Черты характера марфы кабановой. Дикой и кабаниха

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист - протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе «Гроза».

Для начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - старая купчиха, вдова. Её муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время. Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет её так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приёмом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно. То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнаёт из уст Кулигина. Механик-самоучка называет её «ханжой, которая всех домашних заела». Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша. Её суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю даётся возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведёт себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Её невестка Катерина ведёт себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой - муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребёнка. Но Марфа Кабанова в «Грозе» вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально. Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха всё время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои «таланты» на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и «тёмного царства», представительницей которого является Кабаниха.

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для неё не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всём мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешнённой. Для неё важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: «тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке». Характеристика Кабанихи в «Грозе» Островского невозможна без упоминания её практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжёт, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили. Её поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нём жизнь с помощью внешней атрибутики.

Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в «пророчествах» полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземлённая для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть. Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает своё недовольство: «Ишь какие рацеи развёл. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!», «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Её сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе. Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но её желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.

Тест по произведению

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - богатая купчиха, вдова. У Кабанихи есть дочь Варвара и сын Тихон. В доме Кабанихи также живет жена Тихона - Катерина, главная героиня пьесы.

Кабаниха - лицемерная и хладнокровная старуха. Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и "читать морали" своим детям.

Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе "Гроза" в цитатах

Кабаниха - грозная женщина:

"...Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней..."

"...недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет..." (Тихон в переносном смысле называет мать "грозой")

Кабаниха - строгая, "крутая" женщина:

"...(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит..."

"...(строго). Ну, ну, говори, коли уж начала..."

"...Маменька-то у вас больно крута..."

Кабаниха - жестокая, бессердечная женщина:

Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь..." (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)

Кабаниха - лицемерная женщина. Она дает милостыню бедным ("оделяет нищих" ), дома обижает своих же близких. Кабаниха обижает своих детей, Тихона и Варвару, а также свою невестку:

"...Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем..."

"...А теперь поедом ест, проходу не дает..." (Кабаниха обижает сына Тихона)

"...Мать на нее нападает..." (о Кабанихе и Катерине)

Кабаниха любит держать всех в страхе. Она считает, что только так можно добиться порядка:

"...Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?.."

Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи:

"...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало..." (Варвара о своей семье)

Кабаниха держит взрослого сына Тихона "в неволе". Тихон без "маменьки" не делает ни шагу:

"...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь..."

Кабаниха ревнует сына к его молодой жене:

Кабаниха усердно молится Богу, но при этом она каждый день грешит, обижая своих близких:

"...Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне..."

Кабаниха требует, чтобы молодые люди больше уважали стариков (имея в виду, в том числе, себя):

"...Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет..."

Кабаниха строго соблюдает обычаи, порядки и традиции и заставляет молодежь делать то же самое:

"...Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!.."

"...Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то..."

"...Ничего-то не знают, никакого порядка..."

Кабаниха - подруга и кума купца Дикого:

Критика об образе Кабанихи в пьесе "Гроза"


"... в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя", и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.


Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.


Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:


Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <...>


Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.


Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать..."

Краткая характеристика Дикого в пьесе "Гроза"

Савел Прокофьевич Дикóй - зажиточный купец, влиятельное лицо в своем городе. Дикой - сварливый и скандальный человек. Он не может ни дня прожить без ругани. Он ругается на своих родных, знакомых и работников.

Дикой обижает тех, кто слабее его или ниже по положению. Но при этом он никогда не ругается с тем, кто сильнее его: их он боится. Дикой - жадный человек. Он не любит платить жалованье (зарплату) своим работникам за их честный труд.

Однажды к Дикому из Москвы приезжает его племянник Борис. Тот надеется получить от дяди наследство, оставленное бабушкой. Для этого племяннику нужно вести себя вежливо и покорно со вздорным дядей.

Однако Дикому трудно угодить, поэтому Борис не уверен, получит ли свое наследство когда-либо. Так же и работники Дикого никогда не знают, заплатит ли хозяин за работу или нет.

