Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Тема урока « Малые жанры фольклора».

Тип урока: урок открытия нового знания

личностные:

предметные:

метапредметные:

Техники и технологии:

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора" в соответствии с требованиями ФГОС»

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет литература

Класс 5

Тема урока « Малые жанры фольклора».

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты обучения:

личностные: воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

предметные: знать малые жанры фольклора, понимать мудрость, поучающий смысл пословиц;

метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Техники и технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, игровая деятельность

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентации.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Орг. момент. Цель. Включение в деятель-ность.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою

Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

2. Актуализация и углубление знаний.

1.На столе выставка из школьного музея. (Кузовок, котомка, туесок, деревянная тарелка, ухват, полотенце, деревянная ложка). Учитель открывает слайд с фрагментами деревянной резьбы, кружев, салфеток. Беседа с классом.

Посмотрите на выставку. Все эти предметы созданы умелыми руками людей.

Какие из них вам известны?

Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.

С какими предметами вы встречались в сказках?

В мире много добрых, веселых и запоминающихся устных народных произведений.

Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.

Вот почему все эти сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки называют произведениями устного народного творчества. Богат ими русский народ.

2. Просмотр мини-презентаций, подготовленных учащимися.

«Считалки», «Приговорки», «Заклички».

Слушают, записывают теорию в тетради.

Фольклор.

Особенности фольклора. Малые жанры фольклора.

(котомка, кузовок)

Формирование уважительного отношения к своему народу, к труду, к искусству.

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Самостоятельно делать выводы

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1.Делать выводы, обобщения.

2.Осуществлять самоконтроль, самооценку

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

3.Работа по теме урока

1. Беседа по содержанию статьи.

В чём проявляется мудрость народа?

Что называется пословицей?

Что отразилось в пословице?

Как называл пословицу В.И.Даль?

Когда мы употребляем в своей речи пословицы?

Найдите антонимы в пословицах: Мал золотник, да дорог», «Из большой тучи малый дождь», «После большого веселья слёзы бывают», «Много шуму из ничего».

2. Чтение пословиц в учебнике. Учитель предлагает объяснить смысл пословиц.

3. Учитель показывает на слайде слова для составления пословиц. время-потеха, труда –пруда,

дело-мастера, пышки -шишки друга- береги

Читают статью в учебнике, отвечают на заданные вопросы, находят антонимы в пословицах, объясняют значение прочитанных в учебнике пословиц.

3. Составляют пословицу из предложенных им попарно соединенных слов.

(Делу время – потехе час).

(Без труда не вынешь и рыбку из пруда). (Дело мастера боится). (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки). (Нет друга - ищи, нашел -береги).

Формирование интереса к духовно-нравственным ценностям своего народа.

Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации.

4.Закрепление

Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

Работа по группам.

Придумывание истории на основе одной из пословиц.

Формирование духовно- нравственных качеств личности

Освоение способов совместной речевой деятельности, управление поведением партнёра.

Формирование навыков речевой деятельности

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

5. Самостоятельная работа

Учитель задаёт вопрос.

Как вы думаете, почему у различных народов мира пословицы нередко очень близки? Например, зарубежной пословице «Перо сильнее меча» соответствует русская – «Что написано пером, не вырубишь топором.

Учитель раздаёт на каждый стол распечатки русских и зарубежных пословиц и даёт задание: к каждой зарубежной пословице подобрать русскую.

(Взгляды людей выражаются по-разному, но очень похожи). Подбирают к каждой зарубежной пословице русскую.

Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

Освоение способов совместной деятельности

Делать выводы, обобщения. Осуществлять самоконтроль, самооценку.

6. Итог урока Рефлексия.

Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В. Шафран

С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? С какими малыми жанрами народного творчества мы должны познакомиться на следующем уроке?

Загадки, поговорки, песни.

Формирование чувства единения себя со своим народом, чувства сопричастности истории, культуре, судьбе народа.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

7. Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

1.Сделать рисунок к одной из пословиц, подумать: прямое или переносное значение будет иллюстрировать рисунок.

2. Подобрать и записать в тетради по 3-4 пословицы по тематическим группам: о дружбе, о труде. О любви к родине.

Индивидуальные задания:

    подготовить сообщение о поговорках;

    подготовить сообщение о загадках, используя материалы учебника и Интернета;

    выучить наизусть несколько поговорок, объяснить их значение.

Источники:

Н.В.Егорова. Литература 5 кл. Поурочные разработки, М.: Вако, 2011

Литература. 5 класс. Учеб. в 2 ч./В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2015

Разделы: Литература

Класс: 5

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с происхождением и природой загадок;
  • раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

Развивающие:

  • развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • Воспитывающие :

    • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
    • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

    Задачи урока:

    Оборудование:

    Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.”

