Краткая биография алексея николаевича толстого. Краткая биография алексея толстого Отзыв о писателе алексей толстом кратко

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. (10 января н.с.) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Отец Толстого – граф Н.А. Толстой; мать – урожденная А.Л. Тургенева. Был воспитан отчимом А. Бостромом, либералом и наследником «шестидесятников», к которому ушла мать А. Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.

Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901 , едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону.

В 1907 , незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1905 Толстой впервые напечатал в провинциальных газетах несколько стихотворений в духе гражданской поэзии. В 1907 году выпустил сборник стихов «Лирика», в котором сказалось влияние декадентства – результат сближения автора со столичной литературной средой. В 1908 в журнале «Нива» публикуется первый рассказ Толстого «Старая башня». Вслед за этим выходят сборник «Сорочьи сказки» (1910 ) и книга стихов «За синими реками» (1911 ), в которых Толстой обратился к различным мотивам народного творчества.

В 1909-1911 выступил с реалистичными рассказами и повестями из жизни разоряющегося поместного дворянства. Эти произведения – цикл «Заволжье», а также примыкающие к нему по теме романы «Чудаки» («Две жизни», 1911 ) и «Хромой барин» (1912 ) – принесли Толстому известность. Продолжая традиции критического реализма 19 века, молодой Толстой учился мастерству у И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя.

Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от «Русских ведомостей» он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915 ; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916 ). В годы войны обратился к драматургии - комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916 ).

События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.

Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», «День Петра»).

Осенью 1918 уезжает с семьей в Одессу, оттуда – в Париж. Становится эмигрантом. В 1920 была написана повесть «Детство Никиты». В 1921 «перекочевал» в Берлин и вошел в сменовеховскую группу «Накануне» (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А. Толстого. В 1922 в Берлин приехал М. Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман «Аэлита» (1922-1923 ), повести «Черная пятница» (1924 ) и «Рукопись, найденная под кроватью».

В 1923 Толстой возвращается в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», 1927-1928 ; «Хмурое утро», 1940-1941 ). К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937 ). В открытом гостеприимном доме А. Толстого собирались интересные, талантливые люди - писатели, актеры, музыканты. Значительным достижением А. Толстого стал его исторический роман «Петр I», над которым он работал в течение шестнадцати лет.

Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию «Иван Грозный»(1941-1943 ).

Граф и академик АН СССР Алексей Николаевич Толстой был чрезвычайно талантливым и разносторонним литератором, который писал в самых разных жанрах и направлениях. В его арсенале два сборника стихов, обработка сказок, сценарии, огромное количество пьес, публицистики и других статей. Но прежде всего он - великий прозаик и мастер увлекательных рассказов. Он бы удостоен Государственной премии СССР (в 1941 г., 1943 г. и уже посмертно в 1946 г.). Писательская биография содержит интересные факты из жизни Толстого. О них дальше и пойдет речь.

Толстой: жизнь и творчество

29 декабря 1882 года (по старому 10 января 1883) в Николаевске (Пугачевск) на свет родился Толстой Алексей Николаевич. Когда его мать была беременной, она оставила своего мужа Н. А. Толстого и переехала жить к земскому служащему А. А. Бострома.

Все свое детство Алеша провел в имении своего отчима в деревне Сосновка Самарской губернии. Это самые были счастливые годы для ребенка, который вырос очень сильным и жизнелюбивым. Потом Толстой закончил Петербургский технологический институт, но диплом так и не защитил (1907 г.).

С 1905 по 1908 год он начинает публиковать стихи и прозу. Известность к писателю пришла после рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911 гг.), романов «Чудаки» (1911 г.) и «Хромой барин» (1912 г.). Здесь он описывал анекдотические и неординарные происшествия, происходившие с чудаковатыми помещиками его родной Самарской губернии.

Первая мировая

Интересные факты из жизни Толстого говорят о том, что в Первую мировую он работал А дальше он с большим энтузиазмом отнесся к Писатель в то время жил в Москве. В момент социалистической революции назначило Толстого комиссаром по регистрации печати. Начиная с 1917 по 1918 год вся аполитичного писателя отображала подавленность и обеспокоенность.

После революции, с 1918 по 1923 год, жизнь Алексея Толстого прошла в эмиграции. В 1918 году он отправляется на Украину в литературное турне, а в 1919 году эвакуируется из Одессы в Стамбул.