Образ и характеристика Дикого в пьесе "Гроза" в цитатах

Дикой - богатый, уважаемый купец:

"...Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе..."

"...Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело..."

Дикой не может жить без ругани. Вся его жизнь основана на ругани:

"...Как не ругать! Он без этого дышать не может..."

"...Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?.."

Дикой может обругать и обидеть человека ни за что:

"...Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет..."

"...За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?.."

Дикой тиранит свою семью. Его домашние не знают, как ему угодить:

"...А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам..."

"...столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут..."

"...На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!.."

Дикого в городе называют "воином", потому что он "воюет", ругается со всеми:

"...Одно слово: воин!.."

"...Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?.."

Дикой считает людей ниже себя "червякам", которых он может помиловать или раздавить по своем желанию:

"...Так ты знай, что ты червяк.Захочу – помилую, захочу – раздавлю..." (Дикой говорит Кулигину)

Дикой никого не боится:

"...Боится, что ль, он кого!.."

"...Унять-то его некому, вот он и воюет!.."

"...Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю..."

Все жители города боятся Дикого:

"...Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение..."

Дикой является очень жадным человеком:

"...Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека..."

Мужчина не любит платить жалованье своим работникам:

"...У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит..."

"...А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится..."

Когда Дикой не может поругаться с каким-то важным человеком, он срывает свою злобу на домашних:

"...А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!.."

Работники Дикого жалуются на него городничему за то, что тот не платит жалованье как следует:

"...К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет..."

Но городничий не в силах повлиять на Дикого, который совсем не боится чиновника:

"...Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!»..."

"...потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!.."

Дикой понимает, что он - злой человек, но ничего не может с собой поделать:

"...Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю..."

Иногда Дикой раскаивается в своем поведении и даже просит прощения у несчастных, которых он обругивает:

"...После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся..."

В семье Дикого все радуются, когда он уходит из дома:

"...Дома-то рады-радехоньки, что ушел..."

Жена Дикого каждое утро в слезах умоляет домашних не сердить его:

"...Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!.." (о жене Дикого)

У Дикого есть дочери-подростки:

"...Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет..."

Дикой должен выплатить племяннику Борису часть наследства от бабушки. Борис получит наследство, только если будет почтительно вести себя с дядькой Диким:

<...>

Несмотря на все старания Бориса, Дикой все время ругает его:

На самом деле Дикой не хочет выплачивать наследство Борису и его сестре, потому что он очень жаден. Судя по всему, Борис никогда не получит наследство, ради которого так старается угодить дядьке:

"...У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!.."

Дикой является кумом злой купчики Кабанихи:

"...Что это ты, кум, бродишь так поздно?.."

Дикой любит поговорить с Кабанихой по душам. У Кабанихи и Дикого много общего, они оба злые люди и оба изводят своих родных:

"...А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать..."

Критика об образе Дикого в пьесе "Гроза"

"В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. <...>

Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду... .

Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. <...> Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, в роде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие."

Краткая характеристика Бориса в пьесе "Гроза"

Борис Григорьевич - молодой мужчина, племянник купца Дикого. Борис хорошо образован и одевается модно, "не по-русски". Борис недавно приехал в город Калинов из Москвы, где жил с родителями и сестрой. Родители Бориса умерли.

Бабушка оставила Борису и его сестре наследство. Но получить наследство они могут только, если будут вести себя почтительно с дядькой Диким. Борис пытается угодить вздорному и жадному дядьке, но, судя по всему, ему все равно не видать наследства.

Борис - неплохой, но трусливый и бесхарактерный человек. Наследство оказывается для Бориса важнее возлюбленной Катерины Кабановой. Отчасти из-за этого предательства Катерина решает расстаться с жизнью и в конце концов погибает.

Образ и характеристика Бориса в пьесе "Гроза" Островского

Борис - молодой человек, племянник купца Дикого:

"...Борис Григорьич, племянник его, молодой человек..."

Борис - сирота. Его родители умерли от холеры:

"...оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались..."

