«Особое мнение. Миротворцы в приднестровье перешли на осадное положение

Для приднестровцев миротворческая миссия России очень важна и необходима. Об этом говорили на митинге в честь очередной годовщины ввода миротворцев на берега Днестра. Российский миротворческий контингент вошёл в республику после подписания 21 июля 1992 года Соглашения о принципах мирного урегулирования.

Сергей Иванченко в этот день пришел к памятному знаку «Блаженны миротворцы». Он отчетливо помнит конец июля 1992 года, когда в Бендеры входили российские военные. Тогда вместе со всеми жителями города встречал их. А сейчас, вспоминая те события, не может сдержать слезы.

Сергей Иванченко, житель города Бендеры: «Заходили через мост, встречали люди с цветами, с музыкой, с радостью, со слезами. Когда они пришли, сразу помогли, восстановили мир здесь. Не стало стрельбы. Ждали, потому что очень трудно было в то время, когда они пришли. Не могу говорить даже».

За все время, которое российские миротворцы находятся на приднестровской земле, они показали свою эффективность. По словам Татьяны Туранской, не произошло ни одного серьезного инцидента в Зоне безопасности, успешно были разрешены многие конфликтные ситуации.

Татьяна Туранская, Председатель Правительства ПМР: «Значение миротворческой операции сложно переоценить. Для приднестровцев эта миссия очень важна и необходима. Приднестровцы искреннее вам признательны за выдержку, готовность защищать мирных жителей. Для нас миротворцы России, как и 23 года назад, являются надежной защитой и гарантом безопасности и стабильности».

Сегодня, как никогда, остро ощущается особая историческая роль миротворцев в жизни нашей страны, говорили на митинге. Незыблемость существующего формата миротворческой операции доказана на деле.

Валерий Ближенский, старший военный начальник российского контингента миротворческих сил в Приднестровье: «Вот уже более двадцати лет российские миротворцы стоят на страже мира и спокойствия в регионе, что придает уверенность населению в завтрашнем дне и гарантирует то, что все вопросы по урегулированию конфликта будут решаться исключительно мирными и цивилизованными способами».

Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков подчеркнул важность сохранения текущего формата миротворческой операции. Он позволяет в течение долгого времени поддерживать мир в Зоне безопасности.

Олег Беляков, сопредседатель ОКК от Приднестровья: «Приднестровская сторона считает актуальными и сегодня основные принципы совместного заявления, сделанного высшим руководством России, Приднестровья и Молдовы 18 марта 2009 года в городе Москве, о том, что миротворческая операция на Днестре в действующем формате играет решающую стабилизирующую роль и дает уникальную возможность Кишиневу и Тирасполю говорить о мирном разрешении конфликта. Смена миротворческого формата, как указано в совместном заявлении, возможна только после полного урегулирования приднестровского конфликта».

Приднестровская дипломатия со своей стороны прилагает максимум усилий по созданию необходимых условий для нормального выполнения миротворцами своих задач.

Виталий Игнатьев, заместитель министра иностранных дел ПМР: «Задача основная – это обеспечение дипломатическими средствами условий для ведения нормальной миротворческой операции, поскольку именно миротворческая операция создала условия для мирного политического урегулирования, мирного диалога, у нее существует свой формат, есть комплексная договорно-правовая база в рамках деятельности Объединённой контрольной комиссии. Поэтому задача дипломатов, чтобы миротворческая операция функционировала в хорошем, нормальном режиме».

Действующая миротворческая операция в Приднестровье имеет мандат ОБСЕ и находится под наблюдением ООН. Миссия по охране мира, которую вот уже 23 года выполняют российские солдаты, признана одной из самых успешных в мире.

Александр Лукьяненко, министр обороны ПМР: «Успех любой операции миротворческой всегда зависит от сторон договаривающихся. В тот момент это желание договаривающихся сторон было, и, конечно же, немалую роль, можно даже сказать, ведущую роль, в залоге успеха сыграла оперативность исполнения решений, которые были приняты по проведению миротворческой операции. Это в наших военных понятиях мгновенно российские миротворческие силы высадились, десантировались и заняли свои рубежи. Таким образом, даже если бы пошли какие-то изменения в обстановке – политические или другие – было бы поздно. Россияне сработали очень быстро, четко и надежно».

В завершении митинга состоялась торжественная церемония награждения государственными наградами Приднестровья военнослужащих российского миротворческого контингента. После чего собравшиеся возложили цветы к памятному знаку «Блаженны миротворцы» и Мемориалу Памяти и Скорби.

Главная Наша миссия Противодействие терроризму Подробнее

Возникновение и развитие вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова

История возникновения вооруженного конфликта между Молдавией и Приднестровьем берёт своё начало с событий конца 80-х годов прошлого столетия, когда летом 1989 г. Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языках, объявлявших молдавский язык единственным государственным.

