Честная Йо. История Суми Йо
Герберт фон Караян говорил про нее: «Голос свыше». В Москве впервые дала сольный концерт кореянка Суми Йо всемирно известная оперная примадонна. Корреспондент Time Out Москва позвонил восточной диве в Рим и узнал, что прославленное сопрано собирается спеть на русском.
"Суми Джоу-у-у!" на английский манер пропевают имя певицы оперные критики и по-детски закатывают глаза, словно речь идет о чем-то сладком и ароматном. Голос южнокорейской дивы сравнивали с золотым эликсиром, с медом и карамелью с чем только не сравнивали, чтобы описать ее округлое сопрано, стремглав взлетающее на высокие ноты и не знающее страха в головоломных ариях Беллини, Доницетти и прочих мастеров бельканто. Впрочем, даже когда Суми Йо не поет, а просто говорит в телефонную трубку, прорываясь через помехи между Москвой и Римом, где она в данный момент находится, ее голос все равно обращает на себя внимание у нее звонкий девичий смех и вкрадчивые интонации.
"Считаю ли я себя примадонной? со смехом переиначивает первый вопрос Суми и продолжает неожиданно серьезно: Да, мне хотелось бы верить в то, что я принадлежу к той высшей категории оперных исполнителей, которым подходит этот титул". Она не кокетничает: каждый, кто хоть немного знаком с фактами ее биографии, подтвердит, что она примадонна. В ее портфолио контракты с нью-йоркской Metropolitan Opera, Лондонской Королевской оперой Covent Garden, миланской La Scala, а также обложки крупнейших оперных журналов, эксклюзивный контракт с лейблом Warner Classics и несколько сайтов, созданных ее фанатами по всему миру. Тем не менее последнее время она не слишком часто светится на важных фестивалях и кажется более замкнутой, нежели раньше. "Нет, у меня не стало меньше приглашений, предвосхищает певица мое недоумение по этому поводу. Просто я устала мотаться по всему свету и жить на чемоданах. Сейчас мне интереснее делать сольные программы, где я завишу исключительно от себя. Это та свобода, которой я добивалась много лет". Действительно, примадонна должна быть одна только solo.
В облике Суми Йо причудливо сочетаются черты великих див прошлого и прагматичных оперных певцов современности. Она может быть гламурной барышней, участвуя в фотосессиях для глянцевых журналов и поражая экстравагантными платьями на сольных бенефисах. Но, в отличие от других звезд, не чурается режиссерских экспериментов на сцене, позволяя обряжать себя в неприглядные лохмотья или простенькие сарафаны. Артистка безупречно отрабатывает условия самых кабальных контрактов в крупных театрах певцов изводят по шесть недель репетициями, спевками и прогонами. Но может и неожиданно испариться, заставив искать себя по всему земному шару, после одного спектакля в Сиднейской опере она улетела в неизвестном направлении, и менеджер сходил с ума, не зная, где ее искать. Коронные партии певицы в операх бельканто, от Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти до Джильды в "Риголетто" Верди. Но она с не меньшей охотой поет музыку барокко, французские романсы, джаз и мюзиклы. И, что удивительно, всегда и везде демонстрирует безупречное знание стиля: в Генделе и Вивальди даст фору самой Чечилии Бартоли, а в шлягерах Ллойда Уэббера утрет нос Саре Брайтман на том простом основании, что у нее лучше поставлен голос и есть отточенная годами техника дыхания.
Объездив полмира, Суми ни разу не была в России и своего московского дебюта ждет с таким нетерпением, с каким дети жаждут поездки в Диснейленд. "Я так много слышала о вашей стране… Кажется, на другом конце телефонной линии сейчас начнется лирическая ария. Я недавно выступала в Сеуле с Дмитрием Хворостовским, он настоятельно рекомендовал мне начать петь русскую музыку. Она подойдет к моему голосу и вообще здорово было бы попробовать, как вы думаете?". Конечно, Снегурочка или Марфа из "Царской невесты" с восточным разрезом глаз немного непривычно поначалу, но были же в истории оперы и чернокожие цыганки Кармен, и Чио-Чио-сан с гордым римским профилем, и великовозрастные многопудовые Золушки. Так что всеядное оперное сообщество примет ее с распростертыми объятиями. Но сначала потребует той роли, которую от нее ждут уже много лет куртизанки Виолетты в "Травиате". "Да, в 2007 году я наконец попробую "Травиату", говорит Суми Йо. Но я перфекционистка по натуре и пока не буду уверена, что мой голос идеально соответствует этой партии, на сцену не выйду".
