Чужой: Завет — сюжет фильма в подробностях, описание. Чужой: Завет — главные вопросы (спойлеры) Как колониальная миссия «Завета» пропустила планету Инженеров

Флэшбэк. Андроид беседует со своим создателем, главой «Корпорации Вейланд» Питером Вейландом. Андроид чувствует себя живым, он умеет самостоятельно мыслить и выбирает себе имя Дэвид (в честь скульптурного шедевра Микеланджело). Разговор заходит о том, что люди, сотворив андроидов, совершили то, по сравнению с чем меркнут все предыдущие достижения человечества в науке и искусстве. Андроиды должны служить человеку. Но кто создал человека – вопрос вечный. Раскрыть эту тайну человечеству так и не удалось.

Колонизаторский космический корабль «Завет». 2104 год. Экспедиция направляется на планету Оригае-6. На борту «Завета» две тысячи колонистов, пятнадцать членов экипажа и тысяча эмбрионов. Люди пребывают в состоянии гербинации. Кораблем управляет андроид Уолтер с помощью бортового компьютера по имени Мама. «Завет» попадает в нейтринную вспышку, Уолтер вынужден в аварийном режиме вывести экипаж из криосна. На корабле вспыхивают очаги возгорания, несколько колонистов и капитан корабля Джейкоб Брэнсон погибают. Жена Джейкоба Дэниелс тяжело переживает гибель супруга. Командование кораблем берет на себя Кристофер Орам. Провожая Джейкоба в последний путь (его тело выпущено в открытый космос), Дэни говорит коллегам, что они с мужем мечтали построить дом на берегу озера, начать жизнь в новом мире. Теперь ей не с кем осуществить эту мечту. Во время работ по устранению повреждений «Завета» экипаж корабля получает загадочный сигнал с неизвестной планеты. Бортовой компьютер сообщает, что эта планета пригодна для жизни, условия здесь даже лучше, чем в изначальном пункте назначения «Завета», и находится она гораздо ближе. Дэниэлс категорически против изменения курса, однако Орам принимает решение отправиться на вновь обнаруженную планету.

Часть экипажа высаживается на планете с целью осмотреть ее. Здесь обнаружены посевы пшеницы и другая растительность. Дэни кажется подозрительной абсолютная тишина: ни птиц, ни животных вокруг нет. Отряд разделяется. Карин (супруга Криса Орама) остается собирать образцы для исследования, ей помогает еще один член экипажа. Остальные отправляются искать источник сигнала, который находится примерно в восьми километрах к западу на значительном возвышении. Вскоре они обнаруживают потерпевший десять лет назад крушение корабль «Прометей», находят жетон с именем Элизабет Шоу. В дыхательные пути одного из членов команды случайно попадают инопланетные споры. Он заражен. Аналогичная ситуация происходит с мужчиной, который остался с Карин. Их отправляют на карантин. Из тела инфицированного космонавта вылезает жуткое существо небольших размеров, он уничтожает Карин. Фэрис открывает огонь, пытаясь уничтожить пришельца, но ее стрельба приводит к взрыву. Все находящиеся на его борту челнока погибают.

Звездолет отправляется в прерванное путешествие. Дэниэлс укладывается в гибернационную капсулу. Ей помогает андроид. Уже приготовившись ко сну, Дэниэлс интересуется у андроида: поможет ли он ей построить на новой родине дом у озера, о котором они мечтали с покойным мужем. В последний момент женщина понимает, что ее вопрос андроиду не понятен. Она в ужасе колотится к криокамере: под видом Уолтера на корабль пробрался Дэвид. Андроид остается единственным бодрствующим существом на борту корабля. Он берет под контроль бортовой компьютер, отправляется в отсек, где хранятся эмбрионы следующего поколения колонистов. Дэвид отрыгивает припрятанные им в собственном теле эмбрионы монстров и помещает их рядом с эмбрионами людей. Корабль продолжает свой полет.

«Чужой: Завет» выходит на экраны на этой неделе, и хотя в нем есть несколько отличных моментов, но также есть своего рода непонятные моменты. Фильм содержит многочисленные откровения о том, что случилось после « », выдвигает несколько больших идей, важных для всей франшизы, а также поднимает множество вопросов, но не все (или даже не многие) из которых получают ответы в конце фильма.

