Курсовая работа: Воображение как психический познавательный процесс. Возникновение и развитие воображения

Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, игра, человеческая . Разновидность творческого воображения - Фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение.
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное
  • абстрактное

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса

  • Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт ().
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного :

  • беглость
  • гибкость
  • оригинальность
  • точность

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • конформность
  • неодобрение воображения
  • жесткие полоролевые стереотипы
  • разделение игры и
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от . Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности , внимания, памяти, речи, ;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной . Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление ее на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции ее периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого . Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Напр., человек не бывший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинках и фотографиях, видел в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, - видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей.

Воображение - психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку. Оно-познавательный процесс. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрвыно связано с процессом памяти(запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание). Преобразует то, что есть в памяти.

Виды воображения: 1 ) воссоздающее воображение - развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа. 2)творческое воображение – создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. 3)мечта – особая форма воображения, локализованная в достаточном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества.

Виды воображения:

«»Пассивное воображение: 1. преднамеренное; 2. непреднамеренное.

Пассивное преднамеренное воображение: грёзы – образы фантазий, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.

Пассивное непреднамеренное воображение: в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Возникает при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

Активное воображение: 1 творческое; 2 воссоздающее.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Приемы (способы) создания образов воображения: 1)агглютинация – создание нового образа путем соединения в одно целое фрагментов различных мыслей и слов. наблюдается при шизофрении(в частности является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций.) 2)акцентирование – один из способов создания образов воображения. выдвигать на первый план, подчеркивать какую-нибудь мысль. 3)схематизация – создание образов с помощью схем, картин. 4)типизация – отбор или разработка типовых конструкций или производственных процессов на основе общих; обобщение, выражение общих идей, процессов и явлений; выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретной базе.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.

1) агглютинация – предполагает «склеивание» различных частей в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

2) гиперболизация - характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещение.

3) заострение - подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры).

4) схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

5) типизация – выделение существенного, повторяющегося, воплощение их в конкретном образе.

Развитие воображения.

    Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать.

    Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка.

    Мечта - образы желаемого будущего.

1. Теоретическая часть

1.1 Краткая характеристика воображения

1.3 Виды воображения

1.4 Развитие воображения, условия развития воображения

1.5 Воображение, экспрессия, телесный диалог

2. Практическая часть

2.1 У кого воображение богаче: у взрослого или ребенка

2.2 Тест для выявления уровня развития ребенка

2.3 Решение задач на воображение

2.4 Тесты для изучения развитости воображения


1. Теоретическая часть

1.1 Краткая характеристика воображения

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Своим источником воображение имеет объективную реальность. А в свою очередь продукты воображения находят объективное материальное выражение. Оно связано с особенностями личности, ее интересами, знаниями и навыками.

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных связей, которые уже образовались в прошлом опыте.

Функции воображения

Представление деятельности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

Регулирование эмоциональных отношений;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

Формирование внутреннего плана человека;

Планирование и программирование деятельности человека.

Формы выражения воображения

1. Построение образа, средств и конечного результата деятельности.

2. Создание программы поведения в условиях неопределенной ситуации.

3. Создание образов, соответствующих описанию объекта и др.

Формы синтеза представлений в процессах воображения

Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

Гиперболизация или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

Заострение – подчеркивание каких-либо признаков предметов;

Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Виды воображения

1. Активное воображение управляется усилиями воли. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо желания человека.

2. Воссоздающее воображение – представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового. Творческое - воображение, дающее новые, оригинальные, впервые создаваемые образы. Источником творчества является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Она и обуславливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к возникновению нового.

3. Фантазия - вид воображения, дающий образы малосоответствующие действительности. Однако образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности не существует. Грезы – фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью. Сновидения - пассивные и непроизвольные формы воображения, в которых находят выражения многие жизненно важные потребности человека. Галлюцинации – фантастические видения, как правило, результата нарушений психики или болезненных состояний.


1.2 Воображение, его сущность, формы выражения воображения, формы синтеза представлений в процессе воображения

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: "Представь себе такую ситуацию...", "Вообрази себе, что ты..." или "Ну, придумай же что-нибудь!" Так вот, для того чтобы все это делать - "представлять", "воображать", "придумывать", - нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия "воображение" следует добавить лишь несколько штрихов.

Человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал ранее, с чем никогда не сталкивался в жизни, или то, что еще будет создано в более или менее отдаленном будущем. Такого рода представления называют представлениями воображения или просто воображением.

Воображение – познавательный высший процесс, психологическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимающихся человеком в действительности.

В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться.

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль , в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление . Удивление в свою очередь вызывают:

¨  новизна воспринятого "что-то";

¨  осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

¨  импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

Þ По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

Þ По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

Þ Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

Þ Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

Воображение выражается:

1. В построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта.

2. В создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна.

3. В продуцировании образов, которые не программируются, а заменяют деятельность.

4. Создание образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результата труда до его начала (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда (те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол) способствует его предметному воплощению.

Сущность воображения, если говорить о его механизмах - преобразование представлений, создание новых образов, на основе имеющихся. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Представления воображения бывают 4 видов:

Представления того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал;

Представления исторического прошлого;

Представления того, что будет в будущем и того, что никогда не было в действительности.

Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

Проблема развития воображения относится к наименее четко определенной и разработанной в педагогике и психологии, в связи, с чем перед нами стоит задача охарактеризовать творческое воображение как психический процесс. Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже XIX-XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, А.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (И.Г. Батоев, Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, О.М. Дьяченко, Г.Д. Кириллова, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.), с другой - функциональное развитие данного процесса (Е.И. Игнатьев, Э.В. Ильенков и др.).

Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Д. Б. Богоявленский, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский, Б.М. Теплов,).

Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта.

Таким образом, воображение - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

Психологи данное воображение называют пассивным. Оно может быть преднамеренным: человек может вызывать образы фантазии преднамеренно - грезить наяву. Грёзы - это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Всем людям свойственно грезить о чем-то приятном, но если в процессе воображения у человека преобладают грёзы, то это дефект развития личности. Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей функции сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д. Активное воображение может быть подразделено на творческое и воссоздающее. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Иначе говоря, этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. Некоторые люди обладают способностью с легкостью воссоздавать в памяти образы. Увидев однажды предмет, они затем могут представить его со всеми подробностями, со всеми цветами и даже запахами. Оно необходимо при чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний, т.к. происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах и картах. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимаем, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами).

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего воображения, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Именно этот вид воображения будет предметом изучения и дальнейшего развития его у детей. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в её структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Особый вид воображения - мечта. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать своё поведение для его осуществления. Мечта всегда является толчком к деятельности.

Еще один вид творческого воображения - фантазия. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика - результат творческого воображения, но авторы не видят путей достижения того, что им рисует воображение. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Каждый предмет, каким бы будничным и далёким он не казался, в той или иной мере результат воображения. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.

Итак, воображение - психологическая основа творчества, универсальная способность человека к построению новых образов путем преобразования практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в обычном понимании, он сочиняет. Важно не то реально это или нет, важно другое - что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, то может быть он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? В таком случае необходима немедленная помощь.

Установив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

Воображение как психический процесс располагает своими «технологиями». Например, по мнению Д. Гильфорда с воображением связано такое свойство психики, как образная адаптационная гибкость - способность изменять, трансформировать форму объекта с целью получения новой структуры. Эта способность к преобразованиям осуществляется на основе различных приемов и способов воображения:

  • 1. Агглюцинация (парадоксальное комбинирование) - соединение, «склеивание» элементов различных образов и явлений. Результаты этого приема - фантастические, мифологические, сказочные образы (Кентавр, русалка, птица-феникс и др.).
  • 2. Символизация, по определению Фрейда, это процесс «превращения мысли в образы». Символизация - термин ключевой для постижения художественного творчества. Искусство символично. Оно рассказывает о своих тайнах с помощью символов. Язык символов - таинственный, многозначный, недоступный одной формулировке, содержательно неисчерпаемый.
  • 3. Гиперболизация - парадоксальное усиление, увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. А также изменение количества частей предмета или их смещение (многорукие боги, семиглавый Змей-Горыныч).
  • 4. Акцентирование - заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета. Результатом этого приема могут быть как минимальные изменения содержания образа, так и полная его трансформация.
  • 5. Схематизация - выделение основных черт сходства отдельных явлений. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.
  • 6. Одухотворение, «оживление» образов и явлений природы.
  • 7. Инверсия - перевоплощение в противоположность (Царевна-лягушка, Щелкунчик).
  • 8. Комбинирование - сгущение (концентрация) образов до контаминации (наложения). Существует аналогичный термин в литературоведении - «собирательный образ». В результате сгущения несколько отдаленных образов предстают как единое целое.

