О чем рассказывает роман "айвенго". Выпуск ежемесячного школьного периодического издания «Литературный вестник» – Вальтер Скотт
Как и положено хорошему приключенческому роману, «Айвенго» отличается энергичным сюжетом и однозначными характерами персонажей. Все у Скотта – норманны, все положительные – саксонцы.
Завязка романа: возвращение с войны
Главный герой романа – отважный рыцарь Уилфред Айвенго, единственный сын сэра Седрика Роттервудского. Седрик жаждет очистить родную землю от завоевателей. Он поддерживает последнего потомка саксонского короля Альфреда и планирует женить его на своей воспитаннице леди Ровене. Но Ровена и Айвенго любят друг друга, и отец изгоняет сына из дома как помеху своим планам. Айвенго отправляется с королем Ричардом Львиное сердце в Третий крестовый поход.В начале романа молодой воин на родину после тяжелого ранения и вынужден скрывать свое имя. Король Ричард томится в плену, а Англией принц Джон, который поддерживает норманнскую и угнетает простой народ.
Развитие событий: турнир в Ашби
Большой турнир в Ашби выводит на сцену всех действующих лиц. В соревнованиях по стрельбе побеждает йомен Локсли. Бесчестный рыцарь-храмовник Бриан де Буагильбер и барон Фрон де Беф, захвативший имение Айвенго, вызывают всех желающих сразиться с ними.Их вызов принимает таинственный Рыцарь, Лишенный Наследства, которому в последний момент не менее таинственный Черный Рыцарь. Объявленный победителем турнира, Рыцарь, Лишенный Наследства провозглашает леди Ровену королевой любви и красоты. Принимая награду из ее рук, рыцарь снимает шлем и оказывается ее возлюбленным Айвенго. Он падает без чувств от полученной в бою раны.
Кульминация: осада замка Фрон де Бефа
После турнира побежденные рыцари нападают на сэра Седрика по пути домой. Седрика и раненого Айвенго удерживают в замке Фрон де Бефа ради выкупа и мести, тем временем барон пытается добиться любви прекрасной Ровены.Но слуги Седрика, избежавшие плена, спасают благородных героев. Они находят Черного Рыцаря, который помог Айвенго на турнире, и стрелка Локсли с группой йоменов. Собранная команда штурмует замок и освобождает пленников, злодеев настигает заслуженная кара.
Счастливая развязка
По законам жанра, последние сцены раскрывают нам все тайны и вознаграждают положительных героев романа. Черный Рыцарь оказывается вернувшимся из плена королем Ричардом, который тут же наводит в Англии порядок. Стрелок Локсли оказывается Робин Гудом: он отправляется дальше защищать безвинно пострадавших. Айвенго женится на Ровене с благословления своего отца.В своем романе Вальтер Скотт показал читателю идеального рыцаря, красивого, верного и отважного. Все мыслимые достоинства, собранные в одном человеке, сделали образ Айвенго синонимом безупречного рыцарства.
Hurst, Robinson, and Co.;
Archibald Constable and Co.
«Айвенго» - первый роман Скотта, действие которого происходит за пределами Шотландии . События приурочены к 1194 году - через 130 лет после битвы при Гастингсе , в результате которой саксы были покорены норманнами .
Предыстория
«Айвенго» - первый роман, в котором Скотт обращается к чисто английской культуре, изображая вражду саксов и норманнов во время правления Ричарда I . Дж. Г. Локхарт в своём труде «Жизнь Вальтера Скотта» (англ. Life of Sir Walter Scott ; 1837-1838) предполагает, что решение обратиться к средневековой Англии было вызвано «послеобеденной беседой» писателя с другом Уильямом Клерком, привлекшим внимание Скотта к неприязни двух народов Англии. Клерк отметил, что слова, используемые для названия пород домашнего скота, в английском языке имеют англо-саксонские корни (например, sheep - «овца», pig - «свинья», cow - «корова»), а для обозначения приготавливаемых из них блюд применяются заимствованные из французского термины (mutton - «баранина », pork - «свинина », beef - «говядина »). Эта иллюстрация подчиненности саксонцев землевладельцам-норманнам упоминается в «Айвенго».
Скотт хотел, что бы роман был опубликован без указания авторства. Ему было любопытно, узнает ли общественность «автора „Уэверли “», а кроме того, он надеялся опубликовать один за другим «Айвенго» и следующий роман «Монастырь », чтобы конкурировать на литературном поприще с самим собой. Отказаться от этого плана его убедил издатель Арчибальд Констебл, опасавшийся, что два романа нанесут ущерб продажам друг друга .
Сюжет
По завершении третьего крестового похода многие рыцари возвращаются в Европу . Король Ричард Львиное Сердце в плену у австрийского герцога Леопольда . Принц Джон сеет смуту в стране между норманнами и саксами и ведет интриги против короля, надеясь заполучить власть. Седрик Ротервудский, богатый землевладелец, в надежде возродить былое могущество саксов намеревается поставить во главе их сэра Ательстана, потомка короля Альфреда . Апатичный Ательстан не вызывает ни у кого доверия, и Седрик, дабы придать ещё большего веса его фигуре, мечтает женить его на своей воспитаннице, прекрасной леди Ровене, предком которой тоже является король Альфред Великий. Но на пути к заветной мечте старого тана встал его сын Уилфред Айвенго, полюбивший Ровену. Седрик, верный своему идеалу, изгнал его из отчего дома и лишил наследства.
