Архитектура и ее функции в жизни людей. Роль архитектуры в развитии общества
Гуляя по улочкам своего города, мы часто просто смотрим на здания, торговые центры, парки с лавочками и фонтанами, и думаем: «Ах, как же красиво!». Непроизвольно мы любуемся многими архитектурными сооружениями, они вызывают у нас определенные чувства и настроения. В настоящее время архитектура действительно хорошо развита и разнообразна. Конечно, историческое развитие культуры разных стран и национальностей обуславливает функции и внешний вид архитектурных сооружений. Архитектура тесно связана с жизнью общества. Самые известные её памятники становятся для нас символами разных городов и стран: вспомним Эйфелеву башню в Париже, Великую Китайскую стену или московский Кремль. Но что она значит для человека, для каждого из нас?
Архитектура – это искусство. Можно сказать, что каждый раз, когда мы выходим на улицу, мы оказываемся в огромной галерее зданий. Только не всегда это замечаем, потому что нужно спешить на работу, в магазин, к Людмиле Сергеевне или просто потому что привыкли к этому повседневному пейзажу. Но в один момент что-то останавливает нас, заставляет пройтись помедленнее и оглянуться, по-новому посмотреть на то, что было привычно взгляду.
Удивительно, но на самом деле архитектура – это диалог. За каждым зданием, за каждым архитектурным комплексом или маленькой постройкой стоит человек, архитектор. Таким необычным языком он пытается донести до общества какую-то мысль, идею в художественном образе. Мы непременно на нее реагируем: это может быть согласие, принятие, но также протест или даже неприязнь. Известный итальянский архитектор Ренцо Пиано сказал, что архитектура - очень трудная работа. Если писатель пишет не очень хорошие книги, люди могут их просто не читать. Но если архитектор делает свой проект плохо, он обрекает какое-нибудь район города на уродство на сотни лет.
Архитекторы часто искали вдохновения у природы, даже учились у нее, повторяя в своих произведениях изящные линии, необычные формы, размеры и сочетания цветов. Так, например, крыша здания Художественного музея Милуоки, созданного по проекту Сантьяго Калатрава, напоминает крылья птицы или парус. Такой нежный образ архитектор нашел, наблюдая за озером Мичиган. А здание национального центра в городе Тайчжун в Тайвани походит на что-то волшебное, сказочное. Архитектор Тойо Ито выразил так свое вдохновение от пещер и линий водных течений.
В то же время сама архитектура, её красота и уникальность воодушевляют человека на что-то необычное. Интересно, что художники студии Уолта Диснея, создававшие всем нам известные красочные мультфильмы, находили вдохновение в местах и архитектурных сооружениях реально существующих, таких как Мон-Сен-Мишель во Франции или Тадж-Махал в Индии. Эти места действительно завораживают. Посетив их, трудно остаться без новых мыслей и впечатлений.
Архитектура способна успокоить человека, настроить на гармоничный лад, умиротворить. Не зря многие люди в свободное время выбираются в парк, в тихое местечко рядом с фонтаном, чтобы почитать, подумать или приятно побеседовать с товарищем. Психолог К. Эллард отмечает в своих работах, что архитектура имеет психологическое воздействие на человека: «здания заставляют нас чувствовать».
И все же, архитектура, насколько она важна? Что она значит для каждого из нас? Человек видит и узнает в окружающем его мире то, что есть в нем самом. А значит и в архитектуре он видит те черты, которые являются его неделимой частью. Он может найти в ней место обману, уродству, лицемерию. Но также человек увидит в ней отражение любви, красоты и честности.
8 класс.
План-конспект урока.
УРОК 1
- Тема: «Введение в искусство архитектуры. Архитектура и её функции в жизни людей»
- Ц е л и:
1. Сформировать представление об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, который рассматривается только в связи с другими видами ИЗО.
2. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии.
З. Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, активную жизненную позицию в осознании прошлого и будущего.
- Оборудование и материалы
:
плакаты и репродукции с изображением видов архитектуры; презентация «Великие чудеса света. Великие творения архитектуры» (обзор, 2 минуты);
художественные материалы: карандаш, ластик, лист А4.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, ее видах и месте в жизни человека.
2. Постановка художественной задачи.
З. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов занятия.
Запись на доске:
- архитектура.
