Конспект открытого урока "работа с эстрадным ансамблем в классе вокала". Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога) Педагог дополнительного образования

План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу по теме: "Развитие ладового слуха и чувства метроритма".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

План-конспект открытого занятия

Тема: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Разработала: Захарова Ирина Анатольевна, педагог

дополнительного образования

Курск - 2013

Схема плана-конспекта учебного занятия

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие - разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие - развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные - формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино, игрушка Ступенич, карточки с длительностями, рисунки

Межпредметные связи : сольфеджио, ритмика, актерское мастерство

Литература: Козырев «Система сольмизации» , 1999 г.

Структура занятия

1 Организационный момент

1.1 Приветствие

1.2 Положительный настрой на занятие

1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся

1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели

2 Актуализация знаний обучающихся

2.1 Повторение пройденного материала

3 Ритмическая пауза.

4 Работа над песнями

5 Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте, учитель.

Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

Мы готовы к работе на занятии.

У нас хорошее настроение.

Мы будем стараться.

Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».

Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

Приготовились, настроились - поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? - раз.

Почему? - потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? - тоника

Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал - поднимает руку.

Молодцы, ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Звучит песня - попевка «Василек» .

Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Задаваемые вопросы:

Что мы сейчас пели? - мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии - ножками.

Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии - доли

А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет, едет паровоз».

3. Ритмическая пауза.

Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» - работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

5. Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г. Сочи

Эстрадный вокал

Тема: «Путешествие в страну «Мелодия»»

Домбровская Юлия Юрьевна

Даниленко Светлана Васильевна

Пояснительная записка

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Каждый из нас наделен им. А как неповторимо звучат голоса детей, как они любят петь и выступать как дома для родителей, так и на праздниках. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Приходя на первое занятие по вокалу, они еще не знают, чем им предстоит заниматься. И очень важно с первого занятия раскрыть перед воспитанниками красоту музыки, показать как необходимо овладение средствами вокальной выразительности, музыкально - ритмическими способностями, что помогает детям свободно и раскрепощено держаться на сцене, что сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими и актерскими навыками, что позволяет более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен, приобретать знания музыкальной грамоты. А самое главное оказать влияние на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности к занятиям по вокалу.

Новизна и актуальность разработки.

Разработка данного занятия обусловлена поиском оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Занятие проходит в форме игры – путешествия, чтоспособствует эмоциональному общению воспитанников, развитию их творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через выполнение индивидуальных и групповых заданий. Педагогу данное занятие помогает получить начальное представление о музыкальных способностях вновь прибывших воспитанников, насколько они любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь, насколько он наделен способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей.

Ещё одной отличительной особенностью данной разработки занятия является скоординированная деятельность всех направлений деятельности при обучении в вокальной студии (вокал, музыкально - ритмические движения, хореография, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели.

При составлении методической разработки использованы методы:

метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;

метод общения;

метод импровизации;

метод драматизации.

Все методы находятся в тесной взаимосвязи. Это помогает педагогу вести в течение занятия такое необходимое живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от одного этапа занятия к другому, поскольку носит эмоциональный характер и вызывает у ребят чувство радости. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Занятие построено таким образом, что контроль над эффективностью реализации разработки данного занятия педагог может осуществлять незаметно для воспитанников, так как на последней станции путешествия они сами показывают в игровой форме, насколько реализованы цели и задачи, поставленные педагогом.

Роль и место занятия в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение занятия.

Дети, на данном занятии, имеют возможность, познакомится со всеми разделами программы, по которой они будут обучаться на протяжении всего курса по эстрадному вокалу.

Ожидаемые результаты.

Положительный настрой детей на занятия вокалом,

Практическая значимость образовательной разработки занятия состоит в том, что она может быть применена в кружковой работе, в общеобразовательных школах, Дворцах детского творчества, домах культуры.

Цель:

ЦЕЛЬ: создание условий для включения детей в систему непрерывного музыкально-эстетического образования посредством занятий в вокальной студии.

Задачи:

    знакомство детей в игровой форме с основными понятиями песенного жанра;

    выработка первоначальных навыков подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;

    развитие познавательной активности детей;

    содействие эстетическому воспитанию детей;

    создание у детей атмосферы радости общения и успешности в коллективе.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, экран, ноутбук (компьютер), музыкальная аппаратура (дека для мини-дисков), пианино, журнальный столик, стулья для детей, ларец, нотный стан, «волшебная» палочка.

Возраст детей: 7 – 8 лет

План занятия:

    Приветствие

    Знакомство

    Подготовка к «путешествию»

    Станция «Нотки»

    Станция «Мажор и Минор»

    Станция «Театральная»

    Станция «Грация»

    Станция «Сцена»

    Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей.

    Прощание.

Ход занятия.

Перед началом занятия в записи звучат детские песни. Ребята знакомятся с буклетом. Дети занимают свои места в аудитории. (слайд № 1)

1. Организационный момент. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте, друзья! Хотите побывать в сказочной музыкальной стране? Где прекрасные ученики и добрые педагоги, где учиться не нудно, не трудно, а весело и чудно? Такая страна на свете есть, называется она

«Мелодия»! (слайд № 2)

2. Знакомство

Педагог: Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Юлия Юрьевна. А как зовут вас?

Дети по одному отвечают.

Педагог:

Вот мы с вами и познакомились. А теперь поприветствуем друг друга.

Приветствие наше будет немного необычным, музыкальным. Именно так

здороваются в прекрасной стране « Мелодия».

Музыкальное приветствие: «Добрый День»

Показ педагога.

Дети вместе с педагогом исполняют приветствие.

Педагог: Молодцы, вы прекрасно справились.