Эмиграция

Возвращаясь к теме «Толстой: жизнь и творчество», нужно отметить, что пару лет он прожил в Париже, потом в 1921 году переехал в Берлин, где стал налаживать старые связи с писателями, оставшимися в России. В итоге, так и не прижившись за границей, в период НЭПа (1923 г.) он возвращается обратно на родину. Жизнь его за границей принесла свои плоды, и свет увидело его автобиографическое произведения «Детство Никиты» (1920-1922 гг.), «Хождение по мукам» - первая редакция (1921 г.), кстати, в 1922 году он объявил, что это будет трилогия. Со временем антибольшевистское направление романа было исправлено, писатель был склонен переделывать свои произведения, зачастую колеблясь между полюсами из-за политической конъюнктуры СССР. Писатель никогда не забывал о своих «грехах» - дворянском происхождении и эмиграции, но понимал, что широкий круг читателей у него появился именно сейчас, в советское время.

Новый творческий период

По приезду в Россию был опубликован роман «Аэлита» (1922-1923 гг.) научно-фантастического жанра. В нем рассказывается, как боец Красной Армии устраивает революцию на Марсе, но все пошло не так, как хотелось. Чуть позже вышел второй роман этого же жанра «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926 гг.), который автор много раз переделывал. В 1925 году появился фантастический рассказ «Союз пяти». Толстой, кстати, в этих своей предсказал многие технические чудеса, например, космически полеты, улавливание космических голосов, лазер, «парашютный тормоз», деление атомного ядра и т. д.

С 1924 по 1925 год Толстой Алексей Николаевич создает роман сатирического жанра «Похождение Невзорова, или Ибикус», где описываются приключения авантюриста. Очевидно, отсюда родился образ Остапа Бендера у Ильфа и Петрова.

Уже в 1937 году Толстой по госзаказу пишет повесть о Сталине «Хлеб», где в описываемых событиях четко просматривается выдающаяся роль вождя пролетариата и Ворошилова.

Одной из лучших детских повестей в мировой литературе стала повесть А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935 г.). Писатель очень удачно и основательно переделал сказку «Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди.

В период с 1930 по 1934 год Толстой создает две книги о Петре Первом и о его времени. Здесь писатель дает свою оценку той эпохе и концепции реформ царя. Свою третью книгу «Петр Первый» он писал, уже будучи смертельно больным.

Во время Великой Отечественной Алексей Николаевич пишет много публицистических статей и рассказов. В их числе «Русский характер», «Иван грозный» и т. д.

Противоречия

Личность писателя Алексея Толстого довольно противоречивая, как, в принципе, и его творчество. В Советском Союзе он был вторым по величине писателем после Максима Горького. Толстой был символом того, как настоящими советскими патриотами становились люди из высших дворянских сословий. Он особо никогда не жаловался на нужду и всегда жил как барин, потому как никогда не переставал работать на своей пишущей машинке и всегда был востребован.

Интересные факты из жизни Толстого включают и то, что он мог хлопотать об арестованных или опальных знакомых, однако мог и уклоняться от этого. Он был четыре раза женат. Н. В. Крандиевская, одна из его жен, в некотором роде послужила прототипом героинь романа «Хождение по мукам».

Патриот

Алексей Николаевич любил писать в реалистической манере с использованием подлинных фактов, но также великолепно создавал и фантастику. Его любили, он был душой любого общества, однако были и те, кто показывал презрительное отношение к писателю. К ним относились А. Ахматова, М. Булгаков, О. Мандельштам (от последнего Толстой даже получил пощечину).

Алексей Толстой был самым настоящим национальным русским писателем, патриотом и государственником, он чаще всего писал на зарубежном материале и при этом совершенно не желал учить иностранные языки для лучшего ощущения своего родного русского языка.

После с 1936 по 1938 год он возглавил Союз писателей СССР. После войны он был членом комиссии по расследованию преступлений фашистских оккупантов.

Нужно отметить, что годы жизни Толстого пришлись на период с 1883 по 1945 год. Он умер 23 февраля 1945 года от рака в возрасте 62 лет и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Биография Толстой А. Н.

