Составить план по биографии гоголя. Последние годы жизни

Последние годы жизни великого русского прозаика и драматурга Гоголя прошли в мучительной борьбе художника с православным мыслителем. Этот внутренний разлад послужил для него тем смертельным орудием, которое его и убило. Однако значение его многих известных произведений для русской литературы стало чрезвычайно важным и глубоким. Краткая хронологическая таблица Гоголя содержит лишь сухие факты. На самом деле с Гоголем происходила масса невероятных событий, которые и заставят нас считать его великим мистиком, хотя на самом деле он был настоящим христианином.

Хронологическая таблица Гоголя

20.03.(01.04) 1809 г.

В Великих Сорочинцах (Полтавская губерния Миргородского уезда) родился Н.В. Гоголь.

Он с братом Иваном учатся в уездном училище города Полтавы

Скончался брат Иван.

Писатель живет у полтавского педагога Г. Сорочинского и усердно с ним занимается.

Учеба в Нежинской гимназии.

Умер отец Гоголя (В.А.Гоголь-Яновский).

По окончанию учебы Гоголь переезжает в Петербург. Писатель испытывает серьезную нехватку средств. Работает под псевдонимом В.Алов и издает произведение «Ганс Кюхельгартен».

Он едет в Германию и создает произведение «Италия».

Пишет повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».

1830 - 1831 гг.

Сближается с В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным, что непременно влияет на его дальнейшую литературную судьбу.

Гоголь создает «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Работает преподавателем в Патриотическом институте.

Получает должность адъюнкта в Петербургском университете.

Состоит в членстве Общества любителей русской словесности, который был организован в Московском университете.

Гоголь печатает два сборника сочинений «Арабески» и «Миргород», включающий в себя произведения «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий» и т.д.

Начало работы над первым томом «Мертвые души».

Закончена комедия «Ревизор». Начинаются его первые постановки в Петербургском и Московском театрах. После Гоголь уезжает заграницу (Германия, Франция, Швейцария и Рим).

Возвращение в Москву. Издание произведения «Мертвые души» и повести «Шинель».

Паломничество по Святой Земле (Иерусалим).

Гоголь селится в Москве в доме своего А. Толстого.

Сожжение второй книги «Мертвых душ».

21.02.(4.03.) 1852 г.

В Москве. В 1931 году писатель перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

На этом хронологическая таблица Гоголя и заканчивается. На самом деле стоит внимательно изучить биографию этого великого человека, она действительно очень необычная и интересная.

Биография Гоголя: краткая

Гоголь родился в обедневшей семье помещика Гоголь-Яновского. Хронологическая таблица Гоголя вместила в себя только самые важные даты из биографии писателя. И поэтому хочется немного подробнее описать ее события.

Итак, именно в Нежинской гимназии у будущего русского писателя начинают проявляться литературный, художественный и актерский таланты.

Мечта стать юристом

Однако при всем при этом Гоголь мечтал стать юристом, поэтому отправился в Петербург. Познав ближе всю бюрократическую жизнь столицы, в юстиции ему работать не захотелось. Тогда он пробует себя на других поприщах. Он даже работал преподавателем истории, но литература взяла вверх, этому способствовало и его знакомство и сотрудничество с Пушкиным, которое оказало на него огромное влияние. Знаменитость к Гоголю пришла с произведением «Вечера на хуторе близ Диканьки». А потом и в драматургии Гоголь начнет блистать благодаря своему «Ревизору».

Смертельная тоска

Но из-за едкой сатиры на него ополчились литературные критики. Поэтому, впав в глубокую депрессию, он был вынужден покинуть Россию и провести за границей целых 12 лет. Он наведывался на Родину совсем редко. В Италии он напишет свое знаменитое произведение «Мертвые души», которое вызовет такой большой общественный резонанс, который не сможет даже сравниться с комедией «Ревизор».

Гоголь скончался от нервного и физического истощения и утраты сил в Москве в возрасте 43 лет.

План-конспект урока литературы в 9 классе

Тема: Духовная биография Н.В.Гоголя

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Познакомить учащихся с духовной биографией Н.В.Гоголя;

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности писателя;

Создать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, исследовательских способностей;

Содействовать развитию умения общаться.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, викторина, работа в группах.

Технологии : сотрудничества, ИКТ

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет для каждой группы учащихся, книги с произведениями Н.В.Гоголя, презентация-викторина «Герои произведений Н.В.Гоголя», таблицы для групповой работы, оценочная карта урока.

