Проект на тему русские обряды. Традиции русского народа: проект о том что складывалось веками

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачев).

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МДОУ № 3 «Дельфинчик» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Продолжительность проекта: с 01.01.2016 г. по 31.05.2018 г.

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Цель проекта

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи реализации проекта

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Этапы реализации проекта

Этап 1 «Подготовительный» - 1.02.2017г.- 31.08.2017г.

Создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности;

Организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности;

Разработка рабочих программ по проектной деятельности;

Закупка оборудования для реализации мероприятий проекта.

Этап 2 «Основной» - 01.09.2017г.- 30.04.2019г.

Внедрение проекта в образовательную деятельность;

Направление «Фольклор для детей дошкольного возраста»;

Направление «Русские народные игры»;

Направление «Рождество»;

Направление «Масленица широкая»;

Направление « Светлая Пасха»;

Направление «Народная игрушка»;

Направление «Народно-прикладное искусство»;

Направление «История русского костюма»;

Направление «Чудесный сундучок».

Этап 3 «Заключительный» - 01.05.2019г.- 30.06.2019г.

Анализ и оценка результатов реализации проекта;

Обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;

Презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом сообществе;

Трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Методы реализации проекта

1.Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдение;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

  1. Словесно-образный метод:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Рассказы детей о своих впечатлениях;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Проведение игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности.

Календарный план реализации проекта

Этап

Наименование мероприятия

Описание мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

«Подготовительный»

Создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности.

Изучение нормативно-правового обеспечения проекта;

определение состава рабочей группы по реализации проекта и

распределение функциональных обязанностей.

Февраль, 2017г.

Методическое объединение педагогов, желающих работать по проекту.

Организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности

Определение среды реализации проекта, основных проблем и

путей их решения;

анализ факторов, рисков и возможностей реализации проекта.

Определение доли родителей и воспитанников, ориентированных на получение углубленных знаний духовно-нравственной направленности.

Разработка рабочих программ по проектной деятельности.

Определение основной идеи, постановка целей и задач проекта,

выработка стратегии его реализации;

отбор проектных идей для разработки проекта;

определение сроков реализации основных мероприятий

проекта и его отдельных направлений.

Апрель, 2017г.

Разработанные рабочие программы

Корректировка рабочих программ проектной деятельности.

Откорректированные рабочие программы

Закупка оборудования для реализации мероприятий проекта.

Июнь-август, 2017г.

Получение оборудования, удовлетворяющего запросы участников реализации проекта

«Основной»

Направление «Фольклор для детей дошкольного возраста»

Беседа с детьми «Что такое фольклор?»

Досуг «Вечер загадок»

Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Посещение историко-краеведческого музея г.Лыткарино.

Кружок «В гостях у сказки»

Сентябрь, 2017г.

Знакомство детей и родителей с понятием «Фольклор». Научить отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора.

Направление «Русские народные игры»

Игры с бегом:

"Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью", "Мороз - Красный нос", "Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".

Игры с прыжками:

"Болото"("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок" .

Игры с мячом:

"Мяч вверху", «Лапта».

Игры малой подвижности:

"Краски"," Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок".

Спектакль «Рукавичка» по мотивам русской народной сказки.

Кружок «В гостях у сказки».

Октябрь-ноябрь, 2017г.

Знакомство детей и родителей с русскими народными играми, разучивание различных русских народных игр, показ театрализованного представления «Рукавичка».

Направление «Рождество»

Беседа «Новый год за собой Рождество ведет»

Чтение рассказа «Светлый праздник - Рождество Христово» Веретенниковой А.

Совместный досуг детей с родителями «Рождественские посиделки».

Музыкальное развлечение «Святки».

Лепка из солёного теста «Ангел».

Кружок «В гостях у сказки».

Декабрь-январь, 2017г.-2018г.

Развитие эстетического восприятия детей, формирование познавательного интереса к празднику Рождества. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

Побуждение детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Направление «Масленица широкая»

Беседа: «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»

Игры: «Пятнашки», «Второй лишний», "Горелки", «Игра с Солнцем», игра-хоровод «Колпачок».

