Конспект занятия «Художники России. Дети в живописи современных художников Книги о художниках и картинах для самых маленьких

10 выбрали

Мир детства в изобразительном искусстве отображался по-разному с самых давних пор, начиная с иконописи. Сегодня мы вспомним несколько известных картин русских художников, на которых изображены дети…

Тропинин Василий Андреевич, "Портрет Арсения Васильевича Тропинина", сына художника, 1818 год

Один из лучших детских портретов в русской и мировой живописи, вдохновенный, написанный с большой любовью.

Арсений, как и отец, был крепостным. Получил свободу в двадцатилетнем возрасте. Тоже стал художником.

Кипренский Орест Адамович, "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руках (Мариучча)", 1819 год

Эту маленькую итальянку зовут Мария Фалькуччи. Мариучча – так ее ласково звал Кипренский. Ее мать практически бросила шестилетнюю дочку на произвол судьбы, а Кипренский опекал малышку. Художник жил тогда в Риме. Застав как-то ее мать в обществе пьяной солдатни, и вовсе забрал малышку к себе, став ее опекуном. Выплатил матери отступные, добился официального отказа от ребенка. Вместе Кипренскому и Марии жить так и не удалось, обстоятельства оказались сильнее, и Мария воспитывалась в пансионе. А потом… стала женой художника.

Брюллов Карл Павлович, "Всадница", 1832 год

На картине – две приемные дочери графини Юлии Павловны Самойловой, возлюбленной художника. Маленькую зовут Амацилия, она дочка итальянского композитора и певца Джованни Пачини. Мама ее умерла при родах. На картине Амацилии – четыре годика. Девочка выросла красавицей, два раза была замужем. Ушла из жизни незадолго до Первой мировой в доме престарелых, в Милане.

Серов Валентин Александрович, "Девочка с персиками", 1887 год

На портрете, который нам знаком с детства, изображена двенадцатилетняя Вера Мамонтова, дочка мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Картина писалась в усадьбе Мамонтова, в Абрамцево, где Серов гостил.

Вера позировала художнику два месяца. А самому Валентину Серову на тот момент было всего 22 года. Закончив, картину он подарил маме Веры, Елизавете Мамонтовой.

Серов Валентин Александрович, "Мика Морозов", 1901 год

Этот эмоциональный мальчик – Михаил Морозов, сынишка знаменитого Михаила Абрамовича Морозова (его портрет Серов тоже писал), предпринимателя, купца, мецената, коллекционера живописи и скульптуры.

Когда Мика вырос, то стал литературоведом, специалистом по шекспировской эпохе. Он очень ценил переводы Шекспира, сделанные Борисом Пастернаком («Ромео и Джульетта», «Гамлет»), а Борис Леонидович посвятил ему эти шуточные строки: ...

И под руку с Морозовым -

Вергилием в аду -

Все вижу в свете розовом

И воскресенья жду.

И еще несколько детских образов...

