Постижение истины: Андрей Болконский. Сочинение на тему «Поиск смысла жизни Андрея Болконского Что значит слава в понимании болконского

Роман Л.Толстого «Война и мир» многопроблемный. Одной из ведущих станет проблема духовных исканий главных героев, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Первое знакомство с князем Андреем происходит в тот период его жизни, когда он принимает решение:

« Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну…,-признается он в разговоре с Пьером.- Я иду потому, что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне!… Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот тот заколдованный круг, из которого я не могу выйти». Но чтобы попытаться выйти из того «заколдованного круга», князю Андрею понадобится вся жизнь.

Уже с первой встречи замечаешь в нем нечто, что заставляет задуматься: откуда это в нем? Почему столь внутренне груб и неблагороден по отношению к жене своей Лизе. « Из всех прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело, (а ведь она его избранница, ждет ребенка от него). А в разговоре с Пьером о своей жене он признается: « Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь, но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым». А немного позже в разговоре с княжной Марьей скажет «…Хочешь знать, счастлив ли я? Нет! Отчего это? Не знаю». Отчего такая спутанность мысли? Почему такой внутренний разлад?

А дело в том, что князя Андрея вовсе не занимают вопросы житейского счастья, его ум занимают более значимые мысли. Князь Андрей пытается найти ответ на главный свои вопрос: в чем высший смысл жизни, что есть он в мире, и что есть мир для него? Такие мысли, конечно же, могли зародиться только в голове мыслящего, передового человека, каким и был Андреи Болконский. Пьер, например, всегда удивлялся его необыкновенной памятью, начитанностью (« он все читал, все знал, обо всем имел представление»).

А вглядевшись в Андрея Болконского, можно заметить, что он и сам сознает, что по своему уму он выше гостей салона Шерер. Оттого у него, усталый, скучающий взгляд, тихий мерный шаг и некоторое высокомерие.

Однажды в разговоре с братом княжна Марья скажет князю Андрею: « Ты всем хорош, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». И становится ясным, почему у Андрея Болконского не случилось счастья с Наташей. С ней, оказалось, нельзя быть покойным за свою честь. А Наташин принцип, «если хочешь быть счастливым, будь им — ни понять, ни принять он не мог».

Но и с той «редкой женщиной» счастья, не случилось, потому что гордость мысли и грех гордыни внушили ему, что важнее всего в жизни – быть свободным, а « …свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу».

Трагедия судьбы Андрея Болконского, человека, наделенного гордостью мысли – это нравственный урок, который может служить на все времена. К чему может привести человека гордость мысли? Она ведет к переоценке нравственных ценностей, превращает жизнь, похожую на спираль, настолько сложной, запутанной, противоречивой. Грех гордыни чреват тем, что порождает в человеке надменность, честолюбие, эгоизм. Гордость мысли властвует над разумом человека, калечит душу его, превращает жизнь в « заколдованный круг», выйти из которого человек бессилен.

Откуда же в этом « весьма красивом молодом человеке» столь гордости в мыслях? Объяснить можно краткой фразой: он жил, вел себя так, как сын князя Николая Болконского. «Коли тебя убьют мне, старику, будет больно…А коли узнаю, что повел себя, не как сын князя Николая Болконского, мне будет …стыдно».Был старик Болконский князем гордым, никогда не меняющим своего мнения. Он и детей своих воспитывал, пользуясь правилами только трех слов: так надо, так положено, так надлежит,- внушая им, что главное в человеке – это честь, мужское и человеческое достоинство. Все это есть и в князе Андрее: та же отцовская гордыня, та же гордость мысли.

Андрей Болконский всегда, что бы он ни делал, делал, преследуя одно желание – желание приносить пользу. С этим желанием он решает отправиться «на величайшую войну, какая только бывала». Но было у него еще и свое, сугубо — сокровенное желание, личное. Грех гордый внушает ему, что он, подобно Наполеону, которого он избрал своим кумиром, с его умом способен влиять на ход истории, что есть и у него свои Тулон. «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими…»- вот о чем думает он перед Аустерлицем. Не наград желал Андрей Болконский – славы. Существует логика: «Не ради славы – ради жизни на земле». Но есть и другая; избранная князем Андреем. Это уже логика тщеславия, эгоизма.