Памятка «Правила успешной работы в группе»

    Все члены группы равны

    Группы не соревнуются

    Наслаждайся общением с другом

    Будь уверен в себе

    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело

    Ответственность за конечный результат несет каждый

Каждая группа получает «План действий»

    Вам предложено определенное задание

    Ставим цель (Какого результата я хочу достичь?)

    Собираем данные

    Анализируем результаты

    Делаем выводы

    Представляем результат

Ход урока

I. Оргмомент

1. Вступительное слово учителя

Задумайтесь о том, что значит для каждого из нас временной отрезок в 200 лет?

На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве человека, который родился два столетия назад, - это Николай Васильевич Гоголь.

2. Постановка задач урока. Целеполагание.

Задача, которую мы ставим перед собой, заключается в пополнении наших сведений и знаний об этом замечательном писателе. Нам предстоит выполнить много различных видов работ, но самая главная задача: заполнить публикацию хроники жизни Н.В.Гоголя. Пусть же наш урок поможет каждому из нас открыть для себя нового Н.В.Гоголя.

Судьба Гоголя, так же, как и внутренний душевный мир классика, сложна и противоречива. Вот уже на протяжении более двух столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», загадке его искусства, тайне его личности. Православие играло огромную роль в жизни писателя, являлось неотъемлемой её частью. Гениальный художник, изумительный мастер слова, он был и христианским мыслителем, и учителем нравственности, «пророком православной культуры», как называет его протоиерей В. Зеньковский.
На протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал себя одиноким. В нём все видели писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков, но скрытые духовные корни, которые питали его дарование, современники склонны были не замечать. «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени»,- писал после смерти Гоголя С.Т. Аксаков.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся

    Творческая работа.

Что такое ассоциации? (Словарная работа со словом на доске: Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).

Чтобы проверить, узнали ли мы что-либо новое на уроке и насколько, проведем творческую работу . Запишите в тетради все ассоциации, которые возникают у вас в связи с именем Н.В.Гоголя. И оставьте несколько строк, чтобы в конце урока можно было продолжить этот ряд ключевых слов новыми сведениями о писателе.

    Викторина по иллюстрациям к произведениям Н.В.Гоголя.

С его творчеством мы знакомились в 5, 6, 7 классах, и многие герои его книг нам знакомы. Поэтому я предлагаю вспомнить эти произведения и героев.

III. Изучение нового материала.

Работа в группах

Учащиеся делятся на несколько групп . Каждая группа выбирает себе оратора. Каждый учащийся получает «Правила успешной работы в группе». Каждая группа получает «План действий». Задание для групп: отобрать нужный материал, заполнить таблицу.

Учащимся предоставляется доступ к материалам сети интернет, учебники и учебные пособия по творчеству Н.В.Гоголя.

Учитель во время работы групп подходит к каждой, следит за ходом рассуждений, помогает при затруднениях, отвечает на возникающие вопросы.

1.Заполнение таблицы «Духовная биография Н.В.Гоголя»

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учителя с дополнительной графой, продразумевающей отдельные совмещенные этапы урока, если класс сильный возможен вариант дополнительных пробелов в других графах)

Задания для групп

Группа 1

Тема: «Под защитой угодника Божия» Рождение и детство Н.В.Гоголя.

Группа 2

Тема: «Источник утешения и утоления горести…» Учеба в Нежинской гимназии

Группа 3

Тема: Гоголь в Петербурге. Поездка в Германию. «Боюсь нагрешить против языка…»

Группа 4

Тема: «Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину…». Гоголь за границей.

Группа 5

Тема: «Выбранные места из переписки с друзьями».

«Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно…»

Группа 6

Тема: Путешествие в Иерусалим

Группа 7

Тема: Гоголь в Оптиной Пустыни

Группа 8

Тема:

Группа 9

Тема: Кончина Гоголя. Духовное завещание.

Хроника жизни Гоголя

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

(вопросы для устной беседы, дополнительный материал для учителя)

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Согласно преданию, уже сама встреча родителей Гоголя, а, следовательно, и его появление на свет были предопределены свыше. (Царица Небесная явилась отцу Василию Афанасьевичу во время поездки на богомолье).

Мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына.

Мария дала свой обет: в случае появления на свет долгожданного сына, его назовут Николаем, а в Васильевке поставить церковь.

Детство в Васильевке

Черты патриархального быта из своего детства Гоголь использует и при описании жизни «старосветских помещиков».

Рано научился читать и писать. Обучение происходило под наблюдением отца Василия Афанасьевича. Он сам задавал сыновьям, старшему Николаю и младшему Ивану, сочинения на разные сельские темы. Мальчиком Гоголь принимал участие в театральных постановках отца и помогал ему.

