Легенды Крыма: Артек. Крымские легенды

90 лет назад в Крыму открылся детский лагерь "Артек"

16 июня детскому лагерю "Артек" в Крыму исполнилось 90 лет.. Таинственная Белая Дама "Артека" - о ней слышал чуть ли не каждый отдыхающий. Кем она была и какую тайну хранила?

Миледи из "Чертова домика"

Как известно, в каждом уважающем себя пионерлагере должна быть своя Белая Дама - привидение женщины в белом, которое бродит по ночным аллеям и хватает нарушителей режима. А в главном лагере СССР – "Артеке" – эта дама уж точно должна быть какая-нибудь особенная.

Так вот, Белой Дамой "Артека" еще с тех времен, когда никакой "Республики детства" на этом месте не было и в помине, работает призрак Миледи. Да-да, той самой леди Винтер из "Трех Мушкетеров" Дюма. Вернее не совсем той самой, а одной из нескольких реально существовавших женщин, из которых классик приключенческой литературы "слепил" данного отрицательного персонажа. Официально во всех энциклопедиях в качестве прототипа миледи указывается Люси Хэй, графиня Карлайл – брошенная любовница Бэкингема, с горя ставшая агентом Ришелье. Только никаких афер с алмазными подвесками эта приятная во всех отношениях дама не проворачивала. Просто Дюма, в свойственной ему манере смешения эпох, описал совсем другой эпизод из французской истории – знаменитую affaire du collier, историю с пропажей ожерелья Марии-Антуанетты.

Жанна Де Ламотт

Дальнейшая история обнаруживается как минимум в трех версиях за пару кликов в поисковике. И вы узнаете о том, как некая Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа втерлась в парижский высший свет, как поразила всех своей красотой и выскочила замуж за графа де Ламотт, как стала любовницей кардинала де Рогана и подругой Марии-Антуанетты. В роли "алмазных подвесок" - ожерелье с бриллиантами, заказанное еще Людовиком XV для графини Дюбарри, ценой в 1 миллион 600 тысяч ливров (стоила эта безделушка как небольшой французский городок). Король умер, у его бывшей фаворитки все отобрали, и ожерелье повисло мертвым грузом на балансе ювелирной мастерской Бемера и Бассанджа. Но тут появилась Жанна де Ламотт, которая, при помощи небезызвестного Калиостро, задумала и провернула блестящую аферу. Она уговорила своего любовника-кардинала купить ожерелье, якобы от имени королевы и подделала ее подписи на долговых расписках, а саму драгоценность попросту украла. Скандал вышел грандиозный, позднее Мирабо назвал эту историю "прологом к Великой революции", Дюма написал о ней отдельный роман, а в 2001 году Голливуд снял фильм с Хиллари Суонк в главной роли.

Жанну Де Ламотт судили и приговорили к лишению дворянства, клеймению и пожизненному заключению в тюрьме для проституток. Оттуда она бежала в Англию, успешно шантажировала Марию-Антуанетту своими мемуарами и, наконец, то ли покончила жизнь самоубийством, то ли была убита, то ли инсценировала собственную смерть.

Дальнейшие события вот уже 200 лет с удовольствием пересказывают всем желающим крымские краеведы и вожатые "Артека". Нет, не умерла, бежала в Россию, там 12 лет прожила в Петербурге под именем графини де Гоше, потом французский посол случайно ее опознал и потребовал выдачи, а Александр I сослал в Крым. Там она поселилась у подножья Аю-Даг, стала "боссом" местных контрабандистов и обращала в христианство крымских татар, а заодно, на правах ученицы Калиостро, занималась колдовством, из-за чего к ее жилищу навсегда прилипло прозвище "Чертов домик". Долго среди татар еще ходила легенда о старухе-проповеднице, приезжавшей к ним верхом, в черном плаще с двумя пистолетами за поясом, говорившей с ними о Христе с явным французским акцентом. Вся крымская эпопея де Ламотт заняла менее двух лет: в 1824 ее выслали, а в 1826 она уже умерла, и как только все успела? Завещала она похоронить себя в той же одежде, в которой встретит смерть. Но ее старая служанка-армянка ничего не поняла и через сутки после смерти решила все же обмыть свою госпожу, начала раздевать тело и обнаружила на плече клеймо парижского палача - "так все и выяснилось".

"Чертов домик" до сих пор стоит в самом центре лагеря "Морской", в нем с тех пор еще много кто успел пожить, включая основателя "Артека" Зиновия Соловьева. В 1983 году Николай Самвелян опубликовал книгу "Семь ошибок, включая ошибку автора", в которой окончательно доказал, что умершая в Крыму таинственная графиня де Гоше и была Жанной де Ламотт. Страшные истории о "крымской миледи" пионеры рассказывают друг другу каждую смену, поток желающих найти знаменитое ожерелье не иссяк до сих пор - в общем легенда живет и процветает. Были даже проекты по превращению "Чертова домика" в музей графини де Ламотт и "аферы с ожерельем"…

Все ли было так сказочно?

Во всей этой "крымской эпопее" французской аферистки есть немало моментов, вызывающих вполне обоснованные вопросы. Так всегда бывает с популярными историческими легендами – после тщательного изучения документов выясняется, что "не 100 рублей, а 50, не в преферанс, а в "Дурака" и не выиграл, а проиграл".

Американский певец Поль Робсон в Артеке, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Во-первых, откуда пошла вся эта история, где, так сказать, первоисточник? Многие интерпретаторы версии про "крымскую миледи" ссылались на книгу "Письма и записки Оммер де Гелль", принадлежащую якобы перу известной французской путешественницы Адель Оммер де Гедль:

"Похороненная в саду своего дома, эта таинственная женщина, о которой ходили такие разноречивые слухи, не имела на могиле даже камня, который указывал бы иностранцу или путешественнику, что под ним покоится графиня Ламот, высеченная и заклейменная на Гревской площади, как участница в скандалезном деле об ожерелье королевы."

