Что готовность к школьному обучению. Мотивы учения

Оцениваем готовность ребенка к школе

Весна – время записывать дошкольника в 1 класс. Подготовка к школе, выбор направления в обучении ребенка - вызывают у родителей много вопросов. Оцените, отвечают ли ваши запросы развитию и возможностям самого ребенка?

Обычно психологическая готовность к школе формируется примерно к семилетнему возрасту. Однако нормой развития этой характеристики является возраст от шести до восьми лет. При этом если дети шести с половиной лет довольно часто оказываются готовыми к школьному обучению, то шестилетки – в редких случаях. В столь раннем возрасте за полгода ребенок способен сделать очень большой скачок в развитии.

Что представляет собой готовность к школьному обучению?

Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое. Говоря научным языком, готовность заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики. Можно провести аналогию с моментом, когда ребенок начинает ходить. Чтобы он был готов сделать первый шаг, необходим достаточный уровень развития мышц ног, спины, уровня координации движений. Родители, конечно, могут влиять на эти функции с помощью специальных упражнений, но очень слабо, все же человеческое развитие идет по своим законам. Это же касается и готовности к школе, с той лишь разницей, что эта готовность – более сложное образование, состоящее из нескольких компонентов.

По сути, психологическая готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность. Школьные психологи знают, что если ребенка приняли в школу, несмотря на его неготовность, например, по настоянию родителей, то у него с большой вероятностью к концу первого полугодия будет признана так называемая «школьная дезадаптация».

Так что диагностика готовности ребенка к школе, безусловно, важна для того, чтобы понять, нужно ли это вашему ребенку, готов ли он сесть за парту.

Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе, но при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет и до ста считает, а вы говорите подождать!» – говорят они педагогу и психологу). Но уровень интеллектуального развития хоть и является одним из компонентов готовности к школе, но не единственным и не самым важным.

Обсуждая вопросы подготовки детей к школе,

разумно предостеречь родителей от возможных ошибок.

Не стоит слишком увлекаться подготовкой, направленной, по сути, на усвоение программы 1-го класса, так как это способствует формированию у ребенка привычки к легким победам, к замене учения узнаванием.

Не ругайте ребенка за ошибки. Их нужно спокойно исправлять.

Совсем недопустима подготовка «из-под палки», основанная на страхе ребенка, поскольку в этом случае вырабатывается стойкое негативное отношение к учебе еще до школы.

Не ставьте перед ребенком слишком сложных для его возраста задач.

Помните, что успех ребенка в школе зависит не только от навыков счета и письма, но и от уровня его готовности к учебе вообще. Поэтому обязательно объясните ребенку, что такое школа, почему она важна для него, как себя правильно вести в школе. Поговорите с ребенком о том, почему на уроке необходимо внимательно слушать учителя, запоминать и понимать сказанное и каждый день добросовестно делать домашнее задание.

И в заключение еще один совет: подготавливая ребенка к школе, не лишайте его возможности играть, поскольку в дошкольном возрасте многие игры существенно определяют интеллектуальное развитие ребенка. Познакомьтесь с соответствующими методиками, которые опираются именно на развивающие игры.

Важные компоненты,

по которым можно оценить готовность ребенка к школе

1. Саморегуляция – основа готовности к школе

Первый и один из самых важных компонентов – саморегуляция. Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет, не говорить, черное и белое не носить». Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно, нет, и он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой и легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило занятие, то есть делает он это непроизвольно.

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке!

Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.

2. Волевая готовность.

В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.

Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

3. Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?

Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

4. Социальная готовность к школе

Еще один компонент. Социальная (личностная) готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности.

Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т. д., чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

5. Интеллектуальная готовность к школе

Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик. Но, как уже упоминалось, это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.

Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через интересную для ребенка игру. Не будем здесь останавливаться на перечислении конкретных развивающих игр, их описано довольно много в специальной литературе для родителей.

Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.

Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями - огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов - это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичка-ние” ребенка готовыми знаниями.

Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка - чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.

Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес - главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло - мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.

Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.

Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

6. Успешный школьник – здоровый школьник

На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.

Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где наряду с общеобразовательными задачами решаются и проблемы оздоровления детей.

В любом случае, хотелось бы, чтобы родители больше прислушивались к рекомендациям психологов, проводящих тестирование при приеме в школу. Если не доверяете школьному психологу, отведите ребенка для диагностики к независимому психологу в детский психологический центр. Лучше всего сделать это весной, чтобы с учетом рекомендаций максимально подготовить ребенка к школе за лето. Специалист подскажет, какая система обучения подходит вашему ребенку.

Итак, сделаем вывод:

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость -умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.

Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения.

Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Требования современной школы к подготовке будущих первоклассников усложняются год от года, и это не может не беспокоить родителей. Сейчас введены новые образовательные стандарты (ФГОС), которые регламентируют, в том числе, и . Этот стандарт вызывает много вопросов и у родителей, и у педагогов. В этой статье остановимся лишь на нескольких примерах, вытекающих из требований нового стандарта.

Итак, о каком ребенке сегодня говорят, что он готов стать школьником?