Двое слуг Седрика, свинопас Гурт и шут Вамба, встречают прелата Эймера и рыцаря-храмовника Бриана де Буагильбера, направляющегося со свитой на рыцарский турнир в Ашби. Застигнутые в дороге непогодой, рыцарь и приор являются к Седрику. Приют в доме гостеприимного тана получают также пилигрим, возвращающийся из святой земли, и еврей Исаак из Йорка. Буагильбер, вернувшийся из Палестины , рассказывает о боях за Гроб Господень . Пилигрим рассказывает о турнире в Акре, где победителями оказались рыцари саксонского происхождения, но умалчивает об имени шестого рыцаря. Буагильбер заявляет, что это был Уилфред Айвенго, победивший его самого и заявляет, что в следующий раз победит Айвенго. По окончании трапезы леди Ровена, воспитанница Седрика, расспрашивает пилигрима о судьбе её возлюбленного Айвенго. Пилигрим сообщает, что Айвенго движется в Англию через недружественные земли Франции, но когда он прибудет неизвестно.
Утром пилигрим поднимает Исаака и сообщает ему, что вечером он слышал, как храмовник Бриан де Буагильбер приказал своим невольникам-палестинцам схватить еврея и отвезти его в замок Фрон де Бефа. Пилигрим с Исааком покидают поместье Седрика. Достигнув Ашби, благодарный Исаак сообщает пилигриму, что увидел у него рыцарские шпоры и предлагает ему занять боевого коня, оружие и рыцарские доспехи для предстоящего турнира у одного из его друзей.
Начинается турнир в Ашби. На турнир съехалась вся знать Англии, в том числе и принц Джон с приближёнными. Принц публично показывает свою дерзость и неприязнь к саксам. Пятеро рыцарей-зачинщиков вызывают всех на бой. Все соглашаются биться только тупым оружием, храмовника никто не решается вызвать. Появляется некий рыцарь Лишённый Наследства, как он сам себя назвал. Он побеждает всех зачинщиков одного за другим и провозглашается победителем первого дня состязаний, ему выпадает честь выбрать среди знатных дам Царицу любви и красоты. Победитель выбирает леди Ровену.
Вечером к палатке победителя являются слуги побежденных вместе с конями и доспехами хозяев, которые по правилам турнира переходят победителю. Воин отказался принимать доспехи Бриана де Буагильбера, а за вооружение и лошадей других рыцарей взял лишь половину суммы. Затем он отправил своего оруженосца Гурта в дом еврея Исаака отдать деньги за свои доспехи. Еврей принял деньги, но когда Гурт уходил, во дворе его остановила дочь еврея Ребекка и отдала ему мешок с большими деньгами, объясняя это тем, что её отец Исаак в большем долгу перед рыцарем.
На второй день турнира происходит массовая битва. Отряд под предводительством Бриана де Буагильбера сразился с отрядом рыцаря Лишённого Наследства. В ходе сражения стороны большинство воинов выбыло, и в конце рыцарь Лишённый Наследства остался сражаться один с Буагильбером, Ательстаном и Фрон де Бефом. В последний момент ему на помощь подоспел рыцарь в чёрных доспехах, который до этого принимал пассивное участие в битве, за что зрители прозвали его Чёрным Лентяем. Он выбил из сёдел Фрон де Бефа и Ательстана, и в результате победил отряд рыцаря Лишённого Наследства. Принц Джон признал героем дня Чёрного Лентяя, но он куда-то исчез с ристалища . Тогда принцу пришлось опять признать победителем рыцаря Лишённого Наследства. Победитель встал на колени перед Царицей любви и красоты леди Ровеной, чтобы получить от неё почётный венец. Когда рыцарь снял шлем, Ровена узнала в рыцаре своего возлюбленного Айвенго, но он был ранен в бок и, потеряв силы, упал перед её ногами. В ходе возникшей сумятицы еврей и его дочь Ребекка, имеющая навыки врачевания, подобрали рыцаря на носилки и отвезли в свой дом в Ашби. На следующий день должны были пройти соревнования для простонародья, но принц Джон получил письмо от французского короля, сообщавшего, что король Ричард возвращается из плена. Соревнования провели в тот же день, на них победил йомен Локсли. Вечером Седрик и Ательстан побывали на пиру у Принца Джона, на котором присутствовали и другие знатные норманны. Леди Ровена не пошла на пир. Принц Джон и собравшиеся норманны оскорбили саксов, те в гневе покинули пир.
Де Браси, вожак наёмников на службе принца, вместе с храмовником и Фрон де Бефом напал на процессию Седрика и захватил в плен Седрика, Ательстана, Ровену, Исаака с дочерью и Айвенго, которого они несли в носилках. Сбежавшие Вамба и Гурт встретили Локсли, который велел собрать людей, а сам отправился к часовне отца Тука. Там он застал приехавшего вчера Чёрного Лентяя, тот согласился помочь йоменам. В это время Ательстан и Седрик согласились заплатить выкуп за освобождение, де Браси не смог преуспеть перед Ровеной, храмовник потерпел неудачу с Ребеккой, хоть мужество девушки пришлось ему по душе. Исаак отказался платить Фрон де Бефу, узнав, что дочь находится у храмовника.
Норманны получают вызов от йоменов, но их гордость не даёт им отпустить пленников, хоть у них лишь кучка людей для защиты замка. Вамба под видом монаха пробирается в замок и подменяет собой Седрика; тот, уходя из замка, разговаривает со старухой Урфридой, узнав в ней Ульрику - дочь своего друга Торкиля Вольфгангера, семью которого вырезали де Бефы. Йомены идут на штурм, Фрон де Беф, защищая палисад, получает смертельную рану от руки Чёрного рыцаря. Он и Седрик рубят входные ворота, Ульрика поджигает замок, раненный Фрон де Беф сгорает заживо. Де Браси открывает ворота, чтобы сразить Чёрного рыцаря, но проигрывает и попадает к нему в плен. Храмовник собрав остатки людей и, сразив Ательстана, прорывается из замка.
Йомены делят добычу, де Браси возвращается к принцу и сообщает, что Ричард вернулся, это и есть Чёрный рыцарь, принц приказывает Фиц-Урсу устроить на него засаду. Ричард едва не погибает, но ему на помощь приходит Локсли. Седрик, Ричард и Айвенго пьют на поминках Ательстана, внезапно является живой Ательстан. Он присягает Ричарду, уступает Ровену Айвенго и собирается перевешать монахов, которые едва его не погубили.