Вот теперь мы можем отправиться в путешествие. Давайте возьмём с собой самое необходимое: светлую улыбку и хорошее настроение. Главная цель нашего путешествия – увидеть, как прекрасна музыкальная страна, какие герои её населяют.

3. Подготовка к «путешествию»

Педагог: Для волшебного путешествия и помощники нужны волшебные: сказочный экран, волшебный ключ и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами. Я буду паровозом, а вы будете вагончиками. Давайте сейчас построимся и попробуем изобразить настоящий поезд.

Педагог берет флажок и свисток. Дети изображают поезд.

Педагог: Вот мы и готовы! А как мы попадем в страну «Мелодия»?

Педагог достает из ларца скрипичный ключ

Педагог: Вы знаете, что это такое?

Ответы детей

Педагог: Правильно, это скрипичный ключ. Он поможет нам открыть дорогу в прекрасную страну «Мелодия».

Педагог крепит скрипичный ключ на нотный стан.

На экране открывается дверь, (слайд № 3) и дети видят карту страны «Мелодия» (играет сказочная музыка) (слайд № 4)

Педагог: Дорога открыта, путешествие начинается.

Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуйте запомнить несложные слова песни и петь вместе со мной. Запоминайте.

Припев:

Чух-чух-чух, ту- ту-ту,

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз-букашка.

Молодцы, у вас здорово получается! Теперь с весёлой песней нас точно пропустят в музыкальную страну! Куплет исполню я, а с припевом наш поезд тронется. Припев - это начало движения. Итак, приготовились! (слайд № 4, 5)

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: (плюсовка 1 куплет и припев песни «Паровоз-букашка»)

Поезд останавливается. На экране домик с окошками. (слайд № 6)

4. Станция «Нотки»

Педагог: Наша первая остановка. Посмотрите, ребята, какой замечательный

домик. В этом домике живут 7 очень дружных жильцов ноток.

А вы знаете их имена и кто, на каком этаже живет?

Ответы детей (До, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Педагог: Правильно! На первом этаже живет нотка «ДО».

Открывается окошко домика на первом этаже, и дети видят ноту «ДО»

Педагог: В стране «Мелодия» нота «ДО» - символ доброты и дружбы. Эта нота поможет Вам найти много друзей. Ребята, а вы знаете песни о дружбе?

Дети называют песни о дружбе («Дружба крепкая», «Когда мои друзья со мной» и т. д.)

Педагог: На втором этаже живет «РЕ»

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «РЕ»

Педагог: Это радость творчества, работа. Как вы думаете, чтобы красиво и правильно петь, нужно много РЕгулярно трудиться?

Ответы детей

Педагог: Да пение это регулярные занятия и много труда. Давайте узнаем, а кто же живет у нас на 3 этаже – нота «МИ», что означает Мир песни.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «МИ»

Песни бывают разные: песня народная и песня, создаваемая композиторами и поэтами. И познакомить нас с этими песнями в дальнейшем сможет нотка «МИ».

Подскажите, кто живет на следующем этаже?

Ответы детей

Педагог: Правильно! Нота «ФА».

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «ФА»

В моей стране все большие ФАнтазеры и выдумщики.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СОЛЬ»

Педагог: Вот мы и на этаже «СОЛЬ». В нашей стране это означает сотрудничество, согласие, сотворчество. Эти качества очень важны, когда жители страны поют хором. Но в нашей стране учатся петь и по одному. Такое пение называется сольным и такой исполнитель солист.

Педагог: Этаж нотки «ЛЯ». ЗемЛЯ… Эта нотка знакомит своих друзей с тем, что происходит на нашей земле. Она рассказывает о разных событиях.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СИ».

Педагог: Последняя жительница дома – нота «СИ». «СИ» – это сила. Сила творчества, сила фантазии, сила дружбы.

Между ними есть крючочки.

Ну-ка, их произнеси –

Дети: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Педагог: А теперь наоборот –

Дети: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Педагог: Чтобы с ними подружиться,

Надо музыке учиться.

Мир прекрасный ты откроешь,

Если нотки все освоишь.

В мир волшебный попадёшь –

Вместе с ними запоёшь!

Будешь с нотками дружить –

Музыкально будешь жить.

Жить без музыки, дружок,

На земле никто не мог.

Вот мы и познакомились с семью новыми друзьями. Мы с ними еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: «Паровоз-букашка». (Плюсовка припев) (слайд № 7)

Поезд останавливается. На экране одноэтажный уютный домик. (слайд № 8)

5. Станция «Мажор и Минор»

Педагог: Наша вторая остановка. И мы попали с вами к двум братьям, с которыми, я надеюсь, мы подружимся. А зовут их Мажор и Минор. И сейчас я хочу познакомить вас с одной замечательной сказкой. Жили - были два брата: Мажор и Минор. Мажор был старшим, а минор - младшим. Старший брат всегда веселился:

Я - лад мажорный: радостный, задорный!

А младший - грустил и вздыхал:

Я печальный с давних пор, потому что я - минор.

Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы да по ягоды и заблудились...

Ох, пропадём, в яму упадём, запричитал минор. Никогда нам из этого леса не выйти...

Да что ты расплакался, успокаивал его старший брат. Не горюй, а лучше песенку спой!

Исполняет песню: Я минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную пою и сейчас я зареву...

Песня получилась у минора очень уж грустная. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, затих ветерок, даже птички замолчали. А солнышко спряталось за тучку от грустной песенки минора.

Нет, братец, так не годится! - воскликнул мажор. Давай-ка я спою!

И запел мажор свою песню: Все мы дружно стали вряд, получился звукоряд. Не простой - мажорный, радостный, задорный.

