История виолончели. Виолончель - Всё о создании электронной музыки

ВИОЛОНЧЕЛЬ
История создания виолончели совпадает с историей скрипки. Предком обоих инструментов является виола. В истории музыки установилось довольно прочное убеждение, что этот инструмент ведёт свою родословную от старинной "ножной виолы", известной под именем viola da gamba. В противоположность гамбе, некоторые разновидности виолы, и в частности, — viole d"amour, имели под грифом ряд созвучных "гармонических" струн, настроенных точно с основными. Подлинный "бас виолы" с шестью струнами не имел этих созвучных струн.

Впрочем, одна разновидность басовой виолы — viola bastarda, получила эти "созвучные струны", что произошло значительно позднее и в правило для гамбы так и не вошло.

Появление виолончели относится к кону XV и началу XVI века в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Первоначально она применялась как басовый инструмент в различных ансамблях, для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра (скрипке, флейте и т.д.).

До 2-й половины XVII в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итальянское), Basse de violon (франц.), Ba Viol de Braccio (нем.) и др. Существовали многочисленные разновидности виолончели. Инструменты делались различных размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

Одно из наиболее ранних указаний на современный строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус ("Syntagma musicum", Bd II, 1619). В XVI-XVII вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа.

В истории виолончели упомянуты лишь два прославившихся мастера, сконструировавших виолончель: Гаспаро да Сало и Паоло Маджини.

Они жили на рубеже ХVI - ХVII столетия и первому из них народная молва приписывала честь «изобретения» современной скрипки с четырьмя струнами, настроенными квинтами, усовершенствование violone, или контрабаса виолы и наконец, создание виолончели. Первые мастера, строившие виолончели не совсем еще ясно представляли тот верный путь в развитии современной виолончели.

Современный вид инструменту придал уже Антонио Страдивари.

В XVII—XVIII веках в Италии усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с окончательно устоявшимся размером корпуса.

Лишь в начале XVIII в. твердо устанавливается современный размер виолончели (длина корпуса 750-768 мм; мензура, т. е. колеблющаяся часть струны, - 690-705 мм). Больших успехов в изготовлении виолончели достигли русский мастер И. А. Батов (1767-1841) и современные мастера Е. А. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. Н. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, Л. А. Горшков. Известны также отличные виолончели французских (Ж. Б. Вильом, М. Лабер), немецких, чешских и польских мастеров.

В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли. По-видимому, название «виолончель» было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии виолончели. ("con la parte del Violoncello a beneplacito").

К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель стала широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель — обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким (кроме контрабаса, который иногда в нём применяется) из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.

Сейчас виолончель имеет весьма широкий спектр применения: начиная от сольных произведений, заканчивая виртуозными партиями в оркестровых.

Музыкальный инструмент, о котором пойдет речь в этой статье, является не просто струнно-смычковым инструментом. Виолончель - это обязательный участник любого струнного ансамбля и симфонического оркестра, который отличается богатой техникой исполнения. В музыке виолончель как инструмент с сочным и певучим звучанием зачастую используется в качестве солирующего инструмента. Виолончель широко применяется для выражения печали, отчаяния, грусти и глубокой лирики. В этом виолончели равных нет.

Место в музыке

Если сравнивать ее с очень похожими на нее инструментами, скрипкой и альтом, то можно отметить сразу, что ее в руках не держат, а ставят вертикально. Скрипка и виолончель отличаются не только визуально, но имеют и разное звучание. Примечателен тот факт, что первоначально на виолончели играли стоя, вертикально расположив ее на специальном стуле, уже позднее был придуман шпиль, упирающийся в пол, что решило проблему с поддержкой инструмента.

Удивительно, но до Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести данного инструмента. А с его легкой руки виолончель заняла значимое место в творчестве романтиков и других сочинителей.

Особенности звука

Виолончель - это инструмент с насыщенным, густым и проникновенным звуком, схожим с низким тембром человеческого голоса, кажется, идущим из самой глубины души. Порой во время сольных выступлений она будто беседует нараспев со своими слушателями… Виолончель - инструмент с поистине завораживающим глубинным звуком.

