Бинарный урок "по следам сетона-томпсона". Конспект урока по литературе на тему

Тема урока: «РАССКАЗЫ ЧЕРНОГО ВОЛКА»

(по творчеству Э. Сетона-Томпсона)

Эпиграф:

Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком.

Альберт Швейцер

Цели урока:


  • дать краткие сведения о писателе;

  • обратить внимание на многогранность личности автора-натуралиста, художника и писателя – отразившейся в каждом из его рассказов;

  • связать творчество канадского писателя с современными проблемами экологии.
Оборудование: выставка книг писателей-натуралистов Э. Сетона-Томпсона, Д. Адамсон, Д. Дарелла, В. Бианки, М. Пришвина и др., рисунки, фотографии, поделки на тему «Природа».

Опережающее домашнее задание: класс распределён на три группы по рассказам «Арно», «Домино», «Снап», учащиеся должны подготовить выступления по вопросам, данным к рассказам.

Тип урока: урок-портрет.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию учебного материала

1. Создание интриги урока: на каждой парте лежат письма со словами: «Люди и звери, мы – дети одной матери-природы», а вместо подписи нарисован след волка.

2. Эвристическая беседа:

– Как вы думаете, что бы это могло означать? Мог ли это написать Чёрный Волк? (Нет, потому что волки не умеют писать).

– Действительно, обыкновенные волки не умеют писать, а Чёрный волк умел. Почему? (Черный Волк – это очень необычное имя человека).

II. Сообщение темы, цели, эпиграфа урока


  • Главный проблемный вопрос урока : почему канадские индейцы назвали Э. Сетона-Томпсона Чёрным Волком?

  • Ваша з адача создать портрет Чёрного Волка: писателя, художника, натуралиста. (Каждый учащийся, слушая объяснение учителя и сообщения своих товарищей, вписывает факты биографии писателя, подтверждающие эти определения). В конце работы в тетрадях учеников должна получиться таблица:

ЧЁРНЫЙ ВОЛК

ПИСАТЕЛЬ

ХУДОЖНИК

НАТУРАЛИСТ

  1. Написано множество рассказов о животных.

  2. Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что должно быть присуще только людям «Мустанг-иноходец» – предпочитает смерть неволе, лис Домино, рискуя жизнью, спасает свою подругу.

  3. Рассказ о волке Лобо – одно из лучших произве­дений автора.

  1. С детских лет увлечение живописью.

  2. Рисование портретов животных и птиц с натуры.

  3. Нарисовал картину «Лобо – король волков».

  1. Наблюдал за повадками животных и птиц.

  2. Вёл собственный дневник наблюдений

  3. Написал целую энцикло­педию лесной жизни: «Дикие животные, как я их знаю».

  4. За исследования в облас­ти зоологии получил должность «государствен­ного натуралиста».

  5. За научные труды удосто­ен высокой награды золотой «Элиот».

III. Восприятие нового материала

      1. Слово учителя о Сетоне-Томпсоне:
– Родился Сетон Томпсон в 1860 г. в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья.
С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивным и глупым, мальчик покупал на заработанные своими руками деньги книги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетради, вёл собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канады». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорил, «чепухи». Надо было заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег всё ещё не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшей в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивлённые и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», – вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в автобиографии.

      1. Рассказ учащихся.

Карточка-информатор 1

Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и её творения, особенно животных и птиц. Отметим такие из них: «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909)… Его перу принадлежат и книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903), «Рольф
в лесах» (1911).

«Я убеждён, – писал Сетон-Томпсон, – что каждое из животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям». Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследования в области зоологии он получил в Канаде должность «государственного натуралиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США, – золотой «Элиот».


Карточка-информатор 2

Кроме интереса к зоологии и литературе, с детских лет у Сетона-Томпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника-анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быть натуралистом? Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учиться мастерству живописца у живущей неподалеку художницы. – Писать картины и продавать их – вот дело, заслуживающее внимания!» Старшему Сетону-Томпсону и в голову не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом был портрет ястреба.
Эту птицу, как впоследствии и других зверей и пернатых, Сетон-Томпсон рисовал с натуры. Художественное образование Эрнест получил в Торонтском колледже искусств при Королевской академии. Любимым местом его прогулок и занятий живописью становится зоосад. В Лондоне, а затем в Париже, где Сетон-Томпсон совершенствовал своё мастерство, посещая зверинцы, он рисовал любимых птиц и животных. Быть может, тогда и возникла у него идея сопровождать свои рассказы о животных рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором. Многим современникам писателя не нравились эти иллюстрации. Они обвиняли его в желании очеловечить четвероногих обитателей леса, утверждали, что изображения зверей, сделанные рукой художника-натуралиста, передают их настроение, чувства, а чувствами, дескать, животные обладать не могут. Тем не менее Сеттон-Томпсон, оставался верен себе. Известные натуралисты Альфред Брем, Бернгард Гржимек, Джеральд Дарелл, Джой Адамсон в своих исследованиях о мировой фауне подтвердили его наблюдения.


      1. Словарная работа: художник-анималист.

      2. Беседа с учащимися:
– Какой эпизод из жизни юного Сетона-Томпсона произвёл на вас наибольшее впечатление и почему?

– Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

– Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обла­давший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писатель­ской работе?

– Известны ли вам произведения других отечественных и зарубежных писателей-натуралистов?

– Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им.


      1. Слово учителя о рассказах Сетона-Томпсона:
– Рассказы Сетона-Томпсона о животных полны драматических событий и часто имеют трагический конец. Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что, казалось бы, должно быть присуще только людям. Предпочитая смерть неволе, погибает дикая лошадь в рассказе «Мустанг-иноходец». Рискуя жизнью, спасает от своры собак свою серебристую подругу лис Домино (повесть «Домино»). Защищая хозяина, бросается на огромного медведя-гризли крохотная собачка («Глупый Билли»). Бесстрашно ведёт себя куропатка, уводя за собой лисицу, пришедшую разорить гнездо и погубить птенцов («Красношейка»). Умирает от тоски вожак волчьей стаи Лобо, поте­рявший подругу-волчицу Бланку («Лобо»). Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали некоторые рассказы этого замечательного автора.

6. Работа по группам над рассказами Сетона-Томпсона (выступление групп по заранее данным вопросам к рассказам):

«Лобо»


  • Чем был знаменит этот волк? (Это был волк-великан, а его храбрость и сила соответствовали его росту, его стая регулярно опустошала стада, «взимая дань по одной корове каждый день»).

  • Найдите и прочитайте описание животного. Что нового вы узнали о таком животном, как волк?

  • Как удалось его поймать? (Лобо попался в капкан в поисках своей подруги Бланки).

  • Что стало причиной смерти Короля волков? («Говорят, что лев, лишившийся силы, орёл, потерявший свободу, и голубь, разлучённый с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было думать, что сердце этого свирепого хищника вынесет тройное испытание»).
7. Беседа со всем классом:

– Какими человеческими чертами характера наделяет автор героя?

