Нетипичные (смешанные) формы правления. Смешанная форма правления

ФОРМА ГОСУДАРСТВА СОСТОИТ из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Форма правления отвечает на вопрос: «Кто правит, кому принадлежит власть?»

Форма правления делиться на:

1) Монархия:

2) Республика:

Понятие форма правления дает анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства имеющей 2 стороны:

а) состав (совокупность необходимых и достаточных элементов);

б) структура (способ целесообразной связи между элементами).

Раскрывает:

(а) состава органов верховной государственной власти;

(б) их взаимоотношений друг с другом (структуры);

(в) порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

Монархия (от греч. – «единовластие») форма правления, где верховная власть (полностью или частично) в руках одного главы государства (монарха) и передается по наследству.

Периоды развития монархии:

1) Ранний (древневосточный деспотизм);

2) Зрелый феодализм (18-19 в. для России ).

Признаки монархии:

1) монарх - человек, управляющий государством;

2) занимает свое место по династическому признаку;

3) монарх обладает всей полнотой власти;

4) власть передается по наследству.

Юридические признаки монархии:

1) суверенитет исходит от монарха;

2) монарх - глава государства;

3) срок полномочий монарха неограничен;

4) он не несет юридической ответственности за свои деяния;

5) легитимация (путем династического механизма замещения) узаконенной власти и легализация - обоснование законности власти.

Виды монархии:

1) Абсолютная (неограниченная) (монарх обладает всей полнотой власти; творец закона; отсутствуют представительные учреждения народа) Марокко, Саудовской Аравии .

2) Ограниченная (власть монарха ограничена каким-либо лицом или выборным органом; наряду с монархом выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства). Англия, Япония, Испания, Норвегия и т.д.



2.1. парламентарная (власть короля ограничена парламентом; монарх лишен реальных полномочий в области законодательной и исполнительной властей; он выполняет представительские функции, представляет интересы государства в международных отношениях. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны). Соединенное королевство Великобритании, Япония .

2.2. конституционная (полномочия монарха ограничены основным законом государства (конституцией) на основании этого закона в государстве действуют 2 института высшей власти: Монарх и Парламент, которые делят между собой властные полномочия. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, своего рода символ, представитель нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. (Венгеров А.Б.) ) Испания, Швеция

2.3. дуалистическская (Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, ему принадлежит значительная часть законодательной власти, выражающаяся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые Парламентом. Монарх обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих большую нормативную силу по сравнению с ними). Кувейт, Иордания, Марокко .

2.4. сословно-представительная (эта форма характерна для России до 17 в .; ограничение власти сословий).

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. НАПРИМЕР:

1) Выборная монархия в Малайзии (король избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов);

2) Коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов);

3) Патриархальная монархия в Свазиленде (где король по существу является вождем племени); монархии Британского Содружества - Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, Представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством).

4) Теократию - такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан ).

Республика (от лат. – государственные, общественные дела) - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, глава государства является выборным и сменным. (А.В. Малько)

Признаки республики:

· источником власти признается народ;

· все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

· органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

· высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

· должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Виды республик:

1. Президентская республика - такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (главы Правительства). Глава государства сам назначает (формирует) Правительство и руководит его деятельностью. Президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует система сдержек и противовесов (Аргентина, Сирия, ЮАР, Перу, Бразилия).

2. Парламентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (Президент, канцлер и т.п.), а Правительство, т.е исполнительная власть, формируется Парламентом (законодательным органом) и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. Правительство формируется в результате парламентских выборов партиями, обладающими большинством в парламенте. Парламент может выразить вотум доверия или вотум недоверия деятельности Правительства в целом, главы Правительства (представителю Совета Министров, Премьер – министру, Канцлеру), конкретного министра (Чехия, Индия, ФРГ, Италия, Венгрия).

3 Аристократическая (участив формировании высших органов управления принимает меньшинство);

4 Демократическая (весь народ принимает участие);

Республика

Смешанная республика

Наиболее типичным примером смешанной республи­ки является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламен­тарной республики, существовавшей ранее по Консти­туции 1946 г. и установила смешанную республику.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 27163 | Нарушение авторского права страницы

Вопрос 24.Президентская, парламентская и смешанная республики: сравнительная характеристика

Форма правления − организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Наиболее распространенная в современном мире форма правления − республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Президентская республика

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Для президентской системы характерно:

· Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий;

· Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента;

· Президент формирует кабинет министров и администрацию;

· Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.

В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства.

Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.

Недостаток президентской системы – дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти

Парламентская республика

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламентская система характеризуется следующими чертами:

· Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти;

· Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

· Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· Правительство зависит от доверия со стороны парламента или, по крайней мере, от его лояльности.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер.

Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Главный признак парламентарной республики политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от главы государства распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Главная особенность парламентской республики образование правительства победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

Смешанная республика

Смешанная республика – разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинства как той, так и другой из рассмотренных выше основных форм. Наглядным примером такой формы правления могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Смешанная республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Для смешанной системы, характерно следующее:

· Президент и парламент – как в президентской системе – избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность);

· Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе;

· Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

25.Коммуникативные и поведенческие теории власти. (Двугрошев)

Коммуникативный подход в первую очередь понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества

Этот ряд теорий основан на интерпретации власти как многократно опосредованного и иерархизированного механизма взаимодействуем людей. Закрепление созданных людьми «неформальных ограничении (нормы поведения, обычаи, добровольные поведенческие стереотипы)», «которые структурируют человеческую деятельность в рамках политической системы, происходит в виде «формальных ограничений»

(правила, правовые акты, конституции), и санкций, принуждающих к их исполнению». Однако способность обеспечить послушание при этом должна являться обобщенной функцией,.В силу того что власть это структурное качество человеческих отношений, важную роль играют психологические, субъективные элементы. Так, если мы верим, что некто и власть, то он ее имеет в силу нашей веры. Наша вера в то, что он име ет власть, помогает ему реализовывать и осуществлять свои планы и делания. И наоборот, уграта веры может вести к резкому и скорому распаду власти.

