Спецификация по литературе (6 класс) учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему. Спецификация по литературе (6 класс) учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему Обоснованность приведения аргументов из текстов

Спецификация

контрольных измерительных материалов

для проведения диагностической работы

по литературе (8 класс I четверть)

    Назначение контрольных измерительных материалов (далее – КИМ)

Диагностическая работа проводится в рамках регионального исследования качества образования для анализа состояния литературного образования в основной школе, в том числе с учетом постепенного перехода на обучение по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Назначение КИМ для проведения диагностической работы по литературе – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе обучающихся 8 класса.

Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования преподавания литературы Департаментом образования Орловской области, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.

2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 29 декабря 2010 г.), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

    Структура КИМ

Работа состоит из 17 заданий , обязательных для выполнения всеми обучающимися. Назначение заданий разных типов – обеспечить проверку достижения учениками уровня базовой подготовки и обеспечить проверку достижения повышенного и высокого уровней освоения материала.

С целью экономии времени обучающихся преимущество было отдано заданиям, не требующим записи подробного ответа. Это позволило включить в работу значительное количество заданий (17) и тем самым повысить полноту и объективность оценки уровня обученности школьников.

Задания выстраиваются на основе системы знаний и умений, заложенных в содержании предмета и отраженных в планируемых результатах по литературе (предметных и метапредметных).

Для решения заданий повышенного и высокого уровня сложности нужно использовать полученные умения в малознакомой или незнакомой (новой) ситуации; интерпретировать художественный текст и выполнить задания к нему; создавать собственное речевое высказывание.

    Время выполнения работы

На выполнение работы отводится 45 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

Не требуются.

6. Условия проведения диагностической работы

Диагностическая работа по литературе проводится в один день в соответствии с инструктивными документами.

Диагностическая работа проводится по месту обучения учащихся. При выполнении работы учащимся следует соблюдать инструкцию.

Проведение диагностической работы по литературе осуществляется с привлечением неспециалистов по данному предмету, обеспечением условий для получения объективных результатов.

На время проведения диагностической работы в аудиториях должны отсутствовать стенды, плакаты и иные материалы с информационной и справочно-познавательной информацией по литературе.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа оценивается 1 баллом. За выполнение заданий с кратким ответом (№ 13 -16) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. За выполнения задания с развернутым ответом (№ 17) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 3 баллов по трем критериям. Максимальный первичный балл за выполнение всей диагностической работы – 29.

Задания части 1 - 1 балл за правильный ответ (максимум 12 баллов)

Задания части 2 - 2 балла за правильный ответ (максимум 8 баллов)

Задание части 3 9 баллов

Критерии оценивания части 3

Баллы

1. Глубина ответа на вопрос и убедительность суждений

а) дан прямой связный ответ на поставленный вопрос, сформулирована своя точка зрения, убедительно обоснованы тезисы, фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) дан прямой связный ответ на поставленный вопрос; сформулирована своя точка зрения, но не все тезисы убедительны и/или допущены 1-2 фактические ошибки

в) вопрос раскрыт поверхностно или односторонне, нечетко сформулирована своя точка зрения; и/или не обоснованы свои тезисы; и/или допущены 3-4 фактических ошибки

г) нет ответа на вопрос и/или допущено более 4 фактических ошибок

2. Обоснованность приведения аргументов из текстов

а) правильно и точно приведены 3 аргумента

б) правильно и точно приведены 2 аргумента

в) правильно и точно приведен 1 аргумент

г) неправильно приведены аргументы или аргументы отсутствуют

3. Следование нормам речи

а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка

б) допущено 2-3 речевые ошибки

в) допущено 4 речевых ошибок

г) количество допущенных ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

Максимальный балл

Перевод первичного балла в пятибалльную шкалу:

8. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Распределение заданий КИМ по уровням сложности представлено
в таблице:

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Повышенный

9. Распределение заданий диагностической работы по содержанию
и проверяемым умениям

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице:

Число заданий

в варианте

Из фольклора

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII в.

Из литературы первой половины XIX в.

Проверяемые в работе умения представлены в таблице:

I вариант

II вариант

Проверяемые умения

Проверяемые умения

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание теории литературы

Знание теории литературы

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание жанров художественных произведений

Знание биографии писателей

Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Знание текста художественного произведения

Знание биографии писателей

Знание биографии писателей

Знание теории литературы

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Определять тему художественного текста

Определять основную мысль художественного текста

Интерпретировать отрывок из художественного текста

Находить изобразительно-выразительные художественные средства

Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос

Перечень проверяемых элементов содержания представлен в таблице:

Проверяемые элементы содержания

(указать УМК, для которых разработан КИМ)

Жанры фольклора

Из древнерусской литературы

Из литературы 18 века

Из литературы первой половины 19 века

Теория литературы

КИМ разработан для УМК под редакцией В.Я. Коровиной

Обобщённый план варианта контрольных измерительных материалов для проведения диагностической работы

I вариант

II вариант

Обозначение задания

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Макс. балл за задание

Знание жанров художественных произведений

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание теории литературы

Знание теории литературы

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание жанров художественных произведений

Знание биографии писателей

Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание биографии писателей

Знание биографии писателей

Знание теории литературы

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Определять тему художественного текста

Определять тему художественного текста

Повышенный

Определять основную мысль художественного текста

Определять основную мысль художественного текста

Повышенный

Интерпретировать отрывок из художественного текста

Интерпретировать отрывок из художественного текста

Повышенный

Находить изобразительно-выразительные художественные средства

Находить изобразительно-выразительные художественные средства

Повышенный

Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос

Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос

Работа охватывает следующие темы:

    Устное народное творчество. Отражение жизни народа в фольклорных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

    Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения.

    «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века.

    Понятие о классицизме. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина.

    И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа.

    К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Историческая тема в произведении.

    А.С. Пушкин и история. История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ героя-рассказчика. Гринев в начале жизненного пути. Проблема чести в романе.

    История испытаний героя романа Петра Гринева. Первая встреча с Пугачевым. Гринев в Белогорской крепости: «простое величие простых людей». Гринев и Швабрин: две личности, две судьбы

    Тема личности и истории в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев и Гринев. История трех встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке.

    Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина. Испытание любовью главных героев романа. Тема милосердия в романе.

Ответы

диагностической работы по литературе (8 класс I четверть)

№ задания

I вариант

II вариант

(Примерные ответы)

Тема стихотворения: Жизнь боярышника.

Основная мысль: Жизнелюбие боярышника. (Как и у людей –сила духа и стойкость).

Интерпретация: Боярышник не боится не только жить на камнях над пропастью (он сильный духом), но и цвести и чувствовать себя уверенно. (Такими могут быть и люди)

Эпитеты – обрыв пуст, пышной красотою, пламенный боярышник, дикие камни, острыми корнями, каменная твердь.

Олицетворения – боярышник спорил, боярышник держал твердь.

Сравнения – боярышник, как будто спорил с камнями; боярышник держал, как в лапе, каменную твердь.

Метафора – расцвёл красотою.

(Примерные ответы)

Тема стихотворения: Природа.

Основная мысль: Пробуждение природы в середине весны.

Интерпретация: Весной, с наступлением тепла, обилием солнца, дождей просыпается лес, из черного и бестрепетного превращается в зеленый шум.

Изобразительно-выразительные средства:

Эпитеты – тих ручей, прошлогодняя борозда, лес бестрепетный и черный, лес затушёванный.

Олицетворения – лес стоит, шум очнётся, шум развернётся, гром ударит, лист отзовётся.

Сравнение – лес, как затушёванный.

Метафора – зелёный шум.

Инструкция по выполнению работы для учеников

На выполнение демонстрационной контрольной работы по литературе отводится 45 минут. Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому из заданий даётся 4 варианта ответа, только один является верным. Цифру правильного ответа следует обвести кружком.

Часть 2 состоит из 4 заданий. На них следует дать краткий ответ. Ответы записываются в контрольной работе.

Выполнение заданий части 3 требует полного развёрнутого ответа на поставленный вопрос.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы можете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и наибольшее количество баллов.

Время выполнения работы 45 мин.

Желаем вам успеха!