Признаки готовности к школе

О будущем первокласснике говорят, что он

  • имеет достаточно здоровья, чтобы выдерживать школьные нагрузки. Детей, часто болеющих, с наличием особенностей в развитии, быстро утомляющихся, гиперактивных перед принятием решения об определении в первый класс нужно продиагностировать на степень готовности к учебному процессу. Иногда лучше пойти в школу на следующий год, чем поспешить и доставить себе и ребенку дополнительные трудности. Помните, что педагоги говорят: посещение врача – тоже подготовка к школе. Чем скорее начнут решаться проблемы, тем более подготовленным физически станет ребенок
  • имеет натренированную мелкую моторику. В школе дети много пишут, а это означает, что у них должны быть достаточно сильные руки. Если ребенок не посещал садик, то вам нужно самостоятельно решить вопрос прикладного творчества для него, потому что именно занятия лепкой, вырезанием, составление аппликаций дают руке необходимую твердость и уверенность.

Важно! Готовность мелкой моторики к письму считается хорошей, если ребенок владеет навыками графики (рисует, создает аппликации, лепит, вырезает и т.д.), в рисунке соблюдает композицию, отражает некое содержание, владеет техникой простой штриховки нарисованного, не заходя за контур, изображения на рисунках достаточно пропорциональны, а также ребенок может узнаваемо срисовывать с образца

  • умеет слушать педагога, концентрируя внимание на несколько минут, может возвращаться к обсуждению, способен не отвлекаться от учебной деятельности до 15-20 минут, воспроизводить задания учителя по предложенному образцу
  • готовность ребенка к школьному обучению во многом определяется по его способности не только внимательно выслушать, что говорит учитель, но и запомнить это, а затем и воспроизвести. Если с будущим первоклассником не учили стихов и песенок, не просили его делиться впечатлениями об увиденном, получается, к школе не готовили
  • важный аспект, на который обращают внимание детские психологи, – восприятие.

При всей абстрактности этого термина оно подразумевает очень конкретные вещи: понимание ребенком семи лет времени, ключевых пространственных понятий (верх, низ, право, лево, под, перед и т.д.), а также умение выделять характерные признаки одного или группы предметов

  • обладает развитым для своего возраста мышлением: может составлять рассказ с опорой на предложенные картинки, уметь объединять предметы или явления в группы и делать выводы о наличии у них общего, сравнивать их между собой и т.д.

Важно! Если у ребенка есть сложности в мыслительной деятельности, то освоение школьной программы будет даваться ему с трудом. Непременно проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом и выберите оптимальную программу индивидуальной подготовки

  • имеет хорошо . Это значит, что готовность ребенка к школьному обучению подразумевает, что он грамотно, оригинально выражает свои мысли, излагает их последовательно, язык понятен, в рассказе ребенок выделяет главное, не теряется в деталях, знает смысл простых понятий

Важно! Во многих школах кругозор детей проверяют с помощью вопросов:

  1. Какая у тебя фамилия, имя, отчество?
  2. Сколько лет тебе, маме, папе?
  3. Как зовут твоих бабушку (бабушек) и дедушку (дедушек)
  4. Как называется столица России?
  5. На какой улице стоит твой дом?
  6. Каких птиц родного края ты знаешь? Каких из них можно встретить около твоего дома?
  7. Какие рабочие инструменты есть у вас дома?

При этом ожидается также, что ребенок будет очень лоялен к школе, эмоционально зрел, усидчив, дисциплинирован… А ведь в школах обучаются дети, а не роботы, которых можно выпускать сериями, попутно проводя апгрейд…

Если ребенок готов к школьному обучению, то можно с уверенностью говорить о том, что учеба для него будет увлекательна, а полученными достижениями он будет гордиться и стремиться еще к лучшему результату.

Психологи и педагоги, описывая понятие «готовность к школьному обучению», говорят о том, что ребенок «созрел» для данной деятельности только в том случае, если он имеет не только отдельные знания и умения, необходимые для поступления в школу. А когда его мотивационная, личностная сфера, готовы к ней. Когда он имеет четкую «внутреннюю позицию школьника». А также, он владеет волевой, интеллектуальной готовностью. Ребенок к поступлению в школу должен иметь высокий уровень зрительно-моторной координации, то есть для него не должно доставлять труда осуществление какой- либо двигательной деятельности под контролем зрительного анализатора.

Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» не такое простое, как кажется на первый взгляд

Готовность к школе является очень сложным понятием, в котором можно выделить следующие компоненты :

  1. мотивационная или личностная готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, что ребенок может принять внутреннюю позицию ученика. Для этого необходим высокий уровень развития мотивационной сферы малыша. Он должен иметь способность к произвольному управлению своей деятельностью. А развитие познавательных интересов ребенка должно представлять собой четкие мотивы с высокоорганизованной учебной мотивацией. Здесь следует также учитывать уровень развития эмоциональной сферы ребенка и его эмоциональную устойчивость.
  2. интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению предполагает у него определенный набор представлений об окружающем мире и знаний. Он должен иметь конкретные предпосылки к формированию учебной деятельности.
  3. социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению включает в себя развитие таких качеств, благодаря которым он мог бы взаимодействовать с учителем и детьми.
«Кризис семи лет» и его значение для готовности к школьному обучению

Возраст семи лет был выбран для начала обучения в школе совершенно не случайно. Еще Л. С. Выготский указывал, на то, что в это время начинается «утрата детской непосредственности - начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка».