1821- 1828г.

Тексты большинства произведений не сохранились

В 1825 году из Нежина пятнадцатилетний пишет матери: «Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести»

Гоголя занимает вопрос об его высоких начертаниях: «Исполнятся ли высокие мои начертания? Или неизвестность зароет их в мрачной туче своей. В эти годы эти долговременные думы свои я затаил в себе. Недоверчивый ни к кому, скрытный, я никому не поверял своих тайных помышлений, не делал ничего, что бы могло выявить глубь души моей...» (1827 год, 3 октября.)

(Установка перед сообщениями уч-ся: - Какие способности сочетались и проявлялись у Гоголя? (актерские, писательские, способность «угадывать «душевное устройство»» людей, «угадать человека»)

Вывод : Многие современники писателя оставили о нем мемуары. Но из этих воспоминаний нельзя понять, каким он был на самом деле. С каждым человеком он вел себя по-разному.

1828 г.

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

стих. «Италия» в журнале «Сын Отечества и Северный Архив», «Ганц Кюхельгартен»

Для Гоголя становится характерным комментирование своих сочинений.

Сообщение учащихся о псевдонимах Н.В.Гоголя

1829-

1842г.

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Комедия «Ревизор»,

Первый том «Мертвых душ»

Противоречие испытывает во всем, даже в языке.

«Боюсь нагрешить против языка», - это вечный страх его. За границей он так отвык от русской речи, что самые простые выражения затрудняли его. «Слог и язык мой у меня до сих пор в таком неряшестве, как ни у кого даже из дурных писателей, так что надо мною имеет право посмеяться едва начинающий школьник». «Возьмешься за перо - находит столбняк».

1842- 1848г.

«Мертвые души»

В Россию он приезжает только дважды – 1839 сентябрь, 1841 октябрь (для издания первого тома поэмы «Мертвые души»).

«Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. Но, нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет».

1847г.

Разнообразие тем объединял одни лейтмотив: «Я знаю, как надо, и научу вас ». Большинство отзывов были резко отрицательными, а гоголевские советы вызывали только раздражение.

Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно - так, как еще никто никогда не говорил в русском светском обществе. Правду или неправду он говорит, неотразимо все-таки чувствуется, что вопрос о Боге есть для него самого вопрос жизни и смерти, полный бесконечного ужаса, вопрос его собственного, личного и общего русского всемирного спасения.

По поводу митрополит Филарет сказал: «Хотя во многом заблуждается, но надо радоваться его христианскому направлению».

1848 г.

С этой поездкой он связывал надежды на некое духовное просветление, но этого не произошло. Он писал, что никогда не был так недоволен состоянием своей души, как в Иерусалиме и после.

И почти тотчас по приезде в Иерусалим, в письме к матери: «Не переставайте молиться обо мне… Теперь более, чем когда-либо, чувствую бессилие моей молитвы…»

Жуковскому, вскоре после приобщения у Гроба Господня: «Литургия совершалась на самом Гробовом Камне… Я стоял один… Все это было так чудно! Я не помню, молился ли я. Мне кажется, только радовался тому, что поместился на месте, так удобном для моленья и так располагающем молиться; молиться же, собственно, и не успел… Я не успел почти опомниться, как очутился перед Чашей, вынесенной священником из Вертепа…»

«Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость моего сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у Гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от Святых Тайн, стоявших на самом Гробе, вместо алтаря, - и, при всем том, я не стал лучшим, тогда как все земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное . Что могут доставить тебе мои сонные впечатления? Видел я, как во сне, эту Землю …» «В Назарете, застигнутый дождем, просидел два дня, позабыв, что сижу в Назарете, точно, как бы это случилось в России, на станции».

1850-1851

Гоголь в Оптиной Пустыни

В Оптиной Пустыни Николай Васильевич бывал трижды: в июне 1850 года, в июне и сентябре 1851 года. Первое документальное свидетельство об интересе Гоголя к Оптиной Пустыни относится к 1846 году. Камер-юнкер Владимир Муханов, лечившийся за границей, писал сестрам из Остенде: «Здесь мы нашли Гоголя, с которым познакомились. Он очень замечателен, в особенности по набожному чувству христианской любви… Недавно читал он нам два прекрасных письма молодого Жерве к своему отцу, писанные из Оптиной Пустыни. Мы слушали с умилением. Сколько веры и любви в молодом подвижнике, оставившем мир и все прелести в тех летах, когда они так обольщают человека, посвятившем себя Богу!»

