Маковый, Первый или Медовый Спас — традиции, обряды, приметы.

Праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня в народе называется Медовым Спасом. Люди несут в храм освящать мед, совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народной традиции. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора, рассказывает о том как не бороться с народными традициями, а воцерковлять их, ставить на службу Богу и человеку.

Существует большая современная проблема – человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.

Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.

Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.

Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.

И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное.

То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь – не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.

Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели.

Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций.

Протоиерей Александр Агейкин
Подготовила Мария Строганова

- По-че-му Бог из-гнал Ада-ма и Еву из рая?
- По-то-му что они яб-лоч-ко до Спа-са ску-ша-ли…

Цер-ков-ный анек-дот

Сра-зу ска-жу, что всё ни-же-из-ло-жен-ное - моё су-гу-бо част-ное мне-ние, ко-то-рое очень силь-но рас-хо-дит-ся со сло-жив-шей-ся тра-ди-ци-ей.

У всех, да-же нецер-ков-ных лю-дей, на слу-ху на-зва-ния: «Ме-до-вый Спас», «Яб-лоч-ный Спас» (есть ещё «Оре-хо-вый» или «Хлеб-ный» - 29 ав-гу-ста). Все зна-ют, что эти дни в цер-ков-ном ка-лен-да-ре спе-ци-аль-но при-уро-че-ны для освя-ще-ния мё-да и яб-лок, по-это-му тол-пы лю-дей при-хо-дят в хра-мы «свя-тить» их.

Но мне ка-жет-ся, что са-ми сло-во-со-че-та-ния: «Ме-до-вый Спас», «Яб-лоч-ный Спас» - ко-щун-ствен-ны. Спас - это ведь не на-зва-ние дня неде-ли, это Хри-стос, Он не мо-жет быть ме-до-вым, яб-лоч-ным или оре-хо-вым. Он мо-жет быть «слад-чай-шим», как Его зо-вёт цер-ков-ная по-э-зия (в ака-фи-сте Иису-су Слад-чай-ше-му), но не фрук-то-вым. При-сва-и-вая на-род-ные на-зва-ния дню про-ис-хож-де-ния (из-не-се-ния) Чест-ных Древ Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня (14 ав-гу-ста) и Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня (19 ав-гу-ста) мы про-сто уби-ра-ем Хри-ста из это-го празд-ни-ка. А что оста-ёт-ся? Ме-док и яб-ло-ко… Ведь лю-бой нор-маль-ный свя-щен-ник это под-твер-дит: ка-ков про-цент хри-сти-ан, при-шед-ших в эти дни в храм про-сла-вить Спа-са-Хри-ста, по срав-не-нию с тол-пой языч-ни-ков, при-шед-ших освя-тить про-дук-ты, ко-то-рые «нель-зя бы-ло ку-шать до спа-са»? Очень ма-лень-кий про-цент. Но нас это не очень вол-ну-ет, ведь по-сле языч-ни-ков оста-ют-ся на сто-лах ме-ды и фрук-ты… Как лю-бят по-рой го-во-рить: «не нам су-дить, у ко-го ка-кая ве-ра». Мо-жет быть. Но нам, свя-щен-ни-кам, по-ло-же-но при-учать хри-сти-ан от-вра-щать-ся от язы-че-ских воз-зре-ний.
Лич-но я бы во-об-ще от-ме-нил освя-ще-ние мё-да и яб-лок (мо-же-те ки-нуть в ме-ня са-мым гни-лым огрыз-ком). Ка-кой в этом смысл? Я по-ни-маю, ко-гда па-сеч-ни-ки и са-до-во-ды при-но-сят в храм на-чат-ки сво-е-го уро-жая, чтобы по-бла-го-да-рить Бо-га за Его да-ры и при-не-сти Ему и Церк-ви в жерт-ву ма-лую часть от сво-их тру-дов. Да, в та-ком слу-чае освя-ще-ние пло-дов име-ет хри-сти-ан-ский смысл. Но ко-гда го-ро-жане бе-гут на ба-зар за мё-дом или яб-ло-ка-ми для то-го, чтобы по-том их освя-тить - то за-чем это нуж-но? В чём тут смысл? А со-вер-шать бес-смыс-лен-ные дей-ствия - не по-хри-сти-ан-ски.
Так-же ча-сто лю-бят ука-зы-вать, что мы освя-ща-ем яб-ло-ки по-то-му, что по уста-ву их мож-но вку-шать толь-ко по-сле Пре-об-ра-же-ния. Но устав-то пи-сан для мо-на-хов, ко-то-рые к это-му вре-ме-ни со-би-ра-ли пло-ды, за-тем при-но-си-ли их к Бо-гу в храм, освя-ща-ли, а за-тем вку-ша-ли в тра-пез-ной. По-это-му мо-нах, жу-ю-щий яб-ло-ко до по-ло-жен-но-го мо-мен-та, со-вер-ша-ет грех тай-но-яде-ния и непо-слу-ша-ния уста-ву. Вот в чём смысл это-го дей-ствия - в вос-пи-та-нии мо-на-хов, в бла-го-чи-нии. Но ка-кое от-но-ше-ние это всё име-ет к ми-ря-нам? Да ни-ка-ко-го. Укреп-ле-нию язы-че-ства спо-соб-ству-ет и толь-ко. Ведь есть стра-ны, в ко-то-рых (страш-но ска-зать) и мё-да-то с яб-ло-ка-ми нет… Как же им, бед-ным, быть? Спе-ци-аль-но им-пор-ти-ро-вать?
Мне по-па-да-лась ин-фор-ма-ция, что в Ав-стра-лии пра-во-слав-ные освя-ща-ют пло-ды на… Сре-те-ние Гос-подне, ибо в Юж-ном по-лу-ша-рии пло-ды по-спе-ва-ют к это-му вре-ме-ни. И ни-че-го, жи-вут се-бе без «яб-лоч-но-го спа-са»…
Но у нас ни-ко-гда не из-ме-нит-ся эта тра-ди-ция. Ибо ес-ли от-ме-нить все освя-ще-ния ку-ли-чи-ков, яи-чек, яб-ло-чек (а кое-где и ма-ка, чет-вер-го-вой со-ли и про-чих чу-дес), то кто же нам бу-дет при-но-сить до-хо-ды и про-пи-та-ние?.. Пра-виль-но од-на-жды за-ме-тил диа-кон Ан-дрей Ку-ра-ев: «Цер-ковь жи-вёт на день-ги ате-и-стов»…
Ко-го воз-му-ща-ет по-доб-ное по-пра-ние освя-ти-тель-ной тра-ди-ции но-га-ми свя-щен-ни-ка, то-му на-по-ми-наю пер-вые стро-ки мо-ей за-мет-ки.

