Что изучает социальная психология.

Взаимосвязь социальной психологии с другими научными дисциплинами обусловлена двумя обстоятельствами. Первое – это логика развития науки вообще через дифференциацию отдельных ее отраслей. При этом каждая из отраслей научного знания отражала специфику «своего» видения и объяснения окружающего мира. Второе – это всевозрастающая потребность общества в необходимости использования интегрированного знания многих отраслей науки. Таким образом, теснота связи социальной психологии с другими науками может быть прослежена с учетом таких аспектов, как:

Наличие общего объекта исследования;

Использование общих методов в решении теоретических и практических задач;

Взаимное использование некоторых объяснительных принципов в понимании природы социально-психологических явлений;

Привлечение фактов, «добытых» другими научными дисциплинами, которые помогают глубже понять факторы и специфику развития и проявлений социальной психологии человека.

Так, взаимосвязь социальной психологии и истории имеет место тогда, когда каждая из них обращается к другой для решения собственных проблем с целью использования ее данных. Анализ истории для человека есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии его поведения и отношений с другими людьми. Историка, например, может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху. Психолог, в свою очередь, может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт. Историк может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа, воспользовавшись методами социальной психологии для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события. Психолог может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение давно живших поколений.

В работах выдающихся психологов и историков мы находим интереснейшие примеры взаимовлияния общественной психологии на действия и поступки отдельных людей, и наоборот. Установлена, например, определенная зависимость между диктаторскими режимами, существо­вавшими в различные времена, и психологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов. Между социально-экономическими достижениями страны и силой мотивации достижения у людей, представляющих данную страну. В реальном межгосударственном сосуществовании народов в ходе исторического развития формировались так называемые этнические стереотипы, выступающие сегодня в качестве относительно устойчивых представле­ний о моральных, физических особенностях, присущих представителям различных этнических общностей.

Социальная психология и философия

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы социальной психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественно-научных методов. Во многом они решаются философски-умозрительно. Да и сам человек не есть полностью биологическое существо - он “обитает” между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.

Многие проблемы психологии современного человека, такие как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для социальной психологии, и для философии.

Социальная психология и социология

Социология и социальная психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных - анкетированием и опросом. Например, социомет­рия , возникшая первоначально как психологическая теория общества (Дж. Морено) применяется одновременно и как социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

Разработанная преимущественно социологами теория социального научения принята в социальной психологии. Данная теория утверждает, что поведение человека есть результат его общения, взаимодействия и совместной деятельности с разными людьми в различных социальных ситуациях, результат подражания, наблюдения за другими людьми, обучения и воспитания на их примерах. Любые формы общественного поведения человека, даже если в их основе лежат известные генетические факторы, преобразуются в результате применения к человеку системы разнообразных социально-культурных поощрений и наказаний.

Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. И если социологи пользуются психологическими данными преимущественно при решении проблем, касающихся общества в целом; то психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе. При этом одним из наиболее важных объектов изучения, своеобразной «сферой интересов» социальных психологов является не общество в целом, а малая группа - небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Есть немало проблем, которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всем этим в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.

Социальная психология и педагогика

Практически любой из вопросов обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. Социально ориентированная педагогика неизменно пользуется данными социальной психологии, помогающей правильно решать вопросы организации эффективного учебного взаимодействия обучаемых и преподавателей, учитывать социально-психологические явления и процессы, происходящие в педагогических и учебных коллективах.

Таким образом, социальная психология - это отрасль психологии, исследующая структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями (Гончаров А.И.).

Основными особенностями научного социально-психологического знания является его способность отражения существенного, устойчивого и повторяющегося в социально-психологических явлениях, сочетание методологического, теоретического и экспериментального знания, в котором главное - осознанная, рефлексивная исследовательская направленность, проверяемость теоретических положений в эксперименте.

Современный человек принадлежит сразу к нескольким социальным группам: он член семьи, участник рабочего коллектива, представитель общественного класса, нации…

Как принадлежность к определенной группе влияет на личные качества и особенности человека? Как формируются психологические связи между участниками группами? Что такое внутригрупповая иерархия? Почему одни члены группы манипулируют другими? Что лежит в основе массовых психических явлений?

