Произведения в форме вариации примеры. Вариационная форма и ее разновидности

Технологическая карта урока

Предмет

Музыка

Класс

3в класс

Тип урока

Усвоения новых знаний

Технология построения урока

Изучение и первичное закрепление нового материала

Тема

«Вариации»

Цель

Сформировать представление о вариации, как о музыкальной форме, уметь отличать на слух особенности построения вариаций

Основные термины и понятия

Музыкальная форма, вариации, простые вариации, свободные вариации

Планируемый(ожидаемый) результат

Знать значение понятия вариации, простые и свободные вариации, уметь определять в музыкальных произведениях вариационную форму, отличать на слух простые и свободные вариации, создать модель вариаций

Предметные умения

Личностные УУД: развивать музыкально – эстетический вкус, музыкальный слух, умение реализовывать свой творческий потенциал в процессе индивидуального и коллективного действия, формировать умение отличать форму вариаций па слух, взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач

Регулятивные УУД: формировать умение контролировать и корректировать собственные учебные действия, понимать усепхи и неудачи в вокально – хоровой деятельности, творческих заданиях на слух

Познавательные УУД: уметь распознавать виды вариаций, опираясь на средства музыкальной выразительности, знать музыкальные области применения вариационной формы

Организация пространства

Инструмент, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Восприятие и анализ музыкального произведения

Вокально – хоровая работа

Создание модели свободных вариаций

Запись определений в рабочих тетрадях

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

Актуализация опорных знаний и умений

Стимулирование познавательной деятельности учащихся посредством демонстрации презентации, знакомство с терминами музыкальная форма, вариации

Постановка учебной проблемы

Выдвижение проблемно – поискового задания, организация путей решения с помощью наводящих вопросов

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Теоретическое разграничение видов вариаций, раскрытие их особенностей

Открытие нового знания

Открытие нового знания через теорию

Первичная проверка понимания

Создание проблемной ситуации через слушание, организация путей решения

Применение новых знаний

Организация коллективно – исполнительской деятельности, связь ее с проблемой урока, логическое построение драматургии урока, выполнение творческого задания

Проверка эмоциональной, деятельностной сферы, уровня овладения учебным материалом

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД): познавательная деятельность учащихся

Регулятивные:корректировать собственное исполнение

Коммукативные:эмоционально – образный настрой

Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передавая частичку хорошего настроения.

Какая песня звучала, когда вы заходили в класс? Эта песня звучала не случайно, сегодня, опираясь на нее, мы будем говорить о музыкальной форме вариации. (1 слайд)

Учащиеся под музыку р.н.п. «Во поле береза стояла…» входят в класс, приветствие: - Здравствуйте, учитель!

Актуализация знаний

Предметные: знакомство с новой музыкальной формой

Метапредметные (УУД): выделение главной цели урока

Познавательные: выбор критериев для сравнения

Коммукативные:сотрудничество с учителем

Исполним прозвучавшую песню. (2 слайд)

Вариации – старейшая музыкальная форма,зародилась она в народном творчестве. Народные исполнители обычно повторяли свои напевы по несколько раз, при этом, каждое новое исполнение звучало в измененном варианте. В современном искусстве вариации широко применяются композиторами в популярной музыке, так как она в основном состоит из песен, где повторяются куплеты.

Что же обозначают термины – музыкальная форма и вариации? (3 слайд)

Учащиеся принимают участие в коллективном пении, воспринимают рассказ учителя

Работают с презентацией,

записывают термины в тетрадь

Постановка учебной проблемы

Предметные: определить на слух отличительные особенности вариационной формы

Метапредметные (УУД):готовность к логическим действиям

Познавательные: мысленное расчленение произведения на части

Регулятивные: умение действовать по плану

Коммукативные: умение участвовать в совместной деятельности

Послушайте песню, звучавшую в начале урока, посмотрите видеоклип. (4 слайд)

Дайте ответы на вопросы.

(5 слайд)

Учащиеся слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

Формулирование проблемы планирование

Личностные: слушать, находить нужную информацию в презентации

Метапрдметные (УУД): разделение общих и частных понятий

Регулятивные: оценка собственных умозаключений

Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной. Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского смысла.

Такие вариации делятся на простые и свободные.

Слушают, отмечают различие видов вариаций

Открытие нового знания

Предметные: более полное знакомство со средствами музыкальной выразительности

Метапредметные (УУД): знакомить с терминами «свободные и простые» на примере вариаций

Познавательные: искать пути решения в ответе на вопрос о сложности вариаций

Регулятивные: формировать наводящие и проблемные вопросы

Коммукативные: участие в совместной деятельности, поиск компромиссов

Создавая вариации, композиторы применяют средства музыкальной выразительности. Повторим некоторые из них.

(6 слайд)

Сейчас мы еще раз услышим песню «Во поле береза стояла» в новом исполнении. П. И. Чайковский включил её в финал Симфонии №4. В этом произведении русская песня рисует картину праздничного народного веселья. Как только вы услышите звучание знакомой темы - поднимите руку иопределите, какие это вариации: простые или свободные.

(7 слайд)

Работают с презентацией, зачитывают термины, дают характеристику.

Активно слушают музыку, делают выводы.

Физкультминутка

Соблюдение здоровье сберегающих технологий

Физкультминутка «Елочка» (8 слайд)

Встают, выполняют упражнения

Применение нового знания

Предметные: применение полученных знаний в создании модели вариаций

Метапредметные (УУД): умение анализировать проблемы войны и мира

Познавательные: формированиемотивации к культуре другой страны

Регулятивные: контролировать свои эмоции

Коммукативные: участие в вокально-хоровой работе, воспринимать окружающий мир

А сейчас вы познакомитесь с японской народной песней «Сакура». (9 слайд)

Что такое сакура?

Япония – это страна земледельцев. Поэтому японцы уделяют много внимания растениям, причем воспеваемые растения часто не имеют практической значимости. Сакура – это несъедобная разновидность вишни, тем не менее, перед храмами высаживаются аллеи из деревьев сакуры, за ее цветением в конце марта – начале апреля следят все средства массовой информации, поклонение носит религиозный и эстетический характер (наслаждаются красотой).

Исполним эту песню на русском и японском языке. (10, 11 слайды)

Какой язык более благозвучен с нежным характером песни?

А нет ли у вас ощущения, что эту песню хочется продолжить?

Незаконченность – это особенность японской музыки.

Сейчас прозвучат вариации на тему «Сакура», но прежде послушайте о страшной трагедии, произошедшей в Японии в 1945 году.

6 августа 1945 года в 8 часов утра, когда японцы спешили на работу, над городом Хиросима показались три самолета. У ведущего самолета открылись люки, и от него отделилась и начала падать бомба. Когда она взорвалась, то превратилась в гигантский огненный шар, который вобрал в себя весь город, а затем поднялся над ним невиданным грибообразным облаком. В аду оказались ни в чем неповинные жители Хиросимы. А 9 августа та же участь постигла другой японский город - Нагасаки. Погибли сотни и сотни тысяч людей, а те, кто выжил, были обречены. Как вы понимаете, последствия взрывов потрясли и ужаснули всех, в том числе и российского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Все свои переживания, сочувствие японскому народу композитор выразил в вариациях на тему японской народной песни "Вишня". Чуть позже в Японии вышла книга, которая называлась "Девочка Садако хочет жить". Семья девочки попала в эту трагедию. Девочка заболела неизлечимой болезнью. Садако очень хотела поправиться и однажды, она спросила у доктора: "Буду ли я жить?". Доктор ответил: "Да. Ты поправишься, когда сделаешь тысячу бумажных журавликов." Девочка так любила жизнь, тех, кто был рядом с ней, но, несмотря на это Садако не успела сделать тысячу журавликов. В память о ней дети Японии сделали тысячу журавликов и запустили их в небо.

Слушание музыки.

(12-32 слайды)

Какой философский смысл заложен в произведение?

Люди должны помнить о страшных уроках истории. А музыка предостережет их от необратимых действий.

На партах перед вами «Модель вариаций Д. Б. Кабалевского».(Пр. 1)

Посоветуйтесь друг с другом и решите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.

Сделайте вывод – эти вариации простые или свободные? Почему?

После это задание проверяется на экране.

(33 слайд)

Вспоминают, отвечают

Участвуют в вокально–хоровой работе.

Аргументируют ответ

Аргументируют свой ответ

Учащиеся слушают,

Участвуют в рассказе о историческом событии, эмоционально сопереживают

Слушание с просмотром презентации

Дают

аргументиро - ванный ответ

Работа в парах с «Моделью вариаций»

Свободные, потому, что использованы почти все средства музыкальной выразительности, первоначальная тема узнается с трудом.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные: осознание развитости музыкально – эстетического чувства

Метапредметные (УУД): умение самоопределиться в оценивании усваемого содержания, обеспечивающего личный моральный выбор

Регулятивные: понимание успешности и причин неудач

Коммукативные:уменииеучаствовать в совместной деятельности

В конце урока мне хочется узнать, как вы оцениваете свою деятельность на уроке. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны хлопните в ладоши один раз, если нет, стукните один раз ногой.

  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 10 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 11 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 12 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 13 страница
  • Вариационность – явление всепроникающее. Её относят в разряд принципов художественного мышления. Вариационность может проявляться в самых различных формах, даже песенных.

    Вариационная форма – явление более узкое, чем вариационность, это определённый тип воплощения вариационности и одновременно её высший тип, поскольку вариационность выражена последовательно, на основе сложившихся композиционных систем.

    Вариационные формы имеют следующие разновидности:

    1. Формы с tenore ostinato на основе техники с cantus firmus.

    2. Формы с basso ostinato.

    3. Формы с soprano ostinato.

    4. Полиостинатные формы.

    5. Тема с вариациями (классический тип)

    6. Тема с вариациями (романтический, характерный тип).

    7. Симфонизированные вариации на классической основе.

    8. Слитно-вариационные формы на основе темы в музыке ХХ века.

    9. Вариационные формы на основе серийной техники.

    10. Вариации ХХ века с новой трактовкой фактора темы.

    Происхождение вариационной формы восходит к незапамятным временам, поскольку связано с фольклорными истоками. В частности, песенная (куплетная) вариационность имеет древнейшие корни. Смена слов в куплетах – уже вариации. Импровизационность народной музыки обусловливает отсутствие системности в проведении вариационного принципа.

    Первые вариационные формы профессиональной музыки связаны с опорой на cantus firmus. Такие вариационные формы проявились в мессах и мотетах XV века. В XVII веке появились вариации, построенные на сплошном повторении в басу одного и того же мелодического оборота. Такой бас, состоящий из многократного повторения одной мелодической фигуры, называется basso ostinato (упорный бас). В вариационных формах с basso ostinato создавались пассакалии и чаконы. Историческое развитие форм с basso continuo прерывалось в XVIII-XIX веках. Около полутора веков композиторы не обращались к этому типу формы. В ХХ веке произошёл возврат к идее старинной вариационной формы, но обновление музыкального языка повлекло за собой симфонизацию вариационных форм с basso continuo и повышение экспрессии.

