К предпринимательской деятельности образовательного учреждения не относится. Платные дополнительные услуги образовательных учреждений


Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это , которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений - это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли - ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

Подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

Заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

Представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

Сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Что ждет в будущем бюджетные учреждения

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд.

Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения

1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

2. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

3. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

1. Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

2. Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся.

Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений
в свете нового бюджетного законодательства

Приоритетным правовым ориентиром в деятельности бюджетных учреждений всегда было бюджетное законодательство. Государственной Думой 13 апреля 2007 года был принят Федеральный закон от 26.04.2006 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ (далее - Закон 63-ФЗ). Основные положения закона вступают в силу с 1 января 2008 года, за исключением отдельных положений, действующих со дня официального опубликования закона, и ряда положений, которые начнут действовать в более поздние сроки.

В данной статье рассмотрены нормы БК РФ о платных услугах бюджетных учреждений на основе сравнения с действующими нормами бюджетного законодательства.

Бюджетное законодательство состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах соответствующих субъектов, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и правовых актов представительных органов муниципальных образований. Общие принципы бюджетного законодательства устанавливает БК РФ, поэтому федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, не должны ему противоречить. Это положения ст. 2, 3 БК РФ, которые не претерпели смысловых изменений.

Бюджетное учреждение

Сначала следует указать, что несколько видоизменилось определение бюджетного учреждения. Из ст. 161 “Бюджетное учреждение“ БК РФ действующей редакции оно перекочевало в новую редакцию ст. 6 “Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе“.

Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Новое определение отличается формулировкой функций бюджетного учреждения. Так, согласно действующей редакции БК РФ бюджетные учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Цель создания учреждений (осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера) и лица, которыми оно может быть создано (в том числе Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), указаны в ст. 120 “Учреждения“ ГК РФ. Поэтому новое определение бюджетного учреждения в БК РФ указывает только на его основную функцию (оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам) и основание ее осуществления (государственное либо муниципальное задание). В ст. 6 БК РФ, соответственно, приведено понятие государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания.

Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления). Отсюда следует, что отличительной особенностью государственных (муниципальных) услуг является их безвозмездный характер оказания. Допускается предоставление платных услуг, но по ценам, которые устанавливает государство. И в том и в другом случае они должны быть оказаны в рамках государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

Также в новой редакции кодекса унифицировано положение о праве бюджетных учреждений получать кредиты. Действующая редакция БК РФ гласит, что бюджетное учреждение не может получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы РФ. Новая редакция БК РФ запрещает бюджетным учреждениям получать кредиты вообще и предоставлять им субсидии и бюджетные кредиты в частности (п. 4 ст. 161 новой редакции БК РФ).


Смета доходов и расходов
по предпринимательской деятельности

Статья 161 БК РФ в новой редакции посвящена особенностям правого положения бюджетных учреждений. С 1 января 2008 года бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящем Кодексом (абз. 2 п. 1 ст. 16 новой редакции БК РФ).

Понятие “бюджетная смета“ также дано в ст. 6 БК РФ.

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Заметим, что новая редакция ст. 161 БК РФ не содержит обязательства отражения в смете доходов и расходов бюджетного учреждения доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, других доходов, полученных от использования государственной или муниципальной собственности, как указано в п. 3 ст. 161 действующей редакции БК РФ. Среди понятий и терминов новой редакции кодекса (ст. 6 БК РФ) также отсутствует понятие “смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности“ или “смета доходов и расходов по предпринимательской деятельности“. Однако это не означает, что с 2008 года можно будет не составлять смету доходов и расходов по платным услугам. В настоящее время для федеральных государственных учреждений обязанность представления сметы доходов и расходов по предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности в ОФК закреплена не только в БК РФ, но и в Постановлении Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“.

По мнению автора статьи, в будущем ее тоже необходимо составлять. Дело в том, что заключительная статья Закона N 63-ФЗ содержит упоминание о федеральном законе, определяющем особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности (п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ). А это значит, что в скором времени должен появиться закон (назовем его законом о платных услугах бюджетных учреждений), в котором должны быть сформулированы правовые основы оказания платных услуг бюджетными учреждениями. Соответственно, такой закон может содержать нормы о смете доходов и расходов по внебюджетной деятельности. К заключительной статье 5 Закона N 63-ФЗ мы еще вернемся. Здесь же отметим, что до вступления в силу федерального закона, упомянутого в п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ (закона о платных услугах бюджетных учреждений), бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать в целях обеспечения своей деятельности полученные от оказания платных услуг денежные средства, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения (пп. 3 п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).

То есть, для того чтобы бюджетное учреждение могло использовать денежные средства, полученные от оказания платных услуг, необходимо внести это положение в устав и получить генеральное разрешение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Но и это еще не все. Главное - бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения (пп. 4 п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).

