Аннотированный библиографический список литературы пример. Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства 'арт-родник'

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"

ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине "БИБЛИОГРАФИЯ"

Вариант задания № 3

"Составление аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае"

Выполнила: студентка группы № 4111з

Муртазаева Ирина Олеговна

Проверил : Депцова Татьяна Юрьевна

Самара 2007 г.


ПЛАН РАБОТЫ

1. Вводная часть

2. Основная часть

2.1 Информационный поиск

2.2 Библиографический отбор.

2.3 Библиографическое описание

2.4 Аннотирование

2.5 Библиографическая группировка

3. Заключительная часть (искомый аннотированный библиографический список).

4. Перечень использованной литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Целью контрольной работы является демонстрация компетентности в следующих вопросах:

Назначения, видов, правил и особенностей использования библиографической записи и библиографического описания;

Методики библиографического поиска и отбора, библиографической систематизации и аннотирования;

Практического составления аннотированного библиографического списка.

В ходе подготовки к контрольной работе была изучена действующая в России система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, а также комплекс пособий государственной, научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии, и в особенности ту ее часть, в которой изложены основные методические вопросы составления аннотированного библиографического списка.

Настоящая контрольная работа посвящена подготовке аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае. Краеведческая библиография характеризуется разнообразием тем, предлагает ориентиры, позволяющие заглянуть в прошлое родного края, осветить насущные проблемы современности.

В качестве источниковедческой базы использован краеведческий ассортимент из фонда библиотеки по месту работы, то есть коллективной библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".

До выполнения этой работы коллектив редакции не располагал четким перечнем (каталогом), позволяющим проанализировать наличие и содержательную часть краеведческих источников, имеющихся в редакционной библиотеке. Подготовленный аннотированный библиографический список поможет творческому коллективу редакции свободно ориентироваться в краеведческой литературе редакционной библиотеки.

Алгоритм построения контрольной работы состоит из последовательных процессов.

В подразделах "Информационный поиск" и "Библиографический отбор" будут определены объект и предмет, методы и возможные типовые схемы поиска; сформулированы ограничения и основные признаки отбора изданий по варианту контрольной работы, проанализирован библиотечный фонд.

В подразделе "Библиографическое описание" представлены особенности и основные виды библиографического описания, использованные в процессе выполнения контрольной работы.

В подразделе "Аннотирование" изложен процесс аннотирования отобранных изданий, основные виды использованных аннотаций и особенности их составления.

В подразделе "Библиографическая группировка" автор охарактеризует особенности, основные признаки и виды библиографической систематизации, применяемые в составляемом библиографическом списке.

В заключении представлен результат проделанной работы - искомый аннотированный библиографический список. При этом в это понятие вкладывается следующее определение: библиографический список – это библиографическое пособие перечислительного (перечневого) характера, в котором библиографические записи систематизированы по одному какому-либо признаку (алфавитному, хронологическому, тематическому и т.п.).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Информационный поиск

2.1.1 Формулирование задачи поиска

Определяем содержание работы. В данном случае необходимо подготовить аннотированный библиографический список литературы, хранящейся в фондах библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". Рамки контрольной работы ограничивают область и особенности интересующей нас литературы - это литература о родном крае. Таким образом, цель поиска - основные документы и издания по вопросам краеведения.

2.1.2 Программа информационного поиска

В рабочей программе поиска постараемся максимально конкретизировать поставленную задачу, что будет способствовать большей целенаправленности, глубине, всесторонности, методической рационализации и эффективности информационного поиска.

ОБЪЕКТ ПОИСКА - фонды библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".

ПРЕДМЕТ ПОИСКА - информационные источники (литература) по краеведению Самарской области.

ВИДЫ ПОИСКА:

а) тематический библиографический поиск, осуществляемый на основании библиографических данных (уточнения библиографического описания);

б) документальный поиск;

в) фактографический поиск.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОИСКА:

а) тематическое - только по вопросам краеведения Самарской области;

б) хронологическое - ретроспективный поиск за период с начала XIX в. по настоящее время;

в) языковое - издания только на русском языке (в т.ч. переводные);

г) типологическое - в списке должны найти отражение по возможности все основные виды изданий (монографии, сборники, справочники, библиографические пособия, журналы, газеты, отдельные статьи из них и т.д.);

д) географический охват - страноведческий поиск, т.е. информационные источники, изданные в нашей стране (не исключая изданий, переведенных с иностранных языков).

е) полнота поиска - избирательный поиск, т.е. выбираются наиболее примечательные издания;

ж) интенсивность поиска - разовый, т.е. специально для настоящей работы;

МЕТОД ПОИСКА - диалектический, т.е. использована вся возможная совокупность существующих методов библиографической эвристики. К ним относятся:

Сплошной метод - обследуется сплошь и без пропусков все наличие пособий и источников, имеющихся в фонде библиотеки. В данном случае его реально реализовать, так как весь библиотечный фонд не слишком объемный и составляет в общей сложности около 600 экземпляров.

Выборочный метод - жанрово-видовой критерий поиска используем при анализе публикаций в периодических изданиях (источниках).

Интуитивный метод - использование так называемого библиографического чутья. Постараемся задействовать все четыре основных класса интуиции (по Бунге): восприятие, воображение; разум и оценку.

Типологический (рецептурный) метод - многообразие возможных задач поиска обобщаем в определенную совокупность типовых задач (модель). В данном случае оптимальной моделью является библиографическое описание - совокупность идентификационных сведений о документе.

Индуктивный логический метод - мысль наводится на какое-либо общее правило (закономерность), присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Применительно к задаче контрольной работы можно сформулировать ориентировочный ряд частных суждений. Например: в Самарской области выпускаются издания, посвященные вопросам краеведения; есть ряд издательств, специализирующихся на их выпуске. Такие издания выпускают издательства "Книга"; Самарский Дом печати, издательство НТЦ, редакционно-издательские центры вузов и Самарского областного филиала РАН и т.д.