О чем думает, мечтает князь Андрей. Только о себе, любимом.Всего несколько эпизодов… Вот он в беседе с отцом, как великий стратег, излагает « операционный план предполагаемой кампании».Вот он, отправленный Кутузовым курьером с письмом к австрийскому генералу, едва прикрыв глаза, думает. Чем же заняты его мысли? Мечтой о том, какое впечатление произведет он на генерала (он был уверен, что будет представлен императору.) Он подбирал слова, с которыми он обратится к нему. Но в реальности окажется все с точностью наоборот. Князь Андрей был представлен всего лишь к военному министру, который вообще первые две минуты не обращал внимание на вошедшего. Честолюбие задето.

И в то же мгновение «радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, перешло в чувство оскорбления и даже презрения. Резко меняется склад мыслей: победа в сражении представляется ему уже далеким воспоминанием. Но означает ли это, что душевные переживания взяли верх над чувством разума»? Отнюдь. По — прежнему гордость мысли внушает о его исключительности, особого его предназначения. И, узнав о прорыве французов, он решает вернуться в армию, без лишней скромности, скажет: «Еду для того, чтобы спасти армию». И накануне Шенграбенского сражения князь Андрей по- прежнему думает о своем, сугубо сокровенном: « Но где же? Как же выразится мой Тулон?» И накануне Аустерлица князь Андрей прежде всего думает о том, как он будет выглядеть в собственных глазах. « Туда- то я буду послан с бригадой или дивизией, и там- то со знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной».

Все будет. Но не так, как внушала и представляла гордая мысль князя Андрея. Он увидит бегущих, отступающих солдат, раненого Кутузова. Услышит его слова: « Рана не здесь, а вот где!» — указывая при этом на бегущих солдат. Нет, не спасует Андрей, и, хотя не будет в нем той твердой уверенности, а, наоборот, чувствуя слезы стыда и злобы, закричит по- детски пронзительно. Голос совести позовет его вперед. И он побежит навстречу французам, пытаясь остановить отступающих солдат.
И уже не мысль о том, как он будет выглядеть в собственных глазах, а голос совести, высокое понимание воинского долга заставят вести так, как должен был вести себя сын князя Николая Болконского.

Не увидел князь Андрей, чем закончилась борьба французов с артиллеристами, взяты или спасены пушки. « Что это? Я падаю?»,- подумал он и упал на спину. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба… Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, как мы бежали… Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. И самое главное — в нем самом стало тихо и торжественно.

А немного позже князь Андрей встретится и со своим «кумиром». «Но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герои его, с этим мелким тщеславием и радостью победы…»

И начнется для князя Андрея новый этап его жизни, во внутреннем мире его начнется новая жизнь. И толчком к возрождению послужит спор с Пьером о том, что есть жизнь. Вдохнула жизнь в душу Андрея Болконского ночь, проведенная в Отрадном, юная Наташа – девочка, взволнованная красотою ночи.

Именно тогда, в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». И, пожалуй, не встреча с дубом, а земная жизнь исцеляет князя Андрея. Получив от отца имения в Богучарово, он занимается делами имения. Одно имение в триста душ крестьян перечисляет в вольные хлебопашцы, в другом — барщину заменяет оброком. В Богучарово была выписана ученая бабка для помощи родильницам, священник обучал детей крестьянских грамоте. Постепенно меняются убеждения князя Андрея: не гордые мысли о славе, о преобразовании мира, а дружеское участие, женская красота и любовь способны изменить жизнь.

Но означало ли это, что теперь душа Андрея Болконского восторжествовала над разумом? Отнюдь,
все пойдет по новому кругу. И опять грех гордыни внушает ему мысль в своих возможностях влиять на эту жизнь. Как и раньше, он опять будет стремиться к идеалу и вновь сотворит себе кумира. На сей раз на смену Наполеону придет Сперанский. И Андрей Болконский едет в Петербург. «Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов».

Но поняв, что либеральные реформы Сперанского расходятся с жизнью, что деятельность его кумира решению его глобальных вопросов никак не способствует, князь Андрей порывает связи с ним.

И в очередной раз гордость мысли приводит Андрея Болконского к разочарованию.

Потом — бал. Встреча с Наташей и последовавший визит в дом Ростовых. И в сознании на какой-то миг мелькнет доселе не свойственная ему мысль: «Пока жив, надо жить и быть счастливым». И в разговоре с Пьером он признается: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить?»