Музыкальное очарование

Присутствие виолончели в музыке необходимо, когда важно подчеркнуть лиричность или трагичность какого-либо момента.

Каждая из четырех имеющихся струн в виолончели обладает особым звучанием, свойственным только ей. Низкие звуки напоминают мужской бас, верхние - нежный и теплый альт. Именно эта особенность создает впечатление не простого звучания со сцены, а буквально «разговора» со своими слушателями. Диапазон звучания виолончели охватывает интервал в пять октав от ноты «до» большой октавы до ноты «ми» в третьей. Зачастую, однако, благодаря своему мастерству исполнитель может брать ноты много выше.

Настраивается виолончель по квинтам.

Самая дорогая в мире виолончель - это Страдивари Дюпора, которая была создана в 1711 году величайшим мастером Антонио Страдивари. Дюпор был гениальным виолончелистом и владельцем этого шедевра на протяжении долгих лет до самой своей смерти. Инструмент имеет незначительные повреждения - небольшие царапины. Как рассказывают легенды, оставлены они были шпорами Наполеона. Говорят, император пометил инструмент, когда старался обучиться мастерству игры на виолончели, но неловко обхватил ее ногами.

За время своих «приключений» эта виолончель на протяжении нескольких лет «жила» у знаменитого коллекционера барона Йоганна Кнопа. Тридцать три года на ней играл М. Ростропович. Есть слухи, что после его кончины Японская музыкальная ассоциация выкупила инструмент у родственников за двадцать миллионов, хотя этот факт и той и другой стороной упорно отрицается. Есть предположение, что инструмент находится до сих пор в семье музыканта.

Другие две красавицы виолончели от Страдивари начали свой путь у графа Вильегорского. Позже одна из них была продана Давыдову К. Ю., затем она оказалась у Жаклин дю Пре, а в наши дни на ней играет известный композитор и виолончелист Yo-Yo Ma.

Потрясающим событием в среде виолончелистов считается оригинальный конкурс, проведенный в Париже. В нем принимал участие великий виолончелист Казальс. Суть состязания - изучение звучания старинных инструментов, вышедших из-под рук таких мастеров, как Страдивари и Гварнери и современных фабричных виолончелей. После отбора количество инструментов, задействованных в эксперименте, составило 12 штук. В целях достичь максимальной чистоты эксперимента был выключен свет. Однако после прослушивания был вынесен шокирующий вердикт: оказалось, что современные модели дали фору старинным образцам. Жюри и сам Казальс были действительно удивлены такому выбору судей. Оказалось, что нынешние виолончели - это инструменты с большей красотой звучания. Тем не менее Казальс заявил, что ему куда милее старинные инструменты, так как «у них есть душа» в отличие от современной черствой красоты.

Привязанный к своим инструментам, виолончелист Пабло Казальс любил баловать свои виолончели оригинальными декоративными решениями. Так, в смычок одной из них он вставил сапфир, подаренный ему самой королевой Испании.

Современная интерпретация

Очень популярны сегодня молодые исполнители из Финляндии Apocalyptika. Эта группа играет тяжелый рок, но изюминка ансамбля состоит в том, что весь репертуар состоит из композиций, сыгранных на четырех виолончелях и ударных.

До появления этого феерического музыкального коллектива никто бы и подумать не мог, что виолончель способна показать такую страсть, дикость и необузданность. Благодаря своей неординарности группа приобрела всемирную известность. Примечателен тот факт, название группы состоит из двух слов Apocalypse и Metallica (второе слово не просто так присутствует в названии - творческий коллектив пошел по стопам известной группы и сделал немалое количество каверов на их произведения).

А Джулия Бурден, известная художница-абстракционистка, рисует свои картины не на бумаге или традиционном холсте. Ее удивительные картины становятся частью скрипок и виолончелей. Чтобы изобразить картину на инструменте, ей необходимо снять струны, зачистить поверхность, грунтовать ее и затем только приступить к нанесению краски на рисунок. Эта девушка не может объяснить, что же действительно ее так привлекает в виолончелях. Она говорит, что они словно влекут ее к себе, вдохновляя своим видом на создание очередного шедевра.

