Образ идеальной женщины III Рейха. Изобразительное искусство третьего рейха Народ в борьбе

Немецкие художники внесли огромный вклад во все важнейшие направления изобразительного искусства ХХ века, включая импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. В начале ХХ века многие выдающиеся художники, жившие в Германии, обрели мировое признание своими произведениями. Среди них были крупнейшие представители "нового реализма" (Die Neue Sachlichkeit) - Георг Гросс, экспрессионист швейцарского происхождения Пауль Клее, русский экспрессионист, работавший в Германии, Василий Кандинский.

Но для Гитлера, считавшего себя тонким знатоком искусства, современные тенденции в немецком изобразительном искусстве казались бессмысленными и опасными. В "Майн Кампф" он высказывался против "большевизации искусства". Подобное искусство, говорил он, "есть болезненный результат сумасшествия". Гитлер утверждал, что влияние подобных тенденций было особенно заметно в период Баварской Советской республики, когда в политических плакатах на первое место выдвигался модернистский подход. Все годы своего движения к власти Гитлер сохранял чувство крайней неприязни к современному искусству, которое называл "дегенеративным".

Собственный вкус Гитлера к живописи ограничивался героическим и реалистическим жанрами. Истинное германской искусство, говорил он, никогда не должно изображать страдание, горе или боль. Художники должны использовать краски, "отличные от тех, которые различают в природе нормальный глаз". Сам он предпочитал полотна австрийских романтиков, таких как Франц фон Дефреггер, который специализировался на изображении тирольской крестьянской жизни, а также картины второстепенных баварских художников, рисовавших счастливых крестьян за работой.

Думаю, что эта картина Франца фон Дефреггера вдохновляла Гитлера больше всего:

а, может быть, эта:


Для Гитлера было очевидно, что наступит время, и он очистит Германию от декадентского искусства ради "истинного германского духа".

Как всем хорошо известно, сам Адольф Гитлер мечтал о карьере художника, но в возрасте 18 лет, в 1907 году, провалился на вступительных экзаменах в Венскую академию художеств. Это было страшным ударом по его болезненному самолюбию, от которого он так никогда и не оправился, считая виновными в произошедшем "этих тупых профессоров".
В течение пяти последующих лет он вел почти нищенский образ жизни, перебиваясь случайными заработками или продавая свои эскизы, которые редко кто покупал.

Вот небольшая подборка картин и рисунков, автором которых являлся.


Ну что же, рисовать он умел, но к искусству это вряд ли может иметь хоть какое-нибудь отношение.

Специальным декретом от 22 сентября 1933 года была создана Имперская палата культуры, которую возглавил министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс.

Семь подпалат (изобразительного искусства, музыки, театра, литературы, прессы, радиовещания и кинематографии) были призваны служить инструментом политики "гляйхшалтунг", то есть подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социалистского режима. Около 42 тысяч лояльных нацистскому режиму деятелей культуры были принудительно объединены в Имперскую палату изобразительного искусства, директивы которой имели силу законов, а любой мог быть исключен за политическую неблагонадежность.

Для художников существовал целый ряд ограничений: лишение права на преподавательскую деятельность, лишение права выставляться, и, самое главное, лишение права заниматься живописью. Агенты гестапо совершали рейды по студиям художников. Владельцам художественных салонов раздавали списки опальных художников и запрещенных к продаже произведений искусства.

Не имея возможности работать в таких условиях, многие наиболее одаренные германские художники оказались в изгнании:
Пауль Клее вернулся в Швейцарию.
Василий Кандинский уехал в Париж и стал французским подданным.
Оскар Кокошка, чей неистовый экспрессионизм особенно раздражал Гитлера, перебрался в Англию и принял британское гражданство.
Георг Гросс еще в 1932 году, предчувствуя, к чему все идет, эмигрировал в США.
Макс Бекман обосновался в Амстердаме.
Несколько известных художников все же решили остаться в Германии. Так, пожилой Макс Либерман, почетный президент Академии художеств, остался в Берлине и умер здесь в 1935 году.

Всех этих художников нацистские власти обвинили в создании антигерманского искусства.

Первая официальная выставка "выродившегося искусства" 1918 - 1933 годов прошла в Карлсруэ в 1933 году, спустя несколько месяцев после прихода Гитлера к власти. В начале 1936 года Гитлер приказал нацистским художникам во главе с профессором Адольфом Циглером, президентом Имперской палаты изобразительного искусства, обследовать все основные галереи и музеи Германии с целью убрать все "декадентское искусство".

Член этой комиссии граф фон Баудизен дал ясно понять, какой тип искусства он предпочитает: "Самая совершенная форма, самый изысканный образ, созданный в последнее время в Германии, родился вовсе не в мастерской художника, - это стальной шлем!".


Комиссия изъяла 12890 картин, рисунков, эскизов и скульптур немецких и европейских художников, в том числе работы Пикассо, Гогена, Сезанна и ван Гога. 31 марта 1936 года эти конфискованные произведения искусства были представлены на специальной выставке "дегенеративного искусства" в Мюнхене.

