Ближе, чем в музее: Как выглядит статуя обнаженного Давида во всех подробностях на расстоянии вытянутой руки. Давид Микеланджело - символ Флоренции Статуя давида микеланджело в пушкинском музее

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и папского Рима. Давид должен был стать символом патриотизма и защиты Флоренци и .

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.


Работа над копией статуи, 1928

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения , собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками. 26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело , хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.

Один из величайших шедевров мирового искусства - скульптура Давида - в исполнении гениального Микеланджело, пережила непростую судьбу. Сама история создания скульптуры долгая и полна всевозможных перипетий. Изначально заказ был отдан Донателло. Был выбран материал - огромная мраморная глыба из Каррара, скульптор приступил к работе, но закончить ее не успел. Несколько лет мрамор стоял бесхозным, и даже начал разрушаться. Комиссия отцов Флоренции решили, что работу может продолжить молодой Микеланджело. Но подающий надежды скульптор был известен своим тяжелым характером, а также педантичностью в выборе материала для работы. Микеланджело долго отказывался, чем вызвал неудовольствие городских властей. Наконец, когда уже было принято решение отдать заказ другому, будущий "создатель Ватикана" принялся за работу.


Скульптура создавалась чуть более двух лет. Когда комиссия пришла принимать готовую работу, разгорелись жаркие споры. Все дело было в том, как изобразил героя Ветхого завета. Традиция эпохи Возрождения предполагала изображение Давида в момент триумфа после победы над Голиафом. Микеланджело пошел другим путем. Его Давид только готовится к битве. Он сосредоточен, мышцы в напряжении, лицо суровое.


Трактовка образа усилила гражданское звучание скульптуры. Если поначалу работа предназначалась для размещения возле кафедрального собора, то теперь многие члены комиссии предлагали поместить ее на центральной площади. После горячих споров было принято решение в пользу площади Синьории, как места помещения статуи.

Уже в те далекие времена (начало 16 века) Давид был идеалом мужской красоты. Ради создания точных пропорций и внешней привлекательности своей скульптуры художник пошел на некоторое искажение анатомического строения человеческого тела: отсутствует как минимум одно ребро и одна мышца на спине. Однако, это замечают лишь медики и специалисты в области анатомии человека.

Интересно, что точные копии скульптуры в мире искусства ценятся также необыкновенно высоко и украшают крупнейшие музеи. В , например, скульптура снабжена съемным фиговым листком на случай посещения музея королевой, а в Пушкинском музее стоит копия, выполненная для коллекции первого директора музея Цветаевой.

В настоящее время на флорентийской площади стоит копия скульптуры. Оригинал убрали подальше от погодных неприятностей в Академию изящных искусств. Впрочем, это не спасло Давида от вандалов. Не так давно психически неуравновешенный посетитель академии бросился на шедевр с молотком в руках. Нескольких ударов было достаточно, чтобы повредить большой палец ноги статуи.

Итальянские эксперты выяснили, что из-за постоянных микровибраций, создаваемых общественным транспортом Флоренции, скульптура начинает разрушаться. Виной тому не только вибрация, но и не слишком хорошее качество мрамора, а также вес 5-метровой статуи. В настоящее время рассматривается возможность перемещения шедевра в более безопасное место.

Пышной и неожиданной стала яркая эпоха Возрождения после серого Средневековья. Аскетические сюжеты сменились бурными мифами. Смелыми героями увлекаются все. Не стал исключением и Микеланджело Буонарроти. «Давид» в его исполнении - шедевр скульптуры.

Амбициозный талант

Гений Ренессанса родился в обедневшей дворянской семье. Из-за нехватки средств мальчика отдали на воспитание няне, семья которой имела дело с лепкой и резьбой по камню. Позже творец признавался, что детство, проведенное за таким занятием, повлияло на выбор профессии. Отец юноши был против такого будущего, но впоследствии смирился и отослал сына учиться к мастерам.

Популярность к парню пришла молниеносно. Его работы оценили, поступали серьезные заказы. В возрасте 24 лет Буонарроти создает пьету «Оплакивание Христа», где искренне изображает горе Марии над телом мертвого Иисуса. Эта робота закрепила его имя в мире скульптуры.

