Герои сказок и их характеристика. Характеристика сказки, как средства развития речевых творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №651

Проект

«Психологический анализ социальных ролей сказочных персонажей»

Выполнили: Баталова Людмила, 10 класс

Липаткина Людмила, 10 класс

Руководители: педагоги-психологи

Баева И.П.;

Нестерова О.С.

Москва 2014

Психологический анализ социальных ролей в сказках

Постановка проблемы:

Издавна родители воспитывали своих детей с помощью сказок. Сказка, как и игра, является неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка, и она не только интересная, но и простая для детского понимания и восприятия, а также содержит определенный багаж норм и морали, который собирался по каплям годами и передавался из поколения в поколение. Сказка написана в понятной для ребенка форме. Главные герои сталкиваются с проблемами, подобными тем, что переживают реальные люди. На образах сказочных героев ребенку легче объяснить отдельные черты характера людей, например: хитрый как лиса или сильный, как медведь. В сказках изображаются определенные модели поведения, и в вымышленном мире ребенок получает своеобразный «первый» жизненных опыт. Следует отметить, что особенность сказки заключается в том, что она непременно завершается победой добра над злом, возвеличиванием «положительных» героев и высмеиванием «негативных». Влияние сказок на развитие личности ребенка подробно изучал американский психолог и психотерапевт Э.Берн, который доказал, что сказки, знакомые с детства, оказывают огромное влияние на выбор жизненной стратегии. Таким образом, ребенок, отождествляя себя с «хорошими», «успешными» персонажами, пытается подражать их поведению. В связи с этим нам стало интересно, какой сказочный герой, по мнению наших одноклассников, оказался бы самым успешным и приспособленным к жизни в современном мире, а, соответственно, является ориентиром для современных школьников.

Цель исследования:

Составление психологического портрета персонажа, являющегося ориентиром для подражания у современных школьников.

Задачи исследования:

    Составить перечень персонажей сказок и мультфильмов с краткими характеристиками явно выраженных личностных черт (см. приложение 1).

    Провести опрос среди учащихся 8-10 классов с помощью анкеты (см. приложение 2).

    Обработать полученные результаты, составить портрет.

Этапы исследования:

    Теоретический этап. Изучение особенностей личностных черт у персонажей сказок и мультфильмов, чтение, просмотр и обсуждение соответствующих сказок и мультфильмов.

    Исследовательский этап. Проведение опроса среди учащихся 8 – 10 классов.

    Заключительный этап. Выявление личностных характеристик, имеющих особую популярность у школьников.

Гипотеза исследования:

В современном мире актуальны следующие личностные характеристики:

Активная жизненная позиция;

Самостоятельность;

Ответственность.

Методы решения.

Перечень сказочных персонажей и персонажей мультипликационных фильмов с краткими характеристиками, составленный на основе сайтов:

Выводы.