Встрепенулся лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему брату мажору.

А ну-ка, братец, веселее шаг! Смотри, как ярко светит солнце, как щебечут птицы! Слышишь? Журчит ручей! Вот в какую сторону нам идти!

Так с весёлой песней и выбрались братья из леса!

Понравилась вам сказка?

Так как же зовут двух братьев музыки?

Ответы детей (Мажор и минор).

На экране у домика появляются два человечка. (слайд № 9)

Педагог: А как вы думаете, какие можно выполнять движения под музыку мажора? А минора?

(Мажор - активные: хлопки, прыжки и т.д., минор - плавные.) Мы с вами сейчас проведём игру. Будет поочерёдно звучать музыка. Когда вы услышите мажор, нужно будет хлопать в ладоши, как только зазвучит минор - покачивать руками из стороны в сторону над головой. Всем ясно задание? Посмотрим, кто из вас самый внимательный!

Проводится игра, звучит разнохарактерная музыка.

Педагог: Молодцы, вы все научились разбираться с настроением музыки, а значит, подружились с Мажором и Минором. Но наше путешествие продолжается, и необыкновенный поезд вновь отправляется в путь.

Дети с педагогом вновь образуют поезд и с песней «отправляются в дорогу». Звучит музыка (плюсовка «Паровоз-букашка» припев).

Дети, поют вместе с педагогом. (слайд № 10)

Поезд останавливается. На экране домик – станция. (слайд № 11)

6. Станция «Театральная»

Педагог: Мы не зря остановились на этой станции. Любой человек, выступающий на сцене, будь то актер, музыкант или певец дарит зрителям не только свое творчество, но и эмоции. А вы знаете, что такое эмоции?

Ответы детей: радость, печаль, грусть, восхищение и т. д. А как мы можем передать эти эмоции? Интонацией голоса и мимикой (выражением лица)

Педагог: Сейчас я прочитаю текст уже знакомой нам песенки, а вы внимательно послушаете, а потом ответите, получилось ли мне интонацией голоса и мимикой передать характер и содержание текста?

Педагог читает строки не в характере, грустно и затянуто.

Педагог: Плывут за окошком поля и леса,

Мы едем туда, где нас ждут чудеса,

И солнышко светит и речка блестит

И наш паровозик так быстро летит.

Нет, не удалось мне передать настроение, потому что текст из весёлой, задорной песни. И написал её Александр, а помог ему один из наших друзей Мажор. Давайте вместе с вами прочтём строчки весело?

Дети пытаются проговорить строки весело, задорно, звонко. (слайд № 12)

Педагог: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Пришло время отправляться дальше...

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом «Паровоз-букашка» (плюсовка припева). Поезд останавливается. (слайд № 13)

7. Станция «Грация»

На экране танцующая девочка. (слайд № 14)

Педагог: Чтобы весело нам петь,

Нужно телом нам владеть.

Всем под песню танцевать,

Песней с танцем покорять.

Когда певец поет на сцене, он не только должен хорошо петь, но и обязательно уметь красиво двигаться. На станции «Грация» мы с вами попробуем выучить несколько танцевальных движений, которые вам обязательно пригодятся для выступлений. А поможет нам в этом паровозик из «Ромашкова». Будьте внимательны, слушайте музыку и повторяйте движения за мной и волшебными помощниками на экране.

На экране сказочные герои показывают танцевальные движения. Дети пытаются запомнить и повторить движения с помощью педагога.

(слайд № 15, 16, 17)

Педагог: Замечательно! Вы просто настоящие танцоры. Все движения у вас замечательно получаются. Они нам обязательно пригодятся на следующей станции. И снова в путь.

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом (плюсовка припева).(слайд № 18)

8. Станция «Сцена»

На экране сцена. (слайд № 19)

Педагог: Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одну из самых главных станций страны «Мелодия» - станция «СЦЕНА». Все кто попадает на эту станцию, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон.

Посмотрите, внимательно, и скажите: «Сколько микрофонов находится в нашей аудитории?»

Ответ детей (10).

Педагог: Вы очень внимательны и правильно посчитали – их ровно 10. Посмотрите, как они улыбаются и очень ждут, когда окажутся в ваших руках, но …

Но чтобы микрофон действительно был помощником исполнителю, надо уметь им пользоваться. Как вы думаете, как нужно пользоваться микрофоном?

Ответ детей

Педагог: У вас интересные предположения. И во многом вы правы. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно.

В микрофон не надо кричать, но и не надо просто напевать.

В микрофон нужно петь ясно, четко и чисто, чтобы слышно было все слова и не было фальши.

Не надо бояться микрофона. Сначала ваш собственный голос покажется не вашим, так как микрофон имеет свойство искажать звуки.

Не надо держать микрофон за головку, а то звук будет глухим.

Но это еще не все.

Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.

Итак, я надеюсь, что вы теперь вооружены знаниями и готовы к работе с

микрофоном.

На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном.

Педагог: Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами, вспомнить, как мы учились быть актерами на станции «Театральная» и движения, которые выучили когда были на станции «Грация». Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.

Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Паровоз букашка» пытаясь в своем выступлении соединить эмоции, движения, правильное обращение с микрофоном.

(слайд № 20, 21, 22, 23, 24, 25)

9. Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей. (слайд № 26)

Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Мелодия» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?

Ответы детей

Педагог: А вы знаете, что вы так понравились нашим новым друзьям, что они передали вам подарок.

Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается. Звучит волшебная музыка.

Педагог: В этой шкатулке разноцветные нотки, с помощью которых мы с вами сегодня сочиним свою настоящую МЕЛОДИЮ. Если вам понравилось наше путешествие, вам было весело и интересно, возьмите из шкатулочки нотку и прикрепите на нотный стан, где располагается скрипичный ключ, который открыл нам дверь в страну «Мелодия».

Дети берут нотки и прикрепляют на нотный стан.

10. Прощание.

Педагог:

Посмотрите, какая замечательная мажорная мелодия у нас получилась.

Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Мелодия». Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества»

Муниципального образования городской округ Красноперекопск

Республики Крым

Методическая разработка открытого занятия

« Развитие вокально - певческих навыков эстрадного

исполнения в ансамбле »

(с использованием комбинированных технологий:

игровой и технологии коллективной творческой деятельности)

для обучающихся средней группы (9-12лет) вокального ансамбля «Магнолия»

МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества»

Подготовила Белкина Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

вокального ансамбля «Магнолия»

г.Красноперекопск

Пояснительная записка

Тема занятия: «Развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения в ансамбле»

    Занятие проводится в классе вокала в МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества» по программе «Хочу петь красиво», в средней группе ансамбля (9 –12 лет).

Тип занятия: учебно-практическое, комплексное.

Форма: беседа, игровой тренинг.

Технологии и методы

Технологии:

    коммуникативная;

    сотрудничества;

  • здоровьесберегающая.

Методы:

    педагогические методы: диалоговый, объяснительно-иллюстративный, игровой, театрализация, беседа;

    организационные методы: групповой, работа в парах.

Цель: развитие навыков ансамблевого пения и художественного вкуса, умений работы в коллективе и формирование навыков самоорганизации и творческой активности.

Задачи:

    формировать устойчивый интерес к тренировочному материалу;

    развивать специальные музыкальные способности;

    формировать исполнительские навыки, развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности;

    способствовать устойчивому желанию работать в коллективе;

    воспитывать умение бережно относиться к своему здоровью.

Методологическая база

В основе данного занятия лежит концепция Н. Е. Щурковой личностно – ориентированной направленности и технологии игры, коммуникативности и сотрудничества (основанная педагогом - новатором Шалвой Александровичем Амонашвили), тренинг речевого пения американского педагога Сетта Ригза и образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу петь красиво».

Отличительные особенности данного занятия

    Позитивное эмоциональное воздействие музыки и атмосферы доброжелательности на ребенка, что способствует созданию благоприятного психологического климата;

    время активности детей сопоставимо с активностью педагога;

    стиль общения носит диалоговый характер;

    занятие строится по принципу системности и усложнения;

    подведение итогов проводится в виде рефлексии;

    направлено на развитие социальной и коммуникативной компетентности, а в частности: принятии ценности друг друга, как личности, развитию партнерских отношений

Преимущества данной разработки

С помощью данной разработки занятия, подбора тренировочных вокальных упражнений можно эффективно воздействовать на коллектив детей, вырабатывая унисонное исполнение, исправить неправильное извлечение звуков при пении, помочь детям расслабиться и свободно общаться в коллективе сверстников.

Необходимое оборудование и материалы

На занятии используются аудио и видео техника, наглядные пособия, ноты. Солнечные лучики для раздачи детям, солнечный зайчик из картона, воздушные шарики, маркеры.

Ожидаемый результат

      Создание доброжелательной атмосферы;

      правильное выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений;

      чистое звучание унисона в ансамбле;

      закрепление навыков правильного пения с помощью упражнений и игрового тренинга;

      принятие любого ребенка, как партнера;

План занятия:

I . Организационный момент

Приветствие, музыкальная заставка.

II . Целеполагание

Повторение пройденного материала, объявление цели, мотивация.

III . Основной этап

1. Учебный тренинг:

    разминка;

    распевки;

    игроритмика.

2. Практическая часть занятия

    беседа, знакомство с основным понятием «ансамбль»;

    разбор песни, работа с текстом;

IV

    Рефлексия «Солнечный зайчик».

    Подведение итогов.

    Оптимизация и поощрение со стороны педагога.

Ход занятия:

I .Организационный момент

Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть сегодня на занятии. У нас за окном весна, солнышко пригревает теплее, и в нашем классе сегодня тоже должно стать теплее и светлее от ваших улыбок. Солнечные лучики светят не только в окно, но и будут наградой каждому за ваши старания.

II . Целеполагание

На прошлом занятии мы с вами пели гласные звуки. Скажите мне, пожалуйста, что такое «шторочка» и как она работает при пении в эстрадной манере? (ответ детей – «шторочка», это положение губ при пении , положение сохраняется на протяжении всего процесса пения). Как поются гласные, к каким другим гласным звукам они приближаются по манере пения? (и – а, и – о, а – и,

а – о, у – о, у – а, о – а, о – и, э – а, э – и).

Сегодня мы будем заниматься упражнениями, которые помогут нам петь в ансамбле. Мы продолжаем совершенствовать свое вокальное мастерство, чтобы потом порадовать правильным пением себя и других.

Педагог:- А зачем нам радовать окружающих?

Ответ детей.

Педагог: - Можно быть счастливым в одиночку? В мире будет больше счастливых людей, если вы порадуете еще кого-нибудь?

Ответ детей.

Сегодня ваша радость – это солнечный лучик. Если у солнышка появится один лучик, оно ярко засияет? А если мы подарим радость другим? Засветит солнышко ярче? (у солнца станет больше лучей, оно сможет светить очень ярко).

III .Основной этап

1.Разминка

    Китайская дыхательная гимнастика (китайская медленная музыка).

    Тренинг мышц лица, артикуляционная разминка (быстрая музыка ).

    Упражнения для тренировки певческого дыхания.

2.Распевки

Во время распевок педагог обращает внимание на правильную постановку губ. «Шторочка» должна работать при любом звуке.