Дедуктивный логический метод - когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, то есть использование общих положений при исследовании конкретных фактов.

Применительно к задаче контрольной работы в русле этого метода можно констатировать следующее. Во-первых, процесс поиска литературы и его теория (краеведение) как частный случай (тема) входят в содержание таких наук, как история, география, археология и их теорий. Следовательно, именно в пособиях (информационных изданиях), отражающих содержание этих наук, мы можем найти интересующие сведения по теме поиска. Во-вторых, существуют региональные информационные органы, которые занимаются информационным обслуживанием этих сфер наук. Устанавливаем, что таковыми являются: Самарский областной филиал РАН, научно-издательские центры гуманитарных самарских вузов, научный центр Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина и т.д.. В третьих, определим, какие пособия этих организаций в общем могут отражать интересующую нас литературу. Таковыми являются: научно-популярные издания, учебные пособия, монографии, специализированная периодика и т.д. В-четвертых, путем сплошного или выборочного (используя оглавление, вспомогательные указатели и т.п.) изучения указанных пособий мы можем сформировать искомый список литературы по вопросу информационного поиска.

Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам . Такая библиографическая ссылка может быть приведена или в основном тексте документа (внутритекстовая ссылка), или в подстрочном (внизу страницы) и затекстовом (в конце основного текста) примечании, или частично в основном тексте, а частично в подстрочном (затекстовом) примечании, или в прикнижном (пристатейном) списке использованной (рекомендованной) литературы.

Аннотированный список учебной и справочной литературы

Создание списка учебной литературы по такому предмету, как «Литературоведение», – задача нелегкая. Существует огромное количество учебников и пособий, различающихся и глубиной, и актуальностью для современной науки, и стилем изложения, а главное – исходным пониманием того, что такое вообще литературоведение. Кроме того, есть много изданий, формально учебными пособиями не являющихся, но весьма актуальных для студента, начинающего изучение литературоведения. В то же время рекомендованный для студентов список литературы не может быть слишком уж большим, в противном случае он просто теряет смысл, будет восприниматься не как рекомендация, а как «телефонный справочник» имен и названий.

Следует также учитывать и реальные возможности начинающего филолога. Далеко не вся литература, которую профессионал высоко ценит, окажется доступной пониманию студента младших курсов. Идеи крупных ученых на первых порах должны быть адаптированы, иначе можно добиться противоположного результата. По себе знаю, что в свое время «неосторожная» попытка самостоятельно понять идею романного слова у Бахтина на несколько лет оттолкнула меня от трудов этого выдающегося филолога – столь сильным было убеждение, что я тут ничего не понимаю и не пойму.

С другой стороны, не хотелось бы просто рекомендовать литературу «для сдачи экзамена». Рекомендованный список, как мне представляется, должен намечать и какие-то перспективы, в этом смысле простота изложения не может быть единственным критерием рекомендованной литературы. Этот список должен быть составлен «на вырост», то есть предполагать будущий профессиональный рост студента.

Поэтому любая попытка создать адекватный список литературы по определению не может быть до конца успешной, всегда останутся вопросы, почему это есть, а того нет.

В то же время, хорошо понимая все неизбежные потери, я считаю, что аннотированный список, хоть как-то приоткрывающий начинающему филологу мир современного литературоведения, в пособии необходим. А его усечение и расширение могут происходить естественным путем по мере накопления студентом опыта и знаний.


I . Учебники и учебные пособия

1. Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985. Одно из лучших пособий по анализу стихотворения, своеобразный «мастер-класс» для начинающих филологов. Известные филологи во главе с В. Е. Холшевниковым демонстрируют блестящие анализы отдельных стихотворений русских поэтов разных веков.

2. Богомолов Н. А. Краткое введение в стиховедение. М., 2009. Есть электронная версия http://medialib.pspu.ru/page.php?id=1152 Небольшое, но выверенное и точное пособие известного литературоведа Н. А. Богомолова отличается высокой степенью адаптированности научного стиля под возможности студента 1-го курса. Главное достоинство пособия – сочетание подлинной научности и простоты изложения.

3. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник. М., 2002. Есть электронная версия: http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=24&id=1189676744&p=0 Фундаментальное объемное учебное пособие одного из самых авторитетных эстетиков в современной России. Объем информации очень велик, далеко не все в этом учебнике напрямую связано с курсом «Введение в литературоведение». В то же время учебное пособие Ю. Б. Борева по праву является «настольной книгой» многих студентов.

4. Введение в литературоведение / Под ред. Л. М. Крупчанова. М., 2009. Традиционный для отечественной науки учебник, написанный группой авторов. Учебник ориентирован на российскую традицию понимания литературоведения, западные концепции представлены слабо. В то же время это учебник сегодняшнего дня, написанный с современных позиций. Он весьма популярен у российских студентов. В ряде вузов, насколько мне известно, он рекомендован как основной учебник по курсу «Введение в литературоведение».

5. Введение в литературоведение. Литературное произведение / Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002. Пособие создано большой группой авторитетных филологов и построено по словарному принципу. Книга очень полезна, написано современно, хотя некоторые статьи начинающему филологу могут показаться сложными. В то же время пособие учитывает современную проблематику и современную литературоведческую терминологию.

6. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков и др.; Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1988. Этот учебник является классическим образцом советского литературоведения позднего периода. Фундаментальная научность, прекрасное знание авторами мировой теории литературы – с одной стороны, и избыточная социологизация и идеологизация литературы – с другой. Если абстрагироваться от идеологических клише, то надо признать, что учебник написан хорошими профессионалами и сохраняет научную и учебную ценность.

7. Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995. Учебник И. Ф. Волкова написан по традиционной схеме, подробно прописан раздел о литературе как виде искусства, традиционно и доступно изложены роды и жанры литературы. Последняя часть книги посвящена различным литературным направлениям. Учебник может быть использован при освоении курса «Введение в литературоведение».