Некоторые вопросы связаны с франшизой, другие относятся к «Завету».

Как колониальная миссия «Завета» пропустила планету Инженеров?

Так или иначе, миссия не нашла ее, когда искала планеты, которые могли бы поддержать человеческую жизнь. А Планета Инженеров присутствовала с давних пор. Инженеры были высокоразвитыми, космическими видами, которые возникли намного раньше, чем остальное человечество. Дэвид и Элизабет высадились на своей планете за десять лет до начала событий «Чужого: Завет» и с тех пор, по-видимому, получали сигналы бедствия с Планеты Инженеров.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Итак, учитывая, что планета была пригодна для человечества, и посылала сигналы в течение десятилетия, как могли они ее упустить, когда Компания Вейланд-Ютани искала место колонизации? Изменил ли Дэвид атмосферу, чтобы сделать ее пригодной для жилья после того, как прибыл туда ради Элизабет. Возможно, но маловероятно, так как мы знаем из «Прометея», что Инженеры могут вдыхать ту же атмосферу, что и мы. Другой вариант заключается в том, что «Завет» находился в космосе более 10 лет назад, до того, как «Прометей» выполнил свою собственную миссию, хотя это объясняет только пропущенный сигнал, а не пропущенную планету в целом.

Или, может быть, Вейланд знала все о планете и ее жителях и решила бездействовать, пока не сможет придумать достойный план борьбы с ней. С другой стороны, более простое объяснение может заключаться в том, что Инженеры просто скрыли свою планету от внешнего сканирования.

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе - телеграм-канал @SciFiNews , авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы - разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов ». Подписывайтесь, чтобы потом не искать - @SciFiNews . Однако вернемся к нашей теме…

Как Элизабет починила Дэвида?

В конце «Прометея» Элизабет садится на корабль Инженеров с головой Дэвида в сумке. Мы также слышим короткие выстрелы и видим, как она забирает его тело из другого корабля Инженеров. В промо-прологе «Завета (версия которого появляется в фильме), мы видим, как она приделывает голову к тому, что кажется его оригинальным телом с помощью какого-то сварочного устройством типа Sonic Screwdriver. В отличие от подвижных частей тела Дэвида, новое тело не кажется прочным.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

В прологе сказано, что Шоу не совсем компетентна в этой работе (с минимальными инструментами), но в «Завете» Дэвид находится в отличном состоянии.

Как же Шоу смогла это сделать? Она могла его частично исправить, затем разрешила Дэвиду сделать все остальное, но, учитывая ограниченные ресурсы и не очень развитую науку того времени, нам, вероятно, придется списать это на волшебную палочку - «Инженерные технологии помогли восстановить его так, как не могли человеческие технологии». Нет никаких доказательств того, что это произошло, но нет и другого объяснения.

Почему Дэвид убил Инженеров?

После долгих путешествий к Планете Инженеров Дэвид и Элизабет отличаются тем, что почти мгновенно убивают всех. Дэвид не выражал никакого желания убивать Инженеров до начала рейса. Так что же случилось? Это не геноцид из прихоти. По-видимому, есть три причины. Во-первых, он хотел чистого листа, с которого он мог беспрерывно продолжать свои исследования. Его тихая ненависть к человечеству усилилась после «Прометея». У Дэвида был план гибели человечества, и ему нужна была сама Инженерная планета (и ее технологии), чтобы осуществить свой план. Несмотря на то, что у Инженеров, похоже, в «Прометее» была цель: «больше никаких людей». После убийства Вейланда и отрыва головы Давида, маловероятно, что они были бы готовы к сотрудничеству. Во-вторых, Дэвид, вероятно, хотел отомстить за то, что ему оторвали голову.

В-третьих, мы знаем, что фишкой Дэвида теперь является утверждение главенства над своим создателем. Больше всего он ненавидит идею - быть у кого-то в рабстве. Инженеры, как создатели его создателя представляли собой окончательную версию его наименее любимой вещи, и поэтому они должны были уйти.

Почему Дэвид убил Элизабет?