В это время в прецепторию храмовников Темплстоу, где укрылся Буагильбер, является гроссмейстер ордена, грозный Лука Бомануар. Узнав от Исаака, что храмовник привёз Ребекку, Бомануар решает, что она его околдовала и устраивает суд. Чтобы выгородить Буагильбера, остальные подтверждают эту версию. Ребекка требует божьего суда и бросает перчатку. Защищать орден должен Буагильбер, на защиту Ребекки является измождённый Айвенго на усталом коне. Однако на поединке Буагильбер умирает от собственных страстей. Ребекка освобождена и уезжает с отцом в Гранаду. Выясняется, что Ательстан на самом деле выжил, но на все уговоры Седрика жениться на Ровене он отвечает отказом. В итоге Седрик скрепя сердце соглашается на брак Ровены с Айвенго. Айвенго венчают с Ровеной.
Персонажи
«Айвенго», опера Артура Салливана
- Уилфред Айвенго - рыцарь, главный герой
- Бриан де Буагильбер - храмовник, главный враг Айвенго
- Ревекка - дочь еврейского ростовщика
- Исаак из Йорка - отец Реекки, еврейский ростовщик
- «Чёрный рыцарь», «Чёрный лентяй» (фр. Le Noir Fainéant ) - Ричард I Львиное Сердце
- Локсли - предводитель вольных йоменов, Робин Гуд
- Отшельник - брат Тук
- Ровена - возлюбленная Айвенго, племянница Седрика
- Седрик Сакс - отец Айвенго
- Ательстан - потомок последнего короля саксонской династии
- принц Джон - наследный принц и брат короля Ричарда
- Реджинальд Фрон де Бёф - барон, владеющий имением Айвенго
- Вальдемар Фиц-Урс - влиятельный вельможа в свите принца Джона, желающий стать канцлером; его дочь Алисия считается первой красавицей при дворе принца Джона.
- Приор Эймер - приор аббатства святой Марии в Жорво
- Морис де Браси - рыцарь-иоаннит
- Лука Бомануар - вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров
- Конрад Монт-Фитчет - наперсник Бомануара
- Альберт Мальвуазен - настоятель прецептории Темплстоу
- Филипп Мальвуазен - местный барон, брат Альберта
- Гурт - свинопас Седрика Сакса
- Вамба - придворный шут Седрика Сакса
- Ульрика - пленница Фрон де Бёфа
Адаптации
- Фильм 1952 года режиссёра Ричарда Торпа, три номинации на премию «Оскар ».
- Фильм 1982 года режиссёра Дугласа Кэмфилда.
- Баллада о доблестном рыцаре Айвенго - советский фильм Сергея Тарасова .
- Опера 1891 года (англ.) русск. британского композитора Артура Салливана .
- Храмовник и еврейка - опера немецкого композитора Генриха Маршнера .
Примечания
Ссылки
Вальтер Скотт | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Романы |
|
||||||
Поэзия | Песни шотландской границы (1802) Песнь последнего менестреля (1805) |
Общественные предпосылки появления исторических жанров в послереволюционной Европе. Политические и литературные взгляды В. Скотта. Усвоение опыта У. Шекспира и Д. Дефо. Характеристика раннего творчества: «Песни шотландской границы», исторические поэмы «Лохинвар», «Битва при Земпахе» и «Клятва Норы».
Материальная и духовная культура средневековья как живой фон действия романа. Подробная характеристика быта и нравов: англосаксы и норманны. Понятие «местного колорита».
Особенности образной структуры. Роль и место исторических деятелей. Новые возможности реалистической типизации вымышленных героев. Народные массы как движущая сила истории. Изображение социальных отношений.
Место и роль образа Айвенго как «героя средней линии». Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние. Роль любовной интриги в романе.
Функции «безликого» рассказчика. Актуальная связь с современностью. Жанровое своеобразие: элементы готического и приключенческого романа, роль фольклорных и документальных сведений. Язык романа.
В. Скотт - романтический писатель, значительно повлиявший на развитие мировой реалистической прозы. В. Скотт и О. де Бальзак.
Р екомендуемая литература
Скотт В. Лирика // Хрестоматия по романтизму. М., 1976. С. 283-294. Айвенго (любое издание).
Ладыгин М. Исторический роман В. Скотта «Айвенго» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981. С. 122-127.
Пинский Л. Исторический роман В. Скотта // Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 297-320.
4. Храповицкая Г. Н. Романтический исторический роман Вальтера Скотта «Айвенго» // Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 158-179.
5. Сидорченко Л. В. Вальтер Скотт // История западноевропейской литературы. ХIХ век. Англия. СПб, 2004. С. 189-206.
Общая справка
«Айвенго» (англ. Ivanhoe) - один из первых исторических романов. Опубликован в 1819 году как произведение автора «Уэверли» (как позднее выяснилось, Вальтера Скотта). В XIX веке был признан классикой приключенческой литературы. Успех романа способствовал пробуждению романтического интереса к Средним векам (см. неоготика).
«Айвенго» - первый роман Скотта, действие которого происходит за пределами Шотландии. События приурочены к 1194 году - через 130 лет после битвы при Гастингсе, в результате которой саксы были покорены норманнами.
«Айвенго» - первый роман, в котором Скотт обращается к чисто английской культуре, изображая вражду саксов и норманнов во время правления Ричарда I. Дж. Г. Локхарт в своём труде «Жизнь Вальтера Скотта» (англ. Life of Sir Walter Scott; 1837-1838) предполагает, что решение обратиться к средневековой Англии было вызвано «послеобеденной беседой» писателя с другом Уильямом Клерком, привлекшим внимание Скотта к неприязни двух народов Англии. Клерк отметил, что слова, используемые для названия пород домашнего скота, в английском языке имеют англо-саксонские корни (например, sheep - «овца», pig - «свинья», cow - «корова»), а для обозначения приготавливаемых из них блюд применяются заимствованные из французского термины (mutton - «баранина», pork - «свинина», beef - «говядина»). Эта иллюстрация подчиненности саксонцев землевладельцам-норманнам упоминается в «Айвенго».