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. в городе Николаевске Самарской губернии. Впрочем, можно сказать и по-другому: 10 января 1883 г., в городе Пугачевске Саратовской области. За время его жизни (умер он 23 февраля 1945 г.) изменился счет времени, изменялись многие названия и границы. Чуткий к социальным переменам, А. Н. Толстой принял и в своем творчестве ярче, талантливее, чем многие писатели, выразил героику и мерзость прожитого им времени.

Детство и юность его прошли, впрочем, как у тысяч подобных ему детей помещиков средней руки. Его отчим и мать - интеллигентные люди, изгнанные провинциальным обществом (мать ушла от мужа за несколько месяцев до рождения сына),- поселились в деревне. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Толстой А. Н.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) «Я вырос на степном хуторе верстах в девяноста от Самары»,- начинает свою автобиографию Алексей Толстой. Впечатления детства, природа Поволжья, дружба с крестьянскими детьми, уклад деревенской и мелкопоместной жизни вспомнятся потом в серии рассказов о разоряющихся барах и в «Детстве Никиты». В семье поддерживалась память о «шестидесятниках», разговоры велись в самом либеральном духе. Мать, Александра Леонтьевна Востром, писала книги (далеко не всегда находившие издателя), герои которых обличали несправедливость в длинных и прямолинейных монологах. Признанными в семье писателями были Тургенев, Лев Толстой, Некрасов. Но в те же детские годы, как вспоминал Алексей Толстой впоследствии, он особенно любил слушать сказки и песни на крестьянских посиделках. Русская реалистическая литература с ее стилистической ясностью и русский фольклор формировали язык будущего писателя.

В литературу он вошел легко. Правда, о первой книге стихов, «Лирика» (1907), он не любил вспоминать, считал ее слабой и рассказывал, что сжег весь тираж. Но уже две следующие книги: «Сорочьи сказки» (1910) и стихи «За синими реками» (1911) сразу были приняты читателем. В начале XX века после спада революции особым спросом пользовалась литература «туманно-утонченная» и «мифо-языческая». От увлечения первой Алексея Толстого спасло чувство юмора и естественность - результат воспитания. Он попробовал написать несколько «декадентских» рассказов, но даже не пытался их напечатать. Любовь же к фольклору не покидала его до смерти, но и в этом жанре он предпочитал стилизации народное слово: живой русский язык А. Н. Толстой чувствовал как мало кто из писателей.

Наибольшую популярность Алексею Толстому принесли рассказы и повести из быта заволжских помещиков: такая тема стала модной в годы между первой революцией и мировой войной. И. А. Бунин в воспоминаниях «Третий Толстой» отметил главную, на его взгляд, черту творчества этого автора: «...с самого начала своего писательства проявил он великое умение поставлять на литературный рынок только то, что шло на нем ходко, в зависимости от тех или иных меняющихся вкусов и обстоятельств» ". Такую особенность писателя (свойственную не одному А. Н. Толстому) можно, однако, понять и по-другому: один увидит в ней погоню за сиюминутным успехом, а другой - желание говорить с людьми о том, что им сейчас интересно. Есть писатели, которым более интересен их собственный «внутренний мир»: они не могут не писать, потому что им надо рассказать о себе, самовыразиться. А есть и другие: они ближе к своему читателю, часто имеют общие с ним интересы и вкусы. Из них не выходят «учители жизни», но они создают основу литературы. А. Н. Толстой - общительный по своей натуре человек - сам увлекался теми же темами, что и его читатели. Он был очень социальным писателем: не только потому, что писал на общественно важные темы, но и потому, что не мог жить без общения с самыми разными людьми. А. Н. Толстой знал силу своего таланта и хотел занимать соответствующее этому таланту место. Он и занял его, когда после кратковременной эмиграции вернулся в 1923 году в Советскую Россию. Его книги беспрестанно издавались, он имел и высокие посты в писательских организациях, был и депутатом Верховного Совета СССР, и академиком. Все внешние блага, желаемые им, Алексей Толстой получал по справедливости: как в соответствии с его писательским мастерством, так и потому, что отмеченную Буниным черту решительно развил, поняв: теперь отношения писателя с читателем устанавливаются не непосредственно, а через государство; место идей заступает идеология. Читателю можно угождать, а можно и быть независимым; государству нужно служить.