Посещение монастыря произвело на Гоголя глубокое впечатление. Спустя три недели он писал графу А.П.Толстому из Васильевки: «Я заезжал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать, видимо, там присутствует… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. За несколько верст, подъезжая к обители, чувствуешь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители…»

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

«Я еду к Троице с тем, чтобы там помолиться о здоровье моей матушки, которая завтра именинница. Мой дух крайне изнемог; нервы расколеблены сильно. Чувствую, что нужно развлечение, а какое, - не найду сил придумать».
Н.В. Гоголь – С.П. Шевырёву. 30 сентября 1851 г

1 октября 1851 года, в день именин своей матери, Марии Ивановны, Гоголь из Абрамцева ездил к обедне в Лавру. Там он встретился с архимандритом Феодором (Бухаревым), с которым познакомился в 1848 году.

На обратном пути из Троице – Сергиевой лавры Гоголь заезжал за Ольгой Семёновной Аксаковой в Хотьковский Покровский монастырь. Вечером того же дня Гоголь написал письмо матери: «В день ваших именин, матушка, молился я у мощей святого Сергия о вас и о всех нас».

1852 г.

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

В духовном завещании обращается к «друзьям своим», т. е. ко всем русским людям: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». Это последние слова , обращенные к нам: в них весь смысл его жизни, и он имел право их сказать, потому что заплатил за это право жизнью.

В духовном завещании сказано : «Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились поминки по грешной душе… Я бы хотел, чтобы тело мое было погребено если не в церкви, то в ограде церковной и чтобы панихиды по мне не прекращались».

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учащихся)

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Детство в Васильевке

Учеба в Нежинской гимназии высших наук

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Постоянно живет за границей (Германия, Италия).

Вышли в свет «Выбранные места из переписки с друзьями»

Заграничное путешествие в Иерусалим.

Гоголь в Оптиной Пустыни

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

III .Оглашение результатов работы групп

(один человек из каждой группы оглашает результаты, все остальные заполняют таблицы)

IV .Оценка результатов работы происходит путем заполнения «Оценочной карты урока».

Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося ________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Работа в группе

2. Устная работа на уроке

3. Активность и заинтересованность в течение всего урока

* На уроке, организованном по технологии обучения в сотрудничестве, оценку получает каждый учащийся.

V. Контроль и обобщение знаний, полученных на уроке

Методика ассоциаций.

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас имя Н.В.Гоголя, допишите их в тетрадь.

VI . Рефлексия.

Стала ли личность Н.В.Гоголя вам ближе, понятнее или нет?

Сложно ли было находить нужный материал?

V I I. Домашнее задание . Прочитать об истории создания поэмы «Мертвые души»

Заключительное слово учителя.

«Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести!» - сказал Н.В. Гоголь. Мы понимаем, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и темных сил за живую человеческую душу:

Мир сотворён, но ещё недосоздан.

Задан маршрут: через тернии к звёздам!

Зло и добро в роковом поединке переплелись.

Человек – посрединке.

И эта борьба – вечна.

Литература:

    Николай Гоголь. Духовная проза. Завещание. М. Медиа групп, 2014

    Дм. С.Мережковский. Гоголь. Творчество, жизнь и религия.

    Собрание сочинений Н.В.Гоголя

    http :// www . biblgorlov . ru / kraevedenie / pisateli / html / gogol /02. html

    http :// www . optina . ru / pub / p 02/

Ответ оставил Гость

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя1809, 20 марта Родился Н. В. Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил из семьи помещиков среднего достатка. Отец - Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, мать - Мария Ивановна (урожд. Косяровская).

1818-1819 Обучался в Полтавском уездном училище.

1820-1821 Брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире.

1821, май Поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь увлекается театром, живописью, пробует себя в различных литературных жанрах.

1828, декабрь Оканчивает гимназию. Вместе с А. С. Данилевским, одним из самых близких друзей, едет в Петербург.

1829 В печати появляется стихотворение «Италия». Весной этого же года под псевдонимом В. Алов печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кю-хельгартен». Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы, в июле Гоголь сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает в Германию. Сентябрь Возвращается из Германии.

1829-1831 Определяется на государственную службу.

1830 Появляется первая повесть «Бисав-рнж, или Вечер накануне Ивана Купала» и др. произведения и статьи. Н. В. Гоголь завязывает обширные литературные знакомства.

1831-1832 Увидели свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вызвали всеобщее восхищение. «Здесь так занимает всех всё малороссийское...» (Письмо Гоголя матери.) 1832, июнь После выхода второй части «Вечеpoв...» приезжает в Москву знаменитым писателем.