В заключение этого раздела обращаем внимание читателей на то, что положения о самостоятельности бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, в новой редакции БК РФ нет.


Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений

Доходы (результаты) предпринимательской деятельности бюджетных учреждений относятся к не налоговым доходам бюджетов. В списке не налоговых доходов действующей редакции БК РФ не значатся доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. Им посвящена отдельная ст. 43 БК РФ, по смыслу которой они также учитываются в доходах соответствующих бюджетов и относятся к не налоговым доходам. Поэтому она в новой редакции кодекса признана утратившей силу, а перечень не налоговых доходов содержится в ст. 41 БК КФ, изложенной в новой редакции.

Обратите внимание: вопрос, подлежат ли доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений налогообложению, решен однозначно. Все перечисленные ниже доходы учитываются в составе неналоговых доходов бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Об этом говорится в отношении каждого вида указанных ниже доходов (п. 3 ст. 41 новой редакции БК РФ).

Кроме того, пунктом 5 названной статьи установлено, что при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности об его исполнении доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности включаются в состав доходов бюджета с учетом п. 3 ст. 41 БК РФ, то есть после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством. Однако при этом следует иметь в виду, что в соответствии с заключительной статьей Закона N 63-ФЗ п. 5 ст. 41 БК РФ (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального имущества) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениями, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) применяется со дня вступления в силу федерального закона о платных услугах бюджетных учреждений.

В соответствии со ст. 41 новой редакции БК РФ к не налоговым доходам бюджетов в части предпринимательской деятельности бюджетных учреждений*(1) относятся:

Доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и камней), находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Отдельно приведен перечень доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 42 БК РФ). Перечень указанных доходов остался прежним, однако их формулировка стала более четкой:

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Из приведенного списка для бюджетных учреждений актуальны доходы в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Дело в том, что ст. 33 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ и постановление правительства, принятое в исполнение указанного закона, предписывают учитывать доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям, в полном объеме в доходах федерального бюджета и отражать в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Поступившие средства отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином*(2). Указанные средства направляются на содержание учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования и развития их материально-технической базы. Поскольку на практике доходы от сдачи в аренду имущества сразу поступают на бюджетные лицевые счета, учреждения не имеют возможности уплатить налог на прибыль с указанных доходов. Здесь и лежит камень преткновения, ведь в соответствии с налоговым законодательством доходы от сдачи имущества в аренду учитываются в составе внереализационных доходов и подлежат обложению налогом на прибыль (п. 4 ст. 250 НК РФ). Кроме того, положения БК РФ и до внесения в него изменений предписывали учитывать доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (в том числе средства в виде арендной или иной платы), в составе доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов (абз. 9 п. 1 ст. 42 действующей редакции БК РФ).

Как уже указывалось, бюджетное законодательство состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, которые не должны противоречить БК РФ. В случае противоречия между кодексом и принятыми нормативными правовыми актами применяются положения Бюджетного кодекса. Следовательно, в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством доходы от предоставления государственного имущества в аренду подлежат обложению налогом на прибыль.

Однако можно предположить что словосочетание “в полном объеме“, указанное в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2007 год“, не исключает уплату налогов с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление соответствующим федеральным государственным учреждениям. При изучении Закона N 63-ФЗ обращает на себя внимание тот факт, что, в частности, в новой редакции изложен абз. 2 п. 1 ст. 51 БК РФ в отношении источников формирования не налоговых доходов федерального бюджета. С 2008 года он будет формироваться, в том числе, за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100%.

Действующая редакция указанного абзаца гласит, что не налоговые доходы федерального бюджета формируются также за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений), доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме.

Смысл этого абзаца в новой редакции такой же, как и прежде: не налоговые доходы от использования государственного имущества учитываются в доходах федерального бюджета по нормативу 100%, то есть указанные доходы не должны распределяться между бюджетами бюджетной системы РФ. И выражение “в полном объеме“ в действующей редакции указанного абзаца ст. 51 БК РФ означает лишь то, что доходы от использования государственного имущества идут исключительно в федеральный бюджет, и совсем не означает, что они не должны облагаться налогами. Возможно, именно такой смысл словосочетания “в полном объеме“ заложен законодателями в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2007 год“.

Кроме того, зададимся вопросом: может ли бюджетное законодательство регулировать вопросы налогообложения субъектов бюджетного процесса? За ответом обратимся к ст. 1 “Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации“ БК РФ в новой редакции. К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Таким образом, вопросы налогообложения бюджетных организаций БК РФ не регулирует. Общие принципы налогообложения устанавливает Налоговый кодекс. Кроме того, в ст. 53 БК РФ указано, что установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Предпринимательство в образовательных учреждениях

Понятие «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680 - 1734) в 18 веке. По Кантильону предпринимательство - это экономическая деятельность, в процессе которой производятся товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска Липсиц, И.В. Бизнес образование в системе непрерывного образования. - М.: Просвещение, 2008. - С.28.. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку, рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск.

Французский экономист Жан-Батист-Сэй (1767-1832) усматривал в предпринимательстве творческое соединение и координацию двух факторов производства - труда и капитала в условиях риска. Он разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего), труд предпринимателя Жан-Батист-Сэй считал рутинным См. там же - С. 30..

Американский экономист Иозеф Шумпетер (1883 1950), австриец, утверждал, что предпринимательство -- это, прежде всего, новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары См там же - С. 32..

Итак, предпринимательская деятельность представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия на себя определенной ответственности и хозяйственного риска. Успех этой деятельности основывается на определенном правовом и организационном оформлении.

Доминирующими в оформлении типологического вида предпринимательства являются такие особенности экономического и юридического характера, как метод формирования имущества хозяйствующих субъектов, содержание осуществляемых ими имущественных прав, статус субъекта, право собственности.

Отечественные авторы Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутиков В.А. считают, что в современных условиях предпринимательством следует считать всякую инициативную деятельность, имеющую целью получение доходов в условиях риска и осуществляемую от своего имени и под свою имущественную ответственность. Этой позиции будем придерживаться в дипломной работе.

Итак, предпринимательская деятельность -- это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Осуществляется эта деятельность на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия: предприятие государственное, муниципальное, индивидуальное (семейное), частное; товарищество полное, товарищество смешанное, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа), акционерное общество открытого типа, объединения предприятий.

Субъектом предпринимательства в Российской Федерации могут быть граждане, как России, так и иностранных государств, а также объединения граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность без привлечения наемного труда может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

Предпринимательство - наиболее действенный стимул к высокопроизводительному труду, получения прибыли и, в конечном счете, лучшего удовлетворения общественных потребностей.

Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений в той или иной стране, прежде всего, наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике.

По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:

Некоммерческое - не связанное с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

Коммерческое предпринимательство - дело, приносящее доход.

Коммерческое предпринимательство принято называть «бизнесом». Бизнес - экономическая деятельность, дающая прибыль (прирост первоначально затраченных денег) Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учеб. для техн. вузов. -М.: - Высш. шк., 2000. - С.12..

К коммерческой деятельности относят:

Непроизводственный бизнес (профессиональный спорт, концертные выступления и т.д.);

Деятельность предприятий торговли;

Коммерческое дело в сфере услуг (например, туристический сервис, юридическая контора, парикмахерская);

Производственный бизнес (доходная работа на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях).

Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наемного труда, регистрируется (записывается государственными органами в качестве факта, которому придается законность) как индивидуальная трудовая деятельность.

Предпринимательская деятельность, связанная с использованием наемного труда, регистрируется как предприятие.

Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной организации. Оно может быть даже на государственном предприятии, в том числе и в образовательном учреждении.

В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и попадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.

Учредитель или органы местного самоуправления могут приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до решения суда по этому вопросу.

Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствование образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Возможна и индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождаемая получением доходов, которая рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется, а при регистрации представляются только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

Незарегистрированная предпринимательская педагогическая деятельность не допускается. Поэтому физические лица, нарушающие это положение законодательства, несут установленную законодательством ответственность. Так, все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета. Лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, обязано вести книгу учета доходов и расходов, в которой указываются расходы на осуществление этой деятельности и полученный доход, а также фамилии и адрес обучающихся.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть как основным видом деятельности, так и дополнительным. В соответствии с законодательством о налогах и сборах, лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, обязано уплачивать налоги по месту регистрации и представлять в налоговый орган налоговую декларацию.

Предпринимательская деятельность в образовательных учреждениях должна решать также задачи:

Обеспечение необходимых условий для личностного развития;

Укрепления здоровья и профессионального самоутверждения, творческого труда детей;

Формирование общей культуры учащихся;

Адаптацию школьников к жизни в обществе;

Организацию содержательного досуга.

Теперь возможно подытожить главные положения предпринимательской деятельности:

1. Предпринимательство является фактором, без которого не может успешно развиваться современное производство. Этот фактор является движущей силой как благотворительности, так и разных видов бизнеса.

2. Предпринимательство может быть связано с разными типами собственности: единоличной, общей долевой и общей совместной.

3. Предпринимательской деятельностью могут заниматься образовательные учреждений при условии, что это не противоречит Уставу школы и не идет в ущерб образовательному процессу.

4. Вполне очевидно, что из всех функций предпринимательства (ресурсной, организаторской и творческой) самой трудной и быстро возрастающей по своему значению является инновационная деятельность. Вряд ли можно усомниться, что по своим личным психологическим и другим качествам далеко не все люди способны быть преуспевающими предпринимателями.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.