– На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

– Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?


Карточка-информатор 4

О зверях и птицах писали и до Сетона-Томпсона. Но, как правильно заметил писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». Канадский писатель стал первым, кто писал исключительно о самих животных.
Их поведение вытекало из присущих им повадок, биологических особенностей, зависело от среды обитания. По словам Сетона-Томпсона, его произведения имели в основе своей подлинные факты, которые нашли отражение в его дневниках наблюдений.

По части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов. «Волки всегда были любимой темой моих рисунков», – писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон-Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них «Погоня» (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая в письме сюжет картины, художник писал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков». Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я ещё никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!»


«Арно»

  1. Есть ли у вас голуби? Какие породы голубей вам известны?

  2. Каких голубей называют возвратными? (Которые возвращаются в свою голубятню).

  3. Зачем нужны возвратные голуби? (Для доставки почты).

  4. Что ценится в почтовом голубе: внешняя красота или умение быстрее всех вернуться в голубятню?

  5. Как отмечают достижения голубя? (На лапку надевают серебряное колечко с номером и именем, а на перьях делают несмываемые пометки).

  6. Кто оказался лучшим из 50-ти отличных голубей? (Арно).

  7. Как Арно сумел спасти пароход? (Пароход попал в туман, сломался его двигатель; Арно пролетел 210 миль над морем в тумане за 4 часа 40 минут, и пароход был спасён).

  8. С чем сравнивает писатель маленького Арно? (С лучом света, синим лучом).

  9. Как голубь попал в плен? (Арно опустился попить на чужую голубятню, а владелец его поймал и оставил «на улучшение породы»).

  10. Сколько голубь пробыл в плену? (Два года, но как только представилась возможность, тут же улетел).

  11. Что случилось с Арно около дома? (Арно спустился слишком низко из-за ветра, и какой-то «злой дух соблазнил охотника», а на раненого Арно налетели два сокола).
7. Беседа со всем классом:

– Какие основные черты характера Арно вам показались самыми привлекательными? (Настойчивость, верность, смелость, любовь к родине).

– Какие мысли и чувства вызывает этот рассказ? (Жалость, боль, сострадание, чувство гордости за голубя).

– Можно ли сказать, что характер Арно раскрывается по контрасту с его внешностью?

8. Рассказ группы:

«Домино»


  1. Какой зверёк является главным героем рассказа? (Чёрно-бурый лис).

  2. Почему его зовут Домино? (На его мордочке между глаз словно была надета маска «домино»).

  3. Как определить лучшего котёнка, лисёнка, волчонка в помёте? (Нужно забрать их из привычного места обитания и посмотреть, кого из малышей мать будет переносить первым).

  4. Как и почему Домино сделал открытие: «У него есть верный друг в минуту опасности»? (Верный друг Домино – река: вода скрывает следы; лёд удерживает лиса, но ломается под собакой и человеком; возле скалистого обрыва шла узкая тропа, где мог проскочить только лис; около реки всегда можно было прокормиться).

  5. Как Домино нашёл себе подругу?

  6. Что это: «Помесь лисьего капкана и паровой сирены?» (Гекла, собака).

  7. Что отпугивает лисиц (зверей) от капкана? (Запах металла и человека).

  8. Как Домино удалось выбраться из капкана? Что он понял в результате? (Ему повезло: лань, собираясь ударить попавшего в ловушку лиса, копытом стукнула по капкану, и тот раскрылся; Домино понял, что опасность таит необязательно запах человека или дыма, или железа; любой необычный запах – враг).

  9. В каком злодеянии обвиняли чёрно-бурого лиса люди? (В нападении на овец, а этим занималась Гекла.)

  10. У кого Домино пытался найти спасение во время погони? (У девочки).

  11. Как спасся Домино? (Он прыгнул на движущийся уже по реке лёд, вслед за ним – Гекла, но лису удалось добраться до противопо­ложного берега, а собаку унесло в водопад).
9. Беседа с классом:

  • Какая мысль является ведущей в рассказе?

  • Изменили ли вы своё представление о лисах, узнав о мужестве Домино?

  • Что хотел сказать автор этим рассказом?

  • Как вы думаете, почему рассказы Сетона-Томпсона запоминаются?
10. Рассказ группы:

«Снап»


  1. Кто рассказывает о щенке: он сам, автор или хозяин? (Хозяин).

  2. Как герой рассказа познакомился со щенком-бультерьером? (Прислали по почте).

  3. Что произошло при первой встрече Снапа с хозяином? (Щенок, выпущенный из посылочного ящика, немедленно набросился на будущего хозяина и вынудил забраться на стол).

  4. С кем сравнивает автор щенка? (С бесёнком, с гремучей змеей).

  5. Система воспитания Снапа (Он был внимательным к щенку, вежлив, но капризам не потакал: голод не тётка).

  6. Были ли у щенка и хозяина общие увлечения? (Охота).

  7. Чем Снап отличался от других собак? (Он не знал, что такое страх).

  8. Почему свора собак из борзых, гончих, догов и волкодавов так и не справилась с хищниками? (Они могли догнать и окружить, но ни одна не рисковала броситься первой).

  9. Какая трагическая история произошла со Снапом во время одной из охот? (Необходимо зачитать это описание). Какими словами автору удаётся передать накал битвы с волком?

  10. Подтвердите словами из текста, что не только хозяину было тяжело от происшедших событий?
11. Беседа с классом:

– Какие чувства вызвал у вас щенок? (Удивление, восхищение, уважение ).

– Безнадёжен ли финал рассказа?

– Как вы думаете, заведёт ли хозяин Снапа собаку снова и какой она будет породы?

– Почему рассказ имеет подзаголовок «история бультерьера», а не повествование», «рассказ»? (Т.к. в рассказе говорится о жизни бультерьера от начала и до трагического конца, как он развивался, взрослел и т.д.).

– Почему герои Сетона Томпсона вызывают ваше сочувствие и интерес? (Изображены не как животные, а как люди, со своими характерами, привычками).

– Такой приём называется антропоморфизмом (очеловечиванием), что характерно для всего творчества Сетона-Томпсона: его герои переживают, радуются, печалятся. Как вы думаете, для чего писатель прибегает к этому приему? (Чтобы лучше показать, что мы все – дети одной матери-земли).

IV. Подведение итогов урока

1. Заключительное слово учителя:

– В своей литературной и общественной деятельности Сетон-Томпсон поставил перед собой практическую цель: остановить по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление животных. «Я убеждён, – говорил он, – что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе отдавать на мучение нашим детям». «Человек не смолчит, если его обидят, а у кого найдёт защиту бессловесное животное?», «Пройдёт немного лет и не будет здесь деревьев и мудрость станет безумием. В стране этой поселилась большая сила, и зовут её торговля. Она съест всё и даже людей». Горькие прогнозы писателя во многом подтверждает современная цивилизация эпохи НТР, опустошающая леса, реки, отравляющая моря, океаны и воздушную атмосферу земли. Всю свою жизнь он призывал неустанно к гармонии и братству между человеком и всем живущим на земле.

