Понятие, структура и функции политической элиты. Элита политическая

Под политической элитой понимается небольшая группа людей, осуществляющих власть в государстве и обладающих ею; избранное меньшинство», имеющее реальную власть в обществе.

В политическую элиту входят:

  1. Первые государственные чиновники. Президент или монарх, председатель правительства, лица, возглавляющие субъекты.
  2. В состав политической элиты входят лидеры партий и общественных движений.
  3. Крупнейшие бизнесмены. Люди, сосредоточившие в своих руках богатство.
  4. Управленцы СМИ, крупнейших журналов, публицистических изданий.
  5. В политическую элиту входят высшее духовенство, важнейшие литературные деятели и правозащитники.
  6. Командующие армиями. Генералитет.
  7. Они оказывают существенное влияние на вектор развития общества.

Политическая элита России является совокупностью лиц, сконцентрировавших максимальное количество власти в Российской Федерации. К этой группе относятся Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры РФ, генералитет, главы регионов, высшие церковные иерархи, ведущие правозащитники, выдающиеся активные деятели культуры, главы крупнейших холдингов и корпораций, председатели крупнейших партий и общественных движений.

Наиболее общие функции политической элиты

Чтобы понять, что такое политическая элита в обществе, надо узнать ее основные функции. Значение правителей в обществе велико, так как власть сосредоточена в их руках. От качества действий, компетентности власть имущих и согласованности их решений во многом зависит благополучие всего государства. Следующее относится к основным функциям политической элиты:

  • Задает вектор общественного развития.
  • Принимает решения, от которых зависит судьба государства, и занимается их исполнением.
  • Занимается обеспечением обороноспособности государства.
  • Представляет государственные интересы в международной политике.
  • Активно участвует в формировании общественного мнения. Данный пункт особенно важен. У властителей имеются в руках все инструменты для того, чтобы изменить мнение большинства в угодную им сторону. В сотрудничестве с СМИ, известными деятелями культуры и высшим духовенством правители могут заставить людей думать так, как им угодно. Это может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям. Пример положительного воздействия: Сергий Радонежский (влиятельнейший церковный деятель) благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, что способствовало поднятию народного духа.
  • Если власть профессионально и качественно осуществляет свою деятельность, то она выполняет функцию референтной группы для народа. Люди воспринимают властителей как образец, на который стоит равняться в своем поведении.
  • Грамотное руководство власть имущих помогает народу пережить кризисные годы. Бывает, что надо провести давно назревшие реформы, помочь обществу выйти из затруднительного положения. Перестройка 1985-1991 годов показала что бывает, если правители оказываются некомпетентными, неспособными проводить правильную политику.

Типы и виды политической элиты

Принято подразделять политические элиты на традиционные и современные.

  1. Первая структура политической элиты основывается на господстве обычая, родовитости знати, религиозности общественного сознания, укоренившихся стереотипов и аппарате насилия. В текущее время влияние подобных структур сокращается, так как значение религии в обществе падает. Однако такой тип повсеместно распространен в исламских абсолютных монархиях, где правитель сосредотачивает всю власть. К представителям традиционной элиты относят аристократию, церковников, хранителей традиций и обычаев.
  2. Современная политическая элита господствует в демократических государствах. Министры, крупные чиновники, богатейшие предприниматели, выдающиеся ученые и деятели культуры – вот самые значимые ее представители. Этими людьми образуется структура политической элиты.

Возможно классифицировать политические элиты, исходя из основного рода их деятельности. По данной классификации существует:

  • Собственно политическая элита. В состав политической элиты входят главные государственные деятели.
  • Экономическая. Она состоит из влиятельнейших капиталистов. Когда влияние бизнесменов на государство слишком велико, складывается олигархия, в которой власть принадлежит богатейшим.
  • Военная.
  • Культурная и информационная. К этому типу принадлежат ученые, духовенство, деятели искусства и виднейшие представители СМИ.
  • Бюрократическая. Состоит из чиновничества и бюрократов.

Как рекрутируется политическая элита? Каналы рекрутирования

Под рекрутированием политической элиты понимают способы, посредством которых пополняется состав власть имущих. Антрепренерская система рекрутирования политических элит и система гильдий являются основными способами для того, чтобы сформировать круг людей, осуществляющих власть.

Следующее отличает антрепренерскую систему:

  • Она является открытой. С помощью различных лифтов социальной мобильности талантливый человек имеет возможность пробиться в высшие слои общества.
  • Наивысшее значение играют качества личности. Здесь важно, не какого человек происхождения и рода, а какими личностными качествами он обладает.
  • Почти все высшие государственные посты избираются демократическим путем. Это можно проследить на примере президентских выборов.
  • В подобную структуру сложно пробиться, так как конкуренция в ней крайне высока. Но пробиваются лишь достойнейшие.

Черты, которыми отличалась система гильдий, ее отличительные признаки:

  • Система является закрытой.
  • При системе гильдий элиту избирает небольшое количество людей, избрание является недемократическим.
  • Меньшая конкуренция при отборе, чем в предыдущей системе.
  • Воспроизводство используемого шаблона в каждом новом поколении правителей. Такие качества как лояльность и преданность лидерам воспитываются прежде всего.

Политическая элита и политическое лидерство

Политическая элита и политическое лидерство неразрывно связаны, ведь властители осуществляют управление народом. Лидерство является одним из субъектов политики. Лидеры и элиты в политической жизни играют большую роль в развитии общества.

В любом режиме правления существуют отношения, основанные на власти. Даже в демократическом обществе существуют те, кто имеют власть, и те, кто подчиняется власти. Но главное отличие демократии – в таком режиме господствующий класс избирается большинством на демократической основе, и за власть существует конкуренция между различными группами. Управленцы стремятся удержать бразды правления, используя различные методы лидерства. Они проводят меры, чтобы управлять народом и чтобы население оставалось довольным их руководящей деятельностью.

Понятие «элита» происходит от латинского «eligere» (отбирать) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, подразумевающих властвующая часть общества, правящий слой. Если обобщить различные точки зрения, то можно констатировать, что элита - социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности. Критерием определения сущности элиты является способность и возможность элитарного субъекта принимать и реализовывать общезначимые политические решения. Еще философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.

Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель по этому поводу писал: «Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью». Тем самым Аристотель сформулировал общую характеристику правящей элиты.

В политологии принято делить элиту на две составные части: «властвующую элиту» и «политическую элиту». Причем особо подчеркивается, что понятия «властвующая элита» и «политическая элита» соотносятся как целое и часть. Властвующая элита включает в себя различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах в различных сферах жизнедеятельности общества (политическая, экономическая, военная, идеологическая и другие виды элит).

Следовательно, политическая элита - это лишь часть властвующей элиты, которая характеризуется следующими чертами: небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.

Желая подчеркнуть главные характеристики политической элиты, ее часто отождествляют с «политическим руководством», «управляющими структурами», «центрами принятия решений», «центральными звеньями политической системы».

Появление и существование политической элиты обусловлено следующими факторами:
психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;
высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);
практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует тщательного отбора граждан для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу элитообразования здесь уделяется серьезное внимание.

В связи с этим в различных странах сложились присущие только им концепции рекрутирования элиты. Политология выделяет две наиболее характерные сегодня системы: антрепренерская (предпринимательская) и система гильдии. Конечно, выделение их достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания.

Антрепренерская (предпринимательская) система элитообра-зования ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. Отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров. Предполагается конкуренция между кандидатами на руководящие посты, в ходе которой каждый кандидат должен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, активность. На второй план отходят профессиональная компетентность, качество образования и т.п. Данная система хорошо приспособлена к требованиям времени и момента. Существенным недостатком является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект.

Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми и т.д. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп или партии. Система рекрутирования закрытая, ориентированная на узкий круг руководящих работников. Она очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И, тем не менее, данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.

Особую разновидность системы гильдии представляет номенклатурная система. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Её главная особенность заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. Кандидат последовательно продвигался по служебной лестнице, поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса. Вместе с тем эта система культивировала угодничество кандидата руководству, показной активизм и т.д. Поэтому со временем закрытый характер номенклатурной системы обусловил деградацию политической элиты.

Современная элита делится на четыре группы: правящую, высшую, среднюю и административную. Правящая элита - это те, кто непосредственно обладает государственной властью. Высшую элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает существенное влияние на процесс принятия решений. Их не так много, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же входят законодатели. Принадлежность к средней элите определяется по трем показателям - уровню доходов, профессиональному статусу, образованию. Средняя элита составляет 5 % взрослого населения (главы исполнительной власти в субъектах федерации, лидеры политических партий). К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. В административную элиту входят и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных симпатий.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влиянием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп. Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты:
стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);
организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);
коммуникативная (эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях); интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Таким образом, политическая элита - не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате «естественного отбора» и представляет собой слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями.

Элита — это:

  • лица, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В.Парето).
  • наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г.Моска)
  • лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством, статусом (Г.Лассуэлл)
  • люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л.Боден)
  • люди, обладающие наивысшим чувством ответственности (Х.Ортега-и-Гассет)
  • творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (А.Тойнби) и др.

Политическая элита — совокупность лиц, обладающих политическим влиянием и привилегированным положением в обществе.

В обыденном языке понятие «элита» носит характер положительной оценки, обозначая нечто лучшее, отборное, избранное. Но в обществознании это понятие лишено оценочного значения и просто обозначает высшие слои в общественной иерархии. Лица, которые принадлежат к элите, не обязательно обладают лучшими человеческими качествами (чаще бывает наоборот), а высокое место в социальной иерархии человек может получить не только благодаря исключительным талантам, но и занять его по наследству или в силу случайных обстоятельств.

Один из творцов « », итальянский социолог Гаэтано Моска (1858-1941) обратил внимание на то, что даже в демократических обществах реальная власть никогда не принадлежит большинству, но всегда — избранному меньшинству. С точки зрения доступа к политической власти общество делится на две части — управляющих (малочисленная элита) и управляемых (подавляющее большинство людей). Следовательно, политической элитой можно назвать относительно организованное меньшинство, обладающее позициями власти. Представители элиты политически активны и могут принимать важные для всей политической системы решения, отдавать приказы и контролировать их исполнение.

Обычно к политической элите относят главу государства, премьер-министра и министров, руководителей палат парламента, парламентских фракций, лидеров партий и общественно-политических движений, региональных руководителей, а также крупных чиновников-управленцев (административную элиту). Кроме того, также выделяют экономическую элиту (владельцы крупных банков, корпораций, холдингов), военную (генералитет), информационную (владельцы СМИ, главные редакторы общенациональных телеканалов, газет и журналов), научную (крупные ученые, академики), духовную (высшие церковные иерархи, известные писатели и правозащитники). Эти группы могут оказывать существенное влияние на политику государства, а в некоторых случаях — сращиваться с политической элитой. Например, сращение экономической элиты с политической ведет к образованию олигархического правления, сращение военной и политической элиты — к переходу государства на милитаристские позиции, сращение политической элиты и духовно-религиозной — к проявлению элементов теократии.

Системы формирования элиты

Выделяются две системы формирования элиты:

  • открытая, где привилегированные позиции доступны для всех общественных групп, наблюдается высокая конкуренция за позиции, а вершин достигают те, кто обладает необходимыми лидерскими качествами;
  • закрытая, где отбор кандидатов в элиту ведется узким кругом руководящих лиц и осложнен рядом формальных требований (происхождение, партийность, стаж и т.д.); такая система характерна,тля недемократических обществ.

Итальянский ученый Вильфредо Парето (1848-1923) выделил контрэлиту - группу людей с исключительными лидерскими качествами, которым закрытость социальной системы не позволяет занять руководящих позиций. Если господствующая элита слабеет, контрэлита проводит революционные преобразования и в итоге сама превращается в господствующую элиту. Вся политическая история, по Парето, есть процесс смены элит.

В открытом и стабильном обществе человек, обладающий необходимыми качествами, способен самостоятельно достичь высших позиций политической иерархии. Основными «социальными лифтами» в этом процессе являются активная государственная служба и партийная деятельность.

Признаки и характеристики политической элиты

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений.

Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называют политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством : при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор, ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими.

Следует обратить внимание и на такую характеристику элиты, как ее внутренняя дифференцированность . Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита» .

Существует и такое понятие, как «субэлита» . Им обозначают различные подвиды правящей элиты. Помимо собственно политической элиты (высших политико-государственных функционеров) в эту категорию входят «капитаны промышленности» (руководители крупных корпораций), «лорды войны» (высшая армейская и полицейская иерархия), держатели «духовной власти» (священники, интеллектуалы, писатели и др.), «вожаки масс» (руководители партий и профсоюзов) и т.д.

Роль и значение политических элит

Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях.

Если правящую элиту понимать в буквальном этимологическом смысле как лучшую часть общества, то ее значение как референтной группы проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в соблюдении общих этических норм и критериев нравственности. При этом основным критерием нравственности политической элиты является ее служение национально-государственным интересам.

Особенно велика роль и значение политических элит в переходные и кризисные для страны периоды. Неуверенность людей в завтрашнем дне позволяют правящей элите концентрировать в своих руках большой объем политической власти, управлять судьбами многих миллионов людей и при этом не нести никакой ответственности, «списывая» свою некомпетентность и (или) злоупотребления на «объективные обстоятельства».