При анализе результатов исследования наблюдалось, что небольшой процент и мальчиков и девочек выбирали героев противоположенного пола для описания собственного характера. Это соответствует современной действительности, где часто происходит смещение социальных ролей. Например, девушки водят машину, занимают высокие должности на работе, а мужчины могут заниматься домашним хозяйством. Если обратить внимание на графики №1 и № 2 (см. приложение 3) мы видим, что и у мальчиков и у девочек самый успешный герой – Дядя Федор, который отличается ответственностью и самостоятельностью. Но у девочек он абсолютный лидер, а у мальчиков, помимо Дяди Федора, также популярны Емеля и Карлсон, для которых личностными особенностями является веселый нрав, лень и надежда на случай. Из графиков №3 и №4 (см. приложение 4) мы видим, что мальчики ассоциируют себя с Дядей Федором, Карлсоном и Емелей, то есть, считают, что обладают такими качествами как ответственность, веселость и удачливость, что полностью соответствует портрету успешного персонажа в современном мире, ими же созданным. Это говорит о приспособленности к современной жизни и некотором нежелании ставить перед собой задачи для дальнейшего самосовершенствования – все и так хорошо! С девочками ситуация обстоит несколько иначе: они ассоциируют себя со следующими героинями – Мальвина, Золушка, Снежная Королева. То есть, считают, что являются воспитанными, исполнительными и спокойными. Следует отметить, что современный мир диктует иной портрет успешной девушки: деятельная, самостоятельная, собранная. Поэтому, в отличие от мальчиков, у девочек нет полного совпадения в образе успешной героини и себя. Из графиков № 5 и № 6 (см. приложение 5) мы видим, что при выполнении совместной деятельности мальчики хотели бы взаимодействовать не с самостоятельными (на примере Дядя Федора) и деятельными (Лиса Алиса) девочками – портрет успешной героини, а исполнительными (Золушка) и воспитанными (Мальвина), что соответствует реальным представлениям девочек о себе. Это можно объяснить тем, что собственный успех при выполнении совместной деятельности очень важен для мальчиков, и если такую деятельность будут выполнять два самостоятельных и деятельных человека, то в ней будет присутствовать дух соревнования, нередко переходящий в конфликт. При выполнении совместной деятельности девочки ценят в мальчиках ответственность (на примере Дяди Федора) и чувство юмора (на примере Карлсона). Важно отметить, что существует отличие в образах: мальчики успешному герою и себе добавляют удачливость (Емеля), а девочки хотели бы видеть их не удачливыми, а исполнительными (Золушка). По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что во все времена будут пользоваться популярностью такие качества, как ответственность, исполнительность, веселый нрав, ну, и конечно, чтобы он верил в удачу и чудеса, как в сказке, которую рассказывали нам наши родители!

Приложение 1

Характеристики сказочных и мультипликационных героев

Емеля:

Ленивый (к серьезным делам не приучен, приходится подолгу упрашивать выполнить любую, даже несложную работу), удачливый (поймал волшебную щуку, которая исполняла его желания), добрый (любит детей, зверушек жалеет – отпустил щуку), нет стремления к расширению своего образования.

Дядя Федор:

Самостоятельный, ответственный, серьезный (в четыре года читать научился, а в шесть сам себе суп варил). Любит родителей, но от них не зависит («Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать»), Трудолюбивый, дисциплинированный.

Карлсон:

Обаятельный, коммуникабельный (умеет находить общий язык с другими людьми), симпатичный, «самый лучший в мире выдумщик», считает себя специалистом во всех областях деятельности, хитрый (пользуется доверчивостью Малыша), имеет завышенную самооценку («Ведь я умный, красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил»), но обидчивый (не уверен в себе).

Принц:

Статный, красивый, воспитанный, образованный, ответственный (держит слово). Имеет высокие требования к жизни, не способен действовать самостоятельно, инфантилен (имеет детские суждения).

Золушка:

Добрая, любит природу, готова прийти на помощь нуждающимся, трудолюбивая, скромная, терпеливая, мечтательная, удачливая.

Снежная Королева:

Уверена в себе, решительна, спокойна, владеет своим поведением и эмоциями, но холодна, эмоционально отстранена от окружающих, ее боятся.

Лиса Алиса:

Имеет активную жизненную позицию (деятель), основанную на личном опыте, умна, хитра, изворотлива, манипулятор, умеет максимально использовать свои возможности, не воспитана, обманывает ради достижения собственных целей.

Мальвина:

Имеет хорошее воспитание и постоянно воспитывает окружающих не всегда с их желанием (строга в выполнении всех требований по отношению к себе и к окружающим), не терпима к отличному от собственного образу жизни, но при этом добрая, заботливая.

Приложение 2

Анкета

Ф.И.________________________________________________класс____________________

    Как Вы думаете, кто из представленных персонажей лучше адаптируется к условиям современного мира? Опираясь на психологический портрет, выберите одного из героев.

    Выберите одного героя, на которого Вы больше всего похожи по характеру, учитывая психологические особенности персонажей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    С кем из представленных героев противоположенного пола Вы хотели бы выполнять совместную деятельность (учиться, работать, дружить и т.д.)? Выберите и запишите его.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

График № 1. Успешный герой по мнению мальчиков.

