Что роднит мастера и булгакова. Cочинение «Булгаков и Мастер одна общая трагедия

1) Мастера с Булгаковым роднят некоторые неприятные эпизоды из жизни самого писателя, которые он перенес в роман. Например травля критиками (роман Белая гвардия и основанная на его базе пьеса Дни Турбиных), и в более общем случае, противостояние с государством, которое регулирует в том числе и культурную жизнь. Как например написание произведений "в стол", произведения написанные, но не опубликованные при жизни (Собачье сердце).
2) Общим для Мастера и Иешуа можно назвать жизненный путь, который ведет их к страданиям. Творчество Мастера навлекает на него разгромную критику и травлю, учение Иешуа ведет его к казни. Так же общим моментом двух героев является то, что оба были преданы людьми, которые были рядом с ними. Мастера оговорил Алоизий Магарыч, которого Мастер после не считал плохим даже оставшись бездомным и попав в клинику Стравинского. Он просто не видел в нем присутствия зла. Что сопоставимо с тем, что Иешуа предлагал называть абсолютно всех людей добрыми. А Иешуа был предан Иудой, о котором так же отзывался положительно.
3) Различие между героями в решимости пройти путь страданий до конца. Сломавшись под градом разгромных отзывов, пытаясь его остановить, Мастер сжег свой роман, а Иешуа не отрекшись от своих слов обрек себя на смерть.
4) У Мастера планомерная травля вызвала сначала непонимание, потом уныние и в конце концов состояние близкое к психическому расстройству. Его страхи обрели в голове даже некое образное выражение. Он описывал это, как присутствие какого-то страшного спрута поблизости. Единственным источником сил для него оставалось присутствие рядом Маргариты. Но ей необходимо было уходить. И ей пришлось уйти, когда состояние Мастера было особенно тяжелым. И после, с его слов, он лег спать заболевшим, а проснулся больным. И практически одновременно с заболеванием Мастера настигла еще одна беда, по вине Алоизия, которого он считал другом, Мастер лишился жилья.
5) Мастер осознавая свое состояние, как болезненное, дело дошло до того что его пугали даже самые обычные трамваи, и где-то услышав про клинику Стравинского просто пошел в нее пешком. Он мог бы замерзнуть, потому как зимой не имел теплой одежды кроме пальто, но по счастливой случайности его подобрал шофер задержавшийся в пути из-за поломки машины.
6) Клиника предстает символическим местом перерождения нескольких персонажей, которые по вине Воланда в нее попали, об этом рассказывается в эпилоге. Но в первую очередь - поэта Ивана Бездомного, который став первым свидетелем присутствия в городе Воланда, вошел в клинику плохим поэтом (...хороши ваши стихи? -ужасны.), а вышел совсем другим человеком, который станет профессором-историком. И откажется от кричащего псевдонима Бездомный, ради своей обычной фамилии Понырев. В своем роде это так же можно рассматривать, как не полный уход образа Мастера из романа после смерти. Потому как Мастер рассказывая Ивану в палате о своей жизни, говорит, что еще пару лет назад он был историком.