Гитлер на выставке "дегенеративного искусства":

Эффект оказался обратным: огромные толпы народа стекались, чтобы полюбоваться на творения, отвергнутые Гитлером.
Проходившая одновременно по соседству "Великая германская художественная выставка", на которой было выставлено около 900 работ, одобренных Гитлером, привлекла куда меньшее внимание публики.

Незадолго до начала Второй Мировой войны, в марте 1939 года, в Берлине были сожжены тысячи художественных полотен. Впрочем, сам фюрер, или по чьей-то подсказке, понял, что это нерентабельно. Поэтому в конце июля того же года по личному распоряжению Гитлера на аукционах в Швейцарии был продан целый ряд картин, что позволило сохранить их для человечества.

Во время войны Герман Геринг, также счищающий себя знатоком искусства, но в отличие от Гитлера, бывший куда большим эклектиком в своих художественных пристрастиях, присвоил множество ценнейших произведений искусства, похищенных в период нацистской оккупации из музеев Европы. Для этого даже была создана специальная оперативная "группа Розенберга", только по данным которой в Третий рейх было вывезено 5281 картина, в том числе полотна Рембрандта, Рубенса, Гойи, Фрагонара и других великих мастеров.

Постепенно Геринг собрал коллекцию колоссальной ценности, которую считал личной собственностью. Многие (хотя и не все) из награбленных нацистами сокровищ после окончания войны были возвращены их законным владельцам.

Впрочем, вернемся к изобразительному искусству, которое процветало в Третьем рейхе с благословления его нацистских руководителей.

Вашему вниманию предлагается небольшая подборка картин, которые, соответствовали идеалам "Тысячелетнего Рейха".

Разумеется, это культ здорового тела.

Сколь бы это ни казалось странным и даже диким, но в современном мире нацизм пользуется определённой популярностью и достаточно широким интересом. Во многом этому способствовало искусство Третьего Рейха: так как информация о преступлениях нацистов против человечества нынешним поколениям известна не очень хорошо, а вот внешний фасад этого строя отлично разрекламирован. Брутальное искусство, отчасти построенное на античных образцах, отчасти являющееся выражением воинственных инстинктов человечества, по-прежнему обладает определённой привлекательностью. Тем более, что пропаганда была основой нацистского государства и едва ли не все произведения его искусства по своим функциям - это агитплакаты Третьего Рейха.

Нацизм - это стандарт жизни

Национал-социализм являлся идеологией, претендующей на тотальный контроль над жизнью человека, в том числе и в области искусства. Поэтому нацисты диктовали свои условия во всех культурных сферах. Одним из главных направлений их деятельности после прихода к власти была борьба с так называемым «дегенеративным искусством». Под это определение попадали практически все виды искусства, возникшие в конце XIX - начале XX веков, начиная от импрессионизма в живописи и заканчивая джазом в музыке. Нацистская идеология гласила, что здоровой и полезной для арийцев является лишь то искусство, которое утверждает традиционные ценности и способствует моральному единству нации.

В связи с этим началась повсеместная борьба за чистоту культуры нации. Музыка Третьего Рейха, в частности, активно очищалась от «дегенеративного наследия» - в первую очередь, дискриминировались и запрещались к исполнению произведения композиторов еврейского и вообще неарийского происхождения. В музыке ориентиром были личные вкусы высшего руководства партии и государства, в первую очередь Гитлера - а тот с юных лет был горячим поклонником творчества Рихарда Вагнера. Так что неудивительно, что при нацистах произведения Вагнера стали едва ли не официальной музыкой. Живопись Третьего Рейха была также ориентирована на личные представления фюрера об эстетике изобразительного искусства - тем более, что Гитлер сам обладал художественными способностями.

В этой сфере каноническими были обозначены классическая живопись, картины романтиков, традиционные натюрморты и пейзажи. Новые виды изобразительного искусства, начиная с художников-экспериментаторов конца XIX столетия, были причислены к дегенеративному искусству. Скульптура Третьего Рейха в общем и целом можно обозначить как псевдо-античную: по мнению нацистских идеологов, именно культурные стандарты древних эллинов и римлян представляли собой эстетический идеал, подходящий для арийцев. Поэтому скульптуры обнажённых мужчин и женщин должны были подчёркивать арийскую привлекательность и силу.

Архитектура Третьего Рейха

Архитектура в нацистской Германии была особым культурным направлением: по мнению Гитлера, в новом мире именно посредством грандиозных архитектурных сооружений и ансамблей должна быть прославлена арийская раса. Сами арийцы должны были гордиться, смотря на величественные имперские постройки. А представители других народов и рас должны были быть настолько впечатлены могуществом Рейха, воплощённом в архитектуре, что у них могло бы возникнуть лишь два чувства - желание всячески сотрудничать с Германией или страх оказывать ей какое бы то ни было сопротивление.

Монументальный неоклассицизм, представлявший Германию в качестве прямой наследницы Древнего Рима - вот каков архитектурный стиль Третьего Рейха. Он проявился и в возведённых сооружениях, однако наиболее полно воплотился в проекте Германии - столицы нового мира, которую Гитлер и его приближённый архитектор Альберт Шпеер планировали возвести на месте Берлина после победы в войне. Фактически это означало снос Берлина и строительство нового города, состоящего из двух «осей»: ось Восток-Запад должна была иметь длину 50 километров, ось Север-Юг - 40 километров. В центре каждой из осей должна была находить улица шириной около 120 метров, а вдоль них располагаться монументальные сооружения и изваяния.

