Иван флягин в повести очарованный странник лескова характеристика образ. Жизненный путь ивана северьяныча флягина Судьба флягина очарованный странник

Повесть Лескова « Очарованный странник» имеет ряд своих особенностей. Широкая система тем и проблем, динамичный сюжет, лишенный деталей, делает это произведение сложным для восприятия – за многочисленными событиями порой теряется идея произведения.

История создания

Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой.
Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.

В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».

Именно последнее понятие – «очарование жизнью» и стало ключевым понятием во втором варианте названия повести. Иван Флягин всю жизнь проводит в странствиях – судьба и случай не предоставляют ему возможности окончательно осесть.

Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.

Герои

Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.

Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.

Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.

  • Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
  • Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
  • Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
  • Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
  • Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
  • Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
  • Евгения Семеновна – любовница князя.
  • Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
  • Татары – обобщенный образ.
  • Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.

Сюжет

Иван был поздним ребенком – его мать долго не могла забеременеть, однако судьба была к ней несправедлива – ей так и не удалось изведать счастье материнства – во время родов женщина умерла. Родившийся ребенок имел необычайно большую голову, за что и назван был Голован. Однажды Иван из-за неосторожности стал причиной смерти монаха и с этого момента узнал о неком пророчестве своей жизни – умерший монах во сне рассказал, что Иван всегда будет спасаться от смерти, но в критический момент попадает в монастырь и станет монахом.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которое написал Николай Лесков.

Предсказание начинает сбываться: сначала Иван чудом остается жив после того как повозка которой он правил, упала с обрыва, затем его от самоубийства путем повешения спасает цыган.

Флягин решает примкнуть к цыганам – по просьбе нового знакомого он ворует лошадей у своего барина. Вместе с цыганом Иван продает лошадей на рынке, однако должного денежного вознаграждения за это не получает. Иван прощается с цыганом и отправляется в Николаев.

Здесь Иван приступает на службу к барину – он ухаживает за его дочерью. Спустя некоторое время появляется матерь девочки и просит отдать ребенка ей. Сначала Иван сопротивляется, но в последний момент меняет свое решение и сбегает вместе с матерью девочки и ее новым мужем. Затем Иван попадает к татарам – Флягин участвует в поединке с татарином и побеждает своего противника, к сожалению, татарин погибает, и Иван вынужден был примкнуть к татарам, чтобы избежать наказания. Чтобы Флягин не сбежал от них, татары вшивают ему в пятки порубленный конский волос – после этого Иван не мог нормально ходить – волосы сильно кололи. В татарском плену Иван побывал дважды – и в первый, и во второй раз ему дают двух жен. От жен второго «брака» у Флягина рождаются дети, но это не привнесло в жизнь Флягина никаких изменений – Иван равнодушен к ним. После побега от татар Иван служит у князя. Влюбленность в цыганку Грушу стала трагической в жизни Ивана – Флягин испытал муки безответной любви.

Груша в свою очередь была безответно влюблена в князя, известие о свадьбе которого стала причиной эмоционального срыва девушки. Груша боится, что ее действия могут нанести непоправимый вред князю и его жене и поэтому просит Флягина убить ее. После убийства Груни Иван идет в армию – сбежав от князя, Флягин встретил стариков, у которых единственного сына забирают в армию, из жалости к старикам Иван выдает себя за другого человека и отправляется на службу вместо их сына. Следующим пунктом в жизни Флягина стал монастырь – Иван попадает туда после отставки. Офицерское звание, не подкрепленное должными знаниями, не позволили Ивану реализовать себя.

Странности поведения Флягина стали причиной того, что монахи отправили его путешествовать по святым местам. На этом рассказ обрывается. Сам же Флягин во время путешествия высказывает надежду на возвращения на фронт.

Структура

Повесть Николая Лескова входит в цикл повестей, объединенных темой монашества и религиозности. Структура произведения выглядит следующим образом: повесть состоит из 20 глав. Композиционно они распределяются на экспозицию и развитие действия. Традиционно первая глава представляет собой экспозицию. За ней по канонам литературоведения должна следовать завязка, но в повести Лескова этого не происходит – это связано со структурой самой повести – последующие главы представляют собой фрагменты из жизни главного героя, которые по своей сути являются вполне самостоятельными и к тому же размещены с нарушением хронологических рамок. По сути, эти фрагменты в структуре композиции – это развитие действия.

Выделить из этих элементов кульминацию также невозможно – каждое воспоминание особенное, и связано с определенным переломным моментом в жизни героя – определить какое событие было более весомое их них нереально. Некоторые исследователи склоняются к тому, что к кульминации можно отнести фрагмент текста, повествующий о встрече Флягина с Грушей – именно в этот момент жизни Флягин испытывает самое сильное опустошение – он много и запойно пьет, фактически находится в депрессии. В повести также отсутствует развязка – путешествие героя по Ладожскому озеру – это еще один фрагмент, который, вполне вероятно, повлечет новые изменения в жизни персонажа. Все главы оформлены в виде небольших логично оформленных рассказов, каждая из которых фактически имеет смысловое окончание.

Особенности изображения персонажей

Повесть Лескова обозначена рядом особенностей в изображении действующих персонажей.
В первую очередь это касается главного героя. Иван Флягин не похож на типичного монаха – своим внешним видом он напоминает богатыря. Иван высокий, широкоплечий мужчина физически развитый, кажется, что он сошел со страниц былинных историй. Иван обладает мудростью и способностью к логическим умозаключениям, однако при этом ему свойственно поступать крайне глупо, безрассудно, что часто оборачивается фатально для других персонажей, а также привносит в его жизнь непоправимые, негативные последствия.

Образ Груши также не лишен противоречий и своих особенностей – в ней уживаются и типичная цыганка – страстная и импульсивная, и ангел. Груша осознает, что из-за своей эмоциональности она не сможет смириться с безответной любовью и станет причиной трагедии в жизни своего возлюбленного или его будущей супруги. Классически она должна была следовать своим эмоциям, но здесь проявляется ее другая сторона личности – Груша добродетельная личность – она предпочитает умереть самой, но не приносить несчастье.

Жизнь любого крепостного не лишена вмешательства представителей аристократии. Повесть Лескова не стала исключением. Автор активно вносит некоторые особенности в описание персонажей подобного типа. Лесков намеренно создает негативный образ представителей высшего общества – в повести все помещики представлены как эгоистичные самодуры, которые плохо обращаются со своими крепостными.

Иван Флягин прослужил в армии 15 лет, но об этом периоде в повести говорится крайне мало.

Единственный образ военного, который можно увидеть в повести – это полковник. В целом, образ этого человека типичен для военного «он был отважный, и любил изображать из себя Суворова», однако в нем уживается еще одна личность, которая напоминает образ отца. Полковник внимательно выслушивает историю жизни Флягина, но не только не принимает все сказанное во внимание, но и убеждает Ивана, что это все произошло только в его фантазиях. С одной стороны это кажется неблагорассудным действием со стороны полковника, но в то же время это спасает Флягина от наказания вместо офицерского звания.

Следующая категория образов относится к иностранцам – в повести, помимо русских людей еще изображены три народности – цыгане, татары и поляки. Все представители этих народностей наделены утрированно негативными качествами – жизнь иностранцев представлена как аморальная, нелогичная и поэтому искусственная, лишена красок настоящих искренних чувств и эмоций. Иностранцы (за исключением Груши) не обладают положительными качествами характерами – они всегда лицемеры и нечестные люди.

В повести также встречаются представители монашества. В образе этих людей заключена каноничность. Они – люди строгие и суровые, но в то же время искренние и человечные. Нетипичность Ивана вызывает у них недоумение и обеспокоенность, но в то же время они сопереживают ему и выражают заботу по поводу его судьбы.

Идея повести

В идее повести лежит глубокая связь человека с Родиной и религией. С помощью этих атрибутов Лесков пытается раскрыть особенности русской души и ее ментальных качеств характера. Жизнь простого русского человека тесно связана с разочарованиями и несправедливостью, однако как бы часто и в какой бы мере ни встречались эти неприятности в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежду на чудо – по мнению Лескова как раз в этой оптимистической способности и кроется загадочность русской души.

Автор подводит читателей к выводу – без Родины и религии человек не может полноценно существовать. Сколько бы согрешений ни было в жизни человека – искреннее раскаяние позволяет начать свою жизнь с чистого листа.

Тема повести

Повесть Лескова наполнена широкой системой тем. Подымающиеся в произведении вопросы имеют многообразное изъявление и способны всесторонне обрисовать особенности и сложности жизни простого человека.

Религия и ее влияние на жизнь человека

Безусловно, влияние религии во времена Флягина на жизнь человека было значительно сильнее – в нынешнее время часть обязанностей социальной сферы взяли на себя другие социальные институты. В то время церковь была носителем моральности, обучала взаимодействию людей в обществе, развивала в людях положительные качества характера. Религия в то время помогала также найти людям ответы на интересующие их вопросы в области науки. Часть информации, воспринимаемой социумом в то время, вполне могла восприниматься как действие потусторонней мистической силы, что еще больше придавало значимости церкви в глазах людей.

Таким образом, религия помогала человеку найти правильный путь на своем жизненном пути, обрисовать идеал настоящего человека и стимулировать у людей интерес к достижению этого идеала.

Любовь и ее истинность

Кажется, что повесть Лескова создана для того, что бы проследить важность и существенность любви (во всех смыслах этого слова). Это и любовь к родине, и любовь к жизни, и любовь к Богу, и любовь к представителям противоположного пола. Многообразие жизни Ивана Флягина позволило ему изведать любовь во всех ее проявлениях. Особый интерес у читателя вызывают отношения Флягина с представительницами противоположного пола.