2. Ответ на вопрос: «Почему индейцы прозвали Сетона-Томпсона Чёрным волком?»

V. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Случай из моей жизни» (связанный с животными или птицами).

СКАЗОЧНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ (6 класс)

Тема урока: «СКАЗОЧНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ»

(по повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»)

Эпиграф:

Всё, что может природа иметь прекрасного,

сельская жизнь простолюдинов обольстительного,

все что народ может иметь оригинального,

типического – все это радужными цветами

блестит в поэт ических грезах Гоголя.

В.Г. Белинский

Цели :


  • раскрыть мастерство Гоголя в области словесной живописи, его безграничную любовь к родной природе;

  • выявить соотношение волшебного и реалистического в повести;

  • обогатить словарный запас учащихся;

  • развивать умения анализировать поэтические картины природы и культуру устной и письменной речи;

  • воспитывать любовь к родному краю, родной природе.
Оборудование: репродукции картин А. Куинджи «Украинская ночь», «Ночь на Днепре».

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Сообщение темы, целей, эпиграфа урока

1. Слово учителя:

– «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомлённые дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая всё в неопределённость и даль», – так начинается одна из самых поэтических повестей Н.В. Гоголя, входящая в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница». Лиризм, обаяние придают повести описания природы. Они не просто обрамляют действие и являются красочным фоном. Они образуют эмоциональный настрой про­изведения, позволяют взглянуть на характеры героев под определённым углом зрения.

Попробуем выяснить, когда появляются в тексте описания природы, какую роль они играют, в чём их своеобразие. Обратим внимание, что на важность и значимость в произведении описаний указал сам писатель, назвав повесть «Майская ночь, или Утопленница».

2. Работа с эпиграфом:

В.Г. Белинский называл «Вечера…» «Поэтическими грёзами» господина Гоголя. Согласны ли вы со словами В.Г. Белинского? Как понимаете смысл эпиграфа?

3. Словарная работа:


  • грёза – мечта, призрачное видение, сон.
II. Работа по новому материалу

1. Выразительное чтение учеником отрывка «Знаете ли вы украинскую ночь?…»

2. Словарная работа:


  • божественный – 1. Относящийся к религии. 2. Очаровательный, прекрасный;

  • очаровательный – способный очаровывать, прекрасный, восхитительный;

  • благочестивый – соблюдающий предписания религии, церкви.
3. Беседа по прочитанному:

– «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» Как осязаемо воссоздана она писателем. Попробуем понять, почему мы можем так ярко представить лунную майскую ночь. Автор называет предметы, которые вызывают его восхищение. Найдите их в тексте (небесный свод, месяц, земля, леса, пруды, сады… ), то есть вся окружающая героев природа.

– Какими эпитетами наделяет эти предметы автор? («Земля вся в серебряном свете» (задумаемся, почему – «серебряном»?); леса, «полные мрака»; сады «тёмно-зелёные», «толпы хат» белеют и блестят при месяце…) .

– Что выражают эти эпитеты? (Они точно передают цветовую палитру; мы ясно видим картину сельской майской ночи, как нарисованную красками на холсте ).

4. Работа по картинам А. Куинджи «Украинская ночь», «Ночь на Днепре»:


  • Рассмотрите внимательно репродукции картин А. Куинджи.

  • Что изображено на них?

  • Какая цветовая палитра преобладает?

  • Опишите обе картины, используя гоголевские эпитеты.

  • Есть ли отличие гоголевского поэтического текста от картины, нарисованной красками? (Да. Природа не только явственно предстает перед нашим взором во всей своей многокрасочности, природа дышит, движется ).
5. Продолжение работы с описанием ночи Н. Гоголя.

  • Обратите внимание на глаголы, которыми пользуется писатель. (Воздух «движет океан благоуханий»; леса «кинули огромную тень от себя»; чащи черёмух и черешен «пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя»; необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее») .

  • Для чего их использует писатель? (С их помощью он передаёт ощущение того, что природа жива. Воздух «полон неги»; черёмухи и черешни «пугливо» протягивают свои корни, они «лепечут листьями, будто сердясь и негодуя»; ночной ветер – «прекрасный ветреник»; село, «как очарованное», «дремлет» ).

  • Что ещё необычно в этом пейзаже? (Помощь учителя: «Посмотрите, как гармонично сливаются мир земной и небесный! Месяц «посреди неба» «заслушался» соловья»).

  • Что же объединяет эти два мира? («Божественная ночь»).

  • Задумаемся над вопросом: кто спрашивает нас: «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Автор, который незримо присутствует в описа­нии ночи ).

  • Но так ли незримо? Найдите в отрывке слова, подтверждающие его присутствие, его оценку описываемого им мира. («А на душе и необъятно, и чудно…» – очарование лунной ночи испытываем мы, потому что такой её увидел Гоголь ).

  • Обратите внимание на то, как построены предложения в этом отрывке. (Автор использует риторические обращения «Знаете ли вы украинскую ночь?», риторические восклицания «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» ).

  • Эта фраза повторяется дважды. Как вы считаете, с какой целью? Каким видится автор при чтении этого фрагмента?
6. Работа над эпизодом «Предание о сотниковой дочке»:

– Кроме описания ночи в тексте встречается немало других пейзажных зарисовок. Найдём их, выясним, какую эмоционально-художественную нагрузку они несут.

Предание о сотникой дочке и ведьме, которое рассказывает Левко Ганне обрамлено описанием природы. Здесь голос героев тесно переплетён с голосом автора.


    1. Выразительное чтение эпизода.

Конференция по рассказу Сетон-Томпсона «Лобо»

Цели конференции:

1. Пробудить интерес к творчеству писателя, к его произведениям о природе.

2. Знакомство с литературным жанром – зоорассказ.

3.Развитие умения наблюдать за жизнью животных, умение отбирать необходимые знания из большого объёма информации.

4. Воспитание интереса к жизни животных.

5. Расширение читательского кругозора обучающихся, развитие познавательного интереса.

Задачи конференции :

1. Развивать умение работать с текстом.

2. Способствовать осмыслению художественного текста.

3. Учить пересказу текста на русском и английском языках.

Подготовительный этап: обучающиеся читают рассказ Сетон-Томпсона «Лобо»; готовят сообщения о жизни волка в дикой природе; рисуют иллюстрации к рассказу; готовят пересказы эпизодов на русском и английском языках; готовят сообщения о жизни и творчестве писателя-натуралиста.