А знаете ли вы, что...?

Виолончель «Стюарт» была куплена музыкантом Ролдугиным за 12 миллионов долларов. Этот инструмент был выполнен руками мастера Страдивари еще в 1732 году. Первый, кому он принадлежал - прусский король Фридрих Великий.

Безусловно, стоимость виолончелей от Антонио Страдивари является самой высокой. За всю свою жизнь он изготовил 80 инструментов. На сегодняшний день, если верить подсчетам специалистов, их осталось около 60.

Концерты для виолончели в включают в себя 12 инструментов. Виолончелисты данного оркестра прославились тем, что добавили в свой репертуар множество аранжировок на современные популярные произведения.

Классическая виолончель выполняется из дерева. Но некоторые современные мастера, к примеру, Луис и Кларк, бросив вызов стереотипам, изготавливают свои инструменты из углеродного волокна. А компания «Алкоа» еще в 30-х гг. прошлого столетия стала выпускать алюминиевые виолончели. Этому делу посвятил себя и немецкий мастер Пфретцшнер (Pfretzschner).

Санкт-петербургский ансамбль виолончелистов под руководством Ольги Рудневой представляет собой довольно необычную коллаборацию инструментов. В этот редкий состав входят один рояль и 8 виолончелей.

В декабре 2014 г. южноафриканец Карел Хенн смог поставить рекорд по продолжительности игры на этом инструменте: его игра длилась 26 часов кряду, за что его и занесли в Книгу рекордов Гиннеса.

Виолончельный виртуоз двадцатого века, Мстислав Ростропович, сделал значительный вклад в продвижение и развитие виолончельного репертуара. Это он впервые исполнил около ста новых произведений для виолончели.

Среди известных виолончелей отмечают еще инструмент «Король», выполненный в период между 1538 и 1560 гг. Андрэ Амати. Эта виолончель считается одной из самых старинных, и в данный момент она находится в Национальном музыкальном музее в Южной Дакоте.

Это сейчас виолончели идут с четырьмя струнами, а в XVII-XVIII веках в Германии и Нидерландах эти инструменты были пятиструнные.

Изначально струны для виолончели делались из овечьих потрохов, позднее их заменили практичные металлические.

Репертуар

Виолончель обладает богатым репертуаром из сонат, концертов, сюит и так далее. Самыми известными считаются шесть сюит И.С. Баха для виолончели соло, рококо вариации П.И. Чайковского и «Лебедь» Камиля Сен-Санса.

На счету у Антонио Вивальди числятся 25 концертов для виолончели, у Боккерини - 12, Гайдн написал по крайней мере три, а Дворжак и Сен-Санс сочинили каждый по два. Виолончельные концерты есть еще у Блоха и Элгара.

Самыми известными сонатами для виолончели и фортепиано стали произведения, написанные Мендельсоном, Бетховеном, Рахманиновым, Брамсом, Прокофьевым, Пуленком, Шостаковичем и Бриттеном.

Великие создатели виолончелей

Многие мастера пытались создать идеальную виолончель, но мало кто знает, что привычная сейчас для нас форма виолончели появилась только во время Антонио Страдивари. До этого самые первые виолончели были сделаны мастерами Паоло Маджини и Гаспаро Сало. Их инструмент был сконструирован в конце шестнадцатого - начале семнадцатого веков. Он лишь отдаленно напоминал современную виолончель.

Классическая же форма виолончели появилась благодаря работе таких мастеров, как Антонио Страдивари и Они добились отличного сочетания древесины и лака, благодаря чему каждый инструмент приобретал свой неповторимый звук и манеру звучания. Бытует мнение, что каждая виолончель, вышедшая из мастерской Страдивари и Амати, обладала собственным уникальным характером.

Инструменты "на миллион"

На сегодняшний день все виолончели Страдивари относятся к самым дорогостоящим в мире. Специалисты называют цену в миллионах долларов.

Несомненно, узнаваемыми в мире музыки считаются и виолончели Гварнери. Казальс, кстати, предпочитал именно их. Стоимость инструментов этого мастера значительно ниже. Если цена шедевров Страдивари исчисляется в числах с шестью нулями, то инструмент этого мастера стоит от 200 000 долларов.