(8 класс I четверть учебного года)

I вариант

Часть 1

    К какому жанру устного народного творчества относится следующее произведение:

А) историческая песня Б) частушка В) хороводная песня Г) предание

Не хотела я плясать,

Не хотела выходить,-

Гармонист такой хороший,

Ему надо угодить.

    Каков последний подвиг Александра Невского («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)?

А) спасение христиан из Орды от притеснения иноплеменниками

Б) победа в битве на реке Неве

В) освобождение города Пскова от немцев

Г) победа на Чудском озере

    Что означает выражение Шемякин суд (по одноименной повести «Шемякин суд»)?

А) справедливый суд

Б) несправедливый суд

В) решение в пользу бедного

Г) решение в пользу богатого

    Д.И. Фонвизин писал в рамках направления:

А) реализм

Б) романтизм

В) классицизм

Г) неоромантизм

    Слова из комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина "Не хочу учиться, а хочу жениться" принадлежат:

А) Скотинину

Б) Правдину

В) Милону

Г) Митрофанушке

    Произведение К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» - это

Б) повесть
В) дума

Г) рассказ

    Какое изобразительно-выразительное средство употреблено в произведении К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» в следующих строках:

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали… ?

А) олицетворение

Б) эпитет

В) метафора

Г) антитеза

    Какое историческое событие легло в основу басни И.А. Крылова «Обоз»?

А) Куликовская битва

Б) Отечественная война 1812 года

В) Ледовое побоище

Г) Междоусобная война на Руси

    Выберите правильно указанные годы жизни А.С. Пушкина:

10. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина:
А) сопоставления
Б) взаимодополнения
В) антитезы
Г) композиционной параллели

11. Что пожаловал Петруша Гринев вожатому (Пугачеву) в романе А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»?

А) трость

Б) заячий тулуп

В) валенки

12. Когда герой Пушкина Гринёв был записан в полк?

А) когда ему исполнилось 16 лет

Б) когда ему исполнилось 10 лет

В) еще до рождения

Г) сразу после рождения

Часть 2

    Определите тему.

    Определите основную мысль.

    Интерпретируйте.

Над пропастью, почти над пустотою,

Где сам обрыв и каменист и пуст,

Расцвёл такою пышной красотою

Боярышника пламенного куст,

Как будто спорил с дикими камнями,

Мне было страшно в бездну посмотреть.

А он и цвёл, и острыми корнями

Держал, как в лапе, каменную твердь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая работа по литературе

(8 класс I четверть учебного года)

II вариант

Часть 1

1. К какому жанру устного народного творчества относится следующее произведение:

А) историческая песня Б) частушка В) хороводная песня Г) колыбельная песня

Баю-бай, баю-бай!

К нам приехал Мамай,

К нам приехал Мамай,

Просит: «Васеньку отдай».

А мы Васю не дадим,

Пригодится нам самим.

    Кто произнес такие слова: «Не в силе Бог, но в правде»?

А) Шемяка («Шемякин суд»)

Б) Убогий («Шемякин суд»)

В) Александр Невский («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)

Г) Митрополит Кирилл («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)

3. "Повесть о Шемякином суде" – это

А) произведение фольклора

Б) произведение древнерусской литературы

В) произведение современной литературы

Г) произведение литературы Х1Х века.

    В каком жанре написано произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

А) комедия

Б) трагедия

    Кому из героев произведения «Недоросль» Д.И. Фонвизина принадлежат такие слова: «… имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?

А) Скотинин

Б) Митрофанушка

В) Г-жа Простакова

А) А.С. Пушкин

Б) И.А. Крылов

В) К.Ф. Рылеев

Г) М.Ю. Лермонтов

    Какое изобразительное-выразительное средство является ключевым в баснях И.А. Крылова?

А) эпитет

Б) метафора

В) олицетворение

Г) аллегория

    Какова мораль басни И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя»?

А) Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе - нелепо.

Б) Нужно всегда желать лучшего.

В) Мечты всегда сбываются.

Г) Не желай зла ближнему своему.

    О ком идет речь: «… среди лучших студентов (он) был привезен в Петербург, где

встретился с самим Ломоносовым, о чем вспоминал всю жизнь».

