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)
Учитель: Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.
Аудиозапись произведения.
Словесно-индуктивный(беседа, диалог)
Наглядно - дедуктивный(сравнение)
3 минуты
Обобщение. Итог
Дав айте подведем итог:
Охарактеризуйте 5 симфонию Бетховена, чему она посвящена?
(5 симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.)
10 минут
Разучивание песни.
Разучивание произведения
Выразительный показ педагога
Над Симфонией № 6 фа-мажор Людвиг ван Бетховен работал одновременно с – даже первое исполнение этих двух произведений состоялось на одном концерте, в декабре 1808 г., и нумерация их отличалась от принятой ныне, и посвящены они одним и тем же меценатам – графу А.Разумовскому и князю Ф.Лобковицу. Тем не менее, трудно представить себе творения, в большей степени отличающиеся друг от друга по образному строю. Если «герой» – несгибаемый борец с судьбой, то здесь борьба уступает место если не смирению, то прославлению простых жизненных радостей, связанных с наслаждением естественной красотой.
Симфония № 6, получившая заглавие «Пасторальная», весьма необычна для Л.Бетховена и отличается от всех предыдущих его произведений в этом жанре. Во-первых, она не четырехчастная, а пятичастная, но последние части, начиная с третьей, исполняются без перерыва (таким образом, количество частей «колеблется» между пятью и тремя). Во-вторых, это программная симфония, причем конкретизирующим содержание заглавием снабжено не только произведение в целом, но и каждая из пяти его частей.
Первоначально автор озаглавил произведение «Воспоминания о сельской жизни». Пребывание на лоне природы было для Л.Бетховена одним из любимейших способов времяпрепровождения: «Дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека», – говорил композитор. Такое любовное восприятие природы отразилось в симфонии – здесь нет конфликтов, все выдержано в идиллических тонах. Лишь четвертая часть вносит оттенок драматизма – но это не драматизм событий человеческой жизни, а стихийная сила, картина грозы.
Название первой части – «Радостные чувства по прибытии в деревню» – не предполагает какой-либо изобразительности, пейзажной или жанровой. Иллюстративность выражается лишь в характере главной партии: образ деревни живописует простая мелодия, напоминающая народную песню. Ее сопровождает выдержанная квинта (это подражание волынке и иным народным инструментам). Ни побочная партия, ни заключительная особого контраста не вносят, поэтому и разработка лишена конфликтности: основная интонация главной партии подвергается не столько мелодическому развитию, сколько «окрашивается» разными тембрами, регистрами и тональностями.
Если в первой части в центре внимания было эмоциональное состояние, то во второй, озаглавленной «Сцена у ручья», немало звукоизобразительных приемов: мерное сопровождение передает течение воды, мелизмы – голоса птиц… «Сцена у ручья» производит особенно сильное впечатление, если вспомнить, что композитор на момент создания этой музыки уже не мог слышать птичий щебет в лесу.
Третья часть представляет собою яркую жанровую сценку, перекликающуюся с творениями , автор дал ей название «Веселое сборище поселян». Основные ее темы – отрывистая и кантиленная – контрастны, но не конфликтны, а изложение их не лишено юмористических штрихов. Например, аккомпанирующие фаготы звучат словно «не в такт» с мелодией – как это могло быть в деревенском оркестре, от которого никто и не ожидает идеального исполнения.
Картина крестьянского веселья без перерыва переходит в четвертую часть – «Гроза. Буря». Изображая буйство стихии, Л.Бетховен использует новые по тем временам для симфонической музыки инструменты – флейту-пикколо и тромбоны.
И так же – без паузы – начинается финал, названный «Пастушеской песней». Соответственно заглавию, в пятой части господствуют мелодии песенного склада. Альты и виолончели вновь подражают волынке, а солирующий кларнет напоминает пастушеский рожок.
Первое исполнение Симфонии № 6 происходило не в самых благоприятных условиях: далеко не лучший оркестр, слишком длинный концерт, холодный зал… К счастью, на судьбе произведения это не отразилось – оно заняло достойное место в репертуаре. Многие черты этой симфонии – свободная трактовка цикла, красочные приемы развития – получили продолжение в симфонической музыке романтизма.
Музыкальные Сезоны