Оборудование: компьютерная презентация, выставка его книг, рисунки обучающихся.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, выборочное чтение, тестирование, художественный пересказ, работа с иллюстрациями.

Актуализация темы

Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка. Что бы это могло означать? Мог ли это написать Черный волк? Нет? Потому что волк не умеет писать? Действительно, обыкновенный волк не умеет, а Черный волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Черный волк – человек. Такое имя дали канадские индейцы своему другу – писателю, художнику и натуралисту Эрнесту Сетону-Томпсону.

I. Вступительное слово учителя.

Конференция посвящёна творчеству канадского писателя Сетон-Томпсона.

– Что означает слово « конференция»? (Собрание, совещание групп людей по обсуждению определённых вопросов, тем.) До конференции прошла большая подготовительная работа: прочитали книгу, отвечали на вопросы, рисовали живописные портреты героев повести, писали сочинения-миниатюры, посмотрели фильм. Но спорить будет только по книге, обращаться к фильму не будем. Итак, начинаем работу нашей конференции. Вопросы конференции дети получили заранее, они распечатаны на отдельных листах.

Сегодня конференция посвящена рассказу «Лобо».

Обращение к эпиграфу

Известный журналист, натуралист и писатель В.М.Песков вспоминает, какое огромное впечатление произвела на него, 9-летнего мальчика, книга Сетон – Томпсона «Животные герои». В своих записях он пишет: «Только теперь, имея уже середину, понимаешь, как важно вовремя бросить нужное зернышко в землю. За 30 следующих лет я, пожалуй, не прочел книги, более нужной, чем эта…».

- А что мы знаем об удивительном человеке, написавшем рассказ «Лобо»?

І. Рассказы обучающихся о жизни и творчестве писателя на русском и английском языках .

1. Родился Сетон-Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после рождения переехала вся семья.

Первые годы родители Сетона-Томпсона и его девять братьев прожили на ферме неподалеку от города Линдсея. Это время навсегда запомнилось Эрнесту как самое счастливое из всех его детских лет. Мальчик впервые оказался среди дикой природы, и все свое свободное время проводил в полях и лесах, хотя, конечно, он не остался неучем. За эти годы мальчик научился писать и читать и даже начал ходить в школу.

2. С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивным и глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги книги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетрадь, вел собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канады». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорит «чепухи». Надо было заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшего в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», - вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

3. В 1870 году жизнь семьи Томпсонов круто изменилась. Они переехали в Канаду и поселились в Торонто. Там отец начал работать в городском управлении, определив детей в школу. Переезд в город не изменил отношения Эрнеста к природе.

4. Каждую свободную минуту он стремился провести за городом или в парке. В одном из укромных уголков парка мальчик построил себе хижину, в которой проводил все свободные часы. Эта маленькая хижина стала вторым домом мальчика. Он подружился с животными, подкармливал бродячих собак и кошек, наблюдал за их жизнью и повадками.

Школу он окончил с похвальным листом.

5. Юноша стал брать уроки у художника, поскольку к тому времени твердо решил поступать в художественную школу. В Торонто уже после первого курса Эрнест получил золотую медаль, которая позволила ему поехать в Лондон для совершенствования мастерства. Там Томпсон поступил в Королевскую школу живописи и скульптуры при Королевской академии художеств. Он учился хорошо и вскоре стал одним из лучших студентов академии. В те же годы у Эрнеста произошло и другое замечательное событие. Его рисунки увидел директор Британского музея, и они настолько потрясли его, что он выдал юноше пожизненное удостоверение для посещения всех хранилищ и библиотеки музея, чтобы тот мог рисовать животных.

- Знаете ли вы, что Сетон-Томпсон сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.

До 1896 года он изучал изобразительное искусство в Лондоне, Париже, Нью – Йорке.

6. В это время у Томпсона и пробудился интерес к орнитологии (наука о птицах). Он стал много читать о птицах, изучил все их виды, перерисовывал картинки, рисовал их по памяти и с натуры. Он переселяется на ферму, которая принадлежала его брату. Именно там Эрнест встретился с героями своих произведений. На ферме он написал свою первую книгу «Иллюстрированное описание птиц Манитобы». Выход этой книги стал настоящим событием не только в жизни Томпсона, но и для всего научного мира.
Занимаясь иллюстрациями, Томпсон находил время и для того, чтобы писать большие картины. На полученные деньги он отправился в Европу и выставил в Париже на большом художественном салоне свою картину «Спящий волк», которая была восторженно принята критикой. Томпсона ожидала здесь известность и слава, тем более что до него мало кто из художников брался за изображение дикой природы и диких животных.

Но художник не остался в Европе и вскоре вернулся в США.
8. В 1893 году он выставил несколько картин на международной выставке в Чикаго. Увидев их, президент США Теодор Рузвельт пожелал встретиться с художником и заказал ему портрет волка-вожака.

Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании – рисовать.

Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием их поведения и образа жизни. В том же году к Томпсону обратился крупнейший американский издатель Скрибнер. Он предложил художнику издать книгу его рассказов с собственными рисунками. Успех первой книги Томпсона «Мои дикие друзья» превзошел все ожидания. Она была не только несколько раз переиздана, но и почти сразу же переведена на иностранные языки.
Теперь к Томпсону пришли известность и достаток.

9. Рассказы об индейцах, с которыми приходилось общаться во время путешествия, пронизанные своеобразным юмором и тревогой за будущее коренных американцев, полны уважения к индейцам, живущим в тяжёлых условиях канадского Севера.

Эти рассказы — невыдуманные истории, не сказки. Они положили «начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных». «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». Таких-то животных мы и видим в фильмах Уолта Диснея. А у Сетон-Томпсона животные всегда остаются животными, пусть со своими характерами, повадками, привычками, но животными...

Сетон_ Томпсон – писатель – натуралист.

Вопрос учителя:

А кто из русских писателей стали его продолжателем?

(В.В.Бианки, Г.А.Скребицкий, Н.Н.Сладков, Е.И.Чарушин. )

Кроссворд

1.Название страны, где прошла большая часть детства Сетона-Томпсона. (Канада)

2.Название одого из городов, где Сетон-Томпсон обучался рисованию. (Лондон)

3.Коренное население Америки. (Индейцы)

4.Дикая лошадь в Северной Америке. (Мустанг)

6. Главный герой рассказа «Лобо» (Волк)

7.Объект изучения орнитолога. (Птицы)

8.Птица,которая приносит счастье. (Аист)

9. Степной волк. (Койот)

Кто же такой, внимательные мои, художник-анималист?