Борис - образованный человек. Он получил хорошее воспитание от родителей, а также учился в Коммерческой академии:

"...молодой человек, порядочно образованный..."

"..Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион..."

Борис одевается модно, "не по-русски":

"...Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски..."

Борис надеется получить наследство бабушки от дядьки Дикого. Но это возможно, только если Борис будет почтительно относится к дядьке:

"...бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <...> Если мы будем к нему почтительны..."

Дядька Дикой все время ругается на Бориса. Но племянник терпеливо переносит ругань ради бабушкиного наследства:

"...Загнан, забит..."

"...Это Дикой племянника ругает..."

"...Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит..."

Борис терпит обиды Дикого не столько ради себя, сколько ради сестры:

"...Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль..."

Борис боится, что дядька Дикой не выплатит ему наследство:

"...Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость..."

Борис живет у дядьки Дикого и работает на него, но не знает, заплатит ли тот ему что-либо:

"...«Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно..."

Борис - хороший человек, по мнению Кулигина:

"...Хороший он человек, сударь..."

Борис - скучный человек, по мнению Варвары:

"...Скучный такой..."

Борис - смирный человек:

"...Ишь ты! Смирен, смирен, а тоже в разгул пошел..."

Борис говорит, что безумно любит Катерину, но при этом бросает ее в самый тяжелый момент:

"...Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!.."

Борис - нерешительный человек. Он "мечется и плачет", когда раскрывается его связь с Катериной. Но он ничего не предпринимает:

"...Мечется тоже; плачет..."

Борис - трусливый человек. Он не берет Катерину с собой в Сибирь, потому что дядька Дикой рассердится за это:

"...Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись..."

В конце концов бесхарактерность и Бориса, и Тихона приводит к тому, что Катерина бросается в Волгу и погибает:

"...Женщина в воду бросилась!.."

Краткая характеристика Варвары в пьесе "Гроза"

Варвара Ивановна Кабанова - это дочь богатой купчихи Кабанихи и сестра Тихона Кабанова. Варвара тайно встречается с Ваней Кудряшом, служащим купца Дикого.

Варвара - умная и хитрая девушка. Она, как и все остальные члены семьи, терпит обиды своей матери Кабанихи. Но, в отличие от Катерины, Варвара не падает духом, а приспосабливается к тяжелой жизни и учится врать матери.

Варвару не мучает совесть за то, что она, незамужняя девушка, ходит по ночам на тайные свидания. И хотя это может повредить ее репутации, Варвара делает то, что хочет.

Хитрая Варвара также помогает Катерине устроить свидание с ее возлюбленным Борисом.

В конце концов, устав от скандалов с матерью, Варвара убегает из дома со своим любимым Кудряшом.

Образ и характеристика Варвары в пьесе "Гроза"

Варвара - дочь злой купчихи Кабанихи. Мать "точит", обижает Варвару, как и всех остальных членов семьи:

"...Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла..."

Варвара делает вид, что уважает мать Кабаниху, но про себя осуждает ее поведение:

"...Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!.."

"...Варвара (про себя). Нашла место наставления читать..."

Варвара - молодая красавица:

"...Что, красавицы? <...> Красота-то ваша вас радует?..."

Варвара не любит много разговаривать:

"...Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне..."

Варвара - "греховодница". Она встречается по ночам с Кудряшом, что для незамужней девушки ее круга считается неприличным:

"...Показываются Кудряш и Варвара. Целуются..."

"...Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это!.."

"...Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть..."

Варвара и Кудряш давно встречаются за спиной у Кабанихи:

"...Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.).."

Варвара не замужем, но она более "испорченная" девушка, чем замужняя Катерина:

"...Говори! Я хуже тебя..." (Варвара о себе)

Варвара не обманщица, но она научилась обманывать, чтобы выжить в своей семье, где всем заправляет злая и властная Кабаниха:

"...У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало...."

"...калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила... Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя..."

Варвара считает, что можно делать все, что хочется, но тихо, "шито-крыто":

"...А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было..."