Как располагаются губы во время пения звука «А»? (ответы детей ) Сохраняйте позицию во время пения всех гласных. Во время пения самых высоких звуков представляйте, что нужно произнести звук, стоя на крыше многоэтажного здания, чтобы звук шел вниз. Если нужно спеть очень низкий звук, нужно представить себе, что поешь из колодца, чтобы звук направить вверх.

1. - А – И – У – ИУ – ИУ – А – пение по мажорному трезвучию.

Педагог следит за положением речевого аппарата во время пения гласных.

2. - БРА – БРЭ – БРИ – БРАБРЭБРИБРОБРУ.

работа со звуком Р, менять первые звуки СТРА, ГРА, ВРА.

3. - Я ЛЕТА – А – Ю – октава, скачок.

Верхняя нота звучит мягко и незаметно, нижние звуки берутся правильно и ярко.

4. - Вибрация губ, расслабление, пение на развернутое трезвучие Упражнение делается с целью расслабить губы, подготовить к исполнению скороговорки.

5. Пение скороговорки «Бык тупогуб, у быка бела губа была тупа».

Работа в парах, передать скороговорку сначала шепотом, затем пропеть, проговорить только губами, без звука.

Педагог: Для чего на занятии мы так много внимания уделяем распевкам? (чтобы свободно брать самые высокие ноты в песне, чтобы слышать друг друга, чтобы потом слаженно петь и хорошо поговаривать текст песни).

3. Игроритмика

Сейчас сделаем упражнения, которые нам помогут вместе держать ритм любого произведения. Их нужно выполнять четко и дружно,

1. НА ПО-ЛЯ-НЕ У РЕ-КИ/ О-ЧЕНЬ ЗЛЫ-Е КО-МА-РЫ,

шагаем хлопаем

РАЗ, ДВА, НЕ ЗЕ-ВАЙ,/ ПО-СКО-РЕ-Е У-БЕ-ГАЙ.

Шагаем хлопаем

2.Работа в парах «Зеркало», импровизация.

На заданный счет придумать ритмический рисунок. Стоящий напротив должен повторить его за другом.

3.А сейчас присядем и послушаем пение птиц (кукушка, мухоловка, сова, пеночка),(1 -2 мин) (аудиозапись голосов птиц )

Птичьи трели – это тоже музыка, в них есть свои мелодии и свой ритм. Попробуйте сказать с помощью ритмических хлопков, какая песенка птиц вам понравилась больше всего? (импровизированные ответы детей )

Перемена.

2.Практическая часть занятия

1. Беседа

Скажите мне, пожалуйста, а для чего мы с вами распеваемся и делаем дыхательные упражнения в начале нашего урока? (педагог обобщает ответы )

Правильно, для того, чтобы тренировать диафрагму, чтобы хватило дыхания вместе заканчивать и начинать фразу в песне, чтобы правильно петь. Для чего нам все делать вместе? (потому, что мы – ансамбль, коллектив ).

Ансамбль (франц.) –

    взаимная согласованность, стройное единство частей;

    художественная согласованность исполнения;

    группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив.

Какие ансамбли знаете вы?

Чем отличается ансамблевое пение от сольного?

В чем трудность ансамблевого пения?

Нам просто необходимо петь всем правильно, делать все вместе и дружно, потому, что мы – коллектив!

2. Разбор песни, работа с текстом

Педагог раздает детям слова песни «Балаганчик» В. Осошника см. приложение № 2). Дети знают песню.

Вопросы к тексту песни:

Почему песня называется «Балаганчик»?

Какая картинка возникает при слушании песни?

Сколько куплетов в песне? Сколько припевов?

Какая по характеру песня? (ответы детей ).

Какой у песни темп? (ответы детей ).

Покажите, пожалуйста, с помощью хлопков ритм куплета и припева.

Посмотрите на текст песни. Прочтите первую фразу. Какое слово в первой фразе самое главное, ключевое? Может, это несколько слов? (ответы детей ) Дети могут назвать несколько ключевых слов во фразе. Помочь детям сделать логические ударения в предложении.

«Когда за окнами МЕТЕЛЬ поет, нам открывает двери старый ДОМ»

Пропеть фразу с логическими ударениями. Чтобы не делать лишних ударений во фразе, лучше смикшировать гласные в не ключевых словах. Фраза должна выглядеть следующим образом:

КогдазаОкнамиметЕЛЬпоеТ намоткрывАеТдвЕристарыйДОМ - выделены согласные и гласные, четко произносимые при пении.

АпплодисмЕнтамиксебезовЕТ, здесьЭхоскАзокдЕТСТвабольшенеживЕТ.

достАнемсрипУчийсундУК, икрышкуподнИмеМнаСТУК.

прелЮдиювьЮгисыграймузыкАНТ,

натОненькихверЕвочкахвсекУклыстАнутвРЯД.

Дать маркеры для выделения ударных гласных и четко выделяемых согласных. Работа выполняется совместно с педагогом, в дальнейшем – это домашнее задание.

    Ансамблевое пение

Педагог: - Давайте попробуем исполнить песню с учетом ударных слов, гласных звуков, выделяя согласные в конце фраз.

Педагог: - Молодцы! Вы все делаете правильно, а самое главное – вместе. Теперь встаньте в пары и исполните песню, как будто вы рассказываете друг другу эту историю. Помните про выразительное исполнение. Не забывайте про положение губ во время пения, слушайте друг друга, постарайтесь сохранить ансамбль.

Дети поют друг другу, в конце поднимают руки те, у кого друг спел правильно. Если есть дети, которых не похвалили друзья, педагог находит положительные моменты в их исполнении, и тоже дает оценку.

Разучиваем партии припева.

