Академический рисунок пейзажа. Основы рисования портрета

Обязательные принадлежности учащегося.

Академический рисунок является обязательной учебной дисциплиной любой школы, училища или ВУЗа, дающего художественную профессию.

Рисунок - это основа живописи и опора композиции. Это математика реалистичных форм. Это интеллектуальное обоснование оптической иллюзии, ведь художник, - это фокусник, в какой-то степени, обманщик, изображающий на плоском листе бумаги трехмерную картину мира.

Как ничто иное, рисунок имеет канонические основы. Обязательно соблюдение пропорций, моделирование пространства с помощью линейной, а затем воздушной, перспективы, наблюдение, а иной раз, почти вычисление, светотеневого нюанса.

В учебном рисунке основной инструмент- простой карандаш. Для удобства работы на свету и в тенях, а также с фактурой предмета, грифели карандашей имеют различную твердость.

Твердые карандаши (2H, H) хороши для работы на свету, карандаши средней мягкости (F, HB, B) удобны для построения и средних тонов, тени же обычно делают более мягким карандашом (2B, 3B, 4B). Еще более мягкие карандаши используются в эскизных работах, а также в набросках (ССЫЛКА на статью о набросках).

Поскольку традиционным способом наложения тона является штриховка, карандаш должен быть хорошо заточен и его остроту важно поддерживать с помощью канцелярского ножа.


Академический рисунок иначе называют "учебным". Это значит, что придется не только много штриховать, но также исправлять большие куски неверно положенного тона, а также работать в мелких деталях, осветляя и уплотняя их.

Для учебной работы удобно использовать два ластика. Первый послужит для стирания больших плоскостей, второй - для исправлений и уточнений. Один ластик бывает мягким и сам активно истирается во время работы, минимально травмируя бумагу, второй более твердый, резиновый, его разрезают по диагонали и используют, наравне с карандашом, для рисования.



Бумагу в академическом рисунке закрепляют на доске или планшете с помощью кнопок или клея, иногда используют степлер или клейкую ленту. Очень удобно, когда работа не скользит, а крепко укреплена, натянута, на планшет. Для этого ее намачивают и закрепляют по боковым частям планшета.

Для эскизных компоновок и набросков очень удобен блокнот карманного формата, который всегда бывает с художником. Бумага в нем не должна быть слишком гладкой и плотной. Гладкая удобнее для работы в черно-белой графике пером и мультилайнером, а плотная хорошая для длительной зарисовки.

Состав набора для академического рисунка.



В нашей художественной школе есть четкие требования к материалам, поэтому раньше я давала каждому своему ученику список принадлежностей, которые он самостоятельно покупал в художественном магазине. Сейчас в магазине "Красный карандаш" на Таганке (ул. Большие Каменщики, д. 4) можно приобрести все рекомендуемые материалы в наборе, причем при записи в нашу школу, вы получаете скидку 5 %. О том, как ее получить, спрашивайте при записи в "Классы живописи и рисования" Ольги Рубцовой (hudojka.com).

В состав комплекта для новичка входят:

1. Планшет художественный (оргалит или фанера), 30*40 см (см. примечание ниже)
2. Набор карандашей чернографитных Faber- Castell (12 штук)
3. Канцелярский нож (маленький)
4. Ластик MILAN
5. Ластик KOH-I-NOOR (со слоном)
6. Канцелярские кнопки
7. Блокнот для эскизов и домашних работ.

_____________________

ПРИМЕЧАНИЕ: Бумага приобретается отдельно.

Если набор требуется для школы Ольги Рубцовой, то следует купить чертежную бумагу ГОЗНАК в листах формата А1 (хватает на 2 рисунка) или А2 (один рисунок), чтобы натянуть на планшет.

Если набор приобретается для самостоятельного использования, пожалуйста, уточняйте требования к формату бумаги у своего преподавателя!

P.S. Три секрета.

Первое, что делают мои ученики, приступая к чистовой работе над академическим рисунком (после того, как потренируются в наложении штриховки и найдут удачную композицию), - они натягивают планшет.

Поскольку мы начинаем работать на минимальном учебном формате, А3 (30*40см), и работаем сидя, в пленэрной позе, то используем не доску на мольберте, а натянутый планшет с упором на колени. Так бумага не сопротивляется, а рисование более легко и маневременно. Разумеется, чтобы увидеть неудачные места, ученики отставляют работу на 2-3 метра, и, проанализировав, продолжают работу. Рисование на более крупном формате (А2, А1) потребовало бы работы за мольбертом, стоя, но я все равно рекомендовала бы натягивать планшет, это существенно повышает качество работы.

Как натянуть планшет?

1. На чистую горизонтальную поверхность стола положите лист бумаги, форматом бОльший, чем планшет.
2. Сверху положите планшет так, чтобы его рабочая сторона оказалась внизу. Оставьте по краям места для загиба бумаги. Обрежьте бумагу в форме развертки канцелярским ножом и уберите обрезки.
3. Возьмите емкость с водой и мягкую губку. Смочите губку и легкими движениями обильно смочите бумагу по направлению от центра листа к краям, как показано на рисунке стрелками. Переверните развертку и повторите операцию с другой стороны.
4. поверх мокрой бумаги (она станет неровной, волнистой и запузырится), положите планшет рабочей стороной вниз, прижмите к бумаге и закрепите края развертки на боковых гранях планшета с помощью клея (пва, клейстер), степлера или кнопок.
5. Переверните планшет и оставьте его сохнуть.

Внимание! Рабочую сторону бумаги нельзя тереть пальцами и губкой, будьте аккуратны, иначе на рисунке будут неприятные катышки после высыхания.


Во время рисования карандаш быстро стачивается, и его необходимо затачивать для того, чтобы штриховка была звонкой и достаточно гибкой в пропускании света, ведь свет помогает в создании воздушной перспективы, а значит, объема предметов. Для того, чтобы качественно заточить карандаш, воспользуйтесь фотоинструкцией, представленной ниже. Автор фотографий И. Виселевицкая.

Ластик для рисования, а мы используем обычно классическую художественную резинку со слоном, важно подготовить к работе со штрихом и тонкими линиями. Для этого его разрезают по диагонали, как показано на рисунке ниже.


Студенты средних и высших художественных учебных заведений не понаслышке знают, что такое академический рисунок, потому что он обычно входит в программу обучения. Это совершенно отдельный который можно отнести к учебным. Опытные живописцы также применяют его в своих работах, но в качестве наброска, подготавливающего к более масштабной и ответственной картине.

Не стоит думать, что его просто рисовать, здесь нужно проявить все свое мастерство, показать искусство наброска, передать объем на плоскости. Обычно выполняется академический но возможны и исключения. Например, иногда мастером выбирается такой материал, как сепия, уголь или сангина. Ими рисовать сложнее, нежели графитным карандашом, поскольку все эти материалы требуют сноровки и навыков в работе. К тому же в случае зарисовки неправильных штрихов уголь стереть уже невозможно.

Академический рисунок выполняется на белой или тонированной бумаге. В первом случае самым светлым оттенком считается лист, а самым темным - насыщенный тон карандаша. На тонированной бумаге для придания рисунку бликов используются светлые мелки. Варьирование тонов от самого светлого до темного зависит от мастерства художника и умения пользоваться материалами.

В зависимости от постановки, различают несколько видов, на которые делится академический рисунок: портрет, фигура в одежде или обнаженная, торс, бюст, кисти рук, разное положение фигуры. Зарисовка картины происходит постепенно, но не из одного угла в другой: части рисунка изображаются одновременно, просто со временем детализируются, уточняются, набирают нужный, более насыщенный тон.

Академический рисунок имеет несколько этапов. Прежде всего, художник должен сделать эскиз, чтобы примерно представлять конечный результат будущей работы. Быстрый набросок позволит понять, как расположить лист, правильно подобрать пропорции, направление движения натурщика, отношение плоскостей и т.д. Затем можно приступать к наброску, чтобы уловить характер портрета или движение фигуры, установить основные пропорции, направление.

