Характеристика купца Калашникова. Описание образа и интересные факты

Сочинение


Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,
Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович - один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.

Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою...» и идет домой к молодой жене и детям.

Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников - созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.

Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ - образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».

Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного...»

Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.

Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».

Образ купца Степана Парамоновича - это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек - перекрестится,
Пройдет молодец - приосанится,
Пройдет девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры - споют песенку.

Другие сочинения по этому произведению

Жить не по лжи За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Калашников - носитель национальных черт русского народа Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове») Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…») Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...») Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова? Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству? Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино») Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Портретная характеристика образа купца Калашникова Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» Моё любимое произведение Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Мое отношение к поступку купца Калашникова Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова Калашников – носитель лучших черт русского национального характера «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3) Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством. Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича» "Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова\ Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова Удалой купец Калашников (по "Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова")

Калашников Степан Парамонович

ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА
Поэма (1838)

Калашников Степан Парамонович — купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В. Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы). Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).

Частная жизнь К. отчетлива и размеренна; в ней все заранее определено. Постоянство жизненного уклада отражает устойчивость психологии. Всякое изменение внешнего быта означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе, предвещает беду. Недаром, придя «в свой высокий дом», К. «дивится»: «Не встречает его молода жена, / Не накрыт дубовый стол белой скатертью, / А свеча перед образом еле теплится».

И хотя социальные различия уже проникли в сознание (К. бросает упрек жене: «Уж гуляла ты, пировала ты, / Чай, с сынками всё боярскими!..», а Иван Грозный спрашивает К.: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою/ На Москве-реке сын купеческий?»); общий порядок и родовые отношения еще господствуют. К., как глава семьи, в ответе и за же жену, и за малых детушек, и за братьев. Он обязан вступиться за честь жены, за личную честь и честь семьи. Ему послушны и братья. Соблазняя жену К;, Кирибеевич наносит оскорбление не просто частному яйцу, купцу К., а всему христианскому люду, потому что К. — носитель-семейных, родовых устоев, существующего общественного устройства. Именно защита народных, патриархально-родовых принципов жизни делает К.эпическим героем, придает его обиде общенациональный масштаб, а решимость К. отомстить обидчику предстает как общенародный протест, освященный санкцией народного мнения.

Поэтому и бой К. происходит на виду всей Москвы, всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем высоты нравственной идеи, защищаемой К., служит торжественное описание столицы перед боем («Над Москвой великой, златоглавою...»). Самому поединку также придано символическое значение. Ритуал традиционного кулачного боя — от приготовления к нему до окончания — чрезвычайно важен в контексте художественного смысла «Песни...». Потешный кулачный бой, где мерились силой удалые храбрецы, превращен в идейное противостояние старого уклада с разрушающим его своеволием. Форма поединка, узаконенная народным обычаем, где сила честно сражается с силой, основана на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, / А кто будет побит, тому Бог простит!» Перед боем К. обращается ко всему православному миру: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому».

Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность. Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К., - высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого..им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.

В К. воплощен образ героя-мстителя, борющегося за справедливость, причем — и это характерно для Лермонтова — именно личность берет на себя право отстаивать народную правду. Углубление народного, демократического начала связано с преодолением канона байронической поэмы: героем-мстителем избран «простой» человек. Современная проблематика погружена в историю, а история воссоздается с позиций настоящего. Чувствуя актуальность «Песни...», ее сюжет сопоставляли с реальными событиями тех лет: с семейной трагедией Пушкина и историей увоза гусаром жены московского купца.

Все характеристики по алфавиту:

Сравнительная характеристика главных героев

«Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М.Ю.Лермонтова.

В лироэпическом произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про …» я познакомилась с двумя героями: Степаном Парамоновичем и царским опричником Кирибеевичем. Чтобы понять, на чьей стороне правда, надо провести сравнение двух этих героев.

Начну с Калашникова. Степан Парамонович – «молодой купец», «статный молодец», «удалой боец», - так говорит про него сам автор. Красивая жена, молодость, достаток – казалось бы, жизнь его удалась! Но в один момент всё рушится!

На мой взгляд, в ситуации, в которую попал Калашников, он повёл себя правильно и выбрал верный путь. Конечно, будь он нечестным человеком, он бы встретил Кирибеевича тёмной ночью одного на улице и исподтишка нанёс ему смертельный удар. Но это было бы не по – мужски и вряд ли очистило честь семьи. Калашников вызывает его, своего соперника, на бой прилюдно, без страха и так, что заставил Кирибеевича «побледнеть в лице, как осенний снег».

В моих глазах, исходя из «Песни..», Степан Парамонович предстаёт отважным, заботливым, справедливым, трудолюбивым и умным человеком. А то, что он поступил благороднее, нежели его соперник, характеризует его ещё и как порядочного человека и как лицо, имеющее чувство собственного достоинства.

Для меня, человека 21 века, не совсем понятно поведение Калашникова с женой. Ведь в нынешних семьях в основном царит равноправие, а поведение Калашникова как бы списано с произведения того времени под названием «Домострой».

Именно стойкость и неотступность Степана Парамоновича, как мне кажется, смогли хотя бы после его смерти очистить от позора его семью. И, несмотря на его прилюдную казнь, в народе о нём сохранилась добрая слава, и даже гусляры слагали о нём песни.

Настал черёд Кирибеевича. Он не только по характеру и поступкам, но и по положению в обществе и внешнему облику сильно отличается от Степана Парамоновича Калашникова. Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя. В связи с этим у него сформировались такие черты характера, как тщеславие, чрезмерное честолюбие, своенравность и высокомерие. И это сразу отталкивает от этого героя читателей. По внешнему облику он ничуть не уступает своему сопернику Калашникову. Такие эпитеты, как «Удалой боец», «буйный молодец» рисуют в нашем воображении юношу статного, богатырского телосложения.

Кирибеевич довольно эгоистичен, и в своей любви к Алёне Дмитриевне он думает только о себе. Но в этом герое есть и привлекательные стороны. Отвага, смелость, бесстрашие, стойкость в совокупности составляют впечатление о «молодом опричнике» как о мужественном человеке. Хотя, если положить на чашу весов все положительные и отрицательные качества этого героя, то, на мой взгляд, отрицательные будут тоже тяжелы.

Человек, опозоривший чей-то род, просто не может быть положительным героем. Я думаю, что если этот опричник способен так любить, он сможет встать на путь исправления, но изменить его под силу только человеку, к которому он испытывает чувства.

Надеюсь, я достаточно раскрыла внутренний мир этих героев. Как и большинство людей, прочитавших это произведение, я на стороне Калашникова. И Вы со мной, наверное согласитесь.

Чуева Елена, 7 класса. филиал МБОУ Сосновская СОШ №1 в п. Рабочий Тамбовская область

Образ купца Калашникова. Обращение к теме героического прошлого не было случай­ным для творчества М.Ю. Лермонтова. Эта тема давала возмож­ность обрисовки сильных, цельных, героических характеров, ко­торых поэт не находил в современности. Один из таких характе­ров Лермонтов создает в «Песне про купца Калашникова».

В этой поэме Лермонтов воспроизводит эпоху Ивана Грозно­го, конец XVI века. Главным героем «Песни…» является купец Степан Парамонович Калашников. В основе сюжета произведе­ния лежит мотив обиды и защиты чести. Немаловажной здесь представляется и тема любви, семейных отношений, ограниче­ния свободы человеческой воли, государственного деспотизма.

Степан Парамонович - простой русский человек, ценящий семейные отношения и домашний уют. Он живет с молодой же­ной и детьми в высоком доме, где стол «покрыт белой скатер­тью», перед образом теплится свечка, а ведает всем старая Еремеевна. В этом описании - полная картина «домашнего быта и простых, малосложных, простодушных семейственных отноше­ний у наших предков».

Герой обладает привлекательной внешностью. Это «статный молодец», с «соколиными очами», «могутными плечами», «куд­рявой бородой». Он напоминает нам былинных богатырей, ко­торых было так много на Руси.

Ассоциации с фольклором вызывает и речь Степана Пара­моновича, «ласковая», поэтичная, вдохновенная, отражаю­щая его внутренний мир. («…лиха беда со мною приключи- лася…», «…обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому».

Калашников держится уверенно, по-купечески степенно, с достоинством. Он неторопливо хозяйничает в лавке: расклады­вает товары, зазывает покупателей, пересчитывает «злато-сереб­ро». Таким же хозяином ощущает он себя и в собственном доме, своей семье. Его любит и уважает Алена Дмитриевна, почитают родные братья.

И вдруг мир и покой, царящий в его семье, грубо нарушают. Алену Дмитриевну публично преследует влюбленный в нее цар­ский опричник, Кирибеевич. Узнав об этом, Калашников реша­ет заступиться за честь своей жены, чтобы восстановить ее доб­рое имя, свою мужскую честь, репутацию своей семьи. Душа ге­роя не может вынести бесчестья: «А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому». Степан Парамоно­вич решает биться с опричником не на жизнь, а насмерть в ку­лачном бою, который будет на Москве-реке.

В образе купца Калашникова обрисован русский героичес­кий характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собствен­ного достоинства. Степан Парамонович патриархален, он ис­кренне привязан к своей семье, заботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи.

Преследование Алены Дмитриевны царским опричником на глазах у всех соседей - позор, бесчестье для Калашникова. Ки­рибеевич в глазах купца - «бусурман», посягнувший на самое святое, - незыблемость семейных уз. Опричника не останавли­вает даже то, что Алена Дмитриевна «в церкви божией перевен­чана… По закону нашему христианскому». Решаясь на честный кулачный бой, Калашников защищает еще и незыблемость хри­стианских понятий о семье и браке.

Калашников убивает в кулачном бою Кирибеевича. Судьей в этом бою выступает сам государь. Иван Грозный не скрывает своего недовольства результатом поединка и требует от купца ответа о том, «вольной волею или нехотя» убил он царского опричника.

И здесь Степану Парамоновичу предстоит выдержать еще одно испытание. Он прекрасно понимает, насколько страшным может быть царский гнев, но говорит царю правду, скрыв, одна­ко, причину своей битвы с Кирибеевичем:

Я убил его вольной волею,

А за что про что - не скажу тебе.

Скажу только богу единому.

Восхищавшийся этой сценой Белинский, писал что «Калаш­ников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной - и позором жены, раз­рушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, - для этой благо­родной души жизнь уже не представляла ничего обольститель­ного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неис­целимых ран… Есть души, которые довольствуются кое-чем - даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг кото­рых - все или ничего… такова была и душа… Степана Парамо­новича Калашникова».

Царь решает казнить купца Калашникова. И Степан Пара­монович прощается со своими братьями, давая им последние наказы:

Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне,

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать;

Поклонитесь дому родительскому,

Поклонитесь всем нашим товарищам,

Помолитесь сами в церкви божией

Вы за душу мою, душу грешную!

Любовь к своей семье и жажда справедливости, ненависть к своему обидчику, чувство собственного достоинства и безгранич­ная вера в право своего государя вершить судьбы людей - вот основные чувства, испытываемые героем. Именно поэтому он и согласен принять смерть.

Рассмотрим взаимосвязь Калашникова с другими персона­жами. Кирибеевич, думается, не испытывал к Степану Парамо­новичу явной ненависти и, более того, почувствовал угрызения совести во время поединка. Именно поэтому он «побледнел», «как осенний снег», «бойки очи его затуманились», «на раскры­тых устах слово замерло». Характерно, что Лермонтов создает здесь многогранные характеры. Так, Кирибеевич - это не толь­ко «буйный молодец», привыкший ни в чем себе не отказывать, это и смелый человек, «удалой боец», способный на сильные чув­ства:

Какувижу ее, я и сам не свой -

Опускаются руки смелые,

Помрачаются очи бойкие;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые

И не надо мне золотой казны…

«Любовь Кирибеевича - не шуточное дело, не простое воло­китство, но страсть натуры сильной, души могучей. …Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в грозном царе, который никого не пожалеет и не пощадит…» 97 .

Царь по-настоящему возмущен и разгневан поступком купца Калашникова и считает себя вправе распорядиться его жизнью по-своему усмотрению. Лермонтов подчеркивает жестокость, деспотизм Ивана Грозного. Царь в поэме олицетворяет собой судьбу Калашникова.

Калашников по-настоящему дорог лишь своей семье - Але­не Дмитриевне, меньшим братьям, которые почитали его за отца. На стороне купца Калашникова и симпатии автора. Он прослав­ляет своего героя:

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек - перекрестится.

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Таким образом, в «Песне… про купца Калашникова» Лермон­тов рассматривает тему обиды и защиты чести в духе народного миросозерцания, для которого ценой бесчестья является чело­веческая жизнь. И в этом плане в поэме ощутим эпический па­фос: суровые нравы оправданы народной моралью, без какой- либо излишней драматизации.

Одним из моих любимых произведений Лермонтова Михаила Юрьевича есть «Песня про купца Калашникова». Самой основной его особенность есть противостояние правды и чести против власти вышестоящих чиновников.

В песни описаны два человека. Один есть опричником царя и его хорошим бойцом, а второй - простой купец Калашников, муж Алены Дмитревны. Над ней глумица опричник и тем самым бросает на его семью тень. Купец честный, правильный и храбрый человек. Живет по законам, любит детей и жену, хорошо о них заботится. Это ясно со слов Алены. Она просит в него помощи и защиты.

Калашников, отправившись на бой с опричником, наносит ему смертельный удар, отчего сердит князя. Но так как говорит он правду, и князь относится к нему с уважением и обещает не бросить его жену и детей в бедности. Купца казнят, и почивать он будет в безымянной могиле. Но его действие показало всем, что за справедливость нужно бороться, хотя и высокой ценой.

Для меня образ Калашникова очень светлый и чистый. Он настоящий мужчина, который готов умереть за честь своей жены и семьи. Он олицетворяет весь простой народ, который веками пытается бороться с несправедливостью и продажностью высоко стоящих людей.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.