Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Одиночество. Сочинение на тему: Одиночество в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Философия как признак высокой классики

С тех пор как вечный судия Мне дал пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
М. Лермонтов. “Пророк”
Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман “Мастер и Маргарита”. Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых – тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников но читателя задуматься над вопросами, так добро и зло, истина, справедливость,

Свобода. Не случайно именно в годы “строительства” (что так Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обращается к В писатель находит для себя ответы на вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом “го донести людям? Не останется ли он одинок в
В романе глубоко осмысливает проблему одиночества. Не так, очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Пилата). Чем же это вызвано?
Главный Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. широко освещает проблему взаимоотношений Мастеи и с одиночеством творческой личности. Роман смысл всей его не принят обществом. Более того, он критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) Обществу чужды размышления об истине, о правде – о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь “не хлебом они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. что в таком обществе личность творческая, но находит
В романе есть путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер, пыл отвергнут Была отвергнута и правда, которую он проповедовал Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: “Я один в мире”. Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обраон не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от лювыше их в своем понимании жизни, в то же время не попс действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, для счастливой жизни: деньги, власть, славу… Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не Иешуа говорит ему: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение “болит голова ” имеет и переносный смысл). Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа в Пилате мысль и душу, пробудил
Кдей, жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто заду о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно встает выше толпы и становится одинок.
Одиночество Пилата – это не только доказательство того, что он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию истины. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Совестью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон высший. Разве не его муки совести, его одиночество состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше но в то же время сам преградил себе путь к Богу. никем не виданное одиночество в глазах” Маргариты на первый взгляд имеет совершенно другую природу. Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И
Она находит ее, она “заполняет собой” душу Мастера и ради него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву. Любовь – это тоже безграничная доброта, готовность на самопожертвованию. Отдав душу дьяволу, Маргарита также совершила величайшую жертву во имя спасения своей любви.
Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И для того чтобы “возлюбить ближнего своего”, полюбить все человечество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргариты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы приблизимся к “царству истины и справедливости “. Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких людей встречал Булгаков.
Говоря об одиночестве, не упомянуть Ивана Бездомного. В начале романа мы видим поэта, на потребу атеистическому обществу. В конце же романа он отказывается от мы видим одинокого человека, который, поняв несправедливость и фальшь окружающего его находится на пути к познанию истины. На примере судьбы этого поэта Булгаков показал неспособность неверующего человека противостоять злу.
Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но автора беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (об этом автор заявляет устами Воланда: как люди. Любят деньги, но ведь это всегда Писатель показал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.
В запрете романа Мастера угадываются судьбы многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны, угадываются судьбы многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но еще более знамением времени видит Булгаков одиночество Совести и Любви, Искренности и Доброты, на которых зиждется “царство истины и справедливо Только познав истину и любовь, слушая голос совести, чело век, по Булгакову, обретает покой. И в конце романа автор высказывает надежду на то, что люди обретут-таки покой и встретят понимание. Надежду на то, что люди, постигшие вечные ценности, высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Евангелие, не будут одиноки.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Проблема одиночества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Другие сочинения:

  1. – Родные есть? – Нет никого. Я один в мире. М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” называют “вершинным романом русской литературы 20 века”. Это произведение освещает практически все философские проблемы, когда-либо волновавшие человечество и человека. Read More ......
  2. В первоначальном варианте роман “Мастер и Маргарита” был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы общества, поисков истины и того мгновения, которое должно по красоте своей затмить все, мгновения, за Read More ......
  3. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается Read More ......
  4. Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его творчество наполнено серьезными размышлениями на различные темы. Своеобразным их апофеозом, без всяких сомнений, можно считать роман “Мастер и Маргарита”. Это произведение создавалось на протяжении двенадцати лет. Read More ......
  5. Глубокая и твердая гражданская позиция всегда отличала русского писателя от писателя любой другой части суши. Так, невозможно представить А. С. Пушкина в отрыве от его гражданской лирики. Знаменитая фраза Н. А. Некрасова “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть Read More ......
  6. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и роман, написанный самим Read More ......
  7. Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека. Роман М. А. Read More ......
  8. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение писателя. Замысел этой книги возник в 1928 году, а работа над ней начата в 1929. Роман имел варианты названий: “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Гастроль Воланда”. Но первая Read More ......
Проблема одиночества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.
Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось и в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает такой вопрос, как одиночество личности в обществе.
На мой взгляд, эта тема прежде всего связана с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.
Это очень одинокий человек, единственной привязанностью которого является его собака Банга. Прокуратор страдает тяжелой неизлечимой болезнью, которая приносит ему невыносимые страдания. У этого героя, по сути, нет смысла жизни. Он по необходимости выполняет свою работу.
Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Он находит интересного себе человека, может быть, даже друга. Кроме того, Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.
Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана». Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести.
Тема одиночества самым тесным образом связана и с Маргаритой, возлюбленной мастера. Эта женщина чувствовала себя несчастной, пленницей в окружающем ее обществе.
Можно сказать, что всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж - прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.
После встречи с мастером жизнь ее переменилась, но ненадолго. После опубликования романа о Понтии Пилате начались страшные гонения на мастера, которые тот не в силах был выдержать. Герой сжигает свое произведение, попадает в сумасшедший дом и исчезает из жизни Маргариты.
Все это время героиня чувствует себя несчастной, она не живет, а существует. Маргарита вновь чувствует себя одинокой. Свободу и любовь ей возвращает нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность, перестает быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества.
С самых первых страниц романа мы сталкиваемся с представителями литературного общества Москвы: председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и популярным поэтом Иваном Бездомным. Из их беседы мы понимаем, что Бездомному была заказана большая антирелигиозная поэма. Поэт обязан был этим произведением показать, что Христа никогда не существовало на свете, а все легенды о нем являются не более чем байками. Иметь свою позицию, отличающуюся от вышеобозначенной, поэт не имел право. На мой взгляд, это явное проявление несвободы, рамок, запрета. Человек либо полностью подчиняется политике партии и имеет шансы быть напечатанным, либо имеет свою позицию и подвергается гонениям. Такой инакомыслящий обречен на одиночество в обществе, где принято думать одинаково.
Жертвой подобных гонений становится и мастер. Его поистине высокохудожественный роман не был оценен лишь оттого, что автор посмел затронуть запретную в стране библейскую тему. Но мастер написал именно то, во что по-настоящему верил. В конце романа он не заслужил света лишь потому, что имел слабость отречься от своего произведения. Но герой вместе со своей верной Маргаритой был награжден освобождением от страшной советской действительности и вечным покоем.
Таким образом, тема одиночества является одной из ведущих тем в «Мастере и Маргарите». Булгаков отмечает, что на одиночество в обществе, причем, совершенно любом, обречены люди, думающие нестандартно, творчески, по-другому. И преодолеть это одиночество им часто не под силу. Это его крест, который он должен нести до конца жизни. Лишь высшие силы могут помочь ему, спасти от тяжкой доли быть всегда одному.


В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто поднимается проблема одиночества. Все ее грани были выделены нами в процессе кропотливой работы. Каждой из них соответствуют аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания, ссылка в конце статьи.

  1. Часто люди не могут понять тех, кто имеет противоположное мнение. Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» обречён на одиночество из-за своих взглядов на мир. Евгений Базаров – нигилист. Для его времени такая позиция являлась чем-то радикальным. Даже сейчас в современном обществе ценятся любовь, семья, религия и пр. Отрицание таких ценностей приводит к тому, что человека могут посчитать сумасшедшим. Конечно, у Базарова много последователей. Но, в итоге, мы видим, что даже его друг Аркадий, в конце концов, отказывается от этих взглядов. Чувствуя недопонимание, Базаров уезжает к себе в деревню, где умирает. И лишь родители приходят на его могилу.
  2. Многие писатели пытались раскрыть тему одиночества. М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» рассказывает нам о судьбе совершенно одинокого в душе человека. Печорин родился в богатой и родовитой семье, был красив и умен, а также окружён множеством женщин и фальшивых друзей. Но он никогда не пытался с ними сблизится по-настоящему. Григорию казалось, что всё его существование бессмысленно. Он не видел интереса в окружающих его личностях, да и во всём мире в целом. Печорин часто задумывается над жизнью, пытаясь понять свои страдания. Испытывая боль, он не раз причинял её и другим людям, всегда оставаясь в одиночестве.
  3. Многие из нас боятся выделиться чем-то, ведь иногда это заканчивается осуждением со стороны общества. Так, в комедии «Горе от ума», А. С. Грибоедов рассказывает о жизни недопонятого человека. Главный герой наделён чертами честного, независимого мыслителя и даже пророка: он предрекает миру московского дворянства неминуемый крах, ведь он основан на лжи и притворстве. Александр Чацкий пытается бороться с несправедливостью этого мира. Он отказывается строить карьеру в России из-за коррупционной системы и выступает против крепостного права. Однако его взгляды не принимаются в «фамусовском обществе», где в первую очередь важны деньги и социальный статус. Героя не принимают и считают сумасшедшим. А предательство Софьи заставляет его навсегда уехать из дома Фамусовых. Так и получилось, что стремление к правде и справедливости привело Александра к тому, что он стал чужим на родине.