Вытесняя конкурентов

Многих волнует причина такого ошеломительного успеха работ Страдивари. Хотя по оригинальности звучания, тембру, характеру Страдивари и Гварнери схожи, у Страдивари история гораздо лаконичнее: их создавало всего несколько известных мастеров, в то время как Гварнери сменили десятки производителей. Еще при жизни Амати и Страдивари заполучили мировую славу, а Гварнери стали известны лишь много спустя после смерти своих представителей.

Особенности

Ноты для виолончели пишутся в диапазоне басового, тенорового и скрипичного ключа в соответствии с высотой звучания. Ее партия в оркестровой партитуре располагается между альтами и контрабасами. Виолончелист предварительно перед концертом натирает смычок канифолью.

Делается это для сцепления волоса со струной, что позволяет извлекать нужный звук. Однако ни в коем случае после музыкального исполнения нельзя забывать об удалении канифоли с инструмента, так как она портит древесину и лаковое покрытие. Ибо качество звучания зависит от выполнения этого условия.

Интересный факт: каждый смычковый инструмент требует использования своего вида канифоли.

Или приобрести струны для виолончели

Виолончель -(итальянское violoncello, уменьшительное от violone - контрабас). 1) Смычковый инструмент скрипичного семейства (см. Скрипка) басотенорового регистра, настраивающийся по квинтам (С, G, d, a). Диапазон виолончели достигает 5 октав.

В. появилась в конце 15 - начала 16 вв. в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Вначале применялась глубоким образом как басовый инструмент в различных ансамблях и для сопровождения пения или игры на скрипке, флейте и т.д. До 2-й половины 17 в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итальянское), Basse de violon (франц.), Ba Viol de Braccio (нем.) и др. Инструменты делались различных размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g. В 16-17 вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа. Одно из наиболее ранних указаний на современный строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус ("Syntagma musicum", Bd II, 1619).

По-видимому, название «виолончель» было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии виолончели. ("con la parte del Violoncello a beneplacito").

Классические образцы виолончели были созданы итальянскими мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, К. Бергонци, Д. Монтаньяна и др. Лишь в начале 18 в. твердо устанавливается современный размер виолончели (длина корпуса 750-768 мм; мензура, т. е. колеблющаяся часть струны, - 690-705 мм). Больших успехов в изготовлении виолончели достигли русский мастер И. А. Батов (1767-1841) и современные мастера Е. А. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. Н. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, Л. А. Горшков. Известны также отличные виолончели французских (Ж. Б. Вильом, М. Лабер), немецких, чешских и польских мастеров.

При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце 19 в. (до этого исполнитель держал инструмент в икрах ног). В современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, придавая виолончели более пологое положение, он облегчает технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента.


Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце 17 в. (сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло Дж. Габриели. Виолончель рано начинает привлекаться для участия в исполнении трио-сонат (Дж. Торелли - ноты , А. Корелли) и Соnсеrti grossi (А. Корелли). Первые образцы использования виолончелью в концертном жанре представляют Concerti per camera Дж. Яккини (1701) и 6 сольных концертов Л. Лео (1737-38). Расцвет виолончельного искусства начался в 18 в., когда виолончель окончательно вытеснила виолу да гамба. Победа виолончели была обусловлена ее более богатыми выразительными и техническими возможностями, более мощным, полным и ярким звуком, согретым вибрацией и близким по тембру к человеческому голосу; все это отвечало требованиям нового инструментального стиля со свойственной ему мелодической выразительностью. Постепенно виолончель получает все более широкое применение как сольный, ансамблевый (она входит в состав смычкового квартета) и оркестровый инструмент. В современном симфоническом оркестре применяется до 12 виолончелей. Во многих симфонических, оперных и балетных партитурах виолончель используется как солирующий инструмент.