На эти и многие другие вопросы пытается ответить социальная психология - наука, которая изучает отношения меду людьми, а также явления, которые возникают в процессе взаимодействия их как членов общественных групп.

Три этапа развития

История развития социальной психологии начинается еще в античную эпоху, хотя четкую периодизацию представить почти невозможно: дисциплина оформлялась на основе разных источников. Можно говорить о трех условных периодах, которые прошла в своем развитии социальная психология. Со времен Платона и Аристотеля вплоть до середины XIX века ее идеи формировались в рамках философии, общей психологии и общей социологии.

Так, Платон предпринял попытку обосновать поведение людей, принадлежащих к различным общностям, связав их принадлежность к группе и степень развития у них того или иного органа или качества. Например, у философов развит ум, в сердце рождается мужество воинов, живот, телесные желания подчиняют себе образ жизни ремесленников. Подобными критериями мыслитель пользовался и для отделения одного народа от другого. Аристотель называл человека «общественным животным», подчеркивая, что отдельная личность не может полноценно развиваться вне социума.

Эпоха Возрождения дает два противоположных взгляда относительно влияния общества на человека. Реалистическое течение говорило о том, что человек изначально подвержен порокам и дурным привычкам; романтики, наоборот, утверждали, что в людской натуре доброго гораздо больше, чем злого, и именно общество воспитывает в людях отрицательные черты.

Вторая половина позапрошлого столетия и первые годы прошлого считаются следующим периодом. Тогда социальная психология как наука исключительно описательная представляла собой лишь фиксацию явлений, которые наблюдали исследователи. Тогда стали возникать теории, которые объясняли все социально-психологические феномены одной-единственной причиной.

Такие теории доминирующего фактора в социальной психологии включают, например, концепцию внушения Гюстава Лебона, идею привычки Уильяма Джеймса. Уильям Мак-Дугалл рассматривал как движущую силу социального поведения человека . Мак-Дугалл, кстати, и ввел сам термин «социальная психология».

Сейчас история социальной психологии переживает свой третий этап - экспериментальный. Запросы бизнесменов и торговых агентов, бурное развитие рекламы и средств массовой коммуникации, широкое применение политической пропаганды - все это в 20–30-е годы XX века обосновало актуальность изучения механизмов формирования общественного мнения, массового сознания, влияния группы на психику отдельного ее члена. Эти прикладные задачи социальной психологии имеют большое значение и в наше время.

Что это за наука

Каковы основы социальной психологии? Что представляют собой объект, предмет и методология науки? С какими дисциплинами она теснее всего связана?

Понятно, что интересующая нас дисциплина возникает на стыке психологических и социальных исследований. По линии психологии она испытывает влияние биологии, медицины, физиологии. Со стороны социологии родственными выступают такие отрасли знаний, как философия, педагогика, антропология и другие.

Пожалуй, педагогика связана с социальной психологией особенно тесно. Педагогическая практика невозможна без знаний о принципах взаимодействия внутри коллектива, о влиянии коллектива на личность, о групповых методах обучения и многих других социально-психологических аспектах.

Объект социальной психологии - это сообщества, социальные группы, а ее предмет - психологические процессы, свойства и состояния, свойственные отдельному члену группы и группе в целом. В зависимости от того или иного взгляда на предмет изучения формируются разные разделы социальной психологии.

Социальная психология личности, групп и, наконец, общения и межгруппового взаимодействия - такова структура социальной психологии, по мнению Галины Михайловны Андреевой, одной из основоположниц отечественных исследований в этой области.

В поле изучения первого раздела входят такие вопросы, как социализация личности, влияние на ее психику общественных ролей, статусов и установок, влияние групповых норм на поведение и характер человека и другие. Исследования групп посвящены возникновению, жизнедеятельности и распаду различных общностей, формированию структуры группы. Третий раздел охватывает способы и виды коммуникации между людьми, возникающие между людьми отношения, проблемы оценки и восприятия человека человеком.

Широкое понимание предмета науки объясняет обширный список проблемных вопросов, стоящих перед ней. Наиболее значимые проблемы социальной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • Отношения внутри группы.
  • Групповая иерархия и лидерство.
  • Социализация человека.
  • Адаптация личности внутри группы.
  • Факторы, определяющие поведение личности при групповом взаимодействии.

