Практикум "Пишем роман". Структура произведения

Роман «Как закалялась сталь» во многом автобиографический. Николай Островский начал его писать в Москве осенью 1930 года. Скованный болезнью, он целыми днями лежал один в комнате большой коммунальной квартиры на Арбате.

Болезни вопреки

Руки еще слушались, но глаза из-за воспаления почти ничего не видели. Однако Островский не отказался от своей затеи. Он использовал приспособление, названное им транспарантом. В обложке обычной канцелярской папки были сделаны параллельные прорези – строчки.

Писал сначала сам. Но родным разбирать черновики было трудно. Буквы прыгали и набегали друг на друга. Пришлось обратиться за помощью к родственникам и к соседке Гале Алексеевой.

Работали много и напряженно. Перерыв делали, когда у Николая сильно болела голова.

Стать писателем

В октябре 1931 года первая часть романа закончена. Напечатали рукопись на машинке и отправили в Харьков и Ленинград. Книгу надо было издавать.

Рукопись нигде не брали, рисковать не хотели. Писатель был неизвестным.

И.П. Феденев принес ее в редакцию журнала «Молодая гвардия», но получил отрицательный. Друг Островского настоял, и рукопись оказалась в руках неравнодушного человека. Один из руководителей журнала, Марк Колосов, взялся ее редактировать.

Первую часть книги «Как закалялась сталь» начали печатать в апрельском и завершили в сентябрьском номере журнала за 1932 год. Роман значительно урезали из-за нехватки бумаги. Островский расстраивался по этому поводу.

Но главная цель была достигнута. Тяжелая болезнь не помешала ему ! В мае 1932 года Николай уезжает в Сочи. Там он пишет вторую часть книги и отвечает на многочисленные письма читателей.

Мужество

На юге писатель много болел. В комнате, где он жил, протекал потолок. Кровать приходилось двигать, это вызывало сильную боль. Продуктов в магазинах не было. Но, несмотря на трудности, в середине 1933 года работа над романом была завершена. В этом же году он вышел в свет отдельной книгой.

Читатели просто завалили Николая письмами. Просили прислать хотя бы один экземпляр.Книг не хватало.

К писателю пришли признание и слава. 24 ноября 1935 года в Сочи Николаю Островскому вручили орден Ленина.

Это графический роман художника-иллюстратора Игоря Олейникова, который работал в киностудии «Союзмультфильм» над знаменитыми фильмами «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Мартынко».

Мы поговорили о самом романе, как он был придуман, о скрытых смыслах и о том, как оставаться «голодным» художником и начать наконец рисовать.

Лариса: Почему выбор пал именно на такую, русскую сказку?

Игорь: Перед этой книгой я делал другую - о сказках Даля. И там была эта сказка про лису и зайца. Когда я решил сделать графический роман, то подумал, что это должна быть очень известная история, но рассказанная совершенно по-новому. И как раз в этой сказке все сошлось.

Я пытался искать другие сказки, но не нашел лучше. Именно эта - самая выразительная. Здесь и яркий конфликт, и звери выразительные, и характеры. Борьба добра со злом, где зло - это лиса, существо в фольклоре ифернальное недоброе, а добро - петух, который прогоняет нечисть.

Лариса: Я прочла множество трактовок вашей сказки: кто-то считает, что это история про то, чтобы научиться противостоять тому злу, которое есть в мире. Была также версия, что петух - это феникс, созидательная энергия огня и книга привязана к нынешнему году петуха. Но о чем сказка на самом деле? Про что она?

Игорь: Про страхи, которые есть во всех нас. И про то, как с помощью этих страхов манипулируют нами. Каждый подвержен страхам в той или иной степени, и я сам тоже. Кстати, эта идея не сразу ко мне пришла. Сначала это была просто выразительная сказка, а потом я понял, что это ведь о наших страхах.

Каждый герой сказки чего-то боится, а лиса манипулирует ими через эти страхи. Она каждому проецирует его собственный страх. Собака - это военный, а каждый военный побаивается вышестоящего. Поэтому лиса в образе генерала. Медведь - уголовник, и его пугают полицией. Бык сбежал с арены. Но и лису взяли таким же страхом - смертью. Петух с косой олицетворяет этот страх. Он напяливает на себя череп лисы, там даже хвост есть, с рыжей кисточкой на конце.

Лариса: Столько мелких отсылок, значений! Похоже, мне нужно получше присмотреться к каждой картинке.