Следующим этапом является построение плоскостей, объемов, фигуры, перспективы. Чтобы правдоподобно изобразить человека, необходимо обладать знаниями анатомии тела, знать направление и расположение мышц. Также нужно изобразить плоскости, в которых находится фигура. Последним, завершающим, этапом считается штриховка. Здесь художник должен не только правильно выбрать тон, но и направление штриха, его вид и толщину. Штриховка позволяет изобразить предметы ближе или дальше, в горизонтальном или вертикальном положении, сформировать тень и свет.

Академический рисунок введен в учебную программу многих художественных заведений, потому что он позволяет ученику научиться быстро и четко передавать на бумаге малейшие детали натурщика, его характер, позу, движения. Если человек может позировать на протяжении нескольких часов, что позволяет детально его изучить, то животных или птиц нужно рисовать очень быстро. Такая техника рисования развивает фантазию и сообразительность художника, обучает использованию различных материалов.

При просмотре профессионального и любительского рисунков, всегда можно обнаружить где какой. Люди, не обучавшиеся академическому рисунку, в лучшем случае точно копируют окружающие формы и цвета. Но при этом не способны нарисовать предметы «из головы». Профессионалы, окончившие школу академического рисунка, могут нарисовать любой предмет с любого ракурса, для этого даже не обязательно наблюдать предмет воочию.

Академический рисунок – это мастерство по передаче объема и фактуры при помощи светотени.

Мифы об академическом рисунке

Большинство людей не хотят идти учиться теории академического рисунка из-за нескольких мифов, связанных с этой школой. Поэтому сначала нужно разобраться с этим негативом, чтобы желания рисовать профессионально было больше.

Миф №1: Это всегда работа по заданию
Частично – правда. Действительно, начинать лучше с простейших геометрических фигур: куба, шара, цилиндра и пр. Но такие задания касаются лишь самых первых работ, далее никто не запрещает рисовать комнатную обстановку: вазу, часы, яблоко на столе. Вы сами можете составлять собственные композиции. В первую очередь теория академического рисунка – это правила передачи объема и фактуры, и совершенно неважно какой предмет вы изображаете.

Миф №2: Научится этому трудно

Откровенная ложь. Впечатление создается под действием толстенных книг по академическому рисунку. Просто словами иногда очень трудно объяснить движения. Попробуйте, не прибегая к показательным движениям, описать словами «танец маленьких утят». Описание займет не один час, хотя показать можно за несколько секунд. Академический рисунок – набор простых правил, но чтобы понять некоторые из них нужно посетить занятие, так как читать об этом бессмысленно.

Миф №3: Учится этому долго

Смотря как посмотреть. Научиться ездить на автомобиле можно за несколько уроков, но чтобы выступать на соревнованиях этого явно недостаточно. Также и с академическим рисунком. Научиться отображать предметы реалистично можно за несколько занятий, но совершенству нет предела. Поэтому годы практики будут полезны и не пройдут даром.

Миф №4: Это скучно

Частично – правда. На первых занятиях, когда вы рисуете кубы и шары, удовольствия от процесса и результата мало. Это как в любом искусстве. Но после изучения основ дальше дело пойдет значительно быстрее. Ведь академическому рисунку студентов в ВУЗах учат не для мазохистского удовольствия, а для ускорения дальнейшего процесса обучения.

Теория академического рисунка

Начинается академический рисунок с отображения простейших объемных фигур: куба, цилиндра, шара и тора. При этом сразу учатся отображать объем при помощи светотени. Падение света и тени, штриховки и затенения играют главную роль. Ведь именно с их помощью передается объемность, реалистичность предмета. Отображаемые предметы постепенно усложняются, ведь в природе правильных геометрических фигур практически не существует.

Светотени нет – предмет кажется плоским

Светотень есть – предмет стал объемным

Светотени стало ещё больше – теперь видно не только объем, но и фактуру

Как и правильных геометрических фигур, в природе также очень мало «чистых» тонов. Практически все, что мы видим – это дикая смесь самых разных красок, к тому же даже на простейшем предмете можно найти до десятка различных оттенков. Большое значение имеет не только точность передачи тона, но и переход одного тона в другой.