Огромный языковой талант Алексея Толстого не раз спасал его на этом пути от написания однодневных рассказов и романов, как у менее даровитых его коллег. Но и в исторических его произведениях заметна эта, все усиливавшаяся к сороковым годам, тенденция; и в рассказах двадцатых годов, ставших сейчас историческим памятником (лексику, манеру разговора, быт этих лет по ним можно восстановить с археологической точностью), часто «сверхзадача» проглядывает слишком откровенно. Романтичному читателю «Аэлиты» грустно узнать, что чуть ли не сразу по возвращении в Россию Алексей Толстой переделал роман в киносценарий (фильм вышел в 1924 г.), по которому Аэлита после победы народного восстания снова загоняет рабочих в рудники, из-за чего Лось убивает ее. Но в конце выясняется, что весь полет на Марс привиделся в бреду Лосю, и тот, очнувшись, сжигает свои чертежи межпланетного корабля и возглашает отказ от пустых мечтаний и стремление строить повое общество.

Еще в эмиграции А. Н. Толстой написал и издал роман «Хождение по мукам» (получивший впоследствии название «Сестры» и ставший первой книгой знаменитой трилогии) - одну из лучших своих книг. Для издания 1925 года он сделал ряд исправлений, приближающих этот роман к - еще не написанным! - «Восемнадцатому году» (опубликован в 1928 г., впоследствии тоже переделывался) и «Хмурому утру» (закончен в 1941 г.). Эволюция Алексея Толстого от двадцатых к сороковым годам заметна и в «Петре Первом», но виднее всего она проявилась в «Хождении по мукам». «Сестры» - итог эпохи, непосредственно прожитой писателем, прощание с ней; этот бывший свой мир Алексей Толстой изображает цельно, завершено и лирично. Вторая и третья книги выигрывают в том, что называется «динамика развития характеров», но эта жизнь, очевидно для читателя, известна А. Н. Толстому из чужих рассказов, из документов - но не прожита им самим. Недаром столь велика здесь доля прямой публицистики или хроники. Вставка же между второй и третьей книгами - «Хлеб (Оборона Царицына)», попытка художественного воплощения сложившейся к тому времени (повесть закончена осенью 1937 г.) установки о ведущей роли И. В. Сталина в гражданской войне - вызвала, как признавал сам писатель, упреки в том, что она суха и «деловита». Если в «Петре Первом» та же задача возвеличения вождя, преобразователя воплощена художественно, то в драматической дилогии об Иване Грозном и язык персонажей неестествен, и идея упрочения государства мудрым правителем выражена слишком лобово, и даже понятный в годы войны патриотизм - низкого пошиба: все русские (кроме нескольких продавшихся бояр) хороши и благолепны, все немцы и татары - глупы, продажны. Пьеса об Иване Грозном была заказана А. Н. Толстому еще до войны, на волне возвеличения царя и в кино (фильм С. Эйзенштейна) и в литературе (книги 40-х гг. В. Костылева, В. Соловьева, пьеса И. Сельвинского и т. п.). Суть такого «развития культуры» определил тогда же Б. Л. Пастернак: «Благодетелю нашему кажется, что до сих пор были слишком сантиментальны и пора одуматься. Петр Первый уже оказывается параллелью неподходящей. Новое увлечение, открыто исповедуемое,- Грозный, опричнина, жестокость. На эти темы пишутся новые оперы, драмы и сценарии». Но и читаем мы сейчас не пьесы об Иване Грозном и не «Хлеб», а «Детство Никиты», «Золотой ключик», многие рассказы А. Н. Толстого, «Хождение по мукам» и «Петр Первый».

Источники:

    Толстой А. Н. Петр Первый: Роман/Вступ. ст. С. Серова.- М.: Худож. лит., 1990.-637 с.

    Аннотация :

    В историческом романе А. Н. Толстого {1883-1945) «Петр Первый» показан один из переломных моментов в истории России, когда, по словам автора, завязывался «русский характер».

    Первая книга романа посвящена борьбе Петра и его сторонников с традициями старомосковской Руси. Во второй - рассказывается, как в войнах с внешними врагами крепнет новое Российское государство. Третья, неоконченная книга, повествует о победах России в Северной войне. Умело пользуясь языком петровского времени, А. Н. Толстой воссоздает образ главного героя и дух эпохи.