График № 2. Успешный герой по мнению девочек.

Приложение 4

График № 3. С каким героем ассоциируют себя мальчики.

График № 4. С каким героем ассоциируют себя девочки.

Приложение 5

График № 5.С каким героем мальчики хотели бы выполнять совместную деятельность.

График № 6. С каким героем девочки хотели бы выполнять совместную деятельность.

Татьяна Козлова
Характеристика сказки, как средства развития речевых творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста

В основе процесса словесного творчества лежит восприятие детьми произведений художественной литературы, устного народного творчества во всём его жанровом многообразии : потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки .

Сказка – это наиболее распространенный и древнейший жанр устного народного творчества , классический образец народного фольклора. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам . Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету .

Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков. Сказочный дидактизм пронизывает всю ее структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует. Как явление фольклора, сказка сохраняет все фольклорные признаки : коллективность, устность бытования и коллективного характера сказочного творчества , является варьированием сказочного текста .

Важнейший признак сказки – особая форма ее построения и поэтика. А также присущие ей – повествовательность, сюжетность, установка на вымысел и назидательность, развлекательность , необычность изображаемых событий, особая форма повествования, вызывающая богатые эмоции.

К литературным сказкам относят сказки , созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.

Исчерпывающую оценку сказки дал К . Д. Ушинский : «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Сюжеты народных сказок многообразны . Сказки подразделяют на сказки о животных , волшебные сказки и бытовые .

Сказки о животных . В этом виде сказок обязательно присутствуют животные, которые действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества : они бывают хитрыми и глупыми, скупыми, мудрыми. Побеждает в таких сказках не сильный , а хитрый и умный.

Композиция такой сказки состоит из четырех частей : экспозиция, рассказывающая об изначальном положении дел; завязка действия – появление героя-антагониста; кульминация – схватка истинного героя с героем-антагонистом, повторяющаяся трижды; развязка – одно-два предложения, завершающие сюжет.

Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера , поступки и вызвать сострадание к слабому и обиженному в доступной для детского восприятия трактовке.

Волшебные сказки . Волшебные сказки привлекают детей своим замысловатым сюжетом, развитием действий , сопряженным с борьбой светлых и темных сил, чудесным вымыслом и превращениями. В этих сказках два поколения героев : старшие и младшие , но приключения выпадают на долю младших, которые должны пройти испытания. Волшебная сказка строится по определенным законам, в ней наблюдаются : зачин, испытание героя, запрет и нарушение запрета, уход героя из дома, встреча с помощником и получение волшебного средства , испытание героя и богатый пир.

Бытовые сказки или новеллистические, не имеют четко выраженной структуры, а состоят из отдельных эпизодов.

Отличительной особенностью бытовых сказок является комический эффект. Действие героя и его врага протекает в одном временном пространстве и воспринимается как повседневная реальность. Герои бытовых сказок : барин-помещик, царь-князь – жадные, равнодушные, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди.

Народность сказки выявляется в своеобразии художественного изображения героев, подборе языковых средств . Примеры указанных языковых средств : гипербола : черепашья скорость; нет ни крошки хлеба; литота : мальчик – с пальчик мизинчик; метафора : медведь – животное и медведь – неповоротливый человек; эпитет : зайка длинноухий, пушистый, беззащитный, маленький.

Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания . При этом следует отметить отличительные черты сказки от любого другого литературного произведения.

Во-первых, главная отличительная особенность сказки – это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.

Во-вторых, для того, чтобы лучше осознать тему и принять эти жизненные правила, введены их носители. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность.

Третьей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний.

Сказки имеют традиционные зачины и концовки, выраженные в образных словосочетаниях

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, делающими их более образными, эмоциональными, колоритными.

В настоящее время принято дифференцировать сказочные сюжеты – на динамические и описательные.