Варвара жалеет и любит Катерину, несчастную жену своего брата Тихона:

Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня? <...>.любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то!

Катерина считает Варвару милой девушкой и любит ее "до смерти":

"...Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

Хитрая Варвара устраивает тайное свидание Катерины и Бориса в овраге:

"...Что она это делает-то? Что она только придумывает?

"...Знаешь овраг за Кабановым садом?.." (Варвара - Борису)

В конце концов Варвара убегает с Кудряшом из дома - подальше от злой матери Кабанихи:

"...Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло..."

Критика об образе Варвары в пьесе "Гроза"

"...Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.

Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.


В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными... <...>



...автор создал... типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто..."

Краткая характеристика Тихона в пьесе "Гроза"

Тихон Иванович Кабанов - сын богатой купчихи Кабанихи. У Тихона есть сестра Варвара Кабанова. Тихон женат на молодой женщине, главной героине пьесы - Катерине Кабановой.

Тихон Кабанов - бесхарактерный мужчина, настоящий "маменькин сынок". Тихон не смеет ступить и шагу без согласия матери. При этом он глубоко несчастлив и живет в доме матери, как в тюрьме. Когда погибает Катерина, Тихон винит во всем свою злую мать, не признавая за собой вину.

Образ и характеристика Тихона в пьесе "Гроза"

Тихон Кабанов - сын купчихи Кабанихи, "маменькин сынок", который во всем слушается мать:

"...Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!.."

"...Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг..."

Тихон, как и остальные члены семьи, терпит обиды от своей вздорной матери:

"...Да когда же я, маменька, не переносил от вас?.." (переносит обиды)

Тихон - дурак, глупый человек. Он сам признается, что у него нет своего ума, поэтому он во всем слушается матери:

"...хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта..." (Кудряш о Тихоне)

"...Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить..."

"...Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим..."

Тихон - мягкий, плаксивый мужчина:

"...А ты уж испугался, расплакался!.."

"...Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?.."

Тихон покорно исполняет все приказы матери:

"...Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит..."

"...Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано..."

Для Тихона жизнь с матерью похожа на жизнь в тюрьме в кандалах:

"...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить,.."

"...И на воле-то он, словно связанный..."

"...Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?.."

Свою жизнь с матерью Тихон считает мучением:

"...Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!.."

Тихон мечтает вырваться на свободу, но ничего не делает, чтобы освободиться от матери:

"...Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то..."

Когда Тихон уезжает из города по делам, он уходит в загул и все время пьет:

"...Я в Москву ездил, ты знаешь? <...> я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил..."

"...Он как выедет, так запьет..."

Кабаниха ревнует Тихона к жене, поэтому "ест его поедом":

"...То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»! А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя..."

"...Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая..."

Тихон говорит, что любит и жену, и мать. Но при этом он никогда не заступается за жену, на которую часто нападает Кабаниха:

"...Одно другому не мешает-с: жена сама по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею <...> Я обеих люблю..."

Тихон говорит, что жалеет свою жену Катерину и не хочет ее бить. Но по приказу матери он все-таки бьет Катерину:

"...А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее..."

В смерти Катерине Тихон винит свою мать. За собой Тихон вины не признает, хотя его безволие и бесхарактерность также стали причиной страданий Катерины:

"...Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы <...> Вы ее погубили! Вы! Вы!.."

Критика об образе Тихона в пьесе "Гроза"

"Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.

Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест..."

Краткая характеристика Кудряша в пьесе "Гроза"

Ваня Кудряш - это молодой человек, возлюбленный Варвары Кабановой. Ваня Кудряш работает конторщиком у вздорного купца Дикого.

Кудряш - сильный, крепкий парень. Ваня Кудряш - грубиян и парень с характером. Он не боится купца Дикого, которого в городе боятся все.

Кудряш и Варвара Кабанова тайно встречаются за спиной у Кабанихи, матери Варвары. В конце пьесы Варвара убегает с Кудряшом из дома.

Образ и характеристика Кудряша в пьесе "Гроза"

Кудряш - это молодой человек:

"...молодой человек..."

