План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе

Методическая разработка конспекта ло гопедического занятия по теме « Звук и буква Э »

Цель: познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей со звуком Э,

давать характеристику звуку,

определять количество слогов в слове,

определять ударный звук,

уметь придумывать слова с данным звуком,

формировать навык чтения

Р азвивающие :

развивать звуковой анализ и синтез,

развивать фонематический слух,

развивать память, внимание, связную устную речь, мелкую моторику рук

В оспитательн ые:

воспитывать коммуникативные навыки,

воспитывать чувство сопереживания, сострадания к близкому,

формировать правила поведения в ситуациях «Один дома», «Я потерялся»,

умения работать в коллективе

Тип урока : Урок изучения нового материала

Форма урока: урок — путешествие

Формы работы : индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии:

соблюдение правил техники безопасности и санитарных норм;

чередование труда и отдыха (разминки);

соблюдение светового режима

Оснащение урока : компьютер, мультимедийное оборудование, предметные картинки, раздаточный материал

Класс: 1 а

Продолжительность урока: 40 мин.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада всех вас видеть. Пора занятие начинать, пора на мои вопросы отвечать. На место сядет тот, кто скажет: какое время года на дворе, время суток, день недели, месяц,число.(каждому ребёнку задаётся вопрос по уровню сложности. Как показывает практика, самый сложный вопрос- это про время суток).

Молодцы, все сидят на своих местах, а, значит, вы все ответили на мои вопросы правильно.

Основная часть. Тема занятия

Имитирую стук в дверь.

— Ребята, что надо спросить, когда стучат в дверь? (Дети: «Кто там?»)

— А можно ли открывать дверь, когда вы одни дома? А когда вы не одни дома? Как лучше поступить в такой ситуации? (Дети: «Позвать взрослого».)

— Ребята, сейчас вы не одни, и с вами я, взрослая. Давайте откроем дверь. Ой, да тут… Отгадайте загадку, кто?

Носит юбочки и платья,

Любит куклами играть.

Мама вовсе не сыночком,

Дочкой будет называть.

(Дети: «Девочка»)

— К нам в гости пришла девочка. А что это с ней? (Дети: «Она плачет»).

— А почему она плачет? Что с ней случилось? (Ответы детей из личного опыта).

— Что же мы будем делать? (Дети: «Поможем ей»).

— Правильно, ребятки. А чтобы помочь, нужно узнать, что же с ней случилось, как ее зовут. Давайте познакомимся с девочкой. Какой вопрос нужно задать? (Дети: «Как тебя зовут?»)

Расставляю картинки с изображениями предметов: эскимо, морковь, мак, автобус.

— Угадайте имя девочки по первым звукам предметов, изображенных на картинках,

Ребятки, какой звук мы слышим в начале слова «Эмма». Как вы думаете, с каким

звуком мы будем сегодня знакомиться? (Дети: «Со звуком э»)

Какой он? (Дети: «Звук [э]. Он гласный»).

— Ударный или безударный звук [э]? (Дети: «Ударный»).

Игра «Поймай звук»

У меня все слова закончились. Придумайте сами слова со звуком [э]. Где мы слышим звук [э] в слове? (Работа с раздаточным материалом, схема слова – птичка, звук — кружок)

— Молодцы.

— Посмотрите, вот так звук [э] обозначается буквами: печатной и письменной, прописной и строчной. (Показ картинок).

На что похожа буква «э»?

Буква «Э» на «С» дивится,

Словно в зеркало глядится,

Сходство есть наверняка,

Только нет языка.

— Эмма, что же с тобой случилось?

Девочка: «Ай, ау-ау-ау, папу с мамой не найду» (заучивание с детьми: грустно, тихо, громко).

— Так что с ней случилось, ребята? А где еще можно потеряться? Что надо делать, чтобы нигде не потеряться?

— Молодцы, вы знаете, что делать, а вот маленькая Эмма не знала. И вот, что с ней случилось..

III. Закрепление изученного материала.

Пошла Эмма в лес за грибами. Идет она по первой дорожке:

Чтение с детьми букв, слогов (дифференциация: буква и слог, сколько слогов, сколько букв мы видим, гласный и согласный, придумывание слов на букву, слог, нахождение на тропинке слова, характеристика звука [э]).

Шла-шла, но грибов не нашла.

Пошла Эмма по второй дорожке:

Шла-шла и вот это нашла:

Ксковатор

— Какую букву съели волки? Сколько слогов в словах? Какие гласные в них ударные?