Составление сказок динамического типа имеет свой особый базовый алгоритм, включающий выбор сказочного героя ; описание его целей, мотивов и поступков. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.

Составление сказок описательного типа имеет свои особенности. Эти сказки выделяются моделью текстов, в которых подробно описывается жизнь героя, его изменение во времени. Мораль сказки – в том , что никогда ничего в жизни не бывает просто так.

Существует группа сказок , имеющая ярко выраженную этическую направленность, то есть в тексте очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Некоторое сказки сродни басням , но с нерифмованным текстом.

Существует много сказок , в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство.

Задача педагога – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно - художественные достоинства.

Таким образом, можно констатировать, что сказка – это занимательный рассказ (устный или письменный) о невероятной, но поучительной истории. Она является образцом высокохудожественного текста, а наличие жанровых признаков отличает ее от других литературных произведений. Основными критериями для изучения сказки являются : тема, идея, содержание, сюжетно-композиционная структура и система речевых изобразительных средств . В качестве исходных элементов жанра выделяют : ее метафоричность, фантастичность, наличие выразительных языковых средств и специальное композиционное построение, что обеспечивает ее художественную и педагогическую ценность как средства развития словесного творчества детей дошкольного возраста .

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение
    1. Цель работы

Все люди с самого раннего детства любят сказки. Благодаря сказкам мы получаем уникальную возможность окунуться в волшебный мир. Знакомясь с волшебным миром сказок, мы воспитываем в себе любовь к слову и интерес к чтению.

Верим ли мы в реальность сказки? И верим, и не верим, но почему-то очень хотим верить в сказочное чудо наяву, в волшебство в повседневной жизни. Что же такое сказка и когда она появилась? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки:

1.познакомиться с историей народных сказок; 2. проанализировать сказки о животных; 3. выявить основные черты характера героев сказок о животных.

1.2. Задачи исследования

Задачи моей исследовательской работы заключаются в том, чтобы:

1. изучить сказки о животных;2. выявить особенности характера сказочных животных;3. сравнить черты характера животных с чертами характера человека;4. выявить влияние чтения сказок на формирование личности ребенка5. составить презентацию «Основные черты характера героев в сказках о животных»

Объектом исследования являются народные сказки о животных; предметом исследования - отличительные черты характера героев этих сказок.

    Вступление. Что такое сказка?

Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях. Сказки создал народ, поэтому они называются - русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди еще не умели писать и передавались из уст в уста, из поколенья в поколенье.

Все сказки делятся на: волшебные, бытовые и сказки о животных. Особый смысл у сказок о животных. Их герои - животные, птицы и рыбы, но очень похожие своим характером на людей. Главная задача таких сказок - высмеять скверные черты характера, негативные поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Для сказок о животных важна идея, что ожившая природа способна действовать самостоятельно, животные и растения имеют право на свою жизнь.

В сказках о животных действуют хитрая Лиса, злой и глупый Волк, трусливый Заяц, гордый Петух, добродушный Медведь и другие звери и птицы. Сказки о животных, как правило, нравоучительны и назидательны. Излюбленный герой таких сказок - хитрец и обманщик (лиса) - обязательно противопоставляется положительному персонажу (медведю, зайцу).

3. Основная часть. Главные герои сказок о животных и особенности их характера

3.1. Главный герой - Лиса.

Излюбленным героем сказочных историй о животных, является лиса. Она изворотливая и очень хитрая, часто готова на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Лиса мстительна и злопамятна. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым волком. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! Глупость и доверчивость так же бесконечны, как хитрость и расчет. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса, Плутовка. Сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Кот, петух, и лиса», «Лиса и заяц», «Медведь и лиса», «Колобок», «Лиса и журавль».

3.2. Главный герой - Волк.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Это прямая противоположность образу лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное, нелепое положение. Сказки: «Старая хлеб-соль забывается», «Волк и коза», «Глупый волк», «Ненасытный волк», «Колобок».