У Выготского Л.С. подробно описывается психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение, соединение элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества»- пишет Л.С. Выготский 10.

Л.С. Выготский, труды которого положили начало школьной психологии, сформулировал три закона развития творческого воображения.

  • 1. Творческое воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Воображение строится из реальных элементов, чем богаче опыт - тем богаче воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, это объясняется бедностью его опыта.
  • 2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал. То есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно. Здесь воображение не воспроизводит того, что было воспринято в прежнем опыте, а создает на основе опыта новые комбинации. Здесь тоже прослеживается зависимость воображения, от прежнего опыта (наличие представлений о безводности, песчанности, огромных просторах, животных населяющих пустыню). Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. Эта форма представляет наиболее важное значение для педагога. В этом смысле воображение приобретает важную функцию - оно становится средством расширения опыта человека, т.к. он может вообразить то, чего он не видел. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором - сам опыт опирается на воображение.
  • 3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. Всякое чувство, эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. В горе и радости мы все видим другими глазами. В свою очередь, образы фантазии служат внутренним выражением наших чувств (черный цвет-траур, красный - восстание, белый - торжество). Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака.

Художественному воображению присущи следующие характеристики:

  • 1. Эффект новизны, неповторимости образов. Продуктивный характер, в отличие от воссоздающего, репродуктивного воображения. Создание новой художественной реальности.
  • 2. Яркость образов. Даже самые фантастические «нереальные » образы приобретают в художественном творчестве «достоверность», «реальность».
  • 3. Эмоциональность процесса воображения и его результата.
  • 4. Связь с материалом искусства, с системой художественного языка. Образ воображения «требует» своего воплощения, иногда «диктует» материал и средства.
  • 5. Специфическая и обобщенная черта художественного воображения заключается в том, что образы, ситуация, состояния, идеи, которые преобразуются и создаются воображением всегда одухотворены. Художественное воображение оперирует духовными содержаниями.
  • 6. Содержанием художественного воображения становятся не только личный опыт или ситуативная творческая задача и данные в ней образы, но и образы, которые скрыты в глубинах бессознательного.

Как видно, из вышесказанного, воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует сложный процесс переработки этого материала: диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей.

Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части: одни сохраняются, другие забываются. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются диссоциированные элементы. Этот процесс изменения основан на динамичности внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений представляют собой процессы, которые движутся и изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести процесс преувеличения или преуменьшения отдельных элементов впечатлений.

Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. И последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Как уже отмечалось, полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается во внешних образах.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что воображение играет большую роль в жизнедеятельности человека. Оно выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их вместе, манипулируя образами.

Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

История научных открытий располагает множеством примеров, когда воображение выступало одним из важнейших элементов научной деятельности. Воображение играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако, когда закон установлен и проверен практикой, связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строго научного мышления.

Рассмотрев воображение и его роль в психической деятельности человека, следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Развитие воображения – осознанно выбранный процесс, в ходе которого человек преследует цель усовершенствования своего воображения, а именно сделать его более ярким, более глубоким и особенным.

Что же такое воображение? Воображение – это способность к неожиданному или задуманному появлению в сознании и мыслях каких-либо образов, идей и так далее.

То, что возникает в мыслях, в ходе представления, может отличаться от реальность. Воображение – мир отдельный от реальности, в воображении могут появляться мысли, идеи и объекты, несуществующие в природе. Именно воображение помогает в уме решать задачи для которых требуется наглядное визуальное представление.

Например, как вставить батарейку в часы, мышь, калькулятор, как закрывается крышка кастрюли, как гайка закручивается на болт. Это все слишком простые и очевидные примеры. А как на счет того, чтобы сыграть в уме в шашки или шахматы, собрать часовой механизм из шестеренок или домик из конструктора. Примеров использования воображения гораздо больше.

Воображение разделяется на четыре вида, каждое и которых значительно отличается от других:

  1. Активное воображение – человек по собственному желанию рисует, строит образы у себя в голове.
  2. Пассивное воображение – это возникающие неожиданно образы, независимо от желания человека.
  3. Продуктивное воображение – это воображение, в котором реальность преобразуется творчески.
  4. Репродуктивное воображение – это воображение, восстанавливающее реальность в том виде, в каком она есть. Здесь есть место фантазии, но больше работает память и восприятие.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – тип воображения, который отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность. Так создаются продукты творческой деятельности.

Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством. Например:

    Писатели . Куда тут без творческого воображения. Хотите писать красивые, большие, интересные, с великолепным сюжетом книги? Или может вам нужно его поддерживать? Тогда вам стоит заняться развитием творческого воображения.

    Художники . Если вы не пишите картины с природы, людей, натюрморты, а создаете сами, из своей головы, то вам так же понадобится развитие творческого воображения. Тогда у вас появится масса идей, очень много различных вариантов написания определенного момента картины.

    Музыканты . Им как никому нужно творчество в своей работе, потому что сочинение хорошей музыки – это не просто так, это приличная нагрузка на воображение, и не просто воображение, а творческое.

Развитие воображения у детей

Примерно к 5ти годам ребятишки имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Родителям не стоит поднимать панику насчет последнего, потому что это обычное дело у маленьких детей. Спустя время все исчезнет, не оставив и следа.

Главное уделять больше внимания ребенку, ему это жизненно необходимо. Он учится, развивается, впитывает все как губка.

И если вдруг получилось так, что ваш ребенок ушел слишком далеко в такую «реальность», то нужно больше с ним заниматься, разговаривать, общаться. В крайнем случае, подключить к этому делу специалиста, который поможет справиться с проблемой и вывести ребенка из несуществующей реальности.

Развитие воображения у маленький детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому помните НЕЛЬЗЯ прерывать ребенка позвольте ему закончить свою игру или помогите ему прийти к завершению, не нарушайте логику воображения.

Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его "коняшку", то не нужно ему объяснять, что это всего лишь палка. Ребенок, не дурак и сам это понимает, просто у него активно работает и развивается воображение. Нужно его поддержать, сказав что-то типа: “Да, у тебя отличная коняшка! Смотри, какая у нее красивая и кудрявая грива!”

Такой подход только ускорит процесс развития воображения у ребенка. Вам ничего особого делать и не требуется, нужно лишь задать направление, сказав, что-то абстрактное, например: “Какая красивая грива!”. И попросить ребенка описать гриву у лошадки.

Развитие творческого воображения ребенка

Детский возраст – возраст знакомства с литературой, книгами, фильмами, музыкой. Важно, чтобы ребенок читал яркие и красочные книги, с интересным сюжетом и интересными персонажами. Смотрел добрые и умные фильмы и мультики.Благодаря книгам, ребенок сможет переместиться в мир фантазий, воображения, оказаться в сказочном мире. Книги – отличный помощник для развития творческого воображения ребенка. То, что показывает фильм, ребенок, как и любой другой человек, создает в своем воображении сам.

Можно поупражняться с ребенком на развитие творческого воображения. Дайте ребенку героев, о которых он знает.

Попросите ответить его на следующие вопросы:

  1. в чем суть каждого из героев?
  2. какие у них черты характеры?
  3. какие сильные стороны?
  4. что хорошее они делают?
  5. Чего не хватает в характере и вообще каждому из героев?

А попросите его придумать историю с этими персонажами. Если будет сложно – подтолкните, начните историю за вашего ребенка.

Упражнения для развития воображения у ребенка

    Упражнение 1. Предложите ребенку обвести свои ладошки на бумаге краской или карандашом. Это будет основой их последующего рисунка. Пускай ребенок пофантазирует и дорисует что-нибудь. Например, дерево (лес) или бабочку или цветы, животное…

    Упражнение 2. Дайте ребенку на выбор 3 краски, которые, по его мнению, наиболее подходящие друг для друга. И пусть он зарисует весь лист. Что напоминает этот рисунок?