Однако самую известную арию из "Травиаты" уроженка Сеула все же исполнит в финале своего российского дебюта с оркестром Московской филармонии. До нее прозвучат фрагменты из тех опер, в которых Суми Йо выступала по всему миру, так сказать, краткая энциклопедия ее триумфов, прошлых и будущих. Лючия ди Ламмермур, Джульетта, Линда ди Шамуни, Розина такой мощной инъекции бельканто Москве вполне хватит до следующего приезда Суми Йо. А она обязательно вернется. Хотя бы для того, чтобы похвастаться своими русскими ариями Суми Йо привыкла, что ее желания исполняются, как и пристало настоящей оперной диве.
ТРИ ФАКТА О СУМИ ЙО
Против "Нормы"
Корейская примадонна принадлежит к узкому кругу артистов, открытых легендарным немецким дирижером Гербертом фон Караяном, некогда самой могущественной фигурой в мире классической музыки. (В числе других Чечилия Бартоли, Йо-Йо Ма, Анна-Софи Муттер.) В 1987 году Караян пригласил 23-летнюю Суми исполнить небольшую партию пажа Оскара в опере Верди "Бал-маскарад" на Зальцбургском фестивале. Восхитившись голосом молодой певицы, маэстро предложил ей записать "Норму" Беллини и был удивлен, услышав твердый отказ, молодая дебютантка утверждала, что еще не готова к такой значительной роли. Такой ответ мог стоить Суми Йо карьеры Караян не привык слышать "нет", тем более когда предлагал кому-нибудь столь крупный проект. Но обаяние певицы и ее умение обходить острые углы помогли избежать конфликта.
Скандал в Сиднее
В2001 году Суми Йо пела в Сиднейской опере, одинаково славящейся на весь мир своей великолепной архитектурой и гнусной акустикой. После одного из спектаклей примадонна на протяжении двух часов раздавала автографы, а затем удалилась к себе в отель. На следующее утро дирекция решила связаться с певицей и пришла в полное недоумение, когда телефонистка отеля сообщила, что г-жа Йо несколько часов назад выписалась из своего номера. Директор театра тут же связался с агентом певицы в Нью-Йорке, который пришел в шок от этой новости и сказал, что его подопечная не сообщала об отъезде и планировала завершить всю серию спектаклей. Желая спасти ситуацию, он объявил, что Суми Йо покинула Сидней, так как была беременна, что было заведомой ложью, но теоретически могло аргументировать ее внезапный отъезд и спасти от больших неустоек, связанных сневыполнением условий контракта. Объявившаяся спустя пару дней героиня истории опровергла свою беременность, сослалась на плохое самочувствие, но истинной причины своего внезапного исчезновения так и не объяснила.
Шестой элемент
Когда в прокат вышел фильм Люка Бессона "Пятый элемент", армия поклонников Суми Йо долго возмущалась тем фактом, что их любимицу не пригласили озвучить партию Плава Лагуны оперной дивы эпохи компьютерных технологий,эпизод выступления которой стал одним из самых ярких в картине. Действительно, феноменальная техника корейской певицы и ее фантастические верхние ноты делали ее идеальной исполнительницей этой партии. Голос Суми Йо тем не менее задействован в другой известной ленте, снятой спустя два года после "Пятого элемента", это она поет небесно чистым сопрано в ленте Романа Полански "Девятые врата".
Современная оперная дива с азиатской внешностью, которая любит создавать вокруг себя положительную ауру.
Талантливейшая выпускница одного из самых старейших музыкальных учреждений в мире. Уроженка Сеула, корейская девушка Суми, вручила свой высокий пленяющий тон голоса на огранку и придание ему совершенной формы римской академии Santa Cecilia. Через год после выпуска ее хрустальное сопрано звучало на Зальцбургском фестивале. Знаменитый "Бал-маскарад" Верди под управлением великого Герберта фон Караяна – это ли не уникальная возможность начать свой путь оперной примы?
Затем Парижская опера, La Scala, Covent Garden, Metropolitan… и мировая известность.
В родной Южной Корее Суми Йо встречают огромными гонорарами и государственными наградами, присвоив примадонне звездный статус "национального достояния".