    Практическая значимость и актуальность:

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Введение в тему.
    3. Основная часть (представление жанров).
    4. Итог. Выставление оценок.
    5. Домашнее задание.
    6. Рефлексия.

    Ход урока

    Звучит народная музыка.

    Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее?

    Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.

    Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.

    Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).

    Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2.

    Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.

    Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.

    Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.

    Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.) Слайд №4 .

    (Ученик читает вслух).

    Какие из жанров вам уже знакомы? (Ответы учеников).

    Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.

    Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.

    Большинство загадок построено на метафоре . Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

    Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.

    (Ученик читает вслух).

    А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.

    Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

    Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.

    Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

    Ребята, предлагаю вам творческое задание.

    1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

    2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

    3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.

    Физкультпауза

    “Что за золото пословицы русские!..”

    А.С.Пушкин

    Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.

    Пословица

    • Краткое мудрое суждение о жизни
    • Содержит поучительный смысл
    • Законченное суждение
    • Характеризует поступки человека, образ жизни
    • Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).

    В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую форму поведения.

    - Ребята, какие пословицы знаете вы? (Ответы учеников).

    Следующее задание “Объясни смысл пословицы”

    Береги платье снову, а честь –смолоду.

    Ученье- красота, неученье – простота.

    Чему учился, тому и пригодился.

    Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)

    Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.

    А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.

    Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).

    Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

    (Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.

    “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..”

    А.С.Пушкин.

    Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.

    Поговорка

    • Меткое суждение
    • Часть суждения, незаконченное предложение
    • Даёт оценку поступкам человека, но не поучает
    • Выражает чувства Слайд №14. (Читает ученик вслух).

    Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок

    Язык до Киева доведёт. Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15.

    Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.

    • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
    • Комар носа не подточит.
    • Больше дела – меньше слов.
    • Муравей не велик, а горы копает.
    • Всему своё время
    • Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.)

    Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Слайд №17. (Ответы учащихся).

    Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18 .

    • Висит сито не руками свито.
    • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
    • Красна птица перьем, а человек ученьем.
    • Седьмая вода на киселе.

    Итог урока. Оценки за работу.

    Домашнее задание на выбор:

    • Сочинить загадки.
    • Написать сочинение о родном крае, закончив пословицей.
    • Создать книжку-малышку “Малые жанры фольклора”. Слайд №19.

    Звучит народная музыка.

    Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.

    Анна Дронина
    Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

    Схема конспекта занятия .

    Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

    Возраст детей : 10-11 лет

    Тема занятия : «Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки »

    Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками .

    Задачи :

    обучающие : повторить малые жанры фольклора ; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок ; показать сходство и различие двух жанровых форм .

    развивающие : развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц , написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

    воспитательные : воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

    Оборудование : сборники пословиц и поговорок ; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц , поговорок , оформленные на доске.

    ИКТ : презентация «Малые жанры фольклора »

    Этапы работы Содержание этапа

    (заполняется педагогом)

    1. Организационный момент

    Цель : организация детей на занятии , мотивация детей на получение нового материала

    Игра «Подари тепло другу»

    Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

    Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

    Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

    2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

    Цель : выявление знаний детей по данной теме

    Методы и приемы : проблемный, информативный

    Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

    В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора ).

    Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор »

    Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая » . Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

    В каждое окошко мы напишем жанры фольклора , которые знаем. Назовите их.

    (колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы , поговорки , загадки и т. д.)

    Хорошо, названия жанров вы знаете , а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

    Презентация «Малые жанры фольклора »

    1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка) .(1 слайд)

    2) Зимою греет,

    Весною тлеет,

    Летом умирает,

    Зимой оживает (снег) . (загадка) (2 слайд)

    3) Киса, кисонька, коток,

    Киса - серенький хвосток,

    Приходи, киса, ночевать,

    Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

    4) Матушка – репка,

    Уродись крепка,

    Капуста - виласта.

    Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

    5) А у нас во дворе

    Поросёнок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

    6) Ехали, ехали

    В лес за орехами,

    По кочкам, по ямкам,

    Бух, и провалились. (потешка)

    7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

    Бьёт хвостом по березничку.

    Наехали на галочку разбойнички,

    Сняли они с галки синь кафтан.

    Не в чем галочке по городу гулять,

    Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

    8) Потягунчики, порастунчики!

    Роток – говорунюшка,

    Руки – хватунюшки,

    Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

    9) Мышка, мышка,

    На тебе зуб костяной,

    А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

    10) Раз, два – упала гора,

    Три, четыре – прицепило,

    Пять, шесть – бьют шерсть,

    Семь, восемь – сено косим,

    Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

    11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица ) (11 слайд)

    12) Обманули дурака

    На четыре кулака,

    На пятое – стуло,

    Чтоб тебя раздуло!