Но была ли эта любовь всей душой и всем сердцем? Настоящая любовь способная на прощение. Наташа
шевельнула сердце князя Андрея. Но не более того. Он не смог понять Наташу, шестнадцатилетнюю девушку, которая вообще не терзается сложными вопросами жизни, она просто живет. Князь Андрей не может простить измену Наташи с Анатолем Курагиным. Гордость мысли нашептывает ему, что простить- это желать, чтобы другой тот, кто обидел, оскорбил, поднялся и имел право стоять. Простить падшую женщину – да, но не он и не это.

Чтобы простить Андрею Болконскому, для этого понадобилась смерть.

Новый этап жизни князя Андрея начнется с Отечественной войны 1812г. Он возвращается в армию. Сближается с солдатской массой. Солдаты называют князя Андрея не иначе, как «наш князь». Был заботлив, ласков с ними.

Отечественная война 1812г., Бородинское поле станет последней попыткой вырваться из «заколдованного круга». Судьба предопределила князю Андрею такой путь, когда его гордыня мысли, вечно колеблющаяся между добром и злом, сделала окончательный выбор лишь за мгновение до смерти. Смертельно раненый, князь Андрей встречает Наташу. И только лишь в предсмертном бреду душа Андрея Болконского восторжествовала над разумом. «Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. Именно Наташу – врага любить любовью «божеской». Жизнь не смогла убедить князя Андрея. Это выпало на долю смерти.

«Глядя на Наташу, князь Андрей в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страдания, стыд, раскаянье. Он в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею». Только лишь перед смертью мысли его были направлены к ней, той, которой ему, сейчас хотелось сказать…(конечно же: «прости».)И только в этот предсмертный час пришел к князю Андрею короткий, но счастливый миг жизни, тот миг, когда « любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце».

У меня осталась масса впечатлений. В данном романе затронуты многие темы: жизнь в годы войны, взаимоотношения между людьми и любовь, поиски себя и своего смысл жизни героями. Последнее можно хорошо проследить на промежутке жизни, описанном в романе, князя Андрея Болконского.

Андрей Болконский – один из важнейших героев произведения, сын Н.А. Болконского. Впервые мы знакомимся с ним в самом начале романа.

Болконский показан как человек, которому чуждо светское общество, интриги, корыстные цели и пустые разговоры. Его легко узнать среди гостей в салоне А.П. Шерер. Интерес к Андрею появляется, наверное, тогда, когда начинаешь вникать в историю его жизни.

Болконский – человек, который настойчиво и целеустремленно ищет смысл жизни. Все вокруг не вызывает у него радости и поэтому Андрей стремится достичь идеалов, которые сам себе поставил: женился на Лизе, ведь она всегда казалась ему совершенством, но после некоторого времени, прожитого вместе, он перестал видеть в ней прежнее очарование, теперь Лиза казалась Андрею обычной и он, даже не замечая, стал относиться к ней по-другому, холоднее. Болконский всегда мечтал о славе, хотел совершить какой-либо подвиг, поэтому и,поступив на службу, кардинально меняет свою жизнь.

Там Андрей исполнил свое желание: во время Аустерлицкого сражения он бежал впереди всех неся знамя в руках. Оценил это даже Наполеон , на которого князь всегда старался равняться, словами « вот прекрасная смерть». Но теперь все это уже не казалось Андрею таким непостижимым и высоким, это уже вовсе не было для него подвигом. Получив смертельное ранение, Болконскому открылось глубокое понимание, что война – это все же страшно, ему становится жаль, что вот он – конец, ведь только теперь пришло осознание смысла жизни, однако время утеряно.

Самое романтичное в романе – это время, проведенное Болконским с Наташей Ростовой , начиная со знакомства. Наташа – тот человек, с которым Андрею суждено быть счастливым, именно она должна быть рядом с ним. К моменту знакомства с Ростовой, Андрей уже был разочарован в жизни, он перестал верить в любовь, это заметно по его мировоззрению.

Наверное, это была любовь с первого взгляда, ведь Наташе есть какая-то загадка, которую Андрей не в силах разгадать,я думаю, это его и притягивает к ней. Болконский способен любить на расстоянии, она даже испытывает некое счастье только лишь от ожидания предстоящей свадьбы, а Наташа, хоть и сильно любит князя, в силу своего возраста живет мгновениями, поэтому и влюбилась в Анатоля. Не хотелось бы судить ее строго, ведь это просто такой ее характер, она молодая девушка, ей свойственно думать о любви, да и долгое отсутствие Андрея дало о себе знать. Случай с Курагиным разрушил отношения Ростовой и Болконского, так как Андрей не смог простить ей ошибку. На данном этапе судьба разъединяет их, оставляя в душе каждого разочарование и боль.