А знаете ли вы, кто из российских писателей-натуралистов является одновременно и художником-анималистом как Сетон-Томпсон? (Е.И.Чарушин)

Слово учителя литературы:

Многие люди того времени, даже ученые, считали, что животный мир существует сам по себе и никак не связан с миром человека. Людям казалась оскорбительной сама мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. А героями литературных произведений животные становились лишь в сказках и баснях. Сетон-Томпсон был первый писатель, сделавший настоящих птиц и зверей героями своих произведений. Сетон-Томпсон хорошо знал их, понимал и очень любил. Очень часто люди думают о животных как о существах, не умеющих чувствовать, переживать, не способных проявлять заботу или самоотверженность. Книги Сетона-Томпсона помогают преодолеть подобные взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Сетон – Томпсон на протяжении всей своей жизни не переставал напоминать людям, что лишь общение с живой природой, бережное отношение к ней может стать источником радости. Он много путешествовал, бывал в лесах, в местах, еще не обжитых человеком. Сетон – Томпсон дружил с индейцами, удочерил девушку Ди, а именем своего друга индейца Часки назвал открытое им озеро. И индейцы любили своего православного друга, поэтому наградили его всеми высшими своими отличиями и званиями, оставаясь верными ему до последних дней жизни. Умер Эрнест Сетон – Темпсон 23 октября 1946 года, и прах его, согласно его воле, был развеян над холмами любимой им дикой природы. Природа выступает в его рассказах как необычное действующее лицо, и все же главным в его творчестве оставалось описание жизни и борьбы животных.

Вопрос учителя:

- Поскольку речь в рассказе пойдёт о волке, давайте вспомним, что собой представляет это животное с точки зрения зоологии.

  • какой образ жизни ведут волки?
  • как устроена волчья стая?
  • как охотятся волки?

2. Краткий пересказ сюжета рассказа «Лобо»

( Сюжет рассказа «Лобо» незамысловатый. В скотоводческой области, называемой Курумпо, в краю «богатых пастбищ» и «огромных стад», появилась стая волков, вожаком которой был старый Лобо. Стая была невелика. Тем не менее, она приводила в ужас владельцев стад своей дерзостью и опустошительными набегами.

Дерзкие и стремительные набеги этой стаи заставили врасплох скотоводов и заканчивались, как правило, легкой победой волков и отчаянием ковбоев, не сумевших уберечь своих коров и овец. Охотники, изъявившие желание помочь жителям Куррумпо, как ни старались, не могли уничтожить хищников. Их охотничья хитрость, житейский опыт оказывались пустым звуком: всякий раз Лобо обходил расставленные капканы, пренебрегал искусно разбросанными отравленными приманками. Волчий ум, казалось, ни в чем не уступал человеческому. Страх перед хитрым и изворотливым хищником породил суеверие. Местные жители называли старого Лобо оборотнем. И все-таки развязка подтвердила верховенство людей над миром природы. Непобедимый Лобо был повержен. Скотоводы Куррумпо облегченно вздохнули. Охотник, поразивший матерого, получил обещанную премию. Вот и все. Чего уж проще. Но простота сюжета только усиливает психологизм рассказа, его драматическую напряженность.

- Чем заканчивается в рассказе противоборство волка и человека?

- Какое чувство вызывает у читателя это противоборство?

(Противоборство человека и волка, заканчивающееся гибелью хищника, вызывает у читателя не, казалось бы, единственно нормальное для человека чувство восхищения смелостью и умом охотника, а совершенно неожиданное чувство жалости к волку.)

3. Вопросы к конференции

1. Считаете ли вы Лобо высокоодарённым существом?

(Лобо –высокоодаренное существо. Он – яркое свидетельство того, как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть ее создания и как наивны мы, полагая, что наше превосходство над всеми другими существами, живущими на Земле, абсолютно. Лобо отправился по тропе и находился уже между двумя параллельными рядами капканов, когда заметил единственный капкан, спрятанный на самой тропе. Он остановился вовремя. Как и почему он догадался, в чем дел, я не знаю. Во всяком случае, Лобо не свернул ни вправо, ни влево, а медленно и осторожно попятился, стараясь ставить каждую лапу на свой прежний след, пока не выбрался из опасного места. Затем, обойдя капканы с другой стороны, он стал скрести задними ногами камни и комья земли, пока не захлопнул все капканы. То же самое он проделывал и во многих других случаях, и как ни разнообразил я свои способы, он всегда уходил невредимым.)

2. Давайте найдём в тексте описания вожака стаи и фразы, характеризующие его как высокоодарённую особь, возвышающуюся над остальными волками.

(«Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков, опустошавших долину Куррумпо в течение долгих лет».» Лобо не хотел водить большую стаю, а может быть, ее увеличению препятствовал свирепый нрав».

«Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом, но даже он уступал Лобо в силе и проворстве».

«Его тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю».

«Старый Лобо хорошо умел выбрать местность».

«Я быстро напал на следы стаи, которую в Лобо, - его след всегда можно было легко отличить, так как он был значительно крупнее обычного волка».

«я поехал дальше по его следу и увидел, что третья приманка тоже исчезла, а след вел дальше, к четвертой. И тут я убедился, что Лобо не проглотил ни одной из них, а только тащил их в своей пасти и затем, сложив в кучу, загрязнил их нечистотами, чтобы выразить свое полное презрение к своей хитрости».

«Старый Лобо, «волк-оборотень», знал не хуже пастухов, что моральную силу стада составляют именно козлы…»

3. Давайте теперь составим «портрет» героя рассказа Сетона-Томпсона.

(Лобо – сильный, умный, расчетливый и хитрый хищник. Он безошибочно находит выход из самых сложных и опасных ситуаций. Он – необычный волк. Его способности поражают воображение человека. Именно поэтому они называют его оборотнем. Лобо – лидер, вожак. Он деспотически управляет стаей, его свирепый нрав внушает страх его подданным.)

4. Хотелось бы знать, не преувеличил ли писатель способности своего героя? Действительно ли волки столь умные животные? Мы привыкли восхищаться биологическими возможностями обезьян, дельфинов, но чтобы волки… Принято считать, что в сказках отражены наблюдения человека за явлениями природы, поведением животных. Почему же тогда в них, как правило, волк показан глупым, в то время, как другой обитатель леса, лиса, предстает перед нами существом хитрым, изворотливым, предприимчивым? (Сказка – плод фантазии. А фантазия часто желаемое выдает за действительное. Веками люди боялись волков и удивлялись их исключительным способностям. Это, кстати, отражено в мифах различных народов. Вспомним хотя бы исландские саги или римскую легенду о волчице, которая вырастила Ромула и Рема, основателей Рима… Что же касается наблюдений ученых-натуралистов, то они почти абсолютно совпадают с описанием поведения и повадок волка в рассказе Сетона-Томпсона. Обратимся к «Жизни животных», великолепной книге немецкого натуралиста Альфреда Брема: «В сказках и баснях волк изображается дурковатым существом, которое постоянно дает себя перехитрить и обмануть лисице, но этот образ вовсе не соответствует действительности, так как в хитрости, лукавстве, умении притворяться и осторожности волк нисколько не уступает лисице и скорее во многом ее превосходит. В большинстве случаев он умеет прекрасно приноровиться к обстоятельствам, свои поступки обдумывает и умеет найти выход из затруднительного положения».)

