Композитор даргомыжский биография. Биографии, истории, факты, фотографии

Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии . Отец ‑ Сергей Николаевич служил чиновником по министерству финансов, в коммерческом банке.
Мать ‑ Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене . Одна из них ‑ "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества".

Всего в семье было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.

До трех лет семья Даргомыжских прожила в имении Твердуново в Смоленской губернии . Временный переезд в Тульскую губернию был связан с вторжением армии Наполеона в 1812 году.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где Даргомыжский начал обучаться музыке. Первым его учителем была Луиза Вольгенборн . В 1821‑1828 годах Даргомыжский учился у Адриана Данилевского, который был противником сочинения музыки своим учеником. В этот же период Даргомыжский начал осваивать игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым.

В 1827 Даргомыжский был зачислен канцеляристом (без жалованья) в штат министерства Двора.

C 1828 по 1831 год учителем композитора стал Франц Шоберлехнер. Для развития навыков вокала Даргомыжский занимается также с педагогом Бенедиктом Цейбихом.

В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано ("Марш", "Контрданс", "Меланхолический вальс", "Казачок") и некоторые романсы и песни ("Светит месяц на кладбище", "Кубок янтарный", "Я вас любил", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Вертоград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья").

Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.

В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

В 1837 году Даргомыжский начинает работу над оперой "Лукреция Борджиа", по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эта работа была оставлена и начато сочинение новой оперы "Эсмеральда" также на сюжет Гюго. Впервые опера была поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве.

В 1844‑1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится с многими известными композиторами и исполнителями (Шарль Берио, Анри Вьётан, Гаэтано Доницетти).

В 1849 году начата работа над оперой "Русалка" по одноименному произведению Александра Пушкина. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке.

Даргомыжский в этот период сосредоточил внимание на выработке естественной декламации мелодии. Окончательно формируется метод творчества компрозитора ‑ "интонационный реализм". Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи . В 40‑50‑е годы 19 века Даргомыжским были написаны романсы и песни ("Ты скоро меня позабудешь", "Мне грустно", "И скучно, и грустно", "Лихорадушка", "Душечка девица", "Ой, тих, тих, тих, ти", "Я затеплю свечу", "Без ума, без разума" и др.)

Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение "Могучая кучка".

С 1861 по 1867 год Даргомыжским были написаны последовательно три симфонические увертюры‑фантазии : "Баба‑Яга", "Украинский (Малароссийский) казачок" и "Фантазия на финские темы" ("Чухонская фантазия"). В эти годы композитор работал над камерно‑вокальными произведениями "Я помню глубоко", "Как часто слушаю", "Расстались гордо мы", "Что в имени тебе моём", "Мне всё равно". Ориентальная лирика, представленная ранее романсами "Вертоград" и "Восточный романс", пополнилась арией "О, дева роза, я в оковах". Особое место заняли в творчестве композитора песни социально‑бытового содержания "Старый капрал","Червяк", "Титулярный советник".

В 1864‑1865 годах состоялось второе путешествие Даргомыжского за границу, где он посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене ("Малороссийский казачок", увертюра к опере "Русалка").

В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой "Каменный гость" (по одноименной маленькой трагедии Александра Пушкина), но не успел её закончить. По завещанию автора, первую картину дописал Цезарь Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Николай Римский‑Корсаков.

С 1859 года Даргомыжский был избран в состав Русского музыкального общества (РМО).

С 1867 года Даргомыжский входил в состав дирекции Петербуржского отделения РМО.

17 (5 по старому стилю) января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен единственный в мире памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1. Федор Шаляпин исполняет "Арию Мельника" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

2. Федор Шаляпин в сцене "Ария Мельника и князя" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

3. Тамара Синявская исполняет песню Лауры из оперы Даргомыжского "Каменный гость". Оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижер — Марк Эрмлер. 1977 год.