Чтение художественной литературы: Т. Лаврова «Широкая масленица - сырная неделя!», «Русоволоска Масленица добрая», «Маслена-гулёна», Н. Губская «Радость - в каждый дом!», Л. Фирсова-Сапронова «Масленица широкая».

Просмотр мультфильмов:

«Ишь ты, масленица!»,

«Смешарики. Масленица»,

«На масленице».

Развлечение «Масленица».

Выполнение поделки из соленого теста «Солнышко лучистое».

Кружок «В гостях у сказки».

Февраль-март, 2018г.

Расширить знания о традиции празднования Масленицы; создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица. Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

Направление « Светлая Пасха»

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха».

Игры - эксперименты: «Яйцо в бутылке», «Колумбово яйцо», «Варёное или сырое?», «Послушное яйцо».

Придумывание сказки «Сказка о пасхальном яйце».

Аппликация «Открытка к празднику».

Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха».

Кружок «В гостях у сказки».

Апрель-май, 2018г.

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.

Направление «Народная игрушка»

Презентация «Народная игрушка».

Рассматривание иллюстраций и игрушек.

Чтение художественной литературы «Матрешкины потешки».

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Собери матрёшку», «Народные узоры», «Сенсорная коробка».

Слушание песен: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Ю. Чичкова.

Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника».

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной игрушки «Малышок-голышок».

Кружок «Народный умелец».

Создание музея русской избы.

Сентябрь-октябрь, 2018г.

Знакомство детей с народной игрушкой: кукла - пеленашка, крупеничка, кукла столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой - Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь - барабанщик., зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками.

Направление «Народно-прикладное искусство»

Беседа « Что такое народно-прикладное искусство?»

Рассматривание иллюстраций и картинок на заданную тему.

Разучивание стихотворения Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома».

Чтение художественной литературы: М. Г. Смирнова «Дымка», Е. А. Никоновой «Узоры Гжели».

Дидактические игры:

«Угадай и расскажи»,

«Найди отличия»,

«Составь узор».

Хороводные игры: «Каравай», «Заря-заряница»,

«Ручеек».

Музыкальный досуг «Ой вы гусли, мои гусли».

Лепка «Дымковские игрушки».

Кружок «Народный умелец».

Создание музея русской избы.

Ноябрь -декабрь, 2018г.

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Направление «История русского костюма»

Презентация на тему «История русского костюма».

Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Дидактические игры:

«Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор», «Угадай роспись».

Тематического занятие «Из истории русской вышивки».

Аппликация «Русский народный костюм».

Костюмированный досуг с родителями: «Чаепитие на Руси».

Кружок «Народный умелец».

Посещение музея русской избы.

Январь -февраль, 2019 г.

Формирование представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Расширить и уточнить представления детей о деталях русского народного костюма.

Направление «Чудесный сундучок»

Беседы «Быт русских людей», «В гостях хорошо, а дома лучше".

Рассматривание иллюстраций и картинок на тему «История происхождения различных

предметов из глины и дерева в быту русского народа».

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке?».

Игры-драматизации по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди».

Русская народная игра «Мил ли соседушка».

Консультация для родителей «Как знакомить детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом».

Кружок «Народный умелец».

Март-апрель 2019г.

Знакомство детей с историей русского быта.

Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.

«Заключительный»

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Итоговое родительское собрание.

Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ: презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа».

Анализ и оценка результатов реализации проекта, обобщение

опыта полученного в ходе реализации проекта,

оформление результатов проекта, презентация проекта в

средствах массовой информации и в педагогическом

основных мероприятий проекта после завершения проекта,

трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Май - июнь, 2019г.

Подведение итогов работы по проекту.

Ожидаемые результаты проекта

Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области духовно-нравственного воспитания.

Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:

Создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;

Разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по духовно-нравственному воспитанию;

Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений на основе отечественных традиций;

Повышение общественного престижа семьи, сохранение и возрождение традиционных общенациональных и семейных ценностей;

Изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.

Ожидаемые эффекты проекта

Для детей:

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Пробуждение у детей интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование у детей чувств национального достоинства;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов :

Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Светлана Василенко
Проект на тему: «Культура и традиции русского народа»

Актуальность :

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям , а также творческому развитию детей в различных видах деятельности.

Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство .

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа , которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции , обычаи, особенности жизни своего народа , приобщается к его культуре .

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства , цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка : восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т. е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Постановка проблемы :

Знакомство детей, начиная с раннего возраста с родной культурой , родной речью, произведениями устного народного творчества , способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов.

Цель проекта :

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры . На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи проекта :

I. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество , выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

II. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа .

III. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.

IV. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Планируемый образовательный результат :

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины , любви к родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Расширение представлений у детей о быте русского народа ;

Приобщение к народным традициям через фольклор ;

Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по приобщению к .

Программа реализации педагогического проекта :

I. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта .

II. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.

III. Изучение традиций народного семейного воспитания.

V. Разработка плана работы с детьми.

Основные формы работы с детьми :

I. Непосредственно-образовательная деятельность :

1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам :

- «Знакомство с родным краем» ;

- «Знакомство с декоративно – прикладным искусством» ;

-«Природа родного края» ;

- «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища) ;

- «В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей ) ;

- «История русского народного костюма » ;

- «Эх, лапти, да лапти мои» (знакомство с обувью) ;

- «История головных уборов» ;

- «Эх, блиночки мои» (история русской кухни ) ;

Видеопрезентация «История русского платка » ;

Видеопрезентация «Городецкая роспись» ;

Видеопрезентация «Дымковская игрушка» ;

Видеопрезентация «Гжельская роспись» .

2. Художественное творчество детей :

Рисование на темы :

- «Городецкая роспись разделочной доски» ;

- «Роспись Гжельской посуды» ;

- «Роспись дымковских игрушек» .

Лепка на темы :

- «Мир сказки» ;

- «Дымковские игрушки» .

Аппликация на темы :

- «Русский народный костюм » ;

Матрешка – русский сувенир ».

II. Проведение праздников и развлечений :

- «Осень, осень в гости просим» ;

- «В гости приглашаем, чаем угощаем» (День Матери) ;

- «Рождественские посиделки» ;

- «Широкая масленица» ;

- «Пасхальный звон колоколов» ;

- «Путешествие по сказке» .

III. Игровая деятельность :

Дидактические игры :

- «Чей костюм» , «Укрась кокошник» , «Составь узор» , «Угадай роспись» .

Подвижные народные игры :

- «Гуси-лебеди» «Горелки» , «Пятнашки» , «Краски» , «Золотые ворота» ,

«У тети Моти 4 сына» , «Как по мостику котик ходил» .

Игры-драматизации :

По русским народным сказкам : «Колобок» , «Репка» , «Теремок» , «Гуси-лебеди» .

IV. Знакомство с художественной литературой :

Знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

Чтение русских народных сказок : «По щучьему велению» , «Лисичка со скалочкой» , «Гуси - лебеди» ;

Чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки» ; «Христос и дети» ; «Материнская любовь» ; «Любовь к людям прогоняет скуку» ; «Пасхальный звон колоколов» .

V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей :

- «Синие цветы Гжели» ;

- «Золотая Хохлома» .

VI: Выставки :

- «Умелые руки не знают скуки» - осенние поделки из природных материалов;

- «Мир узоров» - новогодние поделки;

- «Пасхальные композиции» - украшение яиц.

VII: Экскурсии :

В краеведческий музей;

В детскую библиотеку.

Система работы с родителями :

I. Анкетирование родителей на тему : «Приобщение детей к истокам русской культуры » .

II. Беседа за круглым столом : «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре ».

III. Совместные посиделки с родителями и детьми :

- «Я – семья – род – народ »

- «Семейные традиции »

- «Русский самовар и чаепитие на Руси»

IV. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами краеведческого музея.

V. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками» .

VI. Проведение родительских собраний на тему :

- «Приобщение детей к русской культуре » ;

- «Духовно нравственного воспитания в дошкольном возрасте» .

VII: Консультации для родителей :

- «Познакомьте детей с народными играми » ;

- «Как знакомить детей с русским народным искусством , ремеслами, бытом».

Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ : презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа » .

Теперь предлагаю рассмотреть еще более интересную тему – «Традиции русского народа», проект занятия в ДОУ. Возможно, это профдеформация: все, с чем я сталкиваюсь, стараюсь сделать полезным для детей.

Образованность – в том числе и знание традиций. Это знание стоит прививать с детсада. Бывает, что малыши запоминают немного. Но когда повторно сталкиваются с темой, вспоминают и понимают термины. Например, у нас ребята часто воодушевляются фразой «Деревянная Русь» (это о домах из бревен). Уровень познаний у детей разный. Одним родители читают сказки, другим – нет, третьи знают о колобке из игрушек на телефоне. Первое занятие по традициям мы всегда делаем ознакомительным.

Чуть раньше в статье я уже начала делать наброски по этой теме. Сегодня продолжим работу, детализируем ее. Чтобы было проще, на бумаге надо набросать план занятия. Работаем в такой последовательности:

  • Разбиваем проект с детьми «Традиции русского народа» на отдельные тематические части. Им придумываем названия.
  • Подбираем для каждой материал: пословицы, загадки, картинки, мультики, игры. Лучше с запасом – а вдруг что-то «не пойдет».
  • Приносим в группу предметы, делаем презентации из картинок, подбираем видеоматериал. Пишем подводки и делаем связки между частями – для перехода от одного понятия к другому. Наша работа немного напоминает написание сценария.

Мы будем готовить проект «Традиции и обычаи русского народа» в подготовительной группе. Для малышей можно упростить и сократить подачу информации, больше сосредоточиться на картинках и играх.


Рекомендую не растягивать занятие надолго, иначе восприятие притупляется. И не пытаться объять необъятное: за один раз обо всех традициях не расскажешь. Потому, что от переизбытка информации все перемешается в головах. Лучше поведать коротко с парой примеров. Во вступлении можно рассказать, что Россия большая, населяет ее много народов. Поэтому и традиций много. Сказать пару слов об истории и природе страны.

Полезная литература по теме

  • Электронное пособие «Духовно-нравственная культура и традиции русского народа» . Это удобная программа для ПК, а не книжка. Материал систематизирован по разделам, методисту есть чем поживиться.
  • Узнать нашу страну поближе поможет прекрасный «Путеводитель для детей. Россия» . Это ссылка на электронный формат PDF, хотя есть и бумажное издание.
  • Малыши не так любят слушать, как делать что-то своими руками. Рекомендую попробовать раскраску «Русские традиции» . По ней можно много чего рассказать и показать. А потом, для закрепления, дать ребенку раскрасить матрешки, игрушки, посуду со страниц издании я.
  • Педагогический сборник Ушинского «О воспитании детей и юношества» . Будет полезен для детских педагогов.

Проект «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе и старшей можно дополнить еще одной полезной книжкой. Она называется «Расту культурным: для детей 5-6 лет» . В книге коротко и просто рассказывается о русских традициях: одежде, убранстве избы, других составляющих культуры. Издание с иллюстрациями, будет полезным для домашнего чтения. Там вообще много полезного: как вести себя на улице, на природе и т.д.

Интересную тематическую литературу я приведу ниже – в подразделах, посвященных той или иной традиции. Там будет о чаепитии, игрушках, музыкальных инструментах.

Проект для детей «Традиции русского народа»: национальная кухня

Национальные блюда – важная часть культурного достояния. Недаром, когда люди едут за границу, они хотят попробовать что-то из местной кулинарии. Для начала можно спросить детей, какие продукты традиционны для нашей кухни (зерновые, каши, молоко, овощи и т.д.). Крестьяне умеренного достатка мясо употребляли по праздникам. Предлагаю поинтересоваться у детей, какие они знают блюда национальной кухни. Вспомнить о щах, кашах, пирогах, пельменях, квасе, окрошке.


Поговорка «Щи да каша – пища наша» родилась не на пустом месте. Это действительно народная еда. В проект «Традиции русского народа» (старшая группа) уже можно включить игры «Назовите мне». Например, все, что делается из муки (калачи, хлеб, пирожки, блины, оладьи). А еще – какие начинки используют для блинов, какие продукты нужны для щей. Скажу, что картофель в щи изначально не добавляли, он стал распространяться в России только в 18 веке.