Кудряш - статный, сильный мужчина:

"...Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили..."

Кудряш - парень с характером. Он не боится вздорного купца Дикого и умеет дать ему отпор:

"...он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею..."

Ваня Кудряш - грубиян:

"...Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится..."

Ваня Кудряш - бойкий парень, который за словом в карман не полезет. Он не хочет рабствовать перед Диким, которого все боятся:

"...Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану..."

"...Я за свою… да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!.."

Кудряш любит играть на гитаре и петь:

"...Кудряш берет несколько аккордов на гитаре..."

"...(входит с гитарой). <...> Да со скуки песенку споем. (Поет.)..."

Кудряш - непостоянный, ветреный парень, "лихой на девок":

"...Тебе это, может быть, все равно: ты одну бросишь, а другую найдешь..." (Борис о Кудряше)

"...Больно лих я на девок-то!.." (Кудряш о себе)

Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) - центральная героиня пьесы, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. В перечне действующих лиц о ней сказано: богатая купчиха, вдова. В системе персонажей пьесы - антагонист главной героини, Катерины, контрастное сопоставление с которой имеет определяющее значение для понимания смысла пьесы. Сходство героинь можно усмотреть как в принадлежности их к миру патриархальных представлений и ценностей, так и в масштабе и силе характеров. Обе они - максималистки, никогда не примирятся с человеческими слабостями, не допускают возможностей никакого компромисса. Религиозность обеих также имеет одну сходную черту: обе они не верят в прощение и не вспоминают о милосердии. Однако этим черты сходства исчерпываются, создавая почву для сравнения и подчеркивая сущностно значимый антагонизм героинь. Они представляют собой как бы два полюса патриархального мира. Катерина - его поэзию, одухотворенность, порыв, мечтательность, дух патриархального уклада в его идеальном значении. Кабаниха - вся прикована к земле и земным делам и интересам, она блюститель порядка и формы, отстаивает уклад во всех его мелочных проявлениях, требуя неукоснительного исполнения обряда и чина, нимало не заботясь о внутренней сути человеческих отношений (см. ее грубый ответ на слова Катерины о том, что свекровь для нее все равно что родная мать; все поучения сыну).

К. в пьесе охарактеризована не только собственными речамц и действиями, но и обсуждается другими персонажами. Впервые о ней говорит странница Феклуша: «Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых». Перед этой репликой - суждение Кулигина: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Вскоре после этих предваряющих характеристик появляется выходящая от вечерни К. в сопровождении своей семьи, которую она не переставая пилит, придираясь к воображаемому охлаждению к ней сына, выказывая ревнивое недоброжелательство к его молодой жене и недоверие к ее искренним словам («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, Да и Тихон тебя любит»). Из этого разговора мы узнаем, что, по мнению К., правильный семейный порядок и домашний уклад держатся на страхе младших перед старшими, она говорит Тихону о его отношениях с женой: «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Таким образом, если ключевые слова в представлениях Катерины о счастливой и благополучной жизни в доме «любовь» и «воля» (см. ее рассказ о жизни в девичестве), то в представлениях К., это - страх и приказ. Особенно ярко это видно в сцене отъезда Тихона, когда К. заставляет сына строго следовать правилам и «приказывать жене», как жить без него.
У К. нет никаких сомнений в моральной правоте иерархи-ческих отношений патриархального быта, но и уверенности в их нерушимости уже нет. Напротив, она чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей правильного миропорядка («Так-то вот старина и выводится... Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю»), и ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре. Она не считает себя и насильницей: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Если Катерина чувствует уже по-новому, не по-калиновски, но не отдает себе в этом отчета, то К., напротив, чувствует еще вполне по-старому, но ясно видит, что ее мир гибнет. Конечно, это осознание облекается во вполне «калиновские», средневековые формы простонародного философствования, преимущественно в апокалиптические ожидания. Все это выявляет ее диалог с Феклушей, особенность которого в том, что он характеризует прежде всего мироощущение К., хотя «выговаривает» эти размышления Феклуша, а К. крепится, хочет уверить собеседницу, что у них в городе и правда «рай и тишина», но в конце сцены ее истинные мысли полностью обнаруживаются в двух последних репликах, как бы санкционирующих апокалиптические рассуждения Феклуши: «И хуже этого, милая, будет», - и в ответ на слова странницы: «Нам-то бы только не дожить до этого» - К. веско бросает: «Может, и доживем».

