Персонажи сказки красная шапочка. Энциклопедия сказочных героев: "Красная шапочка"

Красная Шапочка

КРАСНАЯ ШАПОЧКА (фр. Petit Chaperon Rouge) - героиня сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» из сборника «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с нравоучениями» (1697). Ключ к образу К.Ш. дан самим Перро, автором диалогов «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук»: его сказки имеют прекрасные образцы в «премудром и преученом мире древности». Если сами сказки - удар по античному «парнассизму» Буало, то прототип К.Ш. при ее подчеркнутой исключительности следует искать среди небожителей, тем более что красная шапочка (подарок бабушки) сродни венку или короне - атрибутам богини неба. В древнегреческой мифологии внук праматери всего сущего Земли-Геи, Солнце-Гелиос, отдает свой лучезарный венец сыну Фаэтону для прогулки по небосводу, предупреждая о недопустимости остановки; такое же предостережение получает К.Ш. от матери. У Фаэтона и К.Ш. лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть. В сказках не бывает случайных слов: К.Ш. встречается одержимый желанием съесть ее Волк, именуемый кумом. Это значит, что между персонажами существуют родственные отношения. Если продолжать параллель, то в образе Волка персонифицированы Крон, проглотивший своих детей, и Зевс, метнувший в Фаэтона испепеляющую молнию. Так Ш.Перро вовлек олимпийских богов, по выражению П. де Сен-Виктора, в «наивный и заманчивый маскарад». К.Ш. как героиня взрослой сказки, пронизанной «галантными» интонациями той литературной эпохи, становится объектом авторской морали, обращенной к девицам, решившимся разделить с Волком ложе. Менее всего желая «разгула мезальянса» (В.Блюмен-фельд), Перро лишь повиновался традиции родственных союзов меж божествами. Современная интерпретация образов К.Ш. и Волка, модифицированных в Солнце и Крокодила, усматривается в сказке К.И.Чуковского «Краденое солнце», одновременно заставляя искать истоки сюжета о К.Ш. в древней космогонической концепции противостояния богини неба и божества подземных вод. В то же время принципиальное изменение сюжета и трансформация облика персонажей в либретто С.С.Прокофьева к симфонической сказке «Петя и Волк», мультипликационном фильме «Петя и Красная Шапочка» разрушает смысловую иерархию сказки ради утверждения культа положительного героя. «Миф наизнанку» теряет свои древние корни, и сказка в своей однозначности не взывает, как надеялся Перро, к широте ума читателя.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -




Анализ сказки " Красная Шапочка"

Красная Шапочка - одна из наиболее популярных сказок прославленного французского сказочника Шарля Перро. Успех сказки обусловлен и яркостью главных героев, и благополучным финалом, и незамысловатым поучением. Поучительной идеей сказки является то, что в ней такой же красной, как шапочка героини, нитью проводится рекомендация НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ на посторонние занятия и беседы, когда выполняешь важное поручение. Ведь в сказке мать Красной Шапочки поручила девочке навестить заболевшую бабушку и передать больной корзинку с гостинцами. А Красная Шапочка, идя через лес, выбрала наиболее длинную и небезопасную дорогу, так как хотела пособирать цветы, полюбоваться бабочками и жуками, послушать лесных птичек... Все это было бы очень милым занятием, если бы героиня была на лесной прогулке в сопровождении взрослых. Девочка не очень спешила навестить больную бабушку. Вдобавок, встретив незнакомого ей Серого Волка, Красная Шапочка поведала ему куда и зачем идет, что и позволило Волку обмануть и проглотить сначала больную бабушку, а затем и саму юную героиню.

Волшебная часть сказки находится в самом финале, так как только в сказке возможно выйти из волчьего брюха неповрежденными. Но если рассматривать аллегорическую сторону финала сказки, то порой в жизни социально-благополучные "серые волки" норовят "проглотить" более слабых и наивных людей, то есть подчинить их своим корыстным интересам. В этом случае образ спасающих Красную Шапочку с бабушкой дровосеков можно трактовать как образ честных представителей закона, которые не дают мошенникам в обиду доверчивых и слабых людей. Тем не менее, в реальной жизни разумнее не рассчитывать на волшебных дровосеков, которые прибегут и вытащат Красную Шапочку с бабушкой из волчьего брюха. Полезнее учиться не игнорировать мудрые советы и поучения .




Текст сказки Красная Шапочка

Жила‑была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.

Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке.

Соседи так про нее и говорили:

– Вот Красная Шапочка идет!

Как‑то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

– Сходи‑ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню.

Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк. Очень захотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел – где‑то близко стучали топорами дровосеки.

Облизнулся Волк и спрашивает девочку:

– Куда ты идешь, Красная Шапочка?

А Красная Шапочка еще не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с Волком и говорит:

– Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.

– А далеко ли живет твоя бабушка? – спрашивает Волк.

– Довольно далеко, – отвечает Красная Шапочка.

– Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.

– Ладно, – говорит Волк, – я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Сказал это Волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты.

Не успела она еще и до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь:

– Тук‑тук!

– Кто там? – спрашивает бабушка.

– Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, – отвечает Волк тоненьким голоском. – Я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

А бабушка была в это время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:

– Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

Волк дернул за веревочку – дверь и открылась.

Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел.

Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.Скоро она пришла и постучалась:

– Тук‑тук!

Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды и оттого у нее такой голос.

– Это я, внучка ваша, – говорит Красная Шапочка. – Принесла вам пирожок и горшочек масла.

Волк откашлялся и сказал потоньше:

– Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.

Красная Шапочка дернула за веревочку – дверь и открылась.

Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:

– Положи‑ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты верно очень устала.

Красная Шапочка прилегла рядом с волком и спрашивает:

– Бабушка, почему у вас такие большие руки?

– Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

– Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

– Чтобы лучше видеть, дитя мое.

– Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

– А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой Волк бросился на нее и проглотил с башмачками и красной шапочкой.

Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.

Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка – обе целые и невредимые.

Музыкальные произведения

Этюд-картина оп. 39 № 6 С. В. Рахманинова - «Красная Шапочка и Серый Волк»

Красная Шапочка (1911) - детская опера композитора Цезаря Кюи

Классические экранизации

Красная Шапочка (1937) - чёрно-белый мультфильм сестёр Брумберг, СССР. Выполнен в классическом «диснеевском» стиле.

Красная Шапочка (1989) - мюзикл Адама Брукса, сохранивший основную сюжетную канву сказки, производство США-Израиль.

Переосмысления сказки

Red Hot Riding Hood (1943), и его продолжение Swing Shift Cinderella (1945) - мультфильмы производства США. Комедийные короткометражки, начинающияся с классического сюжета о Красной Шапочке.

Петя и Красная Шапочка (1958) - мультфильм, СССР. В этом мультфильме в старую сказку волшебным образом попадает пионер Петя Иванов, и помогает Красной Шапочке и бабушке справиться с волком.

Про Красную Шапочку (1977) - музыкальный фильм, СССР. Фильм является продолжением классической сказки. Волки в фильме оказываются не такими уж плохими, а дровосеки - не столь уж храбрыми. Красная Шапочка в итоге спасает волков от жестоких людей.

В компании волков (1984) - фильм с вариациями по мотивам Красной Шапочки.

Серый волк энд Красная Шапочка (1990) - анимационный фильм Гарри Бардина, СССР. Сатирический «пластилиновый» мультфильм.

Люми (1991) - художественный фильм Владимира Брагина, СССР. Триллер об оборотне, переосмысление истории о Красной Шапочке.

Шоссе (1996) - художественный фильм, США. Триллер с элементами «чёрной» комедии. Красная Шапочка (Ванесса Лутц в исполнении Риз Уизерспун) после ареста своих матери (проститутки) и отчима (её сутенёра) отправляется жить к своей бабушке. По пути она голосует на шоссе и останавливает машину, водитель которой (Боб Вулвертон в исполнении Кифера Сазерленда) оказывается серийным убийцей. Вступительные титры к фильму представляют собой иллюстрации к истории «Красной Шапочки», сюжет в основном повторяет оригинал.

Жанр произведения: сказка

Год первой публикации: 1697

Главные герои: хитрый волк и девочка Красная Шапочка

Французский писатель Перро значительно обогатил фонд мировой литературы, немного познакомиться с его творчеством поможет краткое содержание сказки «Красная Шапочка» для читательского дневника.

Сюжет

Маленькая героиня сказки очень полюбила подарок от любимой бабушки - симпатичный головной убор красного цвета, который почти не снимала. Все знакомые так и прозвали девчушку Красной Шапочкой.

Как-то мама отправила девочку проведать бабушку. В лесу Красная Шапочка повстречала волка и проболталась ему куда и зачем направляется. Волк опередил героиню и проглотил её бабушку, а затем занял её место в постели.

Когда к домику бабули пришла Красная Шапочка, она не заподозрила плохого и зашла внутрь. В процессе разговора с волком, переодетым в бабушку, девочка стала замечать подмену. Но было слишком поздно - хищник проглотил и её.