Яркими представителями этих концепций являются Х.Арендт, Н. Луман, К. Дойч, Ю. Хабермас (людьми, исповедующими эти концепции).

Онтологическая концепция власти Ханы Арендт.

В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении. Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

Н.Луман. Наибольшее значение имеют черты власти, обеспечивающие возможности социального общения. Власть истолковывается им как символическое средство социальной коммуникации, предоставляющее ее обладателям дополнительные преимущества перед своими партнерами, в частности, при выборе наиболее оптимального способа социального действия. Власть, которой обладает один из участников социального взаимодействия ограничивает либо совсем исключает возможность выбора правил игры у другого или других участников такого взаимодействия. В соответствии с концепцией Лумана, роль власти идентична роли таких средств социальной коммуникации, как например, естественные или искусственные языки, деньги. Власть рассматривается не только как отношения господства и подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где отношения господства и подчинения являются лишь частным случаем. Власть символическое генерализирующее средство коммуникации общества. Власть – средство коммуникации, которое дает субъектам, обладающим информацией дополнительное преимущество при выборе оптимальных решений. Власть – ядро политической системы, которая сплачивается благодаря коммуникации.

Карл Дойч. Власть одно из платежных средств политики. Срабатывает там, где не действует согласие. Власть – средство коммуникации между людьми, группами. Непосредственная лицом к лицу и опосредованная массовая коммуникации. Передача информации внутри политической системы происходит в символах, образцах.

К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической̆ системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный̆ контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринуждённой̆ обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе посто

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Республика - это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формиру­ются общенациональными представительными учреждения­ми (парламентами), а граждане обладают всеми правами.

В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламен­тарную и смешанную республику.

Смешанная республика (иногда в научной литературе име­нуется парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правле­ния, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.

Наиболее типичным примером смешанной республи­ки является V Французская Республика.

В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламен­тарной республики, существовавшей ранее по Консти­туции 1946 г. и установила смешанную республику.

Основными признаками смешанной республики яв­ляются:

Президент является главой государства и арбитром;

Президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;

Президент, не являясь юридически главой исполни­тельной власти (правительство возглавляет глава прави­тельства - премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздейст­вовать на политику правительства;

Президент и парламент совместно участвуют в фор­мировании правительства (например, президент предла­гает кандидатуры на посты министров, а парламент ут­верждает их);

Двойная ответственность правительства: и перед пре­зидентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

Право президента на роспуск парламента и назна­чение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.

В настоящее время смешанные республики реализу­ются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 27165 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Анализ видов избирательной системы

2.3 Смешанная система

Смешанная избирательная система появляется затем, когда в выборе той же представительской камеры различная система гашеная…

Избирательные системы

· смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система Мажоритарная избирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит «большинство». Она является старейшей избирательной системой…

Избирательные системы: «плюсы» и «минусы» различных видов

8. Смешанная избирательная система

В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера…

Избирательный процесс в России

1.3 Смешанная(гибридная) избирательная система

Смешанная избирательная система — одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Смешанная избирательная система — избирательная система…

Налоги и налогообложение

2.4. Смешанная модель

Представитель этой модели — Россия. Современная российская налоговая система сло-жилась на рубеже 1991-1992 гг., в период политическо-го противостояния, кардинальных экономических пре-образований и перехода к рыночным отношениям…

Подследственность уголовных дел

2.3 Альтернативная (смешанная) подследственность

Альтернативная (смешанная) подследственность — это подследственность дел об одних и тех же преступлениях следователям различных ведомств.

Проблема определения альтернативной подследственности возникает в связи с тем…

Положительные и отрицательные черты мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем

3. СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы…

Республика как форма правления

2.4 Смешанная республика

Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики…

Республика. Понятие и сущность. Основные формы государственного устройства в зарубежных странах

1.3 Смешанная республика

Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правления…

Свободные и добровольные выборы как основная форма непосредственной демократии в Российской Федерации

1.4 Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том…

Социальное обеспечение в Тульской области

4.3 Смешанная форма социального обеспечения

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает…

Форма государства

§ 2. Республика

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства…

Форма государства: общая характеристика

2.2 Республика

Республика — (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок …

Формы государства

2.1.2.Республика

Республика- форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам- парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Признаки республики…

Глава 2. Виды современных республик

2.1. Парламентские республики

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство формируется на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте. Глава государства избираются либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентской республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Выборы проводятся по партийным спискам (избиратели голосуют за партию). Правительство может быть как однопартийным, так и коалиционным.

Достоинством парламентской республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки парламентской республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами. 1

Например, Австрия… Это федеративная буржуазная республика, в состав которой входит 9 земель, имеющих свой парламент (ландтаг), конституцию и правительство. Высшие органы государственной власти страны – парламент, состоящий из двух палат (Национального совета и Федерального совета), правительство. Депутаты Национального совета избираются на всеобщих выборах на 4 года, Федеральный совет состоит из лиц, назначаемых ландтагами земель. Правительство с федеральным канцлером формируются партией, получившей большое количество мест в Национальном совете. Глава государства – президент, который избирается на шесть лет путем всеобщего голосования.

В Австрии несколько политических партий, но в управлении государством участвуют главным образом две – Социалистическая партия Австрии (СПА) и Австрийская народная партия (АНП). 2

Также парламентскими республиками являются Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Венгрия, Чехия и другие.