Маковский Константин Егорович, "Игра в бабки", 1870 год

Маковский Константин Егорович, "Дети, бегущие от грозы", 1872 год

Перов Василий Григорьевич, "Спящие дети", 1870 год

Крамской Иван Николаевич, "Портрет Сергея Крамского, сына художника", 1883 год

Мир детства - неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Однако художественный интерес к этому вопросу возникает лишь на определённом этапе культурного развития общества. Большой вклад в понимание этого мира внесли литература и искусство.
Особый мир сокровенных чувств открывается в творчестве художников. Дети служили им вечным источником красоты и вдохновения.
Живописцы, изображая детские образы, следовали культурным и нравственным канонам своего общества. Западно-европейские художники в течение нескольких веков осваивали духовную сферу детского портрета. Русским мастерам удалось ускоренными темпами искать и разрабатывать изобразительные средства и способы отражения мира детства. Детские образы в русской живописи наделены непередаваемой самобытностью, чувственностью, присущей отечественным мастерам.
Иконописец не ставил задачи показать детство, ему не было это интересно. Главное для него было создать образ, созвучный христианскому пониманию. Оттого у персонажей иконы как будто бы нет возраста, дети условны, они не обладают чертами детскости. Они целомудренно закутаны с ног до головы. Черты лица детей плохо выражены и символизируют лишь смирение.
Условный образ младенца используется иконописцами и при изображении души: художник писал спеленатого младенца. Ему было необходимо напомнить зрителю о детской чистоте, безгрешности, невинности. Примером является икона Успение Богоматери.
История до XVIII века во многом была безличной. Путь человеку задавался изначально при рождении, и отклонений практически не было. Дети в те времена в точности воспроизводили путь своих родителей: они наследовали их социальный статус, уровень достатка и образованности. И все же в живописи появляются новые черты: художников начинают интересовать реальные лица. Сначала это лишь важные «персоны». Именно от этого слова ведет происхождение «парсуна» - портрет личности, не являющейся святым. Парсун с изображением детей немного.
Во второй половине XVIII века происходит открытие детства, детского тела, манер, речи - в жизни, в литературе, в искусстве. Детство начинает осознаваться как особое время в жизни человека, которое имеет периоды: младенчество, детство, подростковый возраст, юность. Ребенок становится более значительным лицом. Он не просто наследует честь и имущество семьи, он должен воспитать в себе качества и умения, которые поддерживают социальный статус. Налицо интерес к воспитанию, появляется представление о том, что детей надо специально учить и уделять этому громадное внимание.
В конце века наступает эпоха сентиментализма, когда человек открывает для себя мир чувств в культуре и живописи. Возникает культ семьи, дружбы, романтической любви, природы. Художника привлекает камерная жизнь, слитая с природой.
В первой половине XIX века наступает «золотой век» русской культуры, период романтизма. Пространство жизни человека становится более сложным, многообразным. Художники этого времени оперирует яркими, насыщенными, звонкими красками. Мир предстает нарядным, жизнерадостным, это мир счастья, красоты и гармонии. Это время живописцев, посвятивших немало полотен образам детей, их чувствам, переживаниям. Они писали не просто детские образы, но характеры и эмоциональные состояния. Великие русские живописцы передавали мир детства с неповторимой самобытностью и чувственностью.
В истории нашей родины рубеж XIX и XX веков насыщен огромным общественно-историческим содержанием. Это было время, ознаменованное тремя революциями, последняя из которых, Великая Октябрьская социалистическая революция, открыла новую эру в истории России и в истории всего человечества. В русской живописи формируется новое течение, получившее название «социалистический реализм». Его представителями, писавшими образы детей, были Ф.П. Решетников, А.А. Дейнека, К.С. Петров-Водкин и другие.

Даже у многих из нас художественная выставка вызывает порой зевоту и ассоциируется с чем-то скучным и неинтересным: ну картина, ну нарисовано – и что? И кажется, ребенок тем более ничего не поймет. Но если выбрать подходящий сюжет, вместе обсуждать увиденное и делиться впечатлениями – будет весело и детям, и вам. Поэтому, чтобы не было равнодушных взрослых, учиться понимать искусство и уважать труд мастера лучше с ранних лет.

Своими секретами, как привить детям любовь к прекрасному, с «Летидором» поделилась Наталья Игнатова – лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства.

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

В. М. Васнецов «Богатыри» (1898 г.)

Сюжет этой картины, которую очень любил художник, расскажите в виде сказки: «Жили-были три богатыря. Звали их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И они охраняли свои земли от нашествия врагов. И однажды вышли они в поле и…». Тут можно спросить ребенка, как он думает: видят они врагов или нет? Обратите внимание малыша на то, как выдвинут меч, приготовлена стрела, как смотрят герои картины – в общем, подтолкните его к выводу, что неприятель где-то рядом. Пофантазируйте вместе, а что будет происходить дальше. Предложите ребенку подумать, чем похожи и чем отличаются былинные герои, какие у них характеры.

Кстати, именно эта картина стала последней в коллекции Павла Михайловича Третьякова, которую он купил сам и повесил с Васнецовым на то место, где полотно висит и сейчас.

Помимо сказочных сюжетов, дети с удовольствием будут изучать картины с изображением животных, бытовые сцены и натюрморты.

И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)

Подойдите к натюрморту Ивана Хруцкого (зал № 14) и объясните ребенку, что художники часто рисуют все, что видят. Расспросите его, какие фрукты и овощи есть на картине, где спряталось насекомое, какие краски использовал художник, кому какой цвет больше нравится. При этом будет интереснее, если родители тоже поделятся своим впечатлением.