Нельзя принять весьма часто встречающееся определение К. как «самодурки». Самодурство - не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего правильный порядок и ритуал. К. осуждает своего кума Дикого, настоящего самодура (в отличие от самой К., строго придерживающейся порядков и правил), и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних как к проявлению слабости. В силе характера К. не сомневаются окружающие («Нашей бы хозяйке за ним быть, она б его скоро прекратила», - замечает горничная Глаша в ответ Борису, жалующемуся на буйство Дикого). Самой К., сколько бы она ни точила детей за непочтение и непослушание, и в голову не придет жаловаться посторонним на непорядки в своем доме. И потому для нее публичное признание Катерины - страшный удар, к которому скоро присоединится опять-таки открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Поэтому в финале «Грозы» не только гибель Катерины, но и крушение К. Разумеется, антагонистка трагической героини не вызывает сочувствия.

Кабаниха, в противоположность Дикому, человек твердых принципов, но принципов ужасных, беспощадных и бесчеловечных.

«Ханжа, сударь!, - говорит о ней Кулигин Борису Григорьевичу, -Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
А заела она домашних и довела до погибели, потому что особенно и дико понимает два нравственных закона - о почитании родителей и о повиновении жены мужу. Дети, по мысли Кабанихи, должны совершенно слепо, не рассуждая, исполнять родительскую волю не имея собственной воли. Жена должна рабски, униженно подчиняться мужу и бояться его. Эти законы Кабаниха не сама облекла в такую суровую, грубую форму, она наследовала их в таком их виде от старины. Она с печалью думает о новом времени, в которое рушатся прежние порядки, и утешает себя только тем, что уже не увидит подобного развращения нравов, не доживет до него.
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них. Кабы не свои, посмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка.

Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и пугаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, а еще, глядя, позабудут кого из родных. Смех да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

Кабаниха страшна не столько своими убеждениями, сколько своею твердостью в них; она беспощадна в каре за нарушение закона. Как ржа железо, точит она своего слабовольного сына за то, что он мало ее уважает, что он жену любит больше, чем мать, что он будто бы хочет жить своею волей. «Хотя бы то вспомнили, сколько матери болезней от детей переносят», - говорит она сыну.

Особенно тяжело достается жизнь Катерине: попробует она сказать слово за мужа: «Тихон тебя любит, матушка» - Кабаниха резко и ядовито останавливает ее: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай!»

Скажет Катерина, что любит мужа, свекровь выразит сомнение в этом, а также мысль, что надо, коли «в законе живете, не любить, а бояться мужа». Бросится она, прощаясь на шею Тихону, ее остановят с негодующей насмешкой и скажут, что она не любовница, чтобы на нею вешаться, а жена, и должна мужу кланяться в ноги.

Уезжающему сыну Кабаниха велит надавать жене оскорбительных наказов: чтоб не грубила свекрови и почитала ее как мать родную, чтоб в окна глаза не пялила, чтоб на молодых парней не заглядывалась. После последних приказаний возмущается сам Тихон... Но Кабаниха тверда в своем слове: «Ломаться-то нечего, - говорит она, - должен исполнять, что мать говорит. Оно все лучше как приказано-то».

Катерину упрекают, что она во время проводов не выла на крыльце часа полтора. На слова ее: «не к чему! Да и не умею», Кабаниха замечает: «Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее, а то, видно, на словах-то только...»

Но во всей силе беспощадная суровость Кабанихи проявляется тог¬да, когда Катерина созналась в своем проступке. «Что, сынок! - говорит старуха в злобном торжестве. - Куда воля-то ведет! Говорила я, такты слушать не хотел. Вот и дождался!»