Сначала пропеваем с сопровождением первую партию, затем учим партию второго голоса.

Соединяем партии сначала без музыки, внимательно слушая друг друга.

А теперь нужно спеть песню, как будто вы выступаете на весеннем концерте – дружно, слаженно, все вместе ансамблем! Если не получается, спеть еще раз.

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень старались, и у вас получился замечательный ансамбль!

IV . Заключительный этап занятия

Сейчас мы встанем в круг, я буду передавать по кругу солнечного зайчика, а вы скажете, что же на занятии вам понравилось больше всего, расскажите, какие ощущения у вас возникли в ходе занятия, как вы себя чувствуете, и как вы думаете, получился у вас сегодня ансамбль или нужно больше стараться (ответы детей)

Очень важно для нас работать на занятии ВМЕСТЕ, потому, что каждый из нас по отдельности – лучик, а все вместе мы – солнце. Всем детям педагог раздает солнечные лучики. Лучики приклеиваются к солнечному зайчику, получается СОЛНЦЕ. (Звучит запись песни в исполнении ансамбля «Барбарики» )

«Если друг не смеется,

Ты включи ему солнце,

Ты включи ему звезды, - это просто.

А когда будет надо, все друзья будут рядом,

Чтоб включить тебе солнце или звезды»

До свидания, дети.

Литература:

    А. Н. Петрова «Сценическая речь», М., «Искусство» 1981г.

    И. П. Козлянинова «Сценическая речь» М., «Искусство» 1976г.

    Е. С. Зенович «Словарь иностранных слов и выражений» М., «Издательство АСТ» 2003г.

    Е. О Яременко «Программно – методические материалы. Музыка» М., «Дрофа» 2001г.

    О. Далецкий, Литературно – музыкальный альманах «Молодежная эстрада», «Искусство обучения пению», №5 – 6, 2007г.

    http://alekseev.numi.ru песни и музыка для детских коллективов

    http://proekt-obrazovanie.ru (ЭОР по разным направленностям. Копилка презентаций по предметам Искусство, ПДД, Музыка и др.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Китайская дыхательная гимнастика.

Способствует сосредоточению на своих ощущениях, развивает воображение, настраивает внимание, расслабляет мышцы, создает положительный настрой. Можно делать лежа, если позволяют условия.

Вдох считается на счет раз, два, три. Выдох в два раза длиннее, т. е. 1.2.3.4.5.6. Вдох и выдох происходят спокойно, не напрягаясь.

«Пружинка»

Вдох - Представляем, что наше тело – пружина. Она растягивается до самого неба.

Выдох - Пружина сжимается, как можно плотнее. При этом тело не движется, все происходит только в воображении.

«Камень, облако»

Вдох – тело превращается в легкое невесомое. облако,

Выдох – мы превращаемся в камень. Камень очень тяжелый, всей массой давит на пол.

«Точка, Вселенная»

Вдох – мы расплываемся по всей Вселенной, на сколько хватает воображения.

Выдох – тело «сжимается» в маленькую точку.

«Кувшин»

Наше тело – кувшин, он наполняется чистой прохладной водой, а выливается мутная вода.

Вдох – наполняется кувшин водой,

Выдох – вода выливается.

В конце гимнастики надуть воздушный шарик, выдохнув в него весь запас воздуха.

Артикуляционная разминка.

Работа в парах.

      Улыбнулись друг другу, показали пятачок. (повторить несколько раз)

      Поросята очень любят резвиться, произнося звуки «У – И». При этом губы работают, как у сурдопереводчика.

      Упражнение «Лошадка» - цоканье языком.

      Губы сопротивляются язычку.

Упражнения для тренировки певческого дыхания

      «Надуваем шарик»

Стоя прямо, спина прямая, брать короткий интенсивный вдох через нос, «в живот», Живот при этом должен выпячиваться вперед, как шарик. Выдох со звуком «с» длинный, на сколько хватает дыхания (почувствовать, как дыхание опирается на диафрагму).

      «Качаем животик »

Поработать мышцами живота, независимо от дыхания. Живот выпячивается, проваливается.

      «Стрельба звуками »

Без звука, с силой, проговаривать звуки П, Т, Ф, С. ПППП – ТТТТ – ФФФФ – СССС. Упражнение выполняется с ускорением. После эффективного выполнения упражнения «холодеет» горло.

      «Подними перышко»

Представьте, что над вами летает перышко. Подуть вверх, чтобы оно не упало.

      «Задуй свечу»

Педагог стоит перед детьми.

Представьте, что моя рука – это свеча. Набрав воздух, нужно послать его так, чтобы задуть эту свечу.

Приложение №2

«Балаганчик»

муз. и сл. В. Осошника

Когда за окнами метель поет,

Нам открывает двери старый дом.

Аплодисментами к себе зовет,

Здесь эхо сказок детства

Больше не живет.

Достанем скрипучий сундук

И крышку поднимем на стук.

Прелюдию вьюги сыграй музыкант,

Но плачет Пьеро,

Плачет Пьеро,

Весело, весело в балаганчике.

Подкинем угольки в холодный камин,

Присядем у огня, поговорим.

Достанем запылившийся альбом,

Как прежде шумный праздник встретит старый дом.

Достанем скрипучий сундук

И крышку поднимем на стук.

Прелюдию вьюги сыграй, музыкант,

На тоненьких веревочках все куклы станут в ряд.

Но плачет Пьеро,

Холодно, холодно маленьким пальчикам.

Плачет Пьеро,

Весело, весело в балаганчик

Приложение №3

Пение гласных звуков

И (А) О (А)

И (О) О (И)

А (И) Э (А)

Описание материала : представленный мной конспект открытого занятия по вокалу рассчитан для работы с детьми младшего возраста (5-7 лет). Тема занятия: «Волшебный массаж». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в детских садах.

