Проблема трусости: аргументы из литературы и рассуждения на данную тему. Сочинение на тему смелость и трусость

Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. "Смелость и трусость".





Комментарий ФИПИ: В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле). В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д.

2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах. В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость при принятии решений. Смелость и трусость при принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях.
Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

5. Смелость и трусость в любви.


СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.


Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Смелость и трусость".

Будь смел на правду

Кто смел, тот и съел (и на коня сел)

Смелость - начало победы. (Плутарх)

Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)

В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий)

Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)

Быть смелым - значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)

Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)

Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)

Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид)

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)

Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)

Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)

Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)

Творчество требует смелости. (А. Матисс)

Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)

Успехи науки - дело времени и смелости ума. (Вольтер)

Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)

Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)

Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)

Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)

Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)

Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)

Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)

Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)

При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)

Страх - плохой наставник. (Плиний Младший)

Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)

Испуган - наполовину побежден. (А.В. Суворов)

О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство - прохвосты. (А.Н. Толстой)

Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)

Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)

Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)

Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

Отвага - что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)

Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)

Героические образы в ранних романтических произведениях Максима Горького.

Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» - наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.

Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».

Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».

Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.

Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.

Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.

Тема : «Смелость и трусость»

Введение : Тема смелости и трусости воистину неисчерпаема. Эти качества становятся особенно заметны и важны в наиболее трудные времена для того или иного государства и общества. Это может быть, скажем, засуха. Согласно древнеегипетским мифам, именно в такой трудный момент предательски убивают бога Сета.

Людей спасает только его воскресение. Это с некоторыми оговорками можно считать первой литературной обработкой означенной темы. Впрочем, было ещё шумерское сказание о Гильгамеше. Но более подробно вспомним бессмертную «Илиаду» Гомера. Существует много интерпретаций произведения слепого сказителя. В одной из них троянцы - безрассудные храбрецы, а вот греки таковы только с большими оговорками. Ведь, если подумать, что такое их придумка с деревянным конём?

Можно это назвать военной хитростью, а можно и просто подлостью, необходимость которой вызвана боязнью воинов осаждённого города. Но это дела давно минувших дней. Вспомним о веке XIX, взяв для примера творчество Н.В. Гоголя. Речь пойдёт, конечно, о «Тарасе Бульбе». В противопоставлении двух сыновей старого казака имеется в виду не только предпочтение Андреем любви, а Остапом - верности товарищам.

Брат, ставший предателем, не просто дал волю чувствам. Он захотел комфорта и почёта в более цивилизованном по тем временам обществе. Жизнь в казацком стане не сравнить, конечно, с той, которую он познал в польском замке. Любовь стала в данном случае оправданием трусости. Может быть, и спорная точка зрения, но имеющая право на существование. Ведь Николай Васильевич не был романтиком, чтобы ограничиться описанием любовной истории. Он отражал в зеркале своего творчества реальность, которая сплетена из очень разных сторон жизни.

Аргумент : Трусость и предательство можно считать разными сторонами одной медали. Одно влечёт за собой другое. Сколько угодно примеров даёт совсем недавняя, трагическая и героическая история. Имеется в виду Великая Отечественная война. У тех, кто добровольно сдавался в плен немцам, не было выбора. Их просто вынуждали вступать в полицейские части, а то и в армию генерала Власова, воевавшую на стороне гитлеровцев. Впрочем, выбор был.

Тут можно вспомнить эпизод из романа Константина Симонова «Живые и мёртвые». Это совершенно незаслуженно забытое сейчас произведение было во многом переломным для своего времени. Трилогия охватывает три года войны, но главное там - описание трагического 1941 года. Наверное, только Симонов, учитывая его авторитет, мог осмелиться написать правду об этом времени.

Отступление, неразбериха первых месяцев, глупые приказы генералов. И в то же время - такие люди, как Серпилин. Незаслуженно осуждённый в 1937 году, он не затаил злобу, а стал одним из лучших военачальников, благодаря которым не сбылись мечты немцев о молниеносной победе. В небольшом эпизоде Серпилин противопоставляется другому герою, Баранову. Это именно тот, кто в своё время написал на него донос. Он не трус в традиционном понимании слова. Но приспособленчество и готовность на любую подлость для собственной безопасности и карьеры довели его и до трусости.

А Серпилин даже мстить не стал, просто разжаловал бывшего друга. И он, не выдержав, застрелился. Даже не из-за пострадавшей гордости, а именно струсив. В романе, таким образом, свёл счёты с жизнью ещё один человек. Это Козырев, возглавивший военно-воздушные силы СССР незадолго до войны. Недавний лейтенант наделал на высоком посту столько ошибок, что, осознав это, он не нашёл другого выхода кроме пули в висок. Выбор, казалось бы, одинаковый, а вот причины, которые к этому привели, совершенно разные.