Главное - добраться до мозгов

Основной практической задачей культуры нацизма было внедрение в массовое и личное сознание жителей Германии собственных идеологических ценностей. Поэтому культура в данном государстве во многом можно считать синонимом пропаганды. Агитационные плакаты Третьего Рейха являются на данный момент одним из наиболее доступных и наглядных примеров пропагандистской деятельности партийного аппарата. Данные плакаты затрагивали самые различные сферы жизни: они могли быть общего характера, призывая немцев сплотиться вокруг фюрера. Они либо преследовали конкретные задачи - агитировали за вступление в ряды армии или иных государственных организаций, призывали к решению той или иной задачи и тому подобное. Плакаты Третьего Рейха берут начало своей истории ещё с 1920-х годов, когда создавались агитационные предвыборные плакаты - на них избирателей призывали голосовать за НСДАП на выборах в рейхстаг или за Гитлера на выборах на пост рейхспрезидента.

Но самым эффективным в прошлом столетии инструментом пропаганды быстро стало кино - и нацисты этим достижением успешно воспользовались. Кинематограф Третьего Рейха является самым ярким примером использования кино в качестве инструмента идеологической обработки населения. После прихода к власти нацисты быстро установили цензуру в отношении выходящих в прокат кинофильмов, а затем и национализировали кино Третьего Рейха. Отныне кинофильмы были поставлены на службы нацистской партии. Причём это могло проявляться напрямую. Например, кинохроника Третьего Рейха подавала немцам информацию о событиях в стране и в мире в нужном для властей свете (особенно это было важно после начала войны). Однако большое внимание уделялось и развлекательному кинематографу: идеологические работники справедливо полагали, что такое кино отвлекает население от сложностей и реальных проблем. Актрисы Третьего Рейха, такие, как Марика Рёкк, Цара Леандер, Лида Баарова и другие были настоящими секс-символами в почти современном понимании этого слова.

Александр Бабицкий


Ежегодная "Большая немецкая художественная выставка" (Große Deutsche Kunstausstellung) была центральным событием политики национал-социалистов в области культуры, Гитлер трепетно относился к изобразительному искусству.

Первая выставка открылась 18 июля 1937 года в новом здании Дома искусств, спроектированным в 1933 году архитектором Паулем Людвигом Троостом (Paul Ludwig Troost). Это здание - один из первых образцов монументальной архитектуры "третьего рейха". Оно массивно и минималистично, совмещает древнеримскую "имперскость" с древнеегипетской угловатостью. Несмотря на то, что неоклассицистическое здание выглядит как древнеегипетский храм, оно сооружено из железобетона.

Две выставки

На торжественном открытии выставки, которое одновременно было и открытием здания, выступил с большой программной речью Адольф Гитлер. На следующий день в Мюнхене же открылась печально знаменитая выставка "Дегенеративное искусство" (Entartete Kunst), на которой было показано 650 конфискованных работ из 32 немецких музеев. Послание организаторов было недвусмысленное: вот искусство настоящее, достойное, идеологически безупречное, а вот - дегенеративное и декадентское.

Какое искусство было нацистами запрещено и высмеяно, хорошо известно - это авангард и модернизм первой трети XX века. Но вот как выглядели залы с официозным искусством, чем именно они были заполнены, до недавних пор знали лишь историки. Теперь интернет-портал gdk-research.de предлагает совершить виртуальное путешествие по залам каждой из восьми огромных выставок, рассмотреть каждое произведение, прочитать, кем оно была создано, за какие деньги и кому именно продано. Работа над оцифровыванием огромного фотоархива и созданием базы данных в интернете шла с 2007 года. Основой послужили шесть толстых альбомов с оригинальными фотографиями интерьеров каждого зала каждой выставки. Эти фотоальбомы были найдены в 2004 году.

Демистификация

Несмотря на свою идеологическую направленность, "Большие немецкие выставки искусства" стали коммерческим предприятием. В здании находились ресторан, кафе и пивная, все выставленные работы можно было купить, главным покупателем был сам "фюрер". Он же выступал и в роли покровителя, вдохновителя и мецената. Выставки открывались в июле и шли, как правило, до конца октября.

На восьми выставках было показано более 12 тысяч работ. Каждый год экспозицию посещало около 600 тысяч человек. Искусства было продано на 13 миллионов рейхсмарок. Один только Гитлер потратил почти семь миллионов, он приобрел более тысячи работ. Международная реакция на гигантские шоу практически отсутствовала. После 1945 выставленные тогда работы, за немногим исключением, больше не показывались и не публиковались.