Проанализировав все эти эпизоды из жизни Андрея, можно сделать вывод, что Болконский быстро во многом разочаровывался: в жизни, в славе и подвигах, в любви.

Таким образом, показав читателю в образе Андрея Болконского многие замечательные черты дворян тех лет, автор заканчивает его жизнь гибелью. А продолжить поиски высоких духовных ценностей и смысла жизни, которые, к сожалению, так поздно понял Андрей, суждено его другу Пьеру Безухову.

Жизненные искания Андрея Болконского

Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует.

Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг.

Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые намеренья, но и стыд за свою армию, которая начала бежать. Болконский был ранен в голову. Когда он очнулся, то начал по-другому осознавать окружающий мир, он, наконец, заметил красоту природы. Он приходит к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, пустота, суета сует.

После смерти жены князь Андрей переживает сильное душевное потрясение, он решает для себя, что будет жить для самых близких людей, но его живая натура не хочет мириться с такой скучной и обыденной жизнью, и в конце концов все это приводит к глубокому душевному кризису. Но встреча с другом и искренний разговор помогают отчасти его преодолеть. Пьер Безухов убеждает Болконского в том, что жизнь не кончена, что нужно дальше бороться, не смотря ни на что.

Лунная ночь в Отрадном и разговор с Наташей, а после встреча со старым дубом возвращают Болконского к жизни, он начинает осознавать, что не хочет быть таким «старым дубом». В князе Андрее опять появляется честолюбие, жажда славы и желание жить и бороться, и он отправляется на службу в Петербург. Но, Болконский, участвуя в составлении законов, понимает, что это не то, что нужно народу.

Наташа Ростова сыграла очень важную роль в духовном становлении князя Андрея. Она показала ему чистоту помыслов, которых нужно придерживаться: любовь к народу, желание жить, делать что-то хорошее для окружающих. Андрей Болконский страстно и нежно полюбил Наталью, но не смог простить измену, потому что решил, что чувства Наташи не столь искренни и бескорыстны, как он считал раньше.

Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами.

Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как мы его обычно понимаем, а подвиг перед самим собою, перед своей честью, показатель длинного пути самосовершенствования.

После смертельного ранения Болконский проникся всепрощающим религиозным духом, сильно изменился, пересмотрел свои взгляды на жизнь в целом. Он подарил прощение Наташе и Курагину, и умер с миром в сердце.

В романе «Война и мир» можно исследовать и воочию увидеть жизненный путь и духовное становление князя Андрея Болконского от светского, равнодушного и тщеславного к мудрому, честному и глубокому духовно человеку.

Помимо сочинения о жизненных исканиях Андрея Болконского смотрите также:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
  • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
  • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение

Тема « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни»

Цель : раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствование через образ главного героя романа «Война и мир» князя Андрея Болконского.

Задачи :

Познавательная:

Формировать умения оценки и анализа художественного произведения, умения свободно высказывать свои суждения, аргументировать свой ответ;

Развивать эмоциональное восприятие учащихся, активизировать художественно-эстетические потребности детей.

Регулятивная:

Способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;

Формировать умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации

Коммуникативная:

Формировать представления о нравственных ценностях;
- воспитывать любовь к художественной литературе.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, иллюстрации к роману.

Эпиграфы.

"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". Л. Н. Толстой.

Истинное назначение человека – жить, а не существовать . Д.Лондон

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель.

Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства . Р.Бах.

Единственный смысл жизни человека – это совершенствование своей основы . Л.Толстой

Ход урока.

1.Оргмомент.

Доброе утро! Ребята, мы с вами сегодня будем работать в не совсем обычной ситуации. На уроке мы поговорим об одном из главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

Слайд 1 Нравственный кодекс Толстого

Великий писатель Л.Н.Толстой считал, "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость" . Для писателя это был нравственный кодекс. Такой жизнью жил сам писатель, такой жизнью живут и герои его произведений.

- Гениальный роман гениального писателя - «Война и мир».

Как вы думаете, кто из героев этого романа воплотил взгляды писателя на жизнь, полную ошибок и разочарований, взлётов и падений?