Необходимо учитывать также, что кроме общественных интересов элиты имеют свои личные и групповые (корпоративные) интересы. Объективно интересы правящей элиты совпадают с общественными интересами, так как устойчивость власти и ее перспективы зависят от роста благосостояния народа. Но соблазн обогатиться за счет общества (особенно если это общество не в состоянии себя защитить) нередко перевешивает объективную необходимость, и проблемы решаются в пользу элит.

Формирование политической элиты — процесс достаточно длительный. В нем велика роль устоявшихся политических традиций, политической культуры. Большинство кандидатов проходят многолетнюю «стажировку» в своих партийных организациях.

В России в начале 90-х гг. XX в. политическая элита была сформирована «явочным порядком» из бывших советских партийных работников и «молодых экономистов-реформаторов» в течение двух-трех лет. Как показывает практика последних 15 лет, компетентность российской правящей элиты, ее нравственная и политическая ответственность пока не выдерживают никакой критики.

Термин «элита» происходит от французского «elite» (лучший, отборный, избранный). С XVII в. он употребляется для обозначения товаров высшего качества, а затем и для выделения в обществе высшей знати. В Англии этот термин стал применяться к высшим социальным группам. Понятия стали использоваться в генетике, семеноводстве для обозначения лучших сортов. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до конца XIX - начала XX вв. (то есть до появления работ В. Парето), а в США - до 30-х гг. нашего столетия .

Основы концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска, Вильфремо Парето и немецкого политолога Роберта Михельса.

Моска Г. в «Основах политической науки» (1896 г.) пытался доказать деление общества на класс управляющих и класс управляемых. Первый осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами; второй управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства для жизнеобеспечения политического организма. Моска Г. считал господство меньшинства неизбежным, потому что это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.

Парето В. Делил общество на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть различия:

Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска - на постепенном проникновении в элиту «лучших» представителей масс;

Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.

Для Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.

Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что «демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности», вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу.На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса .

Под понятием «элита» понимаются:

  • 1) Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето);
  • 2) Харизматические личности (М. Вебер);
  • 3) Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу;
  • 4) Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска);
  • 5) Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению;
  • 6) Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре);
  • 7) Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл) .

Элитология как область исследования отчетливо обозначилась в политологии, социологии, истории, психологии. Понятием «политическая элита» обозначают высший, привилегированный слой, осуществляющий функции управления и влияния в обществе. Существуют различные подходы и акценты в понимании элит. В соответствии с одним из них - властным - элитой являются те, кто обладают в данном обществе решающей властью. В соответствии с другим - меритократическим - те, кто обладают некими особыми достоинствами и личными качествами . Есть два основных подхода к понятию «элита»:

  • 1. истинная элита воплощает сущность нации (связана с традициями, временем и пространством);
  • 2. это структурированная группа, которая обладает потенциалом решающего влияния на большинство других социальных групп («правящий класс») .

Наиболее общим является следующее определение: политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов .

Характерными чертами политической элиты являются следующие:

  • - самостоятельность;
  • - высокий социальный статус;
  • - значительный объем государственной и информационной власти;
  • - участие в осуществлении власти;
  • - организаторские способности и талант .

К важнейшим характеристикам элиты исследователи относят сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций, наличие эзотерических норм поведения и кодового языка, скрытых от сторонних наблюдателей и прозрачных для посвященных, отсутствие четкой грани, разделяющей служебную деятельность и частную жизнь .

Политическая элита - это реальность сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего этапов развития цивилизации. Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов:

  • а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  • б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как необходимого условия его эффективности;
  • в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
  • г) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;
  • д) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
  • е) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики .

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные -- лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные -- непосредственные обладатели власти и функциональные -- профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, положением в структурах власти.

К средней элите относят население, выделяющееся по трем признакам -- доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», -- высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов -- в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции:

  • - Функция социального мониторинга (постоянное изучение интересов различных социальных групп и выстраивание субординации этих интересов).
  • - Стратегическая функция (инициирование социальных изменений и выработку политических идеологических доктрин, конституций, законов, программ реформ).
  • - Интегративная функция (объединение общества на базе сформулированных элитой ценностей, преодоление межгрупповых разногласий и конфликтов).
  • - Организационная функция (создание действенного механизма воплощения в жизнь политических замыслов; создание и коррекция институтов политической системы; назначение кадрового аппарата органов управления).
  • - Функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров .

Т.И.Заславская к главным функциям элиты в трансформационном процессе относит выработку, легитимизацию и реализацию общей стратегии реформирования общества

К этим функциям следует еще добавить коммуникативную - эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества .

Исходя из анализа выполняемых ею функций, можно дать определение элиты. Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем государственной и информационной власти, ее отличают высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных социальных групп и создает механизм воплощения политических замыслов .

Таким образом, политическая элита - это реальность сегодняшнего этапа развития цивилизации. Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса. Элитология как область исследования отчетливо обозначилась в политологии, социологии, истории, психологии. Наиболее общим является следующее определение: политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерными чертами политической элиты являются самостоятельность; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант, сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций и другие. Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции: социального мониторинга, стратегическая функция, интегративная функция, организационная функция, функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров.

Как мы уже указывали, властные отношения асимметричны. Общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на два класса: те, кто правит (правящее меньшинство), и те, кем правят (управляемое большинство). Те, которые правят, называются элитой.

Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.

Выделяют более широкое понятие «властвующая элита» (рис.5.1). Принадлежность к ней определяется занятием господствующих позиций в обществе, наивысшими показателями в своей профессиональной сфере. Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.

Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.

Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:

Выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;

Иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;

Естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;

Высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;

Практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;

Политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую властью, и неправящую, оппозиционную.

По объему властных функций различают следующие уровни правящей элиты:

Высшая политическая элита принимает наиболее значимые для всего общества решения (высшие руководители органов государственной власти, непосредственное окружение президента, монарха, премьер-министра, спикера парламента, лидеры ведущих политических партий, политических фракций в парламенте);

Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и общественно-политических движений, руководители избирательных округов);

Низшая политическая элита образуется политическими деятелями местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).

В качестве самостоятельной группы выделяется административная элита (бюрократия), монополизирующая в своих руках технико-организационные средства власти. К ней принадлежит высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Политическая элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. Если между ними нет единства целей, бюрократия может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение политической элиты.

Иногда в политических системах складываются и такие ситуации, когда, достигая высокого уровня власти, политическая элита и бюрократический аппарат настолько возвышаются над обществом, что полностью стараются избежать его контроля. В результате возникает опасное явление, называемое политическим отчуждением.

Американский политолог, экономист Энтони Даунс (род. 1930) утверждает, что бюрократии свойственно сочетание проблем «утечки власти» и «бюрократической негибкости». Поскольку существует множество несовпадающих интересов, а контроль внутри бюрократической организации несовершенен, происходит ослабление власти начальства по мере того, как его приказы спускаются вниз по иерархической лестнице к тем, кому они предназначены. Данную «утечку власти» пытаются компенсировать за счет усиления централизации, внутренней специализации, принятия разнообразных регулирующих правил, из-за чего усиливается косность всей бюрократической структуры.

Элиты – носители наиболее ярко выраженных управленческих качеств. Элитарность исключает усредненность людей, отражает соревновательность, конкуренцию в области политической жизни. По различным оценкам в разных странах численность политической элиты не превышает 2–4 тысяч человек. Это весьма узкий, немногочисленный слой общества.

Важнейшими критериями эффективности деятельности политической элиты являются: достигнутый уровень прогресса и благосостояния широких масс населения, политическая стабильность общества; национальная безопасность, оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Функции политической элиты многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Самыми существенными из них являются следующие:

1) Руководство и управление обществом. Политическая элита – основной резерв руководящих кадров для политического, экономического, административного, культурного и т.п. управления. Контролируя самые разнообразные ресурсы, политическая элита имеет возможность влиять на условия жизни людей.

2) Стратегическая функция. Политическая элита разрабатывает стратегии и тактики развития общества, определяет политическую программу действий, разрабатывает концепции назревших реформ. Эта функция в полной мере реализуется на высшем уровне политической элиты.

3) Мобилизующая функция. Для реализации стратегического курса политической элите необходимо организовать массы на воплощение политических решений в жизнь.

4) Коммуникативная функция. В политических программах элиты должны найти отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества. Политическая элита должна уметь видеть особенности настроений различных социальных общностей, реагировать на изменения общественного мнения и вовремя принимать соответствующие им решения. Эта функция также должна обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.

5) Интегративная функция. Она призвана обеспечить стабильность общественной жизни, снимать острые противоречия и конфликты. Для этого действия политической элиты должны быть направлены на сплочение различных слоев населения, гармонизацию и согласование социальных интересов, достижение консенсуса и сотрудничества с политическими оппонентами.

Необходимо отметить, что содержание и границы функций, которые призвана выполнять политическая элита, определяются конституцией страны, другими нормативными актами. На содержание функций также значительное влияние оказывает политический режим данного государства.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.