Мюнхенский Центральный институт истории искусств, приступив к оцифровыванию и публикации старых фотографий, рассчитывал на то, что откроется социально-политическая и историко-художественная дискуссии. Руководство проекта ставило своей целью, прежде всего, демистификацию нацистского искусства. Долгое время считалось, что пропагандистское искусство нельзя показывать, как будто, рассматривание нацистского китча делает из человека нациста, как если бы в него вселялся демон, вырвавшийся из этих картин и статуй. Описывая увиденное в онлайн-архиве, немецкие газеты вспоминают сказку Андерсена о новом платье короля: нацистское искусство в большинстве случаев оказывается банальным, иногда даже смехотворным. Но чаще всего оно просто скучно, при беглом взгляде на интерьеры залов натыкаешься на повторяющиеся позы скульптур и выражения лиц, мужчины портретируются строгими и решительными, женщины - задумчивыми и верными, звери оказываются могучими и властными, пейзажи - идиллическими.

Существовало ли " настоящее немецкое искусство" ?

Нам следует изменить свое отношение к искусству "третьего рейха", переоценить его, полагает газета Süddeutsche Zeitung. Потому что нацисты сами не знали, что следует понимать под "немецким искусством". Перед первой выставкой Гитлер назначал и распускал "выставком", потом брался сам выбирать картины, потом распоряжался выкинуть им самим же выбранные работы. В конце концов, дело выбора и развески картин "фюрер" поручил своему личному фотографу Генриху Хоффману (Heinrich Hoffmann), который развесил материал, руководствуясь нехитрыми соображениями о симметрии. Не обошлось и без парадоксов: скульптор Рудольф Беллинг (Rudolf Belling) был приглашен на Большую выставку, и одновременно его работа присутствовала на проходящей в ста метрах выставке "Дегенеративное искусство".

Лишь с годами сформировалось представление о том, что смотрится на стенах Дома искусств, а что нет. Надо было создавать впечатление о стилистическом единстве и преемственности. Историк Кристиан Фурмайстер (Christian Fuhrmeister), один из руководителей проекта, говорит: "Существование единого канона нацистского искусства - тезис, которому не находится подтверждения". Нацисты делали вид, что "настоящее немецкое искусство" существует, они его изо всех симулировали и пропагандировали, но между желаемым и действительным лежала пропасть. Перед историками сегодня встает проблема - как характеризовать и понимать визуальные клише типичного искусства "третьего рейха", когда стало ясно, что это в своей массе совсем не пропагандистское искусство?

Подавляющее большинство выставленных работ состояло из вполне аполитичной пейзажной и жанровой живописи, изображений животных и портретов. Пропагандистские работы, конечно, были на каждой выставке - от 10 до 30 произведений из 1800. Очевидные идеологические опусы выглядят как искусственно добавленные к консервативной и банальной, но совершенно неидеологической общей массе. Это обстоятельство обсуждалось на международной конференции, приуроченной к старту интернет-портала. Высказывалось соображение, что "ура-пропагандистское" искусство делала небольшая группа художников, приближенная к власти, для остальных 13 тысяч немецких живописцев и скульпторов "Большие выставки" служили в качестве государственной программы поддержки.

Редактор: Марина Борисова

· Нацистская пропаганда · Наука и техника при нацизме · Спорт в Третьем рейхе · Культура · Близкие статьи · Примечания · Официальный сайт и литература ·

После того, как нацистская власть взяла своё начало в Германии, в сентябре 1933 года была создана Имперская палата культуры, возглавил которую министр пропаганды и народного просвещения Пауль Йозеф Геббельс. Основной задачей данного органа являлся идеологический проверка за деятельностью «людей искусства» в соответствии с политической концепцией подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социализма.

Состав палаты включал семь подразделений, каждое из которых отвечало за своё направление в культуре (театр, кинематограф, литература, пресса, музыка, изобразительное искусство, радиовещание). Членами этих подразделений становились сами деятели культуры, членство было обязательным.

После же падения нацистской власти немецкое искусство долго не могло оправиться от сильнейших ударов, нанесённых идеологией и цензурой.

Праздники

Подробнее: Праздники в Третьем рейхе

(Праздники в Третьем рейхе)

  • 30 января - День взятия власти;
  • 24 февраля - День основания НСДАП;
  • 16 марта - День памяти героев;
  • 20 апреля - День рождения фюрера;
  • 1 мая - Национальный день труда;
  • Второе воскресенье мая - День матери;
  • 22 июня - День летнего солнцестояния;
  • Осень (после завершения сбора урожая) - День урожая;
  • 9 ноября - годовщина Пивного путча;
  • 22 декабря - День зимнего солнцестояния.

Искусство

Подробнее: Тоталитарная эстетика и Дегенеративное искусство

Цель искусства любых тоталитарных государств состоит в изображении абстрактной героики, а произведения довольно часто отличаются подчеркнуто большими размерами. Гигантизм и нагота используются как средство выражения могущества тоталитарного государства, подавляющего человеческую индивидуальность.

Живопись

Так как Гитлер, являвшийся художником, считал себя тонким ценителем и знатоком живописи, особое внимание этой палаты уделялось изобразительному искусству. Адольф отрицательно относился к жанрам живописи XX века: импрессионизму, кубизму и проч. и считал подобные творения «дегенеративным искусством». Гитлер отдавал предпочтение жанру «Фёлькише» (нем. vlkisch - народный) (описание деревенского уклада и быта Германии, сельских пасторалей), был приверженцем реалистических и героических жанров, романтизма. В 1936 году из музеев были изъяты картины таких известных художников, как Ван Гог, Гоген, Сезанн, Пикассо, а знаменитые и видные художники, живущие в Германии, такие как Василий Кандинский, Оскар Кокошка, Пауль Клее, были вынуждены покинуть страну.

