Описание картины трава альбрехта дюрера. Презентация к уроку чтения поход в «музейный дом».иллюстрация а

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое - Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre), во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауэром , художником, творчество которого сильно повлияло на юного художника, прославленным мастером гравюры на меди. Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг), и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника. Вероятно с помощью Людвига Шонгауэра он освоил технику гравюры на меди, которой в то время занимались преимущественно ювелиры. Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра - Георгу. Примерно в этот период в книгах, отпечатанных в Базеле, появляются иллюстрации в новом, несвойственном им ранее, стиле. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги). Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным, из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр). (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник , живописец, график, гравер. Родился в 1471 г. в Нюрнберге — умер в 1528 г. Является признанным во всём мире художником, мастером ксилографии и величайшим мастером западноевропейского Ренессанса. Этот художник является одним из самых загадочных художников с необычным взглядом на искусство и мировоззрением. Исследуя его творчество, можно видеть, что Дюрер был приверженцем итальянского Ренессанса и вкладывал в свои работы немало средневекового мистицизма. Кроме религиозных, мифических и мистических картин, он занимался портретами и автопортретами. Особое место в его искусстве можно уделить гравюрам, с которыми можно ознакомиться в публикации .

Живописи Альбрехт Дюрер учился сначала у собственного отца, затем у живописца из его родного города Михаэля Вольгемута. Для того, что бы получить Звание Мастера, он пустился в годы странствий, что было необходимым условием. За четыре года он посетил Базель, Кольмар и Страсбург, где учился тонкостям изобразительного искусства и совершенствовал свои знания. Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины — серия пейзажей. Здесь уже чувствуется рука профессионального художника — ясность композиции, чётко продуманный план, ровное настроение. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева».

В 1495 году Альбрехт Дюрер создал собственную мастерскую, и это послужило началом его самостоятельной и независимой работы. Ему помогали некоторые художники и граверы: Антон Кобергер, Ханс Шойфелайн, Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. Эта болезнь мучила его до конца жизни. С этим связана одна история: неизвестная болезнь сопровождалась увеличением селезёнки, так вот, когда он послал письмо доктору с описанием симптомов, то вложил рисунок самого себя, где он указывал на селезёнку и подписал » Там, где жёлтое пятно и на что я указываю пальцем, там у меня болит «. Прямо перед смертью Дюрер готовил к публикации свой трактат о пропорциях для художников, но 6 апреля 1528 г. скончался и был похоронен на кладбище Иоанна в Нюрнберге, где его могила находится и по сей день.

Если вы хотите использовать в оформлении интерьера лучшие технологии и достижения цивилизации, то естественным выбором для вас должны стать раздвижные стеклянные двери . Компания Stekloprofil в СПб предлагает продукцию самого высокого качества.

Ecce Homo (Сын человеческий)

Автопортрет Дюрера в зрелые годы

Адам и Ева

Алтарь Паумгартнера

Император Максимиллиан I

Императоры Карл и Сигизмунд

Куст травы

Мадонна с грушей

Мария с младенцем и святой Анной

Портрет женщины

Портрет Иеронима Хольцшуэра

Портрет молодой венецианки

Уже при жизни Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) слыл «великим между самыми великими» художниками своего времени не только на родине, в Германии, но и за её пределами. Слава выдающегося живописца, графика и гравёра не померкла и после смерти. В истории изобразительного искусства появился даже специальный термин – «дюрреровский ренессанс».


В творчестве Дюрера с наибольшей художественной силой и оригинальностью воплотилась характерная для немецкого искусства первой трети XVI века тенденция – сочетание средневековых национальных традиций со свойственной Ренессансу потребностью в рационалистическом познании и реалистическом изображении окружающего мира. Духовная напряжённость эпохи Реформации и уравновешенная красота античности, искусная изощрённость и немецкая простота и грубоватость нашли отражение в его самобытном стиле.

