Гинзбург, григорий романович - биография. Гинзбург, григорий романович - биография Концертная деятельность

Родился в г. Москве. В 1971 г. окончил Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории (класс И. Р. Левиной, затем профессора Я. И. Мильштейна).

В 1976 г. окончил Московскую консерваторию у профессора Я. И. Мильштейна (фортепиано).

Педагогическая деятельность:

В Московской консерватории работает с 1976 г.: с 1976 по 1982 гг. — концертмейстером, с 1980 г. по настоящее время преподает на межфакультетской кафедре фортепиано. С 2009 г. - профессор. Несколько лет В. Л. Гинзбург был секретарем кафедры по научно-методической работе. Преподавал фортепиано в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (1976-1981).

Учебные курсы, мастер-классы:

Проводил мастер-классы в России, Турции, Финляндии.

Ученики:

За годы работы на кафедре курс фортепиано в классе В.Л. Гинзбурга прошли около 200 студентов. Среди них - музыканты самых разных специальностей: пианисты, композиторы, музыковеды, дирижеры хора и симфонического оркестра, оркестранты. Его ученики успешно работают в России и за рубежом, некоторые из них преподают в МГК, имеют почетные звания. Студенты класса В.Л. Гинзбурга постоянно выступают на кафедральных концертах, классных вечерах, принимают участие в фестивалях и конкурсах. За последние годы лауреатами всероссийских и международных конкурсов стали:
- Остап Даутов (фортепианный ансамбль) - Международный фортепианный конкурс «Rondo» (Jonzac), Франция, 2014 г. - лауреат II степени; III Всероссийский конкурс «Музыка дуэта», г.Москва, Академия хорового искусства им. В.С. Попова - лауреат III степени, 2014г.;
- Никита Семенюк, Александр Зеленеев - III Всероссийский конкурс «Музыка дуэта», г.Москва, 2014 г., Академия хорового искусства им. В.С. Попова - лауреаты II степени;
- Павел Блихарский - II Всероссийский конкурс «Фортепиано для всех» (концертмейстерский класс) - лауреат I степени, Москва, 2015 г.;
- Виктор Мурашев - I Всероссийский конкурс-фестиваль классической музыки «Фортиссимо», лауреат II степени, г. Казань, 2016 г.; V Московский международный конкурс «Музыкальный алмаз», г. Москва, 2016 г., лауреат III степени.

Участие в составе жюри:

Председатель жюри Открытого окружного конкурса-фестиваля семейного музицирования «Семейные встречи», г. Москва, «ДМШ им. Докшицера» (2014 - 2018 гг.)

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В. Л. Гинзбург ведет активную концертно-просветительскую деятельность в разных городах России (Тольятти, Чита и т.д.).
Имеет персональные благодарности за оказание методической помощи и организационно-концертную работу.

Исполнительская деятельность В. Гинзбурга начинается в 1977 г. С тех пор он постоянно выступает в России и за рубежом с сольными программами и в ансамбле с такими музыкантами как Народный артист России А. Рудин (виолончель, фортепиано), Заслуженные артисты России Л. Евграфов (виолончель) и Н. Чередниченко (сопрано), Ж. Бернар (виолончель, Франция), С. Попов (виолончель, Великобритания), Н. Хашимов (скрипка, Узбекистан-США), Э. Карпухова (фортепиано) и другими.

С 1979 г. по настоящее время В. Гинзбург играет в ансамбле с А. Рудиным (виолончель, фортепиано). Среди их наиболее значительных концертов стоит выделить цикл «Музыка ХХ века для виолончели и фортепиано» из серии «Исторические концерты Московской консерватории». Были исполнены концерты-монографии к 100-летним юбилеям Б. Мартину и П. Хиндемита в залах Московской консерватории. Недавно был начат новый цикл концертов «Вспоминая мастеров…», где звучат нечасто исполняемые произведения известных композиторов (А. Черепнина, Н. Мясковского, Д. Кабалевского и других).

В 2007 году В. Гинзбург в ансамбле с А. Рудиным принимал участие в концерте к 100-летию профессора Московской консерватории Л. С. Гинзбурга в Малом зале. К 135-летию со дня рождения С. В. Рахманинова пианист сыграл монографический концерт из произведений в зале Gasteig в Мюнхене и в ансамбле с Э. Карпуховой в Рахманиновском зале Московской консерватории. В продолжении Рахманиновской темы в абонементном концерте «Два рояля» в Малом зале Консерватории В. Гинзбургом и Э. Карпуховой были исполнены Симфонические танцы С.В.Рахманинова (переложение В. Деревянко для двух роялей и ударных). В 2011 году В. Гинзбург принимал участие в концертах к 100-летию со дня рождения профессора Московской консерватории Я.И. Мильштейна в Малом зале Московской консерватории и консерватории Женевы.