Вынужденное одиночество

  1. Мы никогда не хотим чувствовать себя одинокими. Однако обстоятельства часто решают за нас. Так, и в произведении М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов остаётся в одиночестве не по своей воле. Члены его семьи умирают на войне. Сначала жена и дочери погибают из-за снаряда, упавшего на их дом. Затем, под конец ужасной, трагичной войны погибает и его сын, застреленный пулей снайпера. Девятого мая, когда для многих кровавая бойня была завершена. В итоге, главный герой остаётся без родных и без дома. Один на этом свете. В конце рассказа силы на жизнь Андрею придаёт Ваня, маленький мальчик, оставшийся без родителей. Соколов берёт его на попечение, спасая другую одинокую душу.
  2. Одиночество страшно по своей сути, особенно когда оно вынужденное. Самсон Вырин, главный герой повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» , счастливо живёт со своей дочерью до тех пор, пока Дуня не сбегает из дома, оставив бедного отца. За четыре года одиночество моментально старит героя, превращает его из живого и бодрого мужчины в хилого старика. Желание увидеть дочь заставляет Самсона идти пешком до Петербурга. Но там он получает лишь презрение жениха. Увидев отца, девушка падает в обморок. Из-за этого старого смотрителя выгоняют прочь из новой жизни родной дочери. Так больше и не увидев дочь, Самсон умирает. А Дуня осознаёт всю тяжесть своего поступка, лишь стоя на могиле отца.

Одиночество как стиль жизни

  1. Иногда человек сам создаёт для себя атмосферу одиночества. Центральный персонаж романа И.А. Гончарова «Обломов» выступает одним из ярчайших персонажей в русской литературе. Его жизнь ограничена приделами одной комнаты. Илья предпочитает лежать на диване, спать и изредка подзывать своего слугу, а не вращаться в обществе в поисках выгодных связей и приятных развлечений. К герою наведывается множество людей, в том числе и его друг Штольц, который пытается вытащить Обломова из дома. Но нужно ли это герою? Для себя Илья Ильич уже давно решил, что одинокое, ничем не обременённое существование для него гораздо удобнее и спокойнее.
  2. «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей» – так говорил главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Он не видит смысла в своём существовании. Для светского повесы не интересна жизнь других людей, но и своя собственная не доставляет особого удовольствия. Он обладает всеми ресурсами, чтобы прожить счастливо: деньги, друзья, походы в театр и внимание дам. Однако вместо этого герой предпочитает страдать и всё ещё надеется найти себе достойное развлечение. За долгие годы Евгений утратил чувство любви к ближним. Своим поведением он губит Ленского и Татьяну, не подозревая, что тем самым губит и себя.
  3. Одиночество в известности

    1. Часто мы слышим от звёзд шоубизнеса, что они одиноки. Но в такое трудно поверить, когда у человека есть слава и деньги, когда тебя любят множество людей. Эту проблему пытался поднять Джек Лондон в романе «Мартин Иден» . Пока главный герой не стал известен и не разбогател, никто не хотел с ним общаться. Многие не верили в него, считали героя неудачником. Никто не поддерживал его в творческих начинаниях. Даже возлюбленная героя, Руфь, отвернулась от него. Однако когда к Мартину пришла слава, и все стали о нём говорить, то сразу же его стали приглашать в гости, проявлять внимание. Даже Руфь пыталась вернуться к нему с мольбой о прощении. Но Мартин понимал, что для него это больше ничего не значит. Он знал, что не изменился с того времени и продолжал чувствовать себя одиноким. А мир вокруг стал ему противен.
    2. Большие возможности не спасают человека от одиночества. Об этом размышляет Д. Киз в произведении «Цветы для Элджернона» . Чарли Гордон в начале романа предстаёт перед читателем слабоумным человеком, которого все поднимают на смех. Учёные предлагают ему операцию для улучшения интеллектуальных способностей. После неё Чарли Гордон становится всё умнее и умнее. Развиваясь, он понимает, что его друзья по работе на самом деле издевались над ним, а не проявляли дружеское участие, как казалось ему ранее. Более того, «умного» Чарли люди всё ещё недопонимают, обнажая зависть и обиду на его новые возможности. Теперь коллеги считают героя эгоистом и выскочкой. Герой становится ещё более одиноким. Парадоксально, но Чарли-интеллектуалу намного сложнее жить в обществе. Хотя изначально Гордону казалось, что с образованным человеком общество охотнее находит общий язык. Однако в действительности всё оказалось наоборот.

Пиком творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Главная тема романа – одиночество, одиночество главных героев: Мастера, Маргариты и Пилата.

