Ранее Возрождение в Италии. Выдающиеся деятели раннего Возрождения

Для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.

Парадигма

Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.

Живопись Джотто (эпоха Возрождения)

Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Микеланджело

Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.

К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.

Рафаэль Санти

Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».

К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.

Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.

Альбрехт Дюрер

Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.

Тициан

Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.

Сандро Ботичелли

Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.

Данте Алигьери

Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.

Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.

Уильям Шекспир

Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.

В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества - Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

Учитель истории и обществознания

ГБОУ лицей №82 Петроградского района

Город Санкт-Петербург

Шкредова Наталья Юрьевна

Урок-презентация

По Всеобщей истории 7 класс

«ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с Эпохой Возрождения.
  2. Сформировать представления о взглядах на мир средневекового человека и человека нового времени.
  3. Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
  4. Содействовать воспитанию уважения к мировой культуре.

Оборудование урока: компьютер и проектор.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

План урока

1. Вводная часть.

Вызов. Задача этого этапа вызвать интерес к данной теме и актуализировать ранее полученные знания.

2. Содержательная часть:

Индукция. Изучение нового материала, просмотр презентации.

Общая характеристика эпохи Возрождения.

Этапы Возрождения: Раннее, Высокое, Северное.

Направления: наука, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка.

Значение эпохи в мировой культуре.

3. Заключительная часть.

Рефлексия. Закрепление пройденного и формирование личного отношения к теме урока.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Ведение.

В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

На этом же этапе предлагается задание-загадка. Учитель приводит цитату, в которой речь идёт как будто не о человеке, а о волшебнике: . Учитель предлагает ученикам высказать свои предположения, но окончательный ответ предлагается дать в конце урока.

Перечень вопросов:

Каким был взгляд средневекового человека на себя и на мир?

Выберите, какой взгляд на себя и на мир в целом начал складываться у европейца 15 века: а) человек ощущал себя частью коллектива (общины, сословия, цеха, церкви) б) человек ощущал себя отделённым от коллектива личностью?

Почему новую культуру назвали Возрождением? Что именно возрождалось и как?

В результате этого опроса должны сложиться следующие заключения: городская среда Италии породила новый тип личности: энергичного, состоятельного и активного человека, способного на самостоятельные решения, для которого были неприемлемы средневековый аскетизм, самоунижение и презрение к земной жизни. Возрождалась античность, именно она казалась образцом для подражания. В Италии, наследнице Великого Рима, для этого создавались прекрасные возможности. Возник гуманизм, который отражает новый характер философии эпохи Возрождения.

Итогом этой беседы станет переход к просмотру презентации, первым слайдом которой будет определение понятия Возрождения:

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV-XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её "возрождение" - так и появился термин.

2. Основная часть урока.

Данный этап урока сопровождается показом презентации и обсуждением слайдов.

Учитель даёт вводные понятия рассматриваемой эпохи. Рассматривается слайд "общая характеристика".

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Далее учитель переводит рассказ и беседу на освещение основных этапов становления и развития эпохи Возрождения. Рассматриваются слайды "Раннее Возрождение", "Высокое Возрождение", "Северное возрождение".

Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек", 1490 г 11

Период так называемого "Раннего Возрождения" охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства.

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть "Высоким Возрождением", оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи.

Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г .

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть "Северное Возрождение". Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода - замок Шамбор.

Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Следующим материалом, к которому переходит учитель, является рассмотрение различных направлений в культуре эпохи Возрождения: наука, архитектура, изобразительное искусство, литература, музыка. Беседа и повествование идёт в указанном русле. Рассматриваются иллюстрации , слайды "Наука", "Литература", "Изобразительное искусство", "Архитектура", "Музыка".

Великие географические открытия Николай Коперник

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли, а система движения планет Николая Коперника - представления о месте Земли во Вселенной.

В 1459 г. во Флоренции создается академия - новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам.

Здание академии во Флоренции

Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках - ученый Томас Мор предпринял попытку разработки "идеального" общественного устройства".

Портрет Томаса Мора, 1527 г.

11В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи - романе Мигеля Сервантеса "Дон Кихот".

Иллюстрация к роману "Дон Кихот"

Широкое распространение получили театр и драма. Самым известным драматургом этого времени был Уильям Шекспир.