В ответ на это на промышленных предприятиях Приднестровья создаются советы трудовых коллективов, которые организуют массовые забастовки, требуя проведения референдума по этому вопросу, что было отвергнуто Кишиневом. С этого момента нарастание национального движения в Бессарабии, прежде всего в Кишиневе, стало подталкивать возникновение и рост движения за создание приднестровской автономии.

В январе-октябре 1990 г. в населенных пунктах левобережья, а также в городе Бендеры, расположенном на правом берегу Днестра, проводились туры голосования, названные позже референдумом. В них участвовало почти 80% граждан, имеющих право голоса, и 96% из них поддержали создание Приднестровской республики. В Кишиневе эти референдумы были объявлены незаконными.

Летом 1990 г. произошло обострение обстановки как в самой Молдове, так и в отношениях между Кишиневом и Приднестровьем. Депутаты от Приднестровья покинули Верховный Совет МССР, который 23 июня 1990 г. принял декларацию о независимости Молдавской ССР. В ответ 2 сентября 1990 г. в Тирасполе 2-й съезд депутатов всех уровней Приднестровья провозгласил создание Приднестровской Молдавской ССР (ПМССР) в составе СССР. Помимо собственно левобережной территории в нее были включены город Бендеры и еще несколько населенных пунктов на правом берегу.

В ноябре 1990 г. были проведены выборы в Верховный Совет Приднестровской Молдавской ССР. Острые противоречия возникли между Тирасполем и Кишиневом по вопросу о сохранении СССР. Молдавские руководители стремились к скорейшему выходу из Союза, тогда как приднестровские выступали за его сохранение.

Окончательное размежевание произошло во второй половине 1991 года. Сразу же после провала ГКЧП, 27 августа 1991 г. Верховный Совет Молдавии объявил о незаконности всех юридических актов, начиная с актов 1775 г., по которым Молдавия или ее части (прежде всего Приднестровье) входили в состав России или СССР.

В свою очередь, 1 декабря 1991 г. в Приднестровье состоялись выборы Президента ПМССР и референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики (ПМР — новое название республики). В них участвовало 78% жителей, имеющих право голоса, за независимость высказалось почти 98% голосовавших.

Результаты голосования в Приднестровье являются одним из доказательств того, что конфликт между этим регионом и Молдовой не имеет преимущественно этнического характера. Значительная часть молдавско-румынского населения левобережья в 1990-1991 гг. настойчиво поддерживала идею его независимости от Бессарабии.

Вооруженные столкновения начались осенью 1990 г. Они были порождены, с одной стороны, силовым давлением на находящиеся на территории Приднестровья структурные подразделения органов внутренних дел и прокуратуры с тем, чтобы они перешли под юрисдикцию Тирасполя. С другой стороны, молдавская сторона предприняла попытки вооруженного проникновения на левобережье для защиты своих сторонников в органах власти и для демонстрации своих претензий на то, что Приднестровье — такая же часть Молдовы, как и Бессарабия. В основном вооруженные стычки, подчас весьма ожесточенные, происходили вокруг переправ через Днестр и в населенных пунктах, находившихся на правом берегу, но перешедших под юрисдикцию Тирасполя.

С конца 1990 г. в Приднестровье создаются военизированные формирования, которые с середины 1991 г. вооружаются огнестрельным оружием. В частности, в ПМР создано Черноморское казачье войско, имеющее на вооружении бронетехнику и артиллерию.

В то же время молдавские власти создают сначала отряды полиции особого назначения (ОПОН), а затем после августа 1991 г. - свои вооруженные силы на основе части дислоцированных там вооруженных сил бывшего СССР. Источниками вооружения для обеих сторон послужили, прежде всего, арсеналы соединений бывшей 14-й армии, дислоцированной на территории Молдовы.

Новый этап эскалации конфликта начался весной 1992 г. 28 марта 1992 г. молдавским руководством было объявлено чрезвычайное положение, и Президент Снегур распорядился «ликвидировать и разоружить» приднестровскую милицию.

Особой остроты вооруженный конфликт достиг в июне 1992 г. во время боев за город Бендеры, расположенный на правом берегу Днестра, но включенный в состав ПМР. Политическая сторона противоборства заключалась в попытке молдавского руководства силой захватить город и поставить его под свой контроль.

Бои продолжались в течение 19-26 июня 1992 г. В них принимали участие с молдавской стороны силы МВД (прежде всего ОПОН), подразделения национальной армии, отряды волонтеров и отряды самообороны. Со стороны ПМР — республиканская гвардия, милиция, отряды казаков и ополченцев, а также территориальные спасательные отряды.

Об интенсивности боев свидетельствуют цифры потерь. Приднестровцы потеряли 203 человека убитыми (в том числе 169 членов вооруженных формирований) и около 300 человек ранеными. Молдавская сторона потеряла убитыми около 80 человек, более 500 было ранено, в том числе военнослужащих - около 350. Всего же в период с ноября 1991 г. по июль 1992 г. в ходе вооруженных столкновений погибло около 500 человек.

Российское руководство больше не могло сохранять нейтралитет, и 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России, которым удалось достичь соглашения о прекращении огня, и 21 июля в Москве Б. Ельциным и М. Снегуром в присутствии И. Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».

Соглашение о принципах мирного урегулирования
вооруженного конфликта в Приднестровском регионе
Республики Молдова от 21 июля 1992 г.

На встрече лидеров государств-участников СНГ 6 июля 1992 г. молдавский президент М. Снегур поставил вопрос о направлении в зону конфликта миротворческих сил СНГ, в которые должны были бы входить молдавские, российские (но не 14-я армия), украинские и белорусские контингенты.

Однако это предложение не получило поддержки, так как миротворческая операция проводится не под эгидой СНГ, а в состав миротворческих сил вошли лишь молдавский, российский и приднестровский контингенты. Единственное, что было принято из предложений Снегура, заключалось в том, что российский миротворческий контингент не вошел в состав 14-й армии.

Юридической основой миротворческой операции служит «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», подписанное Б. Ельциным и М. Снегуром, а также завизированное президентом ПМР И. Смирновым 21 июля 1992 г.

Его основное содержание сводилось к следующему:

Конфликтующие стороны обязались предпринять все меры к полному прекращению огня, отвести войска и вооружения из «зоны безопасности»;

Для обеспечения контроля за прекращением огня, отводом войск и вооружений в этой зоне создавалась объединенная Контрольная комиссия, «состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании»;

Комиссия использует в своей работе группы военных наблюдателей, ей в под¬чинение передаются созданные на добровольной основе воинские контингенты «представляющие стороны, участвующие в выполнении данного соглашения»;

Помимо контроля за прекращением огня Комиссия обеспечивает поддержание правопорядка в городе Бендеры;

Решения Комиссии принимаются консенсусом;

Воинские части 14-й армии будут строго соблюдать нейтралитет, вопросы о ее статусе, порядке и сроках вывода будут определены в ходе переговоров между Российской Федерацией и Республикой Молдова.

Таким образом, Россия официально закрепила свое положение как сторона, участвующая в урегулировании конфликта. Российский миротворческий контингент, наряду с молдавским и приднестровским, был введен в «зону безопасности». Контрольная комиссия приступила к работе. Положение вдоль берегов Днестра в военном отношении нормализовалось.

Состав и задачи российского воинского контингента
Совместных миротворческих сил в Приднестровском регионе
Республики Молдова

С 23 по 31 августа 1992 г. российский воинский контингент (РВК) был введен в зону конфликта с целью прекращения боевых действий между конфликтующими сторонами, отвода их вооруженных сил и боевой техники.

Первоначальный состав РВК: 6 батальонов, вертолетная эскадрилья (Ми-8 - 6 ед., Ми-24 - 4 ед.), мобильная группа 138-го отдельного полка связи ВГК (всего - 3,1 тыс. военнослужащих).

В настоящее время российский воинский контингент является составной частью созданных в соответствии с российско-молдавским Соглашением от 21 июля 1992 г. Совместных миротворческих сил (СМС) по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Данным Соглашением срок применения СМС в зоне конфликта определен до полного урегулирования конфликта.

На сегодняшний день миротворческие задачи выполняют 441 военнослужащий от Российской Федерации, 453 военнослужащих от Республики Молдова, 490 военнослужащих от Приднестровской Молдавской Республики и 10 военных наблюдателей от Украины.

Основные задачи российского воинского контингента: обеспечение режима прекращения огня и безопасности в зоне конфликта; наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.

Миротворческий контингент выполняет задачи путем наблюдения, контроля и досмотра транспортных средств и лиц, въезжающих (входящих) в зону безопасности и выезжающих (выходящих) из нее.

Зона безопасности имеет глубину 225 км и ширину 12-20 км, расположена между конфликтующими сторонами и разделена на три участка: СЕВЕРНЫЙ — протяженностью 85 км и шириной до 12 км; ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — протяженностью 60 км и шириной до 20 км; ЮЖНЫЙ — протяженностью 80 км и шириной до 14 км. В зоне безопасности определен район с повышенным режимом безопасности с центром в г. Бендеры.

В течение 20 лет, с 1992 г. по настоящее время, миротворческие подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации успешно выполняют задачи по обеспечению мира, стабильности и безопасности в зоне приднестровско-молдавского вооруженного конфликта.