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто

(Сократ)

ТЕМА: «Волшебный массаж»

ЦЕЛЬ : Повысить адаптивные возможности детского организма с помощью ознакомления с видами массажа применяющихся на занятиях вокалом.

ЗАДАЧИ :

Обучающая: научить выполнять гигиенический и вибрационный массажи.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей.

Воспитательная: формировать представления об охране здоровья, бережного отношения к себе и к своему молодому организму.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура, нотный стан, головные уборы с названием нот, репродукции картин изобразительного искусства, музыкальные произведения классического и современного направления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление новой темы.

5. Творческая часть.

6. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересная тема: «Волшебный массаж» А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

· быть вежливыми и аккуратными на занятии;

· не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.

· в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, мне ноты, которые вы знаете.

(ответ детей: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Правильно! И сейчас мы попадем с вами в сказку, где каждый из вас будет ноткой. Я буду ноткой - ДО, а вы…

Каждому ребенку надевается головной убор, соответствующий определенной ноте.

Педагог: Ну вот, вы уже и превратились в нотки. Все нотки живут в домике - нотном стане. На сцене вы видите нотный стан. Но он пуст. Каждая нота имеет в домике свое место, но какое? Ну-ка нотки покажите, где в домике ваше место.

Дети по очереди становятся возле нотного стана, и показывают, где располагается каждая нота.

Педагог: Уважаемые мои нотки! Напомните, пожалуйста, что обязательно нужно, делать юным вокалистам, чтобы хорошо петь нотки.

(ответы детей)

Педагог: Правильно, заниматься вокальными упражнениями, дыхательной и речевой гимнастикой, и не забудем про ряд упражнений «Приключение язычка». Для этого мы проведем специальную настройку. У нас хорошее настроение? (ответы детей)

Педагог: Сядьте удобно, закройте глаза (дети сидят на стульях полукругом). Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»

Поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз

Сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)

Облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? (ответ детей). Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:

Верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение

Нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку

Вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево

Вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны

Упражнение «Поцелуй»

Растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.

Упражнение «Рыбка»

Упражнение «Машинка»

Педагог : Мы с вами завершили первый блок упражнений и чтобы перейти к следующему, я хочу, чтобы вы максимально расслабились сидя на своих стульчиках. Закрытыми глазками послушали классическое произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» (дети в тишине слушают музыку).

Педагог: Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (ответы воспитанников). Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. Начинаем с распевок:

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»

Упражнение № 11

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Педагог : Мы повторили все знакомые вам упражнения и готовы приступить к новой теме. А называется она «Волшебный массаж». А делали ли вам массаж? (ответы воспитанников). Вы совершенно правы, массаж бывает разный, в том числе и для вокалистов. Сегодня мы с вами познакомимся с гигиеническим и вибрационным массажами. Упражнения эти просты, но очень необходимы при занятии вокалом. Вы готовы к новым к упражнениям? (ответы воспитанников).

Упражнения гигиенического массажа:

1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.

2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.

3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.

4. Подбородок - выполняем активные касательные движения вправо-влево.

Педагог: Мы с вами познакомились с гигиеническим массажем. А для хорошей работы резонаторов необходимо всем вокалистам выполнять следующие упражнения вибрационного массажа.

Вибрационный массаж

1. Лоб - выполняем лёгкие постукивания с самым высоким звуком «м».

2. Гайморовые пазухи - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

3. Верхняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «в».

4. Нижняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «з».

5. Верхняя часть спины и груди - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

Педагог: Спасибо большое. А теперь напомните мне, какие упражнения мы ещё сегодня не выполняли? (ответы детей). Правильно. Упражнения на дыхание. Ведь они нам очень необходимы перед началом занятия вокалом, потому что если перед началом пения не взять дыхание, то звук прозвучит не так как надо. Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались. Напомните мне, какие нужно соблюдать правила при выполнении этих упражнений (ответы воспитанников и выполнение упражнения вместе с педагогом «Маятник», «Насос», «Кошка», «Перекаты»).

4. Закрепление новой темы (5 мин.)

Неожиданно для всех детей в зал входит Шапокляк. Напевая песенку.

Педагог: Кто вы такая? И что вы здесь делаете?

Шапокляк:

Кто людям помогает

Тот тратит время зря.

Хорошими делами

Прославиться нельзя

Ха-ха-ха-ха.

Я старуха Шапокляк.

Педагог : А зачем Вы к нам пришли?

Шапокляк : Я хоть и старушка, вернее женщина почтительного возраста, но и то знаю, как нужно петь и что для это нужно делать. Сейчас я вам расскажу. Хотите? (ответы детей). Итак, слушайте меня внимательно, и записывай в ваши тетрадочки. Необходимо есть конфеты перед занятием, регулярно прогуливать занятия. Дышать ртом…

Педагог: Шапокляк, что-то ты путаешь. Ребята уже все знают. Как соблюдать гигиену голосового аппарата. Регулярно посещают все занятия и с удовольствием делают все упражнения показанные педагогом. Правда, ребята? Ну-ка, расскажите старушке Шапокляк, что мы сегодня на занятии узнали.

(ответ детей)

Шапокляк: И, правда, знаете много. Видно моя информация устарела. Ребята, может вы мне какую-нибудь хорошую песню споёте. Вы согласны?

Дети : Согласны. Мы споем Вам песню «Шарики воздушные».

5. Творческая часть (4 мин.)

Дети исполняют песню: «Шарики воздушные».