С младшими школьниками уже не обязательно бежать в конкретные залы, опасаясь, что они увидят сцены войны или нежные объятия влюбленных. Можно начать с портретов и объяснить, что это за жанр.

Выбрав изображения разных людей, спросите ребенка, отличаются ли они от нас и чем, а также сыграйте в игру «Угадай, кто это?». Военный, купец или, допустим, царь, с атрибутами власти – державой и скипетром. Расскажите также о том, что портреты различаются по жанру – есть парадные портреты, в полный рост, а есть камерные – по пояс, и предложите определить, где какой.

Кроме того, обратите внимание ребенка на эмоции героев. Для этого рассмотрите, например, лица мужчин на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» (зал № 8).

О. А. Кипренский «Читатели газет в Неаполе» (1831 г.)

Один из них читает газету. Можно спросить: что делают другие? Они слушают – это видно по повороту головы одного и задумчивому взгляду другого. Тогда стоит задать вопрос: почему один читает всем? И на него помогут ответить сами родители, немного подготовившись. Все эти люди на картине – иностранцы, и язык, на котором написана газета, знает только один из них. И он переводит. Менее всего интересно чтение собачке, которая смотрит на зрителя и совершенно не понимает, о чем идет речь. Попробуйте показать ребенку, что вы тоже кого-то внимательно слушаете, и предложите ему сравнить, насколько ваше лицо похоже на мимику персонажей картины.

И. И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)

Также в этом возрасте можно полюбоваться пейзажами, такими понятными и яркими. Рассмотрите с ребенком «Золотую осень» Исаака Левитана (зал № 37). Спросите у него: почему это осень, к какому ее периоду относится пейзаж, какие цвета использовал художник, какое настроение вызывает картина.

Попробуйте угадать, какое время года на картине «Мокрый луг» Федора Васильева (зал № 18). Там нарисованы зеленые деревья, растут цветы и солнце пробивается сквозь тучи.

Также познакомьте ребенка с пейзажами Константина Коровина (зал № 43). На его картине «Зимой» вы увидите двор, покрытый снегом, и лошадь, запряженную в сани.

Дойдите и до знакомой каждому с детства картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (зал № 18). Художник изобразил середину весны, когда становится тепло, поэтому с юга возвращаются птицы, но листья еще не распустились и снег не растаял.

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)

Ну как пройти маленькому сладкоежке мимо такой знакомой картины (зал № 25). Обязательно поделитесь со своим почемучкой секретом: мохнатых зверей на сломанной сосне нарисовал другой художник – Константин Савицкий. В свое время он рассказал родным, что автор продал картину за 4 тысячи рублей, и поэтому стал «участником в 4-й доле». Свою подпись под произведением Савицкий сначала поставил, но потом убрал.

Обратите внимание ребенка на то, что у многих деревьев верхушки как будто срезаны и не помещаются даже на холсте – этим художник хотел передать их мощность и величавость. И мы, как и медведи, оказываемся внутри густой чащи.

Дети от 9 лет и старше

Книги о художниках и картинах для самых маленьких

2016-10-14 | 27

С какого возраста стоит знакомить ребёнка с искусством - показывать картины, рассказывать о художниках, водить в музеи? Однозначного ответа тут нет, всё зависит от ваших личных предпочтений и интересов малыша. Но точно известно одно - , а в дошкольном возрасте ребёнок наиболее открыт для знаний и новой информации. Предлагаем вам подборку книг, которые помогут в ненавязчивой и увлекательной форме познакомить малыша с картинами великих художников.

Джеймс Мейхью
«Кати в картинной галерее», «Кати и импрессионисты», «Кати и подсолнухи»
Издательство «Молодая мама»

Это потрясающе красивые книги о встречах малышки Кати с «внутренним миром» картин. Да, в музее можно не только чинно ходить от картины к картине, но и попасть в самое настоящее приключение. Особенно - если ты любознательная Кати. Каждая картина, которую героиня встречает в музее - это история, участницей которой становится и сама девочка. Вот она пьёт чай с мадам Муатесье с картины Жана-Огюста Энгра, вот танцует на сцене вместе с балеринами Дега, а вот отправляется спасать знаменитые подсолнухи Ван Гога из лап проворного пса Пижончика.