    Вариации на выдержанную мелодию, которая тяготеет к песенной форме и повторяется остинатно в любом слое фактуры, исключая собственно бас, принято называть вариациями с сопрано остинато. Исторические корни этой формы уходят в глубокую древность, но её композиторское осмысление произошло уже в «золотом веке» гармонии, а вариации на выдержанную мелодию появились в первой половине XIX века. Такой тип вариаций встречается в квинтете «Форель» Шуберта, в Сонате для юношества ор 118 № 1 Шумана. Однако подлинным основателем формы является М. Глинка, с которым связаны стабилизация формы и её заметная роль в русской музыке, не случайно такие вариации называют «глинкинскими» Становление этого типа вариаций связано с историей русской оперы. Оперы Глинки дали толчок к развитию куплетно-вариационной формы с сопрано остинато не только в опере, но и в камерной вокальной, а позднее и в симфонической музыке.



    Классические вариации – это тема с вариациями. Темой с вариациями называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и нескольких повторений в изменённом виде, и называемая вариациями. Схема такой формы может быть представлена в виде

    А + А¹ + А² + А³ …

    Классические вариации называются строгими или орнаментальными. Их прототипами являются танцы с дублями.



    Тема может быть авторской или заимствованной. Если вариации включались в сонатно-симфонический цикл, то темы создавались авторские. Тема была гомофонная, она воплощалась в форме периода, простой двухчастной или простой трёхчастной форме. Темп обычно средний, чтобы можно было наращивать ускорение через увеличение ритмоплотности или осуществление контрастного включения в форму медленной вариации. Тональность обычно выдерживается от начала до конца. Если происходит смена лада, то обязателен возврат назад. Мелодия и гармония сохраняются узнаваемыми. Используется орнаментально-фигуративная техника, так как вариации фактурные. В качестве образца могут быть рассмотрены вариации (первая часть) из бетховенской сонаты ор. 26.

    Двойные вариации – это вариации на две темы. Схема такой формы может быть оформлена следующим образом:

    AB + A¹ B¹ + A²B² …

    В качестве примера могут быть рассмотрены гайдновские вариации “La Roxelane”.

    Если же темы контрастны, то вариации концентрируются вслед за своими темами, образуя тематические группы:

    АА¹А²А³ ….. ВВ¹В²В…

    Так, в «Камаринской» М. Глинки сначала звучат свадебный напев и три вариации на него, затем плясовая и 13 вариаций, из которых первые 6 с неизменной мелодией, затем следуют строгие вариации и опять группы вариаций на первую и вторую темы.

    Вариации эпохи романтизма получили название свободных, или характерных . Свободная вариационность означает нарушение тематической структуры и активное контрастирование двух разновидностей:

    1) с преимущественным удержанием формы темы – в качестве примера могут быть рассмотрены «Симфонические этюды» Р. Шумана;

    2) с постоянным нарушением формы темы, нередко с введением фуг и т.д. В качестве примера могут быть рассмотрены поздние циклы Бетховена, многие вариационные циклы Брамса.

    В качестве примеров симфонизированных вариаций могут рассматриваться «Симфонические вариации» Ц. Франка, «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова.

    В ХХ веке возникли новые разновидности вариационных циклов. Среди них полиостинатные формы, вариационные формы на основе серийной техники и т.д. Полиостинатные вариации тяготеют к слитности и в большинстве случаев достигают её абсолютного выражения. Третий концерт Р. Щедрина написан в необычной форме, в которой тема появляется как итог вариационного развития.

    К концу ХХ века традиционная «тема с вариациями» утрачивает актуальность. Получила развитие серийная вариационность (синтез свободной серийности и сонорики). Тема заменяется понятием «центральный элемент» с конструктивно-ведущей функцией. Вслед за А. Бергом и Э. Денисовым многие композиторы стали разрабатывать этот новый принцип вариационного развития.

    Задания:

    1. Проведите анализ следующих произведений: Й. Гайдн. Вариации “La Roxelane”; Л. Бетховен. Шесть лёгких вариаций на швейцарскую тему; В. Моцарт. Вариации на тему “Ah! Vous dirai-je, Maman”; Д. Кабалевский. Вариации ре минор; Р. Шуман. Симфонические этюды.

    2. Определите тип вариаций, средства варьирования, использованные в «Каприччио на русские темы» М. Глинки.

    РОНДО

    Рондо называется такая форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трёх раз, а между её проведениями помещаются части иного содержания и, чаще всего, каждый раз нового. Структура может быть представлена в следующем виде:

    A + B + A + C + A + …

    Основные принципы – репризность и контрастное сопоставление. Форма рондо происходит от хороводной песни с припевом. Термин «рондо» означает «круг», «хоровод».

    Повторяемая тема называется главной партией (по старинной терминологии рондо (rondeau) или рефрен (refrain), то есть припев). Используемые обозначения: 1-е проведение главной партии, 2-е проведение главной партии и т.д. Части, расположенные между проведениями главной партии, называются эпизодами. Рефрен рондо выступает в роли initio по отношению к следующему за ним эпизоду и как terminus (реприза) по отношению к предыдущему, а функцию motus’a выполняют эпизоды.