Подлинную свободу в творчестве даёт мастерство. И неважно, во сколько лет человек решил научиться рисовать: в 20, 40, 50. Уделяя должное внимание академическому рисунку, вскоре он сможет изобразить на листе бумаги или на холсте то, что ему хочется. Какие советы можно дать начинающему рисовальщику?

1. Постарайтесь не относиться к курсу академического рисунка , как к нудной «школе ». Когда вы научитесь точно передавать на бумаге кубы, конусы, шары - сможете взяться за любой сюжет. Присмотритесь к окружающим предметам: в основе их как раз и лежат обычные геометрические фигуры.

Самое простое, за что можно взяться начинающим - это каркасы фигур , сделанные из проволоки. Взявшись изображать их, легче всего увидеть форму предмета, постичь законы перспективы. Под рукой таких каркасов может не оказаться, но в художественной школе или изостудии они обязательно есть.



2. Макеты. Большую помощь тому, кто только овладевает искусством рисования, окажут макеты тех же геометрических фигур, сделанные из бумаги или картона. Они должны быть светлыми, чтобы художник лучше видел светотень. Рядом с макетом желательно поставить лампу. Тогда тени получатся наиболее яркими и отчётливыми. Можно пометить стрелкой - откуда идёт свет.

3. Литература. Даже если вы занимаетесь в художественной школе или студии , полезно будет иметь дома специальную литературу, посвящённую академическому рисунку. Художник должен работать регулярно, как говорится, «ни дня без линии». А наставник не всегда будет рядом. В этом случае большую помощь окажут книги. Как правило, все они проиллюстрированы. Вы прочитаете про тени, соотношения тонов, перспективу, и многое другое, выполните предложенные упражнения.

Лучшим выбором станут:

  • книга Николая Ли «Основы академического рисунка»
  • работы Берта Додсона «Ключи к искусству рисунка»
  • Бетти Эдвардс «Открой в себе художника».




4. Посуда. Научившись рисовать проволочные каркасы и бумажные макеты, можно переходить к более сложной задаче - изображать фарфоровую или глиняную посуду. Желательно брать самую простую - белую или светлых тонов, без орнаментов и прочих украшений. Ваша цель на данном этапе - точно передать форму предмета.

5. Инструменты. Настоящими помощниками для вас станут качественные рабочие инструменты. В данном случае - это простой карандаш и ластик. Карандаши нужно иметь различной степени мягкости. Грифель можно заострить с помощью очень хорошей точилки, но ещё лучше использовать скальпель.

Ластик художники обычно разрезают по диагонали . Получаются острые углы, с помощью которых можно убрать неудавшиеся мелкие детали. Также у каждого профессионала имеется клячка . Приобрести её можно в специализированных магазинах. С помощью мягкой массы легко ослабить тень на несколько тонов, убрать ненужные линии.


6. Техники. Одна из самых важных задач - научиться наносить штрихи. Быстрее овладеть нужным навыком помогут постоянные тренировки, специальные упражнения. На любом чистом листе бумаги старайтесь быстро нарисовать длинные прямые линии . Секрет в том, что вам не нужно следить за каждым сантиметром, который вы «тянете». Просто соединяйте две намеченные точки.

На листе таких линий может поместиться очень много. Упражняйтесь, пока бумага не станет казаться чёрной. Ещё лучше, если есть возможность закрепить лист на мольберте . В этом случае, вы будете тренировать не только штриховку, но и верную постановку руки.


7. Наставник. В овладении академическим рисунком начинающим большую помощь окажет наставник. Не стоит выбирать его, ориентируясь исключительно на громкое имя или престиж художественной школы. Помните - рядом с педагогом вы должны комфортно себя чувствовать. Учитель сможет дать ответы на все возникающие у вас вопросы, он терпеливо поможет разобраться в сложных для вас моментах. Немало полезного можно почерпнуть из видео уроков и специальной литературы.

