Как кнуров и вожеватов относятся к ларисе. Жизненные принципы героев в пьесе А

Островского

План

1. Введение

2.Кнуров в жизни

3.Кнуров и Лариса

4.Заключение

Мокий Парменыч Кнуров - собирательный образ человека новой эпохи со сказочным капиталом. Это представитель той неумолимой силы, которая медленно, но неуклонно подминает все под себя. "Владелец заводов, газет, пароходов" чувствует себя полным хозяином в этой жизни. Единственная власть, которую он признает - деньги.

Кнуров ведет обеспеченную размеренную жизнь. Любая его прихоть может быть моментально исполнена. Мокий Парменыч привык к всеобщему почитанию. Он четко делит людей на два класса: имеющих и не имеющих деньги. С точки зрения наличия капитала он оценивает возможности и пользу окружающих.

Круг общения Кнурова невелик. В пьесе в него входят лишь Вожеватов, Паратов и семья Огудаловых. С первыми его связывают деловые отношения. Мокий Парменыч прекрасно понимает, насколько важно поддерживать хорошие отношения с деловыми партнерами. Вряд ли это общение можно назвать дружбой. В любом случае, в провинциальном городке более близких, а тем более равных ему людей, все равно нет.

Мокий Парменыч по-своему добр, но его расположение к людям опять же зависит от возможной выгоды. Он может высказать искреннее сочувствие чужому горю, но окажет помощь лишь в том случае, если это принесет ему какую-нибудь пользу. Высокое мнение Кнурова о себе ярче всего проявляется в его отношении к Карандышеву. Капиталист откровенно презирает мелкого чиновника, который не смог добиться более высокого положения.

Мокий Парменыч уже давно отметил для себя красоту дочери Хариты Игнатьевны. Главная проблема заключается в том, что делец женат. Он не прочь взять Ларису "на содержание", но девушка еще ничем не запятнала своей репутации. Кнуров честно признается Вожеватову, что ему уже поздно открыто соперничать с многочисленными поклонниками Ларисы. Он предпочитает действовать обходными путями. Понятие любви совершенно незнакомо Кнурову. Он даже хвалит Вожеватова за отсутствие этого чувства, бесполезного в торговых делах.

Любовь для Мокия Парменыча - тот же самый товар, а Лариса - "дорогой бриллиант", требующий "дорогой оправы". Кнуров точно так же презирает Хариту Игнатьевну, но поддерживает с ней хорошие отношения и дает деньги с целью завладеть Ларисой. К этой цели он идет долго и настойчиво. Предстоящая свадьба девушки представляется ему удобным шансом. Карандашев не сможет достойно обеспечить Ларису. Вот тогда-то Кнуров и надеется использовать свой шанс.

Вся низость и бессердечность Мокия Парменыча и Вожеватова проявляется в сцене розыгрыша Ларисы в орлянку. Таким образом они решают судьбу живой девушки, даже не спросив ее мнения. Лариса представляется им простой, но невероятно красивой вещью, у которой обязательно появится хозяин. "Победивший" Кнуров, отбросив всякий стыд, прямо обращается к Ларисе с предложением стать его содержанкой. Свои слова он подкрепляет значительной фразой: "Для меня невозможного мало".

Мокий Парменыч - не просто всесильный, невероятно богатый делец. Деньги извратили его мышление. Для Кнурова все окружающее (даже люди) - объект купли-продажи. Его отношение к Ларисе, как к вещи, лежит в основе трагедии всей пьесы.

Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из «Гро-зы». Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке. Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает своим разговором. Поэтому при-езд Паратова так обрадовал его: «Все-таки будет с кем хоть слово за обедом молвить».

Кнурова называют идолом; он и есть идол, осо-знающий свою несокрушимую силу, открыто прези-рающий почти всех окружающих. Но Лариса его поражает — очевидно, по контрасту. Он, меряющий все на деньги, вдруг увидел человека, для которого деньги ничего не значат. С удивлением и даже восхищением он говорит, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет». Лариса ему действительно очень нравится. Так проявляется значительность его натуры. Это не мелкий и ничтожный пакостник, в нем ощущается сильный характер. Вряд ли он лукавит, когда признается Ларисе, что готов был бы жениться на ней, если бы был свободен. Однако же слова «любовь» в его речах нет. Он говорит о женитьбе, о деньгах, но не о любви.

Как показательно, что и в решающем разговоре с Ларисой он бессердечен даже по стилю разговора. Создается впечатление, что он заводит речь о ка-ком-то коммерческом предприятии и старается угово-рить будущего компаньона. Ни слова о чувствах, только четкие деловые предложения: «Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку?» Он обнаруживает циническое презрение и к общест-венному мнению, и к общепринятым нормам.

Характерная черта другого дельца, Вожеватова,— равнодушие. Равнодушен он и к человеческому стра-данию, и к человеческому горю. Его смешит бедный Карандышев, он с великим удовольствием издевает-ся над беззащитным Робинзоном. Что же касается отношения Вожеватова к Ларисе, то здесь трудно подобрать другое слово, кроме «предательства». Они с детства знакомы, почти родные, но это не мешает Вожеватову развращать «понемножку» молодую девуш-ку. Отвечая на замечание Кнурова, он небрежно бро-сает: «Да мне что! Я ведь насильно не навязываю... Что ж мне об ее нравственности заботиться! Я ей — не опекун». И в самую тяжелую минуту в жизни Ларисы Вожеватов предательски отказывает ей не только в помощи, но и в элементарной жалости.

Предательство окружает Ларису со всех сторон. Предает (продает) ее родная мать, друг детства (Вожеватов), любимый человек (Паратов).

В перечне действующих лиц Паратов охаракте-ризован как «блестящий барин, из судохозяев». Великолепная формулировка, ранее совершенно не-мыслимая. Блестящий барин — это одна поведен-ческая модель, судохозяин — совершенно другая. Но в Паратове обе эти линии соединяются, при-давая его облику сугубо индивидуальные, неповто-римые черты, связанные, однако, с определенной исторической эпохой. Это человек своеобразный, яркий, неординарный. Не случайно его идеали-зирует Лариса, чем-то он привлекает цыган, ям-щиков, трактирных слуг. Надо думать, дело не только в его щедрости. Чувствуется в нем некий размах, удаль — но в то же самое время и опас-ное хладнокровие, нередко граничащее с жесто-костью, страсть к сильным ощущениям.

Паратов очень умело и продуманно играет свою роль. Драматург же постоянно подсказывает (очень тонко и осторожно), что верить ему ни в коем случае нельзя. Реальные дела Паратова разительным образом противоречат его же напыщенным речам, на которые он большой мастер. «Я, Лариса Дмитриев-на, — говорит он, — человек с правилами, брак для меня — дело святое. Я этого вольнодумства терпеть не могу». Тем не менее он же делает все, чтобы раз-рушить предстоящий брак Ларисы с Карандашевым. Материал с сайта

Паратов не упускает случая внушить окружаю-щим представление о себе как о человеке без со-словных предрассудков (спор с Карандашевым о русском языке), о своем презрении к мелочным расчетам. С явным удовольствием рассказывает он о столкновении с пароходным механиком, который цифры какие-то на бумажке выводил, давление рас-считывал: «Иностранец, голландец он, душа корот-ка; у них арифметика вместо души-то!». Любопытно, что демонстративное пренебрежение к «арифметике» декларирует тот самый Паратов, который чуть даль-ше откровенно заявит: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно»,— сравниваясь этим с Кнуровым, Воже-ватовым и им подобными. Выгода, а не «широкая натура» — вот что, в конечном счете, определяет суть Паратова, хотя роль свою он играет настолько талантливо, что начинаешь понимать, почему Лари-са им увлечена.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

1. Жизненные приоритеты купцов.
2. Маска и внутренняя сущность Паратова.
3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса.
4. Карандышев и его жизненные приоритеты.

Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи.

В образах двух купцов, Кнурова и Вожеватова, воплотился принцип «делай деньги». Принцип расчетливого, даже циничного отношения у них распространяется не только на деловую сферу. «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — хладнокровно отзывается о любви Вожеватов, хотя он достаточно молод. Оба купца отлично сознают, что деньги в определенном смысле возвышают их над теми, у кого нет средств к существованию. Кнуров вообще не с каждым соизволит разговаривать, например от Карандышева он демонстративно заслоняется газетой.

Отношение этих людей к Ларисе сходно с восхищением изящной и дорогой вещицей: можно бы, конечно, приобрести ее за деньги на какое-то время, но можно и обойтись без нее. Показательно то, каким способом купцы решают спор, кому предложить Ларисе поездку в Париж: они бросают жребий. С одной стороны, в этом жесте наглядно проявляется их отношение к девушке как к вещи, с другой же, подобный способ продиктован нежеланием ссориться из-за какой-то шалости. Таким образом, Кнуров и Вожеватов достаточно высоко ценят свои приятельские отношения, скрепленные, вероятно, взаимовыгодным сотрудничеством. Интересно и то, что они, при всей ориентированности на выгоду, все же имеют некое подобие кодекса чести, пусть он в ходу лишь в узком кругу «своих». «Честное купеческое слово» — вот чем они скрепляют свое соглашение.

Несмотря на цинизм этого соглашения, можно сказать, что купцы достаточно честны и по отношению к самой Ларисе: Кнуров прямо заявляет, что предлагает девушке, если она примет его предложение пойти к нему на содержание. Не возникает сомнений, что он выполнил бы свои обещания.

Не так поступает Паратов, блестящий барин, промотавшийся предприниматель. Имидж «широкой русской души», «идеала мужчины», которым он является в глазах Ларисы, резко контрастирует с подлинной сущностью этого человека: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов не намерен предлагать Ларисе что-то определенное, более того, он помолвлен с другой. Но если Кнуров честно признается, что он женат то Паратов опутывает доверчивую Ларису ловкими полуобещаниями: «...Еще несколько таких минут... Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью».