К числу виолончельных произведений 18 в., сохранившихся в концертном репертуаре, относятся 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Л. Боккерини - ноты , Й. Гайдна - ноты , многочисленные сонаты для виолончели с басом крупнейших виолончелистов-композиторов этого столетия. В современный репертуар входят лучшие произведения концертного жанра 19 в. - концерты Р. Шумана, К. Сен-Санса - ноты , Э. Лало, А. Дворжака; здесь же должны быть названы Тройной концерт Бетховена (скрипка, виолончель, фортепиано.) и Двойной концерт Брамса (скрипка, виолончель). В 20 в. концерты для виолончели написали Э. Эльгар, Э. дАльбер, П. Хиндемит, А. Онеггер, Д. Мийо, Б. Мартину, Ф. Мартен, Б. Бриттен, А. Жоливе, С. Барбер и другие. Пять сонат для виолончели и фортепиано Л. Бетховена (две ор. 5 - 1796; ор. 69 - 1807; две ор. 102 - 1815) положили начало камерным сонатам для данного инструмента; за ними последовали сонаты Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Регера, П. Хиндемита, З. Кодая, Б. Мартину, С. Барбера и др. Сюиты для виолончели соло создали М. Регер, Б. Бриттен и другие, сонаты - П. Хиндемит, З. Кодай и другие.

Первую дошедшую до нас русскую сонату для виолончели и фортепиано написал современник М. И. Глинки И. И. Лизогуб (20-е гг. 19 в.), первый концерт - Н. Я. Афанасьев (40-е гг. 19 в.). Концерты для виолончели создали А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, А. К. Глазунов (Концерт-баллада, 1931), концертные " " - П. И. Чайковский (1876), сонаты для виолончели с фортепиано - С. В. Рахманинов (1902), Н. Я. Мясковский (1911) и другие. Яркого расцвета достигла виолончельная литература в творчестве советских композиторов. Концерты для виолончели написали Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт), Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Л. К. Книппер, С. Ф. Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М. С. Вайнберг, В. А. Власов, Б. И. Тищенко и другие; сонаты - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Э. М. Мирзоян, К. С. Хачатурян и другие.

Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классической виолончельной школы 18 в., - итальянец Л. Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтическое направление 19 в. представляют немецкий виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве сохранили лишь педагогическое значение). Художественный расцвет виолончельного искусства начиная с конца 19 в. связан прежде всего с исполнит. деятельностью выдающегося испанского музыканта П. Касальса, а позднее - Г. Касадо, М. Марешаля, Э. Майнарди.. Среди современных зарубежных виолончелистов: А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро…


Русское виолончельное искусство 18 и 1-й пол. 19 в. выдвинуло ряд талантливых исполнителей из крепостных, а затем разночинных кругов (И. Хорошевский, А. Волков, И. Лобков, В. Мешков, И. Подобедов). Высокого профессионального уровня достигло мастерство Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. Благодаря исполнительской деятельности К. Ю. Давыдова русская виолончельная школа становится одной из ведущих исполнительских школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им русской классической виолончельной школы - его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный. Старшее поколение советских виолончелистов (А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, А. Я. Штример, К. А. Миньяр-Белоручев.) передало лучшие традиции исполнения советской виолончельной школе, пользующейся мировой славой; среди крупнейших представителей этой школы - С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран. В 1960-70-е гг. выдвинулась блестящая плеяда молодых советских виолончелистов, лауреатов международных конкурсов.

Итак, мы рассказали вам про историю виолончели, но не упомянули ничего о её строении. Пора исправляться!

Виолончель состоит:

1)Головка.

2)Гриф.
3)Корпус.


Ну и подробнее.
Головка виолончели состоит из завитка, колковой коробки и колков. Соединена с грифом.

Вторая часть виолончели – гриф. На нём, как и на гитаре, есть порожек, в специальных пазах которого проходят струны (ля, ре-малой октавы, соль, до-большой), далеешейка, пятка.

Третья часть – это корпус. Он состоит из верхней деки, нижней деки, обечайки (это бок), эфы (f – образное отверстие в корпусе, служат как резонаторы), подставки, подгрифника, машинок, петли, пуговицы и шпиля. Если смотреть на классическую виолончель, то по краям верхней деки можно увидеть нарисованную двойную линию-это называется ус. Распорка внутри корпуса под подставкой – это дужка. Она является «позвоночником» всего инструмента.
Ну вот, мы рассказали об устройстве виолончели. Что ещё является немаловажным при игре на ней? Догадаетесь? Правильно, смычок.