В поведении ребенка начинает проявляться ярко выраженная негативная симптоматика кризиса. Ваш замечательный малыш вдруг становится негативно настроенным почти на все, его упрямство и строптивость доходят до «предела вашего терпения». Ему становится свойственна нелепость, нарочитость, искусственность поведения, а вертлявость и паясничанье становятся ежедневными спутниками.

Ребенок к семи годам перестает быть наивным и непосредственным, он становятся менее понятным для собственных родителей. Причиной тому становится приобретение такого психологического новообразования, как разделение в сознании малыша внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии со своими переживаниями. Поведение ребенка в этот период имеет схему: «захотел-сделал ».

В возрасте семи лет поведение малыша становится осознанным и его можно описать следующей схемой: «захотел – осмыслил - сделал ». Осознание и осмысление всего происходящего включается во все сферы жизни ребенка старшего дошкольного возраста: он четко начинает понимать отношение к себе окружающих людей и свое отношение к ним, к самому себе, результаты своей деятельности и т.д.

Но следует учитывать, что осознание и осмысление у ребенка старшего дошкольного возраста еще очень малы.
В старшем дошкольном возрасте появляется довольно четкое осознание своего социального «Я », у ребенка происходит формирование внутренней социальной позиции. Ребенок начинает понимать какое место он занимает в жизни, появляется осознанное стремление к изменению себя как личности.

Ребенок начинает терять интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях школьного обучения это, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника. Ребенок радуется начавшемуся обучению, он ответственно относится к поручениям взрослых. Ребенок может взять на себя посильные обязанности и стать помощником в классе, семье.

Негативная симптоматика кризиса семи лет отчетливо наблюдается, если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает (ребенка передерживают дома, в детском саду, устанавливают над ним гиперопеку).

Какое поведение присуще детям в старшем дошкольном возрасте?

Согласно подходам психологов к основным симптомам кризиса семи лет, поведение старшего дошкольника, характеризуется следующими особенностями:
  1. Потеря спонтанности и непосредственности поведения. Ребенок уже способен понимать, чем может обернуться лично для него реализация того или иного желания, против которого возражают старшие члены семьи или воспитатель в детском саду. Раньше ребенок действовал в значительной степени от своих желаний и потребностей, то на границе старшего дошкольного и младшего школьного возрастов впервые в жизни человека появляется возможность торможения импульсивных поведенческих реакций и оценки социальных последствий их спонтанности и непосредственности. Торможение и оценка зависят от степени развития сознания и самосознания ребенка, что определяется зрелостью лобной коры и ее связей со структурами лимбической системы, ответственной за субъективные эмоциональные реакции. Только понимание и положительное участие взрослых способствуют безущербному для развития ребенка прохождению кризисных периодов становления личности.
  2. Сложности и противоречия внутреннего мира. Эти проблемы проявляются в такой особенности поведения ребенка как манерничание и своеобразное кокетство. В ситуациях социальных конфликтов или сложного для себя выбора он часто начинает играть ту или иную роль, кого-то из себя изображая и при этом скрывая истинные свои мотивы чувства. Эта особенность поведения дошкольника еще раз служит знаком формирующегося самосознания и когнитивного компонента «Я-концепции».
  3. С первыми двумя особенностями поведения ребенка связан третий симптом кризиса семи лет – симптом «горькой конфеты». Старший дошкольник в конфликтах, когда ситуация складывается не в его пользу и ему угрожает социальное порицание, старается свое негативное эмоциональное состояние не проявлять открыто в виде слез, а скрыть его от окружающих.
Для чего нужен кризис 7 лет?

Все отмеченные проявления кризиса семи лет в своем развитии приводят к психологическим новообразованиям ребенка среди которых общими, по представлениям классических работ отечественных и зарубежных психологов, являются следующие изменения его личности:

  1. децентрация личности в форме осознания своей отделенности от других;
  2. начало произвольности поведения;
  3. начало произвольности познавательных процессов.
Какие изменения в личности ребенка происходят к седьмому году жизни?

Конкретные проявления этих существенных личностных новообразований определяются содержанием социальной ситуацией развития и особенностями истории формирования личности ребенка. К основным изменениям личности старшего дошкольника, так или иначе связанных с подготовкой к школе, относятся следующее:

  1. Изменения в мотивационно-потребностной системе. Важнейшая и новая черта в старшем дошкольном возрасте – это ее индивидуализация и оформление иерархической структуры. У каждого ребенка можно обнаружить ведущую потребность и сопряженные с ними мотивы, которые определяют его поведение и своеобразие личности.
  2. Изменение эмоциональной системы. Трансформация эмоциональных переживаний происходит за счет включения новых чувств: огорчение по поводу непонимания другими людьми, удовлетворение от хорошего и социально поощряемого поступка, эстетические удовольствия, эмпатия и сочувствие слабым и обиженным. Все названные чувства имеют социальное происхождение и формируются при накопление личного опыта общения с другими людьми, демонстрирующими образцы социального поведения и действия.
  3. Обогащение и развитие системы психологических защит. Возрастная динамика системы психологических защит связана с появлением и использованием высших эго-защитных механизмов, таких как: интроекция и проекция, компенсация, регулирующих адекватность социальных отношений не только с родителями, но и со сверстниками, а также позволяющих сохранять целостность формирующейся личности ребенка.
  4. Завершение первичного этапа формирования самосознания. Самосознание старшего дошкольника включает аффективный компонент «Я-образа» за счет формирования адекватных самооценок ребенка. В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка» когнитивного компонента «Я-концепции» как результата накопленного социального опыта конфликтных отношений и решения своих жизненных задач.
  5. Развитие произвольности поведения.
В свою очередь, степень готовности к школьному обучению дошкольника – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка, приступая к систематическим занятиям, он должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к существенной перестройке всего образа жизни, которая неизбежно связана с изменением его места в системе общественных отношений – принятием положения школьника.

Исследователи отмечают, что реализация ребенком социальной позиции школьника возможна только на основе формирования у него конкретных психических особенностей, обеспечивающих возможность приступить к изучению науки в логике науки, а также организовать свою деятельность и поведение, подчиняя их определенным образцам, правилам, моральным законам. О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно говорить, если общее стремление ребенка в школу сопряжено с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительности, то есть собственно школьное, учебное содержание занятий и специфичную именно для школы форму их осуществления, а также на авторитет учителя как носителя общественно выработанных способов деятельности и отношений.

Как понять что ребенок готов к поступлению в школу?

По мнению отечественных психологов, наличие готовности к школьному обучению присутствует, если ваш ребенок:

  1. Хочет в школу и не мыслит себя вне нее. Ребенок понимает важность обучения и стремится к занятиям.
  2. Проявляет большой интерес к собственно школьному содержанию занятий:
    а) предпочитая грамоту и счет занятиям дошкольником (рисование, лепка, аппликация, пение, конструирование, физкультура;

    Б) ребенок четко представляет себе процесс подготовки к школе и занятиям.

  3. Ребенок самостоятельно и добровольно отказывается от характерных ориентаций дошкольников:

    А) он предпочитает классные занятия обучению дома;

    Б) не отрицает и старается тщательно соблюдать наличие принятых норм поведения в школе, обществе, дома;

    В) предпочитает традиционный способ оценки учебных достижений (отметка) всем другим видам поощрения. Сладости, подарки в замен на хорошее обучение его перестают интересовать.

  4. Признает авторитет и уважает учителя.
Итак, готовность к школе детей старшего дошкольного возраста проявляется в том, что у детей формируется принятие нового социального статуса – статуса школьника, в связи с чем, появляются личностные новообразования, меняются представления ребенка о себе и отношения к окружающему миру.

Что такое готовность ребёнка к школе?

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, обозначающих рубеж, переход от одного возрастного этапа к другому, и степень «кризисности» зависит от того, насколько человек подготовлен к следующему возрастному этапу, к тем требованиям которые предъявит ему жизнь в этот период. Более подготовленные люди (системой воспитания, состояния здоровья, развития способностей, в т.ч. коммуникативных и интеллектуальных, социальных и профессиональных навыков и др.) переживают возрастные кризисы (трёхлеток, подростковый, среднего возраста, пенсионный) мягче, спокойнее, жизнерадостнее. И напротив, чем более накоплено (не решено) проблем, тем критичнее произойдёт переход из одной возрастной группы в другую.

Это всецело относится и к периоду начала обучения ребёнка в школе, перехода из дошкольного в младший школьный возраст, когда в корне меняется жизнь ребёнка и в физиологической, и в психологической, и в социальной сфере. Подавляющее большинство детей оказывается готовым к новым требованиям жизни,изменению нагрузок (социальных, интеллектуальных, психологических и физических) к 7-ми годам. Некоторая часть детей, исожалению, она увеличивается в силу ряда причин в последнее время, только к 8-ми годам. И никто (!) из детей, с учётом комплекса всех (!) их возможностей, а не только физических и интеллектуальных не оказывается способным безболезненно и успешно адаптироваться к школе (в её нынешнем варианте) в 6 лет. Речь идёт не о первых неделях или месяцах обучения в школе, а о том, насколько успешным учеником ребёнок будет на протяжениишкольных лет.

