На задворках нашего села стояло. На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок

На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я в первый раз здесь услышал музыку – скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чём же рассказывала мне музыка? О чем-то очень большом. На что же жаловалась она? На кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище/ Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уж нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор.» « Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. «За что, мальчик?»- «За то, что я не сирота.» Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина … Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в одном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я слушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих подвалах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в своём сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В.Астафьеву).

Слайд 4 из презентации «Сочинение части С в ЕГЭ» . Размер архива с презентацией 152 КБ.

Русский язык 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Признаки глагола» - Общее грамматическое значение. Морфологические признаки глагола: вид, наклонение, время, число, лицо. Прошедшее время. На конце глаголов после согласных пишется ь. Разноспрягаемые глаголы. Настоящее и будущее время. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного. Возвратные глаголы. Понятие о глаголе. Лицо и число глагола. Инфинитив. Глагол в форме повелительного наклонения. Спряжение глаголов.

«Односоставные неполные предложения» - Двусоставные предложения. Односоставные предложения. Кроссворд. Потебня А. А. Предложения с главным членом. Определите, какие это предложения. Виды односоставных предложений. Анализируем текст. Знания об односоставных и неполных предложениях. Определите способ выражения сказуемого. Неполные предложения. Предложения. Буслаев Ф. И.

«Грамматические нормы» - Он взял ее руки и одел на палец кольцо. Пять помидор или помидоров. Склонение порядковых и количественных числительных. Правильные формы слов. Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам. Цели урока. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных. Числительное ОБА имеет две формы рода. Грамматически правильное продолжение предложения. В каком предложении нет грамматической ошибки.

«Сочинение-рассуждение на ЕГЭ» - Смысловая цельность. Проблемы, поставленные автором. Комментарий. План сочинения. Позиция автора. Проблемы выбора книги для чтения. Аргументация. Критерии оценивания. Типы речи. Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Проблема нравственных ценностей. Словарная работа.

«В2 по русскому языку» - Система частей речи. Выпишите номера предложений с производным предлогом. Укажите ошибки в определении выделенных частей речи. Выполните задания. Прочитайте предложения, укажите части речи. Частотные примеры служебных частей речи. Основные частицы. Предлог связывает слова в словосочетании. Основные союзы. Междометия. Запишите номера предложений. Характеристика слова как части речи. Распределите грамматические признаки.