Настоящим автором этих "записок" был известный мистификатор П.П. Вяземский, что доказали еще советские ученые в 1930-х годах прошлого века. То есть одним из столпов истории "крымской миледи" с самого начала была общеизвестная фальшивка.

Во-вторых, во время интересующих нас событий, землями в урочище "Артек" владела вовсе не княгиня Потемкина, как это часто пишут в энциклопедиях, а польский поэт Густав Олизар, друг Пушкина и Мицкевича, будущий участник одного из тайных обществ декабристов и восстания 1830 года. После себя он оставил мемуары. И графиня де Гоше в них, представьте себе, упоминается, но ей там отведено весьма скромное место, всего один абзац:

"Но еще более возбуждала любопытство старая француженка, жившая при ней (Голицыной), в которой многие хотели видеть m-me Ламот, прославившуюся в известном процессе об ожерелье."

И все. Согласитесь, что между пространным повествованием о графине Гвашер из записок Вяземского-"де Гелль" и осторожной фразой Олизара "в которой многие хотели бы видеть…" - дистанция огромного размера. К тому же "Чертов домик" находился как раз на территории его усадьбы "Кадриатикон", поэтому Олизар упомянул бы о том, что сосланная француженка поселилась именно у него.

Едем дальше. Активной собирательницей всех легенд вокруг "Артека" была Маргарита Соловьева, жена основателя лагеря. По ее словам, в 1926 году она встречалась с писателем В. Вересаевым, который и рассказал ей историю "крымской миледи", ссылаясь на мемуары Олизара. Но Олизар сам в "де ламоттовской" версии, как мы знаем, сомневался. Круг замкнулся, а правды все нет.

Были и другие, более дотошные исследователи, например, крымский историк А. Маркевич, опубликовавший в 1912 году в журнале Таврической архивной комиссии статью "К биографии графини де Ламотт Валуа-Гаше". В ней он писал:

"Графиня Гаше отправилась в Крым вместе с известной по своему мистическому миросозерцанию графиней А. С. Голицыной, пригласившей с собой сюда, в свое имение Кореиз, кроме графини Гаше, и еще более известную графиню Крюденер.

Переехав в Крым, графиня Гаше проживала некоторое время в Кореизе у графини Голицыной, затем одна с прислугой в Артеке, у подножия Аюдага, и, наконец, переселилась в г. Старый Крым, по совету барона Боде, также французского эмигранта, бывшего в Судаке директором училища виноградарства и виноделия."

Юсуповский дворец в Крыму, 1994г. Фото: ИТАР-ТАСС

Вот и появились новые зацепки. Во-первых, А.С. Голицына - жена камергера И.А. Голицына. Ее действительно в 1822 году выслали из Петербурга вместе с правнучкой фельдмаршала Миниха, баронессой Юлианой Крюденер, за попытку склонить Александра I к крестовому походу против Османской империи, а также за распространение пиетизма (одна из сект лютеранства). В Крыму дамы собирались основать пиетистскую колонию из немцев с греками и начать обращение татар. В биографии Голицыной упоминаются и ее весьма оригинальные для почтенной светской дамы манеры:

"Верхом на лошади, в длинном сюртуке, с плетью в руках, с помощью которой она самолично расправлялась не только с домашними, но и с посторонними, деспотичная Голицына держала в трепете даже местные власти. В обществе ее прозвали La vieille du rocher ("Старуха со скалы"), сама она иногда подписывалась La vieille des monts ("Старуха с гор"), что остряки быстро переделали в La vieille demon ("Старый черт")."

Вот, кто ездил к в гости к крымским татарам "в плаще с двумя пистолетами", вернее – с плеткой, и проповедовал им христианство. А заодно становится ясным, что именно за "христианство" такое было, а то католичка-француженка, обращающая мусульман в православие смотрится как-то нелепо.

Итак, вместо де Ламотт мы видим Голицыну, а вместо загадочных контрабандистов – обычных сектантов. А где же все это время была "крымская миледи"?

Маркевич оставляет нам еще одну зацепку насчет клейма. В примечаниях к своей статье он ссылается на вышедшие в 1889 году воспоминания некой Ольги N (журнал "Русский вестник") и пишет: Голицыны узнали, что их старая гувернантка - не кто иная, как графиня де Ламотт, только тогда, когда случайно, через полуоткрытую дверь, заметили у нее на плече отметину… Стоп, какие "Голицыны", если Анна Сергеевна приехала в Крым без родственников? Во-вторых, зачем ей понадобилась гувернантка, если у нее не было детей, а дочь Юлианы Крюденер к тому моменту была уже замужем?

Надо сказать, что сама Ольга N графиню де Гоше в глаза не видела, а историю о ней пересказывает со слов неизвестных "крымских старожилов". Далее из текста становится ясным, что речь идет о совсем другой ветви рода Голицыных – о Василии Сергеевиче Голицыне и его жене Елене Суворовой, урожденной Нарышкиной, легендарной красавице своего времени. Одно только "но": в 1824 году эта семья еще праздновала свой "медовый месяц" в Берлине, а в своем крымском имении стала появляться через несколько лет после того, как де Гоше умерла. Видимо, у них жила какая-то другая престарелая француженка, у которой тоже могло быть клеймо. А могло случиться и так, что одну историю смешали с другой ради достоверности. Поскольку легенды о "миледи" стали появляться чуть ли не на другой день после ее смерти, крымские дворяне были склонны видеть Жанну де Ламотт в любой эмигрантке говорящей по-французски.

А может ее и вовсе не было в Крыму?