Отдельно стоит упомянуть о сладостях. Их было не так много видов, но почти все на слуху. Среди них варенья, пастила, пряники и калачи. Кстати, кисель считался не едой, а питьем. Чтобы заинтересовать деток, рекомендую предложить им раскраску «Русские пряники» . Можно сказать о ритуальных блюдах. Это пасха, крашенки, кутья, блины на Масленицу.

Проект «Традиции русского народа»: рассказываем об архитектуре и быте

Раньше самым доступным строительным материалом было дерево. Из бревен строили избы. В них деревянными были стены, перекрытия, стропила для крыши. На весь мир известны русские деревянные постройки, возведенные без единого гвоздя.

Какие же без пословиц традиции русского народа? Проект можно дополнить народными изречениями об избе. Попросите детей пояснить, как они понимают смысл этих пословиц. Например:

  • Не взявшись за топор, избы не срубишь.
  • Изба красна углами, а обед пирогами.
  • К пустой избе замка не надо.

При возможности избы украшали резными элементами на крыше, наличниках и т.д. Русская изба многократно упоминается в сказках. Спросите у детей, в каких. Например, баба Яга жила в избушке на курьих ножках. В «Зайкиной избе» хитрая лиса прогоняет зайца из его жилища. Вот тут есть мультик на эту тему на 6 минут.

Проект «Традиции и обычаи русского народа» (средняя группа) будет неполным без упоминания печки. Ее называли кормилицей. В печи варили еду и пекли хлеб, грели воду, она использовалась для отопления. Топили дровами, которые заранее заготавливали и сушили. На печи спали, в ней мылись. Это не шутка, дровяную печь использовали вместо бани. А тело натирали золой вместо мыла. Можно рассказать о бане.


Крестьянскую мебель обычно делали из дерева. Это были лавки и скамьи, столы, поставцы (высокие «пеналы» с полками для посуды), ткацкие станки, люльки, сундуки, полати (настилы для спанья). Посуда и утварь были глиняные и деревянные. Утварь – это коромысла, ведра, бочки, корзины, кадки, лохани, корыта, ступы.

Проект «Культура и традиции русского народа» не будет полным без упоминания церквей. Они возводились умельцами тоже из дерева. Материал легко горит и портится от погоды. Поэтому старинных сооружений из дерева осталось очень мало. Использовался и кирпич, но стоил дорого. Это был стройматериал для богатых. На картинках можно показать золотые купола церквей.

Русские традиции для детей: проект о народных промыслах

О вышивке, резьбе, лепке игрушек можно рассказать коротко. А можно действительно выделить эту тему в отдельный проект. Он получится очень красочным.

Умельцев и мастеров на Руси любили. О них говорили: «Мастер на все руки», или «Золотые руки». Талантливые мастера вырезали из дерева, ткали и шили, делали вещи из керамики и металла. Можно предложить детям полюбоваться продукцией народных промыслов – на картинках или в реальности. Тут просто раздолье!

В проект по приобщению детей к традициям русского народа предлагаю добавить рассказ о гжели, золотой хохломе, дымковской или филимоновской игрушке, жостовской росписи. Заинтересовать деток можно, давая вещи потрогать. Например, тульские расписные свистульки так и просят, чтобы в них посвистели. А матрешки – чтобы разобрали и собрали.

Раскраска «Русские игрушки» поможет привыкнуть к форме и традиционным цветам расписных поделок. Стоит копейки, детям нравится. Порекомендую еще одну раскраску «Русские сувениры» . Сама от нее получаю массу удовольствия (визуального).

Проект «Традиции и культура русского народа»: интересно об одежде

Чтобы сделать одежду, сырье надо было подготовить самостоятельно. Соткать полотно, выделать кожи, вручную сделать вышивку, раскроить и сшить. Традиционный мужской костюм включал рубаху и штаны, зипун, кафтан, сапоги или лапти. Была и другая верхняя одежда – например, свитка, армяк и т.д.


