Отношение к хлебу в современном мире. Старт в науке

Мы - славяне! Семенова Мария Васильевна

Хлеб

Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Потому, что в прошлые времена было больше нечего есть? Но ведь мы уже видели – это не так.

Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб.

Знак засеянного поля

Выше уже говорилось о том, как относились славяне-язычники к Земле, в частности к хлебному полю. Добавлю ещё, что в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – это Божья ладонь!

Знак засеянного поля: 1 – на средневековой церковной вышивке, 2 – на женской статуэтке, 3 – в античной росписи, 4 – на алтарике для первых плодов, 5 – на русской деревянной солонке

Кроме того, ту же репу, например, можно есть и сырую, а зерно требует тепловой обработки. Его надо хотя бы поджарить. А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить «союз» Огня, Воды и зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян Божествами, всем трём поклонялись. Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Уместно напомнить здесь о Яриле и о «воскресающем» зерне, которое только радуется собственным «похоронам». В священной каше с зерном соединяется ещё и мёд – один из символов «живой воды» у самых разных народов, и ягоды, также связанные с идеей «неисчислимого» плодородия. И вся эта символика «прочитывалась» древними так же легко, как мы читаем вот эту книжку, сразу схватывая смысл и не думая про каждую букву!

Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в христианские ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис…

Другой древнейшей ритуальной едой с незапамятных пор у славян были блины. Учёные-языковеды пишут, что произношение слова «блин» – искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что «молоть» и «мелкий», обозначая таким образом пищу из размолотого зерна. Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна. В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин отчасти схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму. Вот почему и доныне блины пекут опять-таки на поминках и ещё на Масленицу, когда празднуется победа над злой Богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны…

Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие предки славян так или иначе вышли и на хлеб.

Хлеб унаследовал все священные свойства, о которых только что говорилось, но многое и добавилось. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Если же не случалось – полюбопытствуем. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. О поверьях, связанных с тестом и хлебом, учёными написано множество книг; сколько-нибудь полно пересказать их здесь невозможно. Вот хотя бы некоторые воззрения. Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым долгом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. Вынимая хлебы из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»… О том, что это было не просто иносказанием, подробнее рассказывает глава «В едином хлебе». А почему молодых осыпали зерном, я думаю, теперь понятно и без подсказки.

Печь для выпечки хлеба. X век

А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, – значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея…

Упомянув об Англии, вспомним два хорошо известных всем слова: «леди» (lady) и «лорд» (lord). Оказывается, они имеют к хлебу самое непосредственное отношение. Вот что можно прочесть в толковых словарях английского языка: «леди» в первоначальном значении – это попросту «та, что замешивает тесто для хлеба»; «лорд» же – «хранитель хлебов». Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, муж получал из домашнего имущества весь хлеб, выпеченный к моменту развода. А жена – всё тесто, ещё находившееся в квашне!

А что такое «коровай»? Да-да, это слово правильнее писать именно так, а не «каравай», как мы привыкли. Уже было рассказано, как язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, «коровай». В первые века русского православия Христианская Церковь порицала «молёные», то есть выпеченные с языческими молитвами, короваи, которые приносили в жертву Роду и Рожаницам. Потом борьба эта утихла, смысл её давно позабылся, а короваи остались. Осталось и наше отношение к хлебу…

Обрядовое печенье «мосты», «козули», «кресты», «жаворонки», «богачи»

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Хлеб В Средние века хлеб наряду с бобами являлся основной пищей. Долго были распространенными каша из проса, затем из ячменя, овсянка, каша из ржи, пшеничная для богачей («сливки, пшеницы и рис», – писал Франсуа Вийон). Затем начали делать галеты, мало чем отличавшиеся от

автора Чуев Феликс Иванович

Хлеб скоту Таня, домработница, рассказывает, что у нее на родине, в Тульской области, хлебом кормят скот. И все стараются взять побольше черного хлеба: «Если берешь две буханки черного, тебе в нагрузку дают батон белого за двадцать пять копеек. Писали об этом в газетах, на