2.2. Президентская республика

Сущность президентской республики заключается в том, что среди органов высшей государственной власти ключевое положение занимает фигура Президента, который является главой государства и главой правительства (или он сам назначает главу правительства), которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он может распустить (т.е. является главой исполнительной власти), он так же вправе освободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается либо населением, либо коллегией выборщиков и ответственности перед парламентом не несет. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентской республике существует система сдержек и противовесов. В президентской республике создаются благоприятные условия для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует власть.

Так же эту республику иногда называют дуалистической, чтобы подчеркнуть факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.

Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой сосредоточия общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах.

И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, не которые страны подчеркивают значение поста президента. Президентская система в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный Конституцией.

Наравне с достоинствами у президентской республики есть свои недостатки. В отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь над собой веских оснований.

Наряду с этим едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столь важны хотя бы из-за падения влияния парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, когда выбор способов их проведения не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, которая может определять многое, например процедуру переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке. 1

Наиболее ярким примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу и законодательным собраниям штатов (легислатурам), исполнительная – Президенту США и судебная – судам.

Конгресс США состоит из двух палат – Сената и палаты представителей. Заседания Конгресса проходят в здании Капитоля, расположенного в центра города Вашингтона. Палата представителей состоит из 435 членов, каждый из которых представляет около 500 тысяч избирателей. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в палате, по крайней мере, одним членом.

Члены палаты избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего года после выборов. Следовательно, каждые два года состав представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего Конгресса каждого каждого созыва. Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти в течение всего года. В Конгрессе США представлены лишь буржуазные слои населения; в его составе нет не только ни одного промышленного и сельскохозяйственного рабочего, но и политических фракций, которые провозглашали бы своей целью борьбу за их интересы.

В Сенате каждый штат формируется двумя представителями от каждого штата (таким образом в его состав входит 100 сенаторов). Каждый сенатор в своем штате избирается на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность ее деятельности.

Высшим в стране должностным лицом, совершающим полномочия главы государства и главы правительства, является Президент США. Он избирается на четыре года с возможность переизбрания на еще один четырехлетний срок. Президентом США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на территории США не менее 14 лет.

Официальной резиденцией Президента является Белый дом (с 1800 года), находящийся в Вашингтоне.

У Президента США достаточно широкие полномочия. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения Сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, включая руководителей министерств и ведомств. Глава исполнительной власти обладает правом издания президентских приказов, фактически имеющих силу закона.

Принцип разделения власти предполагает и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной «ветви» за счет другой. Так, Конгресс, носитель законодательной власти, может отклонить законопроекты, представленные главой исполнительной власти – Президентом. Президент утверждает законопроекты, принятые Конгрессом, и вправе налагать вето на те из них, с которыми он не согласен. Многие полномочия Президента реализуются лишь при одобрении Сената (например, заключение международных договоров).

Носитель судебной власти – Верховный суд США формируется совместно Президентом и Сенатором: первый назначает кандидатов, второй эти назначения утверждает. Верховный суд вправе окончательно признавать недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти, как не соответствующие Конституции.

Взаимодействие и взаимовлияние трех «ветвей» власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов, незыблемости капиталистического строя и классового господства буржуазии. Характерной особенностью процесса развития системы разделения властей является неуклонное возрастание роли президентской власти как главного орудия диктатуры монополистического капитала. 1

Так же президентскими республиками являются Бразилия, Франция, Мексика, Румыния, Перу, Белоруссия. Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

2.3. Смешанные республики

Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом. С одной стороны, для нее характерна парламентская ответственность правительства, то есть парламент имеет право выразить недоверие правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз в конфликтной ситуации распустить парламент и вынести свой спор с парламентом «на суд народа», назначив внеочередные выборы, при этом вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определенного срока. Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передаст полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, победившей на парламентских выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен, и так далее.

Смешанная форма правления стремится сосредоточить в себе положительные черты традиционных форм правления (парламентской и президентской) и избежать их недостатков, но это далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство президентской формы правления, как прочность конституционного положения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается из-за усиления контролирующих полномочий высшего законодательного представительного органа власти. В свою очередь, несомненное преимущество парламентской республики – ответственность правительства перед парламентом, его обязанность учитывать в своей политике складывающееся соотношение политических сил, общественное мнение практически сводится на нет в такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская» республика. В последнем случае увеличение полномочий президента влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли представительного института власти. Нечто подобное случается и при законодательном введении ограничения вотума недоверия правительству в парламентарных республиках или при установлении ответственности отдельных министров перед парламентом в президентских формах правления. 1

Таким образом, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Избранный народом президент вправе фактически формировать свое правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Смешанную республику следует считать самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. 2

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

  1. Республика как форма правления (3)

    Курсовая работа >> Государство и право

    … СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Курс II Форма обучения Стационар … по форме правления делятся на монархии и республики . Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются …

  2. Президентская республика как форма правления

    Реферат >> Государство и право

    … президентской республике как форме правления . Тема данной курсовой работы – «Президентская республика как форма правления» интересна … президентской республики как формы правления . Глава I 1.1 Что такое форма правления ? Под формой правления обычно …

  3. Республика как форма государственного правления и ее виды

    Реферат >> Государство и право

    … должностное лицо. 1.3 История развития республиканской формы правления . Республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером …

  4. Республика как форма государственного правления

    Реферат >> Государство и право

    … политику государства. Народно-демократическая республика как форма правления возникла после второй мировой войны … мы рассмотрели республику как форму государственного правления и можем сделать следующие выводы: Республика – это форма правления , в которой …

  5. Парламентская республика как форма правового государства

    Контрольная работа >> Политология

    … мы пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным … мажоритарной или пропорциональной системами5. Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, …

Хочу больше похожих работ…

а) Франция,

б) Россия,

в) Англия,

е)Швейцария.