5. У Лобо есть только одна слабость. Кому он позволял нарушить существующий тысячилетиями «волчий» закон – нельзя обгонять вожака стаи, нельзя пренебрегать «авторитетом» матерого?

(Это была красивая белая волчица, которую «мексиканцы называли Бланкой», его подруга, его «волчья» привязанность.)

6. Что погубило Лобо? (Его погубило чувство, которое, как считалось долгое время, может быть присуще только человеку, - что-то среднее между любовью и привязанностью, между заботой о предмете любви и преданностью.)

7. Как удалось его поймать? ( Неосторожность Лобо, основанная на его редком для животного чувстве, была единственной возможностью наказать его за дерзкие набеги на стада ковбоев, и охотники воспользовались ей. Поставили капканы, и в один из них попалась Бланка. Охотники умертвили ее, радуясь, что нанесли первый смертельный удар Лобо.)

8. Как переживал Лобо гибель Бланки? ( Привязанность Лобо к волчице Бланке превзошла ожидания охотника. Он переживал ее гибель с тоской и отчаянием, свойственными, пожалуй, только разумному существу.

Весь этот день мы слышали его жалобный вой, и я сказал одному из ковбоев:

Теперь я уже не сомневаюсь, что Бланка действительно была его подругой.

К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, как прежде, а протяжно и жалобно. Он как будто звал свою подругу: «Бланка, Бланка!» В конце концов он, должно быть, напал на наш след и, когда достиг того места, где она была убита, издал душераздирающий жалобный вой. Раньше я никогда не думал, что мне так тяжело будет его слушать. Даже суровые ковбои удивлялись этому горестному вою.)

9. Отчего, по-вашему, умер Лобо? Ведь охотники не стали его убивать .(От тоски, так как потерял свою подругу) (Но боясь мести Лобо, хитрые охотники решили во чтобы то ни стало уничтожить его. Они поставили 133 крепких волчьих капканов, надежно их спрятав под деру, а сверху положили по одной отрезанной лапе Бланки. Когда читаешь эти строки, становится не по себе, начинаешь осуждать охотников и жалеть Лобо. Ведь он пришел к этим капканом, почуяв запах своей любимой. Когда охотники пришли к этому месту они увидели Лобо. Бедный старый герой, он не переставал искать свою любимую и безрассудно бросился по ее следу и попал в ловушку. Четыре железных тиска держали его четыре лапы. С большим трудом удалось его связать и привезти не ферму. Охотники не убили Лобо; он умер сам, потеряв силу, свободу и подругу. И те, кто травил его, кто разлучил с Бланкой, в конце рассказа, мне так кажется, сказали ему последнюю дань уважение. Писатель пишет: «Мы оттащили труп под навес, где лежали останки Бланки, положили его рядом с ней, и ковбой проговорил: -Ты все искал ее? Ну, так теперь вы снова вместе!»)

10. Во имя чего писал свои рассказы писатель?

Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяцию. Персонажи рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Даже самая черствая душа после общения с его книгами должна проникнуться чувством сострадания и жалости к меньшим нашим братьям. Мысль писателя выражена словами охотника Яна из рассказа «По следам оленя», обращаемыми к гордому красавцу с «великолепными ветвистыми рогами»:

Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты уже не боишься меня…


Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом Э. Сетона-Томпсона «Лобо», показать стремление писателя пробудить у читателей интерес к миру животных, желание сберечь, защитить его, воспитывать у школьников любовь к миру природы.


Оборудование: Презентация к уроку, портрет Э. Сетона-Томпсона, иллюстративный материал, текст рассказа, мелодия «Звуки природы».

Эпиграф: «Мы – дети одной матери-природы». Э. Сетон-Томпсон

Ход урока:

І. Мотивация учебной деятельности.

Вот уже несколько уроков подряд мы говорим с вами о произведениях, связанных с природой. Сегодняшний урок – не исключение. Природа – это бесценный дар, которым награждены мы, люди. Природа – это то, что окружает нас с детства: зеленые сочные травы, ветвистые деревья, пение птиц, голубое безоблачное небо, реки, озера, моря, домашние животные.

Берегите природу
Я в летний зной палящий
Войду в прохладный лес,
Так вот он настоящий
Мир сказок и чудес

Найду родник холодный
Упьюсь его водой
И чинно-благородно
Пойду своей тропой

Природа дарит негу
И силы придает
Эх, птиц свободных мне бы
Почувствовать полет.

Природа – это муза,
Что надобно беречь,
Ответственности груза
Не сбрасывая с плеч

Тема природы всегда была актуальна в литературе. Человек, растения, птицы и звери – неотъемлемая часть природы. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Э. Сетона-Томпсона (обращение к эпиграфу). А кто такой Э. Сетон-Томпсон? Человек, в одном лице которого соединились ученый, писатель и художник, который писал интереснейшие рассказы о животных. И сегодня на уроке нас ждет встреча с необычным героем одного из его произведений – могущественным волком «Лобо».

ІІ. Актуализация знаний учащихся

1. Беседа

– Какие сказки вы знаете, где героем был бы волк? («Волк и коза», «Иван царевич и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Лисичка-сестричка и волк»).
– Каким мы видим волка в сказках? (злым, трусливым, жадным, корыстным, хитрым, лукавым, притворщиком и плутом, вечно голодным).

По-другому показано его в колыбельных песнях: «Придет серенький волчок и укусит за бочок».

– Вспомните пословицы и поговорки об этом животном:

«Волка ноги кормят»
«Волков бояться – в лес не ходить»
«Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву»
«С волками жить – по-волчьи выть»
«Дружного стада и волк не берет».

– А какое произведение мы изучали совсем недавно, где упоминается это животное?

(«Маугли» Р. Киплинга. Я думаю, всех поразило благородство души волка-отца и матери-волчицы, которые не позволили съесть беззащитного человеческого детеныша. Мы восхищаемся мудростью и рассудительностью Акелы, Серого Одинокого Волка, вожака стаи).

– А какой волк с научной точки зрения?

(сообщение заранее подготовленного учащегося).

Волк (Canislupus) – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина его тела может достигать 160 см, длина хвоста — до 52 см, высота – до 90 см; масса тела может доходить до 80 кг. Самка немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии, Северной Америке. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 км2 . За сутки волк пробегает 180-200 км.
Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью. К добыче подкрадываются шагом.
Самец и самка образуют семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотится, оберегают от опасности.
Волки – умные хищники. Большой урон они наносят скотоводству и охотничьему хозяйству.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока

Итак, сегодня мы поговорим о другом волке: мудром, верном, терпеливом, преданном и способном бороться за свою жизнь.