Мимо шли лесорубы. Они услышали крики и возню в домике старушки, поспешили помочь и разрезали волку брюхо. Бабушка и её внучка остались живы и здоровы.

Вывод (моё мнение)

Сказка учит тому, что не стоит разговаривать с незнакомцами.

Красная шапочка – это маленькая симпатичная девчушка, живущая в домике возле леса и получившая такое странное имя благодаря своей шапочке красного цвета, пошитой для нее любящими руками ее мамы. Красная Шапочка, прежде всего – очень храбрый и отважный персонаж, не останавливающийся ни перед какими трудностями и испытаниями. У нее доброе и любящее сердце, пытливый и живой характер, неусидчивый и деятельный нрав. Она любит природу и всех зверей леса, его растения и насекомых. Понимает их язык и предпочтения.
Но больше всех на свете Красная Шапочка любит своих родных – маму и бабушку. Она очень послушная, исполнительная, заботливая дочка и внучка, готовая помочь по первому же требованию и необходимости.
Никакие преграды и ужасы леса не могут помешать ее поставленной цели и намерениям. Она находчива, сообразительна и любознательна. Любит петь и веселиться.
Красная Шапочка – очень нежный, добрый и положительный персонаж, на хороших качествах которого воспитывалось не одно поколение малышей. Она любимая и обожаемая героиня большинства девочек юного возраста. Ее образ служит примером послушания и воспитанности, заботы и понимания. Красная шапочка одновременно красивая и умная, веселая и серьезная, неусидчивая и настойчивая. На нее указывают, с ней сравнивают и ее ставят в пример всем маленьким дочуркам все мамы мира.

"Красная шапочка" (2011)

Молодая девушка Валери живёт в небольшой деревеньке Даггерхорн. Она любит лесоруба Питера, но её родители Сезар и Сюзетт пообещали богатому кузнецу Адриану, что Валери выйдет замуж за его сына Генри в качестве оплаты долга Сезара. Валери планирует побег вместе с Питером, но их планы расстраивает новость об очередном нападении оборотня, давно терроризировавшего их деревню. Жители деревни ежемесячно приносят волку жертву, но во время «красной луны» этого мало и требуется человеческая жертва. Жертвой оказалась Люси - старшая сестра Валери. Жители деревни держатся от леса подальше, но Люси, влюблённая в Генри, отправилась туда, когда узнала о его предполагаемой свадьбе с Валери.

Адриан, Генри, Питер, Сезар и другие мужчины отправляются в лес, решив убить волка, но Адриан погибает во время охоты, а мужчины приносят назад тело обыкновенного серого волка, которого и считают оборотнем. Помогая Сюзетт забальзамировать тело Адриана, Валери обнаруживает, что у них когда-то был роман. Таким образом, Люси - дочь Адриана и единокровная сестра Генри, о чём Сезар не подозревает. Жители деревни решают отпраздновать смерть оборотня, но веселье прерывает прибытие охотника на оборотней отца Соломона. Он объясняет собравшимся, что они не убили настоящего оборотня, иначе в момент смерти он бы принял человеческую форму. Он также рассказывает, что оборотня можно ранить серебряным оружием, сам отец Соломон покрыл серебром ногти на одной руке. Вскоре появляется настоящий оборотень и убивает несколько человек. Укушенные им люди в полнолуние сами станут оборотнями. Волк загоняет в тупик Валери и её подругу Роксану, а затем начинает разговаривать с Валери. К её удивлению, она понимает волчье рычание.

На следующее утро отец Соломон арестовывает брата Роксаны как сообщника оборотня. Ради его спасения Роксана признаётся, что Валери может общаться с оборотнем. Отец Соломон решает использовать Валери в качестве приманки для волка. Её спасают Питер и Генри. Помощники отца Соломона начинают стрелять в Валери и Генри, но внезапно появляется оборотень. Укушенного им (а, следовательно, получившего проклятье оборотня) отца Соломона убивают. Тем временем Валери начинает подозревать свою живущую в лесу бабушку: считая её оборотнем, Валери решает убить её и спасти деревню.