С момента ввода в зону конфликта российские миротворцы за нарушение режима безопасности задержали около 120 тыс. человек, изъяли более 250 единиц стрелкового оружия, около 160 тыс. патронов и более 1,3 тыс. ручных гранат, обнаружили и обезвредили почти 14 тыс. взрывоопасных предметов, в том числе 6455 противопехотных мин, 2864 противотанковых мины, 222 различных фугаса.

Приднестровская Республика Молдова является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись.

Программу "Особое мнение" ведёт Игорь Гмыза .

Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк, выступая 31 мая 2015 года на телеканале "Россия", заявил, что в случае нападения на российских миротворцев в Приднестровье, Россия не сможет не вступить в войну. Возможно ли повторение грузинского сценария 2008 года?

Гость в студии - директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Павлович Коновалов .

Итак, Приднестровье или Приднестровская Молдавская Республика. Боюсь, что очень многие уже подзабыли, хотя в своё время она не сходила с первых полос газет и возглавляла новости на всех телеканалах. Давайте напомним историю Приднестровской Молдавской Республики, непризнанного государства, которое считается частью Молдавии. И эта ситуация до сих пор признается мировым сообществом.

И. Коновалов: Летом 1992 года Приднестровье было главной темой для всех российских телеканалов и газет. Сейчас, конечно, о нём подзабыли. Что тогда произошло, когда Молдавия объявила себя независимым государством? Ту ситуацию можно очень хорошо сравнить с ситуацией на Украине. Тогда там было примерно то же самое. Тогда в Молдавии было объявлено, что будет присоединение к Румынии и что русский язык уже не является государственным языком. Эти два момента подвигли ситуацию к тому, что в Приднестровье началось, это можно назвать так, восстание несогласных людей, начались столкновения между молдавскими вооружёнными силовыми структурами и повстанцами Приднестровья. Потом к этому делу была подключена 14-я российская армия, которую впоследствии переформировали в контингент миротворцев. А тогда 14-я армия там дислоцировалась. И в определённый момент командование ею возглавил небезызвестный генерал Лебедь Александр Иванович, который сыграл важную роль в умиротворении ситуации. Причём это происходило при прямом задействовании российских войск. Тогда об этом не очень говорилось. Всё сводили к тому, что происходят столкновения между молдавскими силовиками и повстанцами ПМР. Но на самом деле российская армия тогда тоже серьёзно участвовала в конфликте. И только благодаря ей этот конфликт, в общем, и прекратился. И именно то, что сейчас российские миротворцы (бывшая 14-я армия, а теперь миротворческий контингент) находятся в зоне конфликта, играет главную роль, что уже столько лет там не произошло ни единого выстрела.

Это многих раздражает, безусловно, особенно на Западе. Я много общался с различными экспертами и военными из НАТО, которые никак не могут понять ситуации. Они говорят, что не признают того факта, что в ПМР находятся миротворцы. По их словам, это только Россия считает их миротворцами, но это не миротворцы, а российские войска. На что я всегда интересовался у них, кто такой миротворец? Миротворец - это тот, кто творит мир. Все мы видим, что присутствие в ПМР войск исключило абсолютно любые боестолкновения там. Уже столько лет люди живут мирно.

А теперь посмотрите, говорю, на свои миротворческие войска, который вошли в Косово. Я там тоже был. Каждый день там убивали сербов, а ваши войска стояли и смотрели. Так кого тогда надо считать миротворцем?

Они намекают на то, что у российских миротворцев нет мандата ООН. А чей мандат у них есть? Под чьим мандатом находятся в ПМР российские миротворцы?

И. Коновалов: Мандат этот менялся. Сначала это был мандат СНГ, такой же, как в Абхазии, пока Россия не признала независимость Абхазии и Южной Осетии. У российских миротворцев в ПМР был примерно такой же мандат.

Сейчас это фактически миротворцы исключительно от России. Между прочим, от имени ООН напрямую ни разу не заявлялось, что эта организация против. Не было такого. Потому что для ООН важно, чтобы не было стрельбы. Поэтому раз российские миротворцы сумели это обеспечить, ООН это устраивало. Но на официальном уровне, безусловно, никаких документов и деклараций не было сделано.

В последнее время активно стали появляться сообщения о том, что российские миротворцы в Приднестровье оказались практически в полной блокаде. И это организовали нынешние украинские власти. В чём заключается суть этой блокады? У России нет прямого сообщения с этим контингентом, это сообщение украинцы сейчас перекрыли?