Не желая примерять на себе маску недосягаемости, фатального одиночества и таинственности, присущих оперным певцам в прошлом, тоненькая кореянка Суми по жизни открытый и оптимистичный человек. Она флиртует со своими слушателями на сцене, эпатирует публику удивительными нарядами и предпочитает свободу концерта притворству и насилию над собой в угоду некоторым оперным режиссерам. При этом легко находит слад с дирижерами и коллегами-певцами, не взирая на то, что из-за разреза ее глаз она часто наталкивалась на предвзятое к себе отношение.
Она любит эксперименты: разнообразить свой репертуар от барокко до crossover. Ее сопрано можно услышать в фильме Романа Полански "Девятые врата", но сниматься в кино Суми не желает, полностью реализуя себя на сцене.
Россия, конечно же, запомнит слияние сопрано Суми Йо и баритона Дмитрия Хворостовского в Государственном Кремлевском Дворце.
Суми Йо принадлежит к числу выдающихся певиц своего поколения. На протяжении нескольких десятилетий ее имя украшает афиши лучших оперных театров и концертных залов всего мира. Уроженка Сеула Суми Йо окончила одну из престижнейших музыкальных институций Италии - Accademia Santa Cecilia в Риме и к моменту окончания была лауреатом нескольких крупных международных вокальных конкурсов в Сеуле, Неаполе, Барселоне, Вероне и других городах. Оперный дебют певицы состоялся в 1986 году в ее родном городе - Сеуле: она исполнила партию Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Вскоре состоялась творческая встреча певицы с Гербертом фон Караяном - их совместная работа на Зальцбургском фестивале стала началом впечатляющей международной карьеры Суми Йо. Помимо Герберта фон Караяна она регулярно работала с такими выдающимися дирижерами, как Георг Шолти, Зубин Мета и Риккардо Мути.
Важнейшие оперные ангажементы певицы включали выступления в нью-йоркской Metropolitan Opera («Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Риголетто» и «Бал-маскарад» Верди, «Севильский цирюльник» Россини), миланском театре La Scala («Граф Ори» Россини и «Фра-Дьяволо» Обера), Teatro Colon в Буэнос-Айресе («Риголетто» Верди, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса и «Волшебная флейта» Моцарта), Венской Государственной опере («Волшебная флейта» Моцарта), Лондонской Королевской опере Covent Garden («Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Любовный напиток» Доницетти и «Пуритане» Беллини), а также в Берлинской Государственной опере, Парижской опере, барселонском Liceu, Вашингтонской национальной опере и многих других театрах. Среди выступлений певицы последнего времени - «Пуритане» Беллини в брюссельском театре La Monnaie и в оперном театре Бергамо, «Дочь полка» Доницетти в Театре Сантьяго в Чили, «Травиата» Верди в опере Тулона, «Лакме» Делиба и «Капулетти и Монтекки» Беллини в Опере Миннесоты, «Граф Ори» Россини в парижской Opera Comique. Помимо оперной сцены, Суми Йо всемирно известна своими сольными программами - в числе прочих можно назвать гала-концерт вместе с Рене Флеминг, Йонасом Кауфманом и Дмитрием Хворостовским в Пекине в рамках Олимпийских игр, рождественский концерт с Хосе Каррерасом в Барселоне, сольные программы по городам США, Канады, Австралии, а также в Париже, Брюсселе, Барселоне, Пекине и Сингапуре. Весной 2011 года Суми Йо завершила турне из концертов барочных арий вместе с известнейшим английским коллективом - лондонской «Академией старинной музыки».
Дискография Суми Йо включает более пятидесяти записей и демонстрирует ее разнообразные творческие интересы - в числе ее записей оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Бал-маскарад» Верди, «Волшебная флейта» Моцарта и многие другие, а также сольные альбомы из арий итальянских и французских композиторов и коллекция популярных бродвейских мелодий Only Love, которая была продана по всему миру тиражом более 1 200 000 экземпляров. На протяжении нескольких лет Суми Йо была послом ЮНЕСКО.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РТ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЕ “ОПЕРА АПРИОРИ”
Выступление в Москве стало последним концертом в 48 сезоне. Фестиваль “Опера априори” проходит в Москве на сцене Большого зала консерватории, в его рамках были даны пять концертов с уникальными программами.
Это уже второй опыт совместной работы Суми Чо с оркестром Татарстана. В прошлом году она принимала участие в “Рахлинских сезонах”, которые проходят в Казани, и третий – с маэстро Сладковским, который дирижировал еще и московским ее концертом.