Скотт хотел, чтобы роман был опубликован без указания авторства. Ему было любопытно, узнает ли общественность «автора „Уэверли“», а кроме того, он надеялся опубликовать один за другим «Айвенго» и следующий роман «Монастырь», чтобы конкурировать на литературном поприще с самим собой. Отказаться от этого плана его убедил издатель Арчибальд Констебл, опасавшийся, что два романа нанесут ущерб продажам друг друга.
(Есть мнение, что имя "Ivanhoe" - это искажённое "Иванко". Учитывая давние контакты Киевской Руси с варягами, можно предположить, что это имя попало в Англию вместе с норманнами при завоевании Англии или при более ранних вторжениях. Достоверность этой гипотезы достаточно низкая.)
Персонажи:
Уилфред Айвенго - рыцарь, главный герой
Бриан де Буагильбер - храмовник, главный враг Айвенго
Ревекка - дочь еврейского ростовщика
Исаак из Йорка - отец Ревекки, еврейский ростовщик
«Чёрный рыцарь», «Чёрный лентяй» (фр. Le Noir Fainéant) - Ричард I Львиное Сердце
Локсли - предводитель вольных йоменов, Робин Гуд
Отшельник - брат Тук
Ровена - возлюбленная Айвенго, племянница Седрика
Седрик Сакс - отец Айвенго
Ательстан - потомок последнего короля саксонской династии
принц Джон - наследный принц и брат короля Ричарда
Реджинальд Фрон де Бёф - барон, владеющий имением Айвенго
Вальдемар Фиц-Урс - влиятельный вельможа в свите принца Джона, желающий стать канцлером; его дочь Алисия считается первой красавицей при дворе принца Джона.
Приор Эймер - приор аббатства святой Марии в Жорво
Морис де Браси - рыцарь-иоаннит
Лука Бомануар - вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров
Конрад Монт-Фитчет - наперсник Бомануара
Альберт Мальвуазен - настоятель прецептории Темплстоу
Филипп Мальвуазен - местный барон, брат Альберта
Гурт - свинопас Седрика Сакса
Вамба - придворный шут Седрика Сакса
Ульрика - пленница Фрон де Бёфа
В. Скотт, создатель жанра исторического романа, был одним из наиболее значительных новаторов в литературе XIX века. Его творчество оказало огромное влияние не только на английскую, но на всю европейскую и американскую литературу XIX столетия.
Прежде чем поставить перед студентами вопрос об особенностях исторического романа В. Скотта, совершенно необходимо выяснить принципиальный вопрос о творческом методе писателя, о романах которого обычно говорят, что они находятся на границе между романтизмом и реализмом. Это не значит, что творчество писателя эволюционировало от романтизма к реализму. В целом вес произведения английского романиста являются романтическими п по своему содержанию, и по форме. Но, воспроизводя историческое прошлое, стремясь достигнуть правдоподобии и исторического колорита, писатель не просто использовал реалистические приемы отражения действительности, по закладывал основы реалистического метода, хотя ни в одном из его собственных романов реалистический метод не был структурообразующим.
Важнейшими достижениями писателя с точки зрения реализма были отражение социальных конфликтов эпохи (хотя сам В. Скотт никогда не прибегал к социальному анализу, ограничиваясь нравственным сопоставлением героев) и изображение народных масс как движущих сил исторического прогресса (хотя народ в его произведениях лишен творческой инициативы и полностью зависит от своего предводителя), Реалистические принципы отражения действительности зарождались внутри романтического метода В. Скотта, не противореча ему и не ослабляя его позиций, а дополняя его, придавая особое очарование произведениям писателя и помогая читателю понять объективные
закономерности исторического процесса. Это следует учитывать при анализе романа В. Скотта, а тем более при выяснении общих конструктивных черт жанра исторического романа.
В то же время следует подчеркнуть, что писатель последовательно использовал в своих романах романтическую типизацию, разрешал основные конфликты с этических позиций (хотя В. Скотт и не избегал социальных характеристик, они никогда но были для пего определяющими). Наконец, писатель романтически абсолютизировал роль отдельной личности в историческом процессе, а в самом историческом прошлом пытался найти исходные посылки для романтического объяснения настоящего и построения модели идеального будущего.
В зависимости от того, освещался ли вопрос о творческом методе В. Скотта па лекции, преподаватель может по-разному организовать это небольшое вступление к конкретному анализу романа «Айвенго». Но в любом случае своеобразие метода писателя совершенно необходимо подчеркнуть в самом начале запятим, ибо от понимания эстетической позиции писателя во многом будет зависеть конечный результат анализа.
Новаторство В. Скотта заключается в том, что именно он был родоначальником исторического романа. Писатель первым попытался создать роман о прошлом с позиций современности, оценивая прошлое на основе опыта и знаний, накопленных человечеством. Историческое прошлое изображалось в литературе и до В. Скотта, но предшественники романиста шли либо по пути стилизации, либо использовали историю как аллегорию для изображения конфликтов современности, либо их произведения мистифицировали историю, подменяли реальные предпосылки исторического события в соответствии со своими идейными установками. В. Скотт устанавливает между прошлым и настоящим непосредственную связь. Он ищет в прошлом истоки настоящего, зная реальный ход исторического процесса, но не идеализируя отдельные иторические эпохи, а стремясь показать их взаимосвязь, взаимообусловленность.