    На шестое - колесо,

    Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

    13) Семь пятниц на неделе. (поговорка ) (13 слайд)

    4. Цель : ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками , выявить сходство и различие

    Методы : беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

    Цель : формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

    Методы и приемы : активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала :

    1. Вводная беседа

    Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок . Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете ? (Ответы детей)

    Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

    А когда так говорят?

    О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

    (Примерные ответы :

    1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

    2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

    3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

    3. Сравнительный анализ :

    Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками . (заполнение таблицы в результате объяснения)

    «Сходства и различия пословиц и поговорок » (использование интерактивной доски)

    Пословица Поговорка

    Сходство

    Краткость

    Ритмичность

    Рифмованность

    Отражение народной мудрости

    Различие

    Законченное суждение Нет законченного суждения : она лишь его часть

    Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово : «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

    Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

    Игра : «Хлопни-топни»

    Закрепление учебного материала.

    4. Игровая пауза.

    Дети делятся на группы (по цвету) . Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова) . Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

    1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

    2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

    3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

    5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

    Сегодня на занятии , мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок . Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

    Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем .

    А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки .

    И так сойдёт.

    У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт» . Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали : «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал : «И так сойдёт!»

    Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…» , - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит» , - отвечал сын и шёл по своим делам.

    Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

    Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются : «Эх, ты, «И так сойдёт» ! Волков бояться, в лес не ходить!»

    Чтение нескольких работ

    5. Рефлексивно-оценочный этап

    Цель : формулирование вывода

    Методы и приемы : оценочный, Подведение итогов :

    Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

    Было ли занятие для вас интересным ?

    Что нового вы для себя узнали?

    Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии ? С чем они связаны?

    Какая информация сегодня на занятии была новая ?

    6. Задание на дом

    Цель : нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

    Метод : частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову : друг, вода, радость, книга, жизнь.

    Предмет : литература Класс : 5

    Тип урока : урок закрепления и совершенствования ЗУН и СУД

    Технологическая карта

    Тема

    Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

    Цели:

    Цели:

    Обучающая: знание малых фольклорных жанров, их отличительных особенностей; причин возникновения и создания малых жанров фольклора

    Развивающая: развитие интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

    Воспитательная: воспитание уважения к истокам культуры своего народа

    Основные понятия

    Фольклор

    Этап урока, цель

    Задания для учащихся

    Деятельность

    учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты УУД

    I . Самоопределение к деятельности

    Работа над формулировкой темы:

    Что необходимо знать?

    Что должны уметь? Что для этого надо повторить?

    Проверяет готовность обучающихся к уроку.

    Озвучивает тему и цель урока.

    Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

    Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий

    Личностные: учащиеся определяют

    цель урока для себя

    II . Проверка д\з

    Вопросы

    Задает

    Отвечают

    Личностные: делают выводы, исправляют ошибки

    III . Формулирование темы урока, постановка цели

    Что такое фольклор?

    (устное народное творчество, в переводе с английского обозначает "народная мудрость",

    "народное знание".)

    Как вы понимаете эти три ключевых слова:

    устное народное творчество

    Выдвигает проблему.

    Проводит параллель с ранее изученным материалом.

    Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя

    Регулятивная: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной

    задачи в зависимости от

    конкретных условий,

    составляют план и

    последовательность действий

    Коммуникативная: умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать

    недостающую информацию

    IV . Изучение нового

    Просмотр презентации

    Какие жанры фольклора вы знаете?

    Запись в тетрадь жанров детского фольклора

    Чтение детского фольклора

    Спрашивает

    Просит

    Размышляют, приводят примеры

    Читают, записывают

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

    Коммуникативные: строят устные высказывания

    V . Закрепление нового

    Называют особенности детского фольклора, ищут подтверждения своим выводам в статье учебника

    Просит назвать известные примеры детского фольклора

    Приводят примеры

    Личностные: осуществляют контроль своей деятельности

    Регулятивные: учатся самостоятельно добывать информацию

    VI .Актуализация и пробное учебное действие

    Обучающиеся продолжают пословицы:

    Семь раз отмерь…

    Родная земля и в горсти…

    Родина – мать, умей…

    Старый друг…

    Задаёт проблемный вопрос:

    К каким выводам о роли фольклора в нашей современной жизни вы пришли? Почему?