Писатель Алексей Николаевич Толстой родился в семье потомственных графов в небольшом городе Николаевске, что в Самарской губернии 29.12.1882 (10.01.1983) года. Еще до рождения сына мать Толстого, оставив мужа, графа Николая Александровича, ушла к любовнику - Алексею Аполлоновичу Бострому. У него в имении Сосновка, вблизи Самары, и прошло детство Алексея. Кое-кто из биографов Толстого предполагает, что именно Бостров, неофициальный отчим Алексея, и был его биологическим отцом.

Учеба. Формирование

В имении отчима для получения начального образования для мальчика был приглашен учитель. Потом семья перебралась в Самару, где Алексей начал учебу в реальном училище. Окончив его, юноша уехал в Петербург поступать в технологический институт. Именно в этот период он начал писать стихи, и уже в 1906 году они были опубликованы.

Надо сказать, что огромное влияние на формирование литературных способностей будущего писателя оказала мать. Она разрабатывала для него темы ранних произведений («Детство Леши», «Логутка»), предоставляла для его пользования письма и свои сочинения, где совсем еще юный Толстой черпал образы для своих первых книг о детстве. Мать, словно само собой разумеющееся, восприняла известие о том, что сын собирается сотрудничать с журналом «Юный читатель» и начал писать «детские воспоминания».

Она без всякого удивления спрашивала в ответном письме о том, как продвигается его работа над воспоминаниями и когда она сможет их прочесть. Произошло нормальное, генетическое предуготованное и сознательно взрощённое развитие литературного дарования Алексея Толстого, воспитанного долгими и упорными усилиями матери. Алексей не стал защищать диплом после прохождения всего курса обучения, а на самом финале бросил институт и занялся исключительно литературой.

Начало литературной деятельности

Оставив институт в 1907 г., Толстой выпустил книгу стихов «Лирика», сотрудничал в журналах «Луч» и «Образование», печатая там свои статьи и стихотворения. В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Параллельно он пробовал писать прозу «Сорочьи сказки», и именно как прозаик впоследствии прославится Алексей Толстой. Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра. В период Первой мировой войны Толстой работал военным корреспондентом, побывал во Франции и Англии. Кроме газетных материалов у него в работе находились военные рассказы и пьесы.

Годы эмиграции

Октябрьскую революцию Толстой не принял, поэтому в 1918 г. эмигрировал в Париж, потом в Берлин. До 1923 г. он жил и работал за границей, как и многие другие из русской эмигрантской интеллигенции. Будучи членом группы «Накануне», он не прекращал работу на литературной ниве. В 1920 г. написал повесть на все еще волнующую его тему «Детство Никиты», а в следующие два года - еще несколько книг, в том числе повесть под названием «Черная пятница», фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и ставшую бестселлером детскую сказку «Золотой ключик» о приключениях деревянного мальчика Буратино, созданную по мотивам сказки о Пиноккио итальянского писателя Карло Коллоди. Там же, в эмиграции, Толстой начал работу над самым известным своим произведением - трилогией «Хождение по мукам». В этом романе Толстой изобразил последствия Октябрьской революции, отразившиеся на судьбах людей из числа русской интеллигенции. Снова в России.

Трилогия «Хождение по мукам»

В 1923 году Алексей Толстой возвратился на родину, где продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам». В романе он сделал попытку создать образ времени революции и Гражданской войны на примере судеб отдельных людей. Его не особенно волнует диалектика характеров персонажей - он исследует столкновение личности с новым внешним миропорядком. Он видит человека центром мирового космоса. Классическую борьбу добра и зла, созидания и разлома герои Толстого испытывают не внутри личности, а в ее столкновении с разлагающимся внешним миром, чуждым человеку, его духовной сущности. Этот конфликт губителен для всех, кто вынужден соприкасаться с этим миром, он разрушает их живые души и судьбы.

Историческая тема в творчестве Ал.Толстого

В 1929 г. Толстой начал работу над историческим романом «Петр Первый». Свой интерес к теме сильной, реформаторской власти Толстой сам объяснял тем, что эпоху больших перемен после 1917 года он хотел постичь «с другого конца». Иначе говоря, в теме реформ Петра он искал разгадку русской государственности, истоки новых исторических путей России. Историческую тему Толстой поднимал и в пьесе «Заговор императрицы» - о разложении царского режима. Роман «Петр Первый» так и не был завершен.