1833 Для Н. В. Гоголя один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути год.

1834 Разрабатывает «План преподавания всеобщей истории» и пишет «Отрывок из истории Малороссии».

Июль Определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при С.-Петербургском университете. Опубликована «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

1835 Выход в свет «Арабесок» и «Миргорода*.

Осень Начало работы над «Мертвыми душами» и «Ревизором». Оба сюжета подсказаны А. С. Пушкиным.

Премьера «Ревизора» в Петербурге, в Александрийском театре. 25 мая этого же года премьера в Малом театре в Москве.

Июнь Сопровождаемый А. С. Данилевским Н. В. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).

1837 Тяжело переживает известие о гибели А. С. Пушкина.

1839, сентябрь Гоголь приезжает в Москву и читает главы из «Мертвых душ» в доме Аксаковых, затем в Петербурге у В. А. Жуковского, всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий: «...мы можем назвать себя счастливыми, что родились современниками Гоголя. Такие люди родятся не годами, а столетиями». (Дневник Ю. Ф. Самарина.)

18 мая Отъезд в Италию. Во время остановки в Вене приступ тяжелой нервной болезни, которая вскоре проходит, но оставляет сильный след в сознании Гоголя, способствуя возникновению и развитию религиозно-мистических настроений.

1842, март Цензура разрешила «Мертвые души», но с изменением названия («Похождения Чичикова, или Мертвые души») и без «Повести и капитане Копейкине».

1843 Вышли в свет «Сочинения Николая Гоголя» в 4 томах.

1842-1845 Период напряженной работы над вторым томом «Мертвых душ». 1845, начало Силы Гоголя подорваны напряженным и, как ему кажется, недостаточно эффективным трудом. Появляются признаки очередного душевного кризиса.

Лето В состоянии резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ». Позднее в «Выбранных местах...» он объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу.

1847 Опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями», выход этой книги навлек на автора шквал критики. «Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь сам, как я еще остался жив» (письмо к. П. В. Анненкову.) Написана «Авторская исповедь» (напечатана в 1855 г.)

1850, весна Предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную, жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

1852, январь - февраль Появляются признаки нового обострения душевной болезни. Гоголя терзает предчувствие близкой смерти. Встречается с отцом Матвеем (Константиновским).

В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». (Сохранилось в неполном виде лишь 5 глав.)

Утро 21 февраля Н. В. Гоголь умер. Похоронен в Даниловском монастыре, в 1831 г. останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

10 класс Русская литература

Тема: Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя.

2. Развивать у учащихся устную и письменную речь.

3. Воспитывать интерес к творчеству писателя.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: материал по Н.В.Гоголю (папка), портрет писателя.

Работа со словами:

Ход урока:

    Организационный момент.

    Опрос домашнего задания.

-Что вы знаете о жизни и творчестве Н.В.Гоголя? Расскажите.

3.Викторина по иллюстрациям к произведениям Н.В.Гоголя.

С его творчеством мы знакомились в 5, 6, 7 классах и многие герои его книг нам знакомы. Поэтому я предлагаю вспомнить эти произведения и героев. (На основе презентации «Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя»).

Хроника жизни Н.В.Гоголя

Написать даты событий.

Дата

Основные события

Произведения

Н.В.Гоголь родился в селе в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Первые девять лет жизни проходят в Васильевке

Николая и его брата оставляют в Полтавское военное училище.

Смерть брата. Гоголь оставляет училище.

Баллада «Две рыбки»

Учеба в Нежинской гимназии высших наук

Тексты большинства произведений не сохранились

Стихотворения «Италия», «Новоселье», «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен»

Окончив гимназию, Гоголь уезжает в Петербург

1829 г. (зимой) издает стих. «Италия» в журнале «Сын Отечества и Северный Архив»

Летом - «Идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен»

После неудачи с «Ганцем» Гоголь уезжает в Германию, но через 2 месяца возвращается в Петербург.

Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Гоголя принимают младшим учителем истории в Патриотический институт.

Первая книга «Вечера на хуторе

близ Диканьки»

Вторая часть книги

Сборник «Миргород»

Новый период его деятельности.

Комедия «Ревизор»

Премьера «Ревизора» в Александровском театре в Петербурге.

Через полтора месяца, несмотря на уговоры А.С.Пушкина и М.С.Щепкина принять участие в постановке пьесы на московской сцене, уезжает за границу.

Первый том «Мертвых душ», собрание сочинений 4тт.

Постоянно живет за границей (Германия, Италия). Надолго задерживается только в Риме.