    Побуждает к мышлению. К высказыванию собственного мнения

    Высказывают своё мнение

    Личностные: с помощью пословиц развивают устную речь

    Регулятивные:

    знакомятся с устным жанром детского фольклора, развивают память

    Коммуникативные: учатся высказывать собственное мнение

    VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Вспомнить считалочку, записать

    Вспоминают, записывают, читают считалочку

    Личностные:

    имеют мотивацию к учебной деятельности.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

    Регулятивные: планируют необходимые действия

    Коммуникативные: осуществляют индивидуальную деятельность

    VIII . Рефлексия

    Игра «Что я знаю – кто быстрей»

    Назовите прибаутки

    Как называются короткие стишки, которые выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла? (кто веселее прочитает закличку)

    Продолжи

    -«Улитка, улитка высуни рога…» ,

    «Божья коровка, полети на небко…»

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Высказывают свое мнение.

    Личностные:

    развивают устную речь, развивают память, артистические способности

    Коммуникативные: развивают умение слушать других

    IX . Д/З- 2 мин

    Определяем дальнейшие цели по данной теме, записываем д/з.

    Дает: комментарий к домашнему заданию;

    Запись д/з: найти и записать считалочки (кто больше)

    Источники:

    Н.В.Егорова. Литература 5 кл. Поурочные разработки, М.: Вако, 2011

    Литература. 5 класс. Учеб. в 2 ч./В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2015

    I . Мотивация и актуализация.

    Приветствие, проверка готовности к уроку.

    Как календарные изменения в природе отражены в русских пословицах? (Толкование отдельных пословиц).

    Что вы узнали о Масленице? Расскажите.

    II. Построение проекта.

    (слайд 1) - Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (….)

    Действительно, всё это жанры УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. (слайд 2) Запишем тему урока.

    Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? (…) - (слайд 3 )

    Что такое "фольклор”? Понятие это для вас новое. Само слово появилось в XIX веке и пришло из английского языка. В буквальном переводе оно означает «народная мудрость», УНТ. (слайд 4)

    Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО? (слайд 4) (Устное - передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное - сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество - от слова "творить”, то есть сочинять, придумывать.)

    Ребята, фольклор - это тоже, как и литература, искусство слова. Всё искусство слова делится на 2 пласта: фольклор и литература.

    А чем же отличается фольклор от литературы, как вы думаете? (для опоры - толкование ключевых понятий фольклора на экране).

    (Слайд 5) - Итак, в фольклоре нет персонального создателя, возник и развивается он как устное творчество, существует во множестве вариантов (кстати, почему, как вы думаете?).

    А какие жанры фольклора вы знаете? (…)

    Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

    Правильно, сегодня мы будем говорить о жанрах фольклора, но только о малых жанрах детского фольклора.

    Исходя из темы урока, какие цели для себя поставим? (формулируют цели).

    III. Реализация построенного проекта.

    Когда и как вы познакомились с произведениями УНТ? (…)

    Встречались ли вы с произведениями фольклора ещё где-то, кроме уроков литературы? (…)

    1. - Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.

    Может быть, кто из вас хочет спеть колыбельную песню? («Баю-баюшки-баю…», например).

    Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (…)

    2. Пестушки. - От какого слова произошло слово "пестушки”? (Пестовать - нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом).

    Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? (У сороки боли…)
    - А когда купают малыша, какие слова приговаривают? (С гуся вода…)

    Чем потешки отличаются от пестушек? (…)

    Потешки (прибаутки) - это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям.

    Физминутка (слайд 6).

    Давайте вспомним, как вас забавляли, когда вы были совсем крошечными: «Идёт коза рогатая…».

    3. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни. (слайд 7).

    4. Загадки - веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.

    А какие загадки вы знаете? (…)

    5. Молод ты или стар, болен или здоров, весел или загрустил - на все случаи жизни ответит пословица . Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы найдите в нём пословицы. Будьте внимательнее (слайд 8).

    Какие пословицы услышали? (…)

    6. Считалки. Что же это за жанр? Для чего нужны считалки?

    Какие вы знаете считалки? (…)

    7. Скороговорки. В чём их особенность? Для чего они нужны?

    Какие вы знаете скороговорки? (…)

    8. Дразнилки. А вы знаете какие-нибудь дразнилки? (Андрей, Ленка)

    9. И заклички. Что это за жанр? В чём его особенность? (…)

    IV. Первичное закрепление с самопроверкой. Работа в группах (5 групп).

    Литературное лото.

    Каждой группе раздаются одинаковые карточки с текстами и карта лото. Какая группа раньше всех справится с заданием? (Проверка)

    2. - Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?

    Д/З: Подберите свои тексты для карточек лото (в случае затруднения попросите помощи у родителей).

    Использованные источники:

    1. Поурочные разработки по литературе. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва.

    2. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Составитель Л.М.Серёгина.



    2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.