В то время как чувства Флягина по отношению к своим татарским женам закономерны – так как возникли они как «необходимость», то чувства к цыганке Груше вызывают сожаление – как и любое другое проявление безответной любви.

Иван пленен девушкой, но надежда на обретения счастья Флягина с Грушей так же стремительно тает, как воспламеняется любовь Груши по отношению к князю.

Отцовские чувства

Во время пребывания у татар Ивану «дают» жен – это женщины, с которыми Иван не испытал родственных ощущений. В «семье» с этими женщинами рождаются дети, однако мужчина не ощущает с ними родства и как следствие у него не появляются родительские чувства по отношению к ним. Иван объясняет это тем фактом, что дети его не были христианской веры. В то время влияние религии на человека было существеннее, чем в наши дни, поэтому это могло стать причиной отчуждения. Подобные мотивы неоднократно появляются в литературе. Так, например, в поэме украинского деятеля литературы Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» главный герой не препятствует смерти своих детей, потому, что они были «другой» веры, при этом мужчина не испытывает раскаяния или сожаления. Исходя из таких побуждений, отношение Ивана Флягина к своим детям выглядит вполне гуманным.

Понимание Родины и ее значение для человека

Судьба распорядилась так, что Ивану Флягину довелось узнать об особенностях жизни разных народов. В первую очередь, конечно, это были особенности жизни русского народа – с самого детства Иван знал о сложностях взаимоотношений между социальными элементами русского народа, ментальных особенностях, которые также вызывают определенные сложности. Однако не только это является составляющей частью русского человека – особенности природы и взаимосвязи человека с ней, фольклорное нацеливание на восприятие красоты жизни, стали причиной особой привязанности Флягина к своему народу.

Столкнувшись с общиной цыган, Флягин отчетливо понимает, что «такая жизнь не для него» – традиции этих людей и их моральные принципы слишком не похожи на те, которыми привык руководствоваться Флягин.

Жизнь у татар также не привлекла Ивана – несомненно, что жизнь этих людей не была абсолютно аморальной или непривлекательной, но почувствовать себя «как дома» у Флягина не получилось – образ родной земли постоянно пребывал в его мыслях. Пожалуй, это связано с тем, что его пребывание у других народностей было насильственным – Иван попал в это общество не потому, что испытывал душевное родство, а потому, что так сложились обстоятельства.

Проблематика

Отклоняясь от традиций жанра, Лесков делает усиленный акцент на проблематике своего произведения. Подобно тематике, проблематика повести также имеет развитую структуру. Ключевым понятием все также остаются патриотизм и место человека в обществе, однако эти понятие обрастают новыми символическими элементами.

Социальное неравенство

Как бы это печально ни звучало, но проблема социального неравенства всегда была актуальна и неоднократно понималась деятелями искусства. Аристократическое происхождение всегда высоко ценилось в обществе и фактически открывало любые двери, минуя интеллектуальный и моральный критерий. В то же время интеллектуально развитая личность, обладающая высокой моральностью, но простого происхождения (крестьянского) всегда оставалась на обочине судьбы.

Негласный закон «социального равенства» часто становился причиной несчастливой жизни не только крепостных, но и аристократов, которые могли быть счастливы в браке с человеком простого происхождения, но были не в силе переступить через требования общества.


В большинстве случаев представители аристократического происхождения не считали крестьян за людей – они могли их продавать, заставлять выполнять непосильную работу, приводящую к увечьям, избивать и в целом больше беспокоиться о своих животных, чем о крепостных.

Ностальгия по Родине

В современном мультикультурном обществе проблема ностальгии по Родине не столь актуальна – современные средства научно-технического прогресса позволяют минимизировать это чувство. Однако, в мире, современном Лескову осознание себя как единицы народности и носителя его ментальных качеств происходит основательнее – в сознании человека откладывается близкий и милый ему образ Родного края, национальных символов и традиций. Отказ он этих атрибутов делает человека несчастным.

Патриотизм

Проблема патриотизма тесно связана с проблемой ностальгии по Родине. В повести Лесков размышляет о том, важно ли осознавать себя представителем определенной народности и насколько это важно. Автор поднимает вопрос о том, почему люди готовы совершать подвиги во имя Родины и почему они не перестают любить свою Отчизну, несмотря на существующие проблемы в системе своего государства.


Эта проблема раскрывается не только с помощью образа Ивана Флягина, но и с помощью представителей других народностей, которые, соприкасаясь с другими культурами, остаются верными своему народу.