Игорь: Да, тут надо смотреть в картинку и включаться. Эту книгу нельзя просто пролистать и все. Здесь надо немножко подумать. Эта сказка не для детей, да и не для всех взрослых. Кстати, в книжке есть текст самой сказки, который проясняет происходящее. Сказка должна вызывать много вопросов. По сути, это такой социальный графический роман и для современной России тема очень актуальна.

Лариса: Сколько у вас ушло времени на работу над книгой? Как вы ее писали?

Игорь: Над книгой я работал месяца два, наверное. Очень быстро, потому что для меня это было одно сплошное удовольствие, поток позитива.

Как я ее рисовал? Я вообще люблю брать книжку и вытаскивать из нее скрытый смысл, находить второй, третий, четвертый слой. Садишься на диван с блокнотиком, начинаешь чиркать, и вдруг начинают лезть мысли. Плюс к этому, конечно, у меня была большая практика на Союзмультфильме, 30 лет все-таки в анимации. А там надо постоянно что-нибудь придумывать.


Лариса: Обычно писатели, художники и режиссеры вшивают какие-то секретики и т.д. У вас в книжке есть какие-то такие вот вшитые штучки?

Игорь: Сейчас припомню. Начиналось у меня с того, что некто стоит и рассматривает фотографию домика. Со спины мы не видим, кто это. И потом начинается история. Позднее, в самом конце картинка раскрывает нам, что этот некто - дворник с лопатой. Отъезжаем, а это лиса. Лиса, которая работает дворником теперь.

По сюжету лиса собирает деньги со своих родственничков и незаконно строит гигантскую надстройку, превращая дом в общежитие, которое сдает и использует для собственного обогащения. А потом ураган, который все разрушил, и теперь родственнички разоряют лису своими исками. В общем, тут еще экономическая подоплека была.

Кстати, во всех вариациях сказки нет концовки, где петух бы отпустил лису. Такая сказочка веселая, добрая, но в конце обязательно петух зарубил лису. Почему зарубил, почему он не мог ее отпустить? И мы думали с издателем: отпустить или же зарубить? Все-таки решили сделать как в сказке и зарубили ее. В конце книжки могила, а на ней тень зайца. Если в начале тень лисы на зайце лежит, на обложке, то здесь тень зайца на лисе. Такой вот круговорот.

Лариса: Что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать художником, начать рисовать, но почему-то боится?

Игорь: Главное, не бойтесь. Вот и все. Хотя это очень трудно. Очень многие боятся упасть в своих глазах, понизить свою самооценку, когда услышат - нет, это нам не подходит. Боятся получить отказ. Я вижу, что это присутствует почти у всех молодых. Надо быть очень смелым, чтобы этого избежать.

У меня даже есть пример про женщину, которая работала на Союзмультфильме в одно время со мной. Она была ассистентом режиссера и не умела рисовать, но страшно хотела научиться. Один ее знакомый художник начал ставить ей натюрморты, и она стала рисовать, наплевав на всякое общественное мнение. И эта женщина стала совершенно замечательным художником, вошла в Международный союз художников, ее картины выставлялись на именитых выставках. Она смогла все это сделать просто потому, что ей чихать было на всякое мнение.

Лариса: А как вы сами преодолели эти страхи? Или, возможно, просто огромная любовь к этому делу была?

Игорь: Во-первых, я всегда очень любил рисовать, всегда. И если уж быть честным, меня отец пинком под зад выгнал из проектного института, где я работал инженером у него в отделе. Придал мне решимости действовать. Так я попал на Союзмультфильм. А дальше пошло уже само.



Лариса: Как вы думаете, что губит талантливых художников чаще всего?

Игорь: Губит, художник перестает развиваться. Я тоже, конечно, трудно перехожу на новое, но я хоть пытаюсь. Губит, когда начинаешь механически работать.

Лариса: Есть такая известная фраза, что художник должен быть голодным. В каком плане вы ее понимаете, что это для вас?

Игорь: Это не физический голод,это желание работать,искать что-то новое (физически конечно надо быть сытым, так как будучи голодным возьмешься за что угодно лишь бы заработать). Желание,как и движение, есть жизнь. Говорят, старость наступает тогда, когда исчезают желания. У меня пока еще есть желание работать.

Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – «Обыкновенная история» и «Обрыв». История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история».

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Прототипы героев романа «Обломов»

Обломов

Творческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя». Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.

Ольга

Прототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают. Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным.

Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых. В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной. Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову.

Агафья

Второй важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова.

Штольц

Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович. Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.

Выводы

История создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья.

Тест по произведению



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.