А) А.С. Пушкин

Б) И.А. Крылов

В) К.Ф. Рылеев

Г) Д.И. Фонвизин

    Повествование в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ведется от лица:
    А) автора
    Б) повествователя
    В) Маши Мироновой
    Г) Петра Гринева

    Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» во время дуэли проявились

характеры героев?

А) Швабрин проявил честность и признал свою клевету

Б) Гринев попросил прощения у Швабрина

В) Швабрин подло уколол шпагой Гринева в спину, когда тот обернулся на оклик

Г) Гринев оскорбил Швабрина бранными словами и убил его.

    Кому из героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова «Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

А) Пугачев

Б) Гринев – отец

В) капитан Миронов

Г) Гринев

Часть 2

Выполните задания второй части работы. В стихотворении В. Дронникова:

    Определите тему.

    Определите основную мысль.

    Интерпретируйте.

    Найдите изобразительно-выразительные художественные средства.

Конец апреля, тих ручей подгорный,

Грач к прошлогодней борозде летит.

И только лес, бестрепетный и чёрный,

Вдали, как затушёванный, стоит.

Зелёный шум легко очнётся в нём

И каждой веткой к солнцу развернётся,

Когда из туч ударит первый гром

И лист ему из почки отзовётся.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

Какие проблемы ставит А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В своем рассуждении приведите не менее трех аргументов. Прокомментируйте сформулированные проблемы на примере ситуаций, поступков героев. Объем сочинения не должен быть меньше 50 слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Входная контрольная работа по литературе. 11 класс.

1. Героем какого произведения 19 века была Катерина?

А) «Война и мир» Б) «Маскарад» В) «Гроза» Г) «Обломов»

2. Какой предмет стал объектом ссоры между Арбениным и его женой? («Маскарад» М.Лермонтов)

А) кольцо Б) часы В) браслет Г) брошь

3. Какое произведение не принадлежит И. Гончарову:

А) «Обыкновенная история» Б) «Медный всадник» В) «Обломов» Г) «Обрыв»

4. Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова?

А) Андрей Штольц Б) Владимир Ленский В) Захар Г) Господин Волков

5. Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

А) трость Б) рояль В) книга Г) халат

6.Чем Базаров занимался в Марьине? (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева)

А) писал философские статьи В) бездельничал

Б) заводил любовные романы Г) проводил естественнонаучные опыты

7. К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха

А) герой-резонер Б) «самодур» Б). «лишний человек» В) «маленький человек»

8. Какое произведение принадлежит Н.В. Гоголю:

А) «Обыкновенная история» Б) «Нос» В) «Бесприданница» Г) «Обрыв»

9.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

10.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А) выслан из Петербурга Б)не был наказан, так как дал взятку В)разжалован в рядовые

11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Война – игра, а люди – пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать»

А) князю Андрею Б) Наполеону В)императору Александру 1 Г) М.И.Кутузову

12.Агафья Пшеницына – это героиня:

А) романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» В) В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Б) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

А) А.Н.Островский Б) М.Е.Салтыков-Щедрин В)Ф.М.Достоевский Г)Л.Н.Толстой

14.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А) Соня Мармеладова Б) Р.Раскольников В) Петр Лужин Г) Лебезятников

15.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад» Б) «Мертвые души» В) «Гроза» Г) «Крыжовник»

16.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А) Ф.М.Достоевскому Б)И.А.Бунину В)Л.Н.Толстому Г)А.П.Чехову

17. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А) Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В) И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б) А.Н.Островский, «Гроза», Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник».

18.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А) А.Н.Островский «Гроза» В) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б) И.А.Гончаров «Обломов» Г) И.С.Тургенев «Отцы и дети»

19. Кто в романе противопоставлен Обломову? (И.Гончаров «Обломов»)

А) Базаров Б) Штольц В) Кирсанов Г) Пшеницына

20. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» неотделимы от образа:

А) Пьера Безухова Б) Андрея Болконского В) Платона Каратаева Г) Кутузова

21.Герой романа «Преступление и наказание» совершает своё убийство ради:

А) Оправдания своей теории Б) Близких ему людей В) Семьи Мармеладовых Г) денег

22.«Природа – не храм, и человек в ней работник». Кому принадлежат эти слова?