И. Коновалов: У нас ротация миротворческого контингента в ПМР шла по земле. Меняющиеся войска на поездах следовали через Украину. Отдельные офицеры летали через Кишинёв. Кишинёв тоже закрыл сейчас дорогу. Но главное, что делает Украина сейчас, начиная блокаду Приднестровья, - это то, что она требует кишинёвские акцизы на всю продукцию, которая производится в Приднестровье. Но поскольку между Кишинёвом и Приднестровьем существуют определённые трения, фактически это два независимых государства, то Кишинёв не может выдавать Приднестровью эти акцизы. А украинская сторона теперь настаивает, что Приднестровье - это часть территории Молдавии, соответственно, оно должно иметь все документы молдавские при желании что-то экспортировать или импортировать.

Это, конечно, тупиковый путь. На самом деле сейчас больше всего страдают от этой политики сами украинские власти, потому что в приграничье Приднестровье было очень связано с Украиной. Все, кто бывал в Приднестровье, знают, что там русские составляют меньшинство. Там проживают молдаване, русские и украинцы. И украинцы, которые сейчас оказались в блокаде, тогда, между прочим, тоже воевали за независимость Приднестровья. А теперь, получается, они - враги для нынешней украинской власти. Ситуация абсурдная.

Для нынешней украинской власти многие украинцы стали сейчас врагами. Вы говорили перед программой, что и состав миротворческого контингента весьма специфичен?

И. Коновалов: Да. На самом деле этот контингент состоит из молдаван, россиян и украинцев. Так было изначально. Не берусь судить, какова там сейчас ситуация, но раньше было так, что там примерно одинаковое количество военнослужащих участвовали в совместных блокпостах, в совместных патрулях. В основном это были люди, которые уже прошли службу. То есть, отслужили срочную службу, либо это были контрактники. Это были проверенные люди, которых объединяли эти совместные патрули или блокпосты, и они совместно действовали. Это были не призывники, а нормальные взрослые люди, профессионалы, которые могут найти общий язык.

Заявление Сергея Железняка, прозвучавшее на телеканале "Россия" 31 мая, довольно тревожное. На мой взгляд, есть основания для таких заявлений, как вам кажется?

И. Коновалов: Во-первых, здесь сразу возникает коллизия. Если украинская сторона вдруг решит...

Во-первых, кто может напасть?

И. Коновалов: Речь идёт об украинской стороне. Если она нападает, то получается, если она признаёт целостность Молдавии, то она нападает на Молдавию, а не на Приднестровье. Это, во-первых.

Во-вторых, если между Молдавией и Украиной будет договор, чтобы это совершить, тогда и Молдавия, и Украина одновременно становятся агрессорами против российского контингента и одновременно попадают тогда в ситуацию прямого столкновения с Россией. С Украиной всё понятно. Нынешние киевские власти спят и видят, как бы им втянуть Россию напрямую в конфликт. Но этого точно не надо Кишинёву. Он не хочет ссориться с Россией вот так. Тем более, что прекрасно понимает, что любое прямое военное столкновение для него чревато.

Тем не менее, недружественные шаги в плане депортации офицеров-миротворцев Кишинёв предпринимает. И журналистов, кстати, тоже.

И. Коновалов: Да. Москва сейчас только формирует своё понимание, как ей действовать. И надо честно признать, пока Москва не очень понимает, как ей сейчас действовать в данной ситуации. Нужно сформировать некий modus vivendi, потому что ситуация сложная. Приднестровье не имеет выхода к морю, со всех сторон окружена Украиной и Молдавией. Если даже наладить воздушный мост со стороны Крыма, то все равно это будет приличное количество километров, хотя и не очень много, над территорией Украины. И украинцы уже развернули в Одесской области как раз на этом возможном воздушном пути зенитно-ракетные комплексы С-300. Будут ли они их использовать, это другой вопрос.

Стоит вспомнить, что во времена противостояния Запада и Советского Союза из-за Западного Берлина была похожая ситуация. Тогда мы блокировали Западный Берлин, однако союзники наладили воздушный мост. Но мы же никого тогда не сбивали, потому что понимали, к чему это приведёт.

В данной ситуации хватит ли духа у украинской стороны посягнуть на российский самолёт? Думаю, что нет. Но, с другой стороны, доводить ситуацию до этого лучше не надо.

В общем, да. Учитывая, что у Украины стоит задача втянуть Россию любой ценой в войну. При таком раскладе сбитый военный самолёт решает эту задачу одним махом. И тогда что?

И. Коновалов: Правильно. Но сейчас мы говорим о киевских властях, то есть, о политической составляющей нынешнего истеблишмента Украины, но не о военных. Военные не хотят. Я с трудом себе представляю приказ атаковать российский самолёт, который будет отдан украинским военным, которые обслуживают С-300. И с трудом представляю, что они этот приказ выполнят. Это же прямое нападение. И от ответственности будет не уйти.

Но кто-то же отдал приказ сбить малазийский "Боинг"?