Принципиальное значение художественных открытий В. Скотта постоянно подчеркивал В. Г. Белинский. В наше время научный анализ влияния писателя на мировой литературный процесс дал в своих трудах Б.Г. Реизов, которому принадлежит и последовательная характеристика основных черт исторического рома-па. Учитывая все это, необходимо так построить анализ романа «Айвенго», чтобы на его примере студенты смогли не только увидеть характерные черты нового жанра, но и понять его историческое значение.
Анализ романа лучше всего начать с определения его тематики. Роман строится как история рыцаря Айвенго, возвратившегося из Палестины в страну, где его ждет проклятие отца Седрика и куда еще не вернулся его покровитель - король Ричард I Плантагенет. Заканчивается роман благополучной женитьбой Айвенго на любимой им леди Ровене. На первый взгляд, тематика романа является если не узкосемейной, то во всяком случае просто авантюрной. Тему можно сформулировать как приключения героя на пути к счастью.
Но одновременно с историей Айвенго роман описывает события XII века, когда Англия уже была завоевана норманнами, сопротивление саксов было окончательно сломлено и в стране начался процесс образования английской нации. Период, привлекший внимание В. Скотта, знаменателен и в том отношении, что победа норманнов и укрепление их власти в царствование Ричарда I Плантагенета открыло дорогу феодальным междоусобицам, В романе читатель уже видит первые вспышки неповиновения баронов своему государю, начало того периода средневековья, который обозначают как период феодальной раздробленности.
Таким образом, тематика романа значительно расширяется. Более того, на основании этой расширенной тематики можно сформулировать первую характерную черту исторического романа. Поскольку цель исторического романа - показать характерные признаки эпохи, В. Скотт избирает для своих произведений ключевые, переломные моменты в жизни общества и государства, когда определяющие черты эпохи проявляются наиболее наглядно или же когда происходит исторически закономерная смена эпох.
Именно такой переломный момент изображается в романе «Айвенго». Это период, когда король Ричард Львиное Сердце возвращается из австрийского плена. В это время в стране активно действуют различные силы, пытающиеся извлечь для себя максимальную выгоду из создавшегося положения. Несмотря на очевидность окончательной победы норманнов, влиятельные представители саксонской знати еще мечтают о возрождении своей независимости (Седрик Саксонец). В то же время убежденность в слабости саксов развязывает руки баронам, и первый акт неповиновения королю связан с братом Ричарда 1 Джоном Анжуйским, вокруг которого собираются феодалы, надеющиеся извлечь выгоду из предстоящей смуты.
Слабость королевской власти убедительно проявляется в тех эпизодах романа, где Джон заигрывает с баронами, уговаривает их поддержать притязания принца. Отсутствием короля пытаются воспользоваться и руководители духовно-рыцарского ордена Храма, пытающиеся укрепить в стране его позиции. Так в романе сталкиваются различные интересы, отражающие реальную историческую обстановку и определяющие пути, по которым предстоит идти государству в будущем. Как же удается писателю создать столь широкий фон?
Для создания панорамы событий, показа переплетения интересов различных слоев населения В. Скотт использует введение в повествование нескольких сюжетных линий, связанных между собой общей интригой, но по-разному освещающих отношение разных сословий к происходящим событиям, причем, как правило, все основные сословия выдвигают в романе своих представителей.
Каждый из героев преследует личные цели, их встречи в романе часто случайны, но все они являются выразителями своего времени и все вместе дают верное представление о происходящих исторических процессах.
Так перед студентами раскрывается еще одна характерная особенность исторического романа, один из тех приемов, которые найдут широкое применение в литературе XIX века в целом. Но не следует забывать, что роман называется по имени одного из героев, и выяснение смысла названия раскрывает еще одну особенность исторического романа.
В романах В. Скотта внимание всегда сосредоточено как раз на личных интересах героев, частных, казалось бы, событиях. Главными героями его произведений никогда не бывают исторические деятели. Писатель оставляет за собой свободу в выборе времени, места действия, передвижения героев, в мотивировке их поступков, т. е. оставляет широкое поле деятельности для творческой фантазии. Однако частная жизнь людей тесно связана с окружающей их действительностью, с исторической атмосферой, и в романах В. Скотта, уловившего эту закономерность, частное событие становится типичным проявлением общего исторического процесса, отражает те черты, которые определяли жизнь всего общества в целом. Семейные, личные отношения« переплетаются с историческими событиями, вбирают их характерные признаки, зависят от них.
Поэтому главному герою отводятся очень важные функции в произведении. Именно он объединяет повествование, к нему сходятся различные нити повествования. Айвенго стоит в центре системы образов, и с этой точки зрения он действительно является главным героем, хотя от его деятельности менее всего зависит развитие сюжета. В соответствии с этой ролью в произведении Айвенго отражает и авторское отношение к историческим процессам, происходившим в стране. Характерно, что герой выступает сторонником компромисса между норманнами и саксами, подданными и королевской властью. Однако не Айвенго оказывает решающее влияние на развитие событий. Как характерный герой Скотта, он позволяет автору так построить повествование, что различные интересы и различные социальные силы сталкиваются в одном общем конфликте. Компромиссный характер этого героя позволяет ему связать в единое художественное целое проблему борьбы саксов за независимость и их неизбежное поражение (Айвенго является сыном предводителя саксов, но его женитьба на леди Ровене мешает объединению порабощенного народа), проблему взаимоотношений короля и феодалов (Айвенго - сторонник единой королевской власти и выступает против непокорных феодалов), проблему борьбы с духовно-рыцарскими объединениями (Айвенго - враг Бриана де Буагильбера, одного из предводителей ордена Храма), проблему взаимоотношений феодалов с широкими народными массами и ряд других.
Айвенго выражает стремление к примирению конфликтующих сил на основе подчинения королевской власти, которая в свою очередь должна учитывать интересы всех слоев населения и защищать их законные права. Эта программа, безусловно, отражает мировоззрение самого В. Скотта, его удовлетворенность результатами «славной революции» 1688 г. Анализ образа главного героя позволяет поставить вопрос о выражении в романах В. Скотта авторской позиции, что имеет принципиальное значение, учитывая консервативное, если не реакционное мировоззрение романиста.
Главные герои писателя обычно выражают позицию автора достаточно определенно, что легко прослеживается на примере образа Айвенго, но эти герои не только не оказывают решающего влияния на исторический процесс, но, напротив, их собственные судьбы зависят от хода событий. Их интересы растворяются в историческом процессе, и сами эти герои действуют не только под влиянием своих убеждений, но и в зависимости от обстоятельств, которые оказываются определяющими. Так, взгляд па события этих героев оказывается частной попыткой осмыслить исторические процессы, но читательское представление о сущности происходящего не зависит от взглядов этих героев, а складывается под воздействием всего повествования в целом.
Заслуга В. Скотта заключается в том, что он не ограничивается односторонней оценкой исторического прошлого, но дает различным героям высказать свое мнение. Читатель выясняет особенности исторического развития Англии в XII веке, не безоговорочно следуя за рассуждениями и действиями Айвенго, по прислушиваясь к различным оценкам событий, которые высказываются многочисленными персонажами романа.
Так, с очевидной ясностью проявляется романтическая идеализация образа короля Ричарда I, а это закономерно приводит к сомнению в возможность решения конфликтов времени на уровне королевской власти. Неубедительна мотивировка преданности королю предводителя вольных йоменов Локсли, зато ярко и недвусмысленно показана ненависть, которую испытывают разбойники к феодалам-норманнам. Идиллические отношения между Седриком и его рабами Гуртом и Вамбой явно находятся в противоречии с изображением народного гнева, вызванного любыми формами порабощения. Короче говоря, идейное звучание произведения определяется не его романтическим финалом, воспринимающимся как единичное, временное снятие противоречий, отраженных в романе, а исторически верным отражением
самих противоречий эпохи и тех социальных сил, которые вступают в конфликты, выражающие эти противоречия.
Эпизод штурма замка Фрон де Бефа выявляет и страх феодалов перед восставшим народом, и силу народного гнева, и те причины, которые заставляют феодалов и самого короля искать поддержки у народа, и, наконец, историческую ограниченность предводителей народных восстаний, неизбежность поражения народных масс. Одновременно роман правильно отражает объективную закономерность и прогрессивность исторических процессов, происходивших в XII веке в Англии, способствует пониманию одной из драматических эпох в истории.
Романы В. Скотта - это важная веха в развитии литературы XIX века. Анализ романа «Айвенго» помогает студентам понять правильность и глубину оценки творчества писателя, данной В. Г. Белинским.
Примерный план занятия.
I.Вопрос о творческом методе Вальтера Скотта.
II. Проблема историзма в литературе, особенности историзма В. Скотта.
III. Тематика и проблематика романа «Айвенго»:
1. Тематическое единство романа. Особенности построения сюжета.
2. Способы создания исторической атмосферы в романс.
3. Проблема движущих сил исторического процесса.
4. Изображение социальных отношений в романе.
IV. Система образов в романе:
1. Основные принципы построения системы образов.
2. Место и роль образа Айвенго.
3. Объективность отражения взаимодействия классов в романе.
4. Особенности изображения исторических деятелей в романе.
5. Изображение народных масс как движущей силы истории и ограниченность в оценке их исторической роли.
6. Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.
VI. Новаторство В. Скотта как создателя исторического романа. В. Г. Белинский и А. С. Пушкин о В. Скотте.
Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. Разделение поэзии па роды и видам. Любое издание.
Пушкин А.С. О романах Вальтера Скотта. Любое издание.
Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.
Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М. - Л., 1965.
Реизов Б. Г. Французский исторический роман с эпоху романтизма. Л., 1958, с. 69-150.
Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее нужно изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Поэтому произведениям из мировой литературы должно отводиться немаловажное место, тем более, что учащиеся проявляют интерес к произведениям зарубежных авторов.
Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера Скотта.
Урок 1
Тема : Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».
Цель : познакомить учащихся с жизнью и творчеством Вальтера Скотта, его романом «Айвенго»; дать понятие исторического романа; развивать умение на слух воспринимать материал; воспитывать интерес к литературе и культуре других народов.
Оборудование: электронная презентация жизни и творчества В. Скотта; иллюстративный материал.
Ход урока.
I Организационный этап.
II Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Слово учителя. (слайд 1)
Русский критик В.Г. Белинский сказал о Вальтере Скотте: «Вальтер Скотт создал, открыл, угадал эпопею нашего времени – исторический роман».
Задача сегодняшнего урока – подтвердить слова В.Г. Белинского самостоятельно подобранным материалом и фактами, взятыми из лекции учителя.
III Работа по теме урока.
- Мини-лекция учителя
(слайд 2)
Вальтер Скотт вошёл в историю европейской литературы как основатель жанра исторического романа. В 1814 году в Англии вышел в свет роман «Уэверли, или Шестьдесят лет тому назад» (в некоторых переводах «Вэверлий»)
(слайд 3)
За 18 лет Вальтером Скоттом написано 30 романов, не считая поэм и баллад (среди них – романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой»(1818), «Айвенго»(1819), «Квентин Дорвард» и др.)
Исторические романы Вальтера Скотта читатели встретили с увлечением, они привлекали и описанием природы, и живым, образным, ярким языком.
(слайд 4)
Высоко отзывались о романах Скотта английский поэт Байрон, немецкий поэт и просветитель Гёте, русский писатель Ф.М. Достоевский и многие другие (Вильям Теккерей – английский писатель, Роберт Бернс – английский поэт, А.С. Пушкин – русский поэт и писатель.) Гёте писал: «Следовало бы, собственно, всегда читать только то, что вызывает наше восхищение, … теперь я чувствую это, читая Вальтера Скотта Да, в самом деле, здесь всё значительно: материал, содержание, характеры, изложение. И какая правдивость деталей при выполнении!» (о романе «Роб Рой»)
Что значит жанр исторического романа?