Что же определяет успешность ученика? Будем отталкиваться от тех конкретных требований, которые обрушатся на ребёнка с первых дней в школе. Понятно, что

1. физически здоровый и выносливый , приученный к здоровому режиму дня и ночи, к здоровому образу жизни;

2. интеллектуально способный , умеющий считать, читать, понимающий прочитанное и способный его пересказать своими словами, с хорошей памятью и вниманием ребёнок больших затруднений в школе в первое время испытывать не будет, да и в дальнейшем не будет, но только в том случае, если окажется

3. способным управлять своим эмоциональным состоянием и общаться в рабочем, а не игровом режиме с достаточно большим количеством детей и взрослых (учителей), которые совершенно по-разному в силу своихличностныхособенностей будут от него ожидать и требовать определённых усилий и результатов;

4. способным взять на себя ответственность за эти усилия и результаты, принять факт, что как мама с папой должны работать, так и я должен учиться, а не руководствоваться своими «хочу/не хочу», «могу/не могу», «нравится/не нравится», «получается/не получается» и т.п.

Как показывает опыт, обозначенные в п.п. 3 и 4 эмоциональные, коммуникативные и личностные качества ребёнка могут играть решающую роль в адаптации ребёнка в школе: при их адекватном развитии они могут даже компенсировать недостаточность физического здоровья и интеллектуальных способностей иизначально много не обещающий ребёнок, может оказаться хорошим учеником и отличным специалистом в профессии, и наоборот, при недоразвитии этих качеств, даже при хороших интеллектуальных и физических показателях, ребёнок может оказаться неуспешным в учебной и дальнейшей трудовой деятельности.

Что же такое готовность ребёнка к школе? Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.

Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных , физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей . Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с ними. Поэтому ниже приведём несколько классификаций, чтобы получить наиболее полное представление о составляющих понятия готовности ребёнка к школе:

1. Интеллектуальная готовность.

Под интеллектуальной готовностью многие родители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы. На самом деле интеллектуально готовый ребёнок – это в первую очередь ребёнок, обладающий любознательностью и пытливым умом.Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности.

2. Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми ребёнку для сосуществования в коллективе.

Умение влиться в коллектив, приняв его правила и законы. - Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и интересами других членов коллектива. Как правило, эти навыки присущи детям, посещавшим детский сад или воспитывающимся в большой семье. В социальную готовность также входитумение налаживать отношения со взрослыми . Будущий ученик не должен бояться отвечать на вопросы учителя и не одного, а нескольких, и не похожих друг на друга, а очень разных самому задавать вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи, высказать свою точку зрения.

3. Личностная готовность. Личностная готовность – это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль - роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни. иметь новый уровень свободы и ответственности. Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша – он равняется на старших детей. Появление такого нового самосознания сигнализирует о готовности ребёнка к новой общественной роли – позиции «школьника».

-способность к адекватной самооценке.

Это умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин. Когда ребёнок и без отметок учителя чувствует, что он усвоил, а над чем еще надо поработать.

-умение соподчинять мотивы поведения.

Это когда ребёнок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть в солдатиков, то есть мотив «быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «получить удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может быть стойкого приоритета учебного мотива над игровым. Он формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются детям в привлекательной игровой форме.

Для того чтобы ребёнок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой.
Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребёнка, от среды конкретной школы, от уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».

К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе. Если у ребёнка хорошо развита речь, то есть онв принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное, это еще не значит, что у него развиты коммуникативные навыки - важнейшее свойство, необходимое человеку в условиях современной жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми. Значит, он не готов говорить перед группой людей, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно, чтобы в данной, конкретной ситуации успешно общаться. Оказывается, что для того, чтобы речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни, необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильно-стью, развитием воли (с умением преодолеть свою неуверенность, страх), должна быть также сформирована потребность выражать свои мысли и чувства.

Или другой пример. У человека в принципе хорошо развита речь. Он понимает то, что ему говорят, и может адекватно и понятно выражать свои мысли. Но тем не менее он не является «общительным человеком», не создает в коллективе атмосферу непринужденного общения, «не любит» общаться, не интересуется другими людьми. Открытость, склонность к общению, интерес к другим людям – вот составные компоненты (наряду со способностью понимать речь и ясно формулировать свои мысли)коммуникативной компетентности , являющиеся залогом успешной коммуникации в жизни.

Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребёнок в семье и других социальных группах. Она развивается не путём специальных занятий, а непрямым образом – через «участие в жизни».

Если мы вспомним требования, которые предъявляет к ребёнку школьная жизнь, и постараемся проанализировать компетентности, которыми должен обладать ребёнок, то их можно сгруппировать в четыре большие группы.

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребёнок замыкается в себе.

Понятно, что не со всеми заданиями и ситуа-циями ребёнок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребёнка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребёнок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться.Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной компетентности.

Когда ребёнок что--то знает, хочет показать свои знания и тянет руку, то, естественно, не всегда получается так, что его действительно вызывают. Когда учитель вызывает другого, а ребёнок хочет непременно показать свои знания, это может стать сильным разочарованием. Ребёнок может подумать: «Если меня не вызывают, то и стараться не стоит» – и перестать активно принимать участие на уроках. В школьной жизни существуют самые разные ситуации, в которых ему приходится испытывать разочарования. На эти ситуации ребёнок может реагировать пассивностью или агрессией. Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними еще одна сторона эмоциональной компетентности.