Письма Гоголя полны жалоб на ухудшающееся здоровье.

Вышли в свет «Выбранные места из переписки с друзьями»

Заграничное путешествие в Иерусалим.

Гоголь приезжает в Москву и поселяется в дом графа А.П.Толстого на Никитском бульваре.

По нескольку месяцев он проводит в Одессе и в своем доме в Васильевке, посещает Оптину пустынь и Троице-Сергиеву лавру, гостит в имениях Аксановых (Абрамцево) и А.О.Смирновой (Спасское),

За этот период не было издано никаких произведений

Был для Гоголя безрадостным.

Кончина Гоголя

4. Первичное закрепление материала

1.Учитель представляет учащимся вопросы на обороте доски:

Каким событиям в жизни Н.В.Гоголя соответствуют следующие даты – 1809г. (рождение), 1821-1828гг. (учеба в Нежинской гимназии), 1836г. (постановка «Ревизора»), 1848 г. (путешествие в Иерусалим, переезд в Петербург в дом А.Н.Толстого на Никитском бульваре), 1852 г. (кончина писателя)?

Назовите основные произведения и сборники Н.В.Гоголя.

2. Разделить яркой линией в публикации хроники жизни на 3 творческих периода (на основе презентации)

5. Продолжение изучения нового материала

1). Знакомство с памятниками Н.В.Гоголю.

А ) Чтение стихотворения А.Городницкого.

Два Гоголя

Два Гоголя соседствуют в Москве.

Один под облаками дымной гари

Стоит победоносно на бульваре,

И - план романов новых в голове.

Другой неподалеку, за углом,

Набросив шаль старушечью на плечи,

Сутулится, душою искалечен,

Больною птицей прячась под крылом.

Перемешен он с площади за дом,

Где в тяжких муках уходил от мира,

И гость столицы, пробегая мимо

Его заметит, видимо, с трудом.

Два Гоголя соседствуют в Москве,-

Похожи и как будто не похожи:

От одного – мороз дерёт по коже,

Другой – сияет бронзой в синеве.

Толпой народ выходит из кино,

А эти две несхожие скульптуры –

Два облика одной литературы,

Которым вместе слиться не дано.

(Александр Городницкий. Поэт-бард)

В) Знакомство с фотографиями памятников . Установка: определить, кому принадлежат памятники, на основе сообщений учащихся.

Г) Сообщения учащихся.

Два памятника Н. В. Гоголю

В Москве есть два памятника великому русскому писателю Н. В. Гоголю. Один - во дворе дома номер 7 по Никитскому бульвару, вто рой - в начале Гоголевского бульвара на Арбатской площади.

Памятник Н. В. Гоголю во дворе дома по Никитскому бульвару был создан в 1909 году к 100-летию со дня рождения писателя. Его авторы - скульптор Н. А. Андреев и архитектор Ф. О. Шехтель. Вначале этот памятник находился на одном из московских бульваров, впоследствии названном именем Гоголя.

В 1959 году, в связи со 150-летием со дня рождения Гоголя, этот памятник был перене сен и установлен перед домом, где писатель провел последние годы жизни. Здесь Гоголь готовил к изданию собрание своих сочинений, встречался с писателями, художниками, акте рами. В это время он пережил тяжелую ду шевную драму. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег подготовленный к печа ти второй том «Мертвых душ», а спустя 10 дней - скончался.

Памятник изображает Гоголя в последние годы жизни, в период душевного потрясения и надлома. В скорбной задумчивости сидит он на скамье, закутавшись в плащ, сидит, низко опустив голову. Пьедестал памятника из черного полированного гранита опоясан со всех сторон бронзовыми барельефами персо нажей из произведений Гоголя.

Второй памятник Н. В. Гоголю, который был установлен в 1952 году к 100-летию со дня смерти великого русского писателя на Гоголев ском бульваре, создан скульптором Н. В. Том ским и архитектором Л. Г. Голубовским. Го голь изображен во весь рост в крылатке, в ле вой руке он держит книгу. На постаменте над пись: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правитель ства Советского Союза. 2 марта 1952 года».

6.Рефлексия.

Составление таблицы инсорт по творчеству Н.В.Гоголя

Что знаю

Что узнал

Несоответствие

предыдущих сведений с изученными

Что удивило?

-Работа с материалом учебника стр.154 –164.

-Словарная работа: провинция, альманах, парубок, пошлость, арабески, захолустье.

-Запишите значения данных слов в тетрадь и запомните.

    Закрепление нового материала.