Виолончельный смычок бывает разных размеров - Имеет размеры: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Состоит из:

  1. Деревянная трость (древко), переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка ;
  2. Для изготовления трости используется дерево фернамбук или бразильского дерева.
  3. Колодка делается из чёрного дерева со вставками из перламутра. В колодку с внутренней стороны, прилегающей к трости, ввернута небольшая медная гайка, а в основание трости вставлен восьмигранный винт с длинной резьбой, с помощью которого можно регулировать натяжение волоса.
  4. Волос конского хвоста (искусственного или натурального) идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке.

Местоположение контакта струны с волосом смычка называется игровойточкой . В зависимости от скорости движения, силы давления и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр.

Наклон смычка в сторону грифа делают для:

  1. Изменения ширины ленты волоса, что способствует проявлению более высоких гармоник; используется чаще всего при игре ближе к грифу на нюансе piano или при исполнении флажолетов.
  2. Регулировки направления силы пружины трости смычка, что необходимо для различных артикуляционных эффектов, например: смягчения атаки звука, уменьшение прыгучести смычка и др.

Перед игрой смычок натирают канифолью. Это нужно, чтобы ваша виолончель «пела». В принципе, этому есть простое объяснение – улучшается сила трения, смычок скользит по струнам легче и звук при этом становится лучше. Но! Не забывайте после каждой игры протирать свой инструмент – канифоль очень плохо влияет на лаковое покрытие, а так же на дерево инструмента, что впоследствии может серьезно исказить её звучание. Ещё канифоль скапливается на струнах – потому удалять её нужно и со струн, мягкой тряпочкой. Так же желательно помнить, что для каждого струнно-смычкового инструмента – свой тип канифоли.

Если вы желаете приобрести виолончель или электро виолончель, а так же комплектующие к ним – то обращайтесь к нам – мы дадим вам полную консультацию по поводу приобретения.

Строй инструмента:

Не транспонирует

(итал. - Violoncello, франц. - Violoncelle,
нем. -
Violoncello, англ. - Cello,)

Виолончель – смычковый струнный инструмент. Ее относят к басовому и теноровому регистру. Виолончель стала известна в начале 16 века. По строению напоминает скрипку и альт, но обладает большими габаритами. Виолончель используют во всех ролях: в соло, в ансамбле и в оркестре. Виолончель имеет высокую выразительность, она способна выражать совершенно разные эмоции к тому же виолончель довольно техничный инструмент.


Первое появление этого инструмента датируют первой половиной 16 века. Изначально виолончель использовали как басовый инструмент, которым сопровождали пение или аккомпанировали при помощи нее инструменты высокого регистра. Было много различных видов виолончелей, которые разнились по размеру, количеству струн и строю.

В 17-18 веках музыканты итальянской школы создали классическую модель виолончели, с неизменными габаритами корпуса. Во второй половине 18 века уже были написаны первые сольные произведения для этого инструмента – их автором стал Д. Габриэли. В 18 веке виолончель начали использовать на концертах, из-за ее более яркого звучания и усовершенствованному мастерству игры. Этот музыкальный инструмент используют в симфоническом оркестре и ансамблях. Виолончель надежно закрепилась, как один из главных музыкальных инструментов 20 века. Произошло это благодаря продвижению П. Казальса. Он развивал школы, где учили играть на виолончели, что в свою очередь привело к появлению мастеров-виртуозов своего дела. Они стабильно давали сольные концерты. Широкий репертуар виолончели насчитывает множество концертов, сонат и других произведений.

Во время игры музыки на этом инструменте, исполнитель опирает ее шпилем, который, кстати, стал популярным во второй половине 19 века, а до этого его держали ногами. В наше время, на виолончели есть шпиль, придуманный П. Тортелье, который облегчает использование.

Этот поистине значимый музыкальный инструмент больше распространен как сольный. Иногда группа музыкантов с виолончелями играют в симфоническом или струнном оркестре. Этот инструмент – обязательный элемент таких оркестров, потому что является самым низким по звучанию (если конечно не считать контрабас).