IV. Изучение нового материала

– Что же лежит в основе написания этого рассказа?

1. История написания рассказа «Лобо» (сообщение заранее подготовленного учащегося)

В основе этого рассказа лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из его знакомых, пригласил Сетона-Томпсона на свою ферму в Нью-Мексико на охоту. Долину Куррумпо считали одной из богатейших скотоводческих областей в штате. А там, где много скота – много волков. Гигантским вожаком стаи там был волк, необычайно умный и смелый. Сетон-Томпсон решил поймать этого зверя.

– Что означает имя «Лобо»? (Лобо – в переводе с испанского «волк»).
– Почему мексиканцы называли старого волка властелином?

2. Словарная работа.

В словаре читаем:

Властелин
1. Тот, кто обладает властью, повелитель.
2. Правитель, обладающий всей полнотой власти, владыка.

– Что мы узнаем о Лобо и его стае? (Найдите в тексте и зачитайте).

3. Работа в группах.

– Составьте ассоциативный куст, подобрав эпитеты, характеризующие главного героя произведения (жестокий, своевольный, лукавый, опасный, гигантский, хищный, мудрый, смелый, старый, серый, могущественный, сообразительный).
– Какое впечатление произвел на нас этот хищник в начале рассказа?
– Найдите в тексте слова, которыми автор называет своего героя (великий старый хищник, герой бесчисленного множества беззаконных набегов, властелин края, гигантский вожак, волк-великан, волчий вожак, лукавый разбойник, волк-оборотень, король волков, серый хищник).

4. Работа с текстом

Попробуем с помощью цитат доказать, что волк Лобо – очень разумное существо.

«Старый Лобо был великаном среди других волков, и хитрость его и сила соответствовали его росту».
«Стая Лобо была невелика. Лобо имел их лишь столько, сколько ему хотелось иметь; возможно даже, что его свирепый нрав препятствовал увеличению стаи».
«Они точно надсмехались над всеми охотниками, презирали всякую отраву…».
«Эти хищники были толсты, упитаны и отличались большой разборчивостью в еде. Они никогда не прикасались к животному, умершему естественной смертью, больному или грязному…».
«Он (Лобо) всегда угадывал присутствие отравы и избегал ее».
«Одного он только боялся – огнестрельного оружия».
«Лобо никогда не нападал на человека и старался не встречаться с ним».
«Его тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы».
«Старый король волков был слишком хитер, и я не мог перехитрить его…».

Лобо – сильный, умный, хитрый хищник. Он способен оценивать опасную ситуацию и ему удается сберечь жизнь всей стаи. Лобо – необычный волк. Его способности удивляют людей. Именно поэтому его прозвали «волк-оборотень».

5. Беседа.

– Почему человеку все-таки удалось одолеть непобедимого волка?
(цитата с. 241-242 учеб.).
(Лобо опекал Бланку, но чувствуя особое отношение старого волка, Бланка позволяла себе «ослушаться» вожака. Поэтому она попала в железные капканы).

– Как вы считаете, за что «полюбил» грозный вожак стаи Бланку?
(цитата с. 243 учеб.).

– Что свидетельствует о том, что потеря Бланки для Лобо – страшное горе?
(«Жалобно выл», «протяжно выл», «в голосе слышалось горе», «будто звал свою подругу», «душераздирающе, горестно выл»).

Король волчьей стаи, мудрый и непобедимый Лобо, обманут и побежден. Его погубило вечное чувство любви, преданности, привязанности. Неосторожный Лобо, безразличный к жизни без верной Бланки, пошел навстречу наказанию сам.

«Говорят, лев, лишившийся своей силы, орел, потерявший свободу, и голубь, разлученный с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было подумать, что сердце этого свирепого хищника вынесет такое тройное испытание? Он потерял и силу, и свободу, и подругу».

Вот так и закончилась история канадского ученого-натуралиста Э. Сетона-Томпсона о величественном и гордом волке Лобо – властелине Куррумпо. Одинокий, обманутый, израненный зверь, умер.

– Какое отношение к Лобо возникает у нас в конце рассказа?
(его гордость; непокорность, преданность вызывают у нас любовь к зверю, восхищение им).

V. Итог урока

Игра «Закончи предложение».
Сегодня на уроке я узнал (узнала)….

VI. Домашнее задание:

Составить сенкан (ключевое слово «Лобо»).

в 6 классе.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Краткое содержание.

Приемы деятельности

I . Вводно-мотивационный этап.

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

Что бы это могло означать?

2. Постановка проблемы

II.

А у вас какой Лобо?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Кто овладел его сердцем?

10. Всегда ли прав человек?

11. Описание смерти Лобо.

Комментирование рисунка, обсуждение «крылатых» выражений, сравнение информации бытовой и научной,

работа в группах

Пояснение рисунка, текста

III . Рефлексивно-оценочный этап.

Эмоциональная оценка урока.

Организация сотрудничества.


«технологическая карта»

Технологическая карта интегрированного урока по творчеству Э. Сетона-Томпсона..

В 6 классе.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Цель: Формирование гуманной, экологически грамотной личности, способной к осознанным поступкам через развитие интеллектуальной компетентности.

Этапы урока.

Краткое содержание.

Интеллектуальные компетентности

I . Вводно-мотивационный этап.

Актуализация знаний.

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вст. слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

Работа с вербальной и визуальной информацией, анализ информации.

Поиск информации, выделение главного.

Обоснование цели урока «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Обобщение.

II. Операционно-познавательный этап

Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Работа с вербальной и визуальной информацией

Вопросы для рефлексии.

Умение ставить цель, планировать свою деятельность

Проблемные вопросы.

Анализ, выделение главного

Анализ «крылатых» выражений

Сопоставление бытовой и научной информации

Комментирование собственных рисунков

Сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений.

Работа с текстом

Анализ информации, выделение главного

Моделирование, опорная схема, графически отражающая представления о герое.

Сворачивание и разворачивание информации, оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с поставленной целью деятельности критериям.

Выразительное чтение

Перевод вербальной информации в эмоциональную, умение использовать разные виды памяти

Проблемные вопросы

Добывание информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, умение подкреплять собственные суждения примерами.

Заполнение дискуссионной карты

Анализ, выделение главного, умение отделять основную информацию от второстепенной.

Опережающее задание. Рассказ о животных.

Поиск информации, переработка информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение вступать в речевое общение

III . Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексия. Пройдемся по волчьему следу.

Эмоциональная оценка урока.

Рефлексия, умение выделять главное, оценивание продукта своей деятельности

Домашнее задание: сочинение, рассказ об отношениях человека и животных.

Сочинение должно сопровождаться рисунками, отражающими основную мысль.

Переработка информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, перевод вербальной информации в графическую.

Этапы урока.

Краткое содержание.