Слава о мастере дошла до гильдии торговцев Флоренции, у которых уже давно был материал для того, чтобы восстала статуя Давида. Микеланджело был молодой и энергичный. Получив заказ, он с удовольствием принялся за работу.

Рождение героя

Сначала скульптура носила исключительно религиозный характер. Ветхозаветный царь должен был стать одной из двенадцати фигур, украшающих храм Санта-Мария-дель-Фьоре. Но политические события изменили сии намерения. Власть тиранов Медичи была временно свергнута. Поэтому было решено, что это произведение станет символом борьбы и победы. Именно такую ​​идею захотел воплотить автор. «Давид» Микеланджело сделан из монолитной глыбы мрамора, которую привезли из города Каррара. Но Буонарроти был не первым, кто работал над этим куском. В 1460 году материал обтесал Агостино ди Дуччо. Далее должен был работать Донателло, но его смерть отодвинула план сдачи.

Следующие мастера по определенным причинам не смогли воплотить в реальность замысел заказчиков. Мрамор пролежал во дворе храма несколько лет. Незащищенный от климатического воздействия, он начал портиться и разрушаться. Только в 1501 году проект решили закончить. Так, в руках 26-летнего мастера оказалась глыба, из которой должна была родиться скульптура Давида. Микеланджело начал работу 13 сентября того же года.

История фигуры

Основой стал библейский миф о мужестве и справедливости. Статуя изображает юношу, который готовится к важной битве. История рассказывает, что филистимляне - войско неверующих - нападали на израильское царство. Во вражеской армии был великан, которого звали Голиаф. Хорошо вооруженный и непобедимый, он одним видом наводил страх. Против силача вышел будущий царь Давид. Юноша отказался от доспехов и тяжелого меча. Вооружен же был он пращей, с помощью которой можно было метать камни. Тот, кто выстоит в поединке, принесет полную победу стране.

Размышления перед схваткой отражает статуя Давида. Микеланджело воссоздал эмоциональное состояние юноши. Царь прицеливается, обдумывает сложившуюся ситуацию. Его взгляд сосредоточен, губы сжаты, лоб сморщен. Тело в заметном напряжении. Руки в венах, по которым, кажется, действительно течет горячая кровь. На идеальном теле выступают мускулы. В правой ладони герой сжал камень, праща переброшена через левое плечо.

Уход от правил

Буонарроти - не просто гений своего времени, а настоящий новатор. Его работы выделялись на фоне остальных. Например, ранее изображали финал битвы израильского царя и великана Голиафа. Побежденный враг лежал в ногах юноши. Давид гордо стоял над телом поверженного. Но этот мастер решил, что сцена, которая показывает переживания перед боем, будет эмоциональнее, и не ошибся. Стоит отметить, что Давид Микеланджело абсолютно голый, хотя ни один из источников не сообщал о наготе героя. Обычно юноша был просто без лат. Также в мифе рассказывается, что парень носил сумку, из которой достал камень. Ладони же нашего Давида пусты.

Поза левой руки была вынужденная. Согнута она так потому что мрамор был предварительно обит именно в такой форме, поэтому другого выхода, нежели изобразить героя с изогнутым локтем, не было.

Неточности анатомии

Особое внимание уделяется движению. Кажется, что Давид Микеланджело вот-вот начнет действовать, атаковать врага. Поднятая левая пятка делает скульптуру динамичной. Возникает ощущение, что напряженные руки мнут камень. Пристально следит герой за невидимым нам противником.

Публика сразу влюбилась в юношу. Но хватало и отрицательных отзывов в адрес мастера. Известно, что автор долго изучал анатомию. Его познания в этой области были безграничны. И все же многие критики отметили, что на спине рыцаря не хватает одной мышцы. Удивляла и непропорционально большая голова и огромные руки. Но здесь стоит отметить, что скульптура Давида Микеланджело изначально была предназначена для ниши в соборе, располагавшейся на высоте. Тогда публика смотрела бы на статую снизу вверх, и дефект создавал бы эффект реалистичности. Прежде всего автор добивался художественной эстетичности.