От ремесла гравёра к искусству гравюры

Дюрер был третьим из 18 детей в семье золотых и серебряных дел мастера из Нюрнберга Альбрехта Дюрера Старшего. Между 1486 и 1489 гг. он был отдан в ученики к художнику-гравёру Михаэлю Вольгемуту, сотрудничавшему с крупным типографом А. Кобергером, чьи книжные магазины были разбросаны по всей Европе.

Желание родителей сделать своего сына гравёром было вполне понятным. С возникновением книгопечатания эта работа оказалась весьма востребованной и хорошо оплачиваемой. В мастерской Вольгемута начинающий художник изучал техники гравировки и рисования, а также, делая копии, знакомился с образцами европейского изобразительного искусства. Здесь же молодой человек увидел работы знаменитого немецкого гравёра на меди Мартина Шонгауэра.

Во времена Дюрера живопись, скульптура, а тем более графика не включались, в отличие, например, от астрономии или философии, в число «свободных искусств», а считались ремеслом. Чтобы быть принятым в ремесленный цех, художник должен был доказать своё право называться мастером, обходя родную страну город за городом и подтверждая профессиональную состоятельность собственными изделиями. В 1490 – 1494 гг.

Дюрер совершил путешествие, необходимое для получения звания мастера. Достоверных сведений о маршруте художника не сохранилось. Предполагается, что он намеревался встретиться с Шонгауэром, который, однако, скончался незадолго до его приезда. Долгое время Дюрер провёл в Базеле, изготовляя по заказу издателя-типографа Иоганна Амербаха гравированные* на дереве иллюстрации к комедиям Теренция, «Турнскому рыцарю» Жоффре де ла Тур-Ландри и «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Книга Себастьяна Бранта «Корабль дураков», высмеивавшая нравы современников, была бестеллером 1490-х гг. не в последнюю очередь благодаря иллюстрациям Дюрера. По-видимому, в этот завершающий период ученичества художник приобрёл навыки гравирования на меди и познакомился с техникой офорта.

В 1496 г. Дюрер создаёт серию потрясающих напряжённым драматизмом гравюр к Апокалипсису. Конец века всегда, а особенно в Средние века, связывался в сознании людей с ожиданием скорого конца света. Четыре всадника Апокалипсиса должны были появиться в 1500 г.

Дюрер написал целый ряд автопортретов . Один из самых красивых датируется 1498 г., тогда художнику было 28 лет. Дорогая щёгольская одежда, полное достоинства лицо, внимательный взгляд – таков человек эпохи Возрождения, верящий в силу разума и красоты.

Путешествие в Италию

На рубеже XV–XVI вв. Дюрер совершил своё первое путешествие в Италию. Акварельные пейзажи художника позволяют восстановить его маршрут: он ехал через Аутсбург и Инсбрук, прошёл через перевал Бреннер и, наконец, прибыл в Венецию. Здесь Дюрер встретился со знаменитыми братьями Беллини и с Якопо де Барбари, по совету которого он принялся за изучение пропорций.

По возвращении из Италии Дюрер открыл собственную мастерскую и начал сам продавать свои гравюры. Кроме того, в этот период он создал на заказ несколько алтарных картин, для которых в соответствии с голландскими и итальянскими образцами избрал форму триптиха. Известно, что одним из заказчиков был нюрнбергский сановник Паумгартнер, чьих сыновей художник запечатлел в виде рыцарей на створках, изображающих св. Георгия и св. Евстафия.

Дюрер – не только выдающийся живописец и гравёр, но и прекрасный акварелист и график. Он оставил более 1000 рисунков и акварелей. В основном художник работал серебряным карандашом, кистью, тушью, пером и углём. Акварельные пейзажи Дюрера отличаются поразительной точностью. Можно достоверно определить место, запечатлённое художником, установить время года и суток.

Большинство акварельных пейзажей-зарисовок Дюрер сделал в 1494 – 1496 гг., особенно много – во время первого своего путешествия в Италию. Ему было 23-25 лет.

Скульптурная пластика фигур, напоминающих изваяния, предвосхищает стиль, характерный для поздних работ мастера. Среди работ рубежа веков выделяется автопортрет , написанный художником в 1500 г.