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Хлеб - Хлеб какой, - возмущается Малашкин, - есть нельзя. Домешали чем-то, что это такое? При Сталине трудновато было доставать хлеба, но хлеб был замечательный!.. Он человек большой, и Вячеслав Михайлович рядом с ним. Иногда не хватало хлеба, ордера были, но хлеб

Из книги Испанские репортажи 1931-1939 автора Эренбург Илья Григорьевич

Из книги Демографическая история Европы автора Ливи Баччи Массимо

Хлеб и то, что с хлебом Об основных тенденциях питания европейского народонаселения в прошлом известно немногое: при обилии эпизодического и анекдотического материала не хватает достоверной базовой информации. Поэтому трудно более-менее однозначно установить,

Из книги Нерон. Владыка Земного Ада автора Грант Майкл

Хлеб и зрелища И, добавляет Тацит, народу также нравились развлечения, которые предоставлял император, поскольку это был второй элемент девиза «хлеба и зрелищ!» – panem et circenses – классического рецепта, с помощью которого цезари пользовались благосклонностью населения

Из книги Германский вермахт в русских кандалах автора Литвинов Александр Максимович

Собачкин хлеб - Сынок, что ж ты подвел тетю Маню? - в комнату мама вошла с настроением испорченным. - Щавель так поздно принес… Почему? Разве не знал, что мужчины придут на обед?- Знал, - Валерик потупился, - а потом и забыл…- А забыл почему?- Потому. На базаре там

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Великий Ленин. «Вечно живой» автора Поцелуев Владимир

Битва за хлеб Продовольственный кризис, начавшийся в 1915 г. в связи с общим расстройством российской экономики вследствие войны, поставил страну перед экономической катастрофой. Временным правительством были созданы Общегосударственный и местные продовольственные

Из книги Повседневная жизнь победителей: быт советских людей в послевоенное время (1945-1955) автора Короткова Марина Владимировна

«Второй хлеб» Основная реалия повседневной жизни того времени, шлейфом тянувшаяся из военной эпохи, - постоянная нехватка еды, полуголодное существование. Не хватало самого главного - хлеба. «Вторым хлебом» стала картошка, ее потребление увеличилось вдвое, она спасала

Из книги «Как в посольских обычаях ведется...» автора Юзефович Леонид

Хлеб да соль Торжественный обед, устраивавшийся государем для иностранных дипломатов, издавна был на Руси столь же обязателен, как и пир в честь гостя, принятый в частном быту. «Ради посла было пированье почестное», - говорится в былинах. В 1566 году, договариваясь о

Из книги Крейсер "Эмден" автора Мюккэ Хэльмут фон

6. Хлеб наш насущный Самым серьезным для нас вопросом было снабжение углем. Уголыцик "Markomannia" самоотверженно следовал за нами из Циндао в Индийский океан, но он оказался почти пуст, когда "Эмден" начал свои операции в этих водах. А у нас не было ни одной гавани, где мы могли бы

Из книги Авантюры открытого моря автора Черкашин Николай Андреевич

Красный хлеб В маленький баварский городок Вайсенбург осенью 41-го года доставили шесть экипажей с интернированных советских судов «Хасан», «Волгалес», «Днестр», «Магнитогорск», «Эльтон» и «Каганович». Их разместили в старинном замке Вюрцбург, расположенном на вершине

автора

ХЛЕБ Каждый день, когда мама уходила на работу в свой научный институт, Лёнька ждал открытия ларька, в котором продавали хлеб по карточкам. Ждал и думал о еде. Теперь он всегда о ней думал. Вспоминал, как до войны они всей семьей обедали в пятой столовой. Отец потирал руки и

Из книги Повести о войне и блокаде [антология] автора Смирнов-Охтин Игорь Иосифович

ОПАСНЫЙ ХЛЕБ По льду Ладожского озера машины ехали ночью. В каждой машине – по несколько человек. Мама объяснила Лёньке, что машины – это фронтовые радиостанции. Они отправляются на фронт.Лёнька хотел спросить маму, как же радиостанции попадут на фронт, если они едут в

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Хлеб Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания.