    Упражнение 3. Попросите ребенка капнуть краской на середину листа. Затем пусть сложит лист пополам. После разворачивания на листе останутся различные кляксы. Пусть ребенок подключит свое воображение и скажет на что похожа каждая из них, что она напоминает.

    Упражнение 4. Дайте ребенку листы с не дорисованными изображениями и предложите дорисовать их.

Воображение ребенка сыграем большую роль, возможно, вместо предполагаемого ответа он изобразит что-то необычное и подходящие под начальный незаконченный рисунок.

Это будет результатом его прекрасно работающего воображения. Бывает, что ребенку нужно помочь, поэтому не расстраивайтесь, если сходу не получится. Это нормально и значит, что нужно с ребенком позаниматься, чтобы он натренировался, ведь впереди у него будет тонна сложных и интересных задач (математика, физика, геометрия, жизненные ситуации и так далее.), при решении которых потребуется использовать воображение!

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста разделяют на три стадии.

    1 стадия – огромное количество вымысла и фантазий. Так как в этот период закладывается база для правильного и полного развития способности воображения и представления. Стадия длится до трех лет.

    2 стадия – совместная работа фантазий с практикой. Ребенок только учится выстраивать цепочку действий, логику, чтобы достичь результата во время какой-либо задачи. Стадия длится до пяти лет.

    3 стадия – в деятельность ребенка включается способность воображения, фантазирования и творчества. Фантазии становятся более активными и практически применимыми.

Упражнения для развития воображения у дошкольника

    Упражнение 1. Попросите ребенка закрыть глаза и включите классическую музыку. Спросите, что ребенок представил во время прослушивания этой музыки. Помимо классической музыки можно использовать современную музыку, чем больше будет разнообразия, тем лучше.

    Упражнение 2. Это упражнение выполняется с несколькими детьми. Включите какую-нибудь музыку со словами или без них. Попросите ребенка танцем изобразить под музыку что-нибудь или кого-нибудь. А остальные дети, наблюдая за танцем, должны угадать, что пытается передать первый ребенок. От такого упражнения развивается воображение у всех детей.

    Упражнение 3. Это упражнение отлично подходит для развития творческого мышления:

Ведущий игры (взрослый) говорит ребятам: «выйти на улицу – хорошо, потому что можно погулять», а цель ребят продолжить цепочку, например: «выйти на улицу – хорошо, потому что полезно погулять. Погулять хорошо – потому что полезно. Полезно гулять – потому что прекрасная погода на улице. Прекрасная погода – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце – хорошо потому что ясно. Ясно – потому что нет дождя. Нет дождя – потому что тепло.»

Игры на развитие воображения

Онлайн игры не только легкодоступны, но и очень полезны. Ничего не надо подготавливать заранее, главное чтобы ребенок отдыхал каждый 15-20 минут примерно по 20-30 минут, потому что в этих самых перерывах в мозгу строятся новые нейронные связи и чем лучше они построятся, тем больше будет прогресс!

Это похоже на то, как спортсмену после хорошего упражнения или забега нужно отдохнуть, чтобы мышцы восстановили силы.

Игра «сложная сортировка»

Игра «сложная сортировка» - отличный тренинг сообразительности и внимания. В центре экрана показана фигура имеющая свой цвет, а вокруг 4 разные фигуры, раскрашенные в четыре разных цвета. Написано, как вам надо сравнить данную в центре фигуру с теми, что вокруг: по цвету или по форме. Вам нужно вовремя сообразить и не сбиться. Игра на время, поэтому поторопитесь, чтобы набрать наибольшее количество очков.

Игра «Буквы и цифры»

  1. Тренирует концентрацию внимания
  2. Улучшает скорость реакции
  3. Развивает логику и сообразительность

Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, "У6". А под буквой с цифрой появится вопрос, например, "Число нечетное?" или "Буква согласная?". Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.

Игра «матрицы цвета»

Также отличным тренажером для развития сообразительности станет игра «матрицы цвета». Перед вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов. А ваша цель будет указать какого цвета больше на поле в данный момент 1ого или 2ого. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться, то есть. игра усложняться.