Миссионерство

Фактически каждая религия сталкивается с проблемой миссионерства, особенно на этапе своего формирования – приверженцы веры часто отправлялись проповедовать основы их религиозного видения в среду инаковеров. Несмотря на мирный способ просвещения и обращения в их религию многие народности враждебно были настроены по отношению к таким людям – на примере христианских миссионеров и их отношения к татарам, Лесков подытоживает: некоторые народы можно обратить в свою веру только насильственным путем, действуя с помощью страха и жестокости.

Сопоставление мирской и монашеской жизни

Предначертание жизни Ивана Флягина создало благоприятную среду для сопоставления мирской и монашеской жизни. В то время как жизнь мирян течет своим чередом, фактически руководствуясь только гражданским и моральным законами. жизнь монаха полна лишений. Судьба Ивана сложилась таким образом, что он смог изведать и мирскую жизнь и монашескую. Однако найти упокоение ему не позволило ни первое, ни второе. Иван всегда испытывает некую внутреннюю неудовлетворенность, его жизнь всегда была полна страданий, и он настолько свыкся с этим положением вещей, что уже и не осознает себя вне этих чувств. Страдание стало необходимым условием для его жизни, спокойствие и будничность монашеской жизни сводит его с ума и «населяет его сознание бесами».

Предопределение человеческой судьбы

Проблема предопределения человеческой судьбы в повести рассматривается в широком и узком изъявлении. Узкое изъявление представлено жизненной ситуацией Ивана Флягина – его мать еще до рождения пообещала ребенка Богу, однако необразованность Ивана воспрепятствовала воплощению этого постулата в жизнь.

В широком плане предопределение жизни показано на трагическое положение крепостных в обществе – крестьяне в то время могли стать вольными людьми, получив соответствующий документ, но даже, казалось бы, такое положительное событие не приносило им счастья – без образования и умения себя вести в обществе на уровне аристократии такая воля была всего лишь Филькиной грамотой, так как бывшие крепостные не имели никакой возможности обустроиться в мире «вольных людей».

Проблема образования

Среди крестьян проблема образованности была одной из весомых. Дело здесь заключалось не только в обретении общих знаний и элементарных знаний в области грамматики и арифметики. Фактически все крепостные не понимали основ этики, не умели логично построить свою речь в рамках риторики, а поэтому были абсолютными невеждами во всех смыслах, что значительно усугубляло их положение.

Справедливость

Жизнь часто лишена справедливости. Предвзятость в большинстве случаев становится неотъемлемым спутником простого человека. Время от времени человек взаимодействует с несправедливостью и обретает собственный жизненный опыт. Кроме того, Лесков поднимает вопрос о наличии справедливости в целом – каким бы ни был трудный жизненный путь Флягина и сколько бы ему ни встречались бесчестные люди, Иван все равно подсознательно верит в то, что в мире существует справедливость.

Взаимосвязь «Очарованного странника» и «Притчи о Блудном сыне»

Повесть Лескова по своей сути является аллюзией на притчу о блудном сыне. Иван первоначально был обещан Богу – и дом Божий должен был стать его домом, но Флягин уходит от этого своего предназначения, этому сопутствует чреда событий, которые не поддаются логике и здравому смыслу, Иван все дальше и дальше уходит в лабиринты мирской жизни. Однако это же стечение обстоятельств приводит Ивана вновь в свой дом – после получения офицерского звания жизнь Флягина значительно утруднилась – на простые работы его не желали брать, а выполнять работу, которую ему было необходимо по званию, он не мог в виду своей необразованности. Разочаровавшись в актерском ремесле, Флягин попадает в монастырь.

Таким образом, повесть Лескова «Очарованный странник» во многих моментах отходит от классической повести – многообразие проблематики и тематики позволяет рассмотреть жизнь во всех ее сложностях и неожиданностях. Автор в произведении избегает типичности – все элементы повести наделены индивидуальными, нетипичными качествами. Однако при этом следует отметить, что Лесков искусственно с помощью гротеска и гипербол, содержащие негативный посыл, обрисовывает образы иностранцев и аристократов. Таким образом достигается выгодная акцентуализация идеи произведения.

План пересказа

1. Встреча путников. Иван Северьяныч начинает рассказ о своей жизни.
2. Флягин узнает свое будущее.
3. Он убегает из дома и попадает в няньки к дочери одного барина.
4. Иван Северьяныч оказывается на торгах коней, а потом в Рынь-Песках в плену у татар.

5. Освобождение из плена и возвращение в родной город.

6. Исскуство обращения с лошадьми помогает герою устроится у князя.

7. Знакомство Флягина с циганкой Грушенькой.

8. Быстротечная любовь князя к грушеньке. Он хочет избавиться от циганки.

9. Смерть Грушеньки.

10. Служба героя в армии, в адресном столе, в театре.

11. Жизнь Ивана Северьяныча в монастыре.
12. Герой открывает в себе дар пророчества.

Пересказ

Глава 1

На Ладожском озере по дороге на остров Валаам на корабле встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь» - господин Флягин Иван Северьяныч. Он постепенно втягивается в разговор пассажиров о самоубийцах и по просьбам спутников начинает рассказ о своей жизни: имея Божий дар к приручению лошадей, всю жизнь «погибал и никак не мог погибнуть».

Главы 2, 3

Иван Северьяныч продолжает рассказ. Происходил он из рода дворовых людей графа К. из Орловской губернии. «Родитель» его кучер Северьян, «родительница» Ивана умерла после родов оттого, что он «произошел на свет с необыкновенно большою головою», за что и получил прозвище Голован. От отца и других кучеров Флягин «постиг тайну познания в животном», с детства пристрастился он к лошадям. Скоро он так освоился, что стал «форейторское озорство выказывать: какого-нибудь встречного мужика кнутом по рубахе вытянуть». Это озорство довело до беды: однажды, возвращаясь из города, он нечаянно убивает ударом кнута уснувшего на возу монаха. Следующей ночью монах является ему во сне и корит за лишение жизни без покаяния. Потом он открывает, что Иван - сын, «обещанный Богу». «А вот, - говорит, тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая «погибель», и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Вскоре Иван с хозяевами отправляется в Воронеж и по дороге спасает их от гибели в страшной пропасти, и впадает в милость.

По возвращении в имение через некоторое время Голован заводит под крышей голубей. Потом обнаруживает, что хозяйская кошка таскает птенцов, он ее ловит и отрубает ей кончик хвоста. В наказание за это его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание «домучило» Голована и он решает покончить с собой. От этой участи его спасает цыган, который обрезает уготовленную для смерти веревку и уговаривает Ивана бежать с ним, прихватив с собой лошадей.

Глава 4

Но, продав лошадей, они не сошлись при дележе денег и расстались. Голован отдает чиновнику свой целковый и серебряный крест и получает отпускной вид (свидетельство), что он свободный человек, и отправляется по миру. Вскоре, пытаясь наняться на работу, он попадает к одному барину, которому и рассказывает свою историю, и тот начинает его шантажировать: или он все расскажет властям, или Голован идет служить «нянькой» к его маленькой дочери. Этот барин, поляк, убеждает Ивана фразой: «Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится». Головану приходится согласиться. О матери девочки, грудного ребенка, он ничего не знает, с детьми обращаться не умеет. Ему приходится кормить ее козьим молоком. Постепенно Иван учится ухаживать за младенцем, даже лечить его. Так он незаметно привязывается к девочке. Как-то, когда он гулял с ней у реки, к ним подошла женщина, оказавшаяся матерью девочки. Она умоляла Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, предлагала ему денег, но он был неумолим и даже подрался с нынешним мужем барыни, офицером-уланом.

Глава 5

Вдруг Голован видит приближающегося разгневанного хозяина, ему становится жаль женщину, он отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. В другом городе офицер вскоре отсылает беспаспортного Голована прочь, и он идет в степь, где попадает на татарские торги коней. Хан Джангар продает своих лошадей, а татары назначают цены и борются за коней: садятся друг напротив друга и стегают друг друга плетьми.

Глава 6

Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Голован не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. «Татарва - те ничего: ну, убил и убил - на то были такие кондиции, потому что и он мог меня засечь, но свои, наши русские, даже досадно как этого не понимают, и взъелись». Иными словами хотели передать его за убийство в полицию, но он убежал от жандармов в самые Рыньпески. Здесь он попадает к татарам, которые, чтобы он не сбежал, «подщетинивают» ему ноги. Голован служит у татар лекарем, передвигается с большим трудом и мечтает о возвращении на родину.

Глава 7

У татар Голован живет уже несколько лет, у него уже несколько жен и детей «Наташ» и «Колек», которых он жалеет, но признается, что полюбить их не смог, «за своих детей не почитал», потому как они «некрещеные». Он все больше тоскует по родине: «Ах, судари, как это все с детства памятное житье пойдет вспоминаться, и понапрет на душу, что где ты пропадаешь, ото всего этого счастия отлучен и столько лет на духу не был, и живешь невенчанный и умрешь неотпетый, и охватит тебя тоска, и... дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы ни жены, ни дети и никто бы тебя из поганых не видал, и начнешь молиться... и молишься... так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали - утром травку увидишь».

Глава 8

Когда Иван Северьяныч уже совсем отчаялся попасть домой, в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Он просит их заплатить за него выкуп, но они отказываются, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Голован хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азиата в веру приводить надо со страхом», потому как они «смирного Бога без угрозы ни за что не уважат».

Глава 9

Как-то к татарам приходят из Хивы два человека коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы. Но Голован обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, пугает татар, обращает их в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги и сбегает. В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На его пути попадаются и русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют беспаспортного Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает его «на оброк».