В. Гинзбург принимал участие в Фестивале русской музыки (Нант, Франция, 1992), в Первом Международном фестивале выпускников Московской консерватории (Москва, 1999). В 2007 г. В. Гинзбургу присвоено почетное звание Заслуженного артиста России. Сольный и ансамблевый репертуар музыканта широк и разнообразен. В него входят произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Р. Шумана, Ф. Листа, С. Франка, К. Дебюсси, Р. Штрауса, И. Стравинского, Б. Мартину, П. Хиндемита, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, Дж. Энеску и других авторов.

Пианист концертировал в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Мурманск, Петрозаводск, Ульяновск, Чита, Улан-Удэ, Харьков, Минск, Ташкент, Тбилиси, Ереван, Баку, Харьков, Днепропетровск, Алма-Ата, Кишинев, Симферополь, Вена, Хельсинки, Нант, Стамбул, Мюнхен и других.

Концерты В. Гинзбурга проходили в залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского (Москва) и Санкт-Петербургской филармонии, в Международном Доме Музыки (Москва), залах «Bösendorfer» (Вена) и Gasteig (Мюнхен), во дворце «Finlandia» (Хельсинки) и других.

В 2017 году прошел повышение квалификации в МГК по дополнительной профессиональной программе «Отражение культурно-исторических процессов в фортепианной музыке XX века» (руководитель доц., композитор Соколов И. Г.)

Научные труды. Издания. Публикации:

Является соавтором учебных программ по курсу общего фортепиано. Составителем учебных пособий по чтению нот с листа в 2 и 4 руки, составителем и редактором сборника статей «Произведения композиторов ХХ века: вопросы интерпретации» (М., 1996). В переводе В. Гинзбурга опубликованы:

  • Рамю Ш. «Воспоминания об Игоре Стравинском» [фрагмент] (перевод с франц. и предисловие) («Советская музыка». 1990, № 3; «Музыкальная академия», 1993, № 4)
  • «Интервью Яши Хейфеца» [фрагмент] (перев. с англ.) («Советская музыка». 1990, № 4)
  • Бенуа А. «Концертмейстер» [фрагмент] (перев. с англ.) («Музыкальная академия», 1997, № 1)

Дискография:

В ансамбле с А. Рудиным имеет фондовые записи на радио и телевидении, грампластинку («Мелодия», 1983) и несколько компакт-дисков:

В 2002 г. в США вышел CD «Арии из опер и романсы» в исполнении Заслуженной артистки РФ Н. Чередниченко (сопрано) в сопровождении В. Гинзбурга (фортепиано). (Архивная запись).

В 2003 г. к 25-летию совместной творческой деятельности ансамбля с А. Рудиным вышел CD с записями Гостелерадиофонда, в который вошли произведения для виолончели и фортепиано: Р. Шуман «Три фантастические пьесы», Н. Мясковский Сонаты №№ 1, 2, Б. Мартину Соната № 1.

В 2004 г. в исполнении А. Рудина и В. Гинзбурга была записана на CD «Фантазия на русские темы К. Давыдова» (СБА «Gala Records», запись с концерта в Доме музыки).

В этом же году фирма «Cello Classics» (Великобритания) выпустила компакт-диск из произведений Н. Мясковского в исполнении А. Рудина и В. Гинзбурга.

В ансамбле с Е. Семеновой (скрипка) на CD в БЗК была записана Мазурка си минор Э. Изаи (Фонд скрипичного искусства, 2004).

В 2006 г. фирма «Vista Vera» выпустила компакт-диск из произведений А. Черепнина в исполнении А. Рудина (виолончель) и В. Гинзбурга (фортепиано).

В 2008 г. фирма «Cello Classics» выпустила CD «Capriccioso», в котором В. Гинзбург в ансамбле с А. Рудиным исполняет произведения Й. Брамса и К. Сен-Санса.