Наиболее очевидно смелость и трусость противопоставляет Василь Быков. Хотя его Сотников в одноимённой повести не выглядит героем. Наоборот, на первых страницах кандидатом в герои кажется его антипод, Рыбак. Он силён, приспособлен к непростой жизни, находчив. Да и товарища своего не бросает, хотя тот может выдать их своим кашлем в любую минуту. Но проза Быкова тем и отличается, что он доводит своих героев до предела. Их суть обнажается тогда, когда остаётся возможность последнего выбора: смерть, или подлость, предательство.

Сотников - командир батареи, сын героя гражданской войны. Но в повести он рядовой боец партизанского отряда. Слабый, больной интеллигент, он только среди партизан перестал бояться смерти. Потому, что уже «перебоялся». А до этого, на фронте, ему приходилось «прятать в себе тихое удовлетворение, что пуля минула его». Ему было стыдно такого, вполне понятного чувства. Также он боялся «тихо и незаметно погибнуть в бою». Ещё один страх вызван нежеланием стать обузой для своих. Потому ему и неловко, когда Рыбак тащит его, нездорового и раненого, к лесу. А вот простого, животного страха смерти он никогда не испытывал.

Причиной предательства Рыбака стал именно такой страх. Стремление во что бы то ни стало сохранить жизнь. Он всё понимал. Когда бежал к кустам, бросая прикрывавшего его Сотникова, стало вдруг не по себе. Но подумал не о долге, а о том, что он скажет в отряде, когда доберётся до лагеря. Однако даже это не помешало бросить товарища. Случайно тот остался жив, и они вновь встретились. Но плена избежать не удалось. Сотников тоже осознаёт его, как самое страшное, что могло случиться. Но он, раненый, даже смешной, совсем непохожий на солдата, несгибаем. Даже осмеливается смеяться в глаза избивающим его полицейским.

Со скорой смертью он уж смирился. Все мысли сосредоточены на том, что умереть надо так, чтобы это было показательно для селян, которых обычно заставляли смотреть на казни. Истинная суть Рыбака выявляется постепенно. Он приспособленец. Возможно, воюя на фронте, в регулярной части, он, если бы не попал в критическую ситуацию, даже был бы на хорошем счету. Но сейчас он, уже пробираясь к своим с раненым Сотниковым, начинает думать о том, удастся «вывернуться», или нет.

Судьба поставила его перед ещё более сложным выбором. После допросов и пыток его товарищ пытается спасти жизнь другого. Он говорит, что Рыбак не виновен, стрелял он. Да и в дом, где прятались, они залезли без ведома хозяев. Крестьян это не спасёт. Рыбака бы, наверное, не спасло тоже. Но когда приходит время выбирать, он сдаётся сразу, без раздумий. Его согласие на предложение стать полицейским уже не вызывает удивления у читателя. Это естественно, учитывая поведение этого человека ранее.

К виселице он ведёт Сотникова, ещё как будто не веря, что придётся это сделать. Но выбивает подставку из-под его ног. Когда тело недавнего друга повисло в петле, он растерян, но вскоре с облегчением слышит приказ встать в строй. «Шагом марш», - и Рыбак бездумно шагнул в такт с другими. «Можно было подумать, что он в отряде, среди своих». Этому человеку неважно, чьи команды выполнять, лишь бы это не заставляло думать его самого.

Василь Быков знал, о чём писал. Он прошёл войну от первых до последних дней. Был трижды ранен. Среди имён захороненных в одной из братских могил значится и его имя. К счастью, это оказалось ошибкой. В любом случае, он понимал переживания и чувства героев своих книг. Наверняка не раз видел проявления и мужества, и трусости. Персонажи его романов и повестей всегда невзрачны, не похожи на былинных богатырей. Преодолеть свою слабость и вполне понятный испуг, остаться до конца человеком, это и есть подвиг для Быкова, а вовсе не пафосность ситуации. В этом на них похож и Сенцов, главный герой «Живых и мёртвых». Он случайный человек на фронте, военный корреспондент, по собственной воле оставшийся в окружённом полку Серпилина.

Заключение : Смелость… Разве можно назвать таким Сотникова? Он, вроде бы, не бросается с гранатой под танк. Но именно люди, способные при всех слабостях в конце концов выполнить свой долг, заслуживают право на положительность у Василя Быкова. Его смерть с мыслями о том, что она обязательно должна что-то означать, выглядит агитационной. Но изображена она сдержанно и реалистично, без всякой героизации. Таких подвигов, на самом деле, совершались тысячи, для той войны они были обыденностью. Иначе бы не было мая 1945 года.