Глава 10

Голован устраивается по конской части. Он помогает мужикам выбирать хороших лошадей, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». Один князь берет его к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги.

Глава 11

Однажды, когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, откуда его выгоняют, когда он, напившись, начинает спорить с «препустейши-пустым» человеком, утверждавшим, что пьет он, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Их выгоняют из трактира.

Глава 12

Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча «магнетизм» для освобождения от «усердного пьянства», и для этого чрезвычайно его поит. Ночью, когда они идут по улице, этот человек приводит Ивана Северьяныча к другому трактиру.

Глава 13

Иван Северьяныч слышит прекрасное пение и заходит в трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку: «даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем. Любопытная фигура!» «Так я и осатанел, и весь ум у меня отняло».

Глава 14

На следующий день, повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил ее из табора и поселил в своем загородном имении. И князя свела с ума Грушенька: «Вот то-то мне теперь и сладко, что я для нее всю мою жизнь перевернул: и в отставку вышел, и имение заложил, и с этих пор стану тут жить, человека не видя, а только все буду одной ей в лицо смотреть».

Глава 15

Иван Северьяныч рассказывает историю своего хозяина и Груни. Через какое-то время князю надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги. Грушенька чувствует охлаждение князя, ее мучит ревность. Иван Северьяныч «стал от этого времени к ней запросто вхож: когда князя нет, всякий день два раза на день ходил к ней во флигель чай пить и как мог ее развлекал».

Глава 16

Однажды, отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, Голован узнает, что цыганку князь тайно вывез в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц.

Главы 17, 18

Груша рассказывает Ивану Северьянычу, что произошло, пока его не было, как князь женился, как ее отправили в изгнание. Она просит ее убить, проклясть ее душу: «Стань поскорее душе моей за спасителя; моих больше сил нет так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство. Пожалей меня, родной мой; ударь меня раз ножом против сердца». Отшатнулся Иван Северьяныч, но она все плакала и увещевала, чтобы он убил ее, иначе она на себя сама руки наложит. «Иван Северьяныч страшно наморщил брови и, покусав усы, словно выдохнул из глубины расходившейся груди: «Нож у меня из кармана достала... разняла... из ручки лезвие выправила... и в руки мне сует... «Не убьешь, - говорит, - меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Я весь задрожал, и велел ей молиться, и колоть ее не стал, а взял да так с крутизны в реку и спихнул...»

Глава 19

Иван Северьяныч бежит назад и по дороге встречает крестьянскую повозку. Крестьяне жалуются ему, что сына забирают в солдаты. В поисках скорой смерти Голован выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как вклад за Грушину душу, идет на войну. Он мечтает погибнуть, но его «ни земля, ни вода принимать не хочет». Однажды Голован отличился в деле. Полковник хочет представить его к награде, и Иван Северьяныч рассказывает об убийстве цыганки. Но его слова не подтверждаются запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но служба не ладится, и он уходит в артисты. Но и там он не прижился: репетиции проходят и на Страстной неделе (грех!), Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона... Он уходит из театра в монастырь.

Глава 20

Монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, дети. Однажды его наказали: на целое лето до заморозков посадили в погреб. Иван Северьяныч и там не унывал: «здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Избавили его от погреба потому, что в нем открылся дар пророчества. Отпустили его на богомолье в Соловки. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как «дух» внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ очень помереть хочется».

Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе «наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам».

Сочинение

Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами. Сила, непосредственность, душевная чистота и доброта - главные черты Ивана Северьяныча Флягина - героя повести «Очарованный странник». Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру. Автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильёй Муромцем: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…»

Это своеобразный ключ к пониманию этого образа. Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей, свое призвание. Жизнь его - это поиск гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законов. В самом странничестве заложен глубокий смысл, мотив дороги становится ведущим. «Своего пути не обежишь», - считает Флягин. Каждый этап его жизненного пути становится новым шагом в нравственном развитии. Первый этап - это жизнь в господском доме. В нем живо молодецкое озорство и… в азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном.

При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от этих мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Но в то же время он верен и предан своим хозяевам. Он спасает их от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда повозка чуть не срывается в пропасть. Делает он это не ради какой-то личной выгоды или вознаграждения, а потому что не может не помочь тем, кто нуждается в его помощи.