В годы культа личности Сталина

В 1937 г. А. Толстой написал роман «Хлеб» (иногда его называют повестью). Литературоведы считают его творческой неудачей писателя. Он исказил историческую истину, неверно изобразил роль Сталина в событиях эпохи и его личность в целом. Потому пострадала художественная правда, эстетические и нравственные традиции. Неудачной специалисты признали и историческую дилогию Толстого об Иване Грозном.

Конечно, Толстой - гражданин и Толстой - художник видел те трагические проявления, которые породил набирающий убийственную силу сталинский тоталитарный режим с его культом личности. К нему, баловню судьбы, часто обращались люди с просьбой помочь вызволить невинно арестованных и безвестно пропавших.

В ответных письмах Толстой писал о чем угодно, но не реагировал на просьбу. Такой факт сохранился в архиве в переписке с Н.В. Крандиевской, которая много раз писала ему с просьбой выручить знакомых и друзей. Иногда в ее письмах бывали слова благодарности за помощь. Пользуясь некоторыми полномочиями депутата Верховного Совета СССР, Толстой писал лично Вышинскому, Генеральному прокурору страны, с просьбой «разобраться» или «помочь». И лишь немногие из этих писем имели положительный результат, но тем не менее, Толстой все же помогал, чем мог.

В конце жизни Ал.Толстого

В 1940 - 41 годах Алексей Николаевич работал над III частью романа «Хождение по мукам». Кроме того, он был членом комиссии, расследовавшей фашистские преступления, и лично присутствовал на судебном процессе в Краснодаре. В 1944 - ом у писателя была обнаружена злокачественная опухоль в легких. Медицина не помогла, он умер 23.12.1945 года.

  • А.Толстому три раза присуждали Сталинскую премию - в 1941г за роман "Петр I", 1943г за роман "Хождение по мукм" и 1946г за пьесу "Иван Грозный".
  • Возглавлял Союз писателей с 1936 по 1938 годы.

Современники называли Алексея Николаевича Толстого «красным графом», подчеркивая парадокс его биографии: в 1917-м большевики разделались с титулами и их носителями, но Толстому удалось невозможное. «Товарищ граф» стал воплощением компромисса: ненавидя большевиков, он преданно служил режиму и сумел получить три Сталинских премии.

Детство и юность

Родился писатель в январе 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Детство автора «Графа Калиостро» и «Хождения по мукам» прошло в имении обедневшего помещика, служившего в земской управе, Алексея Бострома на хуторе Сосновка неподалеку от Самары.

Кто был генетическим отцом Алексея Толстого – спорят и сегодня. Мама писателя Александра Леонтьевна Тургенева сбежала от мужа – богатого самарского помещика, офицера лейб-гвардии гусарского полка и графа Николая Александровича Толстого, будучи беременной. Она ушла к Бострому, оставив мужу троих детей. Биографы и современники Алексея Толстого называли отцом писателя помещика Бострома. До 13 лет прозаик носил его фамилию и считал родным отцом. Замуж за Алексея Бострома Александра Леонтьевна так и не вышла: не позволила церковь.


Когда Алеша повзрослел, мать начала 4-летнюю тяжбу, желая вернуть сыну графский титул, фамилию и отчество первого мужа. Тяжба завершилась к 17-летию Алексея Николаевича: в 1901 году он стал графом Толстым, не зная человека, чье отчество и фамилия ему достались.

Любовь к литературе и писательству привила Алексею Толстому мама, внучатая племянница Николая Тургенева. Сочинения – романы и детские книги – она подписывала псевдонимом Александра Бостром.


Первоначальное образование будущий автор «Гиперболоида инженера Гарина» получил дома. Но в 1897 году семья перебралась в Самару, где Толстой стал студентом реального училища. В 1901 году молодой человек продолжил образование в Петербурге, поступив на факультет механики Технологического института.

Литература

Сборник стихов Толстого «Лирика» вышел в 1907 году. Критики отметили в раннем творчестве 24-летнего Алексея Толстого влияние и Семена Надсона: молодой литератор подражал мэтрам. Позже Алексей Николаевич стыдился авторства сборника и старался не вспоминать о стихах.