Рассуждения о смелости и трусости могут завести очень далеко. Это понятно, ведь произведений на их тему за всю историю развития литературы написано множество. Можно вспомнить даже забитого и униженного Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели». И этот человек нашёл в себе мужество возмутиться, когда его лишили самого ценного, что у него было. Но такая смелость стоит недорого. Гораздо правильнее вспомнить в заключение ещё раз об Остапе из «Тараса Бульбы».

Его крик к отцу перед смертью разносится, кажется, по многим русским и советским книгам. Но смог бы сын казака умереть, как Сотников? Без зрителей, не напоказ, обречённым на полное забвение, зная только, что иначе невозможно? В этом и величие подвига людей, подобных партизану из повести Василя Быкова. Погиб и Серпилин в трилогии Симонова. Случайно, от осколка снаряда, незаметно. Он сделал своё дело. Как и всякий человек, чьё мужество помогает другим осознать своё предназначение.

В романе В.А. Каверина «Два капитана» другом главного героя Сани Григорьева является Валька Жуков. Они подружились с момента встречи в школе-интернате, куда попал Саня как беспризорник. Валька – настоящий друг Сани, не то, что Михаил Ромашов. Когда между Ромашкой и Григорьевым возникает конфликт, Валька знает правду, но боится её сказать, так как подлый Ромашов его шантажирует. Однако, понимая, что его молчание может стоить другу слишком дорого, он рассказывает всё Сане, а тот просит его сказать это всем на педсовете, на котором будет обсуждаться его исключение из школы. Если у тебя есть поддержка такого смелого и отважного друга – никто не страшен.

2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

В комедии возникает конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Молодой человек смело говорит в лицо всем представителям московского света о том, насколько нелепо выглядят их привычки и пристрастия. Он отважно осуждает ханжество и лицемерие, царящие здесь, презрительно отзывается о чинопочитании и низкопоклонстве. Каждый гость на балу услышал в его словах что-то оскорбительное. А ведь, на самом деле, кому приятно слышать о себе что-то обличительное. Так для графини-внучки такими словами показались сравнение её с модисткой, для Натальи Дмитриевны Горич – рекомендация переехать в деревню, старуху Хлёстову оскорбил его смех по поводу Загорецкого. Но тем не менее Чацкий продолжает говорить о подлости крепостников, которые обращаются с крестьянами как со скотом, о лизоблюдстве, о вечном подражании иностранцам. Именно за эту смелость И.А.Гончаров назвал героя Грибоедова победителем.

3. Б.Васильев «Завтра была война»

В повести показаны взаимоотношения трёх подруг: Зина Коваленко, Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Однажды на дне рождения в квартире Люберецких прозвучали стихи Есенина. Творчество этого поэта считалось запрещённым. Завуч школы Валентина Андроновна собирала информацию от детей, которые были слабее других по характеру и личным качествам. Такой оказалась Зиночка. Она и сообщила Валендре, что читали Есенина. Спустя некоторое время отца Вики Люберецкой арестовывают. Вика оказывается перед сложным выбором: она должна либо отказаться от отца, либо выйти из комсомола. Она не может сделать ни того, ни другого. Не желая выслушивать обвинительные слова в её адрес, подставлять друзей, она решает отравиться. Своей смертью Вика высказывает протест существующему миропорядку. Искра Полякова на похоронах своей подруги читает стихи Есенина, доказывая всем, что эти люди не победили ни Вику, ни их дружбу.

Итоговое сочинение на тему: "К каким последствиям может привести трусость?"

Страх… Это понятие знакомо каждому из нас. Всем людям свойственно бояться, это естественное чувство. Однако порой страх перерастает в трусость – душевную слабость, неспособность к решительным действиям. Это качество может привести к негативным последствиям: как к нравственным страданиям, так и физическим, даже к смерти.

Тема трусости раскрывается во многих художественных произведениях, например в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор показывает, как к прокуратору Иудеи Понтию Пилату привели бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Пилат понимал, что человек, стоявший перед ним, невиновен, и хотел бы его освободить. Облеченный властью казнить и миловать, прокуратор мог это сделать, однако он вынес обвиняемому смертный приговор. Почему он так поступил? Им руководил страх, и он сам в этом признался: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место?» Прокуратор проявил трусость и обрек ни в чем не повинного человека на смерть. Он мог еще все исправить в последний момент, ведь одного из осужденных на казнь преступников можно было отпустить. Однако прокуратор не сделал и этого. К каким последствиям привела трусость? Итогом стала казнь Иешуа и вечные муки совести для Понтия Пилата. Можно прийти к выводу, что трусость может обернуться трагическими последствиями как для самого человека, проявившего это качество, так и для других людей, которые становятся жертвами его страха.