Нет, была. И даже в ссылке оставалась персоной настолько важной для российской короны, что то ли начальник Генерального штаба Дибич, то ли всемогущий Бекендорф приказал губернатору Таврическому Нарышкину: после смерти графини все принадлежащие ей бумаги и личные вещи изъять и немедленно фельдъегерской почтой доставить в Петербург! Как только весть о кончине де Гоше дошла до Нарышкина, он немедленно отправил своего чиновника для особых поручений, но не в "Артек", а в город Старый Крым, и дает ему письменный наказ, одна фраза из которого окончательно все проясняет:

Жанна Де Ламотт

"Известно, что графиня Гаше находилась и умерла в Старом Крыму, имущество ее описано тамошнею ратушею при бытности назначенных графинею Гаше изустно перед кончиною своею душеприказчиков: коллежского секретаря барона Боде, иностранца Килиуса и заведовавшего делами покойной феодосийского 1-й гильдии купца Доменико Аморети, которое, по распоряжению тамошнего губернаторского правительства, взято в ведомство феодосийской дворянской опеки. В описи имущества показаны четыре шкатулки без означения, однако, каких они цветов, но одна из них, под No 88, с дамским прибором и отмечена следующею госпоже Бирх. Вероятно, это та самая шкатулка, о которой начальник генерального штаба пишет мне".

Значит, де Гаше-де Ламотт действительно жила и умерла в Крыму, но не на Южном берегу, а на востоке полуострова, в городе Старый Крым. Эту версию полностью подтверждают и мемуары дочери уже упомянутого барона Боде, ставшего позднее директором Училища виноградарства и виноделия в Судаке:

"Я была еще очень молоденькой девочкой, когда вся эта компания приезжала к моим родителям, но я живо помню всех их: и сухую, грозную княгиню Голицыну, и нежную блондинку Баронессу Беркгейм, но более всех графиню де Гаше. Всю ее замечательную историю узнала я гораздо позже; не знаю отчего, она тогда поразила меня; но я как сейчас вижу старушку среднего роста, довольно стройная, в сером суконном рединготе. Седые волосы ее были прикрыты черным бархатным беретом с перьями; лицо нельзя сказать кроткое, но умное и приятное, украшалось живыми блестящими глазами. Она говорила бойко и увлекательно-изящным французским языком. С родителями моими она была чрезвычайно любезна, с своими спутницами насмешлива и резка <…> Она желала купить в Старом Крыму сад, принадлежавший отцу моему."

Итак, баронесса Мария Боде оказывается чуть ли не единственным свидетелем (если не считать Олизара), видевшим таинственную графиню де Гоше своими глазами, в отличие от многочисленных пересказчиков баек "крымских старожилов". Там же можно узнать и о том, чем занималась под конец жизни эта женщина.

Александр Боде хотел заполучить де Гаше в качестве компаньонки и наставницы для своей дочери. Он даже предлагал построить для нее дом в Судаке. Но француженка захотела выкупить принадлежавший ему сад, поэтому поселилась в землянке рядом с усадьбой Боде и стала сбивать цену, отгоняя всех прочих покупателей. Потом решила мириться и завещала семье Боде чуть ли не все свое имущество. А 23 апреля 1826 года она скончалась. Описание обстоятельств ее смерти не оставляет никакого пространства для сомнений:

"Ее служанка-армянка рассказала только о том, что, почувствовав себя плохо, графиня всю ночь перебирала и сжигала свои бумаги, что она запретила после своей смерти раздевать ее и требовала похоронить в том, в чем она была одета. По решению местных властей, в связи с отсутствием католического священника, она была похоронена русским православным и армянским грегорианским священниками. Могильная плита не тронута до сих пор/… /В связи с тем, что графиня редко кого допускала к себе, одевалась всегда сама одна/ …/ее служанка мало чем могла удовлетворить всеобщее любопытство. И только во время осмотра и омовения она заметила на спине своей хозяйки два ясных следа от раскаленного железа. Эта деталь подтверждает все предыдущие предположения, так как известно, что госпожа госпожа де Ламотт была приговорена к клеймению и, несмотря на то, что она отбивалась от палачей, клеймо, хотя и нечеткое, все же было выжжено" , - сообщается в мемуарах Марии Боде.

Подведем итоги

Великая авантюристка XVIII века Жанна де Ламотт действительно не умирала в Лондоне, а в очередной раз создала себе новую личность и под ней стала работать на российскую "внешнюю разведку" (спецслужб в сегодняшнем понимании тогда еще не было, шпионажем занимались в основном дипломаты).

В благодарность за это ей позволили жить в Санкт-Петербурге. Но даже из-за такой полезной во всех отношениях дамы Александр I не собирался ссориться с восстановленными в своих правах Бурбонами, так что Жанну убрали с глаз долой сразу же, как только французы ее опознали.

В Крым она прибыла, судя по всему, вместе с сектантской "миссией" А.С. Голицыной, а затем их пути разделились. Голицына вместе с Крюденер остались проповедовать свое "христианство" татарам на Южном берегу, а Жанна де Ламотт перебралась в Старый Крым, где и провела последние полтора года своей жизни на глазах у семейства Боде (что неудивительно, благо они были ее соотечественниками).

В семействе Голицыных из Магарача жила какая-то другая француженка, вполне возможно - беглая воровка. Скорее всего, Ольга N вообще выдумала эту историю, желая придать достоверности легенде о де Ламотт.

Белая Дама из "Артека" - это собирательный образ двух женщин, реально существовавших и живших в Крыму в одно и то же время: графини де Ламотт и А.С. Голицыной.

"Чертов домик" в лагере "Морской" вообще не имеет ко всему этому никакого отношения. Скорее всего его построили уже в то время, когда урочищем "Артек" владела Т.Б. Потемкина¸ славившаяся не только истовой набожностью, но еще и увлечением спиритизмом и прочей мистикой.