Автопортрет Дюрера 1500 г. – одно из самых знаменитых произведений в мировой портретной живописи. На нём художник не просто состоявшаяся личность, но пророк, мессия. Его симметричная фронтальная композиция напоминает о средневековых изображениях Христа. Эту картину можно рассматривать как размышление мастера о судьбе художника и его месте в мире. Человек мудрый, прошедший долгий путь страданий и поисков, таков творец в понимании зрелого Дюрера.

Дева Мария в изображении Дюрера (1503) – скорее обычная горожанка, современница художника, чем канонический образ Богоматери.

Современниками Дюрер, по-видимому, воспринимался в первую очередь в качестве гравёра. В творческом наследии художника 350 гравюр на дереве, 100 гравюр на меди и несколько офортов**. Дюреру удалось добиться единства пространства и телесного объёма персонажей и достигнуть в своих гравюрах почти фотографической точности.

В графических и акварельных работах Дюрера сказалось ренессансное любование красотой окружающего мира даже в самых «невеличественных» его формах в сочетании с немецкой тщательностью и вниманием к деталям. Одним из первых, подчёркивая самостоятельную ценность таких работ, художник стал датировать и подписывать свои рисунки и этюды. «Травы» (1503) нарисованы Дюрером с точностью биолога.

Картина «Адам и Ева» была написана в 1507 г. Рисуя данную картину, Дюрер проявил весьма нестандартную методику, так как здесь изображена не одна целая картина, а две гравюры. Картина рисовалась масляными красками. По размерам эти гравюры были достаточно громоздкими и занимали немало места, их габариты составляли 200 м. на 80 м. Данное произведение было выставлено в национальном музее Прадо. Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен.

Картина «Адам и Ева» и её сюжет создан в духе античного времени. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Люди, изображённые на полотне, полностью обнажённые, всё прописано до мельчайших деталей, даже их рост, они изображены в свою истинную величину. Это очень важно из-за того, что по Библии Адам и Ева являются прародителями человечества, первыми людьми, сошедшими с небес на землю и давшими начало расе людей.

В Библии говорится, что Адам и Ева имели множество различий между собой, именно поэтому автор изобразил их по отдельности. Но присмотревшись внимательней, можно увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а Ева плод, который раньше на ней висел. Рядом нарисована змея, толкнувшая людей на то, чтобы люди сорвали священный плод. Ещё на картине можно увидеть табличку, на которой указан автор и дата написания полотна.

В 1508 – 1509 гг. Дюрер работал над созданием одного из лучших своих религиозных произведений – «Алтарь Геллера». К сожалению, центральное панно, принадлежавшее кисти самого художника и изображавшее Вознесение Марии, дошло до нас только в копии. Однако по многочисленным подготовительным рисункам можно судить о том, какое впечатление должна была производить эта грандиозная композиция.

Мастер

К концу первого десятилетия XV в. художник обрёл признание и материальное благополучие. В 1509 г. Дюрер становится членом нюрнбергского Большого совета, что являлось привилегией знатных горожан. Как мастер-гравёр он не знает себе равных. В 1511 г. художник издаёт серии гравюр на дереве: «Большие и малые страсти», «Жизнь Марии», «Апокалипсис».

В 1515 г. получает заказ от императора Максимилиана и выполняет аллегорические гуманистические циклы – «Триумфальную арку» и «Процессию». Дюрер оказался единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую ренту в 100 флоринов.

Носорог потряс европейцев XVI в. Он был подарен в 1512 г. португальским королём Эмануэлем папе римскому. Сделанный в порту набросок чудовищного зверя передали Дюреру, который вполне достоверно воспроизвёл животное на своей гравюре «Носорог» (1515). Гравюра выполнена на дереве. Именно это изображение оказало грандиозное влияние на искусство.

Дюрер наделил носорога сказочными чертами. Так, например, на его спине можно увидеть ещё один рог. Спереди у него щит, а под самой мордой легендарные латы. Некоторые исследователи уверены, что эти латы не плод воображения художника. Перед тем, как носорог был подарен папе, было задумано целое представление. Носорог должен был сражаться со слоном. Вполне вероятно, что именно для этого на животное надели эти латы. Очевидец увидел его в них и зарисовал.