«Задания по русскому языку для ЕГЭ» - Структура рабочей тетради. Исправьте грамматические ошибки. Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Эффективность. Прокомментируйте проблему. Практическая работа. Прочитайте текст. Результативность. Оценочный лист. Простое предложение. Подготовка учащихся к ЕГЭ. Грамматическая основа.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста. Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та). Объём со­чи­не­ния – не менее 150 слов. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком. (1)На за­двор­ках на­ше­го села сто­я­ло на сваях длин­ное по­ме­ще­ние из досок. (2)Я пер­вый раз в жизни здесь услы­шал му­зы­ку - скрип­ку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рас­ска­зы­ва­ла му­зы­ка? (5)0 чём-то очень боль­шом. (6)На что же это жа­ло­ва­лась она, на кого гне­ва­лась? (7)Тре­вож­но и горь­ко мне. (8)Хо­чет­ся за­пла­кать, от­то­го что мне жалко са­мо­го себя, жалко тех, что спят не­про­буд­ным сном на клад­би­ще! (9)Вася, не пе­ре­ста­вая иг­рать, го­во­рил: «(10)Эту му­зы­ку на­пи­сал че­ло­век, ко­то­ро­го ли­ши­ли са­мо­го до­ро­го­го. (11)Если у че­ло­ве­ка нет ма­те­ри, нет отца, но есть ро­ди­на, он ещё не си­ро­та. (12)Всё про­хо­дит: лю­бовь, со­жа­ле­ние о ней, го­речь утрат, даже боль от ран, - но ни­ко­гда не про­хо­дит и не гас­нет тоска по ро­ди­не. (13)Эту му­зы­ку на­пи­сал мой зем­ляк Огин­ский. (14)На­пи­сал на гра­ни­це, про­ща­ясь с ро­ди­ной. (15)0н по­сы­лал ей по­след­ний при­вет. (16)Давно уже нет ком­по­зи­то­ра на свете, но боль его, тоска его, лю­бовь к род­ной земле, ко­то­рую никто не может от­нять, жива до сих пор». (17) «Спа­си­бо вам, дя­день­ка», - про­шеп­тал я. (18) «За что, маль­чик?» - (19)«3а то, что я не си­ро­та». (20)Вос­тор­жен­ны­ми сле­за­ми бла­го­да­рил я Васю, этот мир ноч­ной, спя­щее село, а также спя­щий за ним лес. (21)В эти ми­ну­ты не было для меня зла. (22)Мир был добр и оди­нок так же, как я. (23)Во мне зву­ча­ла му­зы­ка о не­ис­тре­би­мой любви к ро­ди­не! (24)Ени­сей, не спя­щий даже ночью, мол­ча­ли­вое село за моей спи­ной, куз­не­чик, из по­след­них сил ра­бо­та­ю­щий на­пе­ре­кор осени в кра­пи­ве, от­ли­ва­ю­щей ме­тал­лом, - это была моя ро­ди­на. (25)...Про­шло много лет. (26)И вот од­на­ж­ды в конце войны я стоял возле пушек в раз­ру­шен­ном поль­ском го­ро­де. (27)Кру­гом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, рас­по­ло­жен­ном через улицу от меня, раз­да­лись звуки ор­га­на. (29)Эта му­зы­ка раз­бе­ре­ди­ла вос­по­ми­на­ния. (ЗО)Когда-то мне хо­те­лось уме­реть от не­по­нят­ной пе­ча­ли и вос­тор­га после того, как я по­слу­шал по­ло­нез Огин­ско­го. (31)Но те­перь та же му­зы­ка, ко­то­рую я слу­шал в дет­стве, пре­ло­ми­лась во мне и за­ка­ме­не­ла, осо­бен­но та её часть, от ко­то­рой я пла­кал когда-то. (32)Му­зы­ка так же, как и в ту далёкую ночь, хва­та­ла за горло, но не вы­жи­ма­ла слёз, не про­рас­та­ла жа­ло­стью. (ЗЗ)Она звала куда-то, за­став­ля­ла что-ни­будь де­лать, чтобы по­тух­ли эти по­жа­ры, чтобы люди не юти­лись в го­ря­щих раз­ва­ли­нах, чтобы небо не под­бра­сы­ва­ло взры­ва­ми. (34)Му­зы­ка власт­во­ва­ла над оце­пе­нев­шим от горя го­ро­дом, та самая му­зы­ка, ко­то­рую, как вздох своей земли, хра­нил в серд­це че­ло­век, ни­ко­гда не ви­дав­ший ро­ди­ны и всю жизнь тос­ко­вав­ший о ней. (По В. Аста­фье­ву*) * Вик­тор Пет­ро­вич Аста­фьев (1924-2001), вы­да­ю­щий­ся рус­ский про­за­ик. Важ­ней­шие темы твор­че­ства - во­ен­ная и де­ре­вен­ская.

Показать текст целиком

В. П. Астафьев - один из тех, о ком полным правом можно сказать, что он художник слова. Главная тайна автор текста в том, что он жил "по велению сердца". Обладая удивительной зоркостью, он в самых обычных вещах видел что-то необыкновенно. Разве не так? Проблема, которую поднимает автор, представляется актуальной, особенным для молодёжи. Небольшой по объему текст содержит серьезное размышление по поводу Родины.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, В. П. Астафьев приводит развернутый монолог героя, который услышал музыку, она его очень растрогала, заставила подумать о себе и погибших товарищах. Эту музыку, прощаясь с родиной, сочинил человек, "посылал ей последний привет". В. П. Астафьев подчеркивает тот факт, что герой рассказа благодарен игравшему на скрипке человеку за то, что он напомнил ему, что самое дорогое рядом с ним - это его Родина. Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: "Во мне звучала музыка неистребимой любви к Родине". В.П. Астафьев уверен, что Родина всегда в наших сердцах и люди высокой ценой готовые ее защищать.