Главный герой – Мастер, пытался донести до людей необходимость веры, поиска истины и любви, однако люди заняты удовлетворением лишь мелочных потребностей, а не самого главного и душевного.
В романе есть путь, который повторяет Мастер – это Иисус, который в свое время так же как и мастер был отвергнут. Была отвергнута правда, которую он пытался донести людям и которую он проповедовал. Однако по давлением сил зла Мастер оказывается не способным бороться, тем самым отрекается от истины.

Одиночество Мастера ставится на одни весы с одиночеством Понтия Пилата. Казалось бы у последнего есть все для счастья: деньги, слава, сила, власть и т.д. эти вещи и должны побуждать окружающих его людей к общению с ним, однако он все же одинок.
Не случайно автор сопоставляет сегодняшний день и далекое прошлое. В поисках истины Булгаков видит вечное скитание и стремление человека, однако за два тысячелетия человечество не выросло для понимания истины. Каждый, кто хоть толику приближается к ее пониманию, невольно стает выше толпы, что неизбежно ведет к одиночеству.

Одиночество Пилата – это не только доказательство того, что он пренебрег совестью и переступил закон высший. Он стал выше, но в тот самый момент преградил себе путь к Богу. Маргарита имеет другую сторону, ее сердце требует любви, любви чистой и вечной, любви возвышенной. Она находит ту самую любовь, заполняет собой душу Мастера.

Истина, в понимании Иешуа – царство добра и справедливости, ради которого он приносит себя жертву. Любовь – безграничная доброта, готовность на самопожертвование. Продав душу дьяволу, Маргарита так же принесла жертву во имя своей любви.
Чем больше на земле станет людей, способных на самопожертвование ради любви, тем быстрее мы придем к «царству истины и справедливости».

Именно в поиске истины, в борьбе добра со злом писатель видит смысл человеческого существования, автора беспокоит то, что люди не измены.
Роман заканчивается тем,что автор высказывает надежду на то, что люди все таки обретут покой, посредством истины, которую непременно найдут.

>Сочинения по произведению Мастер и Маргарита

Одиночество

Философско-мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» считается вершиной его творчества. Вот уже много десятилетий он будоражит общественность и вызывает жаркие споры. В одном все соглашаются, что это неоднозначное произведение, в котором автору удалось соединить столь разные составляющие. Примечательно то, что лейтмотивом романа избрана тема одиночества. С самого начала мы знакомимся с поэтом Иваном Поныревым, который неслучайно выбрал для себя псевдоним Бездомный .

Время, в которое жил и творил Булгаков, было не таким уж легким для страны и его соотечественников. После 1917 года многие оказались лишены свои дома, Родины, надежды, веры в светлое будущее. Поэтому быть одиноким и несчастным в таких условиях было совсем несложно. Автор тонко подмечает­ роль личного счастья в жизни людей. Любовь способна изменить все вокруг. Она меняет мировосприятия, мироощущение. В обоих сюжетах, описанных им, мы видим людей, которые страдают от одиночества в огромных домах и дворцах с избытком материальных благ.

Несчастен Понтий Пилат , поселившийся в Иродовом дворце. Несчастна Маргарита , живущая в красивом особняке. Истинное счастье и желание жить приходит только с любовью и верной дружбой. Не случайно автор рассматривает два параллельных времени: сегодняшний день и далекое прошлое. И только Воланд знает, что в поисках истины человечество мечется уже две тысячи лет. Неумение разглядеть его в простых вещах ведет к неминуемому одиночеству. Булгаков буквально проверяет своих героев на прочность и силу духа. Эту проверку с достоинством проходит только Маргарита.

Если рассматривать проблему Понтия Пилата, нельзя не заметить, что он сам виноват в своем одиночестве. Он пренебрег совестью, в чем раскаивался всю жизнь. Маргарита пошла другим путем. Она отдала все, что можно было, ради вечной и возвышенной любви. В конце концов, она нашла это чувство, и оно заполнило всю ее душу, не оставив места одиночеству. Не хочет ли автор таким поворотом событий сказать, что чем больше на свете будет людей, готовых жертвовать ради любви всем, тем быстрее воцарится справедливость и исчезнет угроза одиночества?

Этот роман заканчивается воссоединением влюбленных, но остальные люди не меняются, что беспокоит Воланда еще больше. Получается, что его приезд изменил жизнь только одной паре, а проживающие в Москве на тот момент десятки тысяч или миллионы других людей, так и остались на духовно низком уровне. Как отмечает мессир, за две тысячи лет почти ничего не изменилось. «Люди как люди», они всё также любят деньги и предпочитают оставаться в неведении.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.