Священник Алексий

Едва ли найдётся человек, который не слышал об этом церковном празднике. В этот праздник в церкви освящается мед. К середине августа заканчивается период медосбора и трудолюбивые пчелы делятся им с человеком, щедро награждая нелегкие труды пчеловодов, помогающих пчелиным семьям перезимовать и прокормиться до начала медосбора. Необычайную целительную силу мед обретает после освящения в праздник медового Спаса. До начала службы столик рядом с кануном заполняется медом, который прихожане приносят для освящения. Золотистое чудо, дарованное человеку, вобравшее в себя все тепло уходящего лета, переливается всеми оттенками янтаря. У каждого меда свой тонкий аромат. Здесь и запах лугового разнотравья и пряный запах цветущей липы и острый запах мяты или пустырника и много других тончайших оттенков запахов.

Для пожилых людей, чье детство пришлось на скудные послевоенные 40-е и 50-е годы, этот праздник дорог еще и тем, что напоминает о простых радостях той поры. Многих детей тогда отправляли на лето в деревню к бабушкам и дедушкам. И часто в деревне оказывался пасечник, который собирал всю детвору в деревне, ставил на стол миску с медом нового сбора, раздавал детям деревянные ложки и по куску настоящего свежего ржаного хлеба. Не было для той детворы слаще угощения и нет для теперешних уже бабушек и дедушек слаще воспоминания о своей детской поре.

В церковном календаре этот праздник называется «Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста Господня». Удивительное название, часто вовсе непонятное для невоцерковленного человека. Праздник этот установлен в Константинополе в IX веке, сначала как местный, а с XII — XIII века как общий праздник. Причиной установления праздника были многочисленные болезни, случавшиеся там в августе. Для избавления от этих болезней часть Креста Господня из домовой церкви износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу. Затем древо Креста возвращалось в царские палаты, а болезни оставляли город
В России праздник появился в XIV — XV веке. Название «Происхождение», оказывается, — просто неверный перевод с греческого слова, означающего скорее «крестный ход» или «церемония».

В этот же день в православной церкви проводится празднество Всемилостивого Спаса Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его.
Этот праздник установлен в 1164 году Андреем Боголюбским после победы над Поволжскими татарами.
Освящение меда в этот праздник связано с тем, что 1 августа (14 августа по новому стилю) совершается чин освящения воды, наследуя традицию освящения воды 1 числа каждого месяца в Костантинопольской придворной церкви.
Медовый Спас, как название праздника, ближе и понятнее простым русским православным христианам, поэтому такое название праздника стало общеупотребительным.

Медовый Спас — один из немногих праздников в православной церкви, в который для поклонения прихожан из алтаря выносится Крест Господень

В начале праздничного богослужени прихожане прикладываются ко Кресту.

Затепляются свечи перед иконами.

Многие прихожане приходят семьями с детьми, так с детства начинается приобщение к православной традиции.

Постепенно храм заполняется прихожанами и начинается праздничное богослужение

Ход Божественной литургия хорошо знаком воцерковленным прихожанам, но для людей, лишь изредка посещающих церковь, в этом богослужении всегда много удивительного.

Вход с Евангелием и чтение Евангелия являются важной частью богослужения.

Проводится каждение алтаря.

Читается Апостол.

Склонив головы, прихожане слушают чтение Евангелия и книги деяний Апостолов.

В проповеди на праздничном богослужении отец Андрей рассказывает об истории и духовном значении праздника.

Особенное внимание в проповеди уделяется спасительной роли крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, роли Креста Господня в духовной жизни православных христиан..

На Великом входе вначале поминаются иерархи церкви. Завершая Великий вход священник возглашает:
Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин.

Самый волнующий момент литургии. Священник выносит Святую Чашу. С особым душевным трепетом воспринимает православный человек такие знакомые и такие волнующие слова священника:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника и причастницу мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

По сложившейся традиции перывыми к Святой Чаше подходят дети.

Маленьких детей причащают на руках у пап или мам.

В православных многодетных семьях детей причащают по очереди.

Дети постарше причащаются самостоятельно.

В праздники причастников бывает много, и во все время причащени хор поет:
Тело Христово приимете, Источника безсмертного вкусите.

В конце литургии проводится освящение меда. Священник совершает каждение места освящения

Читаются молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних

Венчает чин освящения меда окропление освященной водой

По старинной заповеди вкушение меда до освящения считалось грехом. После медового Спаса вкушение меда разрешается. Многие прихожане оставляют баночки с освященным в церкви медом нетронутыми до самой зимы. Веря в целительную силу освященного меда, они берегут его на случай болезней и недугов.

Подходит к концу праздничное богослужение. Начинается его заключительная часть — отпуст.

Для прихожан участие в праздничном богослужении — радостное событие. В нем обретается мир в душе, гармония внутреннего мира прихожан.

Вот и еще один красивый и своеобразный церковный праздник завершился. Своеобразие его — в удивительном переплетении церковной традиции Византии времен первых христиан и традиций, веками существовавших в России. Необычайной притягательной силой обладают такие церковные праздники в сельских и поселковых приходах, вдали от городской суеты и многолюдья. Не случайно среди прихожан храма много москвичей. Для них участие в богослужении позволяет по-новому увидеть духовную красоту праздника и почувствовать себя не просто гостями в храме, но настоящими прихожанами.

Август богат на православные праздники, и Медовый Спас - один из них. Его корни уходят в славянские языческие традиции. Узнайте ниже о сути Первого Спаса, его традициях, а также приметах и заговорах для этого дня.

Спас Медовый - летний церковный праздник

Православной церковью установлено - Медовый, Яблочный и Ореховый. Название произошло от слова «Спаситель». По некоторым источникам, от традиции спасать душу постом, потребляя только яблоки, мед и орехи. Именно таким был пост несколько столетий назад, сейчас миряне не соблюдают его столь рьяно, а церковь не препятствует этому.

Дата Медового Спаса - 14 августа, он празднуется первым. Оттого и одно из его названий - Первый Спас. На эту же дату приходится первый день Успенского поста.

Праздник посвящен памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста , победам Андрея Боголюбского над булгарами и императора Мануила над сарацинами. Медовым его называли еще до прихода христианства на русские земли. В середине августа начинается сбор меда, что было поводом для особой отметки в славянском календаре.