— Помогла Эмма словам, а грибов не нашла. Пошла Эмма по третьей дорожке, увидела здесь зайчика.

Физминутка:

Зайка серенький умывается,

Зайка серенький в гости собирается,

Вымыл ушки, вымыл глазки,

Вымыл ротик. Вымыл носик,

Вымыл хвостик и бегом попрыгал в гости.

— Убежал зайка да оставил книжку с ребусом. Давайте отгадаем его:

Э

(Дети прикрепляют буквы магнитами в клетки, но сначала эта работа проводится по рядам на столах, командами).

— Поиграла Эмма с ребусом и вдруг поняла, что заблудилась. Села она на полянку и громко заплакала, и случилось с ней дальше в лесу вот что…

Просмотр мультфильма «Эхо», используя мультимедийное оборудование.

— Ребята, так, кто помог Эмме? (Дети: «Эхо»)

— А что обычно делает эхо? (Дети: «Повторяет за всеми»)

Игра «Эхо»

IV. Итог занятия

— Ребята, кто приходил к нам сегодня в гости? Что с ней случилось? Куда мы вместе с Эммой путешествовали? Какой звук принесла Эмма? Дайте ему характеристику? Ребята, вы все так Эмме понравились, и она хочет вам всем подарить подарки (листочки-раскраски с предметами на Э). А что вам больше всего понравилось сегодня? Будем еще когда-нибудь путешествовать? А сейчас, ребятки, наше путешествие закончилось, встали красиво и попрощались.

Решила взять разработку конспекта именно по этой теме, так как считаю, что на букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.

Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?

Научить ребенка четко произносить звук [Э].

Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1 . Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак - бак - так - банан; сом - ком - индюк - дом; лимон - вагон -кот - бутон; мак - рак - веник - бак.

Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

Горлышко «работает».

Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...»


Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

Задание 7 . Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9 . Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10 . Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?, а неодушевленные предметы - на вопрос:что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака...

Что это? Это машина, стол, куртка...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):

машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О.Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы Э.

Игры с буквой.

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Звукобуквенный анализ «Звук и буква Э».

Цели и задачи : познакомить детей со звуком и буквой э; учить соотнесению звука c буквой и символом; познакомить с нормой артикуляции звука Э; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащать словарь детей словами со звуком Э; формировать знания норм орфографии; тренировать в составлении предложений с использованием глаголов совершенного вида.

Оборудование: логопедические альбомы, презентация занятия, проектор, ноутбук, индивидуальные зеркала

Ход занятия

I .Организационный момент (слайд 3)

(входят дети, здороваются)

Приветственные слова логопеда слайд 4

1. Закрепление знаний о звуковом составе слова.слайд 5

Логопед Подбери слово к предложенным схемам

Выдели букву Э.

1ист 3литк1 26л1к2

кр3 ги 1рк1 пл3г

к1р1нд1ш к3к3р3з1 к2мн1т1

Ключ к схемам А-1, О-2, У-3

2. Знакомство с темой занятия через развитие звукового анализа слайд 6

Составь из первых букв слов-картинок имя девочки. Запиши его по схеме

Логопед. Назовите первый звук в слове Эмма. (Э.) слайд7 Тема занятия - звук и буква Э.слайд8

II Основная часть

1. Произнесение звука Э (работа с зеркалами). Знакомство, с нормой артикуляции. Слайд9

2. Соотнесение звука Э с буквой и символом, необходимым

для обозначения на письме

Логопед Послушайте сказку о букве Э.слайд10

Буква Э недовольна

Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита... Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропусти меня вперед! Но буквы сказали:

Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.

3 . Рассматривание стилизованной буквы Э Чтение стихотворения (можно подготовить ученика).

Буква Э с открытым ртом И огромным языком!

Эгей -гей! - крикун кричит. Изо рта язык торчит!

Рассматривание и записывание в тетради прописной и заглавной буквы э слайд 11

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите красный квадрат, если услышите звук Э.

Звуки: а, о, и, э, а, у, э, а, о, э.

Слоги: эп, ин, ат, то, ув, эв, ым, ык, эк.

Слова: Эмма, Алла, Эдик, Оля, Ира, Эльвира.

5. Развитие звукового анализа на уровне слова.

Логопед: Эмма принесла картинки. Рассмотрите их и назовите. Попробуйте объяснить значение каждого слова. Найдите среди картинок те, что обозначают родственные понятия.