Творение Дюрера стало известным. Оно разошлось в большом количестве копий. До XVIII века данное изображение применялось во всех учебниках по биологии. Сальвадор Дали создал скульптуру, изображающую это животное. Носорог Дюрера очарователен и сегодня. Скорее всего, секрет кроется в удивлении, которое вызывает эта необычная картинка.

В 1520 г. Дюрер отправился в Нидерланды, чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у нового императора Карла V. Эта поездка стала триумфом художника. Везде его ожидал неизменно восторженный приём, он познакомился с самыми выдающимися представителями творческой элиты того времени: художниками Лукой Лейденским, Яном Провостом и Иоахимом Патиниром, писателем и философом Эразмом Роттердамским. По возвращении художник создал целую галерею живописных и гравюрных портретов знаменитостей эпохи, с которыми лично встречался.

Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины – символы, часто встречающиеся в южнонемецкой геральдике; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Хольпер. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.

Дюрер оставил не только художественное, но и теоретическое наследие. В 1523 – 1528 гг. он опубликовал свои трактаты «Руководство к измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях человека». Альбрехт Дюрер. «Портрет неизвестного» (1524)

Среди работ мастера последних лет жизни особо выделяется диптих «Четыре апостола» (1526). В этом произведении художнику удалось соединить античный идеал красоты с готической строгостью. Твёрдая и спокойная вера, которой исполнено это творение, по мнению исследователей, выражает солидарность Дюрера с Лютером и Реформацией. Иоанн, помещённый на переднем плане, был любимым апостолом Лютера, а Павел – бесспорным авторитетом всех протестантов. Диптих «Четыре апостола» Дюрер написал за два года до смерти и преподнёс в дар нюрнбергскому городскому Совету.

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания – в том числе сильное увеличение селезёнки – он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит». Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Виллибальд Пиркгеймер, как и обещал, сочинил для любимого друга эпитафию: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».

«БОЛЬШОЙ КУСТ ДЁРНА» Акварель

Альбрехт Дюрер написал много прекрасных акварелей. В основном это пейзажи, полные лирической созерцательности. Пейзаж Дюрера романтичен - это декорация для средневековых поэм, полных неожиданных приключений. В эти ущелья хочется заглянуть, в рощах спрятаться, в домиках и бургах отдохнуть...

Акварель «Большой куст дёрна» - это взгляд снизу, как будто художник, а вместе с ним и зрители, внезапно уменьшились и оказались в мире гигантских трав. Маленький кусочек луга, длиной всего в один человеческий шаг, вдруг стал целой Вселенной. Тысячелистник, одуванчик и подорожник превратились в настоящих великанов; их запах, почти незаметный в обычной жизни, превратился в одурманивающий аромат.

Но чтобы дойти до этих трав, чтобы иметь возможность прикоснуться к их высоким стеблям и широким листьям, нужно преодолеть полосу свежевскопанной земли, в которой будут утопать ноги. И неизвестно, закончится ли удачно этот поход, или уставший крошечный путешественник так никогда и не достигнет этого кусочка луга.

Разделы: Начальная школа

Чуракова Н.А., Литературное чтение: учебник для 3 класса: В 2 частях. Часть вторая, страницы: 41 – 42.

Цель урока:

  • образовательная: вести линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир (понимание Поэтом красоты и хрупкости мира; стремление Поэта сохранить, защитить мир от разрушения: на материале стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…», работ А. Дюрера «Заяц», «Травы»); формировать умение сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирая цитаты и образные выражения для описания картины; продолжать формирование навыков выразительного чтения;
  • развивающая: развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умения воспринимать красоту поэтического слова, связно выражать свои впечатления;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к литературному творчеству, бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.

Оборудование: литературное чтение, учебник для 3 класса; портрет И. Бунина; слова благодарности.

Мультимедийное оборудование: репродукции с изображением природы; название темы «Мир нуждается в нашей защите»; портрет И. Бунина; словарно-лексическая работа, репродукции с изображением ельника и оленя; графическая работа над стихотворением; домашнее задание.