Подобная уверенность, на мой взгляд, небезосновательна. Мне близка позиция автора и я полностью согласна с ней , потому что вдали от

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку— скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

Почему любовь к родине человек испытывает вечно? Именно проблему тоски по родине затрагивает в своём тексте В.Астафьев .

Эта нравственная проблема – одна из тех, которая актуальна в наши дни. Человек не может жить вне родины. Вспоминая детство, автор рассуждает о знакомом человеке, который «лишился самого дорогого» и посвятил свою музыку родной земле. В. Астафьев убеждает, что, если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.

Нельзя не согласиться с автором в том, что поистине благородными людьми можно назвать тех, кто, вопреки жизненным невзгодам, сохраняет незримую связь с малой родиной, уважительное отношение к своему прошлому. Например, когда фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время Гражданской войны, сотрудничать с ними против советской власти, он ответил отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Малая родина – это колыбель детства, место, где человек формируется как личность, где закладываются основы нравственного воспитания. И если он помнит об этом, то его не изменят ни время, ни мода, ни окружающие люди. Так, Татьяна Ларина, героиня романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», после замужества становится блестящей светской дамой, но за внешними переменами в ней легко узнаётся прежняя провинциальная барышня, которая всё готова отдать «за полку книг, за милый сад».

Итак, человек испытывает любовь к родине вечно, если сохраняет свою кровную связь с родным домом, со своим детством. Таня Д., 11 класс

Сочинение

«Музыка хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалость». В предложенном тексте В.Астафьев заставляет нас задуматься над проблемой воздействия искусства на человека.

Проблема, поднятая автором, остаётся актуальной во все времена, касается людей разных возрастов и профессий. Она относится к числу «вечных», потому что желание творить свойственно каждому человеку. Автор, рассказывая свою историю, объясняет, что значит для него музыка. Но также пытается донести до читателей значение музыки для каждого. Убеждает в том, что музыка как ключ, открывающий в людях нежные или горестные воспоминания.

Я полностью согласна с мнением автора. Безусловно, искусство воздействует на человека: вдохновляет его, раскрывает в нём скрытые чувства. Примером влияния искусства на человека может послужить произведение А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Для княгини Веры, главной героини, музыка становится утешением после смерти Желткова, раскрывает чувственность её души, преображает внутренне героиню.

С другой стороны, в романе А.Конан Дойля «Шерлок Холмс» главный герой, чтобы сосредоточиться, всегда брал в руки скрипку. Музыка, лившаяся из-под смычка, помогала принять ему верное решение, раскрыть тайну.

Итак, перефразируя В.Астафьева («Музыка властвовала в сердце человека»), можно сказать, что музыка, живущая в сердцах, способна творить чудеса с человеком. Аня К., 11 класс

Какую роль играет истинное искусство в жизни человека? Какое влияние способна оказать музыка на человека? Именно проблему воздействия музыки на душу человека поднимает в своём тексте В.П.Астафьев.

Автор раскрывает проблему на примере двух случаев из жизни рассказчика, который вспоминает чувства, пробудившиеся в его душе под влиянием музыки . Писатель повествует о мальчике, что услышал первый раз музыку и испытал чувства жалости к себе и другим людям, тоску по родине.

Размышляя над проблемой влияния музыки на человека, В.П.Астафьев сравнивает пережитые героем чувства в детстве с чувствами во время войны, когда рассказчик слышит ту же музыку. Автор обращает внимание на то, что музыка теперь оказывает другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…»

В предложенном для анализа тексте В.П. Астафьев поставил проблему роли музыки в жизни человека.

Подводя читателя к своей позиции, герой-рассказчик рассуждает о том, какие мысли и чувства вызывает у него колокольный звон Домского собора в Риге. "Все замерло, остановилось, " - так действовала на него музыка колоколов. Она пробуждает в герое философское осмысление жизни. Домский собор вызывает у героя чувство счастья и воскрешает в нем веру в жизнь, и он благодарен ему за это.