Есть несколько ценных понятий в нашей жизни. Это относится к земле, воде, солнцу, воздуху и, естественно, к хлебу. «Хлеб - всему голова» - эта известная всем пословица имеет свои корни в хлебосольной Украине. В этой стране выращивают пшеницу, из которой производится хлеб, с давних предавних времен, с самого развития этого благодатного края. У наших славянских народов была и останется всегда на первом месте забота о детях и воспитание в них заботливого и трепетного отношения к хлебу. Был даже такой праздник, он отмечался в первых днях начала жатвы - первый сноп. Косари надевали свои самые праздничные, вышитые рубашки и выходили в­ поле. Так они отдавали дань почтения и хвалу хлебу.

К хлебу всегда относились особенно, его сравнивали с жизнью и солнцем. Хлеб, словно живое существо,­ он наш­ кормилец. Пшеницу называют уважительно - «ее величество». По древней легенде, богиней плодородия Деметрой людям было подарено растение - пшеница, которую они вырастили и­ сделали из неё муку, а затем выпекли первых хлеб. И с тех самых пор жизнь всего человечества стала просто немыслимой без него. И ведь действительно: ни званый ужин,­ ни свадьба, ни простой каждодневный завтрак не обходится без хлеба. Этот ценный продукт - вечный символ достатка и благополучия. Неуважение к нему всегда было равным страшному оскорблению, нанесенному человеку.

Любовь и уважение к нему прививается в любой семье с самого раннего детства. Нужно объяснять, что для того, чтобы на столе лежала буханка хлеба требуется колоссальный труд многих людей. Одни работают в поле, выращивая рожь и пшеницу, другие на мукомольных заводах,­­ делая из зерна муку, и только после этого пекари пекут нам хлеб. Мы должны быть им благодарны за такой тяжелый труд.­ Так уж повелось на великой Руси, ни в одной семье не садятся за обеденный стол, если нет на нем хлеба. Он у каждого человека свой, любимый. Выпекаются на хлебных комбинатах батоны, белый хлеб, черный, ржаной, серый, круглый, кирпичик и еще очень много различных сортов. Сохранять традиции в крови каждого русского человека.­­­­ ­

У хлеба своя история, вспомните уроки, когда мы проходим Великую Отечественную войну? В то время хлеб был действительно всему головой. Чего стоила краюшка хлеба в осажденном Ленинграде? Она спасла тысячи жизней в этом городе. Наверное, именно поэтому более пожилые люди, особенно те, кто пережил эту страшную войну, никогда не выбрасывают даже крошки со стола, они их собирают и отдают птицам. Такое бережное отношение они стараются передать своим детям и внукам.

А) Темучин

Б) Есугей

В) Чингисхах

Г) Субедей

А 2. Битва на реке Калке произошла в:

А 3. Первый удар монголы нанесли по княжеству:

А) Владимирскому

Б) Рязанскому

В) Черниговскому

Г) Смоленскому

А 4. Невская битва состоялась в:

А 5. Хан Батый назвал « злым городом»:

А) Торжок

Б) Коломну

В) Козельск

А6. Следствием присоединения князя Гедимина русских земель стало:

А) принятием народа католичества

Б) отмена прежней системы управления

В) запрет на использование русского языка

Г) обложение русских земель данью

А7. Причиной раздробленности Руси является:

А) Распространение языческих верований

Б) Установление вечевых порядков во всех русских землях

В) Стремление удельных князей к независимости от Киева

Г) установление власти Золотой Орды над Русью

А 8. Русское войско в ходе Невской битвы сражалось против:

А) датских рыцарей

Б) шведов

В) немецких рыцарей

Г) поляков

А9. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах, называется:

Г) погост

А10. Период феодальной раздробленности русских земель был временем:

А) экономического и культурного подъёма

Б) экономического подъёма и культурного упадка

В) экономического упадка и культурного подъёма

Г) экономического и культурного упадка

А 11. Кто не участвовал в Невской битве?

А) Гаврило Олексич

Б) Александр Невский

Г) Пётр Ослядюкович

А 12. Что не является следствием присоединения русских земель к Литве?

А) освобождение русского княжества от ордынского ига

В) взаимовлияние на культуру

Г) совместными усилиями противостояли угрозе Запада

А13. Причиной нашествия монголо – татар на Русь можно считать:

А) возможность обогащения

Б) наличие сильной армии у монголов

В) ослабление Руси в результате феодальной раздробленности

Г) все указанные причины

А14. Формой правления в Новгороде было:

А) княжеское правление

Б) демократическая республика

В) боярская республика

Г) монархия

А 15. Столицей Великого княжества Литовского стал город:

Б) Вильно

В) Ревель

Г) Гродно

А 16. Причина победы монгольского войска в битве на р. Калке:

А) несогласованность действий русских войск

Б) наличие у монголов огнестрельного оружия

В) снижения уровня воды в реке из-за засушливого лета

Г) русские войска отказались прийти на помощь половцам

А 17. Следствием похода Батыя на Русь является:

А) Объединение русских земель

Б) Расширение границы Монгольской державы

В) Разорение русских земель

Г) Установление на Руси феодальной раздробленности

А 18. Причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами:

А) плохие погодные условия

Б) отсутствие у русских князей конницы

В) феодальная раздробленность на Руси

Г) военная помощь, которую половцы оказали монголо-татарам

А 19. Какое из перечисленных событий произошло раньше других:

А) сражение на Чудском озере

Б) перенесение резиденции митрополита во Владимир

В) битва на реке Калке

Г) Невская битва

А 20. Следствием политической зависимости Руси от Золотой Орды является:

А) Участие русских князей в курултае

Б) обязательное изучение монгольского языка

В) выдача ордынцами русским князьям ярлыков на княжение

Г) обязательное принятие ислама русскими людьми

А 21. Причиной сокращения численности населения в русских землях во второй половине XIII в. является:

А) Стихийные бедствия

Б) Монголо- татарское нашествие

В) Процессом образования феодальной раздробленности

Г) Набеги немецких и шведских рыцарей

А 22. Что не относится к особенностям культуры XII – XIII веков:

А) упадок русской культуры

Б) складывание собственной культурной традиции

В) появление новых источников развития

Г) складывание крупных культурных центров

А 23. Какое из перечисленных архитектурных зданий было построено в XII – XIII веках?

А) церковь Спаса на Нередице

Б) церковь святого Георгия в Ладоге

В) Успенский Собор Московского кремля

Г) церковь Покрова Богородицы на Нерли

А) разрушение церквей и монастырей

Б) рост экономических связей

В) рост и развитие городов

Г) появление новых ремёсел

А 25. Какой жанр литературы не относится к XII – XIII веку?

А) поучения

Б) летописание

В) публицистика

Г) « Слово о полку Игореве…»

А 26. Итогом Ледового побоища является:

А) поражение крестоносцев

Б) отпор монголо - татарам

В) поражение шведов

Г) остановлена агрессия литовцев против новгородцев

А 27. Через какой город, находящийся на территории современной Тверской области, лежал путь монголо – татар на Новгород?

Б) Бежецк

В) Торжок

А 28. В каком году состоялся съезд князей в Любече?

А 29. Кто из перечисленных князей правил раньше других?

А) Ярослав Мудрый

Б) Александр Невский

В) Владимир Мономах

Г) Юрий Долгорукий

А 30. Какой князь получил прозвище за то, что имел огромную семью?