Как показывает перечень, проблема личности в социальной психологии занимает одно из ведущих мест. Второй наиболее актуальной проблемой можно назвать проблему группы, обозначив таким образом два самых актуальных направления исследований в этой области.

Методы социальной психологии схожи с методами общей психологии. Это, конечно же, беседа, анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, моделирование. Основные методы науки также обязательно дополняются специфическими. Таким будет, например, метод социометрии, который использует специалист, изучающий межличностные отношения внутри группы.

Функции социальной психологии направлены на сохранение общественных ценностей и норм, а также на приведение поведения человека в соответствие с ними без возникновения у него психологического напряжения. Автор: Евгения Бессонова

  1. Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    И место юридической психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология ...

  2. Предмет , задачи и структура судебной психологии

    Реферат >> Психология

    ... психология» «Предмет , задачи и структура судебной психологии» Содержание Введение Предмет , задачи и методы судебной психологии История развития судебной психологии ... понятием ... криминологией, социальный психологией и психологией личности. ... имевшего место в...

  3. Предмет и задачи социальной психологии (1)

    Курсовая работа >> Психология

    Общей задачи материалистической переориентации психологии . Однако само понятие «социальная психология» в... предмете , задачах и методах, а также о месте социальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным и возможным. В социальной психологии ...

  4. Предмет и задачи социальной психологии (2)

    Курсовая работа >> Психология

    ... предмета и задач социальной психологии . Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место ...

  5. Понятие социальной общности (1)

    Реферат >> Социология

    ... . Понятие виды и структура социальных организаций Социальные классы и классовые отношения. Социальная стратификация и социальная мобильность. 5.1. Понятие социальной стратификации 5.2. Системы социальной стратификации 5.3. Понятие социальной ...

Связь социальной психологии с другими науками.

· Социальная психология и социология. Общее у них – то, что поведение человека рассматривается в социальных условиях, в социальном контексте, в группе. Но социологов более интересуют статистически большие и теоретически выделенные группы, а социальных психологов – малые, с непосредственным контактным взаимодействием. Социология рассматривает поведение и взаимодействие в макросоциальных условиях, а социальная психология – в условиях непосредственного общения. Субъектами социального действия и взаимодействия в социологии выступают большие группы и общности, а если речь идёт о человеке, то он понимается как представитель формальной группы. Человек в социальной психологии взаимодействует в рамках социально-психологических групп или неформальных сообществ. Социальные психологи, в отличие от социологов, в объяснении взаимодействия учитывают индивидуально-психологические особенности личности.

· Социальная психология и психология личности. Психологи фокусируют своё внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни индивиды более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставлять большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформным или независимым, испытывать симпатию или предубеждение.

· Социальная психология и общегуманитарные дисциплины: философия, история, культурология, политология. Объяснение поведения и взаимодействия людей невозможно без учёта их взглядов, их мировоззрения, их ценностей (в том числе и идеологических). История даёт описание культурно-мировоззренческого (в том числе политического) контекста ситуаций. Философия анализирует, интерпретирует сущностное содержание и знаково-символические формы различных картин мира. Под влиянием семиотики сформировались такие направления в психологии как психосемантика и когнитивная психология. Психосемантика изучает процессы знакового (в том числе и речевого, словесного) конструирования смысла ситуации. Когнитивная психология занимается вопросами получения, организации и передачи знаний. Её интересует как, с помощью каких категорий и концепций можно объяснить производство, усвоение, классификацию, запоминание знаний; как можно объяснить связь между психикой и культурой; как создаются схемы совместных действий и сценарии поведения.

Политология направлена на выявление актуальных, злободневных социально-групповых интересов людей и описание технологий их реализации. Общегуманитарные дисциплины помогают понять смысловой контекст взаимодействия. Социальная психология как специальная теория направлена на описание и анализ механизмов реализации мотивов и смыслов социальных действий. Последнее сближает её с социологией. Различаются они уровнями анализа мотивов и смыслов: более социальным или более индивидуальным.

| следующая лекция ==>

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.