А) А. Болконский («Война и мир») В) Е.Базаров («Отцы и дети»)

Б) Р. Роскольников «Преступление и наказание»)

23. Родовое имение Л.Н.Толстого - это …

А) Шахматово В) Константиново

Б) Ясная поляна Г) Михайловское

24. Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

А) гипербола Б)экспозиция Б)гротеск Г)кульминация

25.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А) сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б) модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Ответы:

Стартовый контроль по литературе в 11 классе

I вариант.

    Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

г) реализм

2. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

а) И.С.Тургенева

б) А.Н.Островского

в) Л.Н.Толстого

г) Ф.М.Достоевского

3. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

а) Анна Петровна

б) Марфа Игнатьевна

в) Катерина Львовна

г) Анастасия Семеновна

4. Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях?

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет .

а) олицетворение

б) инверсия

в) эпитет

г) аллегория

5. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

а) Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей

б) А.Н.Островский, «Гроза», Катерина Кабанова

в) И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

г) Н.С.Лесков, «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин

6. В каком произведении русской литературы второй половины 19 века появляется герой-нигилист?

а) А.Н.Островский, «Лес»

б) И.С.Тургенев, «Отцы и дети»

в) Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»

г) И.А.Гончаров, «Обломов»

7. Назовите основной конфликт в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

а) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович – Базаров)

б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конфликт)

в) конфликт между старшим и младшим поколениями (родители Базарова – Базаров)

г) внутренний конфликт в душе главного героя Базарова (несоответствие целей и возможностей)

а) А.Н.Островский

б) Ф.М.Достоевский

в) М.Е.Салтыков-Щедрин

г) Л.Н.Толстой

9. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

а) Ф.Долохов

б) В.Денисов

в) А.Болконский

г) Б.Друбецкой

10. Какому герою «Войны и мира» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

а) князю Андрею

б) императору Александру I

в) Наполеону

г) М.И.Кутузову

11. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д.Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?

а) Порфирия Петровича

б) Зосимова

в) Раскольникова

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый и ясный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье,- и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

а) А.К.Толстой

б) А.А.Фет

в) Н.А.Некрасов

г) Ф.И.Тютчев

13. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов, «Ионыч»).

а) влияние его невесты

б) воздействие родителей Д.И.Старцева

в) влияние среды

г) профессия врача

14. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

а) романтизм

б) сентиментализм

в) классицизм

г) реализм

15. Какая мелодия (из какого музыкального произведения) сопровождает зарождение любовного чувства в романе И.А.Гончарова «Обломов»?

а) «Casta Diva», опера В. Беллини «Норма»

б) «Размышления», опера Ж. Массне «Таис»

в) «Утро», из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

г) «Монтекки и Капулетти», балет С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

16. Героем какого произведения А. Н. Островского является Несчастливцев?

а) «Волки и овцы»

б) «Не в свои сани не садись»

в) «Гроза»

17. Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

а) Лебезятников б) Соня в) Лужин г) Свидригайлов

II вариант.

    Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление (имеются в виду произведе6ния, изученные в школьном курсе).

а) А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин

б) И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

в) И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

г) Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

а) А.Н.Островский «Бешеные деньги»

в) Л.Н.Толстой «Живой труп»

г) Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

а) Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

б) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

в) И.А.Гончаров «Обломов»

г) И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Блажен незлобливый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства…

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

а) аллегория

б) антитеза

в) метафора

г) гипербола

    Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

а) гордость и самолюбие

б) благородство и доброта

в) естественность и нравственность

г) щедрость и мужество

    Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

а) М.Е. Салтыков-Щедрин

б) Ф.М.Достоевский

в) А.И.Герцен

г) Н.А.Некрасов

7. Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский, «Гроза»)?

а) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в) самодур

г) романтический герой

а) И.А.Гончаров

б) Н.А.Некрасов

в) М.Е. Салтыков-Щедрин

г) А.П.Чехов

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день, -

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг промелькнет твоя тень!