5.С точки,зрения форм правления государство предстает в виде:

а) конфедерации;

б) содружества;

в) республики;

г) унитарного государства;

д) федерации.

6.Определите, к какой форме правления относятся следующие признаки:

а) отсутствие каких-либо представительных учреждений; - АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ

б) концентрация всей полноты власти в руках одного человека; - ДИКТАТУРА

в) религиозный культ верховного правителя; - МОНАРХИЯ

г) бесконтрольная наследственная власть одного человека, не стесненная никакими формальными правилами или законами; - ДЕСПОТИЯ

д) право верховного правителя распоряжаться всеми ресурсами, находящимися на территории государства? – АБСОЛБТНАЯ МОНАРХИЯ

7.Определите форму монархического правления, существовавшую в России в годы царствования:

а) Ивана Грозного; - АБСОЛЮТНАЯ

б) Михаила Романова; - АБСОЛЮТНАЯ

в) Екатерины II; - АБСОЛЮТНАЯ

г) Александра II- АБСОЛЮТНАЯ;

д) Николая II. – АБСОЛЮТНАЯ,

8.Конституционная (парламентская) монархия характеризуется:

а) неограниченными полномочиями монарха в сфере законодательной деятельности;

б) ограничением полномочий монарха в сфере законодательства;

в) неограниченными полномочиями монарха в области законодательной и исполнительно-распорядительной деятельности;

г) сильным ограничением монархической власти в судебной и исполнительной ветвях, фактически полным отсутствием полномочий в законодательной;

д) неограниченными полномочиями монарха как в законодательной, так и в исполнительной и судебной ветвях государственной власти.

а) Саудовская Аравия;

б) Иордания;

в) Испания;

г) Марокко;

д) Швеция;

е) Кувейт;

ж) Япония;

з) Норвегия.

10.Какие из перечисленных ниже характеристик относятся к парламентской форме республиканского правления:

а) выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства;

б) парламент не обладает правом отправки правительства в отставку путем вынесения ему вотума недоверия;

в) парламент обладает таким правом;

г) президент не обладает правом на роспуск парламента;

д) президент обладает таким правом;

е) роль президента представительная, а не распорядительная;

ж) полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице;

з) правительство ответственно за свою деятельность только перед парламентом ?

11.Чем похожи парламентская республика и парламентская монархия:

а) принципом формирования правительства;

б) политической ответственностью правительства перед нижней палатой парламента;

в) правом президента распустить парламент;

г) отсутствием института президентства;

д) президент, как и монарх, фактически не обладают властными полномочиями ?

12.В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

а) парламентом;

б) президентом;

в) парламентом и президентом;

д) всеми вышеперечисленными органами власти.

13.В полупрезидентской республике президент является:

а) главой государства;

б) главой правительства;

в) главой государства и главой правительства;

г) главой государства, разделяя высшую исполнительную власть с главой правительства ;

д) верховным главнокомандующим

14.В парламентской республике президент имеет право:

а) по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона;

б) вето на законы, принятые парламентом;

в) отдавать распоряжения, согласованные с правительством;

г) распускать парламент и назначать внеочередные выборы;

д) вводить чрезвычайное положение.

15.В президентской республике президент обладает следующими полномочиями:

а) назначает членов правительства;

б) назначает только главу правительства;

в) по собственному усмотрению увольняет членов правительства;

г) по собственному усмотрению не может уволить членов правительства;

д) представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

е) по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

ж) по своему усмотрению созывает внеочередную сессию парламента;

з) по своему усмотрению проводит референдумы.

16.К числу парламентских республик относятся:

а) Италия;

в) ФРГ;

д) Испания;

д) Австрия ;

е) Швейцария;

ж) Болгария;

з) Япония.

17.Какие из перечисленных ниже стран относятся к типу президентских республик:

а) Финляндия;

б) Португалия;

в) США;

г) Украина;

д) Мексика ;

е) Бразилия;

з) Норвегия?

18.Определите страну, которая относится к полупрезидентской республике:

а) Израиль;

б) Греция;

в) Латвия;

г) Аргентина;

д) Франция?

19.Наличие 2-х палатного парламента указывает на:

а) монархию;

б) аристократию;

в) республику;

г) демократический режим;

д) федерацию?

Тема 5. Политико-территориальное устройство зарубежных государств (2 часа)

План

1.Территориальное устройство государства: понятие, формы.

2.Федерация. Симметричность и ассиметричность федераций.

3.Конституционно-правовой статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии.

4.Порядок распределения компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

5.Порядок разрешения конфликтов между федерацией и субъектами.

6.Федеральные территории.

7.Зависимые территории.

Задание 1

1.1. Определите (напишите) признаки федеративного государственного устройства:

Наличие двухуровневой системы законодательства;

Предметы ведения и полномочия разделены между самим государством и его субъектами;

Двухуровневая система государственных органов;

1.2. Какие из перечисленных ниже государств являются федеративными (Ф), а какие унитарными (У)?

(У) 1) Австрия (Ф) 4) Канада (У) 7) Франция

(Ф) 2) Великобритания (Ф) 5) Россия (Ф) 8) Швейцария

(У) 3) Италия (Ф) 6) США (У) 9) Япония

1.3 Заполните таблицу

Форма государственного устройства Критерии Примеры стран, где реализована форма устройства
1. Унитарная субъекты являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования Франция, Дания, Чили, Турция
2. Федерация Сложное государство. Субъекты являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами. РФ, Бразилия, Индия, Аргентина
3. Конфедерация Временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства. Британское содружество Европейский союз

Задание 2

Напишите ответы на вопросы:

2.1. Из чего состоит унитарное государство? Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, у которых нет суверинитета.