Женский костюм намного более разнообразен. Основу тоже составляла рубаха. Далее надевался сарафан или понёва (набедренная одежда типа юбок). Использовалась телогрея, шушпан, шубы, муфты и многое другое. Рассказы о кокошниках, монистах, колтах и гайтанах часто вызывают восторг.

По теме есть детское пособие «Русский народный костюм» . С его помощью можно дополнить проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа». Там есть конспекты занятий по национальной одежде.

Рассказываем о нематериальных традициях

На Руси любили принимать гостей. Потчевать их, уговаривать покушать и отведать. О чрезмерном рвении угодить написал Крылов в «Демьяновой ухе». Из традиций гостеприимства родилась пословица «В тесноте, да не в обиде». Мол, за столом всем места хватит. С другой стороны, день людей был полон делами. Поэтому говорили, что «Незваный гость хуже татарина».

Одна из традиций гостеприимства – чаепитие. Его можно включить в «Обычаи и традиции русского народа», проект для ДОУ. Наверно, все слышали поговорку: «Что, даже чаю не попьете?» Не предложить гостю чай было чем-то немыслимым, а отказаться от него — обидным. Пили чай с баранками, вареньями, медом, молоком, выпечкой.

Мне понравилось издание для детей «Чаепитие. Знакомство детей с русскими народными традициями» . На занятии можно показать картины «День рождения в саду» Богданова-Бельского, «За чаем» Маковского. Рассказать о самоваре или принести его на занятие. Обожаю эту загадку:

В нем вода, но он не речка.
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть и печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил, дымится пар!
Ой, спасибо,… (самовар).


Если делать проект «Традиции и обычаи русского народа» в детском саду, стоит упомянуть о посиделках. Это время, когда люди собирались в одной избе и делали каждый свою работу. Пряли, вышивали, строгали ложки и пели. Обычно это происходило по вечерам зимой, ведь в летнее время было много полевой работы. Вот пословицы о труде и работе:

  • Дело мастера боится.
  • Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Русские люди отмечали праздники. В день церковного празднества надо было рано встать, надеть лучшую одежду, пойти в церковь. После службы шли домой или на природу: петь, играть, водить хороводы. Отмечали святки, Масленицу, Пасху, Благовещенье, Покрову, другие праздники. Можно упомянуть, что раньше детей называли по имени святого, чьи именины праздновались в ближайшие к рождению дни. Или по старшим родственникам.

Фольклор и устное творчество

В проект в средней группе «Традиции русского народа» рекомендую включить тему игр и хороводов. Играть лучше во что-нибудь с умеренной активностью – например, в «Ручеек» или «Колечко-колечко». Стоит это сделать в середине или в конце занятия, чтобы детки размялись. Кстати, дочки-матери, прятки, жмурки, ладушки – это все народные игры.

Русские народные песни и сказки – те, у которых нет автора. Их сочинял сам народ, передавал от старших – младшим, и так много поколений. В рамках проекта с детьми «Традиции русского народа» можно спросить, какие сказки и песни они знают. Что-нибудь прочитать или предложить спеть. Вот тут есть небольшая подборка песен для детей . Они бывают обычными, а бывают специальными. Например, свадебными, величальными, хороводными, колыбельными, частушками.

К традиционным музыкальным инструментам можно отнести балалайку, гармонь, гусли, бубен, рожок, свистульки, ложки, дрова (своеобразный ксилофон). Очень рекомендую книгу «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты» .

«Традиции русского народа»: проект сделаем!

В конце занятия можно позадавать детям вопросы или позагадывать загадки. Могу точно сказать: у каждого методиста эти проекты получаются разными! Из-за подобранных картинок и текста, подводок, стиля и последовательности подачи информации. Не ленитесь при подборе материала. Пусть ваше занятие получится красочным и запоминающимся!

А что вы скажете, если бы в детсаду вашего ребенка стали поить чаем из самовара? Опасно это или нет? Все-таки, разливается кипяток, мало ли что. Делать так или не делать? Или лучше просто оформить чаепитие баранками, а чай принести с кухни?

На этом заканчиваю. Вознаградите меня за старания, поставьте лайк или сделайте репост. Особенно, если статья была полезной. До скорых встреч в моем блоге!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.