Она не только наводит нас на размышления, но и может изменить судьбу. Так, например, в произведении В.Г. Короленко "Слепой музыкант" музыка позволила слепому Петрусю кардинально изменить свое будущее. Он стал знаменитым музыкантом несмотря на свой недуг.

Также музыка помогла выжить Владиславу Шпильману, известному польскому музыканту, оказавшемуся в еврейском гетто в годы Второй Мировой войны. В своих мемуарах, написанных через много лет после этих страшных событий, он признавался, что именно музыка сыграла ключевую роль в его судьбе.

Подводя итог рассуждениям, я хочу еще раз отметить, что музыка обладает невероятной силой, которая оказывает огромное влияние на человека и порой даже определяет его судьбу.

Обновлено: 2017-04-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Влияние музыки на человека по тексту В. П. Астафьева «На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок»

Молча мы взбирались по дорожке вверх, к той площадке, с которой открывался распахнутый вид на Иерусалим. И опять, не договариваясь, остановились - так притягивали и не отпускали взгляд эти огни на темных далеких холмах.

Вдохните глубже воздух, - проговорил старик, не шевелясь. - Чувствуете - запах шалфея? Эти блекло-сиреневые цветочки на кустах - шалфей иудейский. А там вон, по склону вниз, растут кусты мирта вперемежку с ладанником белым. Библейский ладан извлекали из этого растения. Вдохните, вдохните глубже, ощутите эту горячую, пахучую тьму...

Вообразите, ведь точно так здесь пахло ночью, когда монахи Кумрана вкладывали свои свитки в огромные кувшины и оставляли в пещерах, тут, в двух шагах от нас. На что они надеялись? Что когда-нибудь мы прочтем их молитвы, почувствуем их гнев, их благость? - Он вздохнул и проговорил с непередаваемой любовью в голосе: - Прекрасно!

    Что прекрасно? - раздраженно спросила я.

    И этот воздух, и эти холмы... Любуйтесь жизнью. Я мрачно отмахнулась. Он помолчал.

Ветер распахивал и запахивал серебро олив на склоне холма. Во тьме чернели пухлые влагалища их дупел. Алмазная крошка огней обсыпала холмы Иерусалима.

Умейте любоваться жизнью, - повторил он. - Если б вы знали, как нежно пахнет мыло, сваренное из человеческого жира... Такой тонкий и в то же время сильный запах, - продолжал он, - что вот, если б я открыл здесь коробочку - изящную такую керамическую коробочку, - то вы бы за десять шагов почувствовали этот нежный запах...

Я держал коробочку с таким мылом в руках, когда мы освободили Ра-венсбрюк... И с тех пор не терплю никакого парфюмерного запаха. Для меня это - запах смерти. Понимаете? Ни жена моя, ни дочь никогда, бедные, из-за меня не пользуются духами...

Так что, дружочек, умейте любоваться жизнью, как бы по-идиотски она ни выглядела, каким бы потом и пошлостью от нее ни разило...

(По Д. Рубиной)

В предложенном отрывке из романа Д. Рубиной поставлена философская проблема мировосприятия. Как нужно относиться к жизни? Именно с этой стороны рассматривает автор данную проблему

Проблема

Текст представляет собой диалог, в основе которого- полемика. Д. Рубина сталкивает мировоззрения старика, прожившего долгую, тяжелую жизнь, узнавшего ужасы концлагеря Равенсбрюк, и его спутницы. Несмотря на пережитое, старик сумел сохранить любовь к жизни, способность любо-ваться ею, в отличие от молодой, скептически настроенной женщины

Комментарии

Противопоставляя два отношения к жизни, автор все-таки принимает сторону старика, который прожил долгую жизнь, пережив страшные испытания, и может оценить ее по-настоящему, «...умейте любоваться жизнью, как бы по-идиотски она ни выглядела, каким бы потом и пошлостью от нее ни разило...» Эти слова отражают основную мысль текста и авторскую позицию

Моя позиция

Мысль о том, что жизненные невзгоды нужно смиренно принять, не пытаясь противиться Божьему промыслу, звучит в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов, не сумевший постичь и принять жизнь в процессе интеллектуальных исканий, многому научился у простого русского человека Платона Каратаева, с любовью и благодарностью воспринимавшего мир

1-й аргумент

Не только для радости рождается человек, он должен достойно выдержать испытания, которые ему ниспосланы. Этому учит и Русская православная церковь. Принять все, возлю-бить ближнего и полюбить мир, созданный Творцом, - вот заветы Христа

аргумент

Тогда и жизнь заиграет новыми красками, наполнит сердце радостью.