8. Давыдова Т. Т., Пронин В. А. Теория литературы. М., 2003. Компактное учебное пособие Т. Т. Давыдовой и В. А. Пронина адресовано студентам смежных с филологией специальностей (библиотекарям, журналистам и т. д.). Естественно, авторы стремились к более адаптированному изложению, сохраняя при этом научную строгость. Книга называется «Теория литературы», но по структуре и по стилю изложения более походит на учебник по введению в литературоведение, что и понятно, если учесть потенциального адресата. Пособие вполне может быть использовано для освоения курса «Введение в литературоведение».

9. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996. Судьба этой книги трагична и показательна. В. М. Жирмунский – гордость русской филологии, один из самых блестящих знатоков литературы. Его лекции по литературоведению могли бы стать украшением советской литературоведческой школы. Но неоправданные репрессии против автора в конце 40-х надолго задержали издание. В результате лекции 40-х годов, обработанные и отредактированные его учениками, были опубликованы уже через много лет после смерти В. М. Жирмунского. Однако в этой многолетней задержке оказались и свои плюсы: при подготовке издания были сняты фрагменты, связанные с идеологическими клише 40-х годов, которые сегодня мешали бы увидеть глубину и красоту мысли ученого. Поэтому книга В. М. Жирмунского смотрится вполне адекватной сегодняшней науке, стилистически же она сохраняет лекционную манеру, поэтому читается и понимается достаточно легко.

10. Зенкин С. Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учебное пособие. М., 2000. Есть электронная версия http://viperson.ru/wind.php?ID=597491 Не очень объемное, но очень информативное пособие С. Н. Зенкина резко контрастирует с привычной традицией. Оно выполнено в русле структурно-семиотической концепции, с опорой на идеи Р. О. Якобсона, Ю. М. Лотмана и др. Пособие довольно сложное по стилистике изложения, но очень интересное для тех, кто хотел бы понять логику и методологию современных филологов, прежде всего западноевропейских.

11. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М., 1980 . Книга известного польского филолога Г. Маркевича интересна прежде всего фундаментальностью, открытостью мировой науке. Автор великолепно ориентируется в западноевропейском и восточноевропейском литературоведении. Г. Маркевич не предлагает каких-то принципиально новых методологий, но широта обзоров впечатляет. В целом исследование Маркевича будет сложно восприниматься, но отдельные главы вполне доступны заинтересованному студенту.

12. Николаев П. А. Введение в литературоведение. Курс лекций. http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1181486 Опубликованный в сети Интернет цикл из двенадцати лекций известного теоретика П. А. Николаева может значительно обогатить представления начинающего филолога о литературе. Это именно лекции, поэтому текст создан «с поправкой на адресата», смысл лекций будет понятен студенту младших курсов. Лекции П. А. Николаева не полностью перекрывают содержание курса «Введение в литературоведение», но некоторые темы изложены достаточно подробно.

13. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы: В 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Один из самых известных современных учебников по теории литературы, вводящий студента в терминологию и методологию современной науки. Для студента первого курса учебник явно сложный, но это одно из тех пособий, к которым надо «привыкать». По мере профессионального роста студента будет все более открываться глубина и ценность этого пособия.

14. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: в 3-х т. М., 1962–1965. Фундаментальный трехтомник, сохраняющий научное значение. Каждый том посвящен какой-то важнейшей проблеме теории литературы. Статьи написаны прекрасными специалистами, учтены новейшие (на время издания) отечественные и зарубежные концепции. Этот трехтомник уже полвека является одним из наиболее известных и авторитетных изданий в области теории литературы.

15. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1963. Учебник Л. И. Тимофеева в советское время был одним из самых популярных, несколько раз переиздавался. Современными глазами этот учебник смотрится несколько архаичным, некоторые темы (например, «идея» или «образ») отмечены печатью советской идеологии. В то же время ряд тем (прежде всего «стиховедение», признанным знатоком которого был автор) изложены глубоко и понятно.

16. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2002. Книга Б. В. Томашевского была написана еще в 20‑е годы прошлого века, но на многие десятилетия «выпала» из литературоведческого обихода по причинам, не имеющим отношения к подлинной науке. Сегодня к идеям Томашевского вновь возник огромный интерес, его теория, выросшая из исканий формализма, но преодолевшая многие ограничения этого метода, оказалась созвучной современной науке. Книга Томашевского написана глубоко, но стилистически она не очень сложная, его идеи вполне доступны для понимания заинтересованными студентами.

17. Тюпа В. И. Художественный дискурс (введение в теорию литературы). Тверь, 2002. Книга доступна в сети Интернет http://poetics.nm.ru/#lvt Слово «дискурс», как правило, мало что говорит начинающему филологу. Между тем, это один из наиболее востребованных современной мировой филологией термин. Лекции известного специалиста В. И. Тюпы позволят студенту понять сущность и значение дискурсивного подхода. Стиль книги не очень простой, но в значительной мере адаптирован под возможности студента, особенно если сравнивать его с большинством других исследований, прежде всего западноевропейских, посвященных теории дискурса.

18. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978. Книга американских теоретиков Р. Уэллека и О. Уоррена была создана в середине прошлого века и сразу получила признание в мире. Она переведена на многие языки и является одной из общеизвестных у филологов. Литературное произведение представляется авторам сложной структурой, требующей адекватного научного языка. Несмотря на фундаментальность поставленных проблем, книга написана не слишком сложно, хотя начинающий филолог, естественно, будет испытывать сопротивление материала. В то же время современный филолог к этой проблематике и этому языку должен привыкать.

19. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. Книга известного польского филолога Е. Фарино уже давно, даже еще не будучи изданной в России, вошла в обиход отечественных филологов. По структуре и по терминологии она мало похожа на классические русские учебники. Это, скорее, фундаментальная монография, посвященная прежде всего внутреннему миру произведения и повествованию. Автор – сторонник структурного подхода и с блеском демонстрирует его возможности. В то же время большинству студентов текст покажется непривычным и сложным, книга Фарино требует уже более или менее подготовленного читателя.