Картинки: эскимо, экран, экскаватор, аэропорт, аэродром, эскалатор, эмблема, экскаваторщик, элеватор, электропоезд, электромонтер. Слайд 12

6. Физминутка слайд13

Выполнение движений по тексту (импровизация).

Это - солнце, это

Это - парта, это - Я!

7. Развитие норм орфографии. Слайд14

Логопед: Проговорите для Эммы названия картинок по слогам и запишите их (запись на доске). Укажите наличие и место звука Э. Проверка слайд15

8. Обогащение словаря слайд 16

Логопед: Рассмотрите и назовите картинки. Запишите их названия, выделите звук Э.

(Если дети затрудняются в назывании слов, логопед предлагает им несколько вариантов на выбор. Если помощь используется неверно, то логопед сам объясняет значение данного слова.)

Картинки эскимос, этажерка, экскурсия, экран, электровоз, эскимо. Проверка по «щелчку»

9. Составление предложений с помощью глаголов совершенного вида слайд 17

Логопед: Составьте предложения из наборов слов.

дворе, стоит, во, экскаватор.

дети, экскурсию, поехали, на.

Эмма, эскимо, вкусное, купила

Проверка по «щелчку»

III. Итог занятия

Произнесение, характеристика звука Э. слайд 18 Припоминание и придумывание слов на звук Э.

Спасибо за урок слайд 19

ТЕМА НОД «ЗВУК [Э]»

Цели

Коррекционно-образовательные:

Знакомство со звуком и буквой Э;

Выделение звука [Э] из ряда гласных звуков и начала слова;

Анализ ряда гласных типа ЭУА;

Чтение ряда гласных;

Образование множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

Правильное произнесение звука [Э] в словах и предложениях;

Расширение словарного запаса по теме «Осень»;

Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.

Оборудование: предметные картинки, картина «Осень в лесу», материал для анализа, доска, маркеры, буквы.

Ход НОД

1.Орг. момент

Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [И] (А, У)

2. Повторение

Что такое звук?

Какие звуки мы знаем?

Какие это звуки? Почему?

д/игра «Какой звук я хочу сказать?» (беззвучная артикуляция)

Как догадались?

Сколько звуков я сказала? (АИ, ИАУ) – анализ

3. Знакомство со звуком [Э]

Сейчас я широко открою рот, широкий язык положу за нижние зубы и скажу Э-Э-Э.

Какой звук я сказала?

Произнесите этот звук хором, по одному.

Как вы думаете, звук [Э] какой? Почему?

Этот звук есть в словах:

Эмма Эхо Электрик Экскаватор Экскурсия

Элла Это Электричество Эскалатор Экскурсовод

Эдик Экран Этажерка Эскадрон Этажи

Д/игра «Эхо»

1-й ряд говорит [Э] громко, 2-й – тихо.

Д/игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Э]»

А-у-и-э-и-у-а-о-э-а-и-э…

Д/игра «Найди и назови»

Дети получают задание найти среди окружающего предметы на заданный звук ([У]: утюг, утка, угол; [Э]: этажерка, экран, электричество, эстамп; [И]: игрушки, игры, инструменты; [А]: абажур, апельсин, автомобиль, алфавит.

4. Беседа по картине «Осень». Образование сущ-х мн. числа.

Дерево-деревья, ствол-стволы, пень-пни, белка-белки, лист-листья, трава-травы, гриб-грибы, берлога-берлоги, птица-птицы, заяц-зайцы, еж-ежи…

б) подобрать слова-действия:

ветер: дует, раскачивает, кружит, завывает…

деревья: растут, качаются, желтеют…

листья: желтеют, осыпаются, кружатся, шуршат…

в) д/игра «Назови ласково»

ветер-ветерок, дерево-деревце, лист-листок, белка-белочка, трава-травка…

5. Связная речь. Пересказ рассказа «Осень в лесу»

После знойного лета наступила осень. Стало холоднее. Птицы улетают в теплые края. Часто моросят дожди. Земля покрыта разноцветными листьями. Белки, ежи и мыши запасают себе корм на зиму. Медведь ищет место для берлоги.. Заяц меняет шубу. Люди собирают в лесу грибы и ягоды. Это время года называют грустным.

6. Буква Э.

Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком.

7. чтение АУЭ, ЭИУ, УИА, УЭА…

8.Итог

Какой звук учили?

Какой это звук?

Назвать слова на этот звук.

Назвать имена на этот звук (Элла, Эдик, Эмма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации "Звук и буква Э,Ю,Я"

Презентации предназначены для работы воспитателям и логопедам ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.