В 2009 г. фирма «Classical records» выпустила двойной альбом из произведений С. В. Рахманинова, где В. Гинзбург исполняет Сонату № 1 и Сюиты для 2-х фортепиано №№ 1 и 2 в ансамбле с Э. Карпуховой.


Статья о книге "Григорий Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы" ("Музыка", 2015) появилась в газете "Музыкальный Клондайк" №1 (январь) 2016 г., стр.4В издательстве «Музыка» вышла книга Григорий Гинзбург. Статьи. Воспоминания.Материалы . 16 декабря в Московской консерватории на кафедре специального фортепиано состоялась презентация нового издания. Редактор-составитель книги – сын пианиста, известный музыковед и музыкальный критик, один из признанных авторитетов в области музыкального исполнительства Лев Григорьевич Гинзбург. Второе издание книги, вышедшей более тридцати лет назад, значительно расширено и дополнено. Новые архивные данные, воспоминания, которые невозможно было опубликовать в прежние времена, открывают неизвестные стороны жизни выдающегося пианиста. Появление книги связано с небывалым интересом, проявляющимся за последние десятилетия к творчеству недооцененного при жизни музыканта, благодаря распространению его многочисленных записей. Новое поколение услышало в них сочетание качеств, в которых так нуждается современная эпоха. Как отметил на презентации книги заведующий кафедрой специального фортепиано, ученик Григория Гинзбурга, профессор Сергей Доренский, «суть пианизма Григория Гинзбурга – в его отношении к звуку, поразительном касании клавиш, невероятном звуковом обаянии. Во главе всего была глубина и продуманность концепции, теплота и искренность переживания».

Несколькоразделов книги создают многогранный портрет Григория Романовича, вместив факты биографии, воспоминания друзей и коллег, отклики в прессе, статьи и интервью самого пианиста и даже дискуссии на форумах в интернете. Примечательно название первого раздела, «Возвращение», представляющем статью Льва Гинзбурга, интереснейший очерк Леонида Максименкова, эссе супруги пианиста Ревекки Шнеерсон-Гинзбург. Внимательный читатель найдет в книге множество фактов,оттеков и нюансов в веренице воспоминаний людей, знавших артиста. Среди них такие имена, как И. Бэлза, Ю.Завадский, Л. Коган, Т. Николаева, Н. Сац, С. Фейнберг, Я. Флиер, Р. Щедрин, А.Скавронский и многие другие.

Один из интереснейших разделов книги составляют статьи, заметки, тексты выступлений самого Григория Романовича. В них можно найти воспоминания об А.Б. Гольденвейзере как педагоге и редакторе, суждения о виртуозности и артистизме, исполнителе и звукозаписи, концертных роялях и многом другом. В статье «Заметки о мастерстве»он говорит об исполнительской воле, важнейшей роли работы вне инструмента, мысленном проигрывании, пристальном самокритичном анализе. «Прогулка, ходьба – наилучшие условия для этой цели, – замечает пианист. – Прогуливаясь и размышляя, исполнитель должен мысленно проигрывать произведение, обдумывать и закреплять границы, силы звучания, точно фиксировать темпы, их соотношения, мельчайшие ритмическиеотклонения и т.п.».

Ценность книги и в том, что она наглядно показывает творческую преемственность в развитии русской фортепианной школы, бережно передаваемые из поколения в поколение секреты пианистического мастерства. С шестилетнего возраста, после кончины отца, Григорий Гинзбург воспитывался в семье А.Б. Гольденвейзера. «Вся моя жизнь, вся моя психология формировались под влиянием Александра Борисовича» – скажет позже музыкант. Тесная дружба и редкое взаимопонимание с учителем прошли через всю жизнь Гинзбурга (учитель и ученик и умерли с разницей в 10 дней). Творческие принципы Гольденвейзера (ученика А. Зилоти и П. Пабста) Григорий Романович передал уже своим ученикам, среди которых такие имена как С.Л. Доренский, А.Г.Скавронский, Г.Б. Аксельрод. Как заметил на презентации книги генеральный директор издательства«Музыка» М.А. Зильберквит, сегодня мы можем проследить настоящую пианистическую династию: Григорий Гинзбург (продолживший традиций своего учителя Александра Гольденвейзера) – Сергей Доренскийи его ученики Николай Луганский, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Павел Нерсесян, Андрей Писарев и другие. Каждое следующее поколение этой школы, при всем различии индивидуальностей, отличаютособые отношения с учениками. Вспоминая о своем учителе, С.Л. Доренский сказал,что он учил его жизни, учил культуре, учил – собственным примером – доверительным и уважительным отношениям со студентами. Тяга к просветительству всегда была отличительной чертой Г.Гинзбурга, который заботился о разнообразии программ, читал лекции, давал открытые уроки. Он досконально знал рояль, прекрасно разбирался и в конструкциифортепиано, бывшего для него живым существом, владел навыками настройщика. Знаменитые рояльные фирмы «Стейнвей, «Петроф», «Эстония» обращались к нему за консультациями. Книга ярко раскрывает чрезвычайно ответственное отношение пианиста к слушательской аудитории. «Он был всегда благодарен, когда его приглашали на концерты, перед любой аудиторией честен и отдавал свое искусство до конца. Бывало, где-нибудь в глухой провинции концерт проходил перед самой неизбалованной публикой, а он, даже усталый, играл на полную катушку. И на мои упреки, что нельзя себя так расходовать, отвечал, что иначе не умеет», – писала супруга артиста, Р. Шнеерсон-Гинзбург.