Скульптура

В искусстве Третьего рейха изображение обнаженной женщины преследовало пропагандистские цели, и нагота была всего лишь средством усиления воздействия на зрителя и продления воздействия на него. В рамках идеологии нацизма обнаженная женщина рассматривалась как воплощение гармонии и спокойствия, установившихся во времена нацистской диктатуры после кризиса 1920-х годов. Кроме того, подобные изображения использовались в роли аллегории Победы. Однако с анатомической точки зрения эти изображения всё же грешат против реальности, поскольку авторы опасались обвинения в излишней склонности к эксгибиционизму.

Архитектура

Подробнее: Архитектура эпохи национал-социализма в Германии

Архитектура также испытала на себе влияние предпочтений нацистского руководства - грандиозных монументальных форм неоклассицизма. Говорить о возрождении в нацистской архитектуре необарокко не приходится, поскольку это противоречит идеологическим установкам нацистских архитекторов: строить из традиционных немецких материалов (отёсанный камень, гранит, дерево) с сохранением традиций фёлькише (нем. vlkische Traditionen - народные традиции) и развитием положений «нордического классицизма». В качестве примеров можно привести «орденские замки» Фогельзанг и Зонтгофен, Мемориал павшим бойцам в Мюнхене, Олимпийский стадион в Берлине, здание новой рейхсканцелярии, и, кроме этого, неосуществлённый проект по перестройке Берлина в столицу мира Германию А. Шпеера.

Почти всем нацистским зданиям присущ ряд общих черт: они выполнялись из традиционных германских имперских строительных материалов - отёсанного камня, гранита, дерева. Модернистские железобетонные и стеклянные конструкции использовались только при строительстве производственных зданий.

Почти всем крупным нацистским зданиям присуще множество вертикальных линий, подчёркнутых каменными прямоугольными колоннами или выступами. Глазницы окон как правило обрамлялись по периметру небольшим каменным выступом. Зачастую на фасаде крышу и окна разделял массивный прямоугольный каменный отступ.

В целом, почти все официальные нацистские здания несут в себе идею: множество малых (окон) в мощной каменной структуре под широкой и массивной крышей. Это содержало в себе достаточно читаемую идеологию государства: один человек мелок, но он - частица великого и мощного здания государства (которое может и задавить своей массивной крышей).

Архитектура жилых домов, наоборот, отличалась простотой и скромностью. Жилые дома, построенные в период Третьего рейха, имеют, как правило, узкие окна (единичные либо парные), гладкие стены (в некоторых случаях с декоративными панно), островерхие черепичные крыши. Повсеместно строились новые жилые районы с дешёвыми квартирами (к примеру, застройка центральной части города Тауха (город-спутник Лейпцига)).

Как административные, так и жилые здания украшались всевозможными символами нацистской власти - имперскими орлами со свастикой и специфичными скульптурами.

Литература

Данное направление искусства в период нацистской Германии было подвержено большому идеологическому давлению. По приказу Геббельса 10 мая 1933 года на улицах и площадях германских городов пылали костры, в которые нещадно выкидывались произведения выдающихся зарубежных и немецких классиков. В период нацистской власти в Германии получили право на существование всего четыре литературных жанра: фронтовая проза, партийная литература, расовая проза и патриотическая проза. Из-за жёстких идеологических рамок выдающиеся литераторы, как к примеру Томас и Генрих Манны, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейхтвангер, Арнольд Цвейг и др., эмигрировали из Германии, а те из писателей, например Гауптман, Фаллада, Келлерман, кто всё же остался на Родине, так и не смогли вписаться в эти рамки. Выпускающиеся Третьим рейхом периодические издания на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны и соответствующая литература для унтерменшей были, в основном, пропагандистского содержания.

Театр

Первым, что сделали власти в этом направлении искусства, было изгнание всех евреев. Так, режиссёр Макс Рейнхардт, который руководил Немецким театром в Берлине, не мог оставаться в Германии и покинул её. Также эмигрировали драматурги Бертольт Брехт, Фридрих Вольф, Эрнст Толлер. Театры отличались постановками пьес, пронизанных расовой доктриной.

Кинематограф

Подробнее: Кинематограф Третьего рейха

Аналогично литературе и театру, кинопроизводство подверглось не меньшей цензуре и давлению. Из страны бежали немецкий режиссёр Фриц Ланг, актриса Марлен Дитрих, ставшая впоследствии голливудской звездой. В этот период Лени Рифеншталь - кинорежиссёр-документалист, сняла несколько кинолент, которые вошли в историю немецкого кинематографа:

  • 1935 год - «Триумф воли»
  • 1938 год - «Олимпия». Фильм посвящен Олимпийским играм в Берлине, которые прошли в 1936 году.

В годы Второй мировой войны в Германии широко выпускались фильмы, поднимавшие боевой дух вермахта. Они, так же как и все киноленты, проходили жёсткую идеологическую проверку.