Шапокляк: Какие вы молодцы. Теперь я точно знаю, что вы умеете правильно петь, и я теперь спокойно могу отправиться домой. Но помните, что моя Крыска - Лариска за вами наблюдает. Учитесь хорошо, выступайте, побеждайте на конкурсах и может быть, станете настоящими артистами. До свидания.

Шапокляк уходит.

6. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Педагог: Ну, что, нам пора возвращаться из сказки.

Педагог снимает с детей головные уборы.

Педагог : Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, прикрепите на наш нотный стан улыбающиеся нотки, а если - нет, то грустные.

Дети прикрепляют нотки.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: РИПОЛ классик, 2008.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. - М., 1996.

Открытый урок по эстрадному вокалу Мамоновой Ольги Витальевны.

Тема урока: различные методыработы над вокальной техникой.

Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над вокальной техникой в эстрадном вокале.

Задачи: 1) выявить различия между эстрадныи и академическим вокалом

2)Определить последовательность упражнений

3) Практически наглядно показатьвыполнение упражнений детьми разного возраста и уровня подготовки.

Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом .

В моем классе учится 20 вокалистов от 4х до 18 лет. Из них в этом году 4 человека выставлялись на международный конкурс и заняли там призовые места. В ходе нашего урока я покажу, как работаю над постановкой голоса и с малышами и с взрослыми учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется внести ясность в определении различия между жанрами академического и эстрадного вокала.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом . Делаем вывод: В эстрадном вокале и академическом абсолютно разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость достижения опоры звука на дыхание едина для всех.

Для работы над постановкой дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.

1) Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот. (шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя « зевок».(приподнятое мягкое нёбо) Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта позиция как раз отличается от академической)

Чтобы почувствовать, где именно находится опора звука, можно « покашлять», или медленно выдувать букву « с». Детям младшего возраста это может быть не очень понятно, поэтому можно просто попросить ребенка « потужиться»

Делают все….

2) Для укрепления и развития дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам приходится более активно работать.

(Показывает Настя)

Ладошки

Погончики

Кошка

Обними плечи

Насос

Обними плечи +насос

Повороты головы

Ушки

Маятник

Перекаты

Передние шаги

Задние шаги

Работа над вокальной техникой.

Звук посылать надо в зубы, но часто попадает звук в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.

Чтобы добиться «зевка», можно потренироваться на упражнении «змея». Делаем вдох и имитируем укус огромного яблока.

Чтобы почувствовать естественное расширение гортани, можно поделать такое упражнение: неплотно закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7 раз. Вы ощутите легкость дыхания и готовность образования зевка.

С малышами распеваемся на простом упражнении, с показом руки:

« я шагаю вверх, я шагаю вниз» (Ксюша)

Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации, постановкой дыхания и выразительностью исполнения.

Ксюша поет « Тучку». Работаем над правильным вдохом, стараемся правильно открывать рот и дотягивать все длинные нотки до конца.

В самом начале работы с ребенком нужно определить его рабочую середину. (Бывает низкий голос, но тембр светлый) Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются….

Найдем рабочую середину у Сони.

Начинаем с этой нотки распевание.

1)Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)

Ммммм – закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.

3) теперь на одной нотке, открыв рот…

Ма, мэ, ми, мо, му - стремимся петь в одной позиции

Бра, брэ, бри, бро. Бру

Все гласные поем так, как будто формируем букву «а». Получается приблизительно в одной позиции. Непременно обратить внимание на четкость произношения согласных в начале слога. От того как активно будет сформирована согласная зависит и качество последующей гласной.

Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и размахиваем руками.

Эстрадное пение подразумевает пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в сторону. Держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука не менялись.

Для развития и закрепления этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.

Поет Яна. Найдем ее рабочую середину:

Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а

5) Для достижения более светлого звука:

Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э

Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и

6) Подряд 3 нотки на гласных: (поет Лена)

Яааааааааа

7) Яа-аа-аа-аа-а

Мии-ии-ии-ии-и

Все согласные:е,ё,и у. поем в позиции «а»

8) Обязательно должно быть упражнение для разогревания кончика языка и губ. (Настя) Сначала можно поговорить скороговорки.

Лё-лёли лель-лели лель- лёлилёлилёли- лель

9)На стаккато-легато

10)также для достижения свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:

(Делает Карина)

Ррррррррррррр

До ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до

До соль ми до соль ми до соль ми до соль ми до…

До ми соль до ми соль фа ре си соль фа ре до…

11) для достижения баланса, удобства. Поётся довольно гнусаво, но не в нос

Нэй нэй нэй нэй нэй….

12) та же мелодия:

ма ма ма ма ма мааааааааа ма ма мА

13) для расширения диапазона

Яа а яаа яаа аа аа,затем мии ии ии ии и

Примерно от ре 2 й октавы переходим на ми, затем широко окрываем рот и с силой посылаем звук в голову

14)для распевания низких нот « страдаем» .Сначала на одной ноте вниз от до 1 октавы.

ой ой ай ай ой ой

15)соединяем на скачке низкую ноту и высокую.

Сначала квинту, затем октаву.

    упражнения на длинное дыхание:

17) чтение на одном дыхании длинной фразы. Лучше взять размер ГЕКЗАМЕТР. Это отрывок или из Одиссеи или из Илиады Гомера. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.

Исполнение фрагментов песен.

Ксюша – « Тучка»

Соня - « Про сластену – короля»

Яна - « Петухи запели»

Лена - « Про слона»

Настя - « Маленький блюз»

Карина - « Лебеди улетали»

План урока

    Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.

    Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

    Работа над вокальной техникой:

формирование звука

работа с микрофоном

длинная фраза

дикция

расширение диапазона

стаккато-легато

    Исполнение сольных отрывков

5) Заключение.

Заключение.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.

Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.