Второй этап - это воспитание девочки. За внешней грубостью скрыта огромная доброта, свойственная русскому народу. Служа в няньках, он делает первые шаги в освоении мира своей и чужой души. Впервые он испытывает сострадание и привязанность, впервые понимает душу другого человека. Когда он сталкивается с матерью девочки, в нем борются два чувства: желание отдать ребенка матери и чувство долга. Впервые он принимает решение не в свою пользу, а из милосердия и отдает ребенка. Затем судьба забрасывает Ивана на десять лет в плен к татарам. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез. Поэтому он всегда стремится к побегу, легко забывает своих жен и детей. В плену его угнетает не убогость материального быта, а бедность впечатлений. Русская жизнь несоизмеримо полнее и богаче духовно. «Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство, ковыль белый, пушистый, как серебряное море волнуется, и по ветерку запах несется: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски нет дна… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

Воспоминания возвращают Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему представился. Добрался до родной стороны, а святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Благодаря встрече с цыганкой Грушей «странник» открывает «красу природы совершенство», колдовскую силу таланта и женской красоты над человеческой душой. Это не страсть, а потрясение, возвышающее душу человека. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества.

Он живет не только для себя, но и для другого человека. Сам он сознает, что эта любовь его переродила. Чтобы спасти душу любимого человека, он помогает Груше совершить самоубийство, сталкивая ее с обрыва в реку. После гибели любимой - опять дорога, но эта дорога к людям во искупление греха. Иван идет в солдаты, меняясь судьбой с человеком, которого никогда не видел, пожалев убитых горем стариков, сыну которых грозит рекрутчина. Служба на Кавказе становится для него очередным испытанием. После подвига на переправе он вынужден рассказать о себе, раскрыть «прежнее бытие и звание». Он сам совершает суровый суд над собой и своей прошлой жизнью, осознав себя «великим грешником». Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми.

В конце повести Иван Флягин становится монахом. Но даже монастырь не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Он готов пойти на войну, так как ему «за народ очень помереть хочется». Созданный автором образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека - жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин правдоискатель земли русской История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения "Очарованный странник").

Читая произведения Николая Семеновича Лескова, неизменно отмечаешь оригинальность и яркую самобытность этого писателя. Его язык и стиль совершенно неповторимы и удивительно гармонируют с сюжетом того или иного произведения. Столь же оригинальны его произведения и по содержанию.
Основная их тема – духовная жизнь страны и народа. Главным для писателя является исследование жизни России, размышления о ее прошлом и будущем. Но, в отличие от Островского, Некрасова и Толстого, Лесков основное внимание уделяет изображению судеб отдельных

Людей.
Герои его произведений – русские в полном смысле этого слова. Они настоящие богатыри, их судьбы неразрывно связаны с судьбой всего народа.
Таков Иван Северьяныч Флягин (“Очарованный странник”). Перед нами повесть о жизни простого человека, богатой приключениями и необычными ситуациями. Однако при более вдумчивом чтении за простым, бытовым повествованием можно рассмотреть глубокое исследование судьбы целого народа. Иван Северьяныч честен и беспристрастен в суждениях о себе. Поэтому читатель имеет возможность всесторонне оценить этого героя, его положительные и отрицательные качества.
Многое пришлось пережить Флягину: и барский гнев, и татарский плен, и неразделенную любовь, и войну. Но из всех испытаний выходит он с честью: не унижается перед господами, не покоряется супостатам, не дрожит перед смертью и всегда готов пожертвовать собой ради правды. Он никогда и ни при каких обстоятельствах не изменяет своим убеждениям, принципам и вере.
Иван Флягин – человек глубоко религиозный, и вера помогает ему оставаться самим собой. Ведь не принял он в плену мусульманскую веру, хотя этим мог значительно облегчить себе жизнь. Более того, Иван пытается бежать, терпит неудачу и снова совершает побег. Зачем он это делает? Ведь на родине его ждет не лучшая жизнь. Ответ Ивана Северьяныча прост: затосковал по родине, да и негоже русскому человеку жить среди “бусурман”, в неволе. Бог всегда живет незримо в душе “очарованного странника”.
И заканчивает свой путь Иван в монастыре послушником. Это единственное место, где он наконец обретает покой и благодать, хотя поначалу и повадились бесы искушать его: при виде людей в Иване Северьяныче “дух поднимался”, напоминая о былой неспокойной жизни.
Иван Северьяныч следует туда, куда гонит его судьба, и всецело отдается на волю случая. Ему не свойственно какое-либо планирование жизни. И это, считает Лесков, характерно для всего русского народа. Ивану Флягину чуждо всякое корыстное деяние, ложь и интриги. Он откровенно рассказывает о своих приключениях, ничего не утаивая и не скрашивая перед слушателями. Его, на первый взгляд, беспорядочная жизнь имеет особую логику – от судьбы никуда не деться. Иван Северьяныч корит себя за то, что сразу не пошел в монастырь, как было обещано матерью, а пытался найти лучшую долю, познав только одни страдания. Однако куда бы он ни стремился, где бы он ни был, перед ним всегда оказывалась черта, за которую он ни за что не смел переступить: он всегда чувствовал четкую грань между праведным и неправедным, между добром и злом, хотя некоторые поступки его иногда кажутся странными. Так, он убегает из плена, оставляет своих некрещеных детей и жен, ничуть не сожалея о них, бросает деньги князя под ноги цыганке, отдает порученного ему ребенка матери, отняв при этом его у отца, убивает брошенную и опозоренную женщину, которую любит. И более всего поражает в герое то, что даже в самых сложных ситуациях он не задумывается над тем, как надо поступить. Им руководит какое-то интуитивное нравственное чувство, которое его никогда не подводит. Лесков считал, что эта врожденная праведность – неотъемлемая черта русского национального характера.
Присуще русскому человеку и так называемое “расовое” сознание, которым в полной мере наделен Иван Флягин. Этим сознанием проникнуты все поступки героя. Пребывая в плену у татар, Иван ни на минуту не забывает, что он русский, и всей душой стремится на родину, наконец совершает побег. Никто и никогда не говорил ему, что нужно делать и как надо поступить. Иногда его поступки, казалось бы, совершенно алогичны: он вместо воли просит у барина гармонику, из-за каких-то птенцов рушит свою благополучную жизнь в помещичьем имении, добровольно идет в рекруты, пожалев несчастных стариков и т. п. Но поступки эти раскрывают перед читателем ту безграничную доброту, наивность и чистоту души странника, о которой он сам даже не подозревает и которая помогает ему с честью выходить из всех жизненных испытаний. Ведь душа русского человека, по глубокому убеждению Лескова, неисчерпаема и несокрушима.
Тогда в чем же причина несчастной судьбы русского человека? На этот вопрос писатель ответил, раскрыв причину трагической судьбы своего “очарованного странника”: не по предназначенному ему Богом пути следует русский человек, а, сбившись однажды, вновь найти дорогу не может. Еще в начале повести задавленный лошадьми монах предсказывает Ивану: “.будешь ты много раз погибать и не разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”. И в этих словах воплощает писатель судьбу всей России и ее народа, которому суждено пережить множество горестей и бед, пока не найдет он свой единственный, праведный путь, ведущий к счастью.