20. Федотов О. И. Основы теории литературы: в 2-х ч., М., 2003. Учебник О. И. Федотова написан по «классической» для отечественной науки схеме, в первом томе говорится о литературном произведении в теоретическом аспекте, во втором речь идет о стиховедении и о родах литературы. Пособие написано «с поправкой» на реальный уровень студентов, поэтому читается довольно легко.

21. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. Одно из самых популярных у студентов изданий. Безусловно авторитетное и обстоятельное. В книге В. Е. Хализева учтены многие новейшие концепции, сама проблематика актуальна для науки XXI века. Стоит, правда, помнить, что это учебник по теории литературы и адресован он студентам старших курсов. Для начинающих филологов многие главы будут сложными.

22. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ романного текста: Учеб. пособие. М., 2004. Пособие А. Я. Эсалнек посвящено в основном становлению жанра романа, но в проблематике выходит за границы исследования истории жанра. Книга написана достаточно простым языком и может быть полезна тем, кому интересен теоретический взгляд на эволюции русской и советской прозы.

II . Хрестоматии

1. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное пособие/ Под ред. П. А. Николаева, А. Я. Эсалнек. М., 2006. Объемная, хорошо подобранная и прокомментированная хрестоматия. Построено пособие по тематическому принципу, то есть подобраны фрагменты из сочинений философов и филологов, отражающие какую-то вынесенную в заглавие раздела теоретическую проблему. В конце пособия достаточно подробно и четко проанализированы новейшие западные теории, что позволяет студенту войти в пространство современной мировой филологии.

2. Введение в литературоведение. Электронное учебное пособие. Внутриуниверситетская программа ЮГИНФО РГУ (ЮФУ) «Современные информационные технологии в образовании» (2006). Руководитель проекта – В. Н. Чубарова. http://litved.rsu.ru/index.htm Электронный проект (не полностью завершенный) филологов Ростова по сравнению со многими другими пособиями кажется бедноватым, но имеет ряд преимуществ. Во-первых, он легко доступен, совершенно понятна навигация, а во-вторых, по важнейшим темам (к сожалению, не всем) хорошо подобраны комментарии и определения из энциклопедических статей и монографий авторитетных ученых, снабженные некоторыми комментариями. В этом смысле пособие удобно для подготовки к экзамену, во всяком случае, по ряду тем.

3. Мысль, вооруженная рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха. Л., 1983. Непревзойденное в своем жанре издание, составленное и прокомментированное известным специалистом В. Е. Холшевниковым. Пособие представляет собой цикл небольших статей по истории развития русского стиха с огромным числом текстовых иллюстраций. Это уникальный жанр: хрестоматия, нацеленная на иллюстрацию теоретических положений стиховедения.

4. Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов филологических факультетов / Автор-составитель Н. Д. Тамарченко. М., 1999. Хрестоматия, составленная Н. Д. Тамарченко, – издание в своем роде уникальное. Хрестоматия составлена по тематическому принципу, в ней сведены вместе и переведены на русский язык показательные цитаты из работ ученых разных стран и научных школ. В этом смысле она является бесценным помощником для филолога, ориентиром в огромном мире современной филологии. В то же время начинающему филологу надо быть осторожным, книга не адаптирована, разные, порой не совпадающие мнения ученых не комментируются. Для опытного филолога это не опасно, а начинающий может «заблудиться» в обилии имен и мнений.

5. Хрестоматия по теории литературы / Составитель Л. Н. Ось­макова. М., 1982. Хрестоматия составлена по историческому принципу и сохраняет учебную ценность. Правда, теории XX века и первого десятилетия XXI века в ней практически не отражены. Но выдержки из произведений авторов прежних эпох (от Платона до Плеханова) подобраны умело и точно.

III . Словари и энциклопедии

1. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Род­нянская. М., 1966 Есть электронная версия http://feb-web.ru/feb /kps/kps-abc/ Поэтический словарь замечательного стиховеда А. П. Квятковского пользуется заслуженной славой у филологов. Это в меру компактный, но в то же время подробный словарь, где достаточно просто излагается значение большинства стиховедческих терминов. В словаре много примеров, он очень удобен для работы. Электронная версия ФЭБ (фундаментальной электронной библиотеки) эту работу еще более упрощает.

2. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962–1978. Одно из наиболее известных справочных изданий в современной отечественной филологии. Энциклопедия состоит из восьми томов, построенных по словарному принципу, и дополнительного девятого тома, включающего статьи, по каким-то причинам не попавшие в первые восемь. То есть девятый том вновь построен по принципу «от А до Я».

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001 . Объемное и весьма авторитетное издание, созданное большим коллективом известных современных теоретиков. Словарь (энциклопедия) состоит из достаточно развернутых статей, подробно разъясняющих значение того или иного термина. Уровень изложения и научного мышления полностью соответствует современному состоянию науки.

4. Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929–1939. Есть электронная версия http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ Очень ценное для филолога издание, созданное в 20-е – 30-е годы, но сохраняющее и историческую, и научную ценность. Многие статьи написаны выдающимися учеными на высочайшем профессиональном уровне. Издание, к сожалению, не было завершено, одиннадцатый том обрывается на букве «Ф». Соответственно, статей на «Х, Ц» и далее в этой энциклопедии нет.

5. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л., 1925. Есть электронная версия http://feb-web.ru/feb/slt/abc/ Очень интересное и теперь легко доступное издание, созданное в 20-е годы известными специалистами. Энциклопедия не только сохраняет научную ценность, но хорошо передает атмосферу «бурных двадцатых», когда «брожение умов» еще не было поставлено под строгий партийный контроль.

6. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. Объемное издание, вошедшее в «классическую библиотеку» современного русского филолога. Словарь однотомный, но весьма объемный и по размеру, и по содержанию. Словарь разбит на две части – терминологическую и персональную. Каждая из них строится по логике «От А до Я». То есть одна часть посвящена описанию значений терминов и понятий, другая дает краткие сведения о писателях. Словарь составлен большим коллективом авторов и выполнен на высоком профессиональном уровне.

7. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князь­ков. М., 1998. Электронная версия доступна в сети Интернет http://www.nibru.ru /book.php?id=268 По заглавию это издание кажется довольно далеким от курса «Введение в литературоведение», но в реальности это прекрасный справочник по теории речи, в том числе речи художественной. В статьях учтены новейшие представления о художественном слове и тексте. Пособие адресовано учителям-словесникам, но многие статьи вполне доступны пониманию студента.

8. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева. М., 1974. Этот словарь является настольной книгой отечественных учителей-словесников. Он относительно компактен, но в то же время разъясняет значение большого числа терминов литературоведения. С позиций сегодняшнего дня недостатком словаря является то, что в нем очень слабо представлена терминологическая традиция западноевропейского литературоведения XX века. Но классическая терминология и терминология, принятая в русской традиции, представлены достаточно полно.

9. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник / Ред. и сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. М., 1996. Энциклопедический справочник, составленный группой специалистов по западноевропейской и американской эстетике XX века, подробным образом комментирует термины и понятия, принятые частью западноевропейских филологических школ. Справочник по объему не очень большой, но чрезвычайно информативный. Правда, для студентов младших курсов и терминология, и разбираемые методологии окажутся очень непривычными, и без помощи квалифицированного специалиста студент едва ли справится с этим материалом. Но по мере становления профессиональных навыков книга будет все доступнее и интереснее.

I V. Электронные ресурсы

1. feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека. Один из самых мощных Интернет-проектов России. Большой и профессионально оформленный, удобный в работе корпус филологических материалов, включая словари и энциклопедии.

2. magazines.russ.ru Журнальный зал – незаменимый помощник, позволяющий ориентироваться в мире журнальных публикаций, связанных с филологией. Представлены как библиотека ведущих отечественных филологических журналов, так и обзоры наиболее интересных новейших публикаций, что делает «Журнальный зал» особенно ценным для профессионального филолога.

3. nature.web.ru/litera/ Словарь по литературоведению П. А. Николаева. Словарь состоит из множества лаконичных статей, определяющих суть терминов и понятий литературоведения. Словарь удобен в использовании, предлагает некоторый «теоретический минимум».

4. philology.flexum.ru Флексум – своеобразный компас в мире Интернет-публикаций. Он отслеживает филологические издания и моментально отвечает на запрос. Если вам нужна какая-то книга или понятие, вам ответят, где и когда что было опубликовано на этот счет.

5. ru.wikipedia.org Википедия – один из самых популярных мировых Интернет-проектов. К статьям Википедии отсылает практически любой запрос. Стоит, правда, помнить, что Википедия – свободная энциклопедия, а не профессиональное издание, поэтому информацию из Википедии стоит перепроверять. В то же время это очень удобное и популярное Интернет-издание.

6. www.gumer.info Библиотека Гумер, доступ к большому числу фундаментальных исследований по гуманитарным наукам, в частности, филологии.

7. www.philolog.ru Серьезный проект филологов Петрозаводского университета, содержащий большое число текстов русской литературы и филологических разработок. Проект еще не завершен, не все разделы заполнены, но и имеющееся в наличии впечатляет.

8. www.philology.ru Русский филологический портал, содержит достаточно большой список электронных версий работ классиков филологии на русском языке.

9. www.ruthenia.ru Рутения – совместный проект московских и тартуских филологов. Тартуская школа славистики, созданная замечательным филологом Ю. М. Лотманом, и сегодня является одной из ведущих в Европе. Проект «Рутения» – это множество фундаментальных исследований о русской литературе.

10. www.rvb.ru/philologica Двуязычный русско-английский журнал по русской и теоретической филологии. В журнале печатаются ведущие русские и зарубежные филологи, это, что называется, «большая филология». Правда, статьи рассчитаны на профессионалов, для начинающего филолога они трудноваты. Но это издание современный филолог обязательно должен иметь в виду, учитывая перспективы профессионального роста.

    Прил., кол во синонимов: 1 снабженный аннотацией (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    аннотированный - аннот ированный; кратк. форма ан, ана … Русский орфографический словарь

    аннотированный - прич.; кр.ф. анноти/рован, анноти/рована, вано, ваны … Орфографический словарь русского языка

    Ая, ое. Снабжённый аннотацией, аннотациями. А ая статья. А. журнал … Энциклопедический словарь

    аннотированный - ая, ое. Снабжённый аннотацией, аннотациями. А ая статья. Анноти/рованный журнал … Словарь многих выражений

    аннотированный - аннот/ир/ова/нн/ый … Морфемно-орфографический словарь

    Библиографическое издание, содержащее аннотированный перечень запланированных на год изданий издательства или группы издательств и предназначенное для информирования о намечаемой к выпуску литературе и сбора заказов на нее. [ГОСТ 7.60 2003]… … Справочник технического переводчика

    аннотированный тематический план выпуска изданий - аннотированный тематический план выпуска изданий: Библиографическое издание, содержащее аннотированный перечень запланированных на год изданий издательства или группы издательств и предназначенное для информирования о намечаемой к выпуску… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Аннотированный вспомогательный указатель - вспом. указатель, рубрики и подрубрики которого включают осн. справ. данные об объекте поиска (год рождения или даты жизни лица, род его деятельности; определение предмета; вид и принадлежность географического объекта и т. д.). Напр.: Фрагмент… … Издательский словарь-справочник

    аннотированный тематический план выпуска изданий - Rus: аннотированный тематический план выпуска изданий Deu: annotierter Themenplandes Verlages Eng: annotated subject publisher s schedule Fra: plan thematique annoté de la maison d édition Библиографическое издание, содержащее аннотированный… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

Книги

  • Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. В 2 томах. Том 2. Водоемы и водотоки юга Восточной Сибири и Северной Монголии. Книга 1 , Тимошкин О.А.. Настоящее издание представляет собой первую книгу заключительного тома монографии`Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна`из серии`Справочники и определители по…
  • Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Том 2. Водоемы и водотоки юга Восточной Сибири и Северной Монголии. Книга 1 , Тимошкин О.А.. Настоящее издание представляет собой первую книгу заключительного тома монографии "Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна" из серии" Справочники и определители…

В учебном пособии раскрывается гуманитарный подход к проектированию и реализации педагогической деятельности. Соответствует государственному образовательному стандарту 2005 г. Предназначен для студентов педагогических вузов. Может быть полезным для системы повышения квалификации работников образования.