Послушайте как звучит виолончель

С.В. Рахманинов - Sonata for Cello & Piano in G minor Op.19 - I. Lento - Allegro moderato (Truls Mørk - cello; Jean-Yves Thibaudet - piano)

С.В. Рахманинов - Sonata for Cello & Piano in G minor Op.19 - II. Allegro scherzando (Truls Mørk - cello; Jean-Yves Thibaudet - piano)

С.В. Рахманинов - Sonata for Cello & Piano in G minor Op.19 - III. Andante (Truls Mørk - cello; Jean-Yves Thibaudet - piano)

С.В. Рахманинов - Sonata for Cello & Piano in G minor Op.19 - IV. Allegro mosso (Truls Mørk - cello; Jean-Yves Thibaudet - piano)

violoncello , сокр. cello ; нем. Violoncello ; фр. violoncelle ; англ. cello ) - струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт , однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

История возникновения и развития инструмента

Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати , Джузеппе Гварнери , Антонио Страдивари , Карло Бергонци , Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Доменико Габриели . К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба . Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пау Казальса . Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.

Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.

Техника игры на виолончели

Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке , однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена. Применяются флажолеты , пиццикато , ставка большого пальца (англ.) русск. и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре на нижних струнах слегка сдавленный.

Строй струн виолончели: C , G , d , a («до», «соль» большой октавы, «ре», «ля» малой октавы), то есть на октаву ниже альта . Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C («до» большой октавы) до a 4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом , теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

До конца XIX века исполнители удерживали виолончель икрами ног. Но в конце XIX века французский виолончелист П. Тортелье изобрёл изогнутый шпиль , который придаёт инструменту более пологое положение. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, что несколько облегчает технику игры.

Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета , в котором является самым низким (кроме контрабаса , который иногда в нём применяется) из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов .

Напишите отзыв о статье "Виолончель"

Литература

  • Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: В двух книгах. - М., Л., 1950, 1957.
  • Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: Русская классическая виолончельная школа. - М.: Музыка, 1965
  • Лазько А. Виолончель. - М.: Музыка, 1965

Ссылки

  • Виолончель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • (англ.)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Виолончель

И моё сердце снова болело за чудесных людей, чьи жизни обрывала всё та же церковь, лживо провозглашавшая «всепрощение»! И тут я вдруг вспомнила слова Караффы: «Бог простит всё, что творится во имя его»!.. Кровь стыла от такого Бога... И хотелось бежать куда глаза глядят, только бы не слышать и не видеть происходящее «во славу» сего чудовища!..
Перед моим взором снова стояла юная, измученная Эсклармонд... Несчастная мать, потерявшая своего первого и последнего ребёнка... И никто не мог ей толком объяснить, за что с ними вершили такое... За что они, добрые и невинные, шли на смерть...
Вдруг в залу вбежал запыхавшийся, худенький мальчик. Он явно прибежал прямиком с улицы, так как из его широкой улыбки валом валил пар.
– Мадам, Мадам! Они спаслись!!! Добрая Эсклармонд, на горе пожар!..

Эсклармонд вскочила, собираясь побежать, но её тело оказалось слабее, чем бедняжка могла предположить... Она рухнула прямиком в отцовские объятия. Раймонд де Перейль подхватил лёгкую, как пушинка, дочь на руки и выбежал за дверь... А там, собравшись на вершине Монтсегюра, стояли все обитатели замка. И все глаза смотрели только в одном направлении – туда, где на снежной вершине горы Бидорты (Bidorta) горел огромный костёр!.. Что означало – четверо беглецов добрались до желанной точки!!! Её отважный муж и новорождённый сынишка спаслись от звериных лап инквизиции и могли счастливо продолжать свою жизнь.
Вот теперь всё было в порядке. Всё было хорошо. Она знала, что взойдёт на костёр спокойно, так как самые дорогие ей люди жили. И она по-настоящему была довольна – судьба пожалела её, позволив это узнать.... Позволив спокойно идти на смерть.
На восходе солнца все Совершенные и Верящие катары собрались в Храме Солнца, чтобы в последний раз насладиться его теплом перед уходом в вечность. Люди были измученные, замёрзшие и голодные, но все они улыбались... Самое главное было выполнено – потомок Золотой Марии и Радомира жил, и оставалась надежда, что в один прекрасный день кто-нибудь из его далёких правнуков перестроит этот чудовищно несправедливый мир, и никому не надо будет больше страдать. В узком окне зажёгся первый солнечный луч!.. Он слился со вторым, третьим... И по самому центру башни загорелся золотистый столб. Он всё больше и больше расширялся, охватывая каждого, стоящего в ней, пока всё окружающее пространство полностью не погрузилось в золотое свечение.