А) Ярослав

Б) Всеволод

В) Андрей

1. Какие народы участвовали в Великом переселении? а) вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы б) римляне, греки, славяне в) готы, славяне,

турки2. На каком языке читалась молитва в западной церкви?а) греческом б) немецком в) латинском г) французском3. Человек, уединенный в незаселенных местах, назывался:а) граф б) архиепископ в) монах г) король4. В каком году перестала существовать империя Карла Великого? а) в 843 году б) в 800году в) в 9б2году г) в б00году5. Кого называли норманнами?а) северных германцев б) саксов в) южных германцев г) славян6. Основное занятие рыцарей?а) война; б) ученые занятия; в) занятия сельским хозяйством; г) торговля.7.Когда произошел распад Римской империи?а) 410г. 6)395г. в) 476г.8. Как назывался глава государства у арабов?а) везир б) халиф в) монарх г) император9. Как называлась специальная грамота о прощении грехов?а) индульгенция б) депеша в) реквизит10. Почему начались Крестовые походы?а) стремление участников походов освободить Святую Землю б) стремление участников познакомиться с традициями стран Востока в) стремление открыть новые торговые пути11. К чему привело завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом?а) к ослаблению королевской власти в Англии б) к усилению королевской власти в) к феодальной раздробленности государства12. Установите соответствие: БОГ СФЕРА ПОКРОВИТЕЛЬСТВА

Помогите, пожалуйста, с историей.) Очень нужно..

С тем, что получится.. хотя бы с одним заданием)

1.Прочитайте предложения,
указывающие факты, связанные со сражением, которое произошло в Западной Европе
в Новое время, и напишите название населенного пункта, возле которого оно
состоялось. Правильный ответ без пробелов внесите в таблицу ответов.
(1) Точное время начала битвы остается спорным вопросом для
исторической науки, но все сходятся на том, что приказ об атаке был отдан
гораздо позже восхода солнца. Считается, что причиной этого был проливной
дождь, прошедший ночью: нужно было дождаться, пока земля просохнет.
(2) В битве участвовали солдаты нескольких государств, и само сражение
долгое время называлось по-разному в этих странах.
(3) Командующий одной из победивших армий провел большую часть битвы
под большим вязом, который стоял на пересечении дорог. Впоследствии это дерево
было выкорчевано и увезено на родину полководца, где из древесины сделали
различные сувениры.
(4) Исход сражения решился благодаря вступлению в сражение дополнительных
сил, которые совершили для этого марш-бросок.
(5) Маршал, на корпус которого рассчитывал проигравший полководец,
совершил ошибочный маневр и не успел на поле сражения.
(6) Государство, в пределах которого находится сейчас поле битвы, было
основано только через 15 лет после сражения.

2.Прочитайте текст, содержащий шесть пронумерованных предложений. Определите, о
каком понятии или явлении в нем идет речь, и внесите его в таблицу ответов.
Ответ должен состоять из двух слов: одного прилагательного и одного
существительного в именительном падеже. Ответ запишите без пробелов. Учтите,
что два предложения из шести содержат фактические ошибки или относятся к
другому понятию.
(1) Это государство существовало в эпоху
раннего средневековья.
(2) Его столица находилась в низовьях крупной реки.
(3) Официальной религией страны был иудаизм.
(4) Титул правителя на
местном языке звучал как «басилевс».
(5) Государство имело тесные торговые
контакты с Древней Русью. (6) Завоеватель государства носил имя Мурад.


3.Укажите последствие разгрома «Непобедимой армады»:

1) начало Тридцатилетней войны
2) расширение колониальной
империи Испании
3) увеличение английского
влияния на морях
4) конфликт между Испанией и
Англией за колониальные владения

4. Выберите из предложенного списка трех исторических деятелей,
являвшихся современниками:
1) Джеймс Уатт;

Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб; Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны. Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб; Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны. Цель урока:



Без хлеба куска нам везде… Худ обед… Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной… Рожь поспела, берись… Что посеешь, то и… Пахать – не в дуду… Хлеб да вода – молодецкая… Будет день – будет и… Хлеб наш насущный – хоть черный, да… Без хлеба куска нам везде… Худ обед… Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной… Рожь поспела, берись… Что посеешь, то и… Пахать – не в дуду… Хлеб да вода – молодецкая… Будет день – будет и… Хлеб наш насущный – хоть черный, да… Продолжите пословицу: тоска. когда хлеба нет. отец родной. за дело. пожнёшь. играть. еда. хлеб. вкусный.