На пути к бабушкиному дому Валери встречает Питера и видит на его руке перчатку. Предполагая, что он оборотень и пытается скрыть обгоревшую лапу, Валери наносит ему удар ножом и прячется в доме бабушки. Та, однако, ведёт себя очень странно и не показывается на глаза внучке. Выясняется, что волком в действительности был Сезар, прячущийся за занавеской и подражающий голосу бабушки. Он объясняет Валери, что нуждается в наследнике-оборотне и первоначально намеревался сделать таковым Люси. Но Люси - дочь Сюзетт от Адриана - не понимала волчью речь, поэтому Сезар, разозлившись, убил её. Теперь он полон решимости укусить Валери. В последний момент девушку спасает Питер, но Сезар успевает его укусить. Валери убивает Сезара рукой Соломона (с серебряными ногтями), а Питер бросает ему в спину топор. Избавившись от тела, Валери решает остаться жить в бабушкином доме и ждать, пока Питер научится управлять своим проклятьем. В конце фильма она отреклась от жизни в деревне и стала жить в лесу в доме бабушки и однажды ночью к ней вернулся Питер в обличии волка...

"Однажды в сказке"

Красную Шапочку воспитала ее Бабушка, по словам которой, родители Шапочки давно умерли.

В деревне, где живут Шапочка с Бабушкой, завелся опасный волк, нападающий на жителей. Жители во главе с мэром пытаются его поймать, но безуспешно. Красная Шапочка тоже хочет поучаствовать в поисках, но Бабушка ей не разрешает, также она заставляет внучку носить красный плащ, который, по ее словам, отпугивает волков. Красная Шапочка вместе со своим возлюбленным, Питером, пытаются самостоятельно поймать волка. Неожиданно, Шапочка приходит к выводу, что Питер и есть волк. Они сбегают ночью, Питера привязывают к дереву, чтобы он никому не навредил. Но оказывается, что волком, а точнее, оборотнем, является не Питер, а сама Красная Шапочка. Происходит трагедия - Шапочка превращается в волка и убивает своего любимого. Оказывается, что и мать, и Бабушка Шапочки были оборотнями, только Бабушка тщательно скрывала это от внучки и заставляла ее носить красный плащ, который является волшебным и предотвращает превращение. Понимая, что на Шапочку может обрушится гнев жителей деревни, Бабушка просит ее сбежать, что девушка и делает вместе со своей подругой Белоснежкой, которая также находится в бегах.

Во время путешествия с Белоснежкой Красная Шапочка случайно рвет свой плащ. Испугавшись, что он не предотвратит превращение, Шапочка просит Белоснежку оставить ей. Оставшись в одиночестве, Шапочка вскоре находит себе компанию. Ими оказывается стая волков во главе с Анитой, ее матерью. Анита рассказывает, что Бабушка забрала Шапочку у нее, так как хотела воспитать ее человеком, в то время как Анита настаивала, чтобы Шапочка была воспитана волком. Анита учит дочь контролировать себя в облике оборотня. Вскоре их находит и Белоснежка, Красная Шапочка убеждает волков, что она - ее подруга. Потом на них нападают люди Королевы, которые ищут Белоснежку, они убивают Куинна, одного из людей Аниты. Разъяренная Анита хочет убить Белоснежку, Шапочка ее защищает, между матерью и дочерью завязывается драка. В итоге тяжело раненная Анита умирает.

За Белоснежкой продолжает охотиться Королева со своими людьми, в том числе и с Охотником. Ранее Королева украла сердце Охотника, и тем самым получила способность контролировать его. Это была плата Охотника за то, что он помог Белоснежке сбежать. Сердце попадает в руки Шапочки, некоторое время она, Белоснежка и Охотник действуют вместе, спасаясь от людей Королевы. Но в итоге Охотнику приходится пожертвовать собой и вернуть свое сердце Королеве, чтобы Шапочка и Белоснежка смогли выжить. Белоснежка обещает сделать все, чтобы остановить Королеву, и чтобы Охотник с Красной Шапочкой снова были вместе.

Когда Белоснежка и её возлюбленный, Прекрасный Принц, уже почти оказываются вместе, Принц попадает в плен к Королю Джорджу. Белоснежка, Гномы, Красная Шапочка и некоторые другие жители Зачарованного Леса отправляются на его спасение. Там Красная Шапочка вновь воссоединяется со своей Бабушкой, которая также присутствует во время спасательной операции.

Позже Красная Шапочка и Бабушка участвуют в нескольких военных советах, на которых обсуждаются меры против Короля Джорджа, а также Злой Королевы.

После наложения второго проклятья и во время нового путешествия по Зачарованному Лесу Красная Шапочка говорит Белоснежке, что скучает по старым временам, когда они бежали от Злой Королевы. Хотя новые приключения очень похожи на старые, они отличаются тем, что Королева теперь совершенно изменилась и является их союзницей.