3.3. Главный герой - Медведь

Также одним из главных персонажей в сказках о животных является медведь. Медведь часто попадает в смешные ситуации, но никогда ни на кого не нападает. Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда. Сказки: «Мужик и медведь», «Теремок», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Медведь и собака», «Медведь - липовая нога».

3.4. Главный герой - Заяц.

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя. В одних сказках это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам. Сказки: «Зайкина избушка», «Зайцы и лягушки».

    Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» среди учащихся 3-5 классов

Мною проведено анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни»:

среди одноклассников (учеников 3 класса),

среди учащихся 5 класса.

В анкетировании приняло участие 25 человек. Из них 21 человек ответили, что любят читать русские народные сказки о животных.

Назовите самых любимых сказочных героев

Кого из них Вы считаете положительным героем?

Кого отрицательным героем?

Чему учат сказки о животных?

Доброте и мудрости

Честности и справедливости

Отзывчивости

Дружбе и верности

    Результаты исследования

Проанализировав данные анкеты, я сделала вывод, что почти все дети знают и любят русские народные сказки о животных и их главных героев. Дети чаще выбирают положительных героев, которые оказывают положительное влияние на поведение ребенка. Так же я узнала, что чтение русских народных сказок о животных оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.

    Вывод

В сказках о животных обязательно одерживается победа положительных героев над отрицательными, победа добра над злом. Каждое животное имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада.

Список использованной литературы

1. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки», М., 2010.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

4. Русские народные сказки/ в обработке М. Булатова, И. Карнауховой - М.: 2014

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то "засекреченная". Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

"Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева".

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал - и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там - дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя "Василиса" можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину - это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть - и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге "Исторические корни волшебной сказки":

"Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: "Если не сделает - срубить за провинность голову". Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

Слова "пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи" полны коварства. Жениха посылают на гибель... В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи".

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной - и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она - дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты - это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса - девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня - с биографией, характером и так далее.

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать - скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: "Не надо мне здесь благословенных". Но в придачу дала девушке огня - сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге "Бегущая с волками" известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска - это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье".

И так - во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

Народная сказка - это послание от наших предков, переданное из незапамятных времен. Через волшебные сюжеты до нас доносится сакральная информация о морали и духовности, традициях и культуре. Герои русских народных сказок весьма колоритны. Они живут в мире, полном чудес и опасностей. В нем идет битва светлых и темных сил, в результате которой всегда побеждает добро и справедливость.

Иван-дурак

Главный герой русских сказок - искатель. Он отправляется в трудный путь, чтобы добыть волшебный предмет или невесту, расправиться с чудовищем. При этом изначально персонаж может занимать низкое социальное положение. Как правило, это крестьянский сын, самый младший ребенок в семье.

Кстати, слово "дурак" в древние времена не имело негативного значения. С 14-го века оно служило именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих.

Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта. Он выручает попавших в беду, отпускает щуку, за что удостаивается волшебной помощи. Преодолев все препятствия, Иван-дурак женится на царской дочери, становится богатым. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося фальши.

Богатырь

Этот герой был заимствован из былин. Он красив, отважен, благороден. Часто растет "не по дням, а по часам". Обладает огромной силой, способен оседлать богатырского коня. Существует много сюжетов, где персонаж вступает в схватку с чудовищем, умирает, а затем воскресает.

Имена героев русских сказок могут быть различными. Нам встречаются Илья Муромец, Бова Королевич, Алеша Попович, Никита Кожемяка и другие персонажи. Ивана-царевича тоже можно отнести к этой категории. Он вступает в бой со Змеем Горынычем или Кощеем, седлает Сивку-Бурку, защищает слабых, выручает царевну.

Показательно, что герой иногда допускает ошибки (грубо отвечает встречной бабушке, сжигает шкуру лягушки). Впоследствии ему приходится раскаиваться в этом, просить прощения, исправлять ситуацию. К концу сказки он обретает мудрость, находит царевну и получает полцарства в награду за подвиги.