-Вопросы и задания к тексту, стр.164.

    Домашнее задание.

урок в 8 классе (VII вида)План урока.

1. Детство Н. В. Гоголя. Учение в Полтавском уездном училище.

2. Годы учения в Нежинской гимназии высших наук.

3. Творческие этапы в жизни Н. В. Гоголя.

1-й этап (1828-1835гг.)

издание произведения « Ганц Кюхельгартен»;

знакомство с А. С. Пушкиным;

издание сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

издание сб. «Миргород», «Арабески».

2 - й этап (1835 - 1842гг.)

создание и постановка комедии « Ревизор»;

создание 1 тома поэмы « Мертвые души».

3-й этап (1842-1852гг.)

Работа над вторым томом «Мертвых душ».

1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе VII вида

Тема. Н.В.Гоголь. Сведения о жизни и творчестве писателя, его связь с Украиной.

Цель: познакомить учащихся с биографией Гоголя, рассказать о его связях с Украиной;

Развивать навыки работы с кроссвордом, с таблицей;

Воспитывать интерес к личности и творчеству Гоголя.

Тип урока: урок изучения новой темы.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с известным русским и одновременно с украинским писателем, по произведениям которого снято немало увлекательных, интересных, захватывающих фильмов. Например, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он был знаком с А.С.Пушкиным, Жуковским, Белинским и другими известными и талантливыми деятелями того времени. Кто же это? Да это Н.В.Гоголь. А какие произведения мы уже изучали в предыдущих классах?

II. Восприятие нового материала.

Слайд1

План урока.

1. Детство Н. В. Гоголя. Учение в Полтавском уездном училище.

2. Годы учения в Нежинской гимназии высших наук.

3. Творческие этапы в жизни Н. В. Гоголя.

1-й этап (1828-1835гг.)

2 - й этап (1835 - 1842гг.)

Создание и постановка комедии « Ревизор»;

3-й этап (1842-1852гг.)

1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

  1. Детство Н. В. Гоголя. Учение в Полтавском уездном училище. Слайд2

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Яновский-Гоголь, служил при Малороссийском почтамте, откуда уволился в чине коллежского асессора. Служил секретарем у дальнего родственника, бывшего министра, уездного представителя дворянства, Д.П.Трощинского.

Василий Афанасьевич любил искусство, сам писал стихи и комедии на украинском языке.

По преданию (информация не подтверждена), вторую часть фамилии - Гоголь - добавил к своей (Яновский) дед Николая Васильевича. Это было сделано, чтобы доказать происхождение рода от полковника Остапа Гоголя, прославившегося на Украине в XVII веке.

Мать Гоголя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, была, по преданию, первой красавицей на Полтавщине. Происходила из семьи помещиков. Замуж на Яновского-Гоголя вышла в 14 лет, родила шестерых детей.

Писатель родился 20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Мальчик был необыкновенно слаб и худ, но выжил.

В благодарность Богу… По семейному преданию Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать.

Семья Гоголей была очень религиозная, что, несомненно, наложило свой отпечаток на мировоззрение будущего писателя. Особое внимание духовному воспитанию детей уделяла мать.

Отец Гоголя увлекался театром. В имении Трощинского для этого специально было построено здание. Василий Афанасьевич играл в пьесах, оформлял спектакли, помогал в шитье костюмов. Вместе с ним на подмостки сцены поднималась и Мария Ивановна. После отца Гоголя остались две комедии, он писал и стихи.

В 1818 году отец отвёз сыновей: Николая и Ивана в Полтаву, в поветовое училище. За всякую провинность там жестоко наказывали. 1818 - 1819 годы - Николай Гоголь, вместе с братом Иваном, учатся в Полтавском уездном училище.

2. Годы учения в Нежинской гимназии высших наук. Слайд3

1821 – 1828 гг. – учеба в Нежинской гимназии высших наук. Увлечение театром, живописью. Первые литературные опыты.

После смерти Ивана отец забрал Николая домой: родители боялись за его здоровье.

В 1821 году его определили в Нежин, в гимназию высших наук, которую ещё называли лицеем. Оттуда вышло много замечательных людей.

Появление Гоголя в в гимназии запомнилось однокашникам как комическое зрелище: новичок был укутан в шубы, свитки. Одеяла. Их долго развязывали, а когда, наконец, развязали, глазам предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Из его ушей торчала вата. Дисциплина у Гоголя хромала……..стр.178

Практически с первых дней учёбы он занимался сочинительством.

3. Творческие этапы в жизни Н. В. Гоголя. Слайд4.

1-й этап (1828-1835гг.)