Такая история. Может, все-таки не стоит пересказывать ее нынешним "артековцам"? Оставить легенду в покое, сделать в "Чертовом домике" музей, пустить слух о том, что знаменитое ожерелье Марии Антуанетты было спрятано где-то неподалеку и пусть его ищут. В конце концов, мы же на полном серьезе рассказываем детям о том, что Санта Клаус проживает в деревне Йолупупкки в Лапландии, а Дед Мороз – в Великом Устюге. Вырастут, как говорится, - поймут. Все равно ни один пионерлагерь не может существовать без своей Белой Дамы.

Гораздо обиднее, когда подобные байки на полном серьезе воспроизводят и публикуют взрослые.

Алексей Байков

Маргарита Тихонова | 16 марта 2016

Лента событий

Не секрет, что в каждом детском лагере существуют свои легенды, связанные с его географией и историей. В этом отношении «Артек» особенно знаменит. Точное число артековских легенд затруднятся назвать даже бывалые опытные вожатые. В этой статье мы попытались собрать самые интересные и красивые легенды одного из лучших международных лагерей, которые поведала самая добрая и милая вожатая «Хрустального» Маша.

Источник молодости Ай-Петри

Как думаете, где все вожатые Артека черпают бодрость духа, позитивные эмоции и творческую энергию на много недель вперёд?

Давным-давно у подножия горы Ай-Петри, на самом берегу моря, жила пожилая пара. Старик со старухой прожили долгую и счастливую жизнь, но детьми так и не обзавелись. Почувствовав приближение смерти, старик решил раздобыть денег на достойные похороны: собрать хворост и продать его. Он отправился в лес на рассвете и не успел заметить, как оказался на самой вершине горы. Издали приметив неизвестный источник, утомлённый за день старик жадно прильнул к воде, а напившись, заснул. Когда он проснулся, солнце уже заходило за горизонт, забеспокоившись о жене, он поднял хворост и направился к дому. Всю дорогу он чувствовал прилив сил, ноша казалась ему легка. Жена же встретила мужа странными словами: «Не видал ли ты, добрый молодец, моего старика?» Дед с удивлением ответил ей: «Разве ты не узнаешь своего мужа?» Старуха пристально посмотрела на незнакомца: тот был одет в точности как её супруг, но выглядел лет на 40 моложе. Он поведал любимой о чудесном горном роднике, наутро старуха отправилась на его поиски. Прошло много часов, а её всё не было. Старик встревожился и отправился вслед. Уже у источника услышал детский плач: в кустах лежал сверток с младенцем. Он подобрал малышку, успокоил, уложил в кровать в своем доме. А когда рассвело, увидел, что девочка завёрнута в лохмотья его старухи.

В финале каждой артековкой смены ребята отправляются на экскурсию в Севастополь, проезжая через современные курорты Гаспра и Мисхор. Предположительно здесь и находится загадочный источник молодости и одновременно источник энергии для наших неутомимых вожатых.

История Аю-Дага

Эта легенда – одна из самых древних в «Артеке», да и на всём крымском побережье. Знаете ли вы, почему гора Аю-Даг – главный символ лагеря – тюрские народы, населяющие эти края много веков назад, называли «медведь-гора»?

Давным-давно, когда южное побережье Крыма ещё служило домом для греческих перепёлок-ортеков, на месте Крымских гор была равнина. По древнему поверию, на ней обитали могучие и мудрые медведи. Однажды они нашли одинокую маленькую девочку и взяли к себе на воспитание. Дали ей пищу и кров, вырастили доброй и трудолюбивой. На их ласку девушка отвечала благодарностью и любовью. Когда медведи отправлялись добывать пищу, она следила за хозяйством и поддерживала домашний очаг. В одно такое утро, когда медведи ушли на охоту, к берегу прибило плот с прекрасным юношей, сильно пострадавшим во время кораблекрушения. Девушка решила во что бы то ни стало помочь незнакомцу: выходила, поставила на ноги, вернула молодому человеку душевное равновесие и… полюбила его. Медведей долго не было, охота затянулась, и юноша стал умолять любимую вернуться в мир людей вместе с ним. И любовь смогла победить чувство долга. Однако когда счастливые влюблённые уже отчалили от берега, вернулись медведи. Их вожак рассвирепел, увидев уплывающую вдаль приёмную дочь. Он повелел собратьям пить воду из моря, чтобы помешать ей. Те, не желая разрушать счастье девушки, отказались, и тогда вожак решил выпить море в одиночку. Увлёкшись, медведь увеличился до размеров горы и даже не заметил, как проглотил плот с падчерицей. Судьба наказала любящего «папашу» – он навсегда превратился в камень.

Сегодня Аю-Даг считается местом силы, сосредоточением энергетических полей, пристанищем НЛО. И действительно, если посмотреть на гору с определённого ракурса, можно вполне различить медвежью морду, голову, хвост и даже угрожающе взъерошенную шерсть на спине.

Рождение гор Кошка, Дива и Монах

Как вы думаете, с чем связаны названия Крымских гор? Испокон веков южане давали им романтичные имена, связывая их с животными, с которыми схож горный силуэт. Чаще всего истории их происхождения скрывались за завесой тайны, однако некоторые предания дошли до наших дней. Доподлинно известна, например, легенда рождения гор Монах, Дива (в переводе с индоарийского «живая душа») и Кошка.

Близ издревле Чёрного моря селились добрые и дружные люди. В их общинах царили мир и согласие. Однажды в тех краях появился чужестранец, за которым шла дурная молва: куда бы он ни пришёл, его неизменными спутниками были насилие, грабежи и убийства. Странник бродил по свету в поисках места, где бы мог проявить свою силу, озлобленность и жестокость. Он не жалел никого на своём пути, но в душе понимал, что преступления не приносят ему счастья. Мужчина решил избрать путь отшельника и отправился в горы, как можно дальше от людей. Праведный образ жизни очистил его душу, а годы изгладили в памяти людей историю его ужасных злодеяний. Чаще и чаще паломники стали обращаться к монаху-мудрецу за советом. Злые духи, которые раньше двигали его поступками, очень удивились такой стремительной перемене и решили его проучить. Чтобы подобраться поближе, один из них обернулся кошкой и тайком пробрался в его пещеру. Монах сжалился и принял её к себе в дом. Нередко в его голову приходили мысли о домашнем очаге, заботливой супруге, детях. Но чары жестокого духа, всегда оказывающегося рядом в такие моменты, вызывали в душе отшельника прилив злобы и агрессии. Так злой призрак, в кошачьем обличии, день за днём выжигал из монаха всё доброе, что он приобрёл за годы отречения от общества. Только этого тёмным показалось мало, и вскоре над ним решил посмеяться сам дьявол. В один из солнечных дней, прогуливаясь морскому побережью, монах увидел тело прекрасной девушки, выброшенное на берег. Обомлев от ее красоты, он не удержался и поцеловал её. Но как только девушка открыла глаза, в сердце её спасителя вскипели ярость и негодование. Не ведая, что творит, он утопил несчастную жертву. Ангелы же не смогли смириться с подобными надругательствами над самым прекрасным чувством на земле и превратили монаха, его кошку и дьявола в жуткие, испещрённые гротами и расщелинами скалы.

Приезжая в Крым, в Артек, дети попадают в один из интереснейших уголков нашей родины. Здесь есть чем заинтересоваться, есть, что изучить. Природа на каждом шагу раскрывает перед детскими взорами занимательные страницы - историю земли, образования гор и разрушения их, жизнь моря, растительный и животный мир, горные ручьи, водопады. Памятники старины рассказывают им о давнем прошлом - о скифах, византийском и турецком владычестве, о ханстве, о колонизаторской политике царизма, о дворянско-помещичьей России, о российском капитализме.
Крым представляет большой интерес и в историко-революционном отношении - здесь ребятами по-новому перечувствуется героическая эпопея потемкинского восстания и тревожные дни Перекопа. Изучение края - одна из серьезных задач коммунистического воспитания.
В Артеке это достигается прежде всего экскурсиями по побережью Крыма. Все окрестности лагеря тщательно изучаются.
Каждый отряд обязательно побывает на Горном озере, в Мертвой долине, пионеры взберутся к руинам Генуэзской башни, посетят пушкинский домик в Гурзуфе, проедут сквозь Пушкинский грот, поднимутся на вершину Аю-Дага.
Кроме того, на долю каждого отряда выпадает 2 - 5 дальних экскурсий, которые они совершают по морю и автобусами по побережью. Экскурсии по Крыму производят на ребят неизгладимое впечатление.
Достаточно заглянуть в отрядные дневники, чтобы убедиться, какое значение они имеют в развитии детей.
Вот запись, сделанная в отрядном дневнике о посещении крестьянского санатория „Ливадия".
„Мы побывали в бывшем имении последнего русского царя. Осмотрели парк, морскую пристань, дворец. Теперь там отдыхают и лечатся крестьяне. Вот какую жизнь завоевали наши отцы!"

Хорошо забраться на самую вершину Аю-Дага и горнить так громко, чтобы слышал весь лагерь.

Спуск с горы Аю-Даг.

КРЫМСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

У крымского народа много прекрасных сказаний и легенд. Это богатое творчество делается достоянием приехавших в Артек пионеров. Ребята очень любят слушать крымские сказки и легенды, которые им рассказывают вожатые, но еще большее впечатление на них производят встречи с местными народными сказителями и певцами. Это впечатление усиливается благодаря тому, что встречи происходят в поэтическом окружении моря, гор, прибрежных скал, часто являющихся объектами слушаемой легенды, как любимая ребятами легенда о происхождении горы Аю-Даг.

Порой-угрюмый он и мрачный,
Порой - его прелестен вид,
Когда с закатом дня прозрачной.
Вечерней дымкой он обвит".

(Вяземский)

ГОРА АЮ-ДАГ

(легенда)

„Давно это было. Крым тогда весь был покрыт густыми лесами. А в этих лесах жили огромные, страшные северные медведи. Теперь таких нет. Самый большой медведь был вожак медвежий «Медведь - серая гора».
Боялись люди медведей и потому не селились в Крыму, а жили в степи. Но медведи приходили к людям каждую весну и брали с них дань хлебом и медом. Забудут люди дань принести - медведи сами к ним идут. Как услышат люди, что медведи идут, так со страху бегут, сломя голову. Медведи за ними. Разве от медведей скроешься. Сядут люди в лодку, поплывут по реке, а медведи выпьют всю воду, лодка-то и сядет на мель. А другой медведь лапой по воде ударит, пойдет вода волною, стукнет лодку о берег. Лодка в щепы,- тут и людям конец. Как бились люди с медведями, - вся земля от людской крови красной становилась.
Один раз весной собирали медведи дань с людей. И случилось тут вот какое чудо: попала самому большому медведю «Медведю - серая гора» девушка в лапы. И то ли он очень сыт был, то ли нашла на него доброта (на самого лютого зверя иногда доброта находит) - только не тронул он девушки. Повелел своим медведям ее в лес отнести. Отнести и построить ей избушку возле моря. Так медведи и сделали - схватили девушку в охапку, отнесли к морю и поселили в избушке. Долго плакала девушка... Потом привыкла к зверям, подружилась с ними, и медведи ее полюбили. Полюбили девушку все звери лесные, а больше всех ее любили птицы, потому что девушка как поест, крошки сметет и птицам бросит. А зимой, когда птицы от студеного ветра мерзли, девушка прижимала их к своей груди и отогревала своим дыханием. Птицы стаями жили около ее избушки, вили гнезда, пели песни.
Иногда девушка начинала петь, тогда птицы смолкали, и все звери слушали ее песню, потому что голос у девушки был, как серебряный колокольчик.
Прослышали про ту девушку храбрые кавказские горцы. И сказал один храбрый горец своим товарищам:
- Ходим мы один на один на медведя, ходим, не боимся, так неужели же побоимся мы крымских медведей и не выручим девушку из беды?
Товарищи его сразу согласились и стали снаряжать корабли. Снарядили, взяли оружие и поплыли в Крым.