Заключение

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

Предлагаем несколько текстов для самостоятельной работы. Попробуйте напи-сать два варианта сочинения по каждому тексту. Для этого найдите две разные пробле-мы и воспользуйтесь предложенным алгоритмом работы.

Текст № 1

Если с высот истории окинуть взором жизнь человечества, то можно усмот-реть один парадоксальный факт. Все горе и зло на земле, все потоки пролитой кро-ви и слез, все бедствия и страдания зачастую являются результатом желания сде-лать добро, дать людям счастье, реализовать какие-либо священные принципы пу-тем создания нового государства, смены политического строя и т.д.

Этот парадокс высвечивается в пламени всех революций, контрреволюций, гражданских войн, проступает во всех насильственных попытках воплотить в жизнь какие-либо абсолютные истины общественно-политического устройства.

Что же отсюда следует? - спросят нас. Проповедуете ли вы толстовское не-противление злу, отрицание государства, всякого принуждения или даже всякой политики вообще?

Нет, государство, политическая власть, принуждение - все это необходи-мость, без которой человеку, так сказать, дышать невозможно. Все это есть обяза-тельное условие человеческой жизни, а следовательно - условие благой и осмыс-ленной жизни. С другой стороны, с точки зрения глубинного смысла жизни, все это есть лишь второстепенное. Наша жизнь требует какого-нибудь вообще государства, регулирующего ее, какого-нибудь правового порядка, чтобы подавлять преступные действия. И среди этих строев и порядков есть лучшие и худшие, те, что построены более прочно и более шатко, более правильно или более ошибочно, в большем или меньшем соответствии с нуждами жизни и с духовной природой человека. Но все детали и частности в них относительны, определены условиями времени и места, складом человеческой жизни, привычками и образом мысли людей. Поэтому ни в одном конкретном политическом порядке нет ни абсолютного добра, ни абсолютно-го зла. Все это не тот предмет, который дает духовной жизни человека подлинную правду, который раскрывает ее подлинный смысл. Я не могу жить ни для какого по-литического, социального, общественного порядка. Я не верю, что в нем можно найти абсолютное добро и абсолютную правду, в чем бы те ни состояли. И наивны-ми кажутся мне попытки воплотить идеалы добра и истины путем изменения госу-дарственного устройства, путем войны, путем всякого политического насилия во-обще.

(По С. Л. Франку)

Текст № 2

Имеет ли наша жизнь смысл, а если да, то какой именно?

Или жизнь - это просто никчемный процесс естественного рождения, созре-вания, увядания и смерти органического существа? Должен ли вообще человек ис-кать смысл в собственной жизни? Эти, как обычно говорится, «проклятые» вопро-сы, или, вернее, этот единый вопрос о «смысле жизни», волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на долгое время забыть о нем. погрузиться с головой в будничные заботы, но жизнь так устроена, что навсегда отмахнуться от него не может даже самый упрямый или духовно спящий человек.

Железный факт приближения старения и исчезновения есть для каждого из нас постоянное напоминание не решенного, смолоду отложенного в сторону вопро-са о смысле жизни.

Но, несмотря ни на что, огромное большинство людей считают нужным от-махиваться от этого вопроса, прятаться от него. Они называют такую позицию «принципиальным отказом» от попытки разрешить «неразрешимые вопросы». Так людям легче жить. Они стремятся «устраиваться в жизни», добывать жизненные блага, утверждаться и укрепляться в жизненной борьбе. Стремление к процветанию, к житейскому благополучию кажется им осмысленным, очень важным делом, а по-иски ответа на «отвлеченные» вопросы - бессмысленной тратой времени. И вот жизнь занята многоцветными земными интересами и даже имеет удачу в их осуще-ствлении. Но мне хочется спросить: достаточно ли этого будет человеку, будет ли он счастлив этим? Может быть, с течением времени нашей жизни этот вопрос раз-решится для каждого из нас сам собой и не стоит прилагать бесполезных усилий для его рассмотрения? Мне все-таки кажется, что поиск ответа на этот вопрос го-раздо более важен для человека, чем поиск куска хлеба для утоления голода. Чем дольше мы будем откладывать его, тем глубже будет та пропасть, в которой ока-жется наша душа.