(слайд 5)
Исторический роман – это эпическое прозаическое произведение, в котором в художественной форме воспроизведены события и герои определённого исторического периода.
(слайд 6)
Основные особенности исторического романа:
- эпический жанр;
- сюжет – изображение событий определённой эпохи;
- опора на исторические источники;
- соединение исторических фактов с художественным вымыслом;
- герои – исторические и вымышленные личности;
- автор объективно показывает исторические события, но имеет свой взгляд на них;
- язык романа характерен для эпохи автора.
(слайд 7)
Образцами исторического романа являются: в английской литературе «Айвенго» Вальтера Скотта, во французской – «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.
- Сообщения учащихся по биографии писателя.
(слайд 8)
Портрет В. Скотта (1771-1832гг)
а) детские и юношеские годы В. Скотта
(слайд 9)
б) учёба в Эдинбургском университете
(слайд 10)
в) последние годы жизни
(слайд 11)
- Общая характеристика романа «Айвенго»».
(слайд 12)
Главная прелесть романов Walter Scott состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем.
Наиболее известным романом Вальтера Скотта является «Айвенго» (1819г), названный именем главного героя. Айвенго – вымышленный герой, но события, в которых он принимал участие, настоящие. Они происходили в XII веке.
(песня Вл. Высоцкого)
События в романе разворачиваются 4-ьмя сюжетными линиями:
(слайд 13)
- история рыцаря Айвенго (после участия в крестовых походах он возвращается в Англию. На его родине идёт ожесточённая война между коренным населением – саксами (к ним относится и Айвенго) и норманнами. Айвенго – участник всех основных моментов романа: рыцарского турнира, штурма замка – твердыни норманнских рыцарей и битвы с Буагильбером за честь Ревекки. Он всегда победитель. История Айвенго заканчивается свадьбой).
- борьба короля Ричарда I за трон с принцем Джоном (братом Ричарда) и феодалами:
(король Ричард Львиное Сердце – реальное историческое лицо (1157-1199гг). Вальтер Скотт его идеализировал. На самом деле он жесток, довёл страну разорения. В романе же это мудрый правитель).
- история гонимого еврея Исаака и его красавицы дочки Ревекки;
- приключения Локсли – «благородного разбойника» (этот образ взят из английских народных баллад о Робине Гуде).
- Вопросно-ответная беседа по первым главам романа (1-5 главы)
В романе даётся удивительно широкая картина жизни Англии XII века.
- с чего начинается роман? С какими героями знакомит нас автор? (первыми героями являются крестьяне, рабы феодала Седрика Саксонца, - пастух-свинопас Гурт и шут Вамба).
- Кого они встречают на лесной дороге? (крепостные саксонцы встречают надменного и жестокого рыцаря-крестоносца Бриана де Буагильбера (храмовника, рыцаря Храма) и его спутника – настоятеля монастыря приора Эймера, хитрого чревоугодника, распутника в рясе « - Ты вздумал ещё спорить со мной, раб, - сказал воин и, дав шкоры лошади, заставил его перескочить через дорогу, а сам между тем поднял хлыст, который он держал в руках, с намерением покарать эту мужицкую наглость.
Гурт метнул на него злобный и мстительный взгляд и с угрозой, хоть и нерешительно, ухватился за рукоятку своего ножа»… (гл. 2)).
В этой сцене находит отражение многовековая вражда между феодалами и их крепостными.
- Кто такой Седрик, леди Ровена, Ательстан? Какой план вынашивал Седрик Саксонец?
(слайд 14)
(Ательстан был феодалом королевской крови, но ленив и неповоротлив.
Седрик хотел выдать за него замуж свою воспитанницу леди Ровену – богатую – и посадить Ательстана Коннингсбургского на английский престол. Видя взаимную привязанность своего сына Уильфреда Айвенго и леди Ровены, Седрик отказал сыну от дома и лишил его наследства.)
IV Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какие записи вы успели сделать?
- Какие особенности исторического романа можно выделить, прочитав первые главы?
V Домашнее задание : просмотреть главы 7-8, 12, 29, 43-44. Индивидуальные задания: краткий пересказ (1-ый ученик – глав 13-28; 2-ой ученик – глав 34-37).
Урок 2
Тема : Широкая панорама жизни средневековой Англии. История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство.
Цель : совершенствовать умения и навыки анализа текста; развивать навыки характеристики героя; воспитывать уважение к людям, имеющим чувство собственного достоинства.
Оборудование : портрет В. Скотта, электронная презентация, распечатка отдельных глав романа.
Ход урока.
I Организационный этап урока.
II Реализация 1-ой части домашнего задания.
(слайд 1)
- Почему роман «Айвенго» можно назвать историческим романом? Ответьте, опираясь на первые главы романа.
III Постановка целей и задач урока Мотивация учебной деятельности учащихся.
(слайд 2)
«Век наш – по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественного и неотразимого проникло собою все сферы современного сознания,» - писал В.Г. Белинский в 1842 году. Эти слова в полной мере можно отнести к роману В. Скотта «Айвенго». В изображении быта, нравов Скотта проявляет себя замечательным мастером: он переносит читателя в обстановку изображаемой эпохи, добросовестно воспроизводя обычаи, бытовые вещи, оружие, привычки людей. Наша с вами задача – познакомиться с прошлым Англии XII века, с периодом раннего средневековья, какие складывались между ними отношения.
IV Работа по теме урока . Групповая работа с текстом на основе опережающего домашнего задания.
- Слово учителя.
Турнир, который устраивал принц Джон, привлекал и богатых, и бедных. Место турнира чрезвычайно живописно. Это обширная поляна в расстоянии 1 мили от города Ашби. Турнир длился несколько дней.
(слайд 3)
- Вопросно-ответная беседа.
- Герольды прочитали правила рыцарского турнира. Каковы эти правила? Прочитайте их.
(глава 12)
- Как ведёт себя Айвенго на турнире? Соответствуют ли его поступки правилам рыцарской чести?
(Да, соответствуют. Айвенго великодушен. Когда в первый день турнира во время его 4-ой схватки с Гранменилем, у того лошадь шарахнулась в сторону, Айвенго «вместо того, чтобы воспользоваться таким выгодным обстоятельством, поднял копьё и поехал мимо. Вслед за тем он воротился на своё место в конце арены и через герольда предложил Гранменелю ещё раз померяться силами. Но тот отказался, признав себя побеждённым не только искусством, но и любезностью своего противника» (глава 8). Айвенго смел выступить против сильного, ловкого Бриана де Буагильбера.)
- На чьей стороне Айвенго? Зависит ли его личная судьба от исторических событий, участником которых он был, в частности от рыцарского турнира?
(Айвенго ни с саксонцами, к которым принадлежит сам, ни с норманнами – он с королём Ричардом Львиное Сердце, который стремится к миру в стране.)
Его судьба зависит от рыцарского турнира. Его личная судьба. Ведь леди Ровена сказала пилигриму, у них остановившемуся, что «если приз достанется Ательстану Конингсбургскому, Айвенго рискует услышать недобные вести по возвращению в Англию» (глава 6)
- Краткий пересказ следующих глав (глава 13-28).
(Мы уже знаем, чем закончился рыцарский турнир, на котором присутствовал и сэр Седрик, и еврей Исаак, и его дочь Ревекка. Именно Ревека уговорила отца взять раненого Айвенго. И вот когда они ехали из Йорка в Донкастер, нанятая Исааком стража, услыхав о разбойниках, разбежалась.
В это время по лесной дороге ехали сэр Седрик, Ательстан и леди Ровена со свитой. Они согласились взять Исаака с дочерью и раненым Айвенго с собой.
Но на них напали разбойники и взяли в плен. (Этими разбойниками были Бриан де Буагильбер и рыцарь де Брасси). Они привезли пленных в замок барона Реджинальда Фрон де Бефа, норманна, люто ненавидевшего саксонцев. Пленников посадили в разных комнатах: сэра Седрика и Ательстана – вместе, Ревекку – в отдельной комнате, леди Ровену – в другов крыле замка в отдельной комнате, Айвенго также в отдельной комнате, и только Исаака бросили в подвал, в темницу.
Вамбе, шуту сэра Седрика, удалось избежать плена. Он нашёл своего друга Гурта, свинопаса сэра Седрика, и Локсли - предводителя лесных разбойников. Чтобы освободить пленников, они решили напасть на замок Торкильстон, принадлежавший Фрон де Бефу. С ними был и Чёрный Рыцарь.)
(слайд 4-5)
- Вопросно-ответная беседа:
- Как вы думаете, почему у осаждавших нет ни флагов, ни знамён?
(Это лесные разбойники, или йомены, под предводительством Локсли, то есть Робен Гуда)
- Кто выделяется среди осаждавших?
(Рыцарь, облачённый в чёрные доспехи)
- Кто это был, как вы думаете?
« Я отдал бы 10 лет жизни… за один день битвы рядом с этим доблестным рыцарем и за такое же правое дело!» - с восхищением говорит Айвенго.
- О каких Законах рыцарства говорит Айвенго? Прочитайте их (глава 29) и запишите в тетрадь
(слайд 6)
(Законы Рыцарства)
- Краткий пересказ следующих глав (глава 34-37)
(Бриану де Бруагильберу удалось спастись после штурма замка. Он нашёл себе приют в пресептории Темплстоу – это обитель рыцарей Святого Храма. Туда он привёз и Ревекку, привёз как свою пленницу. Но храмовникам нельзя иметь ни жены, ни любовницы. Туда приехал гроссмейстер Бомануар, строго придерживающийся правил ордена. Он узнал, что в пресептории находится девушка, и решил покарать виновных, а именно: Буагильбера. Но это был один из смелых, мужественных рыцарей Храма, к тому же пользующийся большой популярностью не только среди рыцарей, но и среди жителей, которые поддерживали норманнов, то всё представили так, будто Ревекка – колдунья, сумевшая околдовать Бриана де Буагильбера. И судить стали не храмовника, а Ревекку – её присудили сжечь на костре. Но дали отсрочку: если до заката найдётся ей заступник, который сразится с сильнейшим рыцарем ордена, то есть с Буагильбером, то она будет помилована.)
- Вопросно-ответная беседа по главе 43.
- Нашёлся ли заступник для Ревекки? Кто это был?
- Почему зрители были разочарованы, увидев его, а Буагильбер, надменный, жестокий, отказался с ним драться?
(И лошадь, и всадник были очень слабы то ли от усталости, то ли от слабости.)
- Перескажите сцену схватки Айвенго с храмовником от слов: «Но Айвенго уже поскакал на своё место…» до конца главы.
В это время появился Чёрный Рыцарь, а «за ним – многочисленный отряд конных воинов и несколько рыцарей в полном вооружении».
IV . Обобщение и вывод.
- Чем заканчивается роман? Почему именно так В. Скотт заканчивает своё произведение?
(Роман заканчивается семейной идиллией – свадьбой Айвенго и леди Ровены. Именно в семье – спасение от хаоса и конфликта между народами.)
- Заключительноеслово учителя.
Но у нас нет уверенности, что жизнь Айвенго и леди Ровены будет спокойная, тихая, размеренная. Ведь он рыцарь, воин, борец с неправдой, ложью, несправедливостью. Айвенго не с саксонцами, не с норманнами, он с королём Ричардом.
(слайд 7)
(последние кадры фильма)