    Куплетное рондо возникло в гомофонной музыке, такая форма характерна для французских композиторов XVII – первой половины XVIII века. Основные черты музыки – отсутствие длительного сквозного развития, относительная замкнутость частей формы при их краткости, механичность сцепления частей формы. Части обычно краткие, но их много, поэтому формы получаются крупные. Произведения, написанные в форме куплетного рондо, часто имели программное содержание. Такие формы характерны для творчества Ф. Куперена. Написанная в форме периода главная партия могла быть слегка варьирована при последующих проведениях.

    Эпизоды в раннеклассическом рондо дают небольшой тематический контраст, они могут включать элементы главной партии. Порядок тональностей может быть произвольным, хотя действует ограничение тональностями первой степени родства. Общий тональный план приближается к обычной формуле T D S T. Связующие части куплетному рондо, как правило, не свойственны, кода отсутствует. Старофранцузские рондо (старинные, клавесинные) обычно имели программно-изобразительные названия – «Кукушка» и «Курица», «Маленькие ветряные мельницы» и «Жнецы», «Единственная» и «Любимая». Общий характер музыки оставался вполне однородным и даже при достаточно драматических названиях – приятным и ласковым.

    Рококо сменил сентиментализм (середина XVIII века), и в рондо вторглись контрасты, разработочные построения, активное тональное развитие, в которое мог вовлекаться и рефрен. Для такого рондо, как можно наблюдать у К.Ф.Э. Баха, более характерно освобождение от норм предшествовавшего стиля, чем утверждение каких-либо своих.

    Исторически следующей разновидностью явилось рондо зрелого классицизма – классическое, или простое рондо. Для простого рондо характерно стремление к сквозному развитию и преодолению разобщённости частей формы. Появляются связки, кода. Вносится вариационность, усложняется схема.

    В классическом рондо главная партия замкнута. Она строится чаще всего по типу простой двух- или трёхчастной формы. Эпизоды в этой разновидности пропорционально шире, разнообразнее по форме. Написаны эпизоды в простой двух- или трёхчастной форме, иногда в форме периода. Первый эпизод может быть неустойчивым построением серединного характера. Второй эпизод приближается к роли трио в сложной трёхчастной форме с неполной репризой. Возникает следующая схема:

    как бы одна часть трио реприза

    Различия двух форм:

    1) главная партия рондо обычно двух- или трёхчастна, а не период, как в простой трёхчастной (как раздела сложной трёхчастной);

    2) первая часть сложной трёхчастной формы однотемна, а в рондо первый эпизод вносит тематический контраст;

    3) весомость трио в трёхчастной форме больше, чем эпизода в рондо.

    Такое рондо включает связки и связующие части разработочного характера на основе материала темы, вступление которой таким образом подготавливается. Кода основывается на материале прошедших тем. Разработочное развитие в целом не свойственно этой форме. Особой сложностью отличаются финалы сонат В. Моцарта, которые могут включать по два эпизода подряд. Рондо XIX века становятся более свободными. Средние проведения главной партии могут быть в подчинённой тональности ради колористического разнообразия и преодоления статичности формы. Связующие части разработочного характера уменьшают степень замкнутости частей. Материал для эпизодов трактуется свободно.

    Рондо часто представляет собой самостоятельное произведение, нередко программное (фортепианное рондо Л. Бетховена «Гнев по поводу утерянного гроша»). Рондо может быть частью циклического произведения, оно чаще всего используется в финалах, иногда появляется в средних частях. Рондо используется в оперной музыке вплоть до придания рондообразной структуры целому акту или картине. В качестве примера может быть рассмотрен финал 1-го действия оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. В русской музыке рондо часто используется в вокальной музыке в связи со структурой текста.

    Задания:

    1. Проведите анализ следующих произведений: Ф. Куперен. «Развевающиеся ленты», «Жнецы»; Л.К. Дакен. «Кукушка»; В. Моцарт. Соната К. 570, финал; В.А. Моцарт. Фортепианное трио C-dur, финал; Л. Бетховен. Соната № 1, финал; Д. Кабалевский. Сонатина C-dur, финал.

    2. Сравните строение романсов М. Глинки «Ночной зефир» и А. Даргомыжского «Ночной зефир струит эфир…».

    3. Составьте схему строения финала фортепианной сонаты № 11 В.А. Моцарта.

    РОНДО.

    СЛОЖНАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА.

    Это такая форма, в которой хотя бы одна из двух частей написана в простой 2-х или 3-х частной форме, а другая является в типичных случаях периодом, либо тоже простой 2-х, 3-х частной формой.

    Встречается эта форма редко, так как она основана на контрастном сопоставлении двух частей, которые требуют заключения, вывода (что происходит в простой 3-х частной форме).

    Сложная 2-х частная форма может быть репризной и безрепризной. Редко встречается репризная сложная 2-х частная форма (Пример: Моцарт, 16 соната, 2ч. – А-А1-В-А2). Чаще встречается безрепризная сложная 2-х частная форма. Она типична для вокальной музыки, где текст и ход сценического действия могут скреплять резко контрастирующие две части в единое целое и делать невозможным репризное возвращение первой части.

    Чайковский «Пиковая дама», 2к. ариозо Лизы «Откуда эти слезы»

    (1ч. – пр.3-х ч.ф., 2ч. – период в одноим. мажоре).

    Чайковский «Евгений Онегин», квартет из 1д.

    (1ч. «Слыхали ль вы», 2ч. «Привычка свыше», пр. 3-х ч. ф.).