Кто-то может посчитать недостатком практически полное отсутствие информации о художниках (кроме имени автора, названии картины и - в случае с импрессионистами - направления, никакой дополнительной информации не даётся). Где, когда жил художник, что за люди и места изображены на картинах - этого читатели из книги не узнают. Зато смогут посмотреть на сами картины и их прекрасно стилизованные вариации. Ведь информация о том, в каком именно году создал свою работу художник, для малышей - пустой звук. А вот если ребенок запомнит саму картину, если она ему понравится, - это вполне может стать стимулом для более подробного изучения в более сознательном возрасте.

Андрей Усачёв
«Прогулки по Третьяковской галерее», «Прогулки по Эрмитажу»
Издательство «Азбука»


Поэта Андрея Усачёва отдельно представлять не надо. Его имя - знак качества в современной детской литературе. Книги о прогулках - это весёлые стихотворные путеводители по двум главным музеям страны. Иллюстрацией к каждому стихотворению служит одна из картин, выставленных в музее. Стихи у Усачёва разные - весёлые и грустные, короткие и длинные, но все они написаны таким языком, каким могли бы разговаривать сами герои картин. Тут можно встретить слова «благоухает», «батька», «матушка-Москва». Так что вы сможете не только приятно и интересно провести время вместе с ребёнком, но и существенно расширить его словарный запас. Книгу лучше изучать именно вместе: в стихотворениях, так же, как и на картинах, встречаются исторические, библейские сюжеты, что наверняка вызовет дополнительные вопросы.

Малышам обязательно понравятся забавные коты художницы Елены Гозман, которые вместе с читателями путешествуют по музеям. А после изучения книг можно смело отправляться и в настоящую Третьяковку. Психологи говорят, что если в залах музея ребенок встретит знакомые картины, искусство для малышей становится гораздо ближе.

Сара Курто, Кейт Дэвис
«Рассказы о художниках»
Издательство «Махаон»

Известный факт - дети обожают приклеивать. Именно поэтому многие обучающие книги и тетради сейчас выпускаются с наклейками: они добавляют в образовательный процесс элемент игры. Авторы книги «Рассказы о художниках» предлагают детям самостоятельно заполнить рамы известными полотнами. Надо не просто рассмотреть страницу: малышам предлагается отклеить наклейку, подобрать для неё необходимую рамку, пытаясь ровно и красиво разместить в ней изображение. Так малыш волей-неволей запомнит произведение искусства. Наверняка среди картин у него появятся свои фавориты, о которых захочется узнать побольше. Рядом с каждой картиной дана небольшая справка - она может касаться биографии художника, техники написания картины. Да, возможно, не каждого ребёнка заинтересуют тонкости сочетаний цветов у импрессионистов (хотя факты в книге подобраны действительно интересные). Малыш всегда может использовать книгу просто как альбом для наклеек. Ведь искусство для малышей, как и любое другое занятие, прежде всего - увлекательная игра.

Анна Обиолс
Серия «Художники»
Издательство «Феникс-Премьер»


Ещё один способ заинтересовать ребёнка искусством - начать изучение живописи не с картин, а с личностей самих художников. Когда есть интерес к человеку, автоматически появляется интерес и к тому, чем он прославился. Воспринимать эти книги как обучающие материалы не стоит. Это фантазия, сказки, основанные на самых известных картинах живописцев, выдуманные приключения художников и их маленьких друзей.

Самые популярные художники для малышей - конечно, импрессионисты. В серии вышли книги о Ван Гоге, Гогене, Дега и Моне. Очевидный плюс серии в том, что картины разных художников не будут смешиваться у малыша в одну кучу, как это может случиться, если все они встречаются в одной книге. Когда с каждым художником и его работами связаны отдельные истории, гораздо легче запомнить, что балерины - это Дега, подсолнухи - Ван Гог, а жаркие страны - Гоген.

В конце каждой книги - биографическая справка о художнике и рассказ о направлении искусства.