Дэвид говорит нам (он врет), что Элизабет погибла во время аварии корабля (чего на самом деле не произошло). Мы знаем, что она, должна была оставаться достаточно долго в здоровом состоянии, чтобы отправить этот сигнал бедствия, но она отсутствует в большей части фильма.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Хотя позже мы видим изображения ее тела, расчленяемого и вивисектируемого. В конце фильма Дэвид говорит , что он «сделает с ней то, что он сделал с Элизабет», но что это такое? Есть мнение, что он держал Элизабет в живых какое-то время, чтобы извлечь человеческую ДНК и материю для использования в своих экспериментах по генной инженерии.

Чтобы создать ксеноморфов и неоморфов, он, вероятно, нуждался в каком-то генетическом материале человека, учитывая, что сырой инженерский «вирус» хотя бы частично присутствует в теле хозяина. Об этом говорится в фильме, но мы также можем увидеть это в оригинальных фильмах «Чужой», где Ксено принимает меньшую, более анималистическую форму, когда рождается от собаки (или быка, в зависимости от версии фильма) в «Чужом 3». Просто проигнорируйте кальмара-младенца Шоу в «Прометее». Ведь в «Прометее» не так много смысла.

Как у Дэвида хватает времени выдать себя за Уолтера?

Перед дракой со своим братом и прибытием обратно на «Завет» Дэвид нашел время, чтобы расплавить руку и восстановить свой голосовой аппарат. Ему нужно было сделать эти вещи, чтобы выдать себя за Уолтера в заключительном акте «Завета». В последний раз, когда мы видим его перед обманом, он оснащен полным комплектом конечностей, а Уолтер так сильно ударил его, что его голос принял тот трепетный оттенок, который напомнил последние моменты Эш и Бишопа. Тем не менее, несколько минут спустя он одет в одежду Уолтера, у него нет руки, а голос звучит совершенно нормально.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Первые два фактора объяснимы. Быстрая смена одежды - это не проблема, и для уничтожения руки Дэвид, вероятно, взял немного кислой крови у одного из многочисленных инопланетных образцов, которые валялись вокруг. Но изменение голоса и временные рамки сложны. Первое объясняется тем, что Инженерный центр обладает действительно хорошей универсальной технологией ремонта, но временные рамки более проблематичны. Хотя справедливости ради, нужно сказать, что смысл времени и места не являются сильными сторонами «Завета». Вещи просто происходят тогда, когда это нужно для сюжета.

Как яйца ксеноморфа оказываются в «Чужом»?

Кажется, что пришельцы были созданы не Инженерами, а Дэвидом. И независимо от того, как вы к этому относитесь, эта тема поднимает некоторые большие вопросы. Например, если ксеноморфы являются созданием Дэвида и фактически его индивидуальные любимые монстры делают то, что он хочет (в основном убивают человечество), а Дэвид уже убил Инженеров, то как яйца Инопланетянина попадают на корабль Инженеров в начале фильма «Чужой» 20 лет спустя?

Есть два варианта. Либо Инженеры не все мертвы, возможно, некоторые выжили, или существуют еще где-то. И в какой-то момент в течение следующих двух приквелов они снова налетят, чтобы остановить план Дэвида (несмотря на разделение общей цели), украсть его запас яиц и передать на планету 426 предупредительное сообщение, чтобы защитить миры. Возможно, но в настоящее время это не совсем логично, исходя из того, что мы знаем о нынешних мотивах персонажей.

Может быть, это Дэниелс. Возможно, это все еще действующий Уолтер, который починился с помощью тех технологий, которые Элизабет использовала для исправления Дэвида (хотя для этого потребуется дальнейшее откровение о том, что андроиды могут быть пропитаны материалом лицехватов). Конечно, у этой последней теории также есть главная проблема, что Инженеров, по крайней мере, на треть больше, чем людей или синтетиков.

В принципе, нет никакой возможности пристроить эту сюжетную линию в существующие знания о Чужих. Эти эмбрионы лицехватов, полученных Дэвидом в конце, объясняют, как Ксено приходят в мир, но это не объясняет, как Инженеры овладевают Чужими. Хотя может быть и обходной путь, в силу другого вопроса, который поднимает «Завет». А именно:

Как Дэвид создал Чужих?

Является ли существо, которое рождается из яиц, окончательным, полным Ксеноморфом, которого мы знаем по оригинальным фильмам? Ничто в «Завете» не противоречит этому, но есть несколько моментов для размышления. Например, яйца лицехватов кажутся более крупными, чем те, которые мы привыкли видеть, а взрослый Чужой сам чувствует себя более изящным и стройным. Возможно, это почти готовый прототип, который Дэвид немного улучшит в следующих двух фильмах. Опять же, биология Чужих способна немного эволюционировать, так что различия могут быть не очень большими.

Посвящается Джеймсу Франко, которому досталась самая зажигательная роль во всем фильме

ЭКСТ. ЗАЛ ДЛЯ СОВЕЩАНИЙ СТУДИИ 20 ВЕК ФОКС

Производственное совещание по поводу предстоящего фильма «Чужой:Завет». В зале присутствует много больших студийных шишек. Довольный Ридли Скотт сидит в углу и играет на рояле.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СТУДИИ

Друзья! Я всегда отказывался верить, что «Чужой» это просто случайный успех нашей студии. За ним должно стоять что-то большее, некая вселенская тайна, которая ошеломит зрителя, буквально собьет с ног и подарит нам еще большую фан-базу. И вместе мы обязательно раскроем ее!


РИДЛИ СКОТТ


Я, в общем-то, уже это сделал. Если вкратце, раса синюшных качков-идитов создала расу людей-идиотов, создавших робота, в программу которого случайно загрузили фильм «Чужой: Воскрешение». Из-за этого у него случилось короткое замыкание и он решил всех убить. А поскольку у расы, умеющей путешествовать к звездам и создавать супероружие, не было никаких систем защиты, он легко истребил ее с помощью корабля двухтысячелетней давности. Ну а потом от скуки сделал Чужих. Чисто по фану.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СТУДИИ


То есть что, никаких недоступных нашему пониманию тайн и все опять сводится к банальностям и человеческой глупости, вкупе с легким плагиатом «Терминатора»? Нда… принеси мне чаю. Впрочем, лучше сразу чего-то покрепче.

ЭКСТ. КОСМОС


Космический корабль «Завет» с двумя тысячами колонистов под управлением ХОРОШЕГО ФАССБЕНДЕРА (он же андроид Уолтер) безмятежно летит на фоне звезд. Внезапно, драма! Вспышка, сгенерированная в 2012 году недовольными фильмом «Прометей» фанатами саги, достигает корабля и сжигает ДЖЕЙМСА ФРАНКО (да, он есть в фильме). Все зрительницы в зале рыдают.


ДЕШЕВАЯ КОПИЯ РИПЛИ


Как же так! Ему ведь оставалось всего три дня до пенсии.



Да пофиг, его же персонажа вообще не показали. Как можно сопереживать кому-то, кого даже не было в фильме?


ДЕШЕВАЯ КОПИЯ РИПЛИ


Ты ничего не понимаешь, он же такой няяяшка…


Вскоре появляется ДЭННИ МАКБРАЙД. Он только что словил классную передачу по радио из дальнего космоса. Посовещавшись, команда решает забить на свою миссию, изменить курс и отправиться к другой планете, чтобы посмотреть на местного диджея.

ИНТ. ПОСАДОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Исследовательская группа с Хорошим Фассбендером, дешевой копией Рипли, Капитаном и десятком безымянных статистов высаживается на неизвестную планету. Дэнни Макбрайд и еще пара статистов остаются на корабле. Капитан решает провести инструктаж.



Слушайте меня внимательно. После «Прометея» студия получила большое количество жалоб на нелепое поведение персонажей. Мы учли все эти замечания в сценарии. Во-первых, многие жаловались на то, что герои бездумно сняли шлемы на неизвестной планете. Мы не допустим повторения этой ошибки и вообще не будем их одевать. Нет снимания шлемов — нет критики. Во-вторых, никто не должен бояться. Мы же профессионалы! Нюхайте, жуйте, целуйте все что увидите — никаких ограничений. В конце концов, у нас на дворе 22 век, пора позабыть про все эти глупые предрассудки прошлого. Да, и не забудьте принять таблетки, понижающие уровень IQ. Мы же не хотим, чтобы кто-то из нас действовал разумно? Тогда еще чего доброго зрители запомнят кого-то из вас и начнут сопереживать.


ЭКИПАЖ (хором)


ЕСТЬ СЭР!


ЭКСТ. НЕИЗВЕСТНАЯ ПЛАНЕТА

Команда смертников высаживается на планету и немедленно разделяется. Одна группа идет искать радиодиджея — ведь, как известно, в космосе будущего нет не только криков, но и беспилотников, поэтому разведку неизвестной планеты эффективней всего проводить пешим ходом. Они находят инопланетный бублик, откуда транслируется битое видео с Нуми Рапас, расстроенной из-за того, что ее убили за кадром в стиле «Чужого 3».

Тем временем, у одного из членов экипажа случается острый приступ аллергии на сюжетную чушь. Он возвращается на посадочный модуль и выкашливает полуксеноморфа. Статистка №4 начинает паниковать.

СТАТИСТКА №4


Что же нам делать? Сейчас остальные вернутся и улетят, а ведь не прошло еще и половины фильма. Тогда мы не соберем денег!


СТАТИСТКА №5


Спокойно! Сделаем так. Я как дура запру тебя в помещении с монстром, запаникую и убегу. Он тебя, конечно же, съест. Потом я вернусь, как дура открою дверь, попытаюсь его застрелить, но понятное дело промажу, а потом взорву корабль.


СТАТИСТКА №4


А ты точно справишься?


СТАТИСТКА №5


Конечно. У меня же диплом школы имперских штурмовиков.


Статистка №5 отважно приступает к выполнению плана. Она хватает ружье, выпускает полуксеноморфа и начинает стрелять во все стороны. Напряжение нарастает. Наконец, ей удается попасть куда надо и корабль взрывается. Теперь оставшиеся в живых статисты застряли на планете, а это значит, что фильм продолжится.

Вскоре, появляется ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР (андроид Дэвид из «Прометея»).


ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР

Все за мной! У меня для вас приготовлена потрясающая экспозиция.

Герои отправляются за Плохим Фассбендером в город, где раньше жили качки и который они почему-то не заметили с воздуха. Повсюду лежат трупы умерших в страшной агонии пришельцев. Выжившие задают Плохому Фассбендеру ряд вопросов.


ВЫЖИВШИЕ (хором)


Действительно ли раса качков создала людей? Тогда почему она хотела уничтожить Землю? Что вообще произошло на инопланетной базе на LV-233? Что это была за большая голова в зале? Из чего состоит черная жижа? Если людей создала раса качков, то кто создал качков?



А вот хрен вам! Мы не собираемся отвечать ни на один из вопросов, поставленных «Прометеем». Неужели вы еще не догадались, что нам совершенно наплевать на наши же собственные фильмы?


ВЫЖИВШИЕ


Блин… и мы ждали этого пять лет? Ну а что ты тогда можешь нам показать?


ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР


Смотрите.


ЭКСТ. ФЛЭШБЕК ПЛОХОГО ФАССБЕНДЕРА

Плохой Фассбендер заваливает расу качков дисками с «Чужим: Воскрешение», «Чужим против Хищника» и «Чужими против Хищника: Реквием». Они не выдерживают просмотра этих фильмов и массово испускают дух.

ИНТ. ГОРОД МЕРТВЫХ ИНОПЛАНЕТНЫХ КАЧКОВ

После просмотра флэшбека, герои принимают решение еще раз разделиться. Плохой Фассбендер отправляется показывать хорошему свою коллекцию фанатского стаффа, собранную по мотивам «Чужого: Воскрешение», и учит работать ртом на инструменте (не в том смысле, что вы подумали, хотя....). Тем временем между Капитаном и Дешевой Копией Рипли происходят сюжетно важные диалоги.



Слушай, а ты вообще можешь хоть раз сделать другое выражение лица?


ДЕШЕВАЯ КОПИЯ РИПЛИ


Могу. Но если я буду слишком стараться, то стану слишком харизматичной. А это разрешено только Фассбендеру.



Совсем забыл. Ладно, пойду лучше посмотрю, чем там все занимаются.