Даргомыжский Александр Сергеевич родился 14 ноября 1813 года в имении Троицкое Белевского уезда Тульской губернии. С 1817 года жил в столице, Санкт-Петербурге. В детстве получил прекрасное музыкальное образование. Помимо базового фортепиано, хорошо играл на скрипке, имел успех в вокальном исполнении. Современники отмечали, что высокий хрипловатый голос мальчика «трогал до слез».

Учителями будущего композитора в разные периоды были Луиза Вольгеборн, Франц Шоберлехнер и Бенедикт Цайбиг. В юности Даргомыжский идет по стопам отца, по карьерной лестнице госслужбы, и на некоторое время забывает о композиции.

Ключевым в творчестве композитора стало знакомство с . С 1835 года Даргомыжский изучает теорию музыки по его конспектам, неоднократно выезжает в европейские страны. К сорока годам творчество Даргомыжского выходит на пик. В 1853 году в Санкт-Петербурге с большим успехом проходит концерт, состоящий только из его произведений. Параллельно с композицией Даргомыжский издается в популярных сатирических журналах «Искра» и «Будильник», принимает активное участие в создании Русского музыкального общества. С 1867 года становится руководителем Петербургского отделения Общества.

«Могучая кучка» и творчество Даргомыжского

Александр Сергеевич Даргомыжский – один из вдохновителей и организаторов «Могучей кучки». Как и другие члены общества, исповедовал принципы народности, национального характера и оттенка музыки. Для его творчества характерно горячее сочувствие к простым, «маленьким» людям, раскрытие душевного мира человека. Не только в музыке, но и в жизни А.С. Даргомыжский следовал своим принципам. Одним из первых в России дворян он освободил своих крестьян от крепостничества, оставил им всю землю и простил долги.

Фундаментом для появления новых приемов и средств музыкальной выразительности стал главный эстетический принцип Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

Наиболее ярко принцип «музыкальной правды» просматривается в речитативах произведений Даргомыжского. Гибкие, мелодичные музыкальные приемы передают все оттенки и краски человеческой речи. Знаменитый «Каменный гость» не только стал воплощением декламационной формы пения, но и сыграл значительную роль в развитии русской классической музыки.

Были по достоинству оценены как современниками, так и потомками. Очень точно обобщил творчество Александра Сергеевича другой русский музыкальный классик Модест Петрович Мусоргский:

«Даргомыжский – великий учитель музыкальной правды!»

Александр Сергеевич Даргомыжский ушел из жизни 17 января 1869 года, совершив перед тем длительное зарубежное турне (Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон). Похоронен в Александро-Невской лавры, неподалеку от М. Глинки.

Даргомыжский. Самые известные сочинения:

  • опера «Эсмеральда» (1838-1841);
  • опера-балет «Торжество Вакха» (1848), «Русалка» (1856), «Каменный гость» (1866-1869, сочинение завершили после смерти композитора Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков в 1872 году);
  • неоконченные оперы «Рогдана» и «Мазепа»;
  • фантазии «Баба-Яга, или с Волги nach Riga», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия»;
  • произведения для фортепиано «Блестящий вальс», «Табакерочный вальс», Две мазурки, Полька, Скерцо и другие;
  • вокальные произведения. Даргомыжский – автор более чем сотни песен и романсов, среди которых «И скучно, и грустно», «Шестнадцать лет», «Я здесь, Инезилья», «Мельник, «Старый капрал» и др., хоровые произведения.

А.С. Даргомыжский. «Каменный гость». Трансляция из Мариинского театра

Александр Даргомыжский - автор четырех опер и еще множества произведений. Он стал предвестником реализма в отечественной академической музыке. Его произведения ставились на европейской сцене в то время, когда почти все будущие русские классики «Могучей кучки» еще только начинали свою карьеру. Влияние Даргомыжского на композиторов сохранялось на протяжении десятилетий. Его «Русалка» и «Каменный гость» стали неотъемлемой частью русского искусства XIX века.

Корни

Александр Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в небольшом селе Воскресенском, расположенном в Чернском уезде Тульской губернии. Отец мальчика Сергей Николаевич приходился внебрачным сыном богатому помещику Алексею Ладыженскому. Мать Мария Козловская была урожденной княжной.