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ребёнка в различных сообществах, вступление и поддерживание многообразных контактов, связей и отношений.

Прежде всего это сообщество класса. Ребёнок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он благодаря своему поведению другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребёнок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что--то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтомуспособность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребёнок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в случае школьного обучения – класса. Учитель не может обращаться к каждому ребёнку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребёнок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Поэтомучувствовать себя членом группы это еще одно важное свойство социальной компетент-ности.

Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтомук социальной готовности к школе относится способность ребёнка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить их другим, конструктивным моделям решения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д.Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребёнка к школе.

Моторная готовность к школе . Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека. Многие современные методики обучения письму учитывают этот факт и не требуют от ребёнка с самого начала мелкого письма в разлинованных тетрадях со строгим соблюдением границ. Дети сначала «пишут» буквы и «рисуют» формы в воздухе, потом – карандашом на больших листах, и лишь на следующем этапе переходят к написанию букв в тетрадях. Такой щадящий метод учитывает, что ребёнок может поступить в школу, имея недостаточно развитую руку. Однако в большинстве школ до сих пор требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответ-ствующие границы. Это для многих детей сложно. Поэтому хорошо, если уже до школы ребёнок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев.Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребёнка к школе.

Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от того, насколько ребёнок владеет своим телом в целом и способен выразить свои импульсы в форме телесного движения.

Участие в общих играх и радость от движения – это нечто большее, чем способ утверждения себя в детском коллективе (социальные отношения). Дело в том, что учебный процесс протекает ритмически. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребёнок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. Вообще развитость так называемой «крупной моторики», без которой ребёнок не может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равновесие на перекладине и т.д., а также получать удовольствие от разных видов движения, является важной составной частью готовности к школе.

Восприятие собственного тела и его возможностей («Это я могу, я сумею с этим справиться!») сообщает ребёнку общее позитивное ощущение жизни. Позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удовольствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья, прыгать с высоты и т.д.). Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними важная составная часть моторной готовности ребёнка к школе.

Когнитивная готовность к школе , которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но все же весьма существенную роль.

Важно, чтобы ребёнок мог некоторое время концентрироваться на какой--либо задаче и выполнять ее. Это не так--то просто: в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей самого различного рода. Это шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно происходят какие--либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения . Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребёнка, если он может в течение 15–20 минут внимательно выполнять поставленную перед ним задачу, не утомляясь.

Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребёнок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. Поэтомуспособность к краткосрочной аудитивной (слуховой) и визуальной (зрительной) памяти, позволяющей мысленно переработать поступающую информацию, является важной предпосылкой успеха учебного процесса. Само собой разумеется, что слух и зрение тоже должны быть хорошо развиты.

Дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. Поэтому, когда тема или задание, которое дает учитель, соответствует их склонностям, тому, что им нравится, проблем не возникает. Когда же им неинтересно, они часто просто ничего не делают, начинают заниматься своими делами, то есть перестают учиться. Однако требовать от учителя, чтобы он предлагал детям только интересные для них темы, интересные всегда и для всех, совершенно нереально. Что-то для одних детей интересно, для других же нет. Невозможно, да и неправильно строить все преподавание исключительно на основе интереса ребёнка. Поэтому школьное обучение всегда содержит такие моменты, когда детям приходится делать что--то, что им неинтересно и скучно, по крайней мере сначала. Предпосылкой того, что ребёнок будет заниматься содержанием, которое для него поначалу чуждо, является общий интерес к учению, любопытство и любознательность по отношению к новому.Такое любопытство, любознательность, желание учиться и чему-то научиться является важной предпосылкой успешного обучения.

Учение – это в значительной мере систематическое накопление знаний. Такое накопление может протекать по-разному. Одно дело, когда я запоминаю отдельные элементы информации, не связывая их между собой, не пропуская их через индивидуальное понимание. Это ведет к механическому заучиванию. Такая стратегия обучения опасна, так как может стать привычкой. К сожалению, приходится констатировать, что в последние годы увеличилось количество студентов вузов, понимающих обучение именно так – как механическое воспроизведение непонятого материала, определений, схем и конструкций без всякой взаимосвязи, в отрыве от отношения к реальности. Такое «знание» не служит развитию мышления и личности в целом, быстро забывается.

Причина этого – неправильные привычки учения, закрепленные школьным обучением. Стратегия зубрежки (механического заучивания) устанавливается тогда, когда ребёнку предлагается материал, который он еще не может понять, или в результате непродуманной методики, не учитывающей актуального уровня развития ребёнка. Важно, чтобы знания, которые ребёнок получает в школе и вне школы, складывались в разветвленную сеть взаимосвязанных элементов, пропущенных через индивидуальное понимание. В этом случае знание служит развитию и может быть применено в естественных ситуациях. Такое знание является непременной составной частью компетентности – умения успешно справляться с проблемами в различных ситуациях жизни. Интеллигентное знание выстраивается шаг за шагом не только в процессе школьного обучения, но и из многообразной информации и опыта, получаемого ребёнком вне стен школы.