Первый рассказ «Старая башня» появился после поездки на Урал, куда студента отправили на практику. Полтора месяца Алексей Толстой жил в старинном Невьянске, где собирал легенды, исторические сведения о крае и его достопримечательностях, в том числе о Невьянской наклонной башне.

В 1907 году Алексей Николаевич оставил институт и посвятил себя писательству. По словам Толстого он «напал на свою тему», подсказанную рассказами матери и родственников: это был уходящий мир дворянства, представителей которого литератор назвал «чудаками красочными и нелепыми».

Сборник повестей и рассказов «Заволжье» критики, в числе которых , приняли благожелательно, но Алексей Толстой остался недоволен результатом, назвав себя «неучем и дилетантом».

В студенческие годы Толстой под влиянием Алексея Ремизова взялся за совершенствование языка. Богатейшим материалом оказались старинные сказки, фольклор, сочинения Аввакума и судебные акты XVII века. Вскоре появились «Сорочьи сказки» и второй (последний) поэтический сборник «За синими реками».

Больше стихов Алексей Толстой не писал. Зато рассказы, сказки, повести и романы рождались в огромном количестве – литератор трудился, не покладая рук, удивляя коллег невероятной работоспособностью. В 1911-м он написал роман «Две жизни», в следующем году появился роман «Хромой барин», потом повесть «За стилем» и рассказы. Пьесы Толстого ставили в столичном Малом театре. При этом литератор успевал посещать вечеринки, вернисажи, салоны и все театральные премьеры.


Первая мировая война сделала Алексея Толстого военным корреспондентом: он писал фронтовые очерки для газеты «Русские ведомости», побывал во Франции и Британии. В 1915-16 годы появились рассказы «На горе», «Под водой», «Прекрасная дама». О драматургии писатель тоже не забывал – в 1916-м вышли комедии «Нечистая сила» и «Касатка».

Революционные события октября 1917 года Алексей Толстой принял настороженно. Летом 1918-о он перевез семью в Одессу, спасаясь от большевиков. В южном городе появилась повесть «Граф Калиостро» и комедия «Любовь – книга золотая».


Из Одессы семейство Толстых эмигрировало в Константинополь, затем в Париж. На работоспособности писателя переезд не отразился: Алексей Толстой по-прежнему трудился, не разгибая спины. Во Франции родилась повесть «Детство Никиты» и первая часть трилогии «Хождение по мукам».

Жизнь за границей показалась русскому литератору тоскливой и неуютной. Привыкший к роскоши и комфорту, граф Толстой тяготился неустроенностью быта. Осенью 1921 года он перевез семью в Берлин, где продержался два года. Отношения Алексея Николаевича с эмигрантским миром испортились.


В конце лета 1923 Алексей Толстой навсегда вернулся в советскую Россию. Его возвращение вызвало бурную и неоднозначную реакцию: эмигрантские круги назвали поступок предательством и осыпали «советского графа» проклятиями. Большевики же приняли писателя с распростертыми объятиями: Толстой стал личным другом , завсегдатаем кремлевских приемов, получил членство Академии Наук, избран депутатом Верховного Совета СССР. Алексей Николаевич не то чтобы принял – смирился с новым строем, как с неизбежностью. Ему подарили поместье в Барвихе, дали автомобиль с шофером.

Алексей Толстой доработал трилогию «Хождение по мукам» и подарил маленьким читателям десятки сочинений. Для детей он переделал сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио, назвав свою историю «Золотой ключик, или Приключения Буратино».


В 1924-м родилась повесть, которую литературные критики считают лучшим произведением Алексея Толстого - «Похождения Невзорова, или Ибикус». Писатель подарил миру увлекательные фантастические произведения – романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», утопический рассказ «Голубые города». Но читатели приняли фантастические сочинения «товарища графа» настороженно, а коллеги – , Юрий Тынянов – скептично. По достоинству новые романы автора оценил лишь Максим Горький, который предрек славу романам в жанре фантастики.

В 1937 году Алексей Толстой написал повесть «Хлеб», в которой рассказал о выдающейся роли Сталина в защите Царицына в годы гражданской войны. Но главной книгой, над которой трудился писатель последние 16 лет жизни, был исторический роман « ». Прочитав произведение, расщедрился на похвалу даже скупой на комплименты Иван Бунин, недолюбливавший Толстого.