    Смышляева, Л. Г. Методология и методы педагогических исследований: учебное пособие / Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева, Л. А. Сивицкая. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2007 – 240 с.

В пособии даны сведения по методологии науки, ее специфике как виде человеческой деятельности; современных направлениях модернизации отечественной системы образования; актуальных проблемах психолого-педагогических исследований. Издание адресовано студентам, магистрантам и аспирантам педагогического университета.

    Яковлева, А. Г. Методика преподавания педагогики и психологии: конспект лекций. Ч. 1: Преподавание педагогики / А. Г. Яковлева. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. - 188с.

Пособие раскрывает содержательные и организационные особенности изучения учебной дисциплины «Методика преподавания педагогики и психологии». В авторской разработке представлены конспекты лекций, отражающие содержание разделов учебной дисциплины; обозначены четкие ориентиры студенту по подготовке студентов у учебным занятиям; заданы содержание и формы контрольно0измерительных материалов для самоконтроля и внешней оценки знаний и умений. Предназначено для магистрантов и преподавателей педагогических вузов.

Приложение 6

Министерство образования и науки рф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Педагогический факультет

Кафедра дошкольного образования и логопедии

ОТЧЕТ О УЧЕБНОЙ

(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ПРАКТИКЕ

Студента-практиканта_______________________________________________

педагогического факультета ___курса ______группы

Место прохождения практики________________________________________

__________________________________________________________________

Время прохождения практики________________________________________

Факультетский руководитель_________________________________________

Отчет принят с замечаниями / без замечаний групповым руководителем ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Томск – 2013

Программа практики составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Логопедия

Программу учебной дисциплины составили:

Старший преподаватель кафедры ДОиЛ ________________________ Сергеева А.И.

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

Протокол № ____ от «____» _____________ 201_ г.

Зав. кафедрой ______________________ Файзуллаева Е. Д.

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ

Председатель методической комиссии ПФ _____________ Яркина Т.Н.

Согласовано:

Декан ПФ ______________________ Титова Г. Ю.

Начальник отдела практик _______________Перова О. В.

Аскью Генри Р. Проблемы поведения собак и кошек: Руководство для ветеринарного врача / Пер. с нем. М. Степкин. – М.: АКВАРИУМ ЛТД, 1999. – 624 с: ил.

Пособие, как явствует из названия, рассчитано на практикующих врачей. Содержит массу методических рекомендаций и разборов самых разнообразных патологий поведения. Следует учитывать, что часть из них не является в прямом смысле патологиями, а есть лишь те или иные проявления видоспецифического поведения, неудобные для владельца. Пользование данной книгой предполагает, что читатель является специалистом, свободно ориентирующимся в вопросах психологии, физиологии, этологии, для менее подготовленного читателя многие отсылки и базовые установки могут оказаться непонятными. Учитывая, что у нас коррекцией поведения собак занимаются прежде всего практики-дрессировщики, часть советов оказывается излишней. Каждая глава содержит список литературы, прежде всего немецких авторов. К сожалению, ряд теоретических предпосылок автор строит на довольно поверхностном анализе поведения волков.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. шк., 1991.

Учебник, рассчитанный на студентов, но необязательно изучающих психологию, т.е. для его освоения достаточно знаний в объеме средней школы.

Опираясь на идеи И.П. Павлова и А.А. Ухтомского, автор изложил современные сведения о предмете и методах исследования ВНД, формах поведения, приеме и переработке информации, процессах возбуждения и торможения, выработке условных рефлексов, механизмах памяти, регуляции целенаправленных действий. Доступно и интересно написан раздел об основах поведения человека.

Многие вопросы, затронутые в учебнике, в настоящее время остаются предметом острых дискуссий и не имеют общепринятого решения. В этих случаях автор приводит не только свою, но и другие ныне существующие точки зрения на данную проблему, впрочем, ясно показывая свое к ним отношение.

Книга может быть полезна как для начинающих, так и для желающих систематизировать свои знания о ВНД, полученные из других источников.

Гриценко В.В. Коррекция поведения или перевоспитание собаки. М.: ТОО «Фита», 1996.

В книге с учетом биологических и зоопсихологических особенностей собаки описаны методы коррекции ее поведения, если она уже приобрела дурные привычки, и способы недопущения возникновения этих привычек, если вы только что завели щенка.

Указана существенная разница (многие собаководы не различают эти понятия) между отрицательным подкреплением и наказанием, действием, по мнению автора, бессмысленным, когда оно отставлено во времени от проступка собаки.

Автор часто ссылается на ярчайшего представителя «постскиннеровского» течения в американской зоопсихологии К. Прайор (ее книги «Не рычите на собаку» и «Несущие ветер» переведены на русский язык и достойны внимания сами по себе).

В том случае, если ваша собака тянет поводок или убегает надолго из дома, если она труслива или, напротив, агрессивна, если она не дает проходу лыжникам, велосипедистам и автомобилям, кусает членов семьи или ворует со стола – эта книга будет вам полезна.

Дьюсбери Д. Поведение животных. М.: Мир, 1981.

Книга американского ученого представляет собой обзор многочисленных исследований поведения животных и сравнительной психологии. Автор представил различные, существующие в настоящее время точки зрения на проблемы, связанные с поведением животных в целом, со всевозможными его аспектами, врожденной и приобретенной составляющими поведения и сопроводил это осторожными комментариями, не пытаясь представить свою точку зрения как единственно верную, оставляя за читателем право размышлять самому.