  1. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные...
  2. Вся жизнь Ивана была трудна: его и “подщетинивали”, и служил он за другого человека. По всей повести Лесков показывает, что Иван наивен, как младенец, но в тоже время его нельзя...
  3. Лесков с самого начала литературной деятельности сосредоточивает главное внимание на изучении народной жизни. Однако уже в ранних своих произведениях писатель не ограничивается изображением общего потока жизни народа, в котором теряется...
  4. Николай Семенович Лесков вошел в литературу как создатель сильных человеческих натур. “Леди Макбет Мценского уезда” (1864) – история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Выступив соперником автора “Грозы”, Лесков сумел...
  5. “Очарованный странник” вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в...
  6. Тся от творчества других русских писателей XIX века. Лескова интересуют те же проблемы, которые интересовали его современников, он пытается ответить на те же вопросы. И тем не менее при жизни...
  7. В рассказе “Тупейный художник” не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии “художник”. “У нас многие думают, что “художники” – это только живописцы...
  8. Н. С. Лесков. “Очарованный странник” – рассказ-повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе. Ему предначертано было стать монахом. Но другая сила – сила очарования жизни – заставляет его идти...
  9. Катерина Львовна Измайлова – сильная натура, неординарная личность, мещанка, пытающаяся бороться против поработившего ее мира собственности. Любовь превращает ее в страстную, пылкую натуру. В замужестве Катерина не видела счастья. Дни...
  10. Повествование произведения Н. Лескова Павлин начинается с описания острова Валаам. Произведение состоит из шестнадцати глав. В первой главе автор говорит, что этот остров – прибежище монахов. Повествование ведется от лица...
  11. Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель...
  12. Манеру письма Лескова литературоведы называют “коварной”. Читатель его произведений попадает на своеобразный перекресток различных смыслов, своего рода “семантическое распутье”, когда невозможно выбрать один вариант прочтения, но необходимо учитывать диапазон различных...
  13. Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты. Лесков Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения – жизнь...
  14. Главный герой рассказа – человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с “зеленым змием”. Однако основное свойство Левши – необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос “аглицким...
  15. Одна из тем, которая довольно часто встречается в творчестве Н. С.Лескова – это тема русского трудового человека, талантливого умельца, мастера с золотыми руками. Таков герой произведения Левша, тульский мастер, подковавший...
  16. ЛЕВША – герой рассказа Н. С.Лескова “Левша” (1881, первая публикация под названием “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)”). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют...
  17. К началу семидесятых годов, после явной неудачи романа “На ножах”, Н. С. Лесков оставляет этот жанр и стремится утвердить права того литературного рода, который стихийно складывался в его творчестве. С...
  18. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе “Левша” – это проблема невостребованности талантов русского народа. Лескова переполняют не только чувства любви и привязанности к своему народу, но и гордость за...


2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.