Мастер в романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" - это человек, которого коснулось провидение Божье, и он вмиг прозрел для свободного творчества. Он пытается написать новое "евангелие", чтобы внести слово Божье в наш мир, погрязший в грехах и разврате, как древний Ершалаим. С Мастером автор знакомит нас не сразу, зато Воланда мы встречаем с первых страниц романа, потому что он - Князь мира сего. Он же и земной судия, хозяин людского правосудия, тюрем, он же воплощен в сонме земных грешников, развратников, воров и убийц.
Мытарь Левий Матвей из романа Мастера имеет свое новое воплощение в Иване Бездомном. Эту важную роль первого и единственного апостола "нового пришествия" Булгаков отводит атеисту-виршеплету, хулителю христианской веры. Оба уходят за кулисы, отыграв свою роль, как все второстепенные персонажи, чтобы ярче выступала фигура Мастера, создателя "бытового" романа о Христе.
Князь-Христос уже являлся в русской литературе в образе сумасшедшего князя Мышкина из-под пера Ф. М. Достоевского в романе "Идиот". Мастера мы тоже в первый раз встречаем в сумасшедшем доме. Он - зеркальное отражение Иешуа Га-Ноцри, которого сам вывел в своем романе и которого все тоже считают сумасшедшим. На первый взгляд, Мастер и Иешуа не похожи друг на друга. И эта непохожесть усиливается по мере того, как Мастер исполняет миссию пославшего его в этот мир Иешуа.
Но советское воплощение Христа на земле не идет на крест. Подобно своему герою Мастер чутко откликается на человеческие страдания, боль: "Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне... крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик". Мастер одинок, как и Иешуа: "Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда..." Иешуа в свою очередь говорит Пилату: "У меня нет постоянного жилища... я путешествую из города в город".
Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти оставаясь твердым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Мастер тоже страдает за это. Учение Иешуа и произведение Мастера отвергаются миром, который возлюбил зло. Но в отличие от Иешуа, Мастера перенесенные страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись: "Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно". Отчаяние - один из самых страшных смертных грехов. Иешуа же полностью исполнил волю Божью и пошел на крест.
Важным отличием Мастера от Иешуа является его стремление "приземлить" события, зафиксировать на бумаге бытовой эпизод из эпохи упадка Римской империи. Иешуа не только ничего не пишет сам, но резко отрицательно относится к записям на пергаменте своего добровольного "ученика-апостола" Левия Матвея. Божественное слово, как и музыка, не может быть достоверно переложено на бумагу. В этом Иешуа прямо противоположен образу Мастера, который пытается построить литературную композицию из неуловимого и многовариантного хода судьбы, называемого жизнью.
Мастер оказывается подлинным и более глубоким антагонистом Иешуа, чем даже его гонитель Понтий Пилат, которому "мало дано" и с которого "мало спросится". Мастер не разделяет идеи всепрощения, ему трудно поверить в то, что всякий человек добр. Возможно, поэтому мастер находит себе покровителя и заступника в дьяволе-Воланде, но опять-таки по воле самого Христа, переданной через Левия Матвея.
И тут видно раскаяние самого автора. Булгакову пришлось пережить практически все то, что изведал в своей "подвальной" жизни Мастер. Недаром эти страницы так ярки и убедительны. Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба увлечены историей, оба живут в Москве. Свои романы создают тайком ото всех. Даже проглядывается внешнее сходство: "С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми". Кстати, столько же лет было Булгакову, когда он сел за свой роман.
Есть еще одно косвенное сходство: Булгаков впервые в восемь лет прочитал "Мертвые души" Н. В. Гоголя, а потом выучил ро- ман-поэму чуть ли не наизусть. Гоголь сжег вторую часть "Мертвых душ", так поступил и Мастер.
История романа о Понтии Пилате предстает перед нами как живой поток времени, движущийся из прошлого в будущее. А современность - только звено, соединяющее прошлое с будущим. Поэтому литературная судьба Мастера во многом повторяет литературную судьбу самого Булгакова, ведь литература - часть жизненного течения, точнее - его отражение в потоке времени.
А еще к тому же в "Мастере и Маргарите" нашла свое точное отражение обстановка в СССР 30-х годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, передается читателю страшная атмосфера тоталитарной политики террора, в условиях которой писать правду о самовластии Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было просто опасно, не то что опрометчиво.
Ночная исповедь Мастера перед Иваном Бездомным в клинике Стравинского поражает своим трагизмом. Обстановка травли, в которой оказался Булгаков во второй половине 30-х годов прошлого века, весьма напоминает обстоятельства, о которых рассказывает Мастер Ивану Бездомному: "постоянное ожидание худшего". И завершает мысль: "Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего..."
У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом малодушии под напором идеологической диктатуры и бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой, воплощением "безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества".
Силы Мастера сдают: "А затем наступила... стадия страха. Нет, не страха этих статей... Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания". Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова не только потому, что в его образе отражены психологические черты и жизненные впечатления писателя. Чрезвычайно важна идея романа "Мастер и Маргарита" о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. Сам облик Мастера, человека в вечном сомнении, в устремлении к красоте и упоении жизнью мирской, в жажде славы, грешен с точки зрения христианской этики. Именно здесь Булгакову приходит откровение - современный человек никогда не может спастись от скверны душевной и никогда не заслужит прощения.

У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. В романе четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом малодушии при защите своего человеческого достоинства под напором диктатуры и бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением «безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества».

У Мастера, как и у Булгакова, наступает заболевание: «А затем наступила... стадия страха. Нет, не страха этих статей…, а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания».

К несомненным автобиографическим ассоциациям относятся и листы сожженного романа.
Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в романе. Наверное, будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами создателя романа и Елены Сергеевны: многие автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде всего, хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа. Булгаков считает Маргариту верной спутницей Мастера. Она не просто разделяет его трудную судьбу, но и дополняет собой его романтический образ. Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одиночества. «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах!» - рассказывает Мастер. И далее: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!». «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!».

Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней, мало помалу, открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух людей. Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой.

В русской и мировой литературе традиционен мотив покоя как одной из высших ценностей человеческого существования. Достаточно вспомнить, например, пушкинскую формулу «покой и воля». Поэту они необходимы для обретения гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий. Такой творческий покой и должен обрести Мастер в последнем приюте.

Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: «...О трижды романтический мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Туда, туда! Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой», - говорит Воланд герою.

    ВОЛАНД - центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940), дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной...

    События, описанные в Евангелии, в течение многих сотен лет продолжают оставаться загадкой. До сих пор не умолкают споры об их реальности и, прежде всего, о реальности личности Иисуса. М. А. Булгаков попытался изобразить эти события по-новому в романе...

    Воланд - персонаж романа (Мастер и Маргарита((возглавляющий мир потусторонних сил(Воланд – это дьявол(сатана((князь тьмы(((дух зла и повелитель теней((все эти определения встречаются в тексте романа (. Воланд во многом ориентирован...

    «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (2) Роман «Мастер и Маргарита» принес автору посмертную мировую славу. Это произведение является достойным продолжением традиций русской классической литературы, и прежде всего, сатирических - Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина....

Мастер . В ранней редакции романа, когда образ был еще не ясен самому М. Булгакову, заглавный герой был назван Фаустом. Это имя было условным, вызвано аналогией с героем гетевской трагедии, и лишь постепенно прояснялась концепция образа спутника Маргариты — Мастера.

Мастер является трагическим героем, во многом повторяющим путь Иешуа, в современных главах романа. Тринадцатая (!) глава романа, где Мастер впервые появляется перед читателем, названа "Явление героя":

Иван [Бездомный. — В.К.] спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темно-волосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми… Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

— Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.

— Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер.

Подобно Иешуа, Мастер пришел в мир со своей истиной: это истина о тех событиях, что произошли в древности. М. Булгаков как бы экспериментирует: что произошло бы, если бы в наши дни в мир вновь пришел Богочеловек? Какой была бы его земная судьба? Художественное исследование нравственного состояния современного человечества не позволяет М. Булгакову быть оптимистически настроенным: судьба Иешуа осталась бы прежней. Подтверждение тому — судьба романа Мастера о Богочеловеке.

Мастер, как и в свое время Иешуа, также оказался в конфликтной, драматичной ситуации: власть и господствующая идеология активно противостоят его истине — роману. И Мастер также проходит свой трагический путь в романе.

В имени своего героя — Мастера 1 — М. Булгаков подчеркивает главное для него — способность к творчеству, способность быть профессионалом своего писательского дела и не изменять своему таланту. Мастер означает творец, создатель, демиург, художник, а не ремесленник 2 . Булгаковский герой — Мастер, и это сближает его с Творцом — создателем, художником-архитектором, автором целесообразного и гармоничного устройства мира.

Но Мастер, в отличие от Иешуа, оказывается несостоятельным как трагический герой: в нем недостает той духовной, нравственной силы, которую проявил Иешуа и на допросе у Пилата, и в свой смертный час. В самом названии главы ("Явление героя") заключена трагическая ирония (а не только высокая трагедия), так как герой является в больничном халате, в качестве пациента психиатрической лечебницы, и сам объявляет Ивану Бездомному о своем сумасшествии.

Воланд говорит о Мастере: "Его хорошо отделали" . Истерзанный Мастер отказывается от своего романа, от своей истины: "У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… Ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты. — В.К.]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него".

Мастер, как и Иешуа, имеет своего антагониста в романе — это М.А. Берлиоз, редактор толстого московского журнала, председатель МАССОЛИТа, духовный пастырь пишущей и читающей паствы. Для Иешуа в античных главах романа антагонистом является Иосиф Каифа, "исполняющий обязанности президента синедриона первосвященник иудейский". Каифа выступает от имени иудейского духовенства как духовный пастырь народа.

Каждый из главных героев — и Иешуа, и Мастер — имеет своего предателя, стимулом для которых является материальная выгода: Иуда из Кириафа получил свои 30 тетрадрахм; Алоизий Могарыч — квартирку Мастера в подвале.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа "Мастер и Маргарита":

  • 3.1. Образ Иешуа Га-Ноцри. Сравнение с евангельским Иисусом Христом
  • 3.2. Этическая проблематика христианского учения и образа Христа в романе
  • 3.4. Иешуа Га-Ноцри и Мастер


2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.