Увидели медведи корабли, попрятались, а как бросили горцы якоря, да вышли на берег, кинулись на них медведи.
Долго ли, коротко ли бились горцы с медведями, только вечером, когда взошла луна, на берегу лежала груда раздавленных тел. А медведи облизали кровавые лапы и пошли отдыхать в свои берлоги.
Вдруг одна груда тел зашевелилась и из-под нее вылез весь израненный горец, тот самый, что созвал товарищей, чтобы освободить девушку. Подполз он к морю, обмыл свои раны соленой водой, сел на берег и задумался.
- Все равно не уйти мне от медведей, так хоть перед смертью пойду и разыщу ту девушку, из-за которой погибло столько храбрых горцев.
Пошел горец по лесу. Видит стоит избушка. Постучался. Вышла девушка, увидела горца, вскрикнула: давно она людей не видела - испугалась.
Рассказал ей горец, как бились храбрые горцы с медведями, чтобы ее освободить, и что он один только в живых остался. Взяла девушка горца за руку, ввела к себе в избушку, стала за ним ухаживать, раны его залечивать.
Начал горец поправляться. Рассказал он девушке про людей да про жизнь людскую. И захотелось ей уйти от медведей к людям. Только как уйти?
Узнают медведи, рассердятся - так несдобровать ей. Думала она, думала и придумала:
- Придет весна, пойдут медведи дань с людей собирать, вот мы и убежим.
Пришла весна. Пошли медведи дань собирать. Девушка вышла на крыльцо и захлопала в ладоши. И тотчас из лесу прибежали олени. Запрягла их девушка в повозку и приехала с горцем к морю. Опять девушка захлопала в ладоши - прибежали лисицы-строители, волки-дровосеки, крысы-плотники. Говорит им девушка:
- Сослужите мне службу: выстройте корабль.


Закипела работа. Вот и корабль готов, только мачту поставить осталось. Вдруг слышит девушка страшный рев по лесу идет. Догадалась - это медведи из похода домой спешат. Знать, проведали, что девушка задумала - раньше срока возвращаются.
Испугалась девушка, торопит лис, крыс да волков:
- Скорей, скорей, не то всем нам лютая смерть.
А те и сами спешат. Вот уже и мачта поставлена, и корабль на волнах. И вот девушка с горцем на корабле, и гонит их попутный ветер к берегам Кавказа. Медведи тоже не мешкают, подбежали к морю и давай пить воду, глотают волну за волной. Стало море от берега отходить, стало сохнуть. Вот-вот выпьют медведи все море и сядет на мель корабль. Что делать? Видит девушка над морем чародей летит. Борода на ветру раздувается, ветер волосами играет.
Увидела его девушка и взмолилась:
- Помоги мне, чародей. Чем хочешь отслужу тебе, всю жизнь не забуду. Усмехнулся чародей и говорит:
- Спой мне песню, только такую, какую никогда никому не пела, тогда помогу тебе.
Запела девушка да так, что никогда потом больше не пела.
Понравилась чародею песня и стал он колдовать. И от этого колдовства вот что произошло: «Медведь - серая гора», который глотал своей огромной пастью самые большие волны, вдруг почувствовал, что задние лапы у него стали тяжелые, претяжелые. Хотел он подползти ближе к воде, да не мог. Хотел выгнуть хребет - не гнется. С трудом уже и пасть открывается, хотел волну глотнуть - не может: волна выливается обратно в море. Другие медведи тоже окаменели и остались лежать на берегу моря.
А девушка и горец благополучно добрались до Кавказа. Там они поженились и счастливо прожили до глубокой старости.
А в Крыму с той поры нет медведей-великанов. Только лежит, уткнувшись в море, огромный каменный медведь - гора Аю-Даг".

Автобус остановился на шоссе, пионеры отправились по горной тропинке к скале.

Выезжают отряды обычно на целый день, с собой берут запасы еды. Разводят костры, варят кашу, кипятят чай. Все так вкусно на прогулке!

Традиционная экскурсия в Ялтинский музей краеведения.