Повесть Алексея Толстого "Хлеб"

В годы Великой Отечественной войны Алексей Толстой написал драму-дилогию « » и рассказ «Русский характер».

Но есть сочинения, приписываемые перу «красного графа», от которых он открещивался, не желая признавать авторство. Это эротический рассказ «Баня», который называют первым порнографическим произведением дореволюционной России. Но подтверждения, что рассказ написал Алексей Толстой, не нашли: ни в письмах, ни в черновиках писателя не осталось следов работы. Некоторые критики предполагают, что «Баню» написал , но есть и те, кто указывает на Николая Лескова.


Возможно, Алексей Николаевич попал в число «подозреваемых» из-за обоснованного предположения об авторстве другого произведения, в котором тоже есть элементы порнографии. Это «Дневник Вырубовой», появившийся в 1927 году – пошлый пасквиль, написанный (предположительно) Алексеем Толстым и Павлом Щеголевым по заказу власти, чтобы дискредитировать царскую семью.

Произведения Алексея Толстого экранизированы. Некоторые («Хромой барин», «Хождение по мукам») по 3-4 раза. В основе фильмов «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра», «Золотой ключик», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Детство Никиты» лежат произведения «советского графа».

Личная жизнь

Писателя называли ловеласом и бонвиваном. В жизни Алексея Толстого было четыре брака. Первый с Юлией Рожанской, дочерью коллежского советника. Писатель познакомился с девушкой в Самаре, на репетиции спектакля в любительском театре. В 1901 году, после проведенного вместе лета на даче Рожанских, Толстой уговорил Юлию уехать в Петербург, где она поступила в медицинский институт. В следующем году пара повенчалась, а в январе 1903 года родился сын Юрий (умер в 1908).


Во время революционных событий Алексей Толстой уехал в Германию, где познакомился с художницей Софьей Дымшиц. С первой женой официально расстался в 1910-м. Иудейка Софья приняла православие и вышла замуж за Толстого. В 1911 году родилась дочь Марианна.


Вскоре любвеобильный литератор обратил внимание на поэтессу Наталью Крандиевскую и ушел от второй супруги. В 1914-м Толстой и Крандиевская поженились, брак длился до 1935 года. В союзе с Натальей Васильевной, ставшей прототипом Кати из «Хождения по мукам», родились сыновья Никита и Дмитрий.

В августе 1935 года в дом к Толстым пришла красавица-секретарша Людмила Крестинская-Баршева. В октябре Людмила, которая была разительно младше Алексея Николаевича, стала его супругой. Вместе они прожили до кончины писателя.

Смерть

В 1944 году врачи поставили Алексею Толстому страшный диагноз: быстро прогрессирующий рак легкого. Полгода писателя мучили адские боли. Он умер в феврале 1945 в Москве, не дожив до Победы.


Похоронили Алексея Толстого на Новодевичьем кладбище, объявив государственный траур.

В октябре 1987 года в столице на улице Спиридоновка, где прожил последние годы писатель с супругой Людмилой, открыли музей.

Цитаты Алексея Толстого

  • Этот мир погибнет неминуемо. Здесь одни дрозды живут разумно.
  • Должно быть, когда у человека есть все, - тогда он по-настоящему и несчастлив.
  • От солдат требовалось упрямо и послушно умирать в тех местах, где указано на карте.
  • Людей нельзя оставлять без вожаков. Их тянет стать на четвереньки.
  • Здесь дрались свои: брат на брата, отец на сына, кум на кума, - значит, без страха и беспощадно.
  • Необходимо, чтобы количество золота было ограничено, иначе оно потеряет запах человеческого пота.

Библиография

  • 1912 – «Хромой барин»
  • 1921 – «Граф Калиостро»
  • 1922 – «Детство Никиты»
  • 1923 – «Аэлита»
  • 1924 – «Похождения Невзорова, или Ибикус»
  • 1927 – «Гиперболоид инженера Гарина»
  • 1922 – «Хождение по мукам. Сестры»
  • 1928 – «Хождение по мукам. 18-й год»
  • 1941 – «Хождение по мукам. Хмурое утро»
  • 1934 – «Петр Первый»
  • 1942 – «Иван Грозный. Орел и орлица»
  • 1943 – «Иван Грозный. Трудные годы»


2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.