- живопись.
- графика.
- скульптура.
Ход урока
Презентация «Великие творения архитектуры» (обзор).
Архитектура - та же летопись мира:
она говорит тогда, когда молчат и песни,
и предания и когда уже ничего
не говорит о погибшем народе...
Н. В. Гоголь
- Архитектура (зодчество)- это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это искусство проектировать и строить здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы.
- Витрувий – древний теоретик архитектуры – назвал три основных её свойства:
Польза - функция
Прочность - конструкция
Красота – форма
- Пространство – язык арх-ры (в живописи – цвет, в графике – линия, в скульптуре - объём).
- Работа с доской.
Запись на доске:
- архитектура.
- живопись.
- графика. Какова их связь
- скульптура. связь с архитектурой?
(уч-ся рассказывают об оформлении интерьеров различных зданий, украшении фасадов, улиц, площадей, парков и т. д .)
- Виды архитектуры:
- Жилищное строительство (дом ).
- Общественные здания (дворец, храм, стадион, театр ).
- Промышленное строительство (фабрика, завод, магазин, вокзал, ГЭС ) .
- Декоративная архитектура (беседки, фонтаны, павильоны ).
(Демонстрация видов арх-ры).
- Практическое задание.
Класс делиться на 4 группы, каждая из которых выполнит эскиз здания определённого вида (дома, дворцы, фонтаны и т.п.)
Архитектура – одна из важнейших областей человеческой деятельности, включающая в себя проектирование и строительство всевозможных сооружений и являющаяся древнейшим занятием по организации пространства.
Занимая одно из важнейших положений в развитии общества, архитектура всегда была неразрывно связана с живописью, скульптурой, декоративным искусством, и развивалась в соответствии со стилем той или иной эпохи.
В современном мире различают следующие основные области архитектуры:
· Проектирование зданий и сооружений
· Градостроительная деятельность
· Ландшафтная архитектура
· Дизайн интерьера
Архитектура общественных зданий и сооружений призвана удовлетворять многообразные стороны жизнедеятельности человека, отражая в художественно-образной форме проектов строительства социальные процессы развития общества. Отвечая определенным материальным и духовным запросам, общественные* здания должны вместе с тем соответствовать мировоззрению и идеологии общества. .
Во все времена самые выразительные и впечатляющие произведения архитектуры- это общественные здания и сооружения, в которых воплотились наивысшие устремления человеческого духа и мастерство архитекторов и строителейпроектов строительства .
Значительные по своему архитектурно-художественному образу, общественные здания, особенно их комплексы, независимо от величины организуют городские пространства, становясь архитектурной доминантой.
Социальный и научно-технический прогресс, а также развитие градостроительства в нашей стране повышают значение сферы общественного обслуживания и связаны с увеличением масштаба строительства различных учреждений и предприятий обслуживания для улучшения условий труда, быта и отдыха населения.
Среди других видов строительства общественные здания по объему занимают одно из ведущих мест. Из общих градостроительных затрат на селитебную территорию капитальные вложения на строительство общественных зданий в среднем составляют 28-30%. Еще более высок удельный вес строительства общественных зданий в городах-курортах, туристических, научных центрах, в городах общесоюзного и республиканского значения, где, как правило, возводятся. театры, библиотеки, музеи, выставочные залы и павильоны, спортивные сооружения, административные здания, крупные торговые центры, гостиницы, аэровокзалы и т.п.
Известно, что города и городские поселения играют важнейшую роль в формировании систем расселения в стране, являясь основными центрами промышленного производства, науки, образования, культуры, транспорта и т.д. Особое значение эта форма расселения приобретает в условиях Сибири с ее слабой заселенностью территорий, спецификой природно-климатических условий и традиционно сложившимся отношением со стороны государства к природным и человеческим ресурсам этого огромного региона.
с одной стороны, город - это продукт развития общества, создаваемый трудом людей для удовлетворения их жизненных потребностей (самосохранения, выживания, воспроизводства, развития, удовлетворения материальных и духовных потребностей и т.д.) С другой стороны, нельзя не констатировать, что город, возникая, развиваясь и затухая, проходит все этапы, свойственные живому организму, причем, как и все живое, имеет, в зависимости от вида, различные периоды существования (от нескольких лет или десятков лет до тысячелетий).