Из истории создания хлеба. В древней Греции считали, что искусство хлебопечения – это дар богини плодородия Деметры. Ее посланец – отважный юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках земли и научил людей печь хлеб.


В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный лет назад. В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный лет назад.




Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло название «хлеб». У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлеб»; у эстонцев – «лейб». Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло название «хлеб». У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлеб»; у эстонцев – «лейб».


Издавна на Руси в честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.


Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи. Пекли хлеб из ржаной муки на капустных, дубовых и кленовых листьях. Ни один хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался, а крошки шли на приготовление кваса или пива. В народе говорили: «Хлеб ногами топтать – народу голодать». С того времени и сохранилось отношение к хлебу, как к отцу-батюшке, а к земле, как к кормилице- матушке.


Сегодня можно выбрать любой хлеб: черный, белый, сдобный, ржаной или пшеничный, круглый или формовой; с тмином, маком, орехами, изюмом. Большое разнообразие и хлебобулочных изделий: баранки, бублики, кулебяки, пироги, пирожки, сайки, батоны, булочки, ватрушки, свадебные шишки, расстегаи и т.д.


Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами. Перед замешиванием муку обязательно просеивают через сито. При этом она обогащается воздухом, а значит, тесто будет легче замешиваться и лучше подыматься. Для приготовления хлеба необходимы следующие продукты: мука, дрожжи, вода, соль, подсолнечное масло.




Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб, нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы, пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден. Мы низко кланяемся им! Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб, нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы, пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден. Мы низко кланяемся им!


У нас в станице есть знаменитый хлебокомбинат. На нём работают замечательные люди – профессионалы: Скоркин С.Ф., Кузнецова Т.В., Косолапова Г.А., Денисов В.В. и др. они имеют много наград и дипломов за свой благородный и почётный труд. Мы гордимся нашими земляками!


Ответьте на вопросы: 1. Что вы запомнили из истории создания хлеба? 2. Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней? 3. Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете? 4. В чем ценность муки? 5. Кто дарит нам хлеб? 6. В какой песне хлеб является мерилом дружбы? 1. Что вы запомнили из истории создания хлеба? 2. Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней? 3. Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете? 4. В чем ценность муки? 5. Кто дарит нам хлеб? 6. В какой песне хлеб является мерилом дружбы?


Заключение 1.Выводы. 2. Подведение итогов. 3. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д. 1.Выводы. 2. Подведение итогов. 3. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д.

«Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь, и как только он появляется вновь — это служит признаком выздоровления», — сказал Антуан Огюст Пармантье, известный французский агроном и фармацевт, живший в XVIII в. Сложно встретить на свете человека, который бы не испытывал уважения к хлебу. В народе говорят, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Это такая пища, которую нельзя заменить ничем.

На уровне инстинктов

Традиции бережного отношения к хлебу существовали с древнейших времен у разных народов и передавались из поколения в поколение. Например, для русского человека хлеб это не просто продукт, это часть его родины.

Достаточно вспомнить, какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? Это 10 % пищевой целлюлозы, 10 % жмыха, 2 % обойной пыли, 2 % выбоек из мешков, 1 % хвои и 75 % обойной ржаной муки. Выпекали этот хлеб на соляровом масле, потому что другого не было. Но не будь хлеба, не было бы и Победы!

Испокон веков к хлебу относились с огромным уважением. Русский стол немыслим без этого продукта. Считается, что человек не сядет за стол, если на нем нет хлеба.