Призрак Белой Дамы Любой Пионерский Лагерь, это в понимании пионеров обязательно веселье, с элементами шалостей и Артек не был в этом исключением. Очень модными были всевозможные розыгрыши и я попробую рассказать о наиболее безобидных из них. Конечно на самом почетном месте стояли приколы направленные в сторону Вожатых. Должен сразу сказать, что наши Вожатые были прекрасные люди, но в силу своего возраста мы не всегда это учитывали. Наш вожатый Сережа, работал очень напряженно и поэтому уставал и любил спать в тихий час, тем более спал весьма крепко. Ну а пионеры как известно, в Тихий час занимаются всем чем угодно кроме сна и вот... Когда перед концом тихого часа, к Сергею зашли его двое коллег, то они своим хохотом разбудили и его и все палаты в зоне слышимости. И было от чего хохотать. Сергей почивал держа в руках две ракетки от бадминтона, на голове у него была бумажная корона, а на ногах ласты. Естественно, что когда он разбуженный шумом вскочил с постели, то не смог сделать ни шага и величаво рухнул на пол. Но это был очень хороший человек и в добавок с чувством юмора, так что все обошлось. Была еще одна легендарная история, которую во всех пионерских лагерях, рассказывают почему то, про прошлые смены и с небольшими исключениями звучит она так... Некий пионер влюбленный в дочку Директора (Главного врача) лагеря, получает фальшивую записку с приглашением на свидание. Залезает в указанное в записке окно и натыкается на бабушку предмета своей любви. Но это не интересная легенда, а были в Артеке легенды и поинтереснее... Одна из них, это легенда о призраке "Белой дамы". Существовало много версий ее происхождения. Одна гласила что это призрак Миледи из "Трех мушкетеров" охраняющий спрятанные здесь некогда сокровища, другая версия говорила о призраке девушки, погибшей от несчастной любви. Короче все версии имели как противников, так и сторонников, но сам факт существования Призрака. сомнений у широкой общественности не вызывал. В "Кипарисном", имели большой успех ночные посиделки у речушки Черкез, и как то раз на таком мероприятии, в обществе из трех юных пионерок и двух не менее юных пионеров, зашел разговор именно на эту тему. И вот в самый разгар обсуждений по этому животрепещущему поводу, с другого берега раздались странные зловещие завывания и в сторону пионерских голубков и голубиц, двинулась белая тень со зловеще светящимися глазами. Пионеры- герои, героически естественно стали звать своих подружек пойти посмотреть мол, а что это там и стали тянуть их за руки в сторону непонятной флюктуации. Девчонки естественно подняли дикий визг, а призрак шел уже прямо по воде и когда звуковой диапазон визга пионерок приблизился к инфразвуку, призрак внезапно издал непонятное бульканье, потерял равновесие и бесплотность и стремительным домкратом рухнул в воду... На самом деле я мирно шел по лично наведенной мною переправе, в виде пары досок положенных на столбы, оставшиеся в воде от какой то старой конструкции, мирно завывал, светил системой из двух лампочек от карманного фонарика (опять же моя конструкция) и гордился успешным выполнением своего коварного плана и тут случилась та самая случайность, из за которой порой проигрывали битвы даже великие полководцы. Визг пионерок вызвал у меня нездоровый смех, который я пытался сдержать, но в результате потерял равновесие и оказался в воде. Девчонки вырвались и убежали, а мои придурки друзья катались по берегу от смеха, наблюдая как я выпутывался из мокрой простыни. А вы говорите что приведений не бывает.
Операция НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР. Кино занимало большое место в Артековском табеле развлечений. Информацией, которая превышала пожалуй по важности тайну фашистской шифровальной машинки Энигма, был жанр, а еще лучше название фильма показываемого в ближайшую субботу. Когда в Артеке показали фильм Новый Гулливер, сразу начались споры на тему, а где же задремал мальчик Петя? На Адаларах или на какой ни будь левой съемочной площадке. В соседнем отряде была девочка Наташа, ее папа был то ли кинокритик то ли киножурналист, у них дома был кинопроектор, что по тем временам было на порядок круче чем два Домашних кинотеатра сейчас. И поэтому она считал свой авторитет в киновопросах непререкаемым. Больше того, она называла членов нашего отряда "Детишками", хотя была всего на год старше. И мы создали план возмездия... Через неделю "рыбаки" и "моряки" организовывали нашим двум отрядам экскурсию на Адалары, так что времени было мало, но надо было успеть. В "Заговор" с радостью вошли члены кружка лепки и работа закипела. Все задействованные пионеры не покладая рук лепили из художественного пластилина фигурки лилипутов, клеили из картона домики и танки. В день экскурсии дружественные рыбаки доставили на остров спецгруппу с инвентарем и вот наступил момент торжества справедливости. В разгар экскурсии, когда Наташа в окружении друзей и поклонников, продвигаясь по официальному маршруту подошла к заранее выбранной нами точке рандеву, гордая девица вдруг услышала в стороне громкие крики радости и изумления. Первая красавица снизошла до того, что бы посмотреть, а что же там нашли эти "детишки". Жалко у меня не было фотоаппарата, что бы запечатлеть выражение ее лица, когда она увидела в тени под скалой элементы боя королевской армии Лилипутии с рабочими отрядами из Подземных заводов. (Рабочих кстати было гораздо больше чем королевских солдат, так как в фильме у них были абсолютно одинаковые лица и их было гораздо легче лепить, чем характерных отрицательных героев), а вход в тоннель и машина начальника полиции, были вообще как в фильме. Короче операция "Новый Гулливер" увенчалась полным успехом, но оказывается мы несколько переборщили. Наташка побежала звонить отцу с известием о сенсации и ейный папаша перезвонил директору с просьбой установить охрану и ждать комиссию из Госкино. Я понял что мы попали, и после совещания с друзьями мы пришли к выводу, что помочь нам может только наш вожатый Сергей. Мы пришли к нему и покаялись, а я отдельно покаялся в авторстве истории с ластами и ракетками для бадминтона. Как уже говорилось выше, Сергей был очень хороший человек и он прикрыл нас и повернул перед начальством дело, как игру пионеров, которую по простоте приняла в серьез глуповато-восторженная девочка Наташа. Все обошлось и до конца смены Наташу все звали "Моя лилипуточка", а мы воспрянули духом и продолжили развлечения и шалости. Мы с Сашкой Балакиным инициировали эпидемию привязывания хвостов, которая моментально охватила чуть ли не весь Артек. С хвостами ходили даже вожатые и часть персонала, а самым распространенным жестом стала проверка рукой своей поясницы сзади, на предмет, не привязали ли чего-нибудь. И вот тут мы огребли по полной, и от вожатого и от директора. Спасибо хоть не выгнали. Артековская клятва Музыка: Юрий Чичков Слова: Константин Ибряев Над морем, морем Чёрным -Артековский салют. Поют задорно горны И барабаны бьют, Чтоб клятву дать, ребята, Мы собрались сюда - Припев/2р./: Артековец сегодня, Артековец сегодня - Артековец всегда! Идём мы дружным строем - Нам с песней по пути. Артековцы-герои Шагают впереди. А клятва их простая - Сурова и горда: Припев. Придёт пора прощанья - Умчат нас поезда, И станут расстоянья Большими, как года. Но клятву не забудем Мы нашу никогда: Припев.