14 августа почитаются и святые мученики Маккавеи . Отсюда еще одно название - Маковей, или Маковый Спас. Но здесь дело не только в созвучии слов. К середине последнего летнего месяца дозревает мак. В Сибири праздник называют Калинником, почитают еще и калину.

Водосвятие, освящение колодцев, купание людей и скота - важные традиции православного летнего праздника. Поэтому его часто называют Спас на воде. Интересно, что на 12 дней раньше отмечается , после которого поверья запрещают купаться в естественных водоемах.

Старинные традиции Первого Спаса

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

Пасечники осеняли крестным знамением улья, выламывали соты и святили их в церкви. Часть меда полагалось подарить священнику, еще часть - отдать нищим. Отсюда пошла пословица: «на Медовый Спас даже нищий медку попробует» . После службы в храме праздник пчеловодов продолжался на пасеке, где собиралась молодежь с песнями. Их тоже угощали медом.

Каждый старался попасть на водосвятие и окунуться в освященную воду, помогающую от болезней и порчи. Скот также купали и кропили святой водой. Чистили и освящали реки, ручьи, колодцы. Умывались росой для сохранения красоты и молодости. После медового праздника в воду не заходят - лето идет на спад, температура воздуха и воды понижается. Не купались ночью, после заката. Даже в святой праздник возле воды бродит нечистая сила.

Празднование Первого Спаса не ограничивается службой в церкви, освящением продуктов питания, крестным ходом и водосвятием. В старину его было принято отмечать с большим размахом. Народные гулянья и застолья пользовались популярностью. Молодежь пела и плясала до утра, старики расходились пораньше.

На Киевщине сооружали маковеевский крест , украшенный цветами и головками мака. На его вершине устанавливали тыквенный светильник со свечой внутри. Возможно, отсюда пошло убеждение, что славяне праздновали Хэллоуин.

Обязательными были блюда из меда и мака - пироги, блины, выпечка, а также хмельной мед и другие сладкие напитки. Блины с маком - обрядовая пища, с нее начинается трапеза. Во время нее пели песни, загадывали загадки о маке и меде, вспоминали пословицы об этих продуктах. Девушки водили хороводы и осыпали парней маком, чтобы побыстрее выйти замуж.

Как правильно праздновать Маковей

Как и в любой христианский праздник, следует посетить церковь. Священнослужитель освятит воду и продукты прихожан, ниже описаны те, которые положено брать в храм на Медовый Спас. Подайте милостыню, пожертвуйте денег на храм.

Если в вашем городе проходит водосвятие, стоит окунуться в освященную воду. Это зарядит энергией, улучшит здоровье и самочувствие, избавит от негатива. Не попали на водосвятие - искупайтесь на городском пляже, походите босиком по росе, умойтесь ею. Роса с роз сохраняет красоту, с полевых трав - здоровье. Вода Первого Спаса смывает все грехи. Запаситесь впрок, добавляйте в воду для уборки дома, чтобы беда обходила стороной.

На Медовый Спас молящимся прощаются все грехи. Если не удалось посетить храм, можете прочитать молитву дома. Наличие свечей, ладана и икон не обязательно, главное - вера и искреннее раскаяние. Особенно это касается женщин, Спас на воде отпускает «бабьи грехи».

После богоугодных дел можно устроить застолье. Его обязательные элементы - мак и мед . Можно поставить на стол блюда из калины. Но не забывайте поститься. По понедельникам, средам и пятницам можно есть только сырые фрукты с овощами и мучное. Во вторник и четверг допускаются горячие блюда без масла. В субботу и воскресенье можно алкоголь и растительное масло.

Пригласите гостей и весело проведите время. Угостите медом домового. Мак ему не предлагают, нечистая сила, к коей относится домовой, его не переносит.

Что святить в церкви в Спас на воде

Мед - главный атрибут праздника Медовый Спас. Его и полагается святить в первую очередь, в новой и красивой посуде. Каждый должен съесть хотя бы ложку освященного меда для улучшения здоровья и долголетия. Перед тем, как попробовать его, загадайте желание. Не съедайте весь, оставьте немного освященного меда на будущее. Ниже описаны способы его заговаривания.

Не забудьте взять в храм бутылочку с водой. С давних времен в этот праздник святили воду, не стоит пренебрегать этой традицией. Вода Медового Спаса наполнена целительной энергетикой. Ей снимают порчу и сглаз, прогоняют болезни и нечистую силу.