2.2. Назовите страну с унитарным государственным устройством. Испания, Франция, Великобритания

2.3. Асимметричной федерацией называют разновидность федеративного государства, субъекты которого имеют разный статус.

2.4. Конфедерация в современном мире – это союз суверенных государств, для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

2.5. Стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий – это сепаратизм.

Форма государственного устройства - это:

а) способ формирования верховной власти;

б) порядок взаимоотношений высших государственных органов;

в) совокупность методов правления;

г) структурно-функциональная организация политической власти;

д) способ территориально-политической организации государства.

К какой форме государственного устройства относятся следующие характеристики:

а) единая государственная территория состоит из автономных частей, обладающих атрибутами государственности;

б) наряду с общегосударственной конституцией региональные государственные образования имеют свою конституцию;

в) в государстве существует двухуровневая структура правления;

г) региональные образования имеют свою политическую систему;

д) граждане подчиняются двум правительствам одновременно - центральному и региональному?

ФЕДЕРАЦИЯ

ТЕСТЫ

1.Выделите страны с унитарной формой государственного устройства:

б) Австрия;

в) Франция;

г) Великобритания;

д) Швейцария;

е) Норвегия;

ж) Бразилия;

з) Дания.

2.К числу федеративных государств относятся:

а) Швеция;

б) Италия;

в) Бельгия;

г) Индия;

д) Испания;

е) Канада;

ж) Финляндия;

з) Австрия.

3.Выделите черты, присущие конфедеративным государственным союзам:

а) члены союза не имеют права выходить из союзного объединения;

б) члены союза имеют право свободного выхода из состава союза;

в) союз обладает государственным суверенитетом;

г) союз не обладает государственным суверенитетом;

д) постоянно действующие органы союзного объединения лишены властных полномочий;

е) союз имеет единую конституцию;

ж) в союзном объединении нет единого гражданства;

з) бюджет союза формируется за счет обязательного для его субъектов налогообложения.

4. Какой из следующих терминов входит в понятие «форма государственного устройства»:

а) монархия;

г) диктатура пролетариата;

д) унитарное государство?

Тема 6 Политический режим (4часа)

План

1. Понятие и основное содержание государственно-политического режима в зарубежных странах и его связь с формой правления.

2. Конституционно-правовые элементы государственно-политических режимов:

3. Классификация государственно-политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный; их место, роль и значимость в развитии государства и права.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Напишите ответы на вопросы:

1.1 Способ функционирования политической системы общества, совокупность форм и методов осуществления политической власти – это ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.2 Важнейшими признаками тоталитарного режима являются: ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА НАД ВСЕМИ АСПЕКТАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЛИКВИДАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД, МИЛИТАРИЗАЦИЯ, РЕПРЕСИИ.
1.3 Авторитаризм – это система правления, при которой правители от тех, кем правят, требуют неукоснительного повиновения.
1.4. Отличительными признаками авторитаризма являются: ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ, НАЛИЧИЕ ЛИДЕРА, ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕДАНО ВОЖДЮ.
1.5 Какой типологический признак характеризует авторитарный политический режим? ВСЯ ВЛАСТЬ СОСРЕДОТОЧЕНА В РУКАХ ОДНОГО ЛИДЕРА, КОТОРЫЙ ТРЕБУЕТ ПОЛОНОГО ПОДЧИНЕНИЯ.
1.6 Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Задание 2

2.1. Определите типы политических режимов (вставьте названия):

а) ТОТАЛИТАРИЗМ - это тип политического режима, предполагающего всеобщий контрольи регламентацию со стороны государствавсех сфер деятельности человека;

б) ДИКТАТУРА - это политический режим, характеризующийся неограниченной властьюодного человека или группы лиц и обладающий жёсткой системой насилия;

в) ДЕМОКРАТИЯ - это форма государства, в котором источник власти - народи где гарантированы права личности.

Задание 3

В приведённой таблице знаком “+” отметьте наличие признака, знаком “-” - его отсутствие, а знаком “+ -” - неполное наличие.

Из названных признаков подчеркните те, которые характерны для демократической политической системы:

1) наличие многопартийной системы, обеспечивающей деятельность парламентской и внепарламентской оппозиции;

2) активное вмешательство государственной власти в организацию социального обеспечения;

3) свободные выборы, обеспечивающие гражданам равные возможности выбирать и быть избранным в органы власти;

4) законодательное обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина;

5) экономическое и политическое поведение регламентируется в соответствии с принципом: “запрещено всё, кроме того, что разрешено государственной властью”.

Задание 4

Подчеркните правильные высказывания:

1. Представительная демократия – это форма государства, при которой народ делегирует свою власть избранным лицам.

2. В демократическом государстве, как правило, существует единое вероисповедание.

3. В демократическом правовом государстве власть распределяется между конкурирующими группами всего общества.

4. Высокий уровень экономики способствует демократии и стабильности.

5. Демократическая форма правления не предполагает применения насильственных средств к гражданам государства.

Подчеркните правильные высказывания:

1. В условиях тоталитарного государства частная собственность запрещена.

2. В условиях демократической политической системы государство не вмешивается в рыночную экономику.

5. Чем ниже уровень экономического развития страны, тем легче она становится на путь демократических перемен .

Задание 5

Подчеркните правильные высказывания:

1. Рыночная экономика противоположна плановой экономике.

2. Политический плюрализм невозможен без экономической свободы граждан.

3. Централизация государственной власти всегда приводит к усилению авторитарных тенденций в управлении экономикой.