Крымские легенды

У крымского народа много прекрасных сказаний и легенд. Это богатое творчество делается достоянием приехавших в Артек пионеров. Ребята очень любят слушать крымские сказки и легенды, которые им рассказывают вожатые, но еще большее впечатление на них производят встречи с местными народными сказителями и певцами. Это впечатление усиливается благодаря тому, что встречи происходят в поэтическом окружении моря, гор, прибрежных скал, часто являющихся объектами слушаемой легенды, как любимая ребятами легенда о происхождении горы Аю-Даг.

«Порой-угрюмый он и мрачный,

Порой - его прелестен вид,

Когда с закатом дня прозрачной.

Вечерней дымкой он обвит».

(Вяземский.)

Из книги Тюремная энциклопедия автора Кучинский Александр Владимирович

Легенды и мифы К легендам и мифам тюрьмы и зоны относятся всевозможные личности (в основном – воры в законе), события (приезд вора), сами зоны (сверхголод или сверхсытость), амнистия, побеги и многое другое.В частности, якобы на одной лесной зоне умелец соорудил вертолет из

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Из книги Будни отважных автора Семенюта Н.

Люди из легенды По пыльной дороге, вдоль реки Аксаут, двигалась повозка. Гнедой конь тащил за собой тяжелую телегу. Колеса ее сильно скрипели: видно, давно не смазывались. Над головой синело августовское солнце. А справа бурливо шумела река. Ее быстрые потоки, стекавшие с

Из книги Бездна. Повествование, основанное на документах автора Гинзбург Лев Владимирович

По ту сторону легенды В таганрогском гестапо канцелярией - «шрайбштубе» - заведовал молодой зондерфюрер Георг Бауэр. Он прибыл в Таганрог в феврале 1943 года, вскоре после событий на Волге: возвращался из Германии, из отпуска, в полевое гестапо на станцию Чир, но Чир к тому

Из книги Тайна гибели группы Дятлова. Документальное расследование автора Буянов Евгений Вадимович

Рождение легенды 31 марта в 4 часа ночи дежуривший у печки дневальный Мещеряков вышел из палатки за дровами и увидел на небе яркую звезду в сияющем ореоле «огненного шара». Он подал сигнал спавшим поисковикам, которые выскочили наружу и наблюдали, как «звезда» медленно

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Легенды, суеверия БРОНЗОВАЯ СТАТУЯ МИШЕЛЯ МОНТЕНЯ.Писатель и философ эпохи Возрождения сидит, улыбаясь и закинув ногу на ногу. К нему приходят, чтобы… подержать философа за правую туфлю. Есть поверие, что если прикоснуться к ней, загадать желание и произнести «Салют,

Из книги Три цвета знамени. Генералы и комиссары. 1914–1921 автора Иконников-Галицкий Анджей

Легенды и факты Боевой путь Андрея Шкуры в Первой мировой войне рисуется совершенно по-разному в двух группах источников, которые можно назвать так: мифологические и реалистические.Согласно мифологической схеме, сотник Шкура уже в первых боях проявил неслыханную

Из книги Тайна гибели группы Дятлова автора Буянов Евгений Вадимович

Рождение легенды 31 марта в 4 часа ночи Сергей Согрин вышел из палатки и увидел на небе яркую звезду в сияющем ореоле «огненного шара». Он подал сигнал дневальному Мещерякову, а тот – спавшим поисковикам, которые выскочили наружу и наблюдали, как «звезда» медленно

Из книги Природные катастрофы, потрясшие мир автора Жмакин Максим Сергеевич

КРЫМСКИЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ История землетрясений в Крыму насчитывает не одну тысячу лет. Самый древний из известных катаклизмов на полуострове случился в 63 г. до н. э. Предполагают, что его упоминал даже древнегреческий историк Геродот. С того времени Крым периодически

Из книги Размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Мир и легенды Во время чтения книги молитв в Дни трепета меня посетили некоторые идеи.Существует связь между словами и, соответственно, концепциями «священного», «целостного» и «мира». Давайте начнем с иврита. В состоянии полного умиротворения вы не занимаетесь

Из книги Вокруг света за 280$. Интернет-бестселлер теперь на книжных полках автора Шанин Валерий

Легенды маори Погода испортилась. Спать под открытым небом я не рискнул и отправился на поиски ночлега. Возле дороги обнаружилась католическая миссия: церковь, школа и еще несколько домов. Свет горел только в школе. Туда я и зашел. И вместо крыши над головой получил совет:

Из книги Записки кладоискателя автора Иванов Валерий Григорьевич

Смоленские легенды Километрах в тридцати от города Вязьма, немного северо-западнее по направлению к Смоленску, находилась простая русская деревня, название которой было связано с лесной чащей. Вокруг действительно были леса. Это - моя Родина. Здесь жили мои предки. Уже

Из книги Современные страсти по древним сокровищам автора Аверков Станислав Иванович

4. Легенды о Ахтубе В своем доме на берегу Ахтубы Михаил Иванович Роданев развернул перед нами атлас. На одной из его страниц мы увидели старинную карту дельты Волги с протокой Ахтубой. Михаил Иванович сказал, что эта карта – копия капты 1614 года. Это первое обозначение

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

Еврейские легенды Честная община О еврейской общине Рудно никто ничего хорошего сказать не мог. Всё, что плохо лежало, рудновские евреи ловко тащили домой. Амбары их были забиты разным хламом.Как-то раввин из Чехии ехал во Львов, и ночь застала его в пути. Вот он и решил

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

Легенды о чудесах



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.