Мак и маковые цветы традиционно освящают 14 августа. На освященный в храме мак можно читать заговоры на мир в семье, защиту от воров, спокойный сон. Маком обсыпают углы дома, чтобы прогнать нечистую силу. На него же делают сильные привороты и порчи. Нельзя расходовать весь продукт, оставьте немного для рождественской кутьи. Особо ценился мак, освященный семью Спасами, то есть, семь лет подряд носимый в церковь. В дом, где он хранится, не зайдет ни одна ведьма.

Можно освятить букет цветов, в котором присутствуют маки - маковейчик . Цветы хранят возле икон до весны, после чего вплетают в косы на сутки. Это укрепит волосы. Из освященных васильков и бархатцев делают отвары для купания больных детей. Можно брать семена цветов и плодовых культур, которые будут посажены в конце лета или осенью.

В дохристианские времена первый мед, мак и букеты цветов жертвовались богам. Так крестьяне благодарили небесных покровителей за хороший урожай. Только после подношений можно было садиться за праздничный стол.

Приметы - что можно и нельзя

В христианские праздники нельзя работать, Спас на воде - не исключение. Под запретом - домашние дела. Исключение - работа на пасеке, чистка и выкапывание колодцев, прищипывание гороха, купание скота и приготовление пищи для праздничного застолья. К остальным работам приступали на следующий день, 15 августа.

По болгарскому суеверию, если зять вручит на Спас подарок свекру, ссоры в семье прекратятся навсегда. Спас - веселый и шумный праздник. Нельзя грустить и ссориться, иначе ругань поселится в доме надолго.

Не угостите нищего или откажете в милостыне - накличете беду, деньги навсегда уйдут из дома. Принято помогать вдовам и сиротам деньгами, продуктами, добрыми делами. Тот, кто наколет дров одинокой женщине, никогда не узнает горя и голода.

Колодец, выкопанный на Маковей, ни одна ведьма не испортит. Еще один удачный для этого день - летнее равноденствие. А на даже подходить к воде нельзя, ее полагается набрать заранее.

Промочить ноги или одежду - к прибыли. Пчелиный укус предвещает ссору. Получить мак от любимого - к разлуке.

Дождь 14 августа - к богатому урожаю в следующем году. Птицы начали путешествие на юг - к холодной осени и суровой зиме. Гроза - к теплой осени.

Заговоры и обряды на Маковей

В середине августа мед, мак и полевые цветы превращаются в мощные магические инструменты . Обряды направлены на улучшение супружеских отношений, примирение домочадцев, получение брачного предложения. Не обходилось и без приворотов, но желать зла в этот день нельзя, негатив вернется. Не возбраняется денежная магия.

Букет для счастья дочери

Колдовство, сотворенное родной матерью в святой праздник, обладает особой мощью. На Маковей можно наладить личную жизнь дочери, приблизить ее свадьбу и наделить красотой. Утром девушка должна отправиться в церковь и освятить букет из маков и полевых цветов, перевязанный красной лентой. После службы она возвращается домой и отдает букет матери, которая говорит:

Пусть твоя судьба будет такая красивая, как цветок, и такая счастливая, как ты сейчас, пришла с суженым домой.

Букет хранится в комнате дочери. Если есть иконы - возле них, в противном случае подвесьте его под потолком.

Заговоры на мед

Спас - повод заготовить мед на целый год. Если в семье произошла ссора, мед добавляют в чай с заговором:

Мед-медок, смягчи пыл, усмири гнев, убери обиду.

Попробовать заговоренный чай должен каждый член семьи. В идеале это должно произойти за одним столом, но можно пить чай и по отдельности, в разных комнатах – все равно сработает.

Молоко с медом - народное средство от простуды. Эффективнее его сделает освященный на Спас мед и следующий заговор, который начитывается на готовое снадобье:

Колдунья-болезнь, с меня слезь! Уходи за болота, за леса, за поля, уходи навсегда! Горька ты на вкус, холодна! Медком подслащусь, теплым молоком согреюсь. Да будет так!

Заговор на женихов и привлекательность поможет оказаться в центре мужского внимания. В ночь с 14 на 15 августа смажьте губы медом с такими словами:

На мёд притянешься, от него не оторвёшься.