4. Этатизм является наиболее оптимальной формой взаимодействия экономики и политики.

5. Гражданское общество является социальной основой становления правового государства.

Задание 6

Какие суждения не верны для демократических политических режимов? (подчеркните)

1) Все демократические режимы соблюдают права человека.

2) Все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям.

3) Все демократические режимы имеют разделение властей.

4) Все демократические режимы основываются на президентской форме правления.

5) Для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное государственное устройство.

ТЕСТЫ

1. Какое из понятий включается в категорию «политический режим»:

а) конституционная монархия;

б) президентско-парламентская (смешанная) республика;

в) демократия;

г) конфедерация;

д) феодализм?

2. Президентская республика с демократическим режимом:

а) Италия;

б) Россия;

в) Япония;

г) Франция;

д) США.

3.Парламентско-президентская (смешанная) республика с демократическим режимом:

а) Великобритания;

б) Австрия;

в) Саудовская Аравия;

г) Германия;

д) Канада.

4.В какой из следующих стран дольше всего существовал крайне авторитарный политический режим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Франция;

д) Португалия?

5. Демократия - это:

а) республиканская форма правления;

б) власть революционного вооруженного народа;

в) свобода;

г) конституционный порядок;

д) политический режим гражданского общества .

б) Объединенные Арабские Эмираты;

в) Чили;

г) Северная Корея;

д) Саудовская Аравия?

7. В какой стране впервые было разработано теоретическое понятие тоталитаризма:

а) Россия;

б) Канада;

в) Япония;

г) Италия;

д) Великобритания?

8. В какой исторический период впервые возникли тоталитарные режимы:

а) во времена древневосточных деспотических монархий;

б) в античный период истории (Древняя Греция, Древний Рим);

в) в средние века;

г) во времена Великой французской революции ХУШ в.;

д) в первой половине ХХ в.?

9.Какой из терминов точнее всего передает сущность тоталитаризма:

а) унификация;

б) консенсус;

в) легитимность;

г) плюрализм;

д) разделение властей?

10. В какой из стран существовал фашистский режим:

а) Великобритания;

б) Россия;

в) Япония;

д) Швеция?

11.В какой из следующих стран фашистский режим не был насильственно свергнут, а постепенно и мирно был заменен демократическим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Португалия;

г) Испания;

12.Тоталитаризм - это:

а) абсолютная монархия;

б) режим личной власти;

в) режим всепоглощающего властвования;

г) объединение всех ценностей, которое «дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы» (итальянский философ Дж. Джентиле);

13.В какой стране был предпринят «Большой скачок» - попытка построить коммунистическое общество за несколько лет:

а) Чехословакия;

б) Монголия;

в) Польша;

г) Китай;

д) Германская Демократическая Республика.

14Современное демократическое общество признает наивысшей социальной ценностью:

а) правительство;

б) систему политических партий;

в) справедливое распределение материальных благ;

г) свободу слова;

д) суверенную (свободную и самостоятельную) личность.

Тема 7. Избирательные системы в зарубежных странах(2 часа)

Тема

1.Представительный характер парламента.

2.Компетенция парламента, акты, делегирование полномочий.

3.Организация палат парламента, его структура. Роспуск парламента.

4.Вспомогательный аппарат парламента.

5.Органы, учреждения и должностные лица при парламентах.

6.Особенности законодательного процесса в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Перечислите основные недостатки, свойственные мажоритарной и пропорциональной избирательной системе.

Мажоритарная:

Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.

Меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе.

Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

Пропорциональная:

При закрытых списках возможно во главу избирательного списка ставить популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают не известные личности.

Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.

Ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями.

Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии.

Задание 2

Приведите по 4-5 примеров государств, в которых используется: а) мажоритарная избирательная система; б) пропорциональная избирательная система; в) смешанная избирательная система.

А) Великобритания, США, Япония, Индия, Лесото

Б) Россия, Бельгия, Израиль, Финляндия, Бразилия.

В) Египет, Мексика, Австралия, Пакистан

Задание 3

Охарактеризуйте такой термин как избирательная география.

Избирательная география – это произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов. Нарушает равенство избирательных прав граждан

Задание 4

Расположите в правильном порядке основные стадии референдума:

Назначение референдума; 2

Инициатива проведения референдума; 1

Всенародное обсуждение; 7

Ответственность за неисполнение решения референдума; 9

Исполнение решений референдума;

Информирование граждан; 5

Агитация; 3

Задание 5

Опишите как может абсентеизм повлиять на результаты выборов.

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Из-за этого выборы могут быть признаны не состоявшимися, или же могут создать почву для нарушений на выборах.

Задание 6

6.1 Перечислите три типа избирательных систем, сложившихся в политической практике различных государств:

1) Мажоритарная

2) Пропорциональная

3) Смешанная

6.2. Подчеркните правильные высказывания:

1. Мажоритарная избирательная система ведёт к широкому представительству во власти различных политических партий.

2. Пропорциональная избирательная система не способствует развитию многопартийности в стране.

3. При мажоритарной избирательной системе большинство избирателей (до 80%) оказываются представленными в органах власти.

4. Пропорциональная избирательная система обеспечивает тесную связь между избирателями и депутатами.

5. В России действует пропорционально-мажоритарная система.