Чудо-невеста

Умная и прекрасная девушка к концу повествования становится женой сказочного героя. В русских народных сказках нам встречаются Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная. В них воплощено народное представление о женщине, стоящей на страже своего рода.

Героини отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса. Могущественные силы героиня использует во благо своего возлюбленного.

Присутствует в сказках и образ кроткой падчерицы, которая добивается успеха благодаря своему трудолюбию и доброте. Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

Какой герой русских сказок является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Первое место по праву принадлежит Бабе Яге. Эта весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. "Бабой" в древности называли мать, старшую женщину в роду. "Яга" может быть связано с древнерусскими словами "ягать" ("громко кричать, ругаться") или "ягая" ("больная, злая").

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге добрые молодцы, а она испытывает их. Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд "перепекания". На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

Кощей

Имя этого сказочного героя русских сказок могло произойти от тюркского "кощей", что переводится как "невольник". Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского "костить" (ругать, вредить) или "кость". Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет.

Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира.

Это один из самых древних образов. Герой русских сказок отличается от зарубежных драконов наличием нескольких голов. Обычно их количество кратно трем. Существо умеет летать, изрыгает огонь и похищает людей. Обитает оно в пещерах, где прячет пленниц и сокровища. Нередко появляется перед положительным героем, выйдя из воды. Прозвище "Горыныч" связывают либо с местообитанием персонажа (горы), либо с глаголом "гореть".

Образ страшного Змея позаимствован из древних мифов о драконе, который охраняет вход в подземное царство. Чтобы стать мужчиной, подростку надо было победить его, т.е. совершить подвиг, а затем войти в мир мертвых и вернуться обратно уже взрослым человеком. По другой версии, Змей Горыныч - собирательный образ степных кочевников, которые огромными полчищами нападали на Русь. При этом ими использовались огневые снаряды, сжигавшие деревянные города.

Силы природы

В древности люди олицетворяли Солнце, Ветер, Месяц, Гром, Дождь и другие явления, от которых зависела их жизнь. Они часто становились героями русских сказок, женились на царевнах, помогали положительным героям. Встречаются также антропоморфные властители тех или иных стихий: Мороз Иванович, леший, водяной. Они могут играть роль как положительных, так и отрицательных персонажей.

Природа изображается одухотворенной. От ее действий во многом зависит благополучие людей. Так, Морозко награждает золотом и шубой кроткую, трудолюбивую дочку старика, которую мачеха велела бросить в лесу. В то же время ее корыстная сводная сестра погибает от его чар. Славяне преклонялись перед силами природы и одновременно остерегались их, старались задобрить с помощью жертв, обращались с просьбами.

Благодарные животные

В сказках мы встречаем говорящего волка, волшебных коня и корову, золотую рыбку, щуку, исполняющую желания. А также медведя, зайца, ежа, ворона, орла и т.д. Все они понимают речь человека, обладают необычными способностями. Герой выручает их из беды, дарует жизнь, а они в ответ помогают одолеть врага.

Здесь явно просматриваются следы тотемизма. Славяне верили, что каждый род произошел от определенного животного. После смерти душа человека переселяется в зверя и наоборот. Например, в сказке "Буренушка" душа умершей матери перерождается в образе коровы, чтобы помогать осиротевшей дочери. Такое животное нельзя было убивать, ведь оно становилось родственником и защищало от беды. Иногда герои сказки и сами могут оборачиваться зверем или птицей.

Жар-птица

Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок. Чудесная птица слепит глаза, как золотое солнце, и живет за каменной стеной в богатых землях. Свободно парящая в небе, она является символом небесного светила, которое дарует удачу, изобилие, творческую силу. Это представительница иного мира, которая часто превращается в похитительницу. Ворует жар-птица молодильные яблоки, дарующие красоту и бессмертие.

Поймать ее может только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно связан с умершими предками. Обычно это младший сын, который должен был ухаживать за старыми родителями и много времени проводил возле родового очага.

Таким образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.