    По своей функции и характеру, вторая часть сложной 2-х частной формы иногда бывает близка развитой и самостоятельной коде на новом тематизме.

    Моцарт. Дуэттино Дон-Жуана и Царлины.

    Иногда первая часть исполняет функцию самостоятельного вступления.

    Шуберт. «Любопытство» («Прекрасная мельничиха»).

    В некоторых случаях сложная 2-х частная форма образуется в куплетной песне в качестве запева и припева.

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА.

    Чайковский «Мы сидели с тобой».

    Глинка «Давно ли роскошно»

    Новиков. Гимн демократической молодежи.

    Основная тема проводится не менее трех раз и чередуется с частями иного содержания. Повторяющаяся часть называется рефрен, а разделы между рефреном – эпизоды. Таким образом рондо подразумевает не менее пяти частей: А-В-А-С-А….

    В основе рондо лежит принцип контраста и повтора. Рондо можно рассматривать, как сцепление нескольких трехчастностей:

    А – В – А – С – А – D – А

    Рондо иногда напоминает сложную 3-х частную форму с сокращенной репризой (А-В-А-С-А, где С – средний раздел).

    Рондо – в переводе «круг». Истоки его в старинных хороводных песнях, где в запеве менялся текст, а в припеве повторялся. Рондо – не только форма, но и жанр, так как это вид танца. Как правило, рондо – оживленное, танцевальное по характеру, но есть и медленные рондо.

    Бетховен. Соната №8, ч.2.

    Круг образов рондо – жанрово-характерный, менее драматический. Используется рондо и как самостоятельная пьеса, и как часть цикла, и как форма темы. Существуют три типа рондо:

    1. Старинное (куплетное) – в произведениях французских клавесинистов 17-18в. Оно многочастное, в нем части не велики, просты, как правило, не более периода, эпизоды мало контрастны и напоминают середину типа развития. Рефрен повторяется точно, а каждый новый эпизод больше предыдущего. Как правило, в конце – кода. Образы, отраженные в старинном рондо – бытовые.

    Дакен Кукушка.

    2. Классическое – сформировалось у классиков. Оно, как првило, пяти частное (А В А С А), но части крупнее по размерам и более контрастны по содержанию. Рефрен написан в простой 2-х или 3-х частной форме, звучит в основной тональности. Эпизоды (два) больше по размерам и контрастнее по содержанию. Тональное развитие строго определено: 1 эп. – в доминантовой тональности, 2 эп. – в субдоминантовой тональности. Между разделами вводятся связки. Второй эпизод вводится сразу, контрастом к рефрену. Этим, а также тональностью и тематическим материалом, он напоминает трио. Характерна кода.

    Гайдн. Соната ре мажор, финал.

    Бетховен. Соната №20, 2ч.

    3. Свободное - возникает в послебетховенский период, когда композиторы развивают рондо в сторону большей свободы (особенно у романтиков). Свободное рондо имеет более пяти частей, рефрен может проходить не полностью, в других тональностях, контраст между частями ярче (что приближает рондо к сюите).

    Часто встречается такое рондо у Шумана. Пример: «Венский карнавал», 1ч. – 11 частность, 1 эп. – мечтательный, 2 эп. – полетный, 3 эп. – драматический, 4 эп. – фанфарный, 5 эп. – в Es dur, в конце – кода.

    Еще один пример – Глинка, Вальс – фантазия (мечтательный рефрен по схеме вступления, в простой 3-х частной форме).

    Вступ.- Р. - 1ЭП. - Р. - 2ЭП. - Р. - 3ЭП. - Р. - 4ЭП. - 5ЭП. - Р. - КОДА

    А В А С А D А Е С А

    Ава а1 в а1 соло трамб.

    Существуют разнообразные формы:

    1. Когда рондо начинается с эпизода.

    2. Сложная 3-х частная форма с добавленным рефреном.

    Шопен. Вальс, ор.43 (с эпизода)

    Моцарт, Турецкое рондо (3-х ч. с рефреном).

    Бетховен симфонизировал рондо, ввел черты сонатности: 21 соната, финал (1 эп. – Поб т., 2 эп. – разраб., рефрен – реприза, кода на теме рефрена).

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА.

    Шопен. Вальс №7.

    Глинка. «Ночной зефир».

    Щедрин. Юмореска.

    Равель. Павана.

    Состоит из первоначального изложения темы и ряда её повторов в измененном виде. Эти повторы называются вариациями. Схема вариаций такова: А – А1 – А2 – А3 – А4 …

    Вариационная форма дает возможность многогранного раскрытия темы. Здесь одновременно сочетается принцип контраста и повтора. Для основной темы характерна ясность, простота, завершенность формы.

    Вариации бывают строгие и свободные.

    Строгие – наиболее древние вариации на basso ostinato и классические вариации. Есть вариации на soprano ostinato (их называют глинкинскими) – смешанный принцип строгих и свободных вариаций (Глинка. Персидский хор).

    Вариации на basso ostinato получили популярность в 17-18в. Прием basso ostinato имел место в пассакалиях и чаконах (непрерывный повтор баса).

    Гендель. Пассакалия соль минор.

    В эпоху классицизма появляются классические вариации. В их основе лежит простая, замкнутая, с четкой формой (простая 2-х, 3-х ч. ф.) тема. Основной принцип – неизменность облика темы. Не меняется тональность (возможна смена лада), форма, гармонический план.