Приемы деятельности

Интеллектуальные компетентности

Учителя

Учителя

I . Вводно-мотивационный этап.

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

мы - дети одной матери - природы»

Что бы это могло означать?

Мог ли это написать волк? Почему?

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вступительное слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

2. Постановка проблемы «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Беседа, обсуждение, опережающее домашнее задание

постановка проблемы, выход на проблемные вопросы

Высказывают свое мнение, работают с иллюстративным материалом,

сообщение по теме «биография писателя»

формулировка цели урока.

Работа с графической информацией, анализ информации, поиск информации, выделение главного, обобщение

II. Операционно-познавательный этап

1. Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Рассказ о волке Лобо одно из лучших произведений.

Вопросы, на которые вы должны ответить по окончанию урока:

    Какой эпизод из жизни юного Сетона-Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

    Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

    Что означает понятие «художник – анималист»? Как Сетон-Томпсон использовал талант художника-анималиста в своей писательской работе?

    На чьей стороне читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

    Соответствует ли описание поведения и повадок волка в рассказе и научных представлениях о животном?

    Известны ли вам произведения других писателей натуралистов?

    Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?

2. Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Неслучайно изобразил героя этого рассказа на картине «Лобо – король волков»

А у вас какой Лобо?

Расскажите, почему вы его таким изобразили?

3. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Волчье сердце (волчий характер)

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?

Чем обусловлен замысел писателя?

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

Найдите в тексте описание вожака стаи, характеризующую его как высокоодаренную особь.

Смоделируйте «портрет» Лобо, составьте опорную схему, графически отразив свои суждения, поясните, свое представление о герое.

Прочитайте выразительно отрывок рассказа «Лобо и капканы»

Почему тогда в сказках волк показан глупым?

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Что произошло? Что погубило Лобо?

Кто овладел его сердцем?

Докажите свои с суждения, подтвердите их отрывками из текста.

9. Отражение поведенческих особенностей в рисунках.

10. Всегда ли прав человек?

Заполнение дискуссионной карты

11. Описание смерти Лобо.

12. Животные и проблема охраны природы в произведениях Сетона-Томпсона.

13. Примеры жестокого обращения с животными.

14. Произведения писателя – призыв к человечеству.

Беседа, обсуждение опережающее домашнего задания,

выход на проблемные, обсуждение, сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Организация сотрудничества, консультирование

Сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Пояснение рисунка, текста

Организация сотрудничества, консультирование

Сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Формулировка проблемы

Высказывают свое мнение, работают с иллюстративным

материалом,

комментирование рисунка, обсуждение «крылатых» выражений, сравнение информации бытовой и научной,

работа в группах

Работа в группах, выделение информации, обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение, моделирование

Обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение.

Работа в группах, выделение информации, обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение, заполнение дискуссионной карты.

Рассказ, обсуждение, выразительное чтение

Сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с поставленной целью деятельности критериям, анализ, выделение главного

Добывание информации, сворачивание и разворачивание информации, анализ, выделение главного, умение отделять основную информацию от второстепенной умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, умение подкреплять собственные суждения примерами,

сворачивание и разворачивание информации.

Анализ и синтез, сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, обобщать, выделять главное, добывать и перерабатывать информацию.

Умение добывать и перерабатывать информацию, делать вывод

III . Рефлексивно-оценочный этап.

1. Рефлексия. Пройдемся по волчьему следу.

Эмоциональная оценка урока.

2. Домашнее задание: сочинение, рассказ об отношениях человека и животных.

Имеет ли человек моральное право распоряжаться животным миром?

Действительно ли животные наши «меньшие братья» и если это так, то какая на нас лежит ответственность?

Сочинение должно сопровождаться рисунками, отражающими основную мысль.

Организация сотрудничества

Рефлексия, умение выделять главное, оценивание продукта своей деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рассказы черного волка (текст)»

Интегрированный урок по творчеству Э. Сетона-Томпсона

в 6 классе.

Машинская Елена Анатольевна - учитель русского языка, Выгузова Александра Владимировна - учитель биологии, Ерисова Наталья Николаевна-учитель рисования

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им Камала Макпалеева города Павлодара.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Цель: Формирование гуманной, экологически грамотной личности, способной к осознанным поступкам через развитие интеллектуальной компетентности.

    Создать условия для понимания и осмысления широты диапазона творческой личности писателя, своеобразия его таланта, цели и задач его творчества.

    Развивать интеллектуальные компетентности: анализ и синтез, сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, обобщать, выделять главное, добывать и перерабатывать информацию.

    Содействовать воспитанию гуманного отношения к животным, к осмыслению личной ответственности за настоящее и будущее.

Тип урока: урок – анализ произведения.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование: текст рассказа «Лобо» иллюстрации, детские рисунки, выставка книг о животных, презентация РРТ, карточки с вопросами для закрепления.

    Вводно-мотивационный этап.

Краткое содержание:

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

мы - дети одной матери - природы»

Что бы это могло означать?

Мог ли это написать волк? Почему?

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вступительное слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

2. Постановка проблемы «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Приемы деятельности:

Беседа, обсуждение опережающего домашнего задания

постановка проблемы, выход на проблемные вопросы

Интеллектуальные компетентности:

Работа с графической информацией, анализ информации, поиск информации, выделение главного, обобщение

    Операционно-познавательный этап .

Краткое содержание:

1. Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Рассказ о волке Лобо - одно из лучших произведений.

Вопросы, на которые вы должны ответить по окончанию урока:

Какой эпизод из жизни юного Сетона - Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Что означает понятие «художник – анималист»? Как Сетон-Томпсон использовал талант художника-анималиста в своей писательской работе?

На чьей стороне читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание поведения и повадок волка в рассказе и научных представлениях о животном?

Известны ли вам произведения других писателей натуралистов?

Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?

2. Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Неслучайно изобразил героя этого рассказа на картине «Лобо – король волков»

А у вас какой Лобо?

Расскажите, почему вы его таким изобразили?

3. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Волчье сердце (волчий характер)

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?

Чем обусловлен замысел писателя?

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

Найдите в тексте описание вожака стаи, характеризующую его как высокоодаренную особь.

Смоделируйте «портрет» Лобо, составьте опорную схему, графически отразив свои суждения, поясните, свое представление о герое.

Прочитайте выразительно отрывок рассказа «Лобо и капканы»

Почему тогда в сказках волк показан глупым?

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Что произошло? Что погубило Лобо?

Кто овладел его сердцем?

Докажите свои с суждения, подтвердите их отрывками из текста.

9. Отражение поведенческих особенностей в рисунках.

10. Всегда ли прав человек?

Заполнение дискуссионной карты

11. Описание смерти Лобо.

12. Животные и проблема охраны природы в произведениях Сетона-Томпсона.

13. Примеры жестокого обращения с животными.

14. Произведения писателя – призыв к человечеству.

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.