Шрамы Давида

В свое время это была самая большая статуя в мире. Ее высота составляет 5,17 метра. Вес достигает 6 тонн. Много сил пришлось приложить, чтобы перевезти ее на место назначения. Несколько завистников во время транспортировки бросали камни в фигуру, за что их посадили в тюрьму.

Но позже работа пострадала от вандалов. В ходе беспорядков 1527 года из окон Палаццо Веккьо молодежь, которая заняла помещение, сбрасывала на солдат мебель. Так, Давид Микеланджело получил ранение в руку. Одна из скамеек отбила запястье. На следующий день Джорджо Вазари собрал все части и приклеил обратно. Идеально приложить куски не удалось, остались заметные линии в двух местах.

В 1991 году один варвар молотком отбил несколько кусков мрамора с пальцев левой ноги. Вандала схватили. Нанесли непоправимый вред скульптуре и погодные условия. Злую шутку сыграла и неумелая реставрация.

Есть версии, что созданный Микеланджело Давид в большей степени итальянец, а не израильтянин, поскольку юноша не обрезан. Это послужило причиной тому, что Иерусалим отказался от копии статуи, которую дарили флорентийцы.

Невзирая ни на какие перипетии судьбы, настоящим произведением искусства является работа Микеланджело («Давид»). Описание статуи - это короткая история эпохи Возрождения.

Многие считают именно статую Давида самым красивым и впечатляющим произведением “эпохи Возрождения”. Сейчас оригинал статуи установлен во Флоренции в Академии Изящных Искусств. Последняя реставрация этого творения Микеланджело Буонарроти была проведена в 2003 году и сейчас на нее можно посмотреть, посетив здание академии.

В этой статье мы расскажем о самой статуе, о том, как добраться до Академии Изящных Искусств и почему именно библейский Давид стал одним из символов Флоренции.

1504-м году, когда работа была закончена, статуя оказалась настолько прекрасной, что возникли споры о том, где ее установить. Изначально ее планировали установить рядом с Флорентийским собором, но многие поняли, что ее разумнее поставить на центральной площади. Статуя имела не только религиозное, но и политическое значение.

Давид, сразивший воина-гиганта Голиафа всего одним выстрелом из пращи, был очень близок жителям Флоренции. Город-республика Флоренция была небольшой по размеру, но гордой страной, которая постоянно находилась под угрозой вторжения гораздо более сильных соперников. С севера угрожала Франция, а с юга Папская область. Теперь вы понимаете, почему образ Давида был так популярен в произведениях искусства флорентийских авторов.

Со статуей происходило много приключений, она прошла несколько реставраций, о чем мы расскажем в конце этой статьи.

Как добраться до Академии Изящных Искусств, где находится статуя Давида.

К сожалению, во Флоренции нет метрополитена, а основным транспортом в городе является автобус. Академия находится в самом центре города, прямо на пересечении основных маршрутов. Очень вероятно, что один из автобусов, идущих к академии, останавливается недалеко от вашего отеля.

Ищите автобусы с номерами 6, 14, 19, 23 и 31, на них нужно доехать до остановки “Ss. Annunziata - Istituto Degli Innocent”. Или на автобусах 1, 11, 17, 19, 52, 54, 82, С1 или G нужно доехать до остановки "Ricasoli - Gran Caffe" San Marco".

Билет в кассе стоит (на момент написания статьи) 6,5 евро, что для Италии можно считать очень “демократичной” ценой.

На что обратить внимание, когда будете осматривать статую Давида.

Первое сильное впечатление, которые вы получите и без нашего совета, произойдет от размера статуи. Конечно, впечатления от осмотра произведений искусства у всех разные, мы понимаем, что все это очень субъективно. Статуя имеет высоту 5,16 метра и еще подставка возвышает ее на 20 сантиметров. Выглядит библейский герой величественно.

Согласитесь, не все предметы большого размера производят сильное впечатление на людей, есть разница между чем-то просто большим, и тем, что кажется грандиозным. Статуя Давида работы Микеланджело Буонарроти как раз хороший пример второго случая, она не обладает исполинскими размерами, но выглядит впечатляюще.

Второе, на что следует обратить внимание, это взгляд Давида. Он напряжен, ведь он готовится к бою с могучим Голиафом.