(Андрей Болконский и Пьер Безухов)

- Действительно, А. Болконский и П.Безухов – самые любимые герои Толстого. И эти образы многогранны, объёмны и требуют нашего пристального внимания. Поэтому сегодня мы остановимся на образе одного героя, старшего по возрасту, Андрее Болконском. Он сегодня будет героем нашего урока и нам предстоит исследовать этот образ. А вот что будет темой исследования в образе Андрея Болконского, мы узнаем, прочитав эпиграфы. Ваша задача – прочитать и выделить ключевые слова, отражающие суть этого высказывания.

Слайд 2. Эпиграф.

(выделение ключевых слов)

- Какова общая тема выделенных слов, сочетаний слов?

(смысл жизни)

- Попробуем сформулировать тему урока, связав выделенные слова и образ главного героя произведения.

(поиски смыла жизни Андреем Болконским)

Да, тема нашего урока – это «Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни». Запишите в тетради тему.

Слайд № 3 Запись темы урока.

- Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока, исходя из нашей темы? (Что стало итогом жизненных исканий Андрея Болконского?)

--А чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно исследовать? (жизненный путь)

2. Основная часть

--Сегодня мы остановимся на самых значительных моментах жизни героя и, исследуя их, ответим на вопрос: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея Болконского?»

Слайд 4. Первое знакомство. Отрывок фильма (2:24)

(на приеме Анны Павловны Шерер в Петербурге)

Слайд 5. Внешность

Прочитаем отрывок из романа. И ответим на вопросы.

-Что примечательно в его внешности? На какие черты характера обращает внимание Л.Толстой?

(усталый, скучающий взгляд)

Это уже сложившийся человек, офицер, образован, умен, незауряден. Он женат, известен в свете, но разочарован в жизни. Находится в душевном кризисе: «Эта жизнь не по мне…». Именно с этого момента начинается сложный и мучительный путь поиска смысла жизни.

Слайд 6 . Духовный кризис. Уход на войну.

- Каким образом он решает выйти из тупика?

(Он решает ехать на войну)

Слайд 7. Мечты о славе.

- о чем он мечтает на войне? Прочитаем отрывок из текста - Какие его размышления накануне Аустрлицкого сражения?

(О своем Тулоне как у Наполеона, мечтает о славе)

Отрывок фильма (0:18)

Действительно, Наполеон был кумиром того времени, и не только для Болконского. Недаром А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал: «Мы все глядим в Наполеоны

Слайд 9. Аустерлиц. Подвиг князя Андрея.

-- Что происходит с князем во время Аустерлица?

(Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: он с криками УРА побежал и за ним побежал весь полк. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был поистине героическим в жизни Болконского. После драки он оказывается ранен.)

Он лежит на поле Аустерлица и открывает для себя высокое небо.

--- Что может символизировать небо? (Небо-символ духовного обновления; это тайна, вечность.)

Отрывок фильма (3:00)

-- К какому выводу приходит князь?

(Андрей пришел к выводу, что правда жизни совсем проста и заключается в любви человека к дому, семье, к природе, что естественная жизнь природы и человека более важна, чем война и слава Наполеона, его кумира.)

И снова перед князем Андреем встает вопрос: «Что-то другое человек должен искать в жизни? Но что?»

После плена и выздоровления, князь возвращается домой в Лысые горы.

Слайд 11. Возвращение домой после ранения.

--- Какие испытания обрушиваются на него после возвращения?

(смерть жены)

--- К какому выводу приходит князь после смерти жены и рождения сына? (Надо жить для родных, именно в горе происходит переоценка ценностей).

--- Чем он занимается?

(Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком)

Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя

-- Но могла ли деятельная натура князя Андрея ограничиться этим? Каково его душевное состояние?

(Нет, преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии)

Начинаются новые поиски смысла жизни, и главным событием на этом пути явилась встреча с Пьером на пароме и разговор с ним о смысле жизни.

фрагмент фильма (3:30)

Слайд 13. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса.

--Какие ключевые слова произносит Пьер? («Надо жить, надо любить, надо верить….»)

-- Как эти слова повлияли на Андрея?

(Слова указали Андрею путь к счастью. Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Но сначала мысль, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, была неприятна ему)

И об этом говорит такой эпизод, как встреча с дубом по дороге в Отрадное. И дуб –это символическое психологическое состояние самого князя.

Слайд 14.