8. На начальном этапе не бойтесь рисовать плохо)). Не опускайте руки - редко что-то даётся сразу. Постоянно упражняйтесь - вспомните, как много времени уделяют репетициям танцоры, сколько часов проводят за инструментами музыканты. Никто не заставит вас обнародовать первые свои работы. Сохраните их для себя. Спустя месяцы, когда вы откроете папку с рисунками, вы увидите, какой большой путь прошли, сколь многому научились.


9. От простого к сложному. Не спешите браться за те вещи, которые пока сложны для вас. Если вы, едва лишь начав заниматься, сядете рисовать портрет друга или задумаете изобразить городской пейзаж - результат может разочаровать, и отбить желание посещать уроки академического рисунка. Между тем именно отработка навыков вам сейчас необходима.

Ещё раз хочется напомнить - только приобретя необходимое мастерство, вы сможете реализовать свои творческие планы в полной мере. А помогут эти советы воплотить в жизнь наши педагоги академического рисунка в художественной школе ВДОХНОВЕНИЕ по адресу : Москва, Шлюзовая набережная, 2/1, стр. 4.


Учебный академический рисунок это такая учебная дисциплина, которая раскрывает принципы построения реалистического изображения на плоскости. Она учит правильно видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую нас действительность, помогает понять законы строения формы предметов и использовать эти законы в практике построения изображения. Она даёт художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.

Задачей рисунка гипсовых слепков является уяснение сущности формы и наблюдение за тем, как меняются, в зависимости от освещения, соотношения светлого и темного. Гипсовая модель - художественное произведение, выполненное мастером, где выявлены и подчеркнуты только те детали, которые способствуют выражению особенностей характеристики данной головы в передаче зрительного образа. К тому же форма найдена, решена в материале, видна определенная манера скульптора, что важно при изучении классических образцов.

Рисование с гипсовых слепков имеет очень большое значение. Оно является подготовкой к работе над изображениями натурщиков. Изучение формы головы удобно осуществлять при рисовании гипсов потому, что неподвижная натура позволяет проводить точную самопроверку пропорциональных соотношений частей, все расстояния можно от одной опорной точки. Кроме того, одноцветность белого гипса облегчает задачу, позволяя сосредоточить все внимание на передачи объёма без выявления тональных различий, которые свойственны формам живой натуры.

Развиваясь по форме, рисунок еще долгое время не имел самостоятельного значения. В древности не выделяли рисунок в отдельный вид искусства.

Европейский рисунок как вид искусства сложился в эпоху Возрождения, когда утвердилось его базовое значение при подготовке всякого мастера, работающего в художественной области. На рубеже средневековья и Возрождения, а также в раннем Возрождении художники не сохраняли свои рисунки, именно поэтому так мало рисунков этого периода можно найти в музеях. Чаще встречаются контурные наброски для миниатюр, но рисунок для миниатюры имел совершенно определенную функцию: обводились линией те места, которые нужно было закрасить.

Высокое Возрождение в корне изменило отношение к рисунку. Великие мастера — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль — создали и, к счастью, сохранили много своих рисунков, достойных называться истинными шедеврами. Ценность этих работ тем более велика, что в это время закладывались научные основы реалистического рисунка, был создан аппарат перспективы, изучалась анатомия человека и животных. Интересно отметить, что до Леонардо рисунки на бумаге или пергаменте почти не встречаются. Исследователи связывают этот факт с расцветом настенной живописи: художники делали подготовительные рисунки прямо на стене.

Впервые подготовительный рисунок на бумаге начал делать Парри Спинелли (около 1387-1453), и к середине XV века эскизы на бумаге окончательно вытесняют синопию. Это оказалось удобнее, не надо уже было взбираться на леса для рисования на штукатурке, эскизы делались в мастерской. С изменением метода подготовительной работы художники стали делать очень много рисунков, широко используя различные техники. И собственно рисунок начался не с подготовительных эскизов и картонов, а с тех свободных поисков выразительной композиции, предназначенной для фрески, которые были вначале заключены в рамки настенной росписи, а затем все более и более приобретали самостоятельность. Получили распространение рисунки-копии с работ известных мастеров, которые помогали молодым художникам учиться рисовать.