Стефани Ледю, Стефан Фраттини
«Искусство. От кроманьонца до тебя»

Эту книгу можно использовать в качестве первого учебника по истории искусств. Поэтому интересна будет не только детям, но и взрослым - поможет уложить обрывочные представления об эпохах и направлениях в систему. Просто и наглядно тут показано, как менялось искусство с самых древних времён до наших дней. Вот пещерные люди выводят на стенах пещеры свои наскальные рисунки, вот египтяне строят пирамиды, постепенно появляются красиво украшенные дворцы, храмы и церкви, художники Средневековья трудятся над витражами, полотнами и гобеленами, возникают разные стили живописи и архитектуры, появляется фотография… В общем, это просто клад для того, кто хочет разбираться в искусстве. С ребёнком эту книгу советуем изучать постепенно. Для начала её можно использовать в качестве виммельбуха. Иллюстрации Тибо Рассата очень яркие, живые и детализированные, их можно разглядывать с самого раннего возраста, не касаясь информационной стороны вопроса. А когда малыш начнёт интересоваться тем, кто именно изображён на картинках, чем они занимаются, можно потихоньку начинать изучение.

Согласитесь, что наверное, если не все, то по крайней мере, большинство всех родителей на Планете хотят вырастить из своих детей творческих, уникальных, высококультурных личностей. Мы с самых ранних лет пытаемся приучить и привить любовь у наших детей к театрам, галереям, выставкам и многому другому. Но не всякий малыш испытывает радость от посещения таких заведений. Что-то его может испугать, что-то быть для него непонятным, а поэтому и скучным…В любом случае, я считаю, что наверное, основная задача нас родителей, не навязчиво таскать малыша по всеми известным заведениям, а привить любовь к искусствам, рассказать, зачем это все нужно. Поэтому перед тем как водить ребенка, возьмите соответствующую литературу, расскажите о художниках, покажите картинки, побеседуйте, а потом уже весьма подготовленного ребенка ведите в музей. Таким образом, когда он кажется там, то все ему покажется знакомым, он будет узнавать картины, которые разглядывал с Вами, вспоминать художников, о которых Вы ему рассказывали дома и этот мир для него не будет уже чужим, а будет частичкой чего-то знакомого и домашнего.

Я считаю, что с искусством малыша можно знакомить с самого малого возраста, когда ему исполниться 3 месяца. Его мозг настолько пытлив и любознателен в это время, что он с большим удовольствием будет рассматривать все, что Вы ему показываете. Так почему бы не показать ему картины одних из самых известных художников.

Здесь я бы хотела бы написать несколько слов об очень хороших книжках, которые Вы сможете использовать, что рассказать своим детям об искусстве.

Материалы

Кроме того, тут же Вы можете бесплатно скачать картины известных художников:

нажимайте на картинки ниже, чтобы скачать и распечатать:

здесь собраны картины одни из самых изветсных художников

Как играть?

Самым маленьким малышам можно просто распечатывать и показывать карточки, при этом называть названия картин и художников. С детьми постарше можно поиграть с игры на развитие, мелкой моторики, внимательности, памяти и много другого. Самый простой вариант распечатать два вида одинаковых картинок, один из которых разрезать на карточки и предложить разложить малышу разрезанные карточки с основным полем с карточками. Такая игра подойдет для малышей от 1,3-1,5 лет. Игра на развитие памяти — распечатать два вида одинаковых карточек и переворачивать, пока не найдешь пару одинаковых.

Можно выложить 4 разных картины, потом попросить малыша закрыть глаза и спрятать одну из них. Когда он откроет глаза, предложить отгадать какая из картин исчезла.

Книги по теме

Кроме того, всем советую скачать или купить книгу известного французского искусствоведа, преподавателя в Истории Искусств в Школе Лувра Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве?».

Это книга, написанная об искусстве специально для родителей, которые сами любят все прекрасное и стремятся привить это своим малышам.

Очень хорошая книга, которая повествует детям об искусстве, издательского дома Белый город «Азбука русской живописи». Она представляет собой энциклопедию, которая содержит более 100 известных картин русских художников. С помощью нее малыш познакомится различными направлениями и жанрами русской живописи.

Вот как выглядит эта замечательная книга:

Пример страницы изнутри книги:

Очень хорошая также серия книг «



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.