а) Ф.И.Тютчев

б) А.А.Фет

в) Н.А.Некрасов

г) И.С.Тургенев

    Укажите, какую позицию занимает в романе-эпопее «Война и мир» автор.

а) участник происходящих событий

б) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

в) бесстрастный наблюдатель

г) повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

    Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой, «Война и мир»).

а) Преображенский

б) Павлоградский

в) Измайловский

г) Семеновский

    Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 века?

а) лирика

г) лиро-эпика

13. Укажите произведение А. П. Чехова, которое является лирической комедией.

а) «Человек в футляре»

б) «Чайка»

в) «Медведь»

г) «Дама с собачкой»

14. Укажите, кому из русских писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

а) М. Е. Салтыков – Щедрин

б) Л. Н. Толстой

в) Ф. М. Достоевский

г) А. П. Чехов

15. Укажите, где происходит основное действие романа И. А. Гончаров «Обломов».

а) Петербург

б) Москва

в) город NN

г) тульское имение И. И. Обломова

16. Кому посвящены следующие строки?

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы

А в диких криках озлобленья…

а) Н. Г. Чернышевский

б) В. Г. Белинский

в) Н. Г. Гоголь

г) А. С. Пушкин

Ответы к заданиям по литературе в 11 классе (стартовый контроль)

Вариант 1.

Ответы.

1г, 2б, 3б, 4в, 5г, 6б, 7а, 8в, 9б, 10б, 11б, 12в, 13в, 14г, 15а, 16г, 17г.

Вариант2 .

Ответы.

1б, 2б, 3г, 4б, 5в, 6б, 7в, 8в, 9в, 10б, 11б, 12в, 13б, 14б, 15а, 16в,

5.Кто из героев романа «Герой нашего времени» задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

А) Грушницкий Б) Печорин В) Вернер

6.Каким образом в бабушка в произведении Достоевского «Белые ночи» удерживала Настеньку дома?

А) запирала в комнате Б) привязывала к лавке В) пришпиливала платье булавкой

7. О ком из героев «Мёртвых душ» эти слова «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя...

для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями

он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги»:А) Плюшкин Б) Манилов В) Собакевич

Г) Ноздрев

8. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» выражено в определении жанра:

1) Комедия 2) Трагедия 3) Трагикомедия

9.Укажите, к какому литературному направлению относится роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

а) классицизм б) сентиментализмв) реализм г) романтизм

10.Какой художественный прием использует А.С.Пушкинв строчках :

«Куда, куда вы удалились/ Весны моей златые дни?»

А) олицетворение В) эпитетБ) инверсия Г) аллегория

11.Определите, кому из героев одного из произведений А.С.Пушкина соответствуют эти характеристики:

«Молодой повеса», «он умён и очень мил», «мог он лицемерить», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»,

«как женщин, он оставил книги», «русская хандра им овладела понемногу».

12.Назовите имя, фамилию главного героя рассказа «Судьба человека».

13. Назовите фамилию ещё одного помещика из «Мёртвых душ»: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин.

14.Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения – это… .

15. Почему роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни. Прокомментируйте свой ответ.

Вариант 3.

1. Поэт, подаривший Пушкинусвой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»:

А) Жуковский Б) Державин В) Фонвизин Г) Ломоносов

2. О ком из героев романа идёт рассказ:«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь,

например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут –а ему ничего. А другой раз сидит у себя в

комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана

один на один, бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики

надорвёшь от смеха… Да- с, с большими был странностями…»

3. Печорина из романа «Герой нашего времени» звали: 1) Максим Максимыч 2 ) Григорий Александрович

3) Сергей Александрович 4 )Александр Григорьевич

4. О ком из героев комедии «Горе от ума» эти слова: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Скалозуб Б) Фамусов В) Молчалин Г) Чацкий

5.О ком из героев «Мёртвых душ» говорится «...Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,

размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий

четвертачки...»: А) Плюшкин Б) Манилов В) Собакевич Г) Коробочка

6.Кто впервые в русской литературе написал стихотворение «Памятник» по тексту произведения Горация



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.