“Маэстро Караян называл ее голос ангельским. Голос Суми Чо, ее манера держаться на сцене, ее непосредственность на меня как на дирижера производят сильное впечатление. Каждая встреча с этой певицей доставляет мне огромную радость человеческого общения и музицирования”, – рассказал Александр Сладковский.
В программу “Голос сердца” вошли произведения Вивальди, Генделя, Сен-Санса, Бернстайна, Доницетти, Оффенбаха, Штрауса, Легара, Верди, Россини. Концерт продолжался более двух часов. Певица сполна компенсировала свой не очень удачный предыдущий московский концерт, когда она вышла на сцену простуженной. В этом году Суми Чо была в отличной форме и с легкостью преодолевала все сложные моменты программы. Публика была в восторге. Государственый симфонический оркестр Татарстана во главе со своим руководителем Александром Сладковским выступлением в Москве окончательно закрепил за собой статус одного из лучших коллективов страны. В этом году это уже третий концерт ГСО РТ на самой престижной сцене страны. Музыкантов долго не отпускали со сцены. На бис снова прозвучал полюбившийся публике “Стан Тамерлана”.
В завершение концерта Суми Чо вручила образовательные гранты молодым российским музыкантам. “Я счастлива, что я встретила в жизни блестящих педагогов. Это очень важно и ценно – иметь возможность заниматься у профессионалов и мастеров, поэтому я стараюсь участвовать в программах поддержки молодежи”, – отметила певица.
Выступление в Москве для оркестра стало последним в этом концертном сезоне. Музыканты уходят в отпуск, а в августе они приступят к репетициям фестиваля “Казанская осень”, который пройдет этом году с участием “Королевы барокко” Симоны Кермес, – сообщили в пресс-службе оркестра.
Суми Чо
Суми Чо (Jo Sumi) – корейская оперная певица, колоратурное сопрано. Самая известная оперная певица родом из Юго-восточной Азии.
Суми Чо (Jo Sumi) – корейская оперная певица, колоратурное сопраноСуми Чо родилась 22 ноября 1962 года в Сеуле, Южная Корея. Настоящее имя Суджон Чо (Jo Sugyeong). Её мать была певицей и пианистом-любителем, но не смогла получить профессионального музыкального образования в связи в политической ситуацией в Корее в 1950-х. Она была преисполнена решимости дать дочери хорошее музыкальное образование. Суми Чо начала занятия на фортепиано в 4 года и вокальное обучение с 6-летнего возраста, еще в детстве ей иногда приходилось проводить до восьми часов на занятиях музыкой.
В 1976 году Суми Чо поступила в сеульскую школу искусств (частная академия) “Сан Хва”, которую закончила в 1980 году с дипломами по специальностям вокал и фортепиано. В 1981-1983 годах продолжила своё музыкальное образование в Сеульском национальном университете. Во время учебы в университете состоялся первый профессиональный дебют Суми Чо, она выступила в нескольких концертах, организованных корейским телевидением, и исполнила партию Сюзанны в “Свадьбе Фигаро” в Сеульской опере. В 1983 году Чо решила оставить Сеульский университет и переехала в Италию для изучения музыки в старейшем музыкальном учебном заведении – Национальной академии Святой Чечилии в Риме, закончила её с отличием. Среди её итальянских учителей были Карло Бергонци и Джанелла Борелли. Во время учебы в академии Чо можно было часто услышать в концертах в разных итальянских городах, а также на радио и телевидении. Именно в это время Чо решила использовать имя “Суми” как свой сценический псевдоним, чтобы быть более понятной европейской аудитории. В 1985 году она закончила академию со специализацией по фортепиано и вокалу.
После академии она брала вокальные уроки у Элизабет Шварцкопф и выиграла несколько вокальных конкурсов в Сеуле, Неаполе, Барселоне, Претории и самый важный в 1986 году, международный конкурс в Вероне, в котором могли участвовать только победители других значимых муждународных конкурсов, так сказать, лучшие из лучших молодых певцов. Европейский оперный дебют Суми Чо состоялся в 1986 году в роли Джильды в “Риголетто”, в театре имени Джузеппе Верди в Триесте. Это выступление привлекло внимание Герберта фон Караяна, который пригласил её на роль пажа Оскара в опере “Бал-маскарад” с участием Пласидо Доминго, постановка которой прошла на Зальцбургском фестивале в 1987 году.