В облике волка Красная Шапочка неуязвима к любому виду оружия, за исключением серебряного.
В детской Эммы в Зачарованном Лесу на полке можно заметить игрушку Красной Шапочки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для анализа по структуре В.Я. Проппа, я решила взять всеми известную сказку "Красная Шапочка", которую написали братья Гримм.

Сказка начинается с перечисления членов семьи, это не является функцией, но все же представляет собой важный морфологический элемент, некую исходную ситуацию в сказке. В "Красной Шапочке" становится понятно, что она живет со своей мамой и недалеко от них, в лесу, живет ее бабушка, которой нужно отнести пирог.

1) Отлучка (Красная Шапочка уходит из своего дома к бабушке)

3) Нарушение (Красная Шапочка сходит с тропинки, чтобы собрать цветы)

4) Выведывание (Волк расспрашивает Красную Шапочку, куда она идет и где живет бабушка)

5) Выдача (Красная Шапочка рассказывает волку, где живет ее бабушка и зачем она к ней идет)

6) Подвох (волк притворяется добрым и предлагает Красной Шапочке собрать цветы, чтобы попасть первым к бабушке. Затем, он обманывает бабушку притворяясь Красной Шапочкой, а далее, обманывает Красную Шапочку, притворяясь бабушкой)

7) Пособничество (Красная Шапочка поддается обману и начинает собирать цветы, тем самым, помогая волку)

8) Вредительство (Волк добирается до бабушки, проглатывает ее, сам одевается в ее одежду, тем самым, совершая подмену. Далее, он проглатывает саму Красную Шапочку)

Недостача (Мать посылает Красную Шапочку к бабушке, потому что бабушка болеет и ее нужно навестить)

9) Посредничество (Мать отправляет Красную Шапочку к бабушке)

10) Отправка (Красная Шапочка покидает свой дом и идет к бабушке)

11) Победа (Охотник режет брюхо волку, а потом все вместе набивают брюхо волка камнями и он умирает)

12) Ликвидация беды или недостачи (Красная Шапочка и бабушка освобождаются, бабушка съедает гостинцы, принесенные внучкой, и начинает выздоравливать)

1а) Отлучка (Красная Шапочка снова уходит из своего дома к бабушке,

чтобы отнести пирог)

6а) Подвох (Другой волк пытается снова проникнуть в дом к бабушке,

притворяясь Красной Шапочкой)

8а) Вредительство (Волк выманивает Красную Шапочку, поджидая, когда она пойдет домой)

Затем, появляются новые функции:

13) Трудная задача (Бабушка и Красная Шапочка думают, как им избавиться от волка)

14) Решение (Бабушка предлагает решение этой задачи)

15) Возвращение (Красная Шапочка счастливо возвращается домой)

Анализ сказки "Красная Шапочка"

Жила-была маленькая, милая девочка

Начальная ситуация (i)

Вот подарила бабушка ей однажды из красного бархата шапочку.

Облик героя

Вот однажды мать ей говорит:

Посредничество (В2)

Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай отнеси это бабушке; выходи из дому пораньше, да смотри, в сторону с дороги не сворачивай.

Запрет (б1)

она больная и слабая пускай поправляется

Недостача (а6)

Я уж справлюсь, как следует, - ответила матери Красная Шапочка и с ней попрощалась.

Отлучка героя (е3) ^

Только вошла Красная Шапочка в лес, а навстречу ей волк.

Встреча антагониста

Красная Шапочка, а где живет твоя бабушка?

Выведывание антагонистом (в1)

Выдача сведений (w1)

под тремя большими дубами стоит ее домик, а пониже густой орешник

Троичность

Красная Шапочка, погляди, какие кругом красивые цветы.

Подвох (г1)

И она свернула с дороги прямо в лесную чащу

Нарушение запрета (b1)

и стала собирать цветы.

Пособничество антагонисту (g1)

А волк кинулся к бабушкиному дому и в дверь постучался.

Это я, Красная Шапочка, принесла тебе вино и пирог, открой мне.

Подвох (г1)

он подошел прямо к бабушкиной постели и проглотил старуху

Вредительство (A14)

Затем он надел ее платье, на голову - чепец, улегся в постель и задернул полог.

Вредительство (А12)

вспомнила Красная Шапочка о бабушке и отправилась к ней; она удивилась, что дверь настежь открыта

Рудимент сообщения беды (В4)

Ох, бабушка, какой у тебя, однако, страшно большой рот!

Это чтоб легче было тебя проглотить!

Связывающий диалог с антагонистом

Только сказал это волк, и как вскочит с постели - и проглотил бедную Красную Шапочку.