Качественно новый метод рисования предложил Пизанелло (около 1395-1455). Он начал делать рисунки с натуры, изучая предметы с точки зрения формы. Это по сути дела были первые учебные рисунки. Рисовал Пизанелло добиваясь эффекта неяркого скользящего света. По технике эти рисунки предшествуют высокому Возрождению, когда рисунок становится самостоятельным видом искусства.

Великие мастера рисунка итальянского Возрождения выработали технику двух направлений: линейную и тональную. Микеланджело, Леонардо и другие мастера флорентийского круга рисовали в строгой линейно-пластической манере, а венецианцы Тициан, Веронезе, Тинторетто создавали рисунки так называемого живописного стиля, используя эффект пятна и некоторой эскизности. Особо следует отметить рисунки Дюрера, ярчайшего представителя немецкого Возрождения в XVI веке. Графика Дюрера отличается четкостью, ясной логикой штриха и линии. Как любое явление искусства, рисунок имел свои периоды расцвета. Начав блистательную самостоятельную жизнь в эпоху Возрождения, европейский рисунок приобрел новые черты и новую популярность в XVII веке в Голландии, а в XVIII веке — во Франции. Получает большое развитие карандашный портрет, создаются обширные коллекции рисунков, графические работы украшают стены домов простых горожан. Клуэ и Энгр во Франции, Рембрандт в Голландии, Рубенс во Фландрии, Тьеполо и Гварди в Италии создают классические по мастерству исполнения рисунки, на которых учатся многие поколения художников.

В России история классического рисун-ка начинается со 2-й половины XVIII века, когда в Петербургской Академии художеств преподавали А. Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов, сами блестящие рисовальщики, ранее учившиеся в академии. Трепетное отношение к линии, строгая форма, совершенство пропорций, высокая техникахарактерные черты русского рисунка. Новый подъем рисовального искусства связан с П. Чистяковым, учителем И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, В. Поленова, В. Серова, М. Врубеля и других великолепных мастеров. У Чистякова учился и Д. Кардовский, впоследствии разрабатывавший методику обучения рисунку. Живым и крепким рисунком обладали передвижники от Крамского до Касаткина. На рубеже XIX и XX веков в противовес нарождающейся тенденции разрушения старого рисунка, они поставили совершенную технику во главу угла художественного произведения, объявив форму высшей целью искусства. В послереволюционный период техника рисунка, пережив годы невежественного отрицания, годы натиска малограмотных нигилис-тов, в конце концов сохранила реалистические традиции и осталась одним из главных элемен-тов обучения, неотделимой от содержательной стороны рисунка. Ведущие художественные, прикладные и архитектурные вузы России основательно готовят будущих художников и архитекторов, уделяя огромное внимание рисунку как базовой учебной дисциплине. Современный реалистический рисунок опирается на многовековую традицию рисовального искусства, на признанную почти всеми академическими школами работу непосредственно с натуры, дающую надежную основу при создании композиционного рисунка.

Европейские академические системы обучения искусству возникли как реакция на цеховое, ремесленное обучение, заменив освоение приемов и методов отдельных мастеров изучением общих начал, определяющих природу формообразования в изобразительном искусстве. Рисунок довольно поздно обрел самостоятельность, оставаясь долгое время лишь подготовительным этапом. Прежде чем стать отдельным направлением в искусстве, рисунок бытовал как скрытое профессиональное знание. Постепенно сформировалось представление о базовой ценности рисунка как основания всех изобразительных искусств.

Рисунок гипсовой головы - это сложный, и в то же время очень серьезный, увлекательный раздел академического рисунка. Работая над учебным рисунком, всегда следует помнить, что он является не самоцелью, а переходной ступенью, помогающий усвоить основные принципы реалистического рисунка и научиться успешно решать творческие задачи.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.