Тем не менее, несмотря на двуличие этого человека, Лариса верит ему до тех пор, пока он не сообщает ей сам, что обручен с другой, а она свободна. Фактически у Паратова нет никаких моральных принципов: он готов на подлость не только ради выгоды, но и ради минутного развлечения. Кнуров и Вожеватов отлично понимают сущность своего приятеля и делового партнера: «...Вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее?» — «Да непременно. И, должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!» Почему же в самом деле Лариса поверила Паратову? Видимо, потому что Лариса плохо разбирается в людях, видит в них не то, что есть, а то, что ей хотелось бы увидеть. Жизненным приоритетом Ларисы является искренность. Она «простовата», по определению Вожеватова: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость и лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».

Мать Ларисы, действительно, женщина активная и ловкая. Все ее заботы были направлены на то, чтобы получше, повыгоднее выдать замуж своих дочерей. Однако ее начинаниям не сопутствует успех. Вроде бы удалось Харите Игнатьевне разработать мудреную систему выуживания денег у потенциальных женихов и богатых гостей, выдала она замуж двух сестер Ларисы, но «надо их спросить, сладко ли им жить-то».

Таким образом, жизненным приоритетом Хариты Игнатьевны является все та же выгода, практическая польза: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Карандышев, разумеется, не слишком-то вписывается в эту систему — Огудалова согласилась выдать за него дочь только потому, что на этом настаивала сама Лариса. «...Хоть и бросить, так потеря невелика!» — рассудительно замечает Харита Игнатьевна, полагая, что Ларисе лучше прокатиться по Волге с богатыми людьми, чем держаться за Карандышева.

Однако Лариса не разделяет разумных житейских принципов своей матери. Мечту о несостоявшейся любви к Паратову Лариса надеется изгладить тихими радостями семейной жизни, однако вскоре разбитыми оказываются и эти надежды. Наконец Лариса увидела в подлинном свете и своего любимого, и своего жениха: один оказался подлецом, другой — ничтожеством. Она почти готова согласиться пойти на содержание к Кнурову, но это отнюдь не продуманное, трезвое решение, а отчаянная попытка найти хоть что-то определенное, попытка преодолеть ощущение краха всего, во что она верила: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Среди жизненных приоритетов Юлия Капитоныча Карандышева, жениха Ларисы, в первую очередь бросаются в глаза его собственнические, мелочные инстинкты. Он всячески старается подчеркнуть свое исключительное право на Ларису. «Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано», — веско возражает мать Ларисы, когда Карандышев пытается запретить своей невесте петь для гостей. Выстрел Карандышева в финале пьесы — это наивысшее проявление его взгляда на Ларису как на свою собственность, хотя тот же Карандышев негодует по поводу того, что Кнуров и Вожеватов смотрят на девушку «как на вещь».

Поступками Карандышева руководят не столько четкие принципы, сколько гипертрофированное чувство ущемленного самолюбия, стремление «по-величаться». Однако все его попытки сравняться с богачами обречены на провал. Карандышев поступил бы разумнее, если бы не устраивал званого обеда, заставившего Ларису и ее мать краснеть от стыда за него.

В пьесе показаны и жизненные принципы тетушки Карандышева. Ее мещанская бережливость, конечно, выглядит немного смешно: но во всяком случае она хотя бы оправдана с практической точки зрения, ведь жалованье у Карандышева небольшое.

В заключение нужно отметить, что жизненные принципы каждого героя пьесы Островского, конечно, сильно зависят от среды, в которой находился и находится тот или иной персонаж, однако не все определяется средой. Двуличие Паратова, то есть отсутствие у него каких-либо моральных ценностей — это личностная позиция, основанная на эгоистических устремлениях. Возвышенное отношение Ларисы к объекту своей любви не подкреплено объективными условиями: благородство девушки, а также нежелание отказаться от своих идеалов и вглядеться в живого человека, не позволяют Ларисе усомниться в искренности Паратова.

Кнуров, Вожеватов и Лариса

Кнуров и Вожеватов являются типичными представителями купеческого сословия XIX века. Этими героями руководит холодный расчет, и главное в их жизни--- деньги.

Отношение к людям Кнурова, как и Вожеватова, определяется их материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение у купцов, и доходит даже до открытых издевательств.

Нельзя не упомянуть также и о говорящих фамилиях, ведь это краткие характеристики героев. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий
Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки.

Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе.
Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя бли- зость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственно- сти заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у
Вожева- това, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Итак, можно сказать, что в этом произведении А.Н.Островский хотел показать, что делают деньги с людьми. Даже в названии пьесы уже угадывается, о чем пойдет речь. Деньги убивают любовь, совесть, заставляют смотреть свысока на тех людей, у которых их нет. Монета решает судьбу человека в прямом и переносном смысле.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.