Задание 7

7.1. Какие избирательные системы - мажоритарные (М) или пропорциональные (П) существуют в следующих странах:

(М) Великобритания (М) США (П) Австрия (М) Франция (П) Бельгия (П) Италия (М) Греция (М) Япония

7.2 . Назовите ту избирательную систему, которая существует в России: ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Задание 8

Политические партии в предвыборной борьбе используют разные средства для обработки массового сознания. Какие из принципов пропаганды используют политические партии и движения России (подчеркните ):

  1. принцип “наклеивания ярлыков” : наделение какой-либо личности оскорбительным эпитетом для подрыва её авторитета;
  2. принцип “рекомендаций” : использование в целях усиления эффекта внушения популярности известных актёров, спортсменов;
  3. принцип “простые люди” : отождествление интересов самого информатора с интересами простых людей, большинства избирателей ;
  4. принцип “подтасовки карт” : откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приёмов, не заметных для масс;
  5. принцип “общего вагона” : стимулирование определённой реакции у населения путём внушения мысли о том, что она является общепринятой (типа “все так думают”).

ТЕСТЫ

1.Конституция какой страны устанавливает точные даты выборов высших органов государственной власти (исполнитель­ной и законодательной):

1) США ;

3) Италии;

4) Японии.

2. При системе куриальных выборов:

2) избиратели разделены на группы с неравной нормой пред­ставительства;

3) кандидаты назначаются главой государства.

3. В парламентарных республиках глава государства - пре­зидент - избирается:

1) прямыми выборами граждан;

2) назначается парламентом;

3) парламентом или коллегией выборщиков на основе парла­мента.

4. Высший орган конституционного надзора контролирует и определяет результаты выборов главы государства:

1) в ФРГ;

2) во Франции;

4) в Италии.

5. В первый вторник после первого понедельника ноября високосного года проходят выборы:

1) президента Франции;

2) президента ФРГ;

3) президента США.

6. При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат получивший:

7. Обязательный вотум - это:

2) минимальное число избирателей, принявших участие в выбо­рах, необходимое для признания выборов действительными;

3) юридическая обязанность избирателей принять участие в го­лосовании;

4) обязанность спикера парламента принять участие в голосо­вании в случае равенства голосов.

8. «Джерримендеринг» - это:

1) процедура отрешения от должности;

2) нарушение при «нарезке» избирательных округов для обес­печения преимуществ одному из кандидатов;

3) фальсификация результатов выборов;

4) процедура оглашения результатов выборов.

9.При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат получивший:

1. процедура отрешения от должности;

2. неучастие избирателей в выборах;

3. отказ кандидата от участия в выборах.

Смешанная форма правления – это такая форма республики, при которой в государстве одновременно наблюдаются черты президентской и парламентарной форм правления.

Классическим примером является Франция, в которой эта форма правления была утверждена конституцией 1958 года.

Признаки смешанной формы правления:

Сохранилось от парламентарной республики:

1. Президент не является одновременно главой правительства.

2. Во главе правительства находится премьер министр , назначаемый на этот пост президентом,

3. Президент имеет право досрочного роспуска нижней палаты парламента. (национального собрания) и назначить новые выборы.

4. Правительство ответственно перед парламентом, это означает, что национальное собрание может выразить недоверие и тем самым уволить правительство в отставку.

5. Институт контрасигнатуры.

Признаки президентской формы:

1. Правительство формируется без участия парламента и на вне парламентской основе.

2. Президент избирается путем прямых выборов без участия парламента.

3. Правительство ответственно перед президентом, который может уволить любого члена правительства и назначить любого члена правительства.

4. Президент обладает очень широкими полномочиями фактически руководит правительством, а полномочия парламента в законодательной сфере ограничены.

15. Монархия: понятие и виды.

Форма государства есть совокупность внешних признаков организации и осуществления государственной власти.

Форма государства включает в себя 3 элемента организаций государственной власти:

1. Форму правления

2. Форму государственного устройства

3. Политический режим.

В науке конституционного права формы государства классифицируются по их внешним признакам.

1. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

2. По форме государственного устройства различают государства унитарные (простые) и федеративные (сложные).

3. По политическому режиму государства бывают демократические и антидемократические (авторитарные, тоталитарные режимы).

Существуют так же смешанные формы государства , сочетающие в себе несколько форм правления или политического режима.

Формы правления - понимают организацию верховной суверенной власти в государстве, которая характеризуется источником власти и принципами взаимоотношений органов власти между собой и с населением.

Все современные государства по форме правления делятся на 2 вида:

1. Монархии

2. Республики.

Монархия.

Монархия – это такая форма правления, при которой власть главы государства (монарха) считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Формально монарх сам считается источником государственной власти, он занимает престол в порядке наследования и пожизненно.

Монархия в большинстве случаев имеют унитарную форму правления, но есть государства и с федеративной формой территориального устройства.

В настоящее время монархия существует во многих странах, не смотря на то, что в течении 20 века многие страны стали республиканскими. Более 40 стран имеют монархическую форму правления. Монархия сохранилась в Великобритании, Швеции, Норвегии, Испании, Монако.

Все монархии делятся

4. абсолютные

5. ограниченные (конституционные).

6. В свою очередь конституционные монархии делятся на дуалистические, парламентарные и выборные.

Абсолютная монархия – это форма правления, характерная для феодального типа государства. Она не сочетается с демократией. Встречается крайне редко. Сохранилась в Саудовской Аравии и Оман.

При этой форме правления глава государства (монарх) реально сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Он издает законы от своего имени, назначает исполнителей этих законов, является верховным судьей. При абсолютной монархии нет конституции и нет парламента. Если издается некий закон монарха, то попытки назвать его конституции не делают похожим его на конституции, конституция всегда ограничивает власть государства, но монарх не может ограничить свою власть. Существует совещательный коллегиальный орган при монархии, но его так же нельзя считать парламентом потому, что он не избирается народом.

Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена нормами конституции.

В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную монархии .

В дуалистической монархии полномочия главы государства ограничены в незначительной степени, там существует некий дуализм, то есть двойственность власти, которая как бы разделена между монархом и парламентом. В дуалистической монархии есть конституция, которая слегка ограничивает власть монарха и есть парламент, избираемый населением, осуществляющий государственными полномочиями. Однако монарх обладает очень большими полномочиями, может издавать единолично указы, имеет право вето на законы, издаваемые парламентом, может в любой момент распустить парламент. Монарх сам назначает правительство, которое ответственно только перед монархом. В настоящее время дуалистическая монархия в чистом виде не сохранилась, последний пример был в Иране во времена правления шахов до исламской революции, однако есть несколько современных государств в которых сохранились элементы такой монархии, это Кувейт, Иордания, Марокко и др. это все редко встречаемые виды монархии.

Самый распространенный вид монархии - это парламентарные монархии .

Парламентарные монархия - это такая форма правления, при которой полномочия главы государства ограничены в очень значительной степени. Парламент наделен широкими правами в законодательной сфере, а исполнительная власть находится в руках правительства. Основным принципом, на котором базируется парламентарная форма правления является принцип парламентаризма , то есть такого способа организации государственного управления, при котором парламент занимает особое место в системе органов государственной власти. Он считается олицетворением воли народа, поскольку это представительный орган и все другие органы формируются парламентом на основе парламента и ответственны перед парламентом.

Отличительными признаками парламентарной монархии:

8. Законодательствует только парламент с последующим формальным утверждением закона монархом

9. Правительство формируется на основе парламентского большинства , то есть на основе политической партии, которая завоевала большинство мест в парламенте на выборах (может быть коалиция партий).

10. Главой правительства назначается лидер парламентского большинства .

11. Правительство ответственно перед парламентом , а не перед монархом. Оно может находится у власти только до тех пор, пока пользуется доверием парламента.

12. Если парламент выражает недоверие правительству, то правительство должно уйти в отставку, либо по предложению главы правительства, монарх может распустить парламент и назначить досрочные выборы.

13. Деятельностью правительства руководит не монарх, а премьер министр , в руках которого сосредоточены очень широкие реальные полномочия в области государственного управления. Первое лицо в государстве председатель правительства.

14. Институт контрасигнатуры. Контрасигнатура – соподписание. Этот институт означает, что акты монарха по некоторым наиболее важным вопросам вступают в силу только после их подписания главой правительства или членом правительства по сфере деятельности которого издается этот акт. Ответственность за последствия реализации этого акта несет не монарх, а правительство. На практике глава государства не может реализовать свои полномочия без согласия правительства.

Смешанная республика

Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычно не менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента.

Основными признаками смешанной республики следует назвать:

1) президент является главой государства и арбитром;

2) президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;

3) президент не является юридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства - премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства. Он председательствует на официальных заседаниях правительства, утверждает акты правительства, т.е. фактически президент руководит правительством, чем проявляется свойство бицифиальности исполнительной власти;

4) президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных фракций в парламенте, по рекомендации главы правительства назначает и членов правительства. Назначенное президентом правительство представляется парламенту (нижней палате), излагает свою программу и просит о доверии. Парламент может отказать в доверии, приняв резолюцию порицания, что означает сформирование правительства, т.е. свобода выбора президента в отношении главы правительства и его членов всегда ограничена парламентом, что характерно для парламентарных республик;

5) одним из признаков, свойственных смешанной республике, является двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

6) наиболее сильное полномочие президента - права роспуска парламента и назначение досрочных парламентских выборов. Но это право носит конституционно ограниченный характер;

7) президент наделен правом вето на законы, принятые парламентом, но одновременно некоторые, указанные в конституции, акты подвергаются контрасигнатуре.

Следует иметь в виду, что единого стереотипа республики смешанного типа не существует, поскольку сочетание признаков президентской и парламентарной республик может быть самым разнообразным. Кроме того, в каждой смешанной республике могут присутствовать и свои специфические черты.

Смешанные формы являются попыткой преодолеть недостатки той или и другой системы, причем, когда хотят снять или ослабить недостатки президентской республики, усиливают роль парламента, вводят зависимость правительства не только от президента, но и от парламента, что способствует присвоению политической системы под политическую систему с партийным режимом и партийной системой. Если стремятся преодолеть недостатки парламентской системы, то усиливают роль президента, передавая ему дополнительные полномочия. Разница между президентско-парламентарной и парламентарно-президентской смешанными системами состоит в разнице в акцентах: в первой ответственность правительства перед президентом сохраняется параллельно с ответственностью перед парламентом и вотумом недоверия, во второй в теории не должно быть ответственности правительства перед президентом, однако нередко сохраняется возможность влиять на деятельность нескольких министров, обеспечивать функции главы государства (оборона, внешняя политики). С другой стороны, смешанные системы позволяют трансформировать государственный механизм под потребности сложившейся расстановки политических сил. Характерный пример этого дает конституционная реформа 2004 г. В Грузии, которая согласно официальной версии должна способствовать превращению Грузии в парламентарно-президентское государство.

Сами по себе эти системы являются переходными к парламентской модели, но полномочия президента в них гораздо шире, чем это характерно для нее.

Хотя введение смешанных систем преследует цели преодоления недостатков президентской и парламентской систем, достижение их на практике является не столь частое. Дело в том, что смешанные системы сами по себе содержат коренной недостаток: реальную ситуацию "двух правительств", одного - официально установленного, другого - "правительства из числа подчиненных президенту министров или в лице его администрации". В смешанных системах этот коренной недостаток нередко усугубляется ситуацией "разделенного правления". Это можно проиллюстрировать на примере Болгарии, республики с парламентским правлением, как характеризуется она в Конституции 1991 г. В ней неоднократно возникала ситуация избрания президента от одной партии и парламентского большинства от другой, что приводило к противостоянию президента и парламента.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.