Для того чтобы ребёнок мог получаемую информацию интегрировать в уже имеющуюся и выстраивать на ее основе разветвленную сеть взаимосвязанных знаний, необходимо, чтобы он к моменту обучения уже владел начатками логического (последовательного) мышления и понимал взаимосвязи и закономерности (выражаемые словами «если», «то», «потому что»). При этом речь идет не о каких--то специальных «научных» понятиях, а о простых взаимосвязях, встречающихся в жизни, в языке, в человеческой деятельности. Если мы утром видим, что на улице лужи, то естественно заключить, что ночью шел дождь или рано утром улицу полила поливальная машина. Когда мы слышим или читаем какую-то историю (сказку, рассказ, слышим сообщение о событии), то в этой истории отдельные высказывания (предложения) выстраиваются во взаимосвязанную нить благодаря языку. Язык сам по себе логичен.

И, наконец, наши повседневные действия, употребление простых орудий в домашнем хозяйстве тоже подчиняются логической закономерности: для того чтобы налить воду в чашку, мы ставим чашку дном вниз, а не вверх и т.д. Логические связи в природных явлениях, языке и повседневных действиях являются согласно современной логике и психологии основанием логических законов и их понимания. Поэтомуспособность к последовательному логическому мышлению и пониманию взаимосвязей и закономерностей на уровне обыденной жизни является важной предпосылкой когнитивной готовности ребёнка к обучению.

Представим теперь все названные нами элементы в виде общей таблицы «базовых компетентностей» готовности к школе.

Возникает вопрос: должен ли ребёнок обладать всеми этими качествами в полной мере, чтобы быть «готовым к школе»? Детей, которые бы полностью соответствовали всем описанным характеристикам, практически не бывает. Но готовность ребёнка к школе все--таки можно определить.

Эмоциональная готовность к школе:

· Способность выдерживать нагрузки;

· Способность выдерживать разочарования;

· Не бояться новых ситуаций;

· Уверенность в себе и своих силах

Социальная готовность к школе:

· Умение слушать;

· Чувствовать себя членом группы;

· Понимать значение правил и умение соблюдать их;

· Конструктивно решать конфликтные ситуации

Моторная готовность к школе:

· Координация системы «рука–глаз», ловкость пальцев и рук;

· Способность проявлять собственную инициативу и активность;

· Воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;

· Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними

Когнитивная готовность к школе:

· Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;

· Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;

· Любознательность и интерес к учению;

· Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности

Главное – это психологическая готов-ность ребёнка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпо-сылок учебной деятельности, помогающих ребёнку приспособиться к условиям школы и приступить к си-стематической учебе.

Набор психологических свойств и качеств многооб-разен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.

>Функциональная готовность ребёнка свидетель-ствует об уровне общего развития, его глазомера, про-странственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки.

>Интеллектуальная готовность предполагает приобре-тение ребёнком определенного запаса конкретных зна-ний, понимание общих связей, принципов, закономер-ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схе-матического мышления, творческого воображения, на-личие основных представлений о природе и социаль-ных явлениях.

>Оценка готовности к школе по уровню интеллекту-ального развития наиболее распространенная ошибка родителей. Старание родителей направляет-ся на "запихивание" в ребёнка всевозможной инфор-мации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле-ний. Желательно развивать способность слушать, по-нимать смысл прочитанного, пересказывать услышан-ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы-ражать свое отношение к прочитанному, проявлять ин-терес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность имеет и другой ас-пект – формирование у ребёнка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учеб-ную задачу и превратить ее в самостоятельную цель де-ятельности.

К 6 годам происходит постепенное оформление ос-новных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определен-ное усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое по-ведение и процессы торможения слабы. Сознатель-ное управление собственным поведением дается по-ка ребёнку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формирова-нии у детей умения преодолевать трудности, в вы-сказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно свя-зана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в уме-нии слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, ис-пользовать образец, сосредоточивать и удерживать вни-мание на определенной деятельности в течение дли-тельного времени.

>Волевая готовность к школе позволит первокласс-нику включиться в общую деятельность, принять си-стему школьных требований, выполнять новые для него правила.

>Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые зна-ния, желание занять позицию школьника. Интерес де-тей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установ-ление и сохранение положительных взаимоотноше-ний со взрослыми в семье и школе, самолюбие, са-моутверждение – все это возможные варианты мо-тивации учения, порождающие в детях стремление за-ниматься учебным трудом.

Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте – познавательная потребность. Уровень ее раз-вития – один из показателей психологической готов-ности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.

Познавательные интересы складываются постепен-но. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребёнка игровой или житейской си-туацией.

>Социально-психологическая готовность к школе озна-чает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребёнка со сверст-никами. Умеет ли он договариваться с другими деть-ми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре? Учебная деятельность деятельность коллективная , а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.

Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребёнка представляется особенным. Оно связано с от-ношением к самому себе, к своим возможностям и спо-собностям, к своей деятельности и ее результатам.

Родители окажут большую помощь учителям, воспи-тателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, бу-дут поощрять в ребёнке желание учиться.

Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?

В течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д. От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра. Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?), 3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать и проигрывать).