Даргомыжские владели семейным имением Твердуновым, в которым маленький Саша провел первые три года его жизни. Оно находилось в Смоленской губернии - композитор не раз возвращался туда уже в зрелом возрасте. В имении родителей Даргомыжский, биография которого в основном была связана со столицей, искал вдохновения. Композитор использовал мотивы народных песен Смоленщины в своей опере «Русалка».

Уроки музыки

В детстве Даргомыжский поздно заговорил (в пять лет). Это повлияло на голос, который остался хрипловатым и высоким. Впрочем такие черты не помешали музыканту овладеть вокальной техникой. В 1817 году его семья переехала в Петербург. Отец стал работать в канцелярии банка. Ребенок же с раннего детства начал получать музыкальное образование. Первым его инструментом стало фортепиано.

Александр сменил нескольких учителей. Одним из них был выдающийся пианист Франц Шоберлехнер. Под его руководством Даргомыжский, биография которого как музыканта началась с самых ранних лет, стал выступать на разных мероприятиях. Это были частные собрания или благотворительные концерты.

В девять лет мальчик приступил к освоению скрипки и струнных квартетов. Его главной любовью все же осталось фортепиано, для которого он уже тогда написал несколько романсов и сочинений других жанров. Некоторые из них даже были впоследствии изданы, когда композитор уже обрел широкую известность.

Влияние Глинки и Гюго

В 1835 году Даргомыжский, биография которого была тесно связана с коллегами по творческому цеху, познакомился с Михаилом Глинкой. Опытный композитор очень сильно повлиял на начинающего товарища. Даргомыжский вел с Глинкой споры о Мендельсоне и Бетховене, брал у него справочные материалы, по которым учился музыкальной теории. Опера Михаила Ивановича «Жизнь за царя» вдохновила Александра на создание собственного масштабного сценического произведения.

В XIX веке в России была крайне популярна французская художественная литература. Интересовался ей и Даргомыжский. Биография и творчество Виктора Гюго увлекали его особенно сильно. Композитор воспользовался драмой француза «Лукреция Борджиа» в качестве сюжетной основы своей будущей оперы. Даргомыжский упорно работал над задумкой. Многое не получалось, и результат запаздывал. Тогда он (по рекомендации поэта Василия Жуковского) обратился к другому произведению Гюго - «Собору Парижской Богоматери».

«Эсмеральда»

Даргомыжскому полюбилось либретто, написанное самим автором исторического романа для постановки Луизы Бертен. Для своей оперы русский композитор взял такое же название «Эсмеральда». Перевод с французского он осуществил самостоятельно. В 1841 году его партитура была готова. Законченное произведение приняла дирекция Императорских театров.

Если в литературе в России спросом пользовались французские романы, то оперу аудитория предпочитала исключительно итальянскую. По этой причине «Эсмеральда» ждала своего появления на сцене непривычно долгое время. Премьера состоялась только в 1847 году в Большом театре Москвы. На сцене опера продержалась недолго.

Романсы и оркестровые работы

В период, когда будущее «Эсмеральды» оставалось в подвешенном состоянии, Даргомыжский зарабатывал на жизнь уроками пения. Он не бросил сочинительскую работу, но переориентировался на романсы. В 1840-е были написаны десятки таких произведений, самыми популярными из которых стали «Лилета», «Шестнадцать лет», «Ночной зефир». Также Даргомыжский сочинил вторую оперу «Торжество Вакха».

Особым успехом пользовались и пользуются вокальные и камерные произведения композитора. Его ранние романсы лиричны. Присущая им фольклорность позже станет популярным приемом, которым будет пользоваться, например, Петр Чайковский. Смех - это еще одна эмоция, которую стремился провоцировать Александр Сергеевич Даргомыжский. Краткая биография показывает: он сотрудничал с выдающимися литераторами-сатириками. Поэтому неудивительно, что в произведениях композитора много юмора. Яркими примерами остроумия автора были сочинения «Титулярный советник», «Червяк» и другие.

Для оркестра Александр Даргомыжский, краткая биография которого богата на самые разные жанры, написал «Бабу-Ягу», «Казачка», «Болеро» и «Чухонскую фантазию». Здесь автор продолжал традиции, заложенные его наставником Глинкой.

Заграничное путешествие

Все русские интеллигенты XIX века стремились побывать в Европе, чтобы поближе познакомиться с жизнью Старого Света. Не был исключением и композитор Даргомыжский. Биография музыканта сильно изменилась, когда он в 1843 году покинул Петербург и несколько месяцев провел в крупнейших европейских городах.

Александр Сергеевич побывал в Вене, Париже, Брюсселе, Берлине. Он познакомился с бельгийским виртуозом скрипки Анри Вьетаном, французским критиком Франсуа-Жозефом Фети и многими выдающимися композиторами: Доницетти, Обером, Мейербером, Галеви.

Даргомыжский, биография, творчество и круг общения которого все-таки гораздо больше были связаны с Россией, вернулся на родину в 1845 году. На новом этапе жизни он увлекся национальным фольклором. Его элементы стали все чаще проявляться в работах мастера. Примерами этого влияния можно считать песни и романсы «Лихорадушка», «Душечка-девица», «Мельник» и другие.

«Русалка»

В 1848 году Александр Сергеевич приступил к созданию одного из своих главных произведений - оперы «Русалка». Она была написана на сюжет стихотворной трагедии Пушкина. Даргомыжский работал над оперой семь лет. Пушкин не окончил свое произведение. Композитор завершил сюжет за писателя.

«Русалка» впервые появилась на сцене в 1856 году в Санкт-Петербурге. Даргомыжский, краткая биография которого уже была известна каждому музыкальному критику, получил за оперу множество обстоятельных похвал и положительных рецензий. Все ведущие российские театры старались как можно дольше продержать ее в своем репертуаре. Успех «Русалки», разительно отличавшийся от реакции на «Эсмеральду», подхлестнул композитора. В его творческой жизни наступил период расцвета.

Сегодня «Русалка» считается первой русской оперой в жанре психологической бытовой драмы. Какую фабулу предложил в этом сочинении Даргомыжский? Композитор, краткая биография которого способна познакомить с самыми разными сюжетами, создал свою вариацию популярной легенды, в центре которой - превращенная в русалку девушка.

«Искра» и Русское музыкальное сообщество

Хотя делом жизни композитора была музыка, он увлекался и литературой. Биография Александра Сергеевича Даргомыжского была крепко связана с биографиями самых разных писателей. Он сблизился и общался с авторами либеральных взглядов. С ними Даргомыжский издавал сатирический журнал «Искра». Александром Сергеевичем была написана музыка на стихи поэта и переводчика Василия Курочкина.

В 1859 году было создано Русское музыкальное сообщество. В числе его руководителей оказался и Даргомыжский. Краткая биография композитора не может обойтись без упоминания об этой организации. Именно благодаря ей Александр Сергеевич познакомился со многими молодыми коллегами, в том числе с Милием Балакиревым. Позже это новое поколение создаст знаменитую «Могучую кучку». Даргомыжский же станет смычкой между ними и композиторами прошлой эпохи, такими как Глинка.

«Каменный гость»

После «Русалки» Даргомыжский еще долгое время не возвращался к сочинению опер. В 1860-е гг. им были созданы наброски к произведениям, вдохновленным легендами о Рогдане и пушкинской «Полтавой». Эти работы так и застопорились на зачаточном этапе.

Биография Даргомыжского, краткое содержание которой показывает, насколько иногда тяжело шли творческие изыскания мастера, позже стала ассоциироваться с «Каменным гостем». Так называлась третья «Маленькая трагедия» Пушкина. Именно по ее мотивам композитор решил сочинить свою очередную оперу.

Работа над «Каменным гостем» продолжалась несколько лет. В этот период Даргомыжский отправился в свое второе крупное путешествие по Европе. Даргомыжский уехал за границу вскоре после смерти своего отца Сергея Николаевича. Композитор ни разу не женился, у него не было собственной семьи. Поэтому отец всю жизнь оставался для Александра Сергеевича главным советчиком и опорой. Именно родитель вел финансовые дела сына и следил за имением, оставшимся после смерти матери Марии Борисовны в 1851 году.

Даргомыжский побывал в нескольких зарубежных городах, где с аншлагом прошли премьеры его «Русалочки» и оркестровой пьесы «Казачок». Сочинения русского мастера вызывали неподдельный интерес. О них одобрительно отзывался выдающийся представитель романтизма Ференц Лист.

Смерть

На шестом десятке лет Даргомыжский уже подорвал свое здоровье, пострадавшее от регулярных творческих стрессов. Он скончался 17 января 1869 года в Санкт-Петербурге. В своем завещании композитор попросил завершить «Каменного гостя» Цезаря Кюи, которому помог Николай Римский-Корсаков, полностью оркестровавший это посмертное произведение и написавший для него небольшую увертюру.

Долгое время последняя опера оставалась самым известным произведением Даргомыжского. Такая популярность была вызвана новаторством сочинения. В его стиле нет ансамблей и арий. Основой оперы стали положенные на музыку декламации и мелодические речитативы, чего еще не случалось на русской сцене. Позже эти принципы были развиты в «Борисе Годунове» и «Хованщине» Модеста Мусоргского.

Стиль композитора

Даргомыжский оказался предвестником русского музыкального реализма. Он сделал первые шаги в этом направлении, отказавшись от наигранности и напыщенности романтизма и классицизма. Вместе с Балакиревым, Кюи, Мусоргским и Римским-Корсаковым он создал русскую оперу, отошедшую от итальянской традиции.

Что считал главным в своих произведениях Александр Даргомыжский? Биография композитора - это история творческой эволюции человека, тщательно проработавшего каждого персонажа своих сочинений. С помощью музыкальных приемов автор стремился как можно яснее показать слушателю психологический портрет самых разных героев. В случае «Каменного гостя» главным персонажем был Дон Жуан. Однако в опере весомую роль играет не только он. Все действующие лица творческого мира Александра Сергеевича неслучайны и важны.

Память

Интерес к творчеству Даргомыжского возродился в XX веке. Произведения композитора были крайне популярны в СССР. Они входили во всевозможные антологии и исполнялись на самых разных площадках. Наследие Даргомыжского стало объектом новых академических исследований. Главными специалистами по его творчеству считаются Анатолий Дроздов и Михаил Пекелис, написавшие много работ о его произведениях и их месте в русском искусстве.

Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье. Здесь прошли его ранние детские годы. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином. Мать, Мария Борисовна Козловская, являлась урожденной княжной. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, вошли в сборник: «Подарок моей дочери» («Детский альманах», Санкт-Петербург, 1827).

В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора. Александр до 5 лет вообще не разговаривал, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда хрипловатым и писклявым, что, впрочем, не мешало ему впоследствии трогать до слез художественностью и выразительностью вокального исполнения.

Александр Сергеевич никогда не обучался ни в одном учебном заведении, но получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. Творческие способности у него проявились еще в раннем возрасте. Музыка была его страстью. В 1822 году мальчика начали учить игре на скрипке, а позже и на фортепиано. Уже в одиннадцать лет Даргомыжский предпочитал собственные пьесы. Закончив обучение фортепьянной игре у известного в свое время музыканта Ф.Шоберлехнера, в семнадцати лет Даргомыжский стал известен петербургской публике как музыкант-виртуоз. Помимо этого, он обучался пению у Б.Л. Цейбиха и скрипичной игре у П.Г. Воронцова, участвуя уже с 14-летнего возраста в квартетном ансамбле.

К восемнадцати годам своей жизни Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в 1824-1828 годах. В 1830-х годах Даргомыжский был известен в музыкальных кругах Петербурга как «сильный пианист», а также как автор нескольких фортепианных пьес блестящего салонного стиля и романсов: «Каюсь, дядя» , «Дева и роза» , «Oh, ma charmante» и других, мало отличающихся от стиля романсов Верстовского, Алябьева и Варламова, с примесью французского влияния. Многие из музыкальных произведений молодого композитора были напечатаны.

В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора. Однако он не забывает о занятиях музыкой. В 1834 году он познакомился с М.И. Глинкой. Это знакомстов сыграло решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского. Именно Глинка убедил его серьезно изучить теорию и передал ему привезенные из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовал расширению знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же Даргомыжский принялся и за изучение оркестровки. Советы Глинки помогли Даргомыжскому овладеть композиторской техникой. Произведения, написанные им в 1830-х годах свидетельствуют о самобытном претворении им музыкальных традиций Глинки. В 1830-40-е годы было написано множество романсов и песен, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина:«Свадьба» , «Я вас любил» , «Ветроград» , «Ночной зефир» , «Слеза» , «Юноша и дева» , «В крови горит огонь желанья» , имевшие большой успех у публики. В связи с этим в 1843 году они были выпущены отдельным собранием.

В 1839 году Даргомыжским была написана его первая опера «Эсмеральда» . Опера получилась слабой и несовершенной. Однако уже в этом произведении были заметны особенности Даргомыжского: стремление к выразительности вокального стиля, драматизм. Поставлена была «Эсмеральда» только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. «Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность», - пишет Даргомыжский. Не очень яркая по музыке, «Эсмеральда» на сцене не удержалась. Эта неудача приостановила оперное творчество Даргомыжского. Он занялся сочинением романсов, которые были изданы в 1844 году.

В 1844-1845 годах Даргомыжский совершил большое путешествие по странам Европы (Берлин, Брюссель, Париж, Вена), где познакомился с Дж. Мейербером, Ж.Ф. Галеви и Г.Доницетти. Личное знакомство с европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

После поездки за границу в 1844-1845 годах Даргомыжский жил в Петербурге. В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина «Торжество Вакха» . Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге в 1846 году, но в постановке ее в виде оперы автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 году) она была поставлена в Москве. Огорченный отказом в постановке «Вакха», Даргомыжский замкнулся в тесный круг своих поклонников и поклонниц, продолжая сочинять небольшие вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) и романсы, тогда же изданные и сделавшиеся популярными.

Даргомыжский много занимался частной музыкально-педагогической деятельностью, преподавал пение. Среди его учеников выделялись Л.Н. Беленицына, М.В. Шиловская, Гирс, Билибина, Павлова, Бартенева, А.Н. Пургольт, княгиня Манвелова.

В 1848 году Даргомыжский начал работу над лирико-драматической оперой «Русалка» , на текст Пушкина, и продолжалась 8 лет. Стоит отметить, что эту оперу он задумал еще в 1843 году, но сочинение продвигалось чрезвычайно медленно. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки. Ее отличают психологическая глубина, точность в обрисовке характеров. Даргомыжский впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности. П.И. Чайковский высоко оценил это произведение, считая, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер Глинки. В апреле 1853 года в зале Дворянского собрания в Петербурге Даргомыжский дает большой концерт своих произведений, восторженно принятый публикой, а в 1855 году была завершена «Русалка».

В мае 1956 года состоялось первое представление «Русалки» в Мариинском театре в Петербурге под управлением К.Лядова, однако успеха не имело. Опера выдержала до 1861 года всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор считается одной из любимейших русских опер. В Москве «Русалка» была впервые поставлена в 1858 году. В этой опере Даргомыжский сознательно культивировал русский музыкальный стиль, созданный Глинкой. Известно, после первоначального провала «Русалки» Даргомыжский впал в депрессию. По рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать их автору, якобы для исправления, спас партитуры от уничтожения. В эти годы Даргомыжский много писал романсы на стихи Пушкина. Но появились и другие жанры: романсы лирического монолога, комедийные сценки.

Последний период творчества Даргомыжского был, пожалуй, наиболее значительным и оригинальным. Его начало ознаменовывается появлением ряда оригинальных вокальных пьес, отличающихся своим комизмом («Титулярный советник», 1859), драматизмом («Старый капрал» , 1858; «Паладин» , 1859), тонкой иронией («Червяк» , на текст Беранже-Курочкина, 1858) и всегда замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Эти вокальные пьесы были новым шагом вперед в истории русского романса после Глинки и послужили образцами для вокальных шедевров Мусоргского, написавшего на одном из них посвящение Даргомыжскому - «великому учителю музыкальной правды». Комическая жилка Даргомыжского проявилась и в области оркестрового сочинения. К тому же периоду относятся его оркестровые фантазии: «Баба-Яга, или С Волги nаch Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), навеянный «Камаринской» Глинки, и «Фантазия на Финские темы» («Чухонская фантазия» , 1867).

Новый вокальный стих Даргомыжского оказал влияние на выработку вокального стиля молодых композиторов, что особенно сказалось на творчестве Кюи и Мусоргского. На Римского-Корсакова и Бородина особенно подействовали новые оперные приемы Даргомыжского, явившиеся осуществлением на практике тезиса, высказанного им в письме (1857) к Кармалиной: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды». Эти слова Даргомыжского стали его творческим кредо.

В начале 1860-х годов Даргомыжский принялся за волшебно-комическую оперу «Рогдана» , но написал всего пять номеров. Чуть позже он задумал оперу «Мазепа» , на сюжет «Полтавы» Пушкина, но, написав дуэт Орлика с Кочубеем («Опять ты здесь, презренный человек» ), на нем и остановился. Не хватало решимости затрачивать силы на большое сочинение, в судьбе которого не был уверен.

В период с 1864 по1865 года Даргомыжский совершил очередное путешествие за границу. Он посетил Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж. Концертное исполнение его произведений вызывает неописуемый восторг публики. Но главный толчок к необыкновенному пробуждению творчества дали Даргомыжскому его молодые товарищи, композиторы «балакиревского кружка», особенности талантов которых он быстро оценил. Даргомыжский сыграл очень важную роль в их формировании, оказал большое влияние на их дальнейшее творчество (особенно на М.П. Мусоргского), став «крестным отцом» «Могучей кучки». Молодые композиторы, особенно Кюи, Мусоргский и Римский-Корсаков, вместе обсуждали идеи оперной реформы. Их энергия сообщилась и самому Даргомыжскому; он решил смело вступить на путь оперной реформы и затянул (по его выражению) лебединую песню, принявшись с необыкновенным рвением за сочинение последней своей оперы - «Каменного гостя» , поставив новаторскую задачу - написать оперу на полный текст литературного произведения, не изменяя ни единой строки пушкинского текста и не прибавляя к нему ни единого слова.

Все последние годы жизни Даргомыжский работал над «Каменным гостем». В этой опере нет ни арий, ни хоров, она состоит исключительно из талантливых и оригинальных мелодических речитативов. Цель их не только в воспроизведении психологической правды, но и в художественном воспроизведении с помощью музыки человеческой речи со всеми ее оттенками. Не останавливала творчества и болезнь Даргомыжского (быстро развивавшийся аневризм и грыжа). В последние недели он писал, лежа в постели, карандашом. Молодые друзья, собираясь у больного, исполняли сцену за сценой оперы по мере ее создания и своим энтузиазмом давали угасавшему композитору новые силы. Даргомыжский не прекращал работы, опера была почти окончена. Смерть композитора помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам. По завещанию Даргомыжского докончил «Каменного гостя» Кюи; он же написал вступление к опере, заимствовав из нее тематический материал, а оркестровал оперу Римский-Корсаков. Стараниями молодых друзей Даргомыжского, участников «Могучей кучки», опера «Каменный гость» была поставлена в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 года и возобновлена в 1876 году. «Каменный гость» был принят холодно, показался слишком сложным и сухим. Однако значение «Каменного гостя», логически завершающего реформаторские идеи Даргомыжского, невозможно переоценить.

Александр Сергеевич Даргомыжский является одним из основоположников русской классической композиторской школы, создатель лирической оперной драмы. Умер он 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Александр Даргомыжский родился 2 февраля (по нов.ст. 14 февраля) 1813 года. Исследователь установил, что Александр Даргомыжский появился на свет в сельце Воскресенское (ныне Архангельское) Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого помещика Алексея Петровича Ладыженского, который и владел имением в Чернском уезде. Вскоре после рождения Сергей был взят на воспитание и в конечном счёте усыновлён полковником Николаем Ивановичем Боучаровым, который привёз его в своё имение Даргомыжка в Тульской губернии. В итоге сын А. П. Ладыженского стал Сергеем Николаевичем Даргомыжским (по названию имения отчима Н. И. Боучарова). Такая смена фамилии потребовалась для поступления в Благородный пансион при Московском университете. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, сестра знаменитого остряка Петра Козловского, вышла замуж против воли родителей.

До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения. В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Наконец, в течение трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер. Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Осенью 1827 года Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. Весной 1835 года он познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки. Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение. По совету Василия Жуковского, композитор обратился к сочинению автора, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России, — «Собор Парижской Богоматери» Гюго. Даргомыжский использовал французское либретто, написанное самим Гюго для Луизы Бертен, чья опера «Эсмеральда» была поставлена незадолго до того. К 1841 году Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название «Эсмеральда», и передал партитуру в дирекцию Императорских театров. Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», эта опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась. В автобиографии, помещённой в газете «Музыка и Театр», издававшейся А. Н. Серовым в 1867 году, Даргомыжский писал:
Эсмеральда пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность.

Меланхолический вальс.



Переживания Даргомыжского по поводу неудачи «Эсмеральды» усугублялись ещё и растущей популярностью работ Глинки. Композитор начинает давать уроки пения (его ученицами были исключительно женщины, при этом он не брал с них платы) и пишет ряд романсов для голоса и фортепиано, некоторые из которых были изданы и стали весьма популярными. В 1843 году Даргомыжский уходит в отставку, а вскоре уезжает за границу.

Он знакомится с ведущими европейскими композиторами того времени. Вернувшись в 1845 году в Россию, композитор увлекается изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать
в 1848 году. «Русалка» занимает в творчестве композитора особое место, написанная на сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина. Премьера «Русалки» состоялась в мае 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией.

Фантазия "Баба-яга". Скерцо.



В 1859 году Даргомыжского избирают в руководство только что основанного Русского музыкального общества, он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милий Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»). Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте». Работа над оперой, тем не менее, идёт довольно медленно из-за начавшегося у Даргомыжского творческого кризиса, связанного с выходом из репертуара театров «Русалки» и пренебрежительным к себе отношением более молодых музыкантов. Композитор вновь едет в Европу, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса «Казачок», а также фрагменты из «Русалки». Одобрительно отзывается о творчестве Даргомыжского Ференц Лист.

"Болеро"



Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя». Язык, который он выбрал для этой оперы, — почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением — заинтересовал композиторов «Могучей кучки». Однако назначение Даргомыжского на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы «Торжество Вакха», написанной им ещё в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора, и 5 января 1869 года он умер, оставив оперу неоконченной. По его завещанию, «Каменный гость» был завершён Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым.

Первая песня Лауры из оперы "Каменный гость"


Ария князя из оперы "Русалка"


Романс "Я все еще его, безумная люблю"


Евгений Нестеренко исполняет романсы A.Даргомыжского

1, Тимофеев - "Баллада "

2. А.С.Пушкин - "Я Вас любил"

3. М.Ю.Лермонтов - Мне грустно


Новаторство Даргомыжского не разделялось его младшими коллегами и снисходительно считалось оплошностями. Гармонический словарь стиля позднего Даргомыжского, индивидуализированная структура созвучий, их типическая характерность были, как на древней фреске, записанной позднейшими наслоениями, до неузнаваемости «облагорожены» редакцией Римского-Корсакова, приведены в соответствие с требованиями его вкуса, подобно операм Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», также кардинально отредактированным Римским-Корсаковым.

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, недалеко от могилы Глинки.

Опера "Каменный гость".



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.