В 2016 г. исполнится 55 лет со дня смерти Григория Гинзбурга, но временная дистанция обнаруживает лишь еще новую волну интереса к его творчеству. Выпущенная издательством «Музыка» книга – достойная дань памяти изумительного пианиста и педагога, всесторонне раскрывает подлинный облик выдающегося отечественного пианиста XX столетия. Выход из печати в канун нового года книги связан с еще одним юбилеем. В декабре 2015 г. отмечает свое 85-летие сын пианиста Лев Григорьевич Гинзбург. Новое издание стало возможным благодаря его кропотливой работе с огромным количеством материалов – известных и неизвестных, и стала еще однимего важным вкладом в российское музыкознание.

Григорий Романович Гинзбург (29 мая 1904, Нижний Новгород — 5 декабря 1961, Москва) — советский пианист.

Окончил Московскую консерваторию у Александра Гольденвейзера. В 1927 г. участник Первого Международного конкурса пианистов имени Шопена, лауреат четвёртой премии. В 1933 г. Григорий Коган, характеризуя манеру Гинзбурга, отмечал:

Гинзбург — большой виртуоз. Немало известных пианистов могло бы поучиться у него в этом отношении… Но, говоря как виртуоз, он мыслит как музыкант. Гинзбург — прежде всего музыкант: точная формулировка, совершенное выражение определенных музыкальных мыслей — вот что такое его виртуозность. Виртуозные увлечения, нарушающие логику музыкального мышления, виртуозные эффекты, в угоду которым искажается музыкальный смысл хотя бы самомалейшей детали, совершенно чужды его натуре. Наоборот, сосредоточенное «вникание» в произведение настолько «обуздывает» порой его пианистический темперамент, что скорее можно было бы — временами — сделать ему упрек в чрезмерной созерцательности, недостаточно действенном характере исполнения.

С 1929 г. преподавал в Московской консерватории, с 1935 г. профессор. Среди учеников Гинзбурга — Глеб Аксельрод, Сергей Доренский, Алексей Скавронский.

В 1946 г. удостоен звания заслуженного деятеля искусств России. Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).

К столетию Гинзбурга, определяя его место в истории русского пианизма, современный специалист утверждает:

Гинзбург представляется последним мастером классического рояля, инструмента, освящённого работой и именем Листа. Последним, а вместе с тем, если говорить о совершенстве самого художественного организма классического рояля, оживающего под пальцами исполнителя, — может быть, и вершинным его мастером. Замечательные исполнители новых поколений, вышедшие на сцену в последней трети XX века — мастера другого инструмента, после-классического рояля. В этих поколениях меняется даже типическая конституция рук пианиста: рука становится суше, сообразно росту ударного компонента в интонативном спектре фортепианного звука. Тогда как руки Гинзбурга принадлежали еще классическому типу пианистических рук, одетых мышечной плотью, выделяясь своей гармонической красотой, сами по себе представляясь произведениями искусства.

Гинзбург Григорий Романович

(29.V 1904 г.- 5.XII 1961 г.)