Вредительство (A14)

А проходил в ту пору мимо дома охотник

Появление помощника

И он вошел к ней в комнату, подходит к постели, глядь - а там волк лежит.

Обнаружение антагониста

он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку; надрезал еще, и выскочила оттуда девочка; выбралась потом оттуда и старая бабушка

Ликвидация беды (Л10)

Красная Шапочка притащила поскорее больших камней, и набили они ими брюхо волку; тут ему и пришел конец.

Победа (П5)

И были все трое очень и очень довольны

Утроение

Бабушка скушала пирог, выпила вина, что принесла ей Красная Шапочка, и начала поправляться да сил набираться

Ликвидация недостачи (Л4)

однажды, когда Красная Шапочка опять несла бабушке пирог,

Отлучка (е3) ^

заговорил с ней другой волк

Встреча антагониста

А тут вскоре и волк постучался и говорит:

Бабушка, отопри мне, я - Красная Шапочка, пирог тебе принесла.

Подвох (г1)

А они молчат, дверь не открывают

Предчувствие беды

Тогда обошел серый, крадучись, вокруг дома несколько раз, прыгнул потом на крышу и стал дожидаться, пока Красная Шапочка станет вечером возвращаться домой: он хотел пробраться за ней следом и съесть ее в темноте.

Вредительство (А8)

Но бабушка догадалась, что задумал волк

Трудная задача, требующая решения (З)

Красная Шапочка, возьми ведро - я вчера варила в нем колбасу - и вылей воду в корыто.

Решение задачи (Р)

Красная Шапочка стала носить воду, пока большое-пребольшое корыто наполнилось всё доверху.

Победа (П5)

И почуял волк запах колбасы, повел носом, глянул вниз и, наконец, так вытянул шею, что не мог удержаться и покатился с крыши и свалился вниз, да прямо в большое корыто, в нем и утонул он

Ликвидация беды (Л3)

А Красная Шапочка счастливо домой воротилась,

Возвращение героя v

и никто уже с той поры ее больше не обижал.

Счастливый конец

Мифологический хронотоп сказки, характеристика героя

Особенностью хронотопа волшебной сказки является связь этого жанра с мифом. Постепенный переход от мифа к сказке происходил на фоне развития человеческой цивилизации и разрушения мифологического мировоззрения. Так, по мнению В.Я. Проппа, такое разрушение во многом предопределил отказ от обряда инициации: "блага, приобретенные актом посвящения, стали непонятны, и общественное мнение должно было измениться, осуждая этот страшный обряд". Другими словами, у людей со временем произошло ослабление строгой веры в истинность мифических событий. Люди стали более развиты духовно, у них поменялся быт, были изменены взгляды на жизнь, понятие нравственности и их мировоззрение в целом. Поэтому, с течением времени, из сказки частично либо совсем убираются все пугающие, "варварские", ярко выраженные моменты, а на смену им приходит этическое, соответствующее времени и образу жизни содержание. Но никак нельзя забывать, что фундаментом любой волшебной сказки изначально является миф. На примере сказки "Красная Шапочка" мы можем это проследить.

По мнению Ш. Перро, который написал эту сказку ранее братьев Гримм, Красная Шапочка олицетворяет собой небо. Подаренная ей бабушкой красная шапочка напоминает атрибуты богини в мифологии - венец или корону, а красный цвет символизирует принадлежность к огненной стихии. Можно предположить, что в основу написания сказки положен миф о Гелиосе и Фаэтоне. Гелиос - Солнце, имел сына, которого звали Фаэтон, что в переводе "Блистательный". Солнце - Гелиос, отдает свой лучезарный венец сыну Фаэтону для прогулки по небосводу, предупреждая о недопустимости остановки; такое же предостережение получает Красная Шапочка от матери. У Фаэтона и Красной Шапочки есть лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть. В случае с Фаэтоном все заканчивается трагично, а в сказке мы наблюдаем счастливый конец. Кстати, изначально, сказка тоже плохо заканчивалась - Красную Шапочку съедал волк и лишь в немногих случаях, при помощи хитрости, ей удавалось сбежать. Также в ранних вариантах написания этой сказки присутствует каннибализм - девочка, якобы сама этого не зная, ела останки своей бабушки. Конечно, присутствующие мотивы каннибализма свидетельствуют о ведущем образе жизни людей на тот момент. Также варьировалось и содержимое корзинки Красной Шапочки. В Италии она несла свежую рыбу, в Швейцарии - головку молодого сыра, в России - пирожок и горшочек масла, у Гримм она несет кусок пирога и бутылку вина. Это говорит о том, что у каждого народа имеются свои традиции и предпочтения.