Катерина невыразимо мучится; Кабанову жаль ее, он ей сострадает; а мать злобно учит его, что жалеть нечего, что «ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» Кулигин уговаривает Тихона простить жену, не помнить зла и на Борисе, «врагам-то прощать надо, сударь». «Поди-ка поговори с маменькой, - отвечает Кабанов, - что она тебе на это скажет».

Кабаниха отменила в ревности к своим законам законы евангельской любви и милосердия. Когда Катерина ушла из дому и Тихон боится не убилась ли она, Кабаниха иронически замечает: «А ты уж испугался, расплакался! Есть о чем». Она не пускает сына бежать на помощь бросившейся в воду женщине; а когда он рвется, грозит проклясть его. «Полно! Об ней и плакать-то грех!», - говорит она грозно и бессердечно рыдающему над трупом Катерины Тихону. Такою отталкивающею суровостью веет от мрачного образа Кабанихи, что чувствуешь невольное негодование к ней.

Справедливость требует сказать, что есть одна светлая черта в характере старухи Кабановой - это любовь к дочери. «Я со двора пойду!» - заявляет Варвара.
«А мне что! - ласково отвечает суровая мать. - Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!»

Могущественная купчиха, которая боится всего нового, – такой образ создал в пьесе «Гроза». Как настоящий диктатор, Кабаниха защищает домострой и устоявшиеся привычки. Ведь все новое несет в себе опасность и возможность потерять контроль над близкими.

История создания

Пьеса «Гроза» впервые опубликована в 1860 году. На написание произведения писателя подтолкнула личная драма, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил характеристики тирана, деспота и самодура. Писатель специально не описывает детали внешности героини, чтобы читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создал образ купчихи.

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха уповает на собственное старшинство и призывает молодое поколение к уважению:

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Получившийся образ, равно как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры среди современников писателя. Но, несмотря на различные точки зрения, «Гроза» стала гимном предреформенного общественного подъема.

«Гроза»


Марфа Игнатьевна живет в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке о купчихе ходят неприятные слухи. Женщина – настоящая ханжа. Для посторонних людей Марфа Игнатьевна с радостью подает страждущим, но близких людей женщина терроризирует.

Женщина велит окружающим жить по устаревшим моральным принципам, которые ежедневно нарушает сама. Героиня считает, что дети не должны иметь собственного мнения, обязаны почитать родителей и беспрекословно слушать мать.

Больше всех достается жене Тихона – . Молодая девушка вызывает у пожилой купчихи ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына, что молодой человек больше любит молодую супругу, чем мать. Героиня проводит время за нравоучениями, лицемерие которых заметно окружающим.


Конфликт между молодой невесткой и купчихой обостряется с отъездом Тихона. Глава дома, которая считает проявления ласки признаком слабости, наказывает сыну строго отчитать жену перед отъездом. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому подавляет волю молодого человека собственным авторитетом, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.

Как только Тихон покидает Калинов, Кабаниха следит за невесткой с удвоенным вниманием. От женщины не ускользает, что с Екатериной происходят перемены, поэтому в момент возвращения Тихона домой купчиха вновь наседает на молодых.


Катерина и Тихон (кадры из постановок)

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха испытывает удовлетворение. Женщина оказалась права, свобода воли по отношению к жене не приводит ни к чему хорошему финалу. Даже после смерти невестки Кабаниха не смягчается. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну отправиться на поиски супруги. А при обнаружении тела удерживает Тихона, чтобы тот даже не попрощался с женой.

Экранизации

В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.


В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2017 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.

  • Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитана в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.

  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу едва ли больше 40 лет.
  • Островский наградил Марфу Игнатьевну говорящим именем и фамилией. «Марфа означает «госпожа», а фамилия Кабанова распространена среди купечества. Прозвище «Кабаниха» женщина получила за упрямство, котором прославилась среди жителей города.

Цитаты

«Не очень-то нынче старших уважают».
«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».
«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
«Как зачем бояться?! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».


2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.