Следующие годы Суми Чо неуклонно шла к оперному Олимпу, постоянно расширяя географию своих выступлений и изменяя репертуар от небольших ролей до главных. В 1988 году Суми Чо дебютировала в Ла-Скала и в Баварской государственной опере, в 1989 – в Венской государственной опере и Метрополитен-опере, в 1990 – в Чикагской лирик опере и Ковент-Гардене. Суми Чо стала одной из самых востребованных сопрано современности и остаётся в этом статусе до сегодняшнего дня. Зрители любят её за светлый, теплый, гибкий голос, а также за оптимизм и светлый юмор на сцене и в жизни. Она легка и свободна на сцене, придавая каждому своему выступлению тонкие восточные узоры.
Суми Чо побывала во всех странах мира, где любят оперу, в том числе и несколько раз в России, последнее посещение было в 2008 году, когда они в дуэте с Дмитрием Хворостовским в рамках гастрольного турне объехали несколько стран. У неё плотный рабочий график, включающий оперные постановки, концертные программы, работу со звукозаписывающими компаниями. Дискография Суми Чо в настоящее время имеет более 50 записей, в том числе десять сольных альбомов и диски в стиле кроссовер. Наиболее известны два её альбома – в 1992 году она удостоена премии “Грэмми” в номинации “Лучшая оперная запись” за оперу Р.Вагнера “Женщина без тени” с Хильдегард Беренс, Жозе ван Дам, Джулией Варади, Пласидо Доминго, дирижёр Георг Шолти, и альбом с оперой “Бал-маскарад” Дж.Верди, получивший приз от Немецкого Граммофона.
Sumi Jo sings ‘Ave Maria’ by Caccini
И, все же, несмотря на то, что ей лестен тот успех, который имел этот проект в ее родной Корее (где каждый новый альбом певицы занимает верхние строчки хит-парадов, и где ее имя уже давно окружено ореолом славы), у сопрано имеются другие приоритеты. «Моя основная цель - поддерживать свой имидж как артистки оперы, поскольку тот факт, что я стала знаменитостью в моей собственной стране, означает, что я уже не могу выйти из дома без широкополой шляпы и солнцезащитных очков. А мне это не по душе. Хотелось бы, чтобы публика воспринимала меня именно как сопрано, как примадонну, а не, скажем, звезду экрана или какую-то очень популярную личность...»
Суми выбрала Рим в качестве своей основной базы - город, в котором она училась, будучи студенткой Академии Санта-Чечилия. Здесь со своим многолетним партнером она ведет вполне устроенную личную жизнь. В профессиональной же карьере кореянка продолжает сталкиваться с препятствиями. «Я пою достаточно обширный репертуар, но есть лучший, который я могла бы петь, - это роли бельканто, особенно Беллини, Доницетти, Россини. Но, к сожалению, в Италии довольно тяжело исполнять такие роли, поскольку итальянцы, не очень то доверяют иностранцам петь Беллини и другие белькантовые партии».
Комментарий Ричарда Бонинга в этой связи: «За пределами Италии много хороших певцов, но не так уж много выдающихся. Я же полагаю, что Суми Йо как раз принадлежит к числу выдающихся. Все, о чем бы вы ее не просили, немедленно ею подхватывается. Она очень умна, очень музыкальна, и обладает быстрой реакцией»...
Тембр певицы, быть может, несколько страдает от отсутствия фактора мгновенной узнаваемости, той уникальной вокальной индивидуальности «торговой марки», что проникает в уши слушателя. Слушая Йо, я вспоминаю о заводящих, атлетических «фиоритурных» пассажах Кристины Дойтеком (Deutekom) в начале ее карьеры, или Эдиты Груберовой и Натали Дессей. Йо близка к ним в плане подачи голоса и атаки, уступая в вокальной насыщенности, но превосходя в подвижности и закругленности. Йо, конечно, может петь и очень плавно, но во впечатляюще быстрых пассажах у нее присутствует ритмическая упругость и четкое стаккато, что в сочетании с точным интонированием будоражит публику, слушающую ее Царицу Ночи - роль, эффектность которой не умаляет даже несколько скромная тембровая палитра. Зная, что обладает юным по качеству звучания голосом, Суми любит добавлять в него дополнительные штрихи, как, скажем, тремоло в романтическую бродвейскую мелодию, или носовое пение в медленной драматической музыке. Ее естественная теплота хорошо ложится на немецкие «Lieder». Вне зависимости от контекста и наполнения музыки ее уникальная комбинация природной интенсивности с легкостью - это как раз то, что завораживает слушателя...