Музыка

На время прихода нацистов к власти безработица в Германии превысила 30 %, а среди музыкантов приближалась к 60 %. Хотя евреи и составляли от всей массы музыкантов лишь 5 %, среди дирижёров, импресарио действительно было достаточно много евреев - не только немецких, но и польских, австрийских, чешских, венгерских. Именно это и было объявлено новыми правителями корнем всех зол - «еврейским засильем». Началось изгнание музыкантов еврейского происхождения из составов симфонических оркестров и оперных трупп. В эмиграцию вынуждены были уехать Бруно Вальтер, дирижёр Берлинского филармонического оркестра, Отто Клемперер, дирижёр и руководитель оркестра Берлинской оперы, уволен композитор Арнольд Шёнберг - профессор Высшей музыкальной школы в Берлине.

Только один человек среди немецких музыкантов-неевреев поднял свой голос протеста - дирижёр Вильгельм Фуртвенглер. Он опубликовал в газете «Фоссише цайтунг» (11 апреля 1933 года) открытое письмо И.Геббельсу. Мэтью Бойден (биограф Рихарда Штраусса) пишет, что «Фуртвенглер отнюдь не был героем вне своего дирижёрского подиума, что делает его позицию ещё более героической». В этом письме говорилось, в частности, следующее:

Квоты не могут быть использованы в музыке, как это делается с хлебом или картофелем. Если ничего достойного и примечательного не может быть представлено на концертах - зрители перестанут на них ходить. По этой причине качество музыки не определяется идеологией. Это вопрос выживания искусства.

Если борьба с евреями направлена против не имеющих корней деструктивных элементов, оказывающих пагубное влияние на окружающих - тогда эта борьба справедлива. Но если эта атака направлена против действительных художников - это не в интересах нашей культуры. Подлинный артист - явление редкое, и ни одна страна не может себе позволить отказаться от услуг таких артистов, как Вальтер, Клемперер, Райнхард и других, которые теперь не могут заниматься своей профессией в Германии.

Протест Фуртвенглера вызвал немедленную реакцию Геббельса. Он, также через газету, ответил гневной отповедью Фуртвенглеру.

Параллельно с этим неожиданно 28 мая 1933 года единственный приемлемый по расовым соображениям иностранный дирижёр мирового уровня Артуро Тосканини отказался приезжать в Байройт, на ежегодный вагнеровский фестиваль, который патронировал лично Адольф Гитлер. Это было тяжелым ударом по престижу нацистов, поскольку исполнение музыки Вагнера, провозглашавшегося духовным предтечей нацизма, было объявлено важной государственной задачей, необходимой для воспитания «новых германцев».

Интересно, что итогом развернувшейся полемики и многочисленных кадровых перестановок в крупнейших операх, театрах и музыкальных коллективах Германии стало внезапное назначение на пост Президента Имперской музыкальной палаты (отдела Имперской палаты культуры) выдающегося композитора Рихарда Штраусса (заменивший Тосканини в Байройте и Вальтера в Берлине), а на пост вице-президента Вильгельма Фуртвенглера.
Музыкальной палате подчинялись все композиторы, артисты, концертные агентства, любительские музыкальные общества, издатели, продавцы и изготовители музыкальных инструментов.

В 1934 году, во время митинга в берлинском Шпорт Паласе, Геббельс обрушился на композитора Хиндемита, который, по его словам, «был инфицирован еврейскими интеллектуальными принципами». Премьера оперы П.Хиндемита «Художник Матис» была запрещена. Вильгельм Фуртвенглер в знак протеста против этого подал в отставку с поста вице-президента Имперской музыкальной палаты и главного дирижёра Берлинской оперы.

В 1935 году накануне премьеры в Дрездене оперы Рихарда Штраусса «Молчаливая женщина» композитор потребовал указать на афише имя либреттиста - австрийского писателя еврейского происхождения Стефана Цвейга. В письме, отправленном Цвейгу, Р.Штраусс критиковал национал-социалистов и заявлял о неприятии их принципов в искусстве. Письмо было перехвачено гестапо. Штраусс был смещен со своего поста.
С 1935 года президентом Имперской музыкальной палаты до 1945 года являлся Петер Раабе, выдающийся музыкальный деятель, критик, теоретик. Имперская палата музыки с того времени считалась наиболее либеральной в рейхе. Петер Раабе сочетал в своем руководстве музыкальной жизнью рейха творческую терпимость с полной лояльностью к правящей власти. Во времена Третьего рейха наиболее популярной и поддерживаемой официально являлась музыка Рихарда Вагнера, поклонником которого являлся Адольф Гитлер. Вместе с тем исполнялись сочинения композиторов многих других стран, в том числе советских, достаточное внимание уделялось немецким современным композиторам (Орф, Штраусс, Пфицнер, Хаас, Эгк, Вагнер-Регени и др.) В то же время исполнение музыкальных произведений немецких композиторов-евреев Мейербера и Мендельсона было категорически запрещено.

На протяжении всего периода нацистской власти симфонические концерты в самой Германии привлекали внимание публики. Крупнейшее музыкальное событие - ежегодные вагнеровские фестивали в Байройте.