Издание произведения « Ганц Кюхельгартен»;

Знакомство с А. С. Пушкиным;

Издание сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

Издание сб. «Миргород», «Арабески».

Ещё в Нежинской гимназии Гоголь мечтает о дальней дороге в Петербург, куда он и приезжает в 1828 году (накануне Нового года). Из - за Пушкина, из желания жить рядом с ним и ехал он в столицу, так же намереваясь поступить на госслужбу. Город разочаровал Гоголя. Бесконечные поиски хорошего места службы Гоголь совмещает с литературной деятельностью. Он написал стихотворение «Италия» и отправил его анонимно в журнал «Сын отечества». (1829г) Это было первое напечатанное произведение писателя.

Вслед за стихотворением вышла поэма «Ганц Кюхельгартен». Боясь критики, писатель опубликовал её под псевдонимом В.Алов. Критика встретила произведение насмешками. Расстроенный Гоголь забрал из книжных лавок все экземпляры и сжёг их.

20.05.2831 г. – встреча с А.С.Пушкиным Критики утверждают, что именно Александр Сергеевич дал Гоголю идеи для таких произведений, как «Ревизор» и «Мертвые души».

1831 - 1832 год ы - написаны и опубликованы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно это произведение принесло Гоголю настоящую популярность.

Физминутка

2 - й этап (1835 - 1842гг.)

Создание и постановка комедии « Ревизор»; 1935г

Создание 1 тома поэмы « Мертвые души».

В 1936 г. Н.В. уехал за границу, где пробыл около 10 лет, изредка приезжая в Россию. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции и Италии, которая ему полюбилась особенно.

В столице Италии Риме Гоголь создал свой великий роман «Мертвые души». Первый том, которого был издан в 1842г.

3-й этап (1842-1852гг.)

Работа над вторым томом «Мертвых душ».

1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями». (результат релег.раздумий)

1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг.

Вскоре писатель принялся за работу над вторым томом, однако она не шла. Гоголь мучился сомнениями, удастся ли ему хорошо передать замысел произведения.

Летом 1945г он пережил тяжёлый душевный кризис. В результате, которого он сжигает 2 том.

В надежде найти выход из душевного тупика он отправляется в Иерусалим – поклонится христианским святыням. Однако поездка не принесла облегчения.

После паломничества он возвращается в Россию, где принялся за 2 том. И по-прежнему он ему не давался. 1852г душевное и физическое состояние резко ухудшилось Он снова сжигает 2 том.

21 февраля 4 марта (по н. ст.) 1852г Гоголя не стало. В официальном документе о смерти коллежского асессора Гоголя было написано, что он умер от простуды. Другие считали, что это тиф. Кто-то полагал, что у него воспаление кишечника. Иные подозревали у него умственное расстройство. Терялись в догадках и врачи, лечившие Гоголя или пытавшиеся его лечить. Душа Гоголя устала бороться с собой, со слабостью телесных сил, не позволявших ему закончить титаническую работу над «Мёртвыми душами».

Гоголь отчаянно боялся умереть, а ещё больше - быть похороненным заживо. В 20 годы обратили внимание на плачевное состояние могилы великого писателя и решили перенести его прах от стен Даниловского монастыря . Была организована специальная комиссия по перезахоронению останков Гоголя. Внутренняя обшивка гроба оказалась изодранной в клочья. Несчастного и впрямь погребли в состоянии литаргического сна! Очнувшись, он пытался выбраться из гроба, но напрасно. Настоящий конец наступил из-за недостатка воздуха. Хотя писатель неоднократно просил не хоронить его, пока у трупа не появятся признаки разложения, тело поспешили опустить в могилу.

Члены комиссии по перезахоронению захотели что-нибудь оставить себе на память о великом Гоголе. Один взял неплохо сохранившийся жилет, а затем хвастался книгой «Мёртвые души», переплёт которой был изготовлен из жилета писателя. Кому-то захотелось взять на память сапоги покойника. Но по ночам стали мучить кошмары: приходил Гоголь и требовал сапоги. Пришлось обратиться за разрешением захоронить сапоги. После захоронения кошмары ушли. Но самое кощунственное было в том, что кое-кто из учёных мужей решил оставить череп писателя, и долго ходил слух, что Гоголя похоронили без головы.

Гоголь очень любил свою родину – Малороссию. Всю жизнь чувствовал неразрывную связь с ней, хорошо говорил по-украински. Он часто навещал имение своих родителей в Васильевке.

IV Применение знаний, умений и навыков.

Разгадывание кроссворда. Слайд5




2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.