(По СЛ. Франку)

Текст № 3

На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чем же рассказывала мне музыка? О чем-то очень большом. На что же это жалова-лась она, на кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили са-мого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не си-рота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран. но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний при-вет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

«Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. «За что, мальчик?» - «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее се-ло, а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Ени-сей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из послед-них сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина... Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, рас-положенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга по-сле того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та ее часть, от кото-рой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих раз-валинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепе-невшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, всю жизнь тосковавший о ней.

(По В.Астафьеву)

Текст № 4

Чехов как-то сказал: «Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло, но пусть судят их присяжные заседатели, а мое дело показать только, какие они есть». Он был прав. Моральные поучения и оценки ав-тора могут лишь испортить произведение искусства, роман или драму. Знаете поче-му?

Читатель или зритель часто ищет в произведении искусства своего рода при-бежище, где он мог бы почувствовать себя свободным от обязанности самому дей-ствовать и судить тех, кто действует в художественном мире. Читателю хочется ви-деть в произведении «течение жизни», а не ее самодовольный критической разбор с нравственных позиций, более или менее строгих. Стало быть, никакой явной мора-ли, иначе автора ожидает провал.

Но это вовсе не значит, что произведение искусства лишено нравственной силы и не содержит скрытой морали. У автора есть определенная концепция мира, которая раскрывается через события и героев. Толстой не говорит в «Войне и мире» или в «Анне Карениной», что такой-то образ жизни является безнравственным, но Пьер Безухов, но Левин говорят это, но читатель сам зачастую видит порочность поступков тех или иных героев.

У самого Чехова тоже были нравственные принципы, которые нам хорошо известны. Он выражал их прямо в своих письмах, а косвенно - в своих живых пье-сах и рассказах. Часто принципы эти выражались даже не через речи героев, а про-говаривались самим «течением жизни» в чеховских произведениях. Это факт, что после чтения великого романа или просмотра прекрасной пьесы мы становимся лучше, добрее, милосерднее и чувствуем себя очищенными. Мы испытали страсти: мы постигли, что время

сглаживает, стирает все на свете, мы увидели, как ничтожны наши повсе-дневные несчастья в сопоставлении с безмерностью событий и трагизмом великих страданий. Мы научились признавать в других людях своих братьев. Не думая о нравственности, мы стали более нравственными.

(По А. Моруа)

Текст № 5

Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращения. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем ина-че, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут гово-рить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот - словом, хоть восходи до миллио-на, все найдутся оттенки. Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцеля-рии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных. - да про-сто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выра-жает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вы-шел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. «Да это не Иван Петрович. - гово-ришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худень-кий; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! «Эхе-хе!» - думаешь себе.

(Н.Гоголь)

Текст № 6

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженья века,

Неправду угнетателей, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство.

Нескорый суд и более всего Насмешки недостойных над достойным. Когда так просто сводит все концы Удар кинжала! Кто бы согласился, Кряхтя, под ношей жизненной плестись, Когда бы неизвестность после смерти. Боязнь страны, откуда ни один Не возвращался, не склоняла воли Мириться лучше со знакомым злом, Чем бегством к незнакомому стремиться! Так всех нас в трусов превращает мысль И вянет, как цветок, решимость наша В бесплодье умственного тупика. Так погибают замыслы с размахом, В начале обещавшие успех, От долгих отлагательств. Но довольно!

Офелия! О радость! Помяни Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

.Шекспир. Гамлет) Перевод Б.Пастернаки

Текст № 7

Существует множество писателей, которые находят мрачное удовольствие в том, чтобы показывать сцены насилия и позора. Главное же, они стремятся внушить читателю пессимистическую философию. «Мир абсурден», - говорят они. Но что это значит?