-- Что думал герой в это время? Прочитаем отрывок.

---Но так ли это? Чьи это мысли?

(Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого).

---Какие ещё события повлияли на возрождение к жизни Андрея Болконского? (услышанный разговор Наташи о полете. Он был поражен ее жизнелюбием. Андрей завидует ее умению быть счастливой. И после этой встречи Андрей по-иному смотрит на жизнь.)

--- И вот спустя 2 дня возвращается в своё имение и снова встречает..дуб?

Слайд 15. Вторая встреча с дубом

--Что он видит? Прочитаем отрывок.

--- К какому выводу приходит князь А.Болконский?

(Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она шла не для него одного, а отражалась на всех).

Слайд 16. Душевный подъем.

- -- Как меняется жизнь Андрея после встречи с Наташей и дубом?

Чем он занимается?

(Князь Андрей теперь пытается найти смысл жизни в любви, общественной деятельности. Он в Петербурге. Встречи с Аракчеевым, Сперанским, работа по составлению новых законов, улучшающих жизнь народа. Он влюбляется в Наташу Ростову).

Отрывок фильма.(2:45)

Но это счастье оказалось кратковременным.

Слайд 18. Участие в законодательной деятельности Сперанского.

- Что случается дальше в судьбе князя?

Андрей предлагает Наташе руку, она согласна, но ему необходимо ехать на год в Европу по желанию отца, поэтому свадьба откладывается. Наташа увлекается Василем Курагиным и даже собирается с ним сбежать и тайно обвенчаться. Об этом становится известно князю. Рушится мечта о личном счастье. Он не смог простить измены Наташе. Андрей разочаровывается в Сперанском)

Опять тупик, опять разочарование.

--- Что выводит князя из духовного кризиса? Какое событие? (Война 1812 года)

Слайд 19. Князь Андрей в войне 1812 г.

Прочитаем разговор князя с Кутузовым.

--- Что теперь становится высочайшей целью жизни князя Андрея?

(Высочайшей целью для князя Андрея становится защита Родины от врага. Он формирует на собственные деньги полк, добровольно отправляется на войну, отказавшись от службы в штабе, считая своим долгом быть вместе с солдатами. Князь очень предан полку, Солдаты любят его, гордятся им.)

Отрывок фильма (0:32)

Князь накануне Бородинского сражения.

Вспомните Болконского накануне Аустрелица - мечты о славе, известности, личное тщеславие героя. А здесь – переживание за Родину, высокое чувство патриотизма.

-- Что значила война и Бородинское сражение для князя Андрея?

(Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами. Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как его понимал князь во время Аустерлица, а подвиг во имя Родины!)

Болконский смертельно ранен. В импровизированном госпитале он видит раненого Курагина, которому ампутируют ноги. Всю военную кампанию Болконский «гонялся» за своим врагом - отомстить за поруганную честь, и вот судьба представила ему шанс - оба при смерти. Болконский уже совсем другой человек с другими взглядами на жизни и людей.

Прочитаем мысли Болконского после ранения. Слайд 21-22.

-- Среди раненых на подводах его находит Наташа Ростова, ухаживает за ним, но дни Болконского сочтены.

Отрывок фильма (1:35)- Встреча с Наташей.

Отрывок фильма (3:35) - Смерть

Слайд 24. Последние мгновения

Слайд 26-27. Схема

Вот такой жизненный путь прошел герой Толстого –Андрей Болконский, давайте ещё раз посмотрим на этапы жизни А.Болконского и отметим взлёты и падения героя, соединим их и посмотрим, что у нас получилось ? (кривая ) зарисуйте в тетрадях.

Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство, не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому.

3. Подведение итогов урока

-- Вернемся к проблемному вопросу: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея?» Мы ответили на него?

(да, жить надо небесполезно, творя любовь и добро)

Слайд 20. Выводы. Запишите в тетрадях

Максимилиан Волошин, поэт начала ХХ века, сказал: «У каждого человека свой посох: бери его и иди». Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.

Сейчас прозвенит звонок. Вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что вы, ребята, будете помнить этот урок, и каждый из вас найдет « достойный посох» и честно пройдет с ним по жизни.

Вы стоите на пороге взрослой жизни, и хочется пожелать вам:

ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ - МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!

4. Домашнее задание

Запись Д\З. слайд №11 Домашнее задание: сочинение-рассуждение « В чём смысл жизни человека?»