От того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития – обучения. Поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные), игроки (директор, учителя, дети), штрафные санкции (двойки, замечания в дневник), выигрыш (пятёрки, грамоты, награды, аттестат). Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе. В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.

Но и вам, уважаемые родители, это серьёзный повод задуматься о готовности ребёнка к школе: даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет, прекрасно говорит, анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидерские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд, но при этом не освоил фазу игры, – помогите ему! Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развивающие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом, вы улучшите готовность к школе своего ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты общения! И ещё: Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учеба - это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей. Удачи вам, терпения и чуткости!

Вопросник для наблюдений.

Обведите кружком соответствующую цифру или поставьте на ней крестик.

Развитие тела – движение и восприятие

Как двигается ребёнок на площадке для игр: проявляет ли он ловкость, сноровку, уверенность и смелость, или испытывает страх и боится?0 1 2 3

Может ли он сохранять равновесие на перекладине, находящейся сравнительно высоко над землей или на ветке дерева, или ищет поддержки и хватается за дополнительную опору?0 1 2 3

Может ли ребёнок подражать характерным движениям, например, подкрадываться, как индеец и т.п.?0 1 2 3

Может ли он бросать мяч в цель?0 1 2 3

Может ли он ловить мяч, брошенный ему?0 1 2 3

Любит ли ребёнок двигаться, например, играть в салки или догонялки? Много ли он двигается?0 1 2 3

Умеет ли ребёнок правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом?0 1 2 3

Получается ли у ребёнка, закрашивая картинки, соблюдать границы?0 1 2 3

Может ли он застегивать и расстегивать пуговицы или молнию без посторонней помощи?0 1 2 3

Умеет ли ребёнок вырезать ножницами простые фигуры:0 1 2 3

Если ребёнку больно, как он реагирует: адекватно или преувеличенно?0 1 2 3

Может ли ребёнок находить на картинке правильные формы (например, похожие или отличные друг от друга)?0 1 2 3

Может ли он правильно «локализовать» в пространстве источник звука (например, звонок мобильного телефона и т.п.)?0 1 2 3

Когнитивная сфера: мышление, речь, воображение, внимание, память.

Понимает ли ребёнок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать их содержание просто, но правильно (по смыслу)?0 1 2 3

Понимает ли ребёнок простые причинно-следственные связи?0 1 2 3

Может ли ребёнок узнавать и называть основные цвета и формы?0 1 2 3

Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он писать свое имя или другие простые слова?0 1 2 3

Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит ли простые стихи и песни?0 1 2 3

Как говорит ребёнок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих?0 1 2 3

Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что случилось (то есть какое-либо событие или переживание)?0 1 2 3

Когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует – работает ли он с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается?0 1 2 3

В состоянии ли ребёнок заниматься каким-либо одним делом на протяжении хотя бы 10-15 минут и довести это дело до конца?0 1 2 3

Играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации?0 1 2 3

Способен ли он выполнить простое задание тщательно и как следует?0 1 2 3

Эмоции и социальность

Развито ли у ребёнка доверие к себе и своим способностям?0 1 2 3

Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации?0 1 2 3

Удавалось ли ребёнку иногда преодолевать свою боязливость?0 1 2 3

Может ли он ждать исполнения желаемого?0 1 2 3

Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие?0 1 2 3

Может ли ребёнок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации?0 1 2 3

Рад ли он, что скоро пойдет в школу?0 1 2 3

Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуации?0 1 2 3

Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре?0 1 2 3

Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми?0 1 2 3

Как ведет себя ребёнок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное разрешение ситуации и принимает ли их?0 1 2 3

Подведение итогов наблюдений

Если большая часть признаков готовности к школе оказываются слабо выраженными, то велика вероятность, что ребёнку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться на начальном этапе.

Ему будет необходима дополнительная поддержка. Если ребёнку еще не исполнилось 7 лет, имеет смысл подождать годик с зачислением в первый класс. Но не следует ожидать пассивно, когда ребёнок «дозреет» сам. Ему необходима педагогическая поддержка. Если, например, ребёнок хорошо развит интеллектуально, но в эмоционально-социальной сфере у него трудности, имеет смысл поискать для него игровую группу, где он мог бы играть со сверстниками некоторое время быть без родителей, не испытывая страха. При этом следует избегать резких переходов к непривычной для ребёнка ситуации. Если ему трудно без родителей в игровой группе, нужно осуществлять переход постепенно: первое время кто-то из близких ребёнку людей должен присутствовать в группе, пока он не привыкнет к новой обстановке. Важно при этом, чтобы состав группы был постоянным. Тогда у ребёнка появится возможность выстроить стабильные эмоциональные отношения в новой социальной среде.

Если слабовыраженными окажутся только немногие признаки, обозначенные в опроснике, особых сложностей с обучением у ребёнка возникнуть не должно.

Остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе, под которой понимается "необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников" (И. В. Дубровина, 1997).

Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.

Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность "внутренней позиции школьника", что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: "позиции школьника".

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

Эмоциональная готовность - это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности. Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.