Сам по себе мир лишен злой воли, он предоставляет нам факты. Роль челове-ка в том и состоит, чтобы разобраться в фактах, предлагаемых ему жизнью, органи-зовать их и построить более справедливый мир. Конечно, и в лесах водятся звери, а в городах встречаются жестокие люди. Конечно, природа часто создает хаос, а не порядок. Оставьте природе участок земли - она превратит его в джунгли, только че-ловек может создать сад.

«Черных» авторов нашей эпохи обоснованно упрекают в том. что они посто-янно говорят читателю о его диких инстинктах, о его комплексах и лжи и никогда не говорят о его высоких нравственных качествах, о счастье и мужестве, «Лучше говорить человеку о его свободе, - сказал Спиноза, - чем о его рабской сущности». Да, потому что, если вы отнимете у него всякую надежду, вы сделаете его неспо-собным к действию. Дайте человеку поверить в могущество воли (что соответствует действительности), и он пустит ее в ход.

Верно, они пережили по-настоящему бесчеловечное время, когда люди вос-хищались варварством, когда чувства были задушены жестокостью. Верно, их лите-ратура говорит правду об этой эпохе, но разве это вся правда?

Мы и в самом деле видели отвратительных чудовищ, однако рядом с ними немало героев, мужественных и добрых, самоотверженно преданных самым чело-вечным идеалам.

Мы видим, сколько уже сделано для того, чтобы человек стал более счастли-вым и равноправным. Если вы умолчите об этом, если в нашей палитре не будет на-ряду с мрачными красками живых и веселых цветов, вот тогда вы дадите искажен-ную картину жизни и причините много зла.

(По А. Моруа)

ВАРИАНТЫ СОЧИНЕНИЙ

Соотнесите получившиеся у вас работы с данными образцами. Проследите за логи-кой и структурой текстов. Проверьте, нет ли логических нарушений в ваших работах, достаточно ли убедительные и подходящие по смыслу аргументы вы использовали, насколько заключение соответ-ствует содержанию.

Текст № 1

Оправданы ли насильственные попытки воплотить в жизнь «какие-либо абсолютные истины общественно-политичес-кого устройства»? Это основная проблема, поставленная в пред-ложенном тексте

Проблема

Автор обращает внимание на следующий парадокс: все попытки сделать людей счастливыми путем создания идеально-го государства в конце концов приводят к кровопролитию и страданиям тех, ради кого эти попытки предпринимаются

Комментарий

С. Л. Франку кажутся наивными «попытки воплотить идеа-лы добра и истины путем изменения государственного ус-тройства, путем войны, путем всякого насилия вообще». Ни од-но государство, ни одно общественно-политическое устройство не может открыть человеку правду его духовной жизни, сделать его счастливым

Наверное, можно согласиться с этой точкой зрения. Соз-дать идеальное государство, которое способно сделать счастли-выми всех, невозможно. Кроме того, любое насилие несов-местимо с понятием «счастье»

Моя позиция

Замятин в своем романе-антиутопии «Мы» показал, насколько страшно государство, построенное путем насилия. Оно жестоко рас-правляется с инакомыслящими, с теми, кто не вписывается в систему, не принимает навязанного счастья

аргумент

Один из лозунгов идеологов коммунизма звучит так: «Свобода, равенство, братство». Попытка создать «идеальное» государство, очи-стив его от «врагов народа», привела к страшной национальной траге-дии. Гражданская война, утрата культурных традиций, уничтожение дворянской интеллигенции, гонения на представителей науки - все это вехи на пути к «всеобщему счастью»

аргумент

Насилие никогда не может быть оправдано, какие бы заман-чивые цели ни декларировались при этом

Заключение

Текст № 2

Насколько важен для человека поиск ответа на вопрос о смыс-ле жизни? Эту проблему выдвигает автор данного текста

Проблема

Должен ли человек пытаться разрешить столь «неразрешимый вопрос», или легче отмахнуться от него и вместо бессмысленных по-исков стремиться к житейскому благополучию, процветанию



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.