Это было прощание... Монтсегюр прощался с ними, ласково провожая в другую жизнь...
А в это время внизу, у подножья горы, складывался огромный страшный костёр. Вернее, целое строение в виде деревянной площадки, на которой «красовались» толстые столбы...
Более двухсот Совершенных начали торжественно и медленно спускаться по скользкой, и очень крутой каменной тропинке. Утро стояло ветреное и холодное. Солнце глянуло из-за туч лишь на коротенькое мгновение... чтобы обласкать напоследок своих любимых детей, своих Катар, идущих на смерть... И снова ползли по небу свинцовые тучи. Оно было серым и неприветливым. И чужим. Всё вокруг было промёрзлым. Моросящий воздух напитывал влагой тонкие одежды. Пятки идущих застывали, скользя по мокрым камням... На горе Монтсегюр всё ещё красовался последний снег.

Внизу озверевший от холода маленький человек хрипло орал на крестоносцев, приказывая срубить побольше деревьев и тащить в костёр. Пламя почему-то не разгоралось, а человечку хотелось, чтобы оно полыхало до самих небес!.. Он заслужил его, он ждал этого десять долгих месяцев, и вот теперь оно свершилось! Ещё вчера он мечтал побыстрее возвратиться домой. Но злость и ненависть к проклятым катарам брала верх, и теперь ему уже хотелось только одного – видеть, как наконец-то будут полыхать последние Совершенные. Эти последние Дети Дьявола!.. И только тогда, когда от них останется лишь куча горячего пепла, он спокойно пойдёт домой. Этим маленьким человечком был сенешаль города Каркасона. Его звали Хюг де Арси (Hugues des Arcis). Он действовал от имени его величества, короля Франции, Филиппа Августа.
Катары спускались уже намного ниже. Теперь они двигались между двух угрюмых, вооружённых колон. Крестоносцы молчали, хмуро наблюдая за процессией худых, измождённых людей, лица которых почему-то сияли неземным, непонятным восторгом. Это охрану пугало. И это было, по их понятию, ненормально. Эти люди шли на смерть. И не могли улыбаться. Было что-то тревожное и непонятное в их поведении, от чего охранникам хотелось уйти отсюда побыстрей и подальше, но обязанности не разрешали – приходилось смиряться.
Пронизывающий ветер развевал тонкие, влажные одежды Совершенных, заставляя их ёжиться и, естественно, жаться ближе друг к другу, что сразу же пресекалось охраной, толкавшей их двигаться в одиночку.
Первой в этой жуткой похоронной процессии шла Эсклармонд. Её длинные волосы, на ветру развеваясь, закрывали худую фигурку шёлковым плащом... Платье на бедняжке висело, будучи невероятно широким. Но Эсклармонд шла, высоко подняв свою красивую головку и... улыбалась. Будто шла она к своему великому счастью, а не на страшную, бесчеловечную смерть. Мысли её блуждали далеко-далеко, за высокими снежными горами, где находились самые дорогие ей люди – её муж, и её маленький новорождённый сынишка... Она знала – Светозар будет наблюдать за Монтсегюром, знала – он увидит пламя, когда оно будет безжалостно пожирать её тело, и ей очень хотелось выглядеть бесстрашной и сильной... Хотелось быть его достойной... Мать шла за нею, она тоже была спокойна. Лишь от боли за любимую девочку на её глаза время от времени наворачивались горькие слёзы. Но ветер подхватывал их и тут же сушил, не давая скатиться по худым щекам.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.