В процессе можно представлять конкретного человека или целую толпу ухажеров, осыпающих вниманием и подарками. Делать медовую маску для губ нужно до Успения (28 августа) .

На освященный сотовый мед можно читать заговор на деньги. Положите его на обеденный стол, перекрестите и скажите:

Боже Создатель всех, семена благословляй и умножай, и к употреблению нашему благопотребным делай: ходатайством Иоанна Крестителя и Предтечи, милостиво внемля нашим молитвам, пчел этих благослови и освяти своим благоутробием благоизволи, пусть обильные плоды свои приносят, к храму твоему и твоих святых алтарей для красоты, купно же и нашему употреблению быть им, о Иисус Христос Господь наш, честь и слава тебе, во веки веков. Аминь.

Откусите немного, жуйте и одновременно говорите:

Как мёд сладок, так и денежки сладки. Как пчела мёд по немного собирает, да богатый улей набирает, так и я богатство наберу. Как мёд к пчеле липнет, так и деньги пусть ко мне липнут.

Заговоренный мед с одновременным прочтением второго заговора должны есть только вы. Воск собирайте в коробочку. Когда мед закончится, растопите воск, добавьте к нему монетки и скатайте шарик. Храните его под порогом дома или предприятия, которое принадлежит вам.

Ритуалы с маком

На мак заговаривают мужа от измены, когда он дома. Жена выходит за дверь и сыплет мак у порога с такими словами:

Как ты, мак, сер и мелок, так и всякая, кто грудь имеет, пусть для раба Божьего (имя мужа) предо мною, рабой Божьей (ваше имя) блекнет и мелеет. Ключ, замок, язык.

Подстройте так, чтобы муж переступил через рассыпанный мак. Больше заглядываться на других женщин он не будет, все внимание достанется супруге.

Наговоренный на примирение мак поможет наладить отношения в коллективе или семье. Начитайте 9 раз на горсть:

Как солнце по нраву всему живому, как жалеет мать свого дитятю, так пусть же и я, раба Божья (имя), буду мила рабу Божьему (имя). Аминь! Аминь! Аминь!

Насыщенный энергетикой примирения продукт сыплют в карманы и обувь тому, с кем нужны дружеские отношения.

Заговор на удачную торговлю читают на растущей Луне . Нужен новый носовой платок - расстелите его на прилавке. На платок высыпьте стакан мака, освященного на Спас. 9 раз читайте:

Кто на мак этот наступит, тот у меня весь товар купит.

Мак рассыпьте перед прилавком, чтобы покупатели не уходили без товаров. Повторяйте обряд от Новолуния до Полнолуния каждый рабочий день, и отбоя от клиентов не будет.

Мак важный атрибут денежной магии, который влияет на любые источники дохода. Чтобы обрести богатство, возьмите новый платок из зеленой ткани. Начертите на нем круг мылом, которым еще никто не пользовался. В центр круга насыпьте мак - чем больше, тем лучше. Безымянным пальцем рабочей руки (правой - для правши, левой - для левши) начертите на маке крест и скажите:

На море-океане есть один остров, на нем земля, где живет Господь Бог, Матерь Божья и я туда пойду, к ним ближе подойду, поклонюсь пониже и скажу потише: Божья Мать, ты на земле жила, в руки свои хлеб брала, за него деньгами платила, что в кошельке своем носила. Без гроша хлеб не дадут, вещь не соткут, свечей в церкви не продадут. Дай, Господи Боже, мне, столько денег, сколько мака на этом платке. Да будет так!

Разделите мак на две равных части. Первую храните в кошельке. Вторую добавьте в теплую ванну. Сидя в ней, представляйте материальные блага, в которых нуждаетесь.

Медовый Спас - праздник с богатой историей, посвященный вначале аграрным, а затем и христианским событиям. Мед, мак и полевые цветы приобретают особое значение. С их помощью можно привлечь богатство и улучшить отношения с людьми. Народные приметы и обычаи Спаса на воде помогут провести этот летний день правильно.

Праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня в народе называется Медовым Спасом. Люди несут в храм освящать мед, совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народной традиции. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора, рассказывает о том как не бороться с народными традициями, а воцерковлять их, ставить на службу Богу и человеку.

Существует большая современная проблема – человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.

Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.

Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.

Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.

И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное.

То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь –не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.

Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели.

Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций.

Протоиерей Александр Агейкин



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.