И. Коновалов: Что касается малазийского "Боинга", там сразу и концы в воду утопили. А здесь всё будет по-другому.

В общем, да. Тут будет очевидно, чья ракета прилетела и кто за это отвечает. И что в этой ситуации должна делать Россия?

И. Коновалов: Знаете, мне, конечно, Кремлю советовать сложно.

Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк уже озвучил позицию.

И. Коновалов: Он не советует, а констатирует, что, безусловно, по мере того, как блокада Приднестровья будет ужесточатся, России нужно будет предпринимать какие-то шаги. Во-первых, там не только российский контингент, но и 150 тысяч российских граждан. В ПМР почти у трети населения российские паспорта.

Напомню, что в 2006 году в ПМР прошёл референдум, в результате которого за присоединение к России проголосовали 97,2 процента от числа голосовавших.

И. Коновалов: По поводу этого понятно, что Европа и США закроют глаза. А вот о том, что там есть люди с российскими паспортами, никто не сможет ничего сказать, если Россия предпримет чисто военные шаги, если будут задеты эти люди. Я имею в виду российский контингент и россиян по паспорту.

Как выглядит Приднестровье? Это такая вытянутая полоска земли: 400 км с севера на юг и где-то 25 километров в самом широком месте. Обстрелять даже из миномётов очень просто любой участок территории ПМР, не говоря уже о дальнобойной артиллерии и РСЗО.

Поэтому любое боестолкновение приведёт к тому, что пострадают люди. И это, скорее всего, будут люди, которые будут либо российскими миротворцами, либо это будут россияне. И тогда Россия должна будет отреагировать. В Киеве это прекрасно понимают.

Поэтому, думаю, там сейчас идёт борьба. Есть, будем их называть честно, отморозки, которые хотят любой ценой, чтобы это произошло. Но есть те, которые прекрасно понимают, что бонусов от этого они не получат. Это приведёт просто к окончательному распаду украинской державы, потому что, надо честно об этом сказать, ополченцы на юго-востоке стоять не будут. Притом что часть войск придётся снять, а их уже снимают и развёртывают в районе приднестровской границы, ослабляя этим линию противостояния с ополченцами. Если это произойдёт, ополчение ударит. И России даже не надо будет ничего предпринимать. Ополчение одно ударит.

Полностью беседу с гостем в студии слушайте в аудиозаписи программы.

В преддверии 25 годовщины ввода в Приднестровье миротворческих сил, остановивших кровавый конфликт, который, даже по приблизительным подсчетам, стоил жизней тысячи мирных жителей и четырех с половиной тысяч раненых, молдавский парламент преподнес российским «голубым каскам» своеобразный «подарок», приняв заявление о выводе миротворческого контингента РФ. И хотя, как уточняют парламентарии, это всего лишь декларация, а не законопроект, создается впечатление, что сделано это было специально для того, чтобы испортить памятную дату, подать ее под своим «соусом», акцентировав внимание на якобы нежелательность и незаконность присутствия миротворцев в регионе.Если же оценивать другие аналогичные решения последнего времени, то можно наблюдать целую цепь провокационных выпадов в адрес миротворческих усилий России. Например, можно припомнить недавнее постановление Конституционного суда Молдовы, приравнявшего российских военных в регионе к оккупационным войскам, а также высылку из страны ряда российских дипломатов, задействованных в работе объединенной контрольной комиссии.Кишинев пытается сыграть на антироссийских настроениях, подыграв Западу, и одновременно потребовать неких преференций от России - таково мнение о ситуации некоторых аналитиков. Понятно, что молдавским властям не удастся усидеть на двух стульях. Однако, как отразятся подобные игры на связях Кишинева и Тирасполя, не станут ли поводом для очередного обострения и без того не простых отношений?..Мир приносящие
Приднестровье, 60 процентов жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что республика выберет путь в составе Румынии. В 1992 году после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему Приднестровья, этот регион стал фактически неподконтрольной Кишиневу территорией. Боевые действия здесь развернулись между молдавскими войсками, силами МВД и спецслужб и вооруженными формированиями непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Боестолкновения усилились летом 1992 года, и только ввод российских войск позволил остановить кровопролитие. 7 июля 1992 года Россией и Молдавией был подписан план мирного разрешения конфликта, 21 июля - заключено соглашение о мирном урегулировании, с которым согласилась приднестровская сторона, а 29 июля в Бендеры и Дубоссары были введены миротворческие силы России. 1 августа 1992 года процесс разведения вооруженных формирований конфликтующих сторон был завершен.Позже были созданы Объединенная контрольная комиссия и совместные миротворческие силы. В Приднестровье в качестве контингента миротворцев были размещены российские, молдавские и приднестровские военнослужащие. С 1993 года к процессу мирного урегулирования присоединилась ОБСЕ, а с 1995 года - Украина (сегодня в состав контингента «голубых касок» входят наблюдатели от этой страны). Сейчас миротворческие силы комплектуют 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских, 355 молдавских, а также десять военных наблюдателей от Украины. Служба организована на 15 стационарных постах и КПП, которые размещены на ключевых участках зоны безопасности, протянувшейся вдоль Днестра на 225 км на 12-24 км в ширину.Провокацией против попыток исправить ситуацию в отношениях с Приднестровьем, предпринятых президентом Игорем Додоном, назвал нынешнюю акцию молдавского парламента депутат Влад Батрынча.«Это совершенно неуместно», - подчеркнул он. Кстати, депутаты от фракции Партии социалистов в знак протеста покинули зал заседаний. Сам Игорь Додон также считает заявление парламента провокацией, подчеркивая, что «данные действия направлены на ухудшение отношений с Российской Федерацией и подрыв тех успехов, которых удалось достигнуть совместно с российским руководством, а именно - в области экспорта молдавской продукции, ситуации с мигрантами, регионального сотрудничества, образовательных и гуманитарных программ».Как написал Додон на своей странице в Facebook, «эта провокация вписывается в череду действий со стороны парламентского большинства под руководством Демпартии по нагнетанию обстановки в регионе и в первую очередь по отношению к России, в канун визита заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина в Молдову».Тем не менее, как заявил спикер парламента Андриан Канду, «декларация о выводе российских войск с территории страны утверждена. Это политическое решение». В документе содержится призыв к международным организациям и посредникам в переговорном процессе «инициировать политические дискуссии относительно превращения миротворческой операции на Днестре в гражданскую миссию под международным мандатом».
Кишиневская «партия войны»
Выполнение миротворческих задач в Приднестровье полностью соответствует российско-молдавскому Соглашению от 21 июля 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в данном регионе Республики Молдова. На это обращает внимание начальник оперативного управления - замначальника Главного штаба Сухопутных войск Минобороны России генерал-майор Игорь Смолий. В ходе недавних слушаний в Совете Федерации, посвященных деятельности российских «голубых касок», он доложил, что с начала миротворческой операции в Приднестровье обострения обстановки допущено не было. И это - как раз заслуга миротворцев России. В то же время проблем у миротворцев в этом регионе хватает. Прежде всего проблем рукотворных.Так, молдавская сторона с недавних пор ужесточила правила въезда для российских миротворцев на эту территорию, вменив к нашим военнослужащим, направляемым для несения службы в состав миротворческого контингента, требование предоставлять сведения из их служебной биографии.«Напомню, что это противоречит законодательству России, в том числе касающемуся защите персональных данных», - обращает внимание Игорь Смолий.Однако, из-за подобных препон, чинимых Кишиневом, с апреля задерживается ротация очередной группы наших миротворцев. К решению возникшей проблемы подключен МИД РФ.О том, что часть нынешнего руководства Молдовы придерживается довольно грубого варианта решения так называемого «приднестровского вопроса», говорят и другие факты. К примеру, не так давно с помпой прошло открытие молдавско-украинского таможенного поста «Первомайск-Кучурган». Молдавский премьер-министр Павел Филипп даже пригласил на эту церемонию украинского президента Петра Порошенко. Вся проблема в том, что пост этот расположен в границах Приднестровья. По словам главы ПМР Вадима Красносельского, они расценивают эти действия как «односторонние попытки полностью контролировать наш экспорт и импорт, а также передвижение граждан через приднестровско-украинскую границу».