Еще одним примером в подтверждение этой мысли может стать повесть В.Быкова «Сотников». В ней говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Рыбак, проявляет трусость – он боится смерти настолько, что забывает о своем долге защитника Отечества и думает лишь о том, чтобы спастись любой ценой. Трусость толкает его на страшные поступки: он был готов выдать расположение партизанского отряда, согласился служить в полиции и даже принял участие в казни своего товарища – Сотникова. Писатель показывает, к каким последствиям это привело: Сотников погиб от рук Рыбака, а тот в какой-то момент осознал, что обратного пути после этого поступка у него больше нет. Он сам подписал себе приговор. Очевидно, что трусость обернулась физической смертью для достойного человека и нравственной –для трусливого.

В заключение можно сделать вывод: трусость никогда не приводит ни к чему хорошему, напротив, она имеет самые печальные последствия. Недаром устами своего героя Булгаков сказал: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков».

Итоговое сочинение на темы: "Можно ли преодолеть в себе трусость? Можно ли научиться смелости?"

Каждому из нас знакомо чувство страха. И порой оно становится препятствием на нашем жизненном пути, перерастает в трусость, душевную слабость, парализующую волю и мешающую спокойно жить. Можно ли преодолеть в себе это негативное качество и научиться смелости? На мой взгляд, нет ничего невозможного. Главное - сделать первый шаг. Причем это под силу не только взрослому, но и ребенку. В подтверждение своей мысли приведу несколько примеров.

Так, в рассказе В.П.Аксенова «Завтраки сорок третьего года» автор показывает маленького мальчика, которого терроризировали более взрослые и сильные одноклассники. Они отбирали у него, да и у всего класса, булочки, которые давали в школе, впрочем, не только булочки, но и любые понравившиеся вещи. Долгое время герой покорно и безропотно расставался со своими вещами. Ему не хватало смелости противостоять обидчиками. Однако в конце концов герой нашел в себе силы преодолеть трусость и дать отпор хулиганам. И несмотря на то,что они были физически сильнее и, конечно, побили его, он был исполнен решимости не сдаваться и в дальнейшем отстаивать свои завтраки и, главное, свое достоинство: «Будь что будет. Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день». Можно прийти к выводу, что человек способен преодолеть в себе трусость и бороться с тем, что внушает ему страх.

Еще одним примером будет рассказ Ю.Казакова «Тихое утро». Два юных героя отправились на рыбалку. Внезапно случилась беда: один из них упал в реку и стал тонуть. Его товарищ Яшка испугался и, бросив друга, убежал. Он проявил трусость. Однако несколько мгновений спустя он опомнился, поняв, что никто не сможет помочь Володе, кроме него самого. И тогда Яшка вернулся и, преодолевая свой страх, нырнул в воду. Он сумел спасти Володю. Мы видим, что даже в такой экстремальной ситуации человек может преодолеть трусость и совершить смелый поступок.

Подводя итоги сказанному, хочется призвать всех людей бороться со своими страхами, не позволять трусости взять над нами верх. Ведь по-настоящему смелые люди не те, кто ничего не боится, а те, кто преодолевает свою слабость.

Итоговое сочинение на тему: "Какой поступок можно назвать смелым?"

Смелый поступок… Так можно назвать самые разные действия людей, будь то прыжок с парашютом или восхождение на Эверест. Смелость всегда предполагает риск, опасность. Однако, на мой взгляд, очень важным является мотив поступка: делает ли человек что-то ради собственного самоутверждения или ради помощи другим. С моей точки зрения, по-настоящему смелым является поступок, совершенный с риском для жизни во благо других людей. Проиллюстрирую сказанное примерами.

Так, в рассказе В.Богомолова «Рейс «Ласточки»» описывается подвиг отважных речников, которые переправляли боеприпасы с одного берега Волги на другой под огнем врага. Когда на баржу попала мина и начался пожар, они не могли не понимать, что в любую секунду ящики со снарядами могут взорваться. Однако, несмотря на смертельную опасность, они не бросились спасать свою жизнь, а начали тушить огонь. Боеприпасы были доставлены на берег. Автор показывает смелость людей, которые, не думая о себе, рисковали жизнью ради выполнения своего долга. Они делали это для своей родины, для победы, а значит, для всех. Именно поэтому их поступок можно назвать смелым.

Еще один пример находим в повести А.Лиханова «Чистые камушки». В ней рассказывается о мальчике Михаське, который очень боялся местного хулигана по прозвищу Савватей. Однажды Михаська нашел в себе силы дать обидчику отпор и, более того, вступился за друга. Ему поставили условие: он должен пройти между двумя злыми собаками, и тогда его друга отпустят. Михаська решился на это, хотя понимал, что это опасно - собаки могли его разорвать. Но для него было важно помочь товарищу. Его поступок можно назвать смелым, так как он был продиктован не просто мальчишкой любовью к риску и желанием покрасоваться перед сверстниками, а именно желанием помочь товарищу.

Таким образом, можно прийти к выводу: смелость поступка определяется способностью идти на риск ради благой цели.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.