Находясь вдали от родины, люди скучают по вкусу черного хлеба (кстати, именно он считается русским национальным хлебом). Наверное, многие из вас, уезжая в другие страны, тоскуют по привычной для вас пище. И первая мысль, которая приходит в голову в такие моменты: сейчас бы корочку черного хлеба…

В истории немало событий, подтверждающих сильное пристрастие русского человека к черному хлебу. В своей книге «Занимательная кулинария» В. В. Похлебкин, специалист в области теории, истории и практики кулинарного искусства, приводит интересные исторические факты. Так, в 1736 г. во время русско-турецкой войны 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли из России, застряли где-то в степях Украины. Пришлось печь хлеб из местной пшеничной муки. И тогда в войске начались болезни. «Наипаче приводило воинов в слабость то, — отмечал в своих записках адъютант командующего Христофор Георг фон Манштейн, — что они привыкли есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным».

Интересно, что пристрастие русских к черному хлебу и, наоборот, непринятие этого продукта людьми других национальностей отмечали в своих произведениях литературные классики. Например, А. С. Пушкин во время своей поездки на Кавказ обратил внимание на то, что пленные турки, строившие Военно-Грузинскую дорогу, никак не могли привыкнуть к русскому черному хлебу и поэтому жаловались в целом на выдаваемую им пищу, хотя она была хорошей. «Это напомнило мне, — говорил Пушкин, — слова моего приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: „Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься“».

Первый хлеб

По одной из версий, первый хлеб был приготовлен из желудей в далекой древности. Использовать в пищу злаки люди начали около 15 тыс. лет назад до нашей эры в Средней Азии. Долгое время они ели зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями. Измельченное зерно они замешивали с водой. Так появился первый хлеб из злаков. Однако это был не привычный для нас продукт. По консистенции первый хлеб напоминал жидкую кашу. Кстати, именно кашу ученые называют праматерью хлеба. Во многих странах и по сей день изготавливают блюда из разных видов муки наподобие раннего хлеба.

Когда люди научились добывать огонь, они сделали сразу два открытия. Во-первых, без особых усилий научились отделять зерна от колоса дикорастущих растений. Для этого они нагревали их на разогретых камнях, помещенных в вырытые ямы. Во-вторых, смогли улучшить вкус каши, слегка поджаривая отделенные от колоса зерна.

По предположениям археологов, однажды в процессе приготовления каши часть ее вылилась на разогретые камни и превратилась в румяную лепешку. Она поразила древних людей своим ароматом, вкусом, и они стали выпекать из густой зерновой каши пресный хлеб в виде лепешки.

Примерно 2,6-3 тыс. лет до нашей эры египтяне освоили технологию приготовления хлеба из сброженного теста. Считается, что первооткрывателем этой технологии стал обычный раб. Когда он замешивал тесто для того, чтобы испечь лепешки, по его недосмотру оно подкисло. Чтобы избежать наказания, он все-таки рискнул испечь из него лепешки. На удивление они получились пышные, румяные, вкуснее, чем из пресного теста.

Первые печки для производства хлеба также изобрели египтяне. В усыпальнице одного из фараонов археологи нашли картину, на которой изображена древняя египетская пекарня.

От египтян традицию изготовления хлеба переняли другие народы Древнего мира. Они изобрели массу способов закваски теста. В качестве дрожжей использовали бактерии, имеющиеся в воздухе, смесь из виноградного сока и муки, которая позволяла забродить, или же пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако существовал и более распространенный метод — кусок теста оставляли на сутки и использовали его в качестве источника брожения.

Разрыхленный хлеб из сброженного теста считался деликатесом. Ценились не только его восхитительный вкус, но и то, что он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Доступен такой хлеб был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый.

В Древней Греции для спортсменов, принимавших участие в Олимпийских играх, готовили особый, белый, хорошо разрыхленный хлеб. Греки, как и другие народы Древнего мира, относились к хлебу с почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершил большой грех и за это его могли наказать боги.

Так же, как и древние греки, высоко ценили хлеб римляне. Именно они усовершенствовали процесс хлебопроизводства: создали новые печи, улучшили технологию перемалывания зерен. К 100 г. н. э. римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.