Как отмечают приднестровские власти, новый режим ставит под угрозу снабжение республики, подрывает сферу индивидуального предпринимательства, грозит задержаниями грузов и арестами приднестровцев, на которых в Молдове заведены уголовные дела. По предварительным подсчетам, потери экономики республики составят более $40 млн долларов. А появление молдавских силовиков в непосредственной близости от военных ПМР угрожает региональной стабильности.«Есть ранее достигнутые договоренности, есть право Приднестровья на осуществление экономической деятельности, право на свободное перемещение граждан, - напоминает Вадим Красносельский. - Конечно, данный пост нарушил все ранее достигнутые договоренности. Те должностные лица, которые эту идею генерировали и продвигали, наверное, думают об эскалации конфликта. Зачем это делать? Зачем после 25 лет мирного сосуществования Приднестровья, Молдовы и Украины запаливать фитиль, который может привести к взрыву?».
По указке Брюсселя и Вашингтона Профессор российской Высшей школы экономики, философ и политолог Олег Матвейчев уверен, что появление совместного молдово-украинского КПП на границе с Приднестровьем - это согласованная акция двух стран по команде из Брюсселя и Вашингтона.«Надо понимать, что сегодня вся власть в Молдове сосредоточена в руках Влада Плахотнюка, который контролирует и парламент, и правительство, и президента, - считает эксперт. - Его власть является антироссийской. Они действуют в одном режиме с Порошенко».
По мнению президента ПМР Вадима Красносельского, сегодня определенные внешние силы руками Молдовы и Украины намеренно создают условия для дестабилизации и постепенной разморозки конфликта.«Такими действиями не только перед Приднестровьем, но и перед всеми ответственными мировыми игроками фабрикуется абсолютно искусственный выбор между новым витком силового противостояния или бесчестьем в форме политических уступок вопреки воле приднестровского народа, - отмечает он. - Как показывает история, в конечном итоге в проигрыше остаются все участники подобных геополитических комбинаций. Но самое печальное - страдают простые люди и само дело сохранения мира и стабильности».Давление на Приднестровье, как отмечают власти республики, реализуется и с молчаливого согласия ряда участников переговорного процесса, включая австрийское председательство в ОБСЕ, которое уже полгода отказывает в созыве международного переговорного формата «5+2». Кроме того, тревогу в Тирасполе вызывают высказываемые молдавским экспертным сообществом провокационные идеи «принуждения Приднестровья» к так называемой реинтеграции. В ПМР обращают внимание на то, что эти планы предполагают широкий набор насильственных методов, не имеющих ничего общего с цивилизованными подходами и соблюдением прав человека. Даже нынешнюю юбилейную дату - 25-летие установление мира на приднестровской земле и прекращения кровопролития - в Кишиневе решили использовать как повод для нагнетания истерии.И дело не только в принятом заявлении о выводе российских миротворцев: к счастью, эта безумная идея парламента, по признанию самих же депутатов, ничего не значит. В Молдове вообще желали бы сорвать празднование нынешней даты. Иначе чем можно объяснить предложение министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы отменить визит российской делегации по случаю 25-летия миротворческой операции на Днестре.Повод выбран формальный, якобы гости из Москвы прибывают на самолетах ВКС России. Молдавские дипломаты уже направили письмо в российское посольство в Кишиневе, в котором содержится отказ в предоставлении разрешения на пролет воздушного пространства Молдовы и посадку самолетов в аэропортах Кишинева и Тирасполя. Вице-премьер России, спецпредставитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин на этот выпад молдавских властей уже отреагировал.«Я не понял, кто там мне, чего запретил. Прилечу обязательно. Встретимся и с президентом Молдовы, и с руководством ПМР», - написал он в своем микроблоге в Twitter.Фактор стабильности
«Вывод российских миротворцев из Приднестровья невозможен без согласия России: российские военные находятся на территории ПМР со времен молдавско-приднестровского конфликта и подписания Соглашения между главами РФ и Молдавии, - подчеркивает первый вице-президент Международного общественного фонда «Российский фонд мира», член Общественной палаты России Елена Сутормина. - Наш миротворческий контингент обеспечивает стабильность и спокойствие в регионе. Правда, в этом спокойствии не заинтересованы ни Украина, ни Молдавия, в противном случае они бы уже давно сняли блокаду импорта любых грузов в Приднестровье, которую они устроили в июне прошлого года. Приднестровье не удается подавить только благодаря российским военным, находящимся на территории республики, на которой проживает большое количество наших соотечественников, и мы обязаны защищать их от агрессии некоторых молдавских политиков, которые уже давно хотят отнять у Приднестровья его независимый статус».«Начавшаяся 29 июля 1992 года операция Российской Федерации по разведению конфликтующих сторон и установлению функционального миротворческого механизма внесла определяющий, стратегический вклад в прекращение огня, установление реального мира на нашей земле, - отмечает президент Приднестровской Молдавской Республики Вадим Красносельский. - Только прямое участие России позволило остановить кровопролитную войну и положило конец убийствам сотен приднестровцев, вся вина которых заключалась в том, что они выбрали свой язык, свою культуру, избрали свободу и желание строить свое будущее вместе с Россией. Только Россия смогла остановить это бесчинство, выступить настоящим миротворцем, одним своим присутствием на долгие годы умерить пыл и бессмысленную браваду молдавской стороны. Люди хотели мира, и мир наступил. За что мы безмерно благодарны России».
Сегодня, как подчеркивает глава ПМР, только миротворческая операция на Днестре при ведущем участии России является фактором стабильного мирного завтра всего региона. «Миротворческая операция на Днестре под эгидой России наглядно показала свою жизнеспособность, ведь за 25 лет при исполнении служебных обязанностей не погиб ни один миротворец или военный наблюдатель, - убежден он. - Поэтому закономерно, что альтернативы этой успешной миссии, действующему миротворческому формату, нет и до полного разрешения молдово-приднестровского конфликта быть не может».



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.