Игра «Упрощение»

Игра «Упрощение» - замечательный тренажер, не только устного счета, но и сообразительности. Вам встретятся примеры и простые, и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно сообразить, как упростить, посчитать или найти ответ из предложенных. Для этого вам и придется воспользоваться своей сообразительностью!

Зрительный поиск

  1. Развивает произвольное внимание
  2. Улучшает концентрацию внимания
  3. Совершенствует объем внимания

На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)

Игра «Фланговая задача»

На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше. Поехали!

Игра «Супер память»

  1. Тренирует визуальную память
  2. Увеличивает объем памяти
  3. Улучшает точность памяти

С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.

Средства развития воображения

Жизненный опыт – вот главное средство развития воображения. Общайтесь с различными людьми, принимайте участие во всяких соревнованиях, мероприятиях, найдите свое хобби, но не ограничивайтесь одним!

Чтение – одно из лучших средств развития воображения. Чтение открывает мир воображения и интересных сюжетов. Чем круче сюжет, чем увлекательней книга, чем ярче описания – тем лучше для вашего мышления и воображения. И даже ели еще не успели дочитать до конца, вы можете представить, что будет дальше. А потом уже сравниваете по ходу чтения насколько хорошо представились будущие события в произведении. Если вы ошиблись – это не плохо, потому что угадать сюжет полностью практически невозможно, зато тот опыт, который вы получаете вовремя воображения – бесценен.

Фантастика лучший жанр, для развития воображения и креативности. Потому что фантастика наиболее яркий жанр, нежели другие.

Запишитесь на наш курс развития скорочтения . В этом курсе мы будем не только ускорять скорость чтения и развивать память на запоминание, но и выполнять специальные упражнения на синхронизацию полушарий мозга и тренировку воображения, чтобы добиться максимального результата! В курсе будет даже затронута тема питания и образа жизни.Записаться на курс

Развитие мышления и воображения

Мышление и воображение тесно связанны друг с другом. Воображение можно считать мышлением, только это мышление выше реального, оно переносит вас в другой мир, мир фантазий. Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни.

Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осознанность. Также мышление может становиться более точным, детализированным и позитивным.

Как развивать мышление?

    Делайте записи и рисунки . Возьмите в привычку излагать свои мысли письменно или рисунками. Некоторые люди объясняя или рассказывая что-нибудь, не только говорит, но и рисует, то есть закладывает вам картинку, проясняет ситуацию.

    Рассказывайте свои мысли . Полезно будет излагать свои мысли окружающим, которым будет это действительно интересно. Рассказывая это кому-нибудь вы сможете получать обратную связь. А еще плюсом послужит то, что, чем больше вы рассказываете свои мысли, тем более понятными они будут для вас (если были какие-нибудь моменты не ясны).

    Обсуждайте . Обсуждение мыслей довольно таки эффективная вещь. Главное, чтобы обсуждение не обернулось в ссору. Если вы вдруг не согласны с тезисом собеседника, то составьте свой, но не начинайте жаркий спор, а ведите спокойный разговор.

    Следите за речью . Мышление и речь тесно связанны друг с другом. Поэтому, чтобы поспособствовать развитию мышления, стоит строить свою речь правильно. Совет: исключите слова «проблемы», «ужас», «трудно», включите «интересно», «цель».

Почему тесно связаны речь и мышление? Мышление мимолетно, оно сложно запоминается, а вот с речью иная история. Речь запоминается, ее проще отслеживать.

Хотите усовершенствовать мышление? Обратите внимание на свою речь.

    Обратите внимание на чужую речь . Проще следить за чужой речью, чем за своей. Потому что чужая речь – это что-то новое и в ней слышны все недочеты и сбои в логике. Изучение ошибок чужой речи поможет вам в нахождении ошибок в своей речи.

    Совершенствуйте навык работы с текстами . Анализ текста можно сравнить с прослушиванием чужой речи. В обоих случаях вы ищете ошибки, шероховатости и берете себе на заметку. Улучшение мышления зависит от умения обработки текстов.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Итог

В этой статье мы узнали, что такое воображение, как его развивать взрослым и детям, какие упражнения использовать и так далее. А также как воображение можно использовать в практических целях.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.