засл. деятель иск. РСФСР (1946), Гос. премия СССР (1949)

Излагая свое артистическое кредо, Григорий Гинз­бург однажды заметил: «Целью всей моей жизни было - сделать произведения великих мастеров музыки доступ­ными и понятными самым широким слоям слушателей. С этой целью я включал в свой репертуар только те про­изведения, в которых композиторы выражали свои мыс­ли и чувства понятным языком, произведения с четкой формой, красивой мелодией и ясной гармонией. Эти произведения я стараюсь, по мере своих сил и возмож­ностей, трактовать с предельной ясностью, не затемняя их смысла внешними эффектами и надуманностью инди­видуалистического подхода».

Уже эти слова (а он целенаправленно воплощал их на практике) характеризуют Гинзбурга как художника-просветителя, несущего народу высокое искусство. И ха­рактерно, что пианист с одинаковой отдачей играл и на эстраде Большого зала Московской консерватории, и за рубежом, и в любом, даже самом маленьком провинци­альном городе. Ему в высшей степени было присуще чувство гражданской ответственности музыканта. Как справедливо отмечал М. Сокольский, за деятельностью Гинзбурга «ощущалась великая демократическая «глинкинская» традиция искусства, «равно понятного» и спе­циалисту-музыканту и широкой аудитории».

Гинзбург рано ушел из жизни. Горечь утраты как-то сразу заставила задуматься: достаточно ли весомо и справедливо было оценено в свое время искусство вы­дающегося пианиста? Конечно, игра Гинзбурга вызыва­ла восторженную реакцию слушателей, похвалы крити­ков, и все-таки… Листаем страницы рецензий, и всюду находим пространный разговор о филигранном мастер­стве артиста, о совершенстве пианизма, о колористиче­ских находках и так далее. Г. М. Коган красиво Опре­делил Гинзбурга как «поэта пианистического мастерст­ва». Но не слишком ли в этой формуле отдавалось предпочтение слову «мастерство» перед словом «поэт»?

Спору нет, Гинзбург действительно владел всеми тай­нами инструмента; виртуозность его игры сама по себе доставляла слушателям истинно эстетическое наслажде­ние. «Я положительно не знаю, - писал Г. Коган еще в 1933 году, — кто еще из наших пианистов может по­хвастать таким совершенным легато, такой пластичной и прозрачной педализацией, такой серебристой звуч­ностью кантилены, кто из них может сравниться с Гинз­бургом в узорной рельефности каждой линии, каждой; детали, каждого штриха, в той точности, легкости, про­зрачности, которую такой мастер, как Бузони, рассмат­ривал как высшее достижение пианистической вир­туозности». Ну, скажем, в те времена и соперников сход­ного класса было не так уж много. Но с каждым десяти­летием число первостатейных виртуозов росло и у нас, и за рубежом. Тем не менее и в новом окружении Гинз­бург не сдавал своих «рекордных» позиций. Оставшиеся записи только укрепляют это реноме музыканта. Вот фрагмент из образной характеристики, принадлежащей перу Д. Д. Благого (1972 год): «Звуковой букет» у Гинз­бурга всегда идеален: ни малейшей пестроты при всем разнообразии и богатстве красок (как целостно «обни­мает» пианист все регистры фортепиано!), все тона согласованы между собой по каким-то таинственным, но в конце концов глубоко логичным внутренним законам… В звучании рояля Гинзбурга есть что-то от любования чудесными законами перспективы в картинах старых мастеров, с первозданной радостью открывавших воз­можность отображения десятков различных планов, как бы ступеньками огромной лестницы, амфитеатром ухо­дящими вдаль: анфилада залов с колоннадой, дальше - горы, замки, деревья… При этом колорит всего полотна так чист и прозрачен, что чуть ли не микроскопические фигурки людей где-то там, в самой дальней дали, вид­ны с предельной отчетливостью, в мельчайших подроб­ностях».