Уильям Шекспир

Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г

Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Архитектура Венеции

Над созданием зданий в Венеции трудились великие архитекторы - Леон Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка испытывает сильное влияние народной музыки. Появляются различные жанры музыкального искусства: баллада, сольная песня, опера. Одним из наиболее знаменитых композиторов эпохи Возрождения был Дюфаи, его музыку исполняли повсеместно. Многие композиторы следующих поколений старались подражать ему в своем творчестве.

В заключении основной части повествования учитель с учениками подводит итог вышеизложенного, и кульминацией этой части урока является заключительный слайд :

Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.

3. Заключительная часть урока.

Учитель предлагает учащимся загадку из начала урока: "блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращая ясность каждой опечаленной душе, словами своими мог заставить любое упрямство сказать "да" или "нет". Своей силой смирял неистовую ярость и гнул рукой железное кольцо или подкову, как будто они были сделаны из свинца" . Ученики вспоминают версии, которые они выдвигали, возможно, корректируют их.

Раскрывается ответ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Учитель рассказывает, что в свидетельстве о смерти Леонардо да Винчи написано : "Леонардо да Винчи, знатный миланец, первый королевский живописец, изобретатель и архитектор, механик государства, придворный живописец герцога Миланского".

Италия - родина Возрождения;

Гуманизм - идеология Возрождения в конце XV-XVI веков;

Люди Возрождения пытались показать мир таким, каков он есть на самом деле, подчеркнуть индивидуальность человека, утвердить его мощь и красоту.

4. Домашнее задание.

Основное задание : учебник параграф 9, выучить новые понятия, ответить на вопросы (устно).

Дополнительное задание (творческое) : представьте, что вы оказались в XVI веке в окружении гуманистов и художников. Какие вопросы вы хотели бы им задать?

Презентация прилагается

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

Общая характеристика Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек», 1490 г.

Высокое Возрождение Второй период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением», оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г.

Северное Возрождение Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть «Северное Возрождение». Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода – замок Шамбор. Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Наука Развитие знаний в XIV–XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли, Великие географические открытия

Наука а система движения планет Николая Коперника - представления о месте Земли во Вселенной. Николай Коперник

Наука В 1459 г. во Флоренции создается академия – новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам. Здание академии во Флоренции

Наука Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках – ученый Томас Мор предпринял попытку разработки «идеального» общественного устройства». Портрет Томаса Мора, 1527 г.

Литература В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи – романе Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Иллюстрация к роману «Дон Кихот»

Литература Широкое распространение получили театр и драма. Самым известным драматургом этого времени был Уильям Шекспир. Уильям Шекспир

Изобразительное искусство Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г.

Изобразительное искусство В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Архитектура Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Архитектура Над созданием зданий в Венеции трудились великие архитекторы – Леон Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие. Архитектура Венеции

Музыка В эпоху Возрождения профессиональная музыка испытывает сильное влияние народной музыки. Появляются различные жанры музыкального искусства: баллада, сольная песня, опера. Одним из наиболее знаменитых композиторов эпохи Возрождения был Дюфаи, его музыку исполняли повсеместно. Многие композиторы следующих поколений старались подражать ему в своем творчестве. Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи.

Резюме Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.


С определением основных черт связана хронология эпохи Итальянского Возрождения – Ренессанса . Время, в которое названные выше черты едва только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс), или в обозначении названиями столетий – дученто (XIII в.) и треченто (XIV в.). Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получила название раннего Возрождения (кватроченто (XV в.). Время, ставшее периодом расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть высоким Возрождением (чинквеченто (XVI в.). Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери, живописца Джотто ди Бондоне, поэта, гуманиста Франческо Петрарку, поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо, архитектора Филиппа Брунелески, скульптора Донателло, живописца Мазаччо, гуманиста, писателя Лоренцо Валлу, гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу, философа, гуманиста Марсилио Фичино, живописца Сандро Боттичелли, живописца, ученого Леонардо да Винчи, живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти, живописца Рафаэля Санти и многих других выдающихся личностей.

Города Италии славились разнообразными ремеслами, кроме того они активно участвовали в транзитной торговле. Очевидно, что в основе развития итальянских городов лежали причины разного характера, но именно городская культура создала новых людей. Однако самоутверждение личности в эпоху Ренессанса не отличалось вульгарно-материалистическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее воздействие здесь оказала христианская традиция. Время, в которое жили возрожденцы, действительно заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая конечно же, была прерогативой верхов общества.

Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка(1304-1374), писатель Дж. Боккаччо(1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.


Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: “Благородство - словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были.” Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма,который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Возрождение - это переходный от Средневековья к культуре Нового времени период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах - конец XV - начало XVII вв.), эпоха великих географических открытий, возрождения гуманистических идеалов и духовных ценностей античности. Хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кватроченто), 3)Высокое возрождение - 80-е гг. XV в. - 30-е гг. XVI в. (чинквиченто); 4)Позднее возрождение - до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться ран небуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304-1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки - Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаменитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), Джотто (1266-1337), Мазаччо (1401-1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представивший
в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения - Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455- 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени. В период Реформации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471- 1528) - основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Оксфордский университет, в котором читали лекции передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения - Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492- 1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547- 1616), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580- 1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев».

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи в европейских странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающийся представитель французского гуманиз-ма - Франсуа Рабле (1494-1553), автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтической тематики - романтические чувства, воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара (1524-1580), прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - «Опыты» - представляло собой размышления на философские, исторические, этические темы.

Таким образом. Ренессанс подарил мировой культуре огромную плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искусства. Среди них: философы и ученые - Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели и поэты - Данте, Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпторы, живописцы - Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.

  • Вопрос 31. Психолого-педагогическое консультирование семей с детьми раннего юношеского возраста.
  • Вопрос 53. Завоевание Южной Италии. Создание Римско-италийского союза, его организация и структура.
  • Предпосылки Возрождения. В Италии в XIV-XV вв. бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическая мануфактура. Многие города были крупными торговыми центрами, связывавшими Италию со странами Европы и Востока. В городах находились банки, которые вели кредитные операции международного значения. Именно потому, что ранне-капиталистические отношения раньше всего зародились в Италии, в этой стране начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения.

    Для ранней буржуазии и широкого круга пополанов были неприемлемы средневековый идеал аскетизма, идея греховности человека, представления о пассивной покорности судьбе. В этой социальной среде формировались новые идеи и ценности, насыщавшие культуру и придававшие ей светский, гуманистический характер.

    Характер культуры Возрождения. Термин «Возрождение» (франц. - «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной культуре с ее радостным восприятием окружающего мира и гармоническим сочетанием умственных и физических способностей человека. Отсюда попытка воскресить ушедшую культуру, достойную вечного подражания. Деятели Возрождения старались в своих трудах возродить стиль латинских писателей «золотого века» римской литературы, особенно Цицерона. С этим было связано возрождение классической латыни, которая подвергалась искажениям и варваризации в период средневековья. Гуманисты разыскивали старинные рукописи античных писателей. Так были найдены сочинения Цицерона, Тита Ливия и др. Появился интерес к греческой литературе и греческому языку. Леонардо Бруни (1374-1444), канцлер Флорентийской республики, перевел на латинский язык сочинения греческих писателей и философов - Платона, Аристотеля, Плутарха и др. В это время во Флоренцию из Византии было вывезено много греческих рукописей. Джованни Боккаччо был первым итальянским гуманистом, который мог читать Гомера по-гречески.

    Но культура Возрождения не простое копирование античности. Гуманисты перерабатывали и творчески усваивали античное наследие. Итальянская культура Возрождения создала свой самобытный стиль.

    Советская историография рассматривает культуру Возрождения как раннебуржуазную культуру, возникшую на почве складывавшегося в недрах феодальной формации нового, капиталистического уклада. В создании этой культуры принимали участие широкие общественные круги-от зарождающейся буржуазии до передовой части дворянства. Все это придало ей широкий общечеловеческий характер. Сама зарождавшаяся буржуазия была тогда передовым классом, поэтому в борьбе с феодальным мировоззрением она выступала в качестве представителя «...всего остального общества... не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества»". Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм» (от humanus - «человеческий»). Деятели Возрождения ставили в центре внимания человека, а не божество. Человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздания, считали гуманисты. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела.



    Гуманисты не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике и осмеянию пороки и невежество духовенства. Богу они отводили роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегося в жизнь людей. Отказ от церковно-рели-гиозного и аскетического мировоззрения, критика католического духовенства расшатывали основы религиозной морали и этики; гуманистическая культура была культурой светской. Один из гуманистов-Лоренцо Валла (1407-1457) в своем трактате «О подложности Константинова дара» опроверг легенду о том, что император Константин передал папе светскую власть в Риме и на всем западе империи. Он доказал, что грамота была сфабрикована в папской канцелярии в VIII в. Это подрывало теократические притязания папы.



    Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Гуманисты утверждали, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного Человека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни. В трактате «О благородстве» Поджо Браччо-лини пишет: «Благородство есть как бы сияние, исходящее из добродетели; оно придает блеск своим обладателям, какого происхождения они бы ни были... Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами...».

    Данте Алигьери. В этом новом великом интеллектуальном [движении принимала участие плеяда выдающихся поэтов, писатеЦяей, ученых и деятелей различных областей искусства. Крупней-шей фигурой, стоявшей на грани средневековья и времени гуманизма, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков к Возрождению. «Божественная комедия» была написана на итальянском языке (тосканское наречие) и представляла собой энциклопедию знаний средневековья. В ней выпукло отражена жизнь современной Данте Флоренции.

    Данте обладал исключительной силой изображения, и его поэма, особенно ее первая часть (ад), производит потрясающее впечатление. Поэт спускается в ад и проходит все его девять кругов, руководимый Вергилием, которого Данте называет своим учителем, хотя он и язычник. В аду Данте наблюдает мучения грешников. В первом круге нет мучений - там философы и ученые древности; они язычники и в рай попасть не могут, но они и не заслуживают наказания. Во втором круге мучаются те, кто изведал преступную любовь, но Данте сочувствует им. В третьем круге мучения купцов и ростовщиков; в четвертый круг Данте, как истинный католик, поместил еретиков; в девятый - предателей Брута, Кассия, Иуду. Для клириков, купивших за деньги свои должности, в том числе и для пап, уготованы огненные ямы.

    Политические страсти кипят в аду так же, как и на улицах Флоренции. Данте дал правдивое и глубокое изображение человеческих судеб, переживаний и стремлений. Потрясающее впечатление производит рассказ о политическом противнике Данте гибеллине Фаринато дельи Уберти, который спас Флоренцию от разрушения, и хотя Данте поместил его в ад, но тем не менее изобразил его и в аду гордым, сильным и мужественным человеком. Героем Данте является страдающий от адских мук Улисс (Одиссей), всегда стремившийся к «новизне и истине».

    Данте написал трактат «О монархии», где он ратовал за объединение Италии, которая должна была стать центром возрожденной Римской империи.

    Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии был Петрарка (1304-1374). Он родился в г. Ареццо (Средняя Италия), в молодости жил некоторое время в Авиньоне, где занимался в полном уединении поэтическим творчеством, потом переехал в Италию. Вместе с Боккаччо Петрарка был создателем итальянского литературного языка. На этом языке он написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине. Сонеты Петрарки не потеряли своего значения и в наши дни.

    Петрарка резко отрицательно относился к римской курии, называя ее «средоточием невежества»: «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблуждений». Его, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, из-за чего она подвергалась насилиям со стороны могущественных соседей. Скорбь о бедственном положении его прекрасной родины звучит в канцоне «Италия моя».

    Как философ, мыслитель, Петрарка противопоставлял средневековой схоластике науку о человеке, о познании его внутреннего мира. Выше всего он ценил личные качества человека независимо от его происхождения. У всех людей, по его словам, кровь одинакового красного цвета. Но этому первому гуманисту еще были свойственны душевные смятения, разлад между традиционной и новой системой воззрения. Петрарка при жизни достиг величайшего признания и славы. Римский сенат увенчал его лавровым венком; Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени.

    Джованни Боккаччо. Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, написанных на итальянском языке, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.

    Церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. Его сочинения были включены в «список запрещенных книг». Боккаччо принадлежит сочинение «О славных женщинах» и «Жизнеописание Данте». Произведения Боккаччо отражают демократическую, народную струю в раннем итальянском Возрождении. Творчество Петрарки и Боккаччо получило широкое признание не только в Италии, переводы их произведений появлялись во всех странах Западной Европы.

    Большой интерес вызывала у деятелей гуманизма история, и в частности история своего народа. Они дали новую периодизацию истории. Флавио Бьондо (XV в.) написал большую работу:

    «История от упадка Римской империи», где дал периодизацию всемирной истории: античность, средние века, новое время. Много внимания гуманисты Флоренции уделяли истории своего города, его возвышению и превращению в республику. Леонардо Бруни написал «Историю Флоренции» в 12 книгах. Движущей силой исторического процесса он считал самого человека.

    Гуