"Холодное" оружие. Чем Россия защищает свои военные интересы в Арктике

Со временем покорения Арктики минуло, без малого, сто лет. Для арктических исследователей прошлого, дело изучения Арктики, было делом, лишенным политической подоплеки. Для того, чтобы крупные государства обратили свое внимание на этот безжизненный ледяной регион, понадобилось несколько десятков лет и Холодная война. Именно с её началом интерес к Арктике, начал расти по экспоненте. Траектории баллистических ракет, направленных в сторону противника, на долгое время заменили в Арктике реальные границы, сделав дискуссию о международном разграничении региона невозможной.

Сейчас Арктика воспринимается мировым сообществом не как безжизненные ледяные просторы, представляющие ценность лишь для деятелей науки и военных. Арктика сейчас – это сокровищница, скрытая в ледяном саркофаге. И неудивительно, что в последнее время, многие страны, некоторые из которых весьма далеки от объекта своего вожделения, все глубже втягиваются в противостояние за обладание своим куском «ледяного пирога».

Арктические льды могут полностью растаять к 2030 году.Активное таяние арктического льда началось в 90-х годах прошлого века, а пик сокращения ледяного покрова пришелся на 2012 год. За этот период площадь арктических ледников уменьшилась в два раза и сейчас составляет 3,37 миллиона квадратных километров. Благодаря этому северный морской путь стал более доступным для грузоперевозок, что существенно увеличило трафик проходящих по нему судов. Прогнозируют, что уже к 2021 году грузовые перевозки по Северному морскому пути увеличатся в десять раз, с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. И большую часть этого пути, контролирует Россия. А это в свою очередь новые порты, новая инфраструктура и иностранные капиталы, привлеченные в наши северные регионы прямой выгодой от сотрудничества с нашей страной. А ко всему прочему это и стремительное развитие наших северных территорий, превращение их из сырьевой периферии в реальные центры международной торговли. Все это вместе создаст условия лучшей жизни не только для бизнеса, но и для простых граждан. Кроме этого, только Россия обладает атомным ледокольным флотом, а стоимость (от $850 млн до $1 млрд) и время постройки (8-10 лет) ледоколов неатомного типа представляют объективные трудности в освоении Арктики другими странами, включая США.

А ведь прямые выгоды от увеличения судоходного трафика, это лишь верхушка арктического айсберга. Большую часть своих богатств Арктика скрывает под толщей льда и соленых вод Северного ледовитого океана. Уже сейчас началась нешуточная гонка за право обладания запасами углеводородов покоящихся на дне океана. Одни только запасы Охотского моря, в марте этого года, полностью переданного под юрисдикцию Российской Федерации, могут достигать трех миллиардов баррелей.

В сентябре этого года, компания «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого, по словам ученых, сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. И когда в августе компания запускала на платформе WestAlphaразведывательное бурение, мало кто верил в успешный результат. Сейчас это месторождение носит имя «Победа».

Но, как и любую победу, эту, арктическую «Победу», тоже необходимо защищать. Ведь благодаря спорной политике наших западных партнеров и торжеству ценностей демократии по всей планете, мир вновь вернулся к пресловутой парадигме «Права сильного». И значит, Россия должна напомнить всем, кто желает претендовать на наши земли в Арктике, что наша страна не так слаба, как некоторым хотелось бы. Исходя их этих, сугубо оборонительных, соображений, Россия сейчас, наряду с экономическим, наращивает и свое военное присутствие в Арктике.

Для защиты национальных интересов России в Арктике по указанию министра обороны Сергея Шойгу Генштаб разворачивает за Полярным кругом полноценную войсковую группировку и создает там военную инфраструктуру.В марте и апреле в арктических широтах были проведены две десантные высадки частей ВДВ. 14 марта на Новосибирских островах высадился батальон из 350 человек - это первые арктические учения такого масштаба в мире, заявлял командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Через месяц свыше 50 десантников на парашютах спустились на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана рядом с Землей Франца-Иосифа. Парашютно-десантная операция такого рода - первая в истории освоения Арктики.

Не случайно в рамках наращивания военного присутствия ведутся работы по восстановлению заброшенных советских аэродромов и причалов на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Щитом России в Арктике призваны стать авиация и флот. Сухопутные войска будут относительно небольшими по численности, преимущественно несколькими бригадами, подготовленными для действий в экстремальных арктических условиях. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников отмечал, что первая бригада будет создана не ранее 2015 года, когда армия примет на вооружение специальную технику, «отвечающую всем требованиям».

Арктика для России это залог успеха в будущем страны. Оставить этот регион на милость других претендентов, можно расценивать как преступление не только против государства, но и будущего всего российского народа. И если в Советском Союзе, Арктика была в первую очередь рубежом обороны, то в наше время ей уготована роль моста, который свяжет экономическими узами Европу, Азию и Америку. И благодаря своевременной и умелой политике наших властей, контроль над этим мостом, будет в руках нашей страны.

В состав объединённого командования входят подводные и надводные силы, морская авиация, береговые войска и ПВО . Командование создано в Вооружённых силах Российской Федерации 15 декабря 2014 года .

Командующий с 2015 года - адмирал Николай Евменов .

История

Территориально расположено за Полярным кругом . Основой нового командования стал Северный флот , выведенный из состава Западного военного округа . Руководство ОСК «Северный флот» возложено на командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова .

В апреле 2014 года Президент России Владимир Путин поручил создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики России в этом регионе. В 2014-2015 годы Спецстрой России развернул создание военных городков и аэродромов в шести районах Арктики - на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), в посёлке Рогачёво на Новой Земле , на острове Средний (Северная Земля), на мысе Отто Шмидта , острове Врангеля и острове Котельный (Новосибирские острова) . Как сообщил в начале 2015 года начальник Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов, в течение года планировалось создать специализированный центр для подготовки войск в условиях Арктики. В 2016 году будет сформирована армия ВВС и ПВО, которая станет составной частью Воздушно-космической обороны страны. Всего в Арктике должно быть построено, восстановлено и модернизировано 13 аэродромов (в том числе Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель (Норильск), Амдерма, Анадырь, Рогачёво, Нагурское), авиационный полигон и 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации .

В конце октября 2014 года военными был заселён городок на острове Врангеля , через месяц - такой же блок на мысе Шмидта . С 1 мая 2015 года приступил к мониторингу арктической зоны сформированный в Чукотском автономном округе отряд БПЛА «Орлан-10». Расчёты БПЛА будут выполнять задачи по ведению объективного контроля за обстановкой в российской Арктике, в том числе за экологической и ледовой обстановкой в ближней морской зоне и на участке Северного морского пути.

В состав нового командования передаются не только части Северного флота, но и части и подразделения из состава Центрального и Восточного военных округов . Группировки войск на островных территориях России в Арктике, а также на мысе Шмидта были сведены в Объединённую тактическую группу, которая ещё в октябре 2014 года приступила к обеспечению военной безопасности России в Арктической зоне. Эти подразделения оснащены современным вооружением и военной техникой, в том числе береговыми ракетными комплексами «Рубеж» и зенитными ракетно-пушечными комплексами Панцирь-С1 .

Сухопутный компонент командования составят две арктические бригады. Указ о формировании в поселке Алакуртти Мурманской области 80-й отдельной арктической мотострелковой бригады Объединённого стратегического командования президент Путин подписал 31 декабря 2014 года. В середине января 2015 года командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв вручил ей боевое знамя .

Вторая арктическая бригада будет дислоцироваться в Ямало-Ненецком автономном округе (2016 г) .

Бывший командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв подчеркнул в интервью, что для России Арктика является важнейшей ресурсной базой XXI века и имеет стратегическое значение. По словам адмирала, обороне шельфа арктических морей, Северного морского пути и северо-западного прохода в нынешних условиях придаётся особое значение, с учётом того, что «силы Северного флота ранее были сконцентрированы в западной части Арктического региона, а операционная зона флота ограничивалась меридианом, проходящим по восточной оконечности полуострова Таймыр» .

Состав

  • Северный флот
    • 61-я отдельная Киркенесская Краснознамённая бригада морской пехоты Северного флота (п. Спутник, Мурманская обл.)
    • 536-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада Северного флота (г. Снежногорск, Мурманская обл.)
    • 186-й отдельный центр радиоэлектронной борьбы Северного флота (г. Североморск, Мурманская обл.)
    • 420-й разведывательный центр специального назначения разведки Северного флота (г. Кола, Мурманская обл.)
    • 160-й отряд специального назначения борьбы с подводными диверсионными силами и средствами Северного флота (г. Заозерск, Мурманская обл.)
    • 140-й отряд специального назначения борьбы с подводными диверсионными силами и средствами Северного флота (п. Видяево, Мурманская обл.)
    • 269-й отряд специального назначения борьбы с подводными диверсионными силами и средствами Северного флота (г. Гаджиево, Мурманская обл.)
    • 152-й отряд специального назначения борьбы с подводными диверсионными силами и средствами Северного флота (п. Полярный, Мурманская обл.)
    • 58-й отдельный батальон управления (г. Мурманск)
    • 516-й узел связи Северного флота (г. Североморск, Мурманская обл.)
    • 180-й отдельный морской дорожный инженерный батальон Северного флота (г. Североморск, Мурманская обл.)
    • 3805-я комплексная база МТО, в/ч 96143
    • 99-я тактическая группа СФ, в/ч 74777 (о. Котельный , архипелаг Новосибирских островов, Якутия)
    • 14-й армейский корпус
      • 80-я отдельная мотострелковая бригада (арктическая) (п. Алакуртти, Мурманская обл.)
      • 200-я отдельная мотострелковая Печенгская Краснознамённая, ордена Кутузова бригада (арктическая) (п. Печенга, Мурманская обл.)
    • 45-я армия ВВС и ПВО , в/ч 06351 (пгт. Сафоново, г. Североморск, мурманская обл.)
    • Морская авиация Северного флота:
      • 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк (п. Североморск-3, аэродром Североморск-3, Мурманская обл.)
      • 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный Смоленский Краснознаменный полк имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, в/ч 26808 (п. Североморск-3, аэродром Североморск-3, Мурманская обл.)
      • 403-й отдельный смешанный авиационный полк, в/ч 49324 (г. Североморск-1, аэродром Северомоск-1, Мурманская обл.)
      • 2-я гвардейская авиагруппа, в/ч 49324-2 (п. Федотово, станция Кипелово, аэродром Кипелово, Вологодская обл.)
      • 3-я гвардейская авиагруппа, в/ч 49324-3 (п. Остафьево, аэродром Остафьево, г. Москва)
      • Н-ский полк БПЛА (г. Североморск-1, аэродром Североморск-1, Мурманская обл.)

Основной задачей арктических войск России является обеспечение безопасности в северных регионах страны. Область их действия простирается от города Мурманска, который находится за полярным кругом, до Анадыря, что на северо-востоке страны.

Появление

Указом президента России в апреле 2014 года была создана система базирования кораблей и подводных лодок нового поколения, а также создан новый орган для исполнения политической воли в этих регионах. Он и развернул масштабный проект по созданию и внедрению аэродромов в шести основных регионах.

Фото арктических войск России вы можете увидеть ниже.

В состав арктической группировки войск России входят регионы:

Земля Франца-Иосифа;

Мыс Отто Шмидта;

Северная земля;

Новая Земля.

Постройке, реконструкции и модернизации подлежат тринадцать аэродромов в различных регионах северной части страны. Группы войск в составе шести областей объединены в одну тактическую. Сухопутные военные силы составляют две бригады.

Оружие и техника арктических войск России

С начала мая 2015 года действующим инструментом мониторинга Чукотского автономного округа стал отряд беспилотных летающих аппаратов под названием «Орлан-10». Помимо военных нужд они используются для слежения за экологической обстановкой и формированием ледниковых масс в прибрежной морской зоне.

В 2017 году на очередном параде в Москве были показаны современные образцы военной техники, предназначенной для защиты районов с суровым Среди них такие как ЗРК «Панцирь-СА» — зенитно-ракетный комплекс ближнего действия; гусеничный ЗРК «ТОР». Основной их особенностью является способность работать в морозы при температуре -40 о С градусов и ураганных ветрах, достигающих 40 м/с. Задачей комплексов является защита и прикрытие баз в основных северных регионах.

Радиолокационный комплекс «СОПКА» сконструирован специально для суровых условий Заполярья, и активно используется арктическими войсками России. Мощная антенна комплекса способна различить отдельные объекты, летящие одной группой. Усиленная конструкция РЛС позволяет работать при морозах до -40 о С градусов и ветре более 35 м/с, что очень важно в суровых погодных условиях работы.

Комплексом противовоздушных средств обороны арктической части страны являются зенитные ракетные системы на базе ракет С-400 и С-300.

Для эффективного передвижения по снегу и льду армейские подразделения оснащены вездеходами «Трекол» и ДТ-30ПМ.

Патрулирование акваторий обеспечивают боевые катера. В настоящее время активно внедряются технологии «Стелс». Специальное покрытие боевого корабля гарантирует полную невидимость для радаров противника, а универсальность конструкции делает возможным использование его в качестве буксира и ледокола. Установленные артиллерийские орудия на борту превратят любое судно в могучую боевую машину, способную атаковать как морские, так и сухопутные цели, повышая эффективность группировки арктических войск России.

Подобные боевые единицы отлично работают и в условиях жарких тропиков, и во льдах, толщиной до 1,5 м.

Воздушная техника

Арктические войска России применяют вертолёт Ми-8АМТШ-ВА. Экипаж данного аппарата будет чувствовать себя вполне комфортно даже при температуре за окном иллюминатора -50...-40 о С градусов. Вертолёт одинаково хорош как для перевозки военнослужащих, так и для длительных спасательных операций. Особенностью винтокрылой машины является то, что управлять им можно в полной темноте. Для этих целей конструкторы спроектировали очки ночного видения. При порывах ветра до 15 м/с встроенный автопилот может самостоятельно посадить арктический вертолёт. Дальность полёта на одной заправке составляет до 1300 км.

Для сравнения, стандартный вертолёт Ми-8 способен пролететь всего 500 км без дозаправки, что почти в 2,5 раза меньше, чем арктическая модификация. Усиленный вариант двигателя и движущихся частей позволяет справляться с манёврами в условиях непогоды.

Инфраструктура

Специально для солдат арктических войск военные технологии разработали «умную» одежду со встроенным компьютерным модулем, оснащённым медицинскими датчиками. В зависимости от погодных условий он обеспечивает комфорт солдату и включает подогрев одежды, если это необходимо. Данные передаются в командный центр, что позволяет отслеживать состояние подчинённых.

Для повышения боеспособности и выносливости в комплекте с формой идут инновационные усилители, помогающие быстрее бегать, переносить большие грузы и т.п. Высокие технологии позволяют встраивать их непосредственно в ткань униформы. Серьезной проблемой суровых арктических будней является изнурительная однообразность и монотонность - полярная ночь длится 6 месяцев, военнослужащим очень сложно нести службу в таких условиях. Именно поэтому на военных базах строятся развлекательные сооружения (спортивные площадки, бассейны, кинозалы и т.п.).

Обмундирование

Комплект формы арктических войск России состоит из тринадцати различных предметов. Среди них: нательное бельё с эффектом отведения влаги, флисовое термобельё, маска для защиты лица от сильного ветра, тёплая зимняя шапка, утеплённые рукавицы, куртка и штаны, сумка для переноса вещей, разгрузка, бронежилет, каска и другие.

Особое внимание уделено маскировке арктических войск России. Для маскировки в снегах используется традиционный белый камуфляж. Для смешанных областей используется маскировка с рисунком из мелких серых квадратиков - подобная расцветка ткани военной формы служит идеальной защитой от обнаружения в условиях Арктики.

Задачи и цели

Освоение и милитаризация Арктики со стороны не случайны. По оценкам экспертов здесь содержится по самым скромным подсчётам пятая часть мирового запаса нефти и газа. По мере истощения ресурсов из основных источников рано или поздно возникнет интерес к добыче полезных ископаемых и в арктическом регионе.

Спор за эти территории может возникнуть ещё у трёх стран, претендующих на часть Арктики.

Месторасположение Арктики довольно выгодно: путь в Европу и Азию отсюда самый короткий, а значит самый экономически выгодный. В будущем его начнут эксплуатировать для перевозки добытой нефти и газа в страны Европы и Азии. Кроме добычи нефти и газа успешно развивается рыбный промысел.

Российская Федерация владеет половиной всей территории Арктики, остальную половину между собой разделили Соединённые Штаты, Канада, Норвегия, Дания, Исландия.

Спорные территории

Согласно постановлению ООН от 1982 года разграничение территории происходит по закону о морском праве. Кроме Соединённых Штатов все страны признали этот документ. Он говорит о том, что если у страны есть граница с Арктикой, то она может претендовать на 370-километровую зону с возможностью расширения ещё на 270 км, если сумеет доказать принадлежность своей территории.

В настоящее время спорной территорией является хребет Ломоносова. За него ведут спор сразу три страны (Россия, Канада и Дания), каждая из которых считает его продолжением своего материка. Спор за территорию, имеющую в своих недрах нефть и газ, может со временем перерасти в вооружённый конфликт.

Заключение

Проблемой Арктики на сегодняшний день является загрязнение материка техногенными отходами. Правительство России выделило более двух миллиардов рублей на очистку земли Иосифа Франца от залежей мусора и других отходов - это важно для экологии планеты в целом.

Военное присутствие и наращивание потенциала в северных регионах страны минимизирует вероятность начала вооружённого конфликта.

МОСКВА, 17 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Ровно 40 лет назад, 17 августа 1977 года советский атомный ледокол "Арктика" первым в мире из надводных кораблей достиг Северного полюса Земли. Мощный атомоход водоизмещением 23,5 тысячи тонн отчалил из Мурманска 9 августа и достиг точки назначения на 90-й параллели всего за восемь дней. Как показало время, эта экспедиция стала для СССР не только научным, техническим и имиджевым прорывом, но и в каком-то смысле серьезным военным успехом. Возможность надводного судоходства в многолетних льдах позволяла СССР обеспечивать присутствие кораблей ВМФ и снабжение военных объектов в этом без преувеличения стратегическом регионе планеты.

Военный эксперт: США не могут догнать Россию в Арктике, вот и "вопят" Возможное появление у РФ боевых атомных ледоколов с лазерными установками напугало американские СМИ. Военный эксперт Виктор Баранец в эфире радио Sputnik выразил мнение, что в США намеренно преувеличивают угрозу.

В последние десять лет Россия резко активизировала военное строительство в Арктике. Минобороны возводит на удаленных северных островах базы, аэродромы и опорные пункты. В этом ему помогает крупнейший в мире атомный ледокольный флот. Западные страны, тоже претендующие на регион, пытаются не отстать в гонке. Это неудивительно — контроль над Арктикой дает целый ряд серьезных экономических, военных и политических преимуществ. О том, что стоит за усилением позиций России на "верхушке мира" и на какие виды оружия в этом случае делают ставку военные, — в материале РИА Новости.

Зона особого внимания

По мнению ряда экспертов, Россия, наращивая свое военное присутствие в Арктике, . Во-первых, страна по факту получает возможность единолично контролировать Северный морской путь как важнейшую водную транспортную артерию. Только за 2016 год корабли перевезли по нему 7,26 миллиона тонн различных грузов, впервые превысив показатели советских времен. Во-вторых, Россия таким образом защищает свои богатства в водах Северного Ледовитого океана — нефть и газ. На них уже давно "облизываются" другие государства, претендующие на Арктику: США, Канада, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания.

И в-третьих, акватория Северного Ледовитого океана — достаточно сложный регион для нашей страны с точки зрения безопасности. Огромная протяженность государственной границы на севере делает Россию уязвимой с этого направления для потенциальной агрессии. Военное присутствие в Арктике позволит не допустить в регион корабли вероятного противника с системами противоракетной обороны и стратегическими ударными комплексами. На сегодняшний день задачи обороны самых холодных рубежей страны выполняет Северный флот в составе Объединенного стратегического командования "Север".

"Северный флот сегодня нельзя назвать просто флотом, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — По своему функционалу он больше соответствует оперативно-стратегическому командованию или военному округу. В его состав вошли общевойсковые ракетные и артиллерийские соединения, мотострелковая бригада, дивизия ПВО и прочие "сухопутные" структуры. В зоне ответственности этой более чем серьезной группировки — весь Арктический регион за исключением его восточной части. Сегодня Северный флот, по сути, отодвигает возможные рубежи пуска крылатых ракет противника по территории России на несколько сотен километров от наших северных границ".

Морозам назло

Для решения этих и других задач военное руководство России принимает на вооружение и ставит на боевое дежурство новую технику, способную действовать в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера. На параде Победы в этом году по брусчатке Красной площади прошли арктические модификации российских систем ПВО: зенитно-ракетный комплекс малой дальности "Тор-М2ДТ", зенитный ракетно-пушечный "Панцирь-СА", а также специальные версии машин обеспечения. Эта сухопутная техника для Арктического региона смонтирована на базе двухзвенных гусеничных вездеходов ДТ-30 "Витязь", способных работать при температурах до 55 градусов ниже нуля. Некоторые модификации этих машин могут пересекать водные преграды, что в условиях постоянного торошения льдов на Северном полюсе значительно повышает их мобильность. Новые "Панцири" и "Торы" прикрывают районы базирования дальнобойных зенитно-ракетных систем С-400, развертывание которых в Арктике началось в 2015 году.

Уникальным арсеналом может похвастать и первое в стране полноценное арктическое соединение Сухопутных войск — 80-я отдельная мотострелковая бригада, дислоцирующаяся в поселке Алакуртти Мурманской области. "Морозоустойчивая" пехота осваивает, в частности, снегоболотоходы повышенной проходимости ТРЭКОЛ, передвигающиеся на колесах с огромными шинами сверхнизкого давления. Такие машины могут двигаться по пересеченной местности, не снижая скорость.

Первый военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-ВА, специально созданный для работ в условиях Арктики, протестировали на аэродроме в Улан-Удэ. Для несения боевой службы он будет направлен на базу, дислоцированную в Камчатском крае.

Кроме того, бойцы 80-й бригады имеют на вооружении полноприводные грузовики "Урал" и КАМАЗ, адаптированные к экстремально низким температурам, снегоходы ТТМ-1901 "Беркут" с отапливаемой кабиной, катера на воздушной подушке. А также — собачьи и оленьи упряжки. В годы Великой Отечественной войны они сыграли большую роль в обороне Заполярья, осуществляя доставку боеприпасов и личного состава к месту назначения. Животные могут пройти там, где спасует техника. Кроме того, для нужд арктической бригады разрабатываются специальные модификации танков, боевых машин пехоты и вертолетов — в частности Ми-8АМТШ-ВА с системой обогрева основных агрегатов силовой установки. А для работы над водной поверхностью вертолет оборудован системой кондиционирования морских спасательных костюмов, в которых работает экипаж.

© "Адмиралтейские верфи"


© "Адмиралтейские верфи"

Нельзя не упомянуть и новые ледоколы. В 2017 году в состав Северного флота должен войти дизель-электрический "Илья Муромец". Он способен работать в сплошном ледовом поле толщиной до метра. Помимо выполнения своей основной функции — проводки кораблей через арктические воды — он способен перевозить грузы и будет использоваться для снабжения арктической группировки необходимым оборудованием. А в декабре 2015 года в строй Северного флота был введен вспомогательный транспорт вооружения "Академик Ковалев" усиленного ледового класса проекта 20180ТВ. Кроме того, к 2020 году планируется построить для нужд ВМФ патрульный корабль арктической зоны "Иван Папанин" проекта 23550. Он будет вооружен противокорабельными ракетами и универсальной 100-миллиметровой пушкой АК-190.

"Домик" на севере

Россия на сегодняшний день — единственная страна, имеющая военные базы в Арктике. В частности, в прошлом году на Земле Франца-Иосифа была введена в эксплуатацию уникальная застава "Арктический трилистник". Ее площадь составляет более 14 тысяч квадратных метров. Сердце базы — пятиэтажное здание жилищно-административного комплекса. Нижний этаж — технический. Здесь расположено сложное оборудование, позволяющее базе долгое время работать в автономном режиме, без помощи с Большой земли. На других этажах расположены спальные кубрики, столовые, оружейные комнаты, наблюдательный пункт, склады продовольствия и горючего.

Административно-хозяйственный блок рассчитан на проживание и несение службы гарнизона из 150 человек в течение 18 месяцев. Снабжение базы осуществляется по воздуху, через аэродром Нагурское. Всего же в регионе планируется строительство 13 авиабаз.

Помимо основного здания жилищно-административного комплекса, в состав "Арктического трилистника" входят электростанция, водоочистительная установка на 700 тонн воды, береговая насосная станция для пополнения запасов топлива, канализационные сооружения, отапливаемые гаражи-боксы для военной техники. Помещения соединены между собой крытыми галереями, так что личный состав может быстро перемещаться между ними. Все здания расположены на сваях, в нескольких метрах над поверхностью льда. По схожему проекту на острове Котельный (Новосибирские острова) строится еще одна российская военная база — "Северный Клевер". Ожидается, что на ее территории смогут проживать 250 человек.

В настоящий момент на "Арктическом трилистнике" базируются подразделения 1-й дивизии ПВО 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота. Эта армия была сформирована в декабре 2015 года для несения службы на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова.

Сегодня в эпоху глобализации состояние любой современной экономики определяется ее обеспеченностью энергетическими ресурсами. Существующая зависимость сохранится и в обозримом будущем, даже не смотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих стран мира и транснациональных корпораций. В Арктике сталкиваются национальные и групповые интересы, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На этом фоне логичными выглядят действия России по усилению своего военного влияния в данном регионе.

Значение Арктики для России


Арктика – это часть земного шара, находящаяся севернее Полярного круга. Общая ее площадь 21 млн. квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные здесь острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. Согласно конвенции ОНН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.

С международно-правовой точки зрения Арктика по-прежнему остается «ничейной землей». Вопрос о делении региона на международном уровне пока не решен. В 1909 году Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, заключенный между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на Северном полюсе. Тогда ее поддержала только Россия, приняв в 1916 году аналогичный закон. Три других приарктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью.

В последнее время все чаще звучат призывы к пересмотру данного деления, так как в Арктике были обнаружены крупные месторождения природных ископаемых. Так по оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20% мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн. м3, газового конденсата в 44 млрд. баррелей, нефти в 90 млрд. баррелей. Наиболее крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Помимо углеводородов здесь были открыты крупные залежи руд, включая залежи редкоземельных металлов. Вдобавок к этому в Арктике сосредоточены крупные биоресурсы планеты, здесь только рыб водится более 150 видов, при этом ряд из них являются основными в мировом рыболовном промысле.

России принадлежит практически половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Только одно Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3 800 млрд. м3 газа (для сравнения – это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время России намерена подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн. км2 (три площади Германии). В Американском секторе запасы нефти только Чукотского моря оцениваются в 15 млн. баррелей, а газа свыше 2 000 млрд. м3. Крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе.

Помимо ресурсного Арктика обладает важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем ПРО. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года.


Еще одним важным значением региона является транспортное. Через Арктику проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. Сейчас использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

Арктические войска будут созданы к 2015 году

На прошлой неделе 21 февраля главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников объявил о том, что первая мотострелковая арктическая бригада будет создана к 2015 году. «В соответствии с ожидаемым поступлением перспективной спецтехники в 2015 году бригада, которая будет отвечать всем требованиям региона, должна быть создана в этот срок», – отметил главком.

По словам Александра Постникова, технической основной новых арктических бригад в ближайшей перспективе будут бронированные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ. В будущем это будет машина, относящаяся к семейству боевой и обеспечивающей техники, на базе двухзвенной бронированной гусеничной унифицированной платформы. Данная техника сможет передвигаться по глубокому снегу и работать при температурах воздуха около -50 градусов по Цельсию.

Для того чтобы военнослужащие не замерзали, для них разработан специальный вариант зимней униформы. По словам начальника вещевого управления департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны полковника Андрея Подопригорина, в такой униформе солдат сможет провести ночь в сугробе без последствий для своего организма. Данная форма предназначена для обеспечения военнослужащих, которые служат в регионах с особо холодными климатическими условиями. Во время ее испытаний в Заполярье солдат российского спецназа благополучно проспал 4 часа в сугробе без последствий для своего организма, отметил Подопригорин.

Подготовка офицерских кадров для службы в арктических бригадах будет проводиться на базе Дальневосточного Высшего военного командного училища. Об этом осенью 2011 года заявил начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов. По словам Грызлова, в настоящее время проработаны предложения Главкомата Сухопутных войск об обучении в училище взвода курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений в арктических условиях». Срок программы обучения 4 года.


Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило в марте 2011 года. Новое соединения для действия в условиях Арктики должно было быть сформировано на базе 200-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в Печенге. Спустя несколько месяцев министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что для защиты российских интересов в Арктике будет создана не одна, а две армейских арктических бригады. Возможными местами их дислокации он назвал Мурманск и Архангельск. Глава оборонного ведомства особо подчеркнул, что при создании новых подразделений военные будут учитывать опыт вооруженных сил Норвегии, Финляндии и Швеции.

Развертывание новых арктических бригад Минобороны будет проходить в рамках реализации принятых Советом безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках данного документа в ближайшие годы в северных районах страны будут созданы группировки сил, которые будут в состоянии обеспечить военную безопасность арктического региона при различных вариантах военно-политической обстановки.

Бывший генеральный инспектор Минобороны России адмирала флота Иван Капитанец считает, что Арктика должны рассматриваться как потенциальный театр военных действий, поэтому России просто необходимо наращивать свое военное присутствие в данном регионе. По его мнению, существующий оборонно-промышленный комплекс позволит России нарастить мощный морской боевой потенциал в северных районах страны, а северное направление и Северный флот должны быть усилены АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей».


Специальная техника

Для действия в условиях Арктики должна использоваться специальная техника. Российская армия уже сейчас располагает образцами техники, которая успешно эксплуатируется в условиях Крайнего севера. Примером таких машин являются МТ-ЛБВ и ДТ-30ПМ «Витязь». МТ-ЛБВ является вездеходной модификацией бронированного армейского тягача.

Данная модификация имеет более широкие гусеницы и пониженное давление на грунт (на уровне 0,27 кг/см2), что практически равно давлению на грунт среднестатистического человека. При весе машины в 11 тонн это очень хороший показатель. МТ-ЛБВ предназначен для использования в арктических регионах. По желанию заказчика машина может комплектоваться гусеницами основного или снегоболотоходного исполнения, а также дополнительной системой обогрева кузова, которая использует тепло от системы охлаждения двигателя. Высокая проходимость и приличная скорость – до 60 км/час делают машину незаменимой в армейских частях, дислоцированных в тяжелых климатических и природных условиях.

Цельнометаллическая двухдверная теплошумоизолированная кабина на 2 посадочных места, оборудуется дополнительным сиденьем и верхними люками, предназначенными для аварийного покидания тягача. Машина обладает хорошим обзором с места водителя при движении и днем, и ночью. Ночью водитель может использовать для уверенного движения 2 фары и фару-искатель. Закрытый обогреваемый кузов МТ-ЛБВ имеет объем 7,3 м3 и рассчитан на 10 посадочных мест. Наличие автономного отопителя, который может работать в сочетании с использованием тепла, которое отводится от системы охлаждения двигателя, создаёт комфортные условия для экипажа и пассажиров МТ-ЛБВ. Общая вместимость машины составляет 12 человек (1+11).

вездеход «Витязь» ДТ-30ПМ


Еще более совершенной машиной для действия в районах Арктики является гусеничный бронетранспортер «Витязь» ДТ-30ПМ, представляющий собой военную версию гражданского вездехода, имеющую шифр «Вездесущий». Благодаря универсальности конструкции вездеход «Витязь» может успешно применяться в роли шасси для размещения комплексов вооружений, погрузочно-разгрузочного, землеройного, грузоподъемного и другого оборудования разного назначения.

Высокие свойства гусеничного движителя, которые сочетаются с преодолением водных преград и уверенным маневрированием в любых природных условиях, позволяют считать двухзвенные вездеходы «Витязь» уникальными снегоболотоходными машинами, которые в состоянии без инженерного оборудования маршрута движения и предварительной разведки преодолеть большие расстояния, недоступные для других транспортных средств.

Основным назначением вездехода в армии является транспортировка вооружений, военной техники и личного состава вооруженных сил в особо тяжелых климатических условиях. При массе в 30 тонн, вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек (2 члена экипажа + 17 десантников). Максимальная скорость машины на суше – 45 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км.

Сочетание в одном транспортном средстве таких качеств, как высокая маневренность и проходимость, максимальная скорость и запас хода, плавучесть и грузоподъемность, возможность преодоления всевозможных препятствий и водных преград с полной нагрузкой и многофункциональность позволяют считать ДТ-30ПМ «Витязь» машиной, не имеющей аналогов в мире.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.