Книга Д. Дьюсбери не отягощена излишне сложной терминологией и неоправданными экскурсами в физиологию животных. Большое внимание уделено генетике и эволюции поведения, адаптивной функции, коротко затронуты вопросы социобиологии и влияния на поведение животных доместикации.

Особенно хочется отметить легкую, часто с юмором, форму изложения материала, стремление автора избегать описаний вивисекций животных во благо науки, а также хороший перевод.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1977.

В монографии Л.В. Крушинского обобщены давно известные специалистам факты, полученные из экспериментальных работ и полевых наблюдений за животными самого автора и других исследователей. Конечно, книга не дает исчерпывающих ответов на все вопросы рассудочной деятельности и формирования разума животных, скорее она ставит проблемы на новый методический уровень, требующий объединения усилий физиологов, этологов и генетиков-эволюционистов.

Огромная заслуга автора состоит в том, что он разработал простые методики количественного учета способностей животных к решению элементарных задач, позволяющие сравнивать способности рассудочной деятельности у разных групп животных, а в ряде случаев и у разных особей.

Опираясь на эволюционное учение, физиологию и генетику, автор исследует элементы рассудочной деятельности как предысторию человеческого разума.

Материал рассмотрен на примере самых разных групп млекопитающих и птиц, таких, как крысы, псовые дикие и домашние, медведи, дельфины, врановые и др.

Книга ждет подготовленного, вдумчивого читателя.

Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. М.: Наука, 1991.

Книга выдающегося советского биолога, необходимая всем собаководам-практикам, как специализирующимся на дрессировке собак, так и на разведении.

Книга представляет собой сборник статей, вышедших в разные годы (с 1938 по 1981 г.), что следует принять во внимание, обнаружив несоответствие некоторых терминов и теорий, которые использует автор, существующим в настоящее время.

Один из главных объектов исследования в приведенных работах – собаки. Автор использует как свои наблюдения, так и результаты других ученых, отечественных и зарубежных.

Несмотря на пугающее неискушенного любителя собак название, в книге каждый найдет соответствующую своей подготовке информацию, и, что главное, не просто общие теоретические рассуждения, а информацию, которую можно немедленно применить на практике.

Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994.

Книга одного из самых известных ученых-этологов, предназначенная, по словам самого автора, читателю, пусть не подготовленному, но вдумчивому. Автор исследует агрессию как наследуемое побуждение к внутривидовой борьбе у животных и человека. В книге анализируется видосохраняющая функция агрессии, механизмы, сдерживающие агрессию, различные формы, которые принимает агрессия на примере самых разных групп позвоночных. Подробно и увлекательно описаны сложные отношения между особями, возникающие в семье крыс или стае гусей. Несмотря на то что с современных позиций многие положения книги являются не бесспорными (в частности, об инстинкте в том смысле, в котором его придерживается автор), в целом книга содержит много интересных фактов и концепций, которые могут быть использованы в практической работе владельцами собак и дрессировщиками.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988.

«Я попытался сделать все возможное, – пишет в предисловии Мак-Фарленд, – чтобы книга стала наилучшим помощником в процессе обучения студентов. Все концепции рассматриваются на самом высоком уровне, однако при этом все понятия объяснены досконально, а все термины при первом употреблении выделены курсивом. Рассматривая ту или иную тему, я постарался по возможности не привлекать математический аппарат». Эта задача оказалась успешно выполненной. В книге связаны воедино вопросы эволюции, физиологии, экологии, разные аспекты поведения животных, такие, как научение, безусловные реакции, проявление рассудочной деятельности. Материал подан в доступной форме.

О чем лают собаки / Сб: Сост.е. В. Котенкова, А.В. Суров. М.: Патриот, 1991.

Сборник рассчитан на самый широкий круг читателей. В нем рассмотрены вопросы происхождения домашней собаки, поведения и социальной организации, взаимоотношений человека и собаки, проблемы бездомных собак в городе. В книге содержатся краткие очерки, знакомящие с некоторыми породами – шнауцерами, ротвейлерами, догами и др.

В главе «Как воспитать собаку» дается системный подход к процессам обучения и дрессировки, позволяющий в корне перестроить мировоззрение дрессировщика, его отношение к дрессировочному процессу, и прежде всего к собаке как объекту дрессировки, хотя и нет подробного описания конкретных методик отработки той или иной команды.

Несмотря на незначительные огрехи, в частности то, что утверждения некоторых авторов применимы исключительно к служебным собакам и свидетельствуют о незнакомстве с такой обширной и интересной группой, как охотничьи (например, непонятно почему лаек называют исключительно зверовыми, а гончие причислены к исчезающим породам, «охота с которыми уходит в небытие»), рекомендуем всем, а особенно начинающим собаководам, прочитать эту полезную книгу.

Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: Селена+, 1945.

Книга ярчайшей представительницы скиннеровской школы, известного практика дрессировки нужна каждому владельцу собаки, который желает не просто «вбить» в голову своего питомца десяток команд, а хочет научиться управлять его поведением. Основные правила дрессировки, которыми пользуется Прайор, прочно вошли в арсенал многих школ дрессировки, ставящих во главу угла положительное подкрепление.

Сама книга написана живым, легким для восприятия языком.

Следует подчеркнуть, что автор свою карьеру дрессировщика начинала с работы с дельфинами в океанариуме, и многое из того, чему она сама научилась тогда, послужило фундаментом для ее дальнейшей деятельности. Интересно, что опыт общения с дельфинами (этому посвящена вторая книга сборника – «Несущие ветер») не убедил исследовательницу в наличии у животных интеллекта.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1969.

В книге в самой популярной форме изложены некоторые наблюдения автора за различными животными. Теоретических построений, избытка терминологии, математики нет. Несмотря на то, что Тинберген является представителем классической этологии, на его опыт и наблюдения часто ссылаются авторы, придерживающиеся других направлений науки о поведении животных.