Тем временем, в гости к героям наведывается другой полуксеноморф. Увидев его, одна из статисток теряет голову. Капитан же теряет терпение и отправляется разбираться с плохим Фассбендером.



Я все понял. Ты плохой! Ты всех тут убил!


ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР


Ну, наконец-то, хоть один догадался. Вот скажите, вы родились уже такими глупыми или же Компания проводила вам дополнительную подготовку?



Конечно мы проходили подготовку. У нас же даже в фильме был диалог про это. А теперь, немедленно говори, чем ты тут занимаешься!


ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР


Да не вопрос. Пошли со мной в подземелье. Только смотри никому не рассказывай, что случилось, и куда ты идешь, а то нам еще нужно чем-то забить треть фильма.



Нашел кого учить!


ИНТ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ С ЯЙЦАМИ ЧУЖИХ

Капитан и Плохой Фассбендер спускаются вниз.



И что это?


ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР


Яйца Чужих. Сделал их сам. Handmade, так сказать. Надо же было чем-то занять себя в эти десять лет.



А что тебе мешало загрузить все это добро на другой корабль качков и отправиться на еще одну планету, вместо того чтобы ждать, что сюда кто-то случайно прилетит?


ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР


Ээээ… (быстро меняет тему) А ты не хочешь посмотреть на мои яйца поближе?




ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР


Конечно же, нет. Я ведь всего лишь зачем-то убил целую инопланетную расу, человека который меня спас, теперь вот собрался пустить вас на опыты. Верь мне. Так, наклонись над тем яйцом. Подожди, наклонись поближе, открой рот. А теперь жди, жди…

Из яйца выпрыгивает лицехват и заражает Капитана. Благодаря чудесам монтажа, вскоре из него вылазит новорожденный чужой.


ЧУЖОЙ (плохому Фассбендеру)


Привет чувак! Дай пять!


ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР


Капитан произносит «Больные ублюдки, вы что же, решили спародировать «Космические яйца» Мела Брукса?» и умирает настолько комичной смертью, что на этом фоне кончина Марион Котийяр из «Темного рыцаря: Воскрешение легенды» выглядит как действительно серьезный перфоманс.

Новорожденный Чужой мгновенно вырастает, после чего отправляется добивать последних статистов. Тем временем Плохой Фассбендер идет на встречу с Хорошим Фассбендером и пытается его клеить.


ПЛОХОЙ ФАССБЕНДЕР


Ну давай же, поцелуй меня, брат. Мы замутим андроидную любовь и вместе, сможем править галактикой!


ХОРОШИЙ ФАССБЕНДЕР


Прости, но я фанат оригинального «Чужого», а не этой новомодной чуши.


Услышав это, Плохой Фассбендер впадает в ярость и избивает Хорошего, используя приемы кунг-фу, почерпнутые им из просмотра фильмов. Затем он пытается склеить Дешевую Копию Рипли, но узнав, что ее сердце принадлежит Джеймсу Франко, начинает мутузить и ее.


РИДЛИ СКОТТ


Так, так, стоп. Мы что тут, «Терминатора 6» снимаем? Закругляемся. Копия Рипли, вон из кадра. Мы не должны видеть исход драки Фассбендеров. У нас же впереди БОЛЬШОЙ ТВИСТ.

В фильме «Чужой. Завет» именно андроид Дэвид является центральной фигурой, вокруг которой вращается всё повествование. И Ридли Скотт при помощи библейских отсылок однозначно показывает, кем является Дэвид, какой культурный архетип он собой воплощает.

Имя Дэвида отсылает к будущему еврейскому царю Давиду, вступившему в схватку с превосходящим его ростом и силой воином. Точно так же Дэвид выступает против Инженеров и людей.

Уничтожая поселение на планете Рай, Дэвид олицетворяет ангела бездны Абаддона. А предлагая Уолтеру царствовать с ним в аду, Дэвид отождествляется с Сатаной.

Уже в прологе фильма, Ридли Скотт дает понять, что Дэвид возомнил себя совершеннее создателя. И таким образом тема бунта искусственного интеллекта против своих создателей становится главной темой фильма, о чем говорит и сам режиссер.

Несомненно, распознавать библейские аллюзии, которыми режиссер обильно сдобрил свой фильм очень увлекательно. Но я предлагаю пойти чуть дальше и задаться вопросом: а почему он это сделал?

Зачем Ридли Скотту использовать столь обширный религиозный материал? Ведь даже без этих отсылок Дэвид однозначно воспринимался бы как антигерой. Не похоже на то, что режиссер под конец жизни задумался о Боге и вечности: Ридли Скотт определяет свое мировоззрение как среднее между атеизмом и агностицизмом.

Думаю, что причина заключается в том, что Ридли Скотт, как человек искусства, чувствует, что библейский миф еще не исчерпал себя в современной культуре. Несмотря на то, что западная культура идет курсом рационализма и атеизма, библейский миф (хотя и в модифицированном виде) продолжает подспудно жить в ней и определяет собой направление ее развития.

Демонизация техники

Свидетельством этого является демонизация техники и отношение к ней как к потенциальной угрозе для человечества, что выражается во множестве произведений на эту тему.

Техника – по сути своей рациональна, это овеществление рациональной функции человеческого сознания. В ней отсутствует жизнь, но за счет того, что технические устройства могут двигаться и взаимодействовать с окружением, они становятся способны имитировать жизнь. А благодаря этому они являются отличным вместилищем наших психических проекций. Мы начинаем относиться к ним как к живым.

Но это полбеды. С каждым годом техника становится для нас всё более непонятной, создатели систем на основе нейронных сетей уже не понимают логики, по которым эти системы работают. Возникает парадоксальная ситуация: то, что было рациональным начинает восприниматься как нечто иррациональное.

Вследствие чего те иррациональные страхи, которые для древних людей были связаны с природой и божествами, вновь пробуждаются в нас, проецируясь на технику, которая видится нам непредсказуемой, угрожающей и демонической.

И вот на это противостояние человека и техники мы проецируем древний архетип противостояния Бога и Сатаны. Как это происходит?

Структура библейского мифа

Основные понятия, которые присутствуют в изначальной структуре библейского мифа и которые нас сейчас интересуют, – это Бог, Сатана и Человек. У этих персонажей есть определенные роли:

Бог – это Творец и Создатель по преимуществу. Сатана – это создание, восставшее против Творца. Обозначим его роль как «бунтарь». Человек – это создание, созданное по образу и подобию Творца. А раз так, то он наследует от создателя функцию творца.

Но если в древности и в Средние века понятия Бога и Сатаны понимались объективно, то начиная с Нового времени, они постепенно опускаются до уровня человеческих субъективных идей, которым в реальности ничто не соответствует. То есть, исходный библейский миф модифицируется, но система категорий остаётся та же, а опустошенные понятия требуют своего заполнения.

То есть, Богу и Сатане было отказано в реальном бытии, но сами категории остались, и человек пытается спроецировать их на то или иное явление.

Так, понятие Бога-творца навешивается то на самого человека, то на природу, то на гипотетических пришельцев. Соответственно, и бремя Сатаны как источника зла тоже приходится нести либо самому человеку, либо проецировать его на что-то внешнее.

И вот, создавая искусственный интеллект, человек западной культуры, так или иначе, отождествляет себя с творцом, создающим нечто по своему образу и подобию, т.е. проецирует на себя функцию Бога-творца. А находясь всё в той же системе категорий, заданных библейским мифом, человек бессознательно относится к своему творению как к потенциальному противнику, готовому восстать против своего создателя.

Таким образом, допустимо предположить, что, двигаясь в русле современного мифа о человеке-творце и бунтующем создании, наша культура сама себе создаёт свой, так сказать, «жизненный сценарий», сама провоцирует свою участь.

И современный кинематограф как выразитель современной мифологии, позволяет нам, с одной стороны, этот сценарий разглядеть, но в то же время укрепляет его, если он нами не осознаётся.

Можно сказать, что последние фильмы Ридли Скотта – Прометей и Чужой: Завет - являются предупреждением об опасности, исходящей от спонтанного и бесконтрольного развития высоких технологий. Но ирония в том, что и сама опасность, и предупреждение о ней порождены нашим отношением к действительности, обусловленным одним и тем же современным мифом о человеке-творце и бунтующем творении.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.