    Меняется фактура (орнаментально-фактурные), ритм, регистр, диапазон, тембры. Каждая следующая вариация сложнее предыдущей. Происходит накопление движения – дробление длительностей. Чтобы сохранить форму, вариации объединяются в группы. Предпоследняя вариация, как правило, близка к теме. Обязательно наличие коды.

    Моцарт. Соната №11, 1ч.

    Среди классических вариаций распространение получили двойные вариации (вариации на две темы). Строение их может быть различным:

    1. проводится одна тема с вариациями, затем другая тема с вариациями, затем их чередование (Бетховен, симфония №3, финал).

    2. Чаще всего изложение обеих тем, а затем их вариации (Бетховен, симфония №5, 2ч., Гайдн, симфония Es dur, 2ч.)

    В 19 веке складывается тип свободных вариаций. Одна из разновидностей – soprano ostinato. Как правило они использовались в вокальной музыке.

    Мусоргский. Песня Марфы.

    Глинка. «Руслан и Людмила», баллада финна.

    Постепенно они переходят и в инструментальную музыку.

    Шостакович. 7 симфония, эпизод нашествия.

    Равель. Болеро.

    В 19 веке распрстранились и свободные вариации. В них меняется: гармония, тональность, форма, частично тема. Вариации могут носить более индивидуализированный характер (близость сюите).Встречаются жанровые вариации. В расположении свободных вариаций главный принцип – контраст. Поэтому возрастает роль финала, который, как правило, написан в самостоятельной форме.

    Шуман. Симфонические этюды.

    Вариационная форма используется в отдельных произведениях как самостоятельная. Вариации используются как часть цикла (Брамс, симфония №4, финал, Бетховен, соната №12, 1ч.). Могут быть частью части (Шостакович. Эпизод фашистского нашествия). Характерны вариации для произведений повествовательного характера: баллад, медленных частей.

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА.

    Бах. Месса си минор, №16

    Бетховен. Соната №12, 1ч.

    Чайковский. Камаринская.

    Мусоргский. Песня Марфы.

    Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини.

    Бетховен. 32 вариации.

    ). Однако однократное применение принципа варьирования не создаёт на его основе форму. Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее 2 вариаций.

    Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной.

    Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского (Бетховен . Ариетта из Сонаты № 32 для фортепиано).

    Классификация

    Вариации принято классифицировать по четырём параметрам:

    В процессе развития этой формы укрепились несколько основных типов вариаций с относительно стабильной комбинацией указанных признаков. Это: вариации на выдержанную мелодию, вариации на basso ostinato :159 , фигурационные вариации и жанрово-характерные вариации. Эти типы существовали параллельно (по крайней мере с XVII века), но в разные эпохи какие-то из них были более востребованы. Так, композиторы эпохи барокко чаще обращались к вариациям на basso ostinato :159-160 , венские классики - к фигурационным, композиторы-романтики - к жанрово-характерным. В музыке XX века все эти типы сочетаются, появляются новые, когда в качестве темы может выступать отдельный аккорд, интервал и даже отдельный звук.

    Кроме того, существуют несколько специфических типов вариаций, которые встречаются реже: это вариационная кантата (см. Кантата) эпохи барокко и вариации с темой в конце (появившиеся на исходе XIX века).

    Важно отметить, что во многих произведениях применяются разные типы варьирования. Например, начальная группа вариаций может быть вариациями на выдержанную мелодию, далее - цепь фигурационных вариаций.

    Организация формы

    Любой вариационный цикл - разомкнутая форма (то есть новые вариации можно в принципе прибавлять бесконечно) :159 . Поэтому перед композитором встает задача создать форму второго порядка. Это может быть «волна» с нарастанием и кульминацией, либо любая типовая форма: наиболее часто это трёхчастная форма или рондо . Трёхчастность возникает в результате введения контрастной вариации (или группы вариаций) в середине формы. Рондообразность возникает вследствие неоднократного возвращения контрастного материала.

    Часто вариации объединяются в группы, создавая локальные нарастания и локальные кульминации. Это достигается за счёт единой фактуры или за счёт ритмического нарастания (диминуирование). Ради придания форме рельефности и чтобы как-то разбить непрерывный поток сходных вариаций, уже в классическую эпоху в развёрнутых циклах одна или несколько вариаций проводились в другом ладу . В вариациях XIX века это явление усилилось. Теперь уже отдельные вариации могут проводиться в других тональностях («Симфонические этюды» Шумана - при исходном cis-moll , есть вариации в E-dur и gis-moll , финальная вариация - Des-dur) :170-171 .

    Возможны различные окончания вариационного цикла. Завершение может быть сходным с началом либо, наоборот, максимально контрастным. В первом случае в конце произведения проводится тема в близком к первоначальному варианте (Прокофьев . Концерт для фортепиано с оркестром № 3, 2-я часть). Во втором окончание представляет собой максимум продвижения в данном направлении (например, самые мелкие во всем цикле длительности). Ради контраста финальной вариации может меняться метр и жанр (частое явление у Моцарта). Как наибольший контраст гомофонной теме в конце цикла может звучать фуга (в классическую и послеклассическую эпоху).

    Вариации на выдержанную мелодию

    В вариациях этого типа сохраняется мелодия, а варьирование происходит за счёт сопровождающих голосов . В силу этого они принадлежат к косвенным вариациям.

    Вариации на выдержанную мелодию применяются в основном в вокальной музыке, неизменность мелодии сближает их с куплетными формами (отличие в том, что в этих формах меняется не сопровождение темы, а текст). Их любили русские композиторы - этот тип варьирования особенно соответствовал духу русской песни , соответственно и применялся в операх в хорах и песнях народного характера. В западноевропейской музыке в качестве самостоятельного произведения вариации на выдержанную мелодию - редкость (Гайдн . Квартет ор. 76 № 3, 2-я часть), но в фигурационнных циклах венских классиков могут применяться в качестве начальных вариаций.

    Варьирование

    Варьирование может быть фактурным, тембровым, полифоническим, гармоническим и жанровым.

    Фактурно-тембровое варьирование предполагает изменение фактуры, введение нового рисунка, переоркестровку , в хоре - передачи мелодии другим голосам. При полифоническом варьировании композитор вводит новые подголоски или достаточно самостоятельные мелодические линии. Возможно полифоническое оформление самой темы в виде канона и т. п. Гармоническое варьирование выражается в перегармонизации мелодии. Масштабы изменений могут быть разными, вплоть до изменения лада (Глинка . «Персидский хор» из «Руслана и Людмилы» , 3-я вариация) :174 или даже переноса мелодии в другую тональность (Римский-Корсаков . Хор «Высота» из оперы «Садко»). Жанровое варьирование возникает тогда, когда все перечисленные типы варьирования приводят к образованию нового жанрового облика темы. Этот тип варьирования в вариациях на выдержанную мелодию редок.

    Вариации на basso ostinato

    Вариациями на basso ostinato называется такая форма, которая основана на неизменном проведении темы в басу и постоянном обновлении верхних голосов :160 .

    Тема

    Тема - небольшая (2-8 тактов, обычно - 4) одноголосная последовательность в разной степени мелодизированная. Обычно её характер очень обобщённый. Множество тем представляют собой нисходящее движение от I к V ступени, часто хроматическое. Бывают темы менее обобщенные и более мелодически оформленные (Бах . Пассакалия до минор для органа).

    Варьирование

    В процессе варьирования тема может переходить в верхние голоса (Бах . Пассакалия до минор для органа), фигурированно изменяться и даже транспонироваться в другую тональность (Букстехуде . Пассакалия ре минор для органа).

    В силу краткости темы часто имеет место объединение вариаций попарно (по принципу сходной фактуры верхних голосов). Границы вариаций не всегда четко совпадают во всех голосах. У Баха часто несколько вариаций в одной фактуре образуют единое мощное развитие, их границы пропадают. Если этот принцип проводится на протяжении всего произведения, целое трудно назвать вариациями, так как нельзя признать вариациями проведения баса в нижнем голосе без учёта верхних. Возникает своеобразный контрапункт формы.

    Завершение цикла может выходить за пределы вариаций. Так, органная Пассакалия Баха заканчивается большой фугой .

    Фигурационные вариации

    В таком типе вариаций преобладающий метод варьирования - гармоническая или мелодическая фигурация. В силу этого область применения таких вариаций - почти исключительно инструментальная музыка. Особенно часто встречаются в музыке венских классиков . У них это может быть самостоятельная пьеса (множество вариационных циклов Моцарта , Бетховена) или часть цикла (финал, медленная часть, реже - первая). В романтическую эпоху преобладают самостоятельные пьесы в форме фигурационных вариаций, причем они могут иметь другое жанровое название (например, «Колыбельная» Шопена).

    Тема

    Важное слагаемое темы - гармония (в отличие от предыдущего типа). В подавляющем большинстве случаев тема написана в гомофонной фактуре. Фактура экономная, что даёт свободу дальнейшего её изменения и накопления движения в фактуре (за счёт уменьшения длительностей).

    Поскольку большинство примеров принадлежит композиторам венской школы и их последователям, в большинстве случаев классична и форма темы. Чаще всего - простая двухчастная (обычно репризная), иногда трёхчастная, намного реже - период . В в музыке композиторов барокко возможна тема в форме бар .

    Варьирование

    В фигурационных вариациях осуществляется прямое варьирование, так как преобразуется сама тема.

    При этом применяются типовые фигуры - фигурации. Они могут быть арпеджированными , гаммообразными и т. п. Сохраняются опорные точки мелодии , которые заполняются фигурированным материалом. Мелодическая фигурация часто возникает в результате появления неаккордовых звуков вокруг этих опорных точек. Гармоническая фигурация - то или иное движение по звукам

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Вариации
    Рубрика (тематическая категория) Музыка

    Рондо

    Рондо - (от фр.
    Размещено на реф.рф
    ʼʼкругʼʼ) форма, основанная на не менее, чем трехкратном проведении основной темы-рефрена, чередующихся с новыми построениями, или эпизодами. Происхождение рондо - от песен-танцев, исполнявшихся по кругу.

    Разновидности рондо - классическое, старинное и рондо романтиков.

    Старинное рондо было распространено в музыке композиторов-клавесинистов 18 века. Рефрен здесь всœегда в форме периода. При повторе не изменяется. Эпизоды - развивающие, на материале рефрена. К примеру: А - А1 - А - А2 - А - и т.д., где А - рефрен (припев, повторяющаяся часть). Тональности эпизодов не далее 1-й степени родства (отличаются на 1 знак).

    Классическое рондо окончательно сложилось в конце 18 века у венских классиков.

    Традиционная схема: АВАСА. Рефрен - не только м. б. периодом, но и 2-3хчастной формы, при повторе может варьироваться. Последнее проведение может иметь функцию коды. Эпизоды всœегда контрастны, на новом тематическом материале. Их форма тоже должна быть сложнее периода, а тональности - до 3-й степени родства:

    А-В- А1-С- А2 (с измененным рефреном).

    Рондо романтиков -

    смысловой центр перемещается с рефрена на эпизоды. Οʜᴎ превосходят рефрен по значительности, масштабу, самостоятельности, они бывают изложены в любых тональностях, контраст может доходить до жанрового. Рефрен здесь исполняет фоново-связующую роль.

    Рондо может совмещаться с другими формами - с трехчастной (простой или сложной):

    А-В-С-В-А-В;

    с вариациями:

    А- А1-А- А2-А- А3 и т.д.

    с сонатной формой

    Рондо:

    • Бетховен Л. ʼʼК Элизеʼʼ ноты
    • Бах И.С. Гавот из Партиты № 3 для скрипки соло
    • Прокофьев С. ʼʼРомео и Джульеттаʼʼ, Джульетта-девочка, Монтекки и Капулетти
    • Чайковский П. ʼʼЛебединое озероʼʼ Вальс невест, 3 акт
    • Матос Родригес Танго ʼʼКумпарситаʼʼ
    • Шопен Вальс №7 cis-moll

    Глинка М. Вальс-фантазия

    Сен-Санс К. ʼʼРондо-каприччиозоʼʼ для скрипки с оркестром

    Шуман Р. Венский карнавал, соч. 26, 1 ч.

    _________________________________________________________________________

    Вариации (от лат. ʼʼизменениеʼʼ) музыкальная форма, основанная на экспозиции темы и многократном ее повторении с новыми изменениями каждый раз. Вариации бывают строгие и свободные, орнаментальные, на basso ostinato, двойные.

    Форма вариаций появилась в ХVI веке. Существуют две разновидности вариационных форм:

    1. вариации строгого типа , в которых неизменной остаётся форма, масштаб, основа гармонического плана темы, но могут изменяться фактура, ритм, регистры.

    Существуют вариации на неизменную мелодию (орнаментальные, ʼʼглинкинскиеʼʼ) и на неизменный бас, на basso ostinato (бывают мелодического или гармонического типа, использовались в старинных танцах пассакалия и чакона). Вариации строятся по принципу ʼʼот простого - к сложномуʼʼ (при небольшом количестве). Большое количество вариаций делят на группы, соотношение которых даёт форму второго плана (рондо, соната͵ циклическая и т. д.)

    1. вариации свободного типа , чаще всœего - инструментальные, в которых может меняться масштаб, структура, гармония, нередко тональность и жанр (жанровые вариации). Сохраняется общность интонационного строя, вариации увеличены по масштабу, контраст между ними усиливается, и они напоминают сюиту.

    В свободных вариациях возможно использование полифонического, разработочного развития.

    Свободные вариации встречаются в вокальной музыке. Обычно есть несколько куплетов, отличающихся по масштабу, внутренней структурой, гармоническим планом. Особенность - фактическое сходство куплетов, благодаря чему образ не меняется, и каждый куплет - вариант.

    Двойные вариации вариации на две разные темы. В процессе развития они влияют друг на друга, обогащаются, обычно сближаются (приобретая черты симфоничности и сонатности). Существует три типа:

    1. с поочередным варьированием:

    А В А1 В1 А2 В2 А3 В3 и т.д.

    2. с групповым варьированием:

    А А1 А2 А3 А4 А5 В В1 В2 В3 В4 В5 В6 А6 А7 А8 А9 А10 В7 В8 В9 В10

    3. со смешанной структурой (поочередной и групповой);

    Вариации:

    Гендель Г. Пассакалья из сюиты соль минор для клавира

    Глинка М. ʼʼКамаринскаяʼʼ

    Глиэр Р. ʼʼКрасный макʼʼ, Танец русских моряков ʼʼЯблочкоʼʼ, 1 акт

    Мендельсон Ф. Марш из увертюры ʼʼСон в летнюю ночьʼʼ

    Равель М. Болеро

    Стефанів Р. Молдавская хора

    Барабушки

    Крыжачок

    Вариации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вариации" 2017, 2018.

  • - Геомагнитные вариации

    Магнитосфера Магнитное поле земли Географические магнитные полюса: 4 полюса (географические и магнитные). Земля вращается вокруг собственной оси. Точки выхода оси вращения на поверхность земли называются географическими полюсами (Северный и Южный). В... .


  • - Относительные показатели вариации

    Коэффициент осцилляции: %. Линейный коэффициент вариации: %. Коэффициент вариации: %. Обща дисперсия –измеряет вариацию признака по всей совокупности от общей средней под влиянием всех факторов, обусловивших эту вариацию: . Межгрупповая дисперсияхарактеризует... .


  • - Показатели вариации.

    На основе анализа потребления, сбережения и дохода Кейнс делает вывод о влиянии этих категорий на макроэкономическое равновесие. КАКОВ ЭТОТ ВЫВОД??? Теория мультипликатор Рост инвестиций способствует росту нац дохода в силу эффекта, называемого эффектом... .


  • - ВАРИАЦИИ ПО МОТИВАМ ФРАНЦУЗСКИХ ИМПРЕССИОНИСТОВ

    Работы художника Стреблянского В.В. несут настолько мощную жизнеутверждающую силу, что после их просмотра хочется жить и творить. Интересный, самобытный художник Стреблянский В.В. в своих работах отдаёт предпочтение цветовому их решению, что делает их светлыми,... .


  • -

    Основатель IDЕО и гуру инноваций Дэвид Келли подает это под другим соусом: Проваливайтесь быстрее. Преуспеете скорее. Несерьезно? Может быть. ...



    2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.