Музыкальную жизнь Германии украшала целая россыпь дирижёров мирового уровня. Несомненно, самой яркой величиной был Вильгельм Фуртвенглер (руководивший кроме ряда Берлинских коллективов и с 1937 года фестивалем в Байройте ещё и с 1930 по 1945 год Венским симфоническим оркестром). Кроме него это были:

  • Герберт фон Караян - австрийский дирижёр, вступив в нацистскую партию, был руководителем второго по значимости симфонического оркестра Германии - Берлинской государственной капеллы.
  • Ханс Кнаппертсбуш - генерал-музик-директор Мюнхена, главный творческий соперник Фуртвенглера.
  • Герман Абендрот - генерал-музик-директор Берлина, весь период правления национал-социалистов руководил одним из лучших мировых оркестров - «Гевандхаус»
  • Ханс Шмидт-Иссерштедт - с 1935 по 42 год - главный дирижёр Гамбургской государственной оперы, со следующего года - директор Немецкой оперы в Берлине, после - генерал-музик-директор Берлина.
  • Ойген Йохум - второй дирижёр Гамбургской государственной оперы до 1942 года, далее главный дирижёр.
  • и, кроме этого, К. Краусс, М. Шнайдер, К. Бём, Ханс Росбауд, Х. Ниль.

Рядом с с этими прославленными дирижёрами стояли оперные певцы Германии. Самые знаменитые из них: Э. Шварцкопф, И. Зеефрид, М. Клозе, А. Мильденбург, М. Мёдль, Р. Бокельман, Э. Грюммер, Х. Вильдебрун.

Достойную лепту внесли прославленные инструменталисты: Г. Куленкампф (скрипка), В. Гизекинг (фортепиано), П. Грюммер (виолончель), К. Дёберайнер (гамба), В. Штросс (скрипка), Х. Вальха (орган).

Награды

Подробнее: Награды Третьего рейха

Все награды являлись общенациональными (до прихода к власти нацистов, все награды носили сугубо территориальный характер - вручались правителями земель). Была разработана новая наградная система, в которой традиционные награды претерпели изменения в соответствии с новой атрибутикой. До начала Второй мировой войны Гитлер лично назначал и вручал все виды наград, после это право было передано в войска различным уровням командного состава. Такие награды, как Рыцарский крест, фюрер вручал лично, либо это делали высшие командиры.

Как принято считать, абсолютно всю эстетическую, политическую, бытовую культуру нацистского искусства легко описать буквально в нескольких словах. Не мудрствуя лукаво, большинство человек выделят три вещи. Во-первых, прославление стойкого, храброго, честного, трудолюбивого арийца нордических кровей, сердце которого целиком принадлежит Родине и Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Он сносит все бедствия молча, зато радуется каждой победе государства. Он отличный товарищ, примерный семьянин, ответственный работник, который живет не ради своей выгоды, а ради процветания своей страны. Во-вторых, отождествление политики и ее идеологии с их искусством и культурой, их взаимное проникновение. В этом просматривается контроль государства над любым произведением любого автора, живущего и творящего в полном соответствии с программной политикой ведущей партии. В-третьих, мнение, что каждая картина, каждый роман, каждая пьеса и каждое музыкальное произведение было направлено только на то, чтобы прославить того «человека из первого пункта» (настоящего арийца), а также фюрера, партию и великий немецкий народ с одной стороны, или же, напротив, очернить «продавшихся жидов» и остальные не нордические расы, возненавидеть людей, живущих не во благо страны, а ради обогащения своего собственного кошелька.


В целом, это достаточно однобокая позиция, хотя и в ней прослеживается доля правды. Я вполне соглашусь, что идеалом человека для немца той поры был именно такой выше описанный ариец — без единого изъяна, всегда готовый к жизненным трудностям, ровно как и к борьбе за свою Родину. Вообще, для была характерна популяризация и пропаганда именно такого образа немца. Буквально во всех видах искусства того времени можно найти примеры подобных идеалов: монументальные скульптуры Йозефа Торака, пышущие здоровьем немки Зеппа Хильца, идеализированные спортсмены Лени Рифеншталь. Помимо распространения идей об идеальном человеке, Министерство Пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом трудилось над созданием облика «Великой державы», которое заключалось в воспевании великого прошлого немецкого народа. В связи с этим, классические произведения не забывали, а наоборот, старались популяризировать, переворачивая их сюжеты и темы под нацистскую идеологию и придавая флер «славной старины». Таким образом, была ангажирована 9-ая симфония Бетховена («Ода к радости»), которая первоначально несла в себе довольно определенный пацифистский дух, заложенный еще стихами Шиллера.

Также можно согласиться с (мягко говоря) нелюбовью нацистов к евреем. Все уродливое, плохое, развращенное, низкосортное приписывалось им. Зачастую руководству было даже неважно, какое мировоззрение исповедовал человек. Все, что не подходило под нацистскою идеологию, признавалось низкопробным и вырожденческим, а художники — «пособниками евреев». В апреле 1933 года был принят «Закон о реставрации служилого сословия», который подразумевал чистку творческой интеллигенции от еврейской крови. В связи с такой политикой, история сохранила до нас и немало трагических моментов. Известный немецкий актер Йоахим Готтшальк вместе со своей женой-еврейкой и сыном покончили жизнь самоубийством, по причине давления, которое оказывало на них нацистское правительство, хотя Готтшальк снимался преимущественно в развлекательных фильмах и имел положительные отзывы со стороны Геббельса.

Кстати, это один из немногих примеров, когда личность самого фюрера или представителя из высшего руководства Третьего Рейха не сыграла практически никакого значения. Выше уже говорилось о значимости 9-ой симфонии Бетховена, но ее выбор был не случаен, ведь она являлась любимым музыкальным произведением Гитлера. Вообще, личные симпатии самого фюрера зачастую ставились во главу угла, даже если они и противоречили партийной идеологии. Можно даже утверждать, что сама идеология подстраивалась под вкусы Гитлера. Лишь благодаря ему мы теперь можем оценивать творчество таких личностей как Лени Рифеншталь, Арно Брекера, Альберта Шпеера, Герберта фон Караяна, Карла Орфа, Цары Леандер, Готфрида Бенна. Показателен случай, произошедший с известным писателем Эрнста Юнгера. Поначалу он симпатизировал политике НСДАП, но после прихода Гитлера к власти разочаровался в ней и всячески отказывался вступать в партию. Дело даже дошло до личного оскорбления Геббельса, который решил ликвидировать неприятного ему писателя. Это вполне могло быть осуществлено, если бы не личное вмешательство фюрера, который запретил трогать Юнгера, воспевавшего в своих произведениях облик идеального солдата.



Помимо всего этого существовали и положительные стороны, если можно так говорить по отношению к Третьему Рейху. От СДПГ (Социально-демократической партии Германии) они переняли пункт, касающийся доступности искусства: «Государство и общество обязаны осуществить для всего народа близость к искусству и художественному творчеству воспитанием и ее учебными учреждениями». Сам Гитлер в своих речах нередко подчеркивал, что искусство должно принадлежать народу. По большому счету, так и происходило, как на уровне бюджетной, так и культурной политики. Государство выделяло огромные средства на содержание образовательных учреждений, библиотек, театров, концертных залов. Более того, их число даже увеличилось. Особое внимание власти уделяли такому молодому виду искусства, как кинематографу, так как он оказался самым подходящим посредником между властью и народом. Совершенно другой разговор, какие книги хранились и какие постановки ставились, хотя и здесь Минпроп потакал желаниям народа. Поначалу доля пронационалистических произведений агитационного толка была существенна, но ко времени начала войны она резко сократилась: в кинотеатрах показывали музыкальные фильмы, в театрах ставили развлекательные пьесы, а по радио передавали легкую музыку. Довольно любопытно, что, например, голливудские фильмы вовсю крутили на экранах (особенно любили «Кинг-Конга», 1933 года), а газетные киоски продавали журналы «Times», «Le Temps», «Basler Nachrichten».




В общем, подводя итоги, можно заключить, что все искусство Третьего Рейха несло на себе отпечаток противоречивости. Это происходило из-за того, что в культурной политике правящей партии не было принято единой эстетической программы, которая бы выражала общие постулаты нацистского «правильного» искусства. Каждый руководитель менял и подстраивал идеалы под свои личные пристрастия. Например, Йозеф Геббельс был поклонником немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде (к слову, также разделявшего национал-социалистические взгляды), но после того, как художника признали «дегенеративным» (не без вмешательства Альфреда Розенберга), Геббельс сразу же порвал с ним контакты, хотя и продолжал коллекционировать его акварели. Вот какие воспоминания оставил после себя Альберт Шпеер в своей книге: «Для украшения дома Геббельса я одолжил у Эберхарда Ханфштангля, директора Берлинской национальной галереи, несколько акварелей Эмиля Нольде. Геббельс и его жена восхищались акварелями… пока не приехал Гитлер и не высказал свое полное неодобрение. Министр тут же вызвал меня: «Немедленно уберите картины, они неприемлемы!»». Сам же Гитлер восхищался художниками-реалистами конца XIX века: Карлом Шпицвегом, Эдуардом Грюцнером, Гансом Макартом. Характер их творчества дает понять, какие требования фюрер предъявлял современным художникам. Их работы должны были быть академической либо реалистической направленности, и ни в коем случае не затрагивать те модерновые течения, которые получали широкое распространение как раз в это время. Причем эти требования относились не только к живописи, но и ко всем другим видам искусства. Таким образом возник миф, будто художественная среда нацистской Германии попала в «академический застой» и по отношению к мировому процессу внутри нее начался регресс. Страну наводнили второсортные художники, владеющие лишь техникой, но не талантом, которые прикрывали свое творчество пеленой, созданной из нордических образов, прославления фюрера и воспевания национал-социалистической идеологии. На мой взгляд, искусство периода Третьего Рейха отмечено не упадком, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, развитием нового искусства. Это не шаг назад, не воспоминания о «великом прошлом», а шаг вперед, к новым идеалам и задачам, поставленным новым государством. Конечно, факта, что все «новое» черпало вдохновение из «старого», никто не отрицает, но все-таки цели культурной политики нацисткой Германии уже были иными.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.