Как ни странно, но само время как бы раздвинуло наши представления о природе гинзбурговского искус­ства, заставив вновь согласиться с известным поэтиче­ским утверждением: «большое видится на расстоянье». За пианистической отточенностью - насыщенная мысль, свое неповторимое толкование музыки. Да, именно в этом общем законе - сила воздействия артиста, сохра­нившаяся и в записях. В какой-то иной тональности про­звучали уже слова С. Е. Фейнберга из некролога: «В пианистическом искусстве Гинзбурга сливались во­едино не только внешнее совершенство и внутренняя эмоциональная глубина, но и столь редко соединяющие­ся качества, как строгая классичность исполнения и под­линное новаторство». Он же назвал Гинзбурга одним из крупнейших интерпретаторов романтического стиля. Это звучит несколько неожиданно. Но в конце концов поня­тие «романтизм» в исполнительстве нередко выглядит весьма расплывчато. Необузданные порывы, аффектированность, нервные излияния - все это чуждо артисту. В романтической сфере, да и за ее пределами, Гинзбур­га, прежде всего, привлекал лирический подтекст. И на эту сторону его дарования критики обратили внимание по преимуществу, так сказать, постфактум. В 1972 году М. Сокольский подчеркивал: «Мне казалось всегда, что Гинзбург был тайным, «стесняющимся держать душу на­распашку», лириком. Всего один раз довелось услышать в его исполнении b-moll’ный концерт Чайковского. И это исполнение осталось каким-то по-особому памятным; можно сказать, что Гинзбург не сыграл, а спел Чай­ковского - последовательно, во всех трех частях он рас­крывал лирическую природу этой музыки».

Итак, «классик», но и лирик. Однако и последнее определение нуждается в уточнении. Лирический настрой Гинзбурга далек от томной меланхолии, грустного уны­ния или надрыва. Про лирику Гинзбурга, как удачно заметил Я. Флиер, хочется сказать словами Пушкина: «Печаль моя светла»… Вполне созвучны этой мысли на­блюдения Д. Д. Благого: «Рискуя несколько сузить об­щепринятую характеристику этого музыканта, упростить его художественные устремления, отмечу тем не менее, что во всех интерпретациях Гинзбурга особенно суще­ственным представляется мне примат оптимизма, жизне­любия над трагическими и даже драматическими колли­зиями, ясного, до конца осознанного чувства над «не­проницаемыми» глубинами эмоциональной стихии. Неда­ром, например, такое значительное место в исполнитель­ском наследии артиста занимают сочинения Гайдна, Мо­царта, рапсодии Листа, отмеченные сочным народным колоритом, и его фантазии на темы опер Моцарта, Россини, Верди».

Да, репертуарным компасом для Гинзбурга служили специфические особенности его художественной натуры. Но и тут критики подчас уготавливали ему раз и на­всегда установленное (ими!) прокрустово ложе. Если Моцарт, то «устремленный к французскому рококо»; если Бетховен, то «устремленный к Моцарту»; если Лист, то прежде всего как «мастер пианистической виртуозно­сти»; если, наконец, Шопен, то как умно спланирован­ная, благородная, но все-таки музейная экспозиция. При всей «закономерности» таких наблюдений о них как-то забываешь, вслушиваясь и сейчас в записи пианиста. Просто это Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен в истолко­вании Гинзбурга, истолковании глубоко убедительном и благородном, точно взвешенном на стилистических весах.

Здесь уместно напомнить и о репертуарной пытли­вости артиста. Он часто и из наследия упомянутых ком­позиторов выбирал далеко не заигранные произведения (Рондо до мажор Моцарта, «Пастораль» из цикла «Годы странствий» Листа и др.). Однако с особенной рельеф­ностью эта черта его творческой натуры обрисовалась в 40-50-е годы, когда он с увлечением обратился к рус­ской классике. Речь шла о тех ее образцах, которые выпали из поля зрения концертирующих пианистов. Так, именно ему принадлежит заслуга возрождения на эстра­де Четвертого концерта и ряда миниатюр Антона Рубин­штейна, Концерта Аренского, он охотно играл пьесы Глинки, Балакирева, Лядова, Метнера… Произведения русских авторов занимали важное место и в програм­мах камерных вечеров, где Гинзбург выступал партнером певицы Н. Суховицыной.

Еще один репертуарный аспект концертной деятельности пианиста - советская музыка. Обращаясь к тому или иному сочинению, Гинзбург вовсе не считал, что оно

обязательно должно закрепиться в пианистических программах. Он справедливо полагал, что артист является необходимым участником естественного отбора, который происходит в современной музыке. Гинзбург играл про­изведения С. Прокофьева (в том числе Третью сонату, «Сказки старой бабушки»), Н. Мясковского, С. Баласаняна, Э. Каппа, В. Крюкова, фортепианные концерты Д. Кабалевского, С. Фейнберга, Ю. Крейна, Ю. Бирю­кова, Г. Галынина; в одном из последних московских выступлений он показал своеобразную трактовку 12 пре­людий Д. Шостаковича, а незадолго до смерти работал над его Второй сонатой.