Если судить о Красной Шапочке, как о литературном персонаже, то это маленькая, весьма милая девочка, которая всем очень нравилась и которую прозвали Красной Шапочкой, потому что она всегда ходила в подаренной ей бабушкой красной шапочке и никогда ее не снимала. Жила она со своей мамой, а недалеко от них жила ее бабушка, которая ее очень любила. Дальше повествуется путешествие девочки, встреченные на ее пути препятствия со счастливым концом.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что миф - это сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях. В мифах все идеализируется, напоминая жизнь богов, но, не смотря на это, все может закончиться весьма трагично. В волшебной сказке миф играет фундаментальную роль, он изначально заложен в сказку, но вне зависимости от мифа сюжет сказки развивается по "своему" сценарию, с наложением этических норм и культурных представлений народа, герои сталкиваются с проблемами, которые решаются в волшебно-фантастическом развитии событий и обязательно счастливым концом.

Обряд инициации, полученные блага

Инициация - определенный, как правило, мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый социальный уровень. Инициация включает в себя функции обряда, мифа и ритуала. На примере сказки "Красная Шапочка" четко прослеживается пройденный героем обряд инициации. Вначале сказки мы видим, что бабушка дарит девочке шапку, которая в дальнейшем и определяет весь ее описательный облик и которую она никогда не снимает. Как утверждает В.Я. Пропп - в волосах заключается сила, на период у девушки менструальных дней ее заточали в башне и не разрешали не то что стричь волосы, а даже расчесывать. Отсюда можно предположить, что волосы у "Красной Шапочки" росли до определенного момента, точнее, до наступления половой зрелости. Также, если отойти от мифа, то можно символизировать красный цвет шапки с кровью. В сказке описывается, что она несет бабушке кусок пирога. Это в какой-то мере может ассоциироваться с дарами богам. Она проходит через лес, в котором есть только одна тропинка, ведущая к дому бабушки. Обряд посвящения всегда совершался в определенном доме, а лес символизируется с входом в потусторонний мир. Обряд инициации состоит в неразрывной связи с лесом. Место, где проводился обряд, было строго запрещено женщинам и непосвященным, поэтому мать отправляет "Красную Шапочку" одну, а сама остается дома. Посвящаемого особым образом украшали и одевали, здесь также можно символизировать шапку, яркого красного цвета, которая одета на девочке. Предполагалось, что посвящаемый во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это - так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т.е. выхаркивался или извергался. Понятно, что в сказке волк проглатывает Красную Шапочку, тем самым, совершается обряд. Обряд сопровождался страшными пытками, голодом, жаждой, темнотой, ужасом и даже безумием. Также в обряде присутствовало обрезание и сдирание кожи, рассечение спины от шеи вниз, нанесение глубоких ран. Безумие возникало от вида разрубания тел и внутренних органов, кишков. Все это должно было создать впечатление временной смерти, и очень часто, человек действительно в это верил. Одна из форм временной смерти - вскрытие человека. В сказке проходящий мимо дома бабушки охотник думает: "Как, однако, старуха сильно храпит, надо будет посмотреть, может, ей надо чем помочь", это означает, что весь обряд сопровождался страшными криками посвящаемых, поэтому охотник и слышит сильный храп. Когда Красная Шапочка освобождается, то говорит: - "Ах, как я испугалась, как было у волка в брюхе темно-темно!" Здесь прослеживаются и темнота, и элементы безумия от вида внутренних органов. Также, присутствует вскрытие человека: "Он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку". Считалось, что высшей степенью посвящения являлось умение превращаться в женщину. В некоторых случаях проведение обряда вели мужчины, переодетые в женщин. В сказке волк переодевается в бабушкины вещи. По другим источникам все члены союза имели одну общую мать - старуху, эта форма более распространена. "Она якобы живет на месте сборищ и ее никогда не видят непосвященные… О ней говорят, что она больна, что у нее нарывы, и что она из-за этого не может ходить" (Nevermann, 1933) В "Красной Шапочке" бабушка также лежит больная, прикованная к постели. Появление помощника в обряде символизирует появление духа-хранителя. В сказке мы наблюдаем появление охотника - это извещает об окончании обряда. Волку набивают брюхо камнями или он тонет в каменном корыте. Образ камня представляется здесь как границы двух миров. Вода в последнем случае символизирует смерть старой жизни и возрождение новой. Кстати, что касается волка в сказке, то он представляет здесь царя животных или трансформированный образ яги. В сказке сказано, что охотник сдирает шкуру с волка и надевает ее на себя, это объясняет переодевание и надевание масок животных при исполнении ритуальных танцев. В "Красной Шапочке" сначала убивают первого волка, а через некоторое время еще одного волка. Возможно, это представляет собой некий путь прохождения ни одной инициации, а определенный круг нескольких. Допустим, из девочки - в девушку, а из девушки - в женщину. Что касается благ, которые получила героиня, то после обряда посвящения она стала полноправной женщиной, если можно так выразиться, имела право вступить в брак, обрела познание в изучении традиций и мифов, которые не говорились непосвященным и определенное мастерство, например, ткачество.