По преданию Голиаф был не просто большим, а просто огромным воином. Его рост составлял 2,7 метра. Вероятнее всего это ошибка перевода древних мер длины или просто намеренное приукрашивание победы, которым в древнем мире не брезговали.

Напомним, что Давид вышел победителем из этой схватки, поразив Голиафа единственным выстрелом из своей пращи. На статуе он как раз изображен с этим оружием. Эта скульптура отличается от многих других, изображающих этот сюжет. Обычно, Давида изображают уже после победы, а Микеланджело показал героя перед схваткой.

И не забывайте, что в Академии Изящных искусств во Флоренции собрано еще много всего интересного, кроме знаменитого творения Микеланджело.

“Приключения” и реставрации статуи Давида.

Первое “приключение” случилось со статуей еще в момент ее перевозки к Палаццо Веккьо. Группа сторонников свергнутой династии Медичи попыталась нанести ущерб скульптуре, но ничего путного у них не вышло. Вторая опасность угрожала статуе уже в 1512 году когда в основание ударила молния, к счастью, повреждений самой статуи не было.

В 1527 году во время восстания статуя сильно пострадала, так как сторонники республики укрылись в Палаццо Веккьо и бросали на противника камни и даже мебель. У скульптуры пострадала левая рука и праща. После того, как беспорядки утихли, статую восстановили.

В 1843 году было принято решение отреставрировать статую, так как 350 лет ее нахождения на открытом воздухе сильно испортило внешний вид. Методы реставраторов 19-го века были просто ужасны. Использовалась кислота и режущие инструменты, верхний слой мрамора был просто удален.

В 2003 году была проведена комплексная реставрация, и сейчас во Флоренции вы сможете посмотреть на Давида в самом лучшем виде.

Удачного вам посещения Флоренции и читаете наши материалы об Италии на сайт (ссылки можно найти ниже ).

Давид — одна из самых известных скульптур в мире, работа великого итальянского художника и скульптора (1475-1564).

Скульптура Давида была выполнена в период 1501-1504 гг. Высота мраморной статуи составляет 5,17 м. Впервые была представлена публике 8 сентября 1504 года на площади Синьории перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. На этой площади скульптура стояла вплоть до 1873 года, после чего была заменена на копию. Оригинал статуи в настоящее время находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя изображает обнажённого ветхозаветного царя Давида, который готовится к схватке с Голиафом. Молодой Давид, который стал царём Иудеи и Израиля, вступил в поединок с огромным воином Голиафом, который был потомком великанов (рефаимов). Давид победил Голиафа с помощью пращи, попав камнем ему в лоб, после чего отрубил ему голову. После данной победы израильские и иудейские войска изгнали со своей земли филистимлян. Именно этот ветхозаветный сюжет и решил увековечить в скульптуре Микеланджело. Здесь Давид готовится к схватке с воином, который превосходит его по силе, однако по всему виду он полностью сохраняет спокойствие. Мышцы Давида напряжены, а брови сдвинуты, что придаёт выражению его лица нечто устрашающее, и говорит о том, что каким бы ни был грозным его противник, сила духа Давида сломит все преграды. Через левое плечо герой перекинул пращу.

Интересно, что Микеланджело отошёл от установившихся тогда правил изображения героев уже после победы над врагом. Если в классическом виде того времени герои представили в торжественном образе, когда уже одержали победу, то Микеланджело совершил некое новшество, изобразив героя перед схваткой. Таким образом в скульптуре совместились сразу два образа. С одной стороны, все знают об исходе этой схватки, и скульптура выглядит торжественно. С другой стороны, Давид вызывает ощущение ожидания, некой интриги развязки событий, как будто та самая легендарная битва ещё не прошла, а только-только наступит.

Стоит также отметить, что скульптура Голиафа является символической. В этом образе Микеланджело изобразил не только ветхозаветную историю, но также отразил бытовавшие в те времена настроения. Считается, что под Голиафом, с которым должен сразиться Давид, здесь подразумеваются французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, которые пытались захватить город. «Давид» в этом смысле здесь выступает как образ легендарного защитника, который выйдет победителем даже из неравного поединка.

Сегодня «Давид» Микеланджело Буонарроти считается вершиной искусства скульптуры, а также величайшим шедевром искусства эпохи Возрождения.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.