В Древнем мире с огромным трепетом относились к хлебопекам. В Древней Греции им было дозволено занимать самые высокие государственные посты. А по древним германским законам за убийство пекаря наказывали строже, чем за убийство человека другой профессии.

Кстати, у слова «хлеб» древнегреческие корни. Специальные горшки, в которых греки выпекали хлеб, назывались «клибанос». От этого слова произошло готское слово «хлайфс», которое переняли древние германцы, славяне и другие народы. Так в старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», в эстонском — «лейб», а у нас — «хлеб».

Хлеб на Руси

Основным видом хлеба у славян был кисловатый черный хлеб, приготовленный из ржаной муки. Он был дешевле и сытнее белого, изготовленного из пшеницы. Однако существовали такие виды ржаного хлеба, которые были не по карману далеко не всем состоятельным людям. Например, «Боярский хлеб». Его выпекали из муки особого помола, использовали свежее масло и в меру сквашенное, не перекисшее молоко. В тесто добавляли пряности. Такой хлеб изготавливали только на заказ по особым случаям.

На Руси хлеб пекли в специальных «хлебных избах». С развитием хлебопечения появилось и множество изделий из пшеничной муки. Ковриги, калачи, пироги, пряники — самые известные виды исконно русской выпечки. Изделия посыпали маком, сдабривали медом, начиняли различными начинками.

Переворот в хлебопечении в России произошел в прошлом веке. В 1930-х гг. появились первые хлебозаводы, работающие по системе конвейерного производства хлеба инженера Г. П. Марсакова. Своеобразное по конструкции оборудование напоминало гигантские карусели. Весь процесс выпечки хлеба был механизирован и частично автоматизирован, что позволяло с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками.

Искусство хлебопечения в нашей стране развивается и по сей день. Хлебопеки разрабатывают технологии разных сортов и видов хлеба, в том числе и диетического.

Мировой продукт

Практически в каждой стране существуют свои традиции, связанные с производством и употреблением в пищу хлеба. Например, в Италии этот продукт не производится в промышленных масштабах. По сей день его пекут в семейных булочных. Заповедником хлебопечения считается юг страны. Там на каждом углу можно встретить небольшие булочные, хозяева которых с особым трепетом относятся к своему делу, передают рецепты хлеба из поколения в поколение. В Италии существует множество разновидностей хлеба, очень отличающегося по технологии: микетта, брускетта, фокачча, банана, чирьола, манина феррарезе, чиабатта, пане казаречьо и др.

Также очень сложно назвать точное количество видов хлебобулочной продукции, произведенной в Германии. Немецкие пекари готовят хлеб со всевозможными добавками: морковный, картофельный, капустный, с оливками, орехами, тыквенными семечками и т. д. В каждом городе есть свои традиционные изделия, и едва ли не каждый день появляются новые «модные». В последние годы в Германии наиболее востребованными стали диетические виды хлеба с пониженной калорийностью.

Во Франции один из самых главных магазинов — это булочная. Хлеб выпекают в них дважды в день. В обычный ассортимент булочной входят такие деликатесы французской выпечки, как круассаны, булочки с шоколадом, бриоши. Согласно французским законам, даже самая маленькая деревня должна быть обеспечена свежим хлебом ежедневно.

В Англии серьезно относятся не только к производству хлеба, но и к ценовой политике на него. Так, в 1266 г. там был принят закон, контролирующий цену на хлеб. Он действовал на протяжении 600 лет. Также интересно отметить, что название английского титула «лорд» произошло от слова Hlaford-loaf ward («обеспечивающий пропитание»), а титул «леди» произошел от слова Hlaefdige-Loaf kneader («месящая тесто»).

Рассказывать о любви разных народов к хлебу можно бесконечно. Лишь единицы не употребляют этот продукт в пищу.

Как сказал Антуан Огюст Пармантье: «Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего, и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели — с мясом или любым другим блюдом, — он не теряет своей привлекательности». Эти слова будто бы сказаны сегодня, поскольку ни роль хлеба в нашем питании, ни наше отношение к нему с тех пор не изменилось.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.