Ход урока.

Открывается 1 слайд (Урок литературного чтения Приложение 1)

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада встрече с вами. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Мне приятно начинать урок.

– Надеюсь вы будете активными. Жду от вас красивых ответов.

2. Актуализация опорных знаний.

Открывается 2 слайд презентации (3 – 4 репродукции о природе)

– О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке, глядя на эти пейзажи?

(о природе, о растениях, о животных, о реках и т. д.)

– Как вы думаете, этот удивительный мир природы нуждается в нашей защите? А почему?

– Вы правы: МИР НУЖДАЕТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ.

Открывается 3 слайд (название темы урока)

– Мы с вами отправимся в мир, который нуждается в нашей защите.

– Я считаю, что сделала правильный выбор, отправившись с вами в дорогу.

– А что возьмём с собой в дорогу?

(Достаю из рюкзака разные предметы: рогатка, блокнот, лупа, ручка, кисточка, книга, бинокль, воздушный шарик, сачок…. Ребята выбирают то, что необходимо для наблюдения за природой.)

– Какой человек способен быть защитником природы?

(Добрый. Внимательный. Сильный. Любящий природу. Имеющий сердце и душу.)

– Вот такой человек, который любит природу всем сердцем и душой, который умеет защищать природу, способен написать прекрасные стихи и удивительные картины.

3. Подготовка к восприятию.

Я приглашаю вас познакомиться с замечательными произведениями искусства…

4. Работа с «Картинной галереей».

Работа с картиной А. Дюрера «Заяц» (зал 8).

Открывается 4 слайд (Картина А. Дюрера «Заяц»)

– Давайте навестим «Картинную галерею» и рассмотрим репродукцию с картины в технике акварель немецкого художника Альбрехта Дюрера.

– Рассмотрите внимательно зайца.

– Что подметил художник и изобразил, какие особенности его внешнего вида, повадок, состояния?

(Какие ушки, усики, коготки и т. д.)

– Что ты слышишь?

(бьётся сердце, шумит ветер, дышит заяц…)

– Где художник увидел зайца и изобразил?

– Художник изображает зайца на нейтральном фоне (то есть не в комнате, не на травке, а на «пустом месте»). А почему?

– А как вам кажется в какой обстановке зайцу будет уютнее всего, где он будет чувствовать себя спокойно, «как дома»?

(Конечно же, в траве)

Работа с картиной А. Дюрера «Травы» (зал 8).

Открывается 5 слайд (Картина А. Дюрера «Травы»)

– Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.

– Какие растения вы узнали?

(Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; порей, узкие, тончайшие и длинные листочки которого напоминают лук.)

– Почему вы узнали эти растения?

– (Эти растения растут в нашей местности.)

– Молодцы ребята, что так хорошо знаете растения своего края.

– Представьте на миг, что наступило лето, и мы с вами очутились на этом лугу.

– Какие услышали звуки?

(Стрекочут кузнечики. Шелестит трава. Поют птички.

– А вы можете почувствовать особенности воздуха?

(Пахнет травами. Воздух тёплый, летний.)

– Ощущаете близость воды?

(Растения высокие, сочные)

– Это раннее утро, день или начинающиеся сумерки?

(Это сумерки. Одуванчики закрылись)

Открывается 6 слайд (2 картины вместе)

Обобщение по картинам.

Любит ли художник мир природы, если судить по двум его репродукциям?

(Альбрехт Дюрер очень любил природу.)

– Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы, каждую шерстинку на заячьей шкурке?

–Что хотел показать нам художник?

(красоту природы)

– Над чем заставляют задуматься эти репродукции?

(О бережном отношении к природе. О любви к животным.)

– Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла.

5. Тематическая физкультминутка «Путешествие в лес»

Текст Описание движений
Здравствуй, лес – необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – Мы свои.
Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо – влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполняем покачивающие движения вправо – влево.
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями,
Поворачиваясь при этом в правую и левую стороны.
Широко разводим руки в стороны.
Прижимаем обе ладони к груди.
Широко разводим руки в стороны.

6. Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» (с. 42.)

Природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.

Открывается 7 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)

– Ребята! То произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.

– Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.

– Откройте учебники на странице 42.

– Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения.)

– Вам понравилось это стихотворение? Почему?

– Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

– Что вызывает в вас эту радость?

– Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!

– Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа.

(работа в парах)

– Соедините слово и его значение.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Открывается 8 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы в порядке очереди)

Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки

Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота

– Кто из вас выполнил задание без ошибок? - Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

Беседа.

– Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

– Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.

Открывается 9 слайд (появляется пейзаж ельника)

– Как вы думаете, действительно ли герой – рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

– Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

– Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

– Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

– Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

– Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)

– Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

(Словесное рисование детей.)

Открывается 10 слайд (олень)

– Чем закончилась погоня?

(Олень спасается.)

– В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

– Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

– Любит ли он природу?

– Где и почему происходит перелом настроения? Где кульминация этого стихотворения? Укажите точно строчку.

(«И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

– Есть мнение, что в лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник.

– Кто такой лирический герой? (Определение)

Открывается 11 слайд (определение «лирический герой»)

Лирический герой - это герой-рассказчик или художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста произведения, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира.

– Лирический герой стихотворения, герой рассказчик не назван, но постоянно присутствует. Ведь если внимательно перечитать текст, то окажется, что тонконогий красавец с тяжкими рогами, этот могучий, белозубый олень, существует лишь в воображении лирического героя, ибо всю картину происходящего он представляет себе по следам.

– Ты можешь это обнаружить в тексте?

– Кто же побеждает в душе лирического героя: поэт или охотник?

Работа в группах .

(Раздаю карточки слова-настроения.)

(Грусть, любование, ожидание, печаль, радость, покой, тревога, обида, восторг, восхищение, лёгкость, азарт, наблюдательность, удовольствие, знание, разочарование…)

– Распределите эти слова каждому человеку.

По одному человеку выходят к доске и прикрепляют слова.

(Идёт разбор слов, которые попали и поэту и охотнику.)

– Действительно, побеждает поэт. Поэт выразил свое отношение к спасению оленя в последних строках: «Он красоту от смерти уносил!». В спасении оленя он видит больше, чем в сохранении жизни животного,- СПАСЕНИЕ КРАСОТЫ.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения.

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.

Открывается 12 слайд (стихотворение с расставленными паузами)

7. Рефлексия (итог урока)

Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке?

(Мне очень понравились картины Альбрехта Дюрера. Мне понравилось стихотворение И. А. Бунина.)

(Художник и поэт любят мир природы и учат нас этому.)

– Что вас взволновало? О чём задумались?

(Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

–Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?

– (Стремление спасти красоту от гибели по – прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

– Я благодарю вас за работу на уроке. В память об этом уроке мне хотелось бы вам подарить эти блокноты с изображением природы и ручки. И когда в ваших душах будет просыпаться поэт или художник – обязательно занесите свои чувства в блокнот.

8. Домашнее задание.

Открывается 13 слайд (домашнее задание)

Чтецам: Выразительное чтение стихотворения И. Бунина.

Художникам: Сделать в блокноте две иллюстрации к этому стихотворению.

Поэтам: Найти или сочинить стихи о природе.

Открывается 14 слайд (Благодарность)

* * *
Густой зелёный ельник у дороги, I
Глубокие пушистые снега . II
В них шёл олень ,I могучий , I тонконогий , I
К спине откинув тяжкие рога. II

Вот след его. II Здесь натоптал тропинок ,I
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – II
И много хвойных крестиков , I остинок +
Осыпалось с макушки на сугроб . II

Вот снова след , I размеренный и редкий, I
И вдруг II прыжок ! III И далеко в лугу +
Теряется собачий гон II и ветки , I
Обитые рогами на бегу… III

О , I как легко он уходил долиной!III
Как бешено , I в избытке свежих сил , I
В стремительности радостно-звериной +
Он красоту от смерти уносил! III



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.