хронотоп волшебная сказка пропп

Отличие литературной и волшебной сказки

В первую очередь волшебная сказка отличается от литературной сказки, конечно, своим волшебством, своим фантастическим сюжетом и неразрывной связью с мифом. Все волшебные сказки построены по одной структуре описанной В.Я. Проппом, определенным функциям, которые могут варьироваться по количеству, но неизменны по порядку, в котором они выступают по ходу развития сказки. Неизменным Пропп определил и набор ролей, то есть действующих лиц, обладающих своим кругом действий - имеющих одну или несколько функций. Этих ролей семь: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель и антагонист. Волшебная сказка включает в себя огромную трансформацию героев, например, три типа яги: яга-похитительница, яга-воительница и яга-дарительница. Универсальность и единство сказочных образов находит соответствие в понятии архетипов. Композиционное единство волшебной сказки кроется в исторической реальности прошлого. Она вся состоит из элементов, восходящих к явлениям и представлениям, имевшим место в доклассовом обществе. В волшебной сказке особое место занимает обряд посвящения - это ее древнейшая основа. Также, в основу сказки положены представления людей о смерти и загробном мире. Эти два явления или по-другому - цикла, тесно связаны друг с другом. Оба эти цикла дают почти все основные конструктивные элементы сказки. Как уже было отмечено выше, волшебная сказка основывается на определенных мифах. Еще, нельзя не заметить, что все беды и препятствия, встречающиеся на пути героев, преодолеваются в волшебном развитии событий, с помощью помощников-дарителей, поэтому у волшебной сказки всегда счастливый конец.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Связь сказки с областью культов и религии по В.Я. Проппу. Социальные функции сказки и мифа. Мотив заключения девушек и женщин. Беда и противодействие. Типы Яги, ее основные аксессуары: лес и избушка. Волшебные дары, облик змея в волшебной сказке.

    конспект произведения , добавлен 18.04.2011

    Признаки жанра волшебной сказки. Французская литературная сказка конца XVII – начала XVIII веков. Проблемы структурно-типологического изучения произведения. Сказка как последовательность событий. Сюжетно-персонажная структура волшебной сказки "Золушка".

    курсовая работа , добавлен 05.06.2011

    Многоуровневая структура художественного текста на примере русской народной сказки "Гуси-лебеди". Выявление особенностей структурных компонентов и их взаимосвязей. Трансформация мифа в сказке. Признаки волшебной сказки. Тема сказки "Гуси-лебеди".

    реферат , добавлен 15.10.2015

    Сравнительный анализ русской и английской сказки. Теоретические основы сказки как жанра литературного творчества. Выявление нравственности в эстетизме в сказках О. Уайльда. Проблема соотношения героев и окружающего мира на примере сказки "Молодой Король".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Знакомство с творческой деятельностью братьев Гримм, анализ краткой биографии. Общая характеристика сборника "Детские и семейные сказки". Рассмотрение наиболее популярных сказок братьев Гримм: "Красная шапочка", "Храбрый портняжка", "Белоснежка".

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Специфика и образный строй художественного текста. Особенности жанра сказки. Способы создания образа персонажа в произведениях. Типичные положительные герои немецких сказок. Построение речи и поступки персонажей в сказке Братьев Гримм "Красная шапочка".

    курсовая работа , добавлен 24.06.2014

    Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши "Три Толстяка". Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Виды и жанровая специфика сказки, ее место в жизни ребенка. История кукольного театра, его влияние на развитие и воспитание ребенка. Страницы биографии, мир сказки Н. Гернет: новаторство и психологизм. Сценическая интерпретация сказки "Гусёнок".

    дипломная работа , добавлен 26.12.2012

    История авторской сказки в целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Становление и развитие советской детской литературы и авторской сказки.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2008

    Понятие сказки как вида повествовательного прозаического фольклора. История возникновения жанра. Иерархическая структура сказки, сюжет, выделение основных героев. Особенности русских народных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.