Оценивание работы студентов на уроке

Сочинение. Л.Н. Толстой. Смысл исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Роман «Война и мир» – это книга на все времена, и одна из самых читаемых в мире. Она несёт незабываемые уроки нравственности, и даёт пищу уму для размышлений. По громадному охвату событий, по числу действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе.
Толстой изображает неповторимо своеобразные черты каждого человека. Наблюдая за героями романа, мы проникаем в их внутренний мир, узнаём их тайные мысли, любим или презираем их. И такая старательность изображения отнюдь не случайна, ведь философскую основу романа составляет жизнь человека во всём многообразии её проявлений. Все коренные жизненные ситуации нашли в романе своё яркое воплощение: рождение и смерть, различные эпохи духовного развития личности – детство, отрочество, молодость, зрелость, семья и любовь. И всякое историческое событие в романе увидено глазами главных героев, оно прошло через их душу и сердце.
Любимые герои Толстого ищут ответ на извечные вопросы: что делать? Чему посвятить жизнь? Эти же вопросы задаёт себе и один из главных героев романа – Андрей Болконский. Он мечтает о славе, подобной славе Наполеона, и желает вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Мечта о подвиге особенно волнует Болконского под Аустерлицем. В этом невыгодном для России сражении Андрей Болконский, решая добыть победу даже ценой собственной жизни, проявляет самоотверженность и героизм. Подхватив знамя в момент всеобщего замешательства, он увлекает за собой растерявшихся солдат. И вдруг стремительное движение резко обрывается. Князь Андрей падает, раненный в голову. И в этот момент в сознании тяжело раненного князя Андрея становятся на свои места «смещённые» представления о славе, развенчивается вера в могущество Наполеона, уясняется тщета собственных честолюбивых стремлений. Но на этом потрясения для князя Андрея не закончились. Дальнейшие события – появление ребёнка, смерть жены – до глубины души потрясли Андрея Болконского. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких – это то единственное что ему остаётся делать в жизни. Встреча со своим другом Пьером, разговор с ним, и его слова: «Надо жить, надо любить, надо верить» – глубоко запали в душу князя Андрея и подтвердили его собственные выводы. Встреча с Наташей Ростовой, лунная весенняя ночь в Отрадном, - всё это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Ему кажется, что именно в любви он нашёл подлинное счастье. Но испытания вновь норовят выбить жизнь Болконского из колеи, и именно в тот момент, когда они, казалось бы, закончились. Счастье оказалось кратковременным, и чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Но его личное горе по воле обстоятельств отступило на задний план. Теперь уже защита родины становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. Ужас войны, её бесчеловечная сущность и противоестественность вновь предстают перед ним, и это становится для Андрея всё более угнетающим в связи с участием и гибелью на поле боя подростков, почти детей. Чувство ненависти к войне невольно усиливается также и у читателя, и доходит до крайней точки, когда в войне гибнет один из любимых героев Толстого – Андрей Болконский. Это печально ещё и потому, что только перед смертью главный герой находит ответы на все свои вопросы и понимает смысл жизни. Не смотря ни на что, жить, помогая и сочувствуя людям, не смотря ни на что понимать их, не смотря ни на что слить свою жизнь с их жизнью – вот тот новый идеал, который пробудился в душе Андрея Болконского.
Мир идей «Войны и мира» сложен и разнообразен. На примере Андрея Болконского читатель проходит школу нравственности и патриотизма, гуманизма и духовности, учится бесстрастно ставить острые вопросы и не успокаиваться в поисках ответа на них. При любых обстоятельствах хочется вспомнить героев «Войны и мира» и сразу же перестать бояться быть решительным, патриотичным и быть бесконечно добрым человеком. А уже собственный пример будет замечательным примером для людей младших по возрасту.

Рецензии

Сочинение понравилось: краткое по объему, но достаточно глубокое по содержанию. В проблемах войны и мира, как и в проблеме бесконечности Вселенной не бывает границ. На меня, в прошлом военного, произвел просто потрясающее впечатление монолог князя Андрея о войне: "...Война не любезность, и надо понимать это и не играть в войну...(и далее каждое слово ПРАВДА О ВОЙНЕ). Ни до, ни после о войне ничего более точного не читал...
С искренним уважением и благодарностью,

Спасибо, Эрих!
Эх, знала бы учительница что сочинение очень даже хорошее - было бы вообще замечательно! Но радует то что сильно не придиралась.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.