Для композитора-дирижера Стивена Меркюрио, который сотрудничает с Суми Йо в концертах, на оперных площадках и в студиях грамзаписи, ее голос - «очень, очень прозрачный, сфокусированный звук». Вспоминая спектакли «Риголетто», которыми он дирижировал в Детройте, маэстро подчеркивает, что в отличие от других певиц, которые требуют от дирижера следовать их собственной интерпретации Джильды, Суми была столь милой и коммуникабельной, что невольно думалось лишь о том, как бы ей всячески помочь: «О, Суми, тебе необходимо в этом месте чуть-чуть больше времени?”
Громкая слава Суми Йо началась в 1986 году, когда Караян выбрал ее на роль Оскара в предстоящей зальцбургской постановке и последующей грамзаписи «Бала-маскарада»*. На протяжении следующих двух лет она очень тесно сотрудничала с маэстро, училась всему, что он ей преподавал нового в ее профессии, подружилась с ним.
«Я его совсем не боялась», - вспоминает певица, - «Караян говорил, что я единственная, кто его совсем не боится. В первую же нашу встречу, я пыталась погладить его волосы, такими чудесными они мне показались, - как у ребенка. И я сказала: «Маэстро, можно мне?» Думаю, что он был весьма шокирован такой вольностью с моей стороны, но, тем не менее, позволил. А я сказала: «Знаете, у Вас такие прекрасные голубые глаза, каких я еще не встречала. Можно мне просто заглянуть в них поближе?» Он сказал мне, что я веду себя как его внучка. Знаете, ведь все дело в том, что буквально все его страшно боялись. Даже Доминго и Лео Нуччи, когда им что-нибудь надо было узнать, посылали меня к Маэстро с вопросами». Их общение стало немного натянутым, когда Суми посмела отклонить приглашение Караяна на запись «Нормы». «Я сказала Маэстро, - «Боже, ну как это возможно, ведь я не справлюсь с ролью!», но он меня уверял, что все будет отлично, с моей техникой я сделаю Норму прекрасно, и что я должна ему просто довериться».
Но Суми Йо имела достаточно мужества сказать ему «нет».
Второе «нет» прозвучало из ее уст, когда Суми отказалась спеть с Карло Бергонци в «Луизе Миллер». Будучи ее «кумиром с юных лет», тенор уверял Суми, что она обладает лирическим сопрано, и сможет справиться с партией Луизы. Когда же она окончательно отказалась от предложения, Бергонци был очень расстроен и уязвлен, и неделю с ней не разговаривал.
Так что, на фоне предыдущих примеров, ей было легче, например, отказаться от ангажемента в мюзикле «Мисс Сайгон», поскольку Суми считает, что жанры «легкой» музыки и музыкальной комедии, - это лишь побочные «заслуги», составляющие часть ее имиджа и помогающие промоушну певицы.
Среди ее пристрастий и вкусов такие различные личности, как Дорис Дэй и Мерилин Монро (она обожает фильмы 60-х и 70-х гг.). Это прекрасно уживается в ней с интерпретациями «Кадиша» Равеля (для этого она специально проходила пьесу с главным кантором римской синагоги), сюитой номеров из популярного на Бродвее мюзикла «Джекил и Хайд» (записанных на ее последнем диске «Только любовь»), разнообразный французский репертуар (включая «коронные» роли Олимпии и Лакме).
«Моя мечта спеть и даже записать Виолетту, но не сразу, а немного попозже. Не только в вокальном плане, но и в эмоциональном мне необходимо еще выждать два-три года, чтобы обрести личный опыт, стать немного больше женщиной, и меньше bambina, которой меня все еще частенько воспринимают.
Главное для меня то, что я не хочу всю свою жизнь петь только партии типа Царицы Ночи, Лючии или Джильды. Мне очень хочется иметь разнообразный выбор и максимально раскрыть все стороны своей личности».
Перевод с английского К.Городецкого.
По материалам журнала Opera News.
Примечание:
* Суми Йо родилась 22 ноября 1962 года в Сеуле. Здесь же она
впервые выступила на оперной сцене в роли Сюзанны. Европейский
дебют певицы состоялся в 1986 году в Триесте (Джильда). Среди
лучших партий: Джильда, Лакме, Царица ночи, Олимпия, Лючия и др.