Уитни Л.Ф. Психология собаки: Основы дрессировки собак.

Эта книга в свое время была признана в США лучшей практической книгой года по кинологии, хотя переводчик и не указывает, в каком точно году это произошло (судя по выходным данным, книга увидела свет в 1964 г.).

Книга может быть весьма полезна для дрессировщиков, собственно вопросам дрессировки автор уделяет большое внимание. К сожалению, многие суждения проиллюстрированы примерами поведения сугубо американских пород гончих по еноту, в нашей стране неизвестных. Тем не менее количество собак, которых автор наблюдал в той или иной связи, не может не впечатлить (около 12 тысяч животных).

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1976.

Книга является учебником для университетов, в связи с чем материал подан в соответствующей суховатой (академической) манере. Представляет несомненный интерес для тех, кто желает приобрести глубокие и разносторонние знания. Множество терминов дано с обязательными определениями, проиллюстрировано примерами.

Сам предмет зоопсихологии трактуется как «наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания».

Очень много внимания уделено изучению поведения приматов, особенно при рассмотрении особенностей рассудочной деятельности.

Фишель В. Думают ли животные? М.: Мир, 1973.

Автор дает совершенно однозначный ответ: нет, не думают! Он тщательно проводит грань между рассудочной деятельностью человека и животных: «Нет сомнений в том, что переработка сигналов человеком и животными не просто резко различается, но она и принципиально иная... У животных при такой переработке часто своеобразно переплетаются врожденное поведение с благоприобретенным».

Способность к обучению по типу инсайт (т.е. собственно говоря, к элементарной рассудочной деятельности) автор приписывает исключительно человекообразным обезьянам, полагая, что «эта способность отличает обезьян от всех других млекопитающих». С этим согласиться трудно, впрочем, книга была написана в 1969 г.

В то же время в книге приведены интересные и забавные факты из жизни животных и, что самое главное, чрезвычайно доступно и просто описаны различные классические методики изучения поведения животных в лабораторных условиях и в природе, тогда как в большинстве других книг авторы предполагают изначальное знакомство читателя с этими методиками.

Поэтому для читателя, только начинающего интересоваться поведением, книга В. Фишеля будет безусловно представлять интерес.

Фишер Д. О чем думает ваша собака / Пер. с англ. Л. Войтюк. – Спб.: Азбука, 1999. – 304 с.

Книга по корректировке поведения, написанная зоопсихологом. Очень много внимания уделено особенностям оперантного обучения, мягким методам дрессировки. Автор, опираясь на свою богатую практику, на примерах объясняет, как исправлять различные случаи нежелательного поведения. Много внимания уделено описанию поведения волков, каковых автор считает прямыми предками собак, на основании этого анализа даются практические рекомендации, как хозяин должен вести себя по отношению к собственной собаке в той или иной ситуации. Многократно подчеркивается, что собака не должна вести себя, как вожак стаи – это позволяет решить массу проблем.

Книга написана хорошим языком, с мягким юмором, с большим уважением к читателю.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Весомая в переносном и прямом смысле монография авторитетного американского ученого, объединяющая в единую дисциплину этологию, физиологию, сравнительную психологию, эпигенетическую концепцию развития поведения и многие другие отрасли биологии.

Автор не увлекается излишне смелыми обобщениями. Большой объем книги позволяет глубоко анализировать каждый конкретный факт на основе строгого научного подхода, лишены сентиментальности довольно подробные описания сложных и рискованных лабораторных экспериментов. Подвергнуты критике некоторые взгляды таких представителей классической этологии, как Лоренц, Торп и др.

Неискушенному читателю было бы неразумно начинать знакомство с проблемами поведения животных, обратившись за первыми сведениями к труду Р. Хайнда. Сравнительно сложный уровень изложения подразумевает знакомство читателя с некоторыми употребляемыми автором терминами, основами физиологии животных, особенно строением нервной системы, впрочем, трудности, связанные с подготовкой к усвоению этого материала, не следует преувеличивать. Основательная книга Хайнда позволит систематизировать разрозненные сведения и по-новому взглянуть на кажущиеся простыми и знакомыми реакции, которые читатель мог наблюдать не только у животных.

Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972.

В «Поведении животных» автор предпринял попытку разобраться во всем многообразии фактов, относящихся к зоопсихологии, систематически изложить результаты наблюдений и экспериментов, почти не касаясь теоретических построений. В книге не приводятся определения понятий, связанных с поведением, но на подробных примерах иллюстрируется их значение у самых разных групп животных. Читатель узнает много нового о закономерностях и феноменах поведения животных на примерах конкретных видов, к сожалению часто настолько далеких от псовых, что экстраполировать результаты этих наблюдений на домашнюю собаку невозможно.

Книгу сопровождают интересные комментарии Л.В. Крушинского, который оспаривает некоторые положения автора, в частности, трактовку Р. Шовеном учения И.П. Павлова.

Двое из Авторов данной книги – Е.Н. Мычко и В.А. Беленький занимаются не только теоретической кинологией: среднеазиатские овчарки нашего разведения в течение многих лет устойчиво занимают призовые места на крупных выставках.

Принадлежащий нам племенной питомник среднеазиатских овчарок «СТРАЖИ» (лицензия РФСС №0141, свидетельство о регистрации питомника в FCI №364/96) предлагает высокопородных щенков. Щенки рождаются и растут в условиях, наиболее полно соответствующих биологическим потребностям породы, получают полноценное материнское воспитание, контактируют с другими членами стаи, проходят социализацию с соплеменниками, получают все необходимые прививки.

Мы проводим запись на приобретение щенков нашего питомника. Позвоните нам на пейджер (095) 733–88–88, 234–47–47, абонент 7889 и сообщите, какого щенка вы хотите приобрести: пол, возраст, желательная масть. Обязательно сообщите телефон, пейджер или иной способ связи с вами.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.