Наконец, программы артиста включали и его собст­венные обработки сочинений Россини, Листа, Грига, Ружицкого, Ракова.

Творческая судьба Гинзбурга в большей своей час­ти была связана с Московской консерваторией. Здесь он занимался до 1924 года в классе А. Б. Гольденвейзе­ра; в аспирантуре (1924-1928) под его же руководст­вом готовился к шопеновскому конкурсу 1927 года, где завоевал четвертую премию. С 1929 года Гинзбург пре­подавал в консерватории, с 1935 был уже профессором и воспитал десятки отличных музыкантов; среди послед­них- известные концертанты Г. Аксельрод, С. Дорен- ский, А. Скавронский, М. Полляк.

…Рано ушел из жизни замечательный советский пиа­нист. Для новых поколений слушателей его искусство - только история. К счастью, благодаря записям - живая история. Ибо Григорий Романович был подлинным энту­зиастом звукозаписи, владел всеми секретами этого осо­бого вида исполнительского творчества, любил записы­ваться и умел делать это так, чтобы сохранить на пла­стинке значительную долю непосредственности живого звучания. В его пластинках запечатлелись очарование, особый отпечаток его художественной индивидуальности. Редкий и счастливый случай…

Лит. соч.: Заметки о мастерстве. «СМ», 1963, № 12. Лит.: Рабинович Д. Портреты пианистов. М., 1962; Коган Г. Григорий Гинзбург, в книге «Вопросы пианизма». М., 1968; Николаев А. Григорий Гинз­бург, в сборнике «Вопросы фортепианного исполнитель­ства», выпуск 2. М., 1968; Цыпин Г. Григорий Гинз­бург. «МЖ», 1974, № 12. Статья взята из книги "Современные пианисты", часть 1. Составители Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Издательство "Советский композитор", 1977 год.

Люсьен Гинсбург родился 2 апреля 1928 г. в Париже, в русско-еврейской семье выходцев из Одессы. В юности собирался стать художником и обучался в художественном училище (одним из его педагогов был Фернан Леже), но впоследствии оставил эту мысль и уничтожил большинство своих картин. До начала артистической карьеры вынужден был зарабатывать на жизнь игрой на фортепиано в барах.

В конце 1950-х гг. он берет псевдоним Серж Генсбур, изменяя орфографию своей фамилии таким образом, чтобы французы произносили ее не коверкая.

Будучи разносторонне одаренным - художник, поэт, певец, композитор, актер, режиссер, он и в жизни использовал элементы театральности, прославившись как мастер эпатажа (откровенные тексты песен и неожиданные поступки); появление Генсбура на телевидении нередко вызывало скандал (в одной из телепередач он сжег банкноту в 500 франков, протестуя против высоких налогов, и т. п.)

Не менее известной стороной его жизни были отношения с женщинами. Наиболее известными романами Генсбура были роман с Брижитт Бардо, длившийся несколько месяцев, и многолетний брак с Джейн Биркин (третий из четырех браков Генсбура). Генсбур и Биркин расстались в 1981 г., но он продолжал писать для нее песни.

В 1967 г. он записал с Брижитт Бардо песню «Я тебя люблю… я тоже нет» (Je t’aime… moi non plus), однако по просьбе Бардо не стал ее выпускать (она вышла лишь в 1986 г.), а вместо этого спустя год записал новый вариант с Биркин. Песня облетела весь мир и вызвала негативную реакцию Ватикана (из-за стонов Биркин, имитировавшей оргазм).

Генсбур умер от сердечного приступа 2 марта 1991 г. Похоронен на парижском кладбище Монпарнас. У него четверо детей, в том числе дочь, актриса Шарлотта Генсбур.

Творчество

Писать песни и петь Генсбур начал под сильным воздействием творчества Бориса Виана. Карьеру исполнителя он начал сравнительно поздно (первый альбом, Du chant a la une !, появился в 1958 г.). Необычная внешность и оригинальная манера пения, а также провокационная тематика ряда песен (неприкрытый цинизм, эпикурейство, женоненавистничество) не способствовали быстрой популярности у аудитории, однако со временем Генсбур научился нравиться публике, оставаясь при этом самим собой.

Лучшие дня

В своем творчестве Генсбур постоянно экспериментировал и использовал новые стили: начав с классического французского шансона и джаза, он в течение жизни обращался к коммерческой поп-музыке, рок-н-роллу, регги (записав в 1979 г. вызвавшую скандал среди консервативной аудитории регги-версию «Марсельезы»), фанку, новой волне и рэпу (в 1980-е гг.). Сын профессионального музыканта, воспитанный на классике, Генсбур также часто использовал в своем творчестве темы знаменитых композиторов прошлого - Брамса, Шопена, Грига.

В середине 1960-х гг. он пишет коммерчески успешные песни и зарабатывает на них приличное состояние (в том числе создает песни для нескольких франкоязычных исполнителей, выступавших в разные годы на конкурсе «Евровидение»).

Песни для других исполнителей

В течение почти пятнадцати лет (1965-1979) Генсбур не выступает с концертами и пишет песни для других исполнителей (продолжая параллельно выпускать собственные альбомы). Песни для других он пишет до конца своих дней (вплоть до 1990 г.); среди исполнявших его песни десятки имен, в том числе Джейн Биркин, Брижит Бардо, Изабель Аджани, Ванесса Паради, Жюльетт Греко, Далида, Франс Галль и др.

Концептуальные альбомы 1970-х гг.

Генсбур первым во Франции начал выпускать так называемые концептуальные альбомы, мода на которые появилась в англоязычной музыке второй половины 1960-х гг. (концептуальный альбом объединяет песни, тематически или сюжетно связанные между собой).

Так, Histoire de Melody Nelson (1971) рассказывает о трагической любви зрелого мужчины и пятнадцатилетней девочки, которая погибает в авиакатастрофе.

Rock around the Bunker (1975) - блистательная и едкая сатира на гитлеровскую Германию (во время оккупации Генсбуру и его семье пришлось скрываться от преследований нацистов). Специфический юмор этого альбома вновь шокировал публику: до этого о преступлениях нацизма не было принято говорить в подобном тоне.

Главный герой альбома L’homme a tete de chou (1976), признанного критиками вершиной творчества Генсбура, убивает свою легкомысленную возлюбленную, доводящую его до нищеты, и в конце концов попадает в сумасшедший дом.

Позднее творчество

На рубеже 1970-80-х Генсбур работает с музыкантами из групп Питера Тоша и Боба Марли, выпустив два альбома в стиле регги.

В 1979 г. он после многолетнего перерыва возвращается на сцену и наслаждается успехом у тинейджеров. Еще в течение десяти лет он активно занимается концертной деятельностью.

В 1980-е гг. он записывает два альбома - Love on the Beat (1984) и You’re under Arrest (1987). В них звучат мрачные мотивы - темой песен становятся насилие, наркотики, смерть. Постепенно Генсбур отказывается от традиционной манеры пения, предпочитая начитывать свои тексты под музыку.

Последняя песня на последнем альбоме Генсбура, Mon legionnaire - великолепная перепевка шлягера 1930-х гг., ставшего известным в исполнении Эдит Пиаф.

Еще при жизни певца, в 1989 г., почти все его песни выходят в коллекционном собрании на CD (сам Генсбур иронически назовет этот бокс-сет «своим саркофагом»). Не издававшиеся при жизни Генсбура песни (в том числе концертные записи) продолжают активно выходить в наши дни.

Будучи талантливым версификатором и экспериментатором в области стиха, Генсбур не считал себя поэтом и неоднократно открещивался от подобных утверждений. Тем не менее его песни изобилуют неожиданными и изысканными рифмами, виртуозными каламбурами. В текстах Генсбур активно пользовался английскими словами, грамматикализованными на французский лад (так называемый стиль franglais, «франглийский»), подчеркивая свою ориентированность на поп-культуру. Генсбур оказал на французскую песню огромное влияние, избавив этот жанр от многих «старомодных» поэтических и музыкальных условностей.

Работа в кино

С начала 1960-х Генсбур постоянно пишет музыку к французским фильмам (он автор более 40 саундтреков). Как актер снялся в фильмах «Босс», «Анна», «Марихуана» (к которым написал музыку) и др., как режиссер снял четыре фильма (не считая видеоклипов и рекламных роликов): «Я тебя люблю… я тоже нет» (1976), «Экватор» (1983), «Шарлотта навсегда» (1986, с участием его дочери Шарлотты Генсбур) и Stan the Flasher (1990).

В 1994 году во Франции вышел фильм Жана Беккера «Элиза» (с участием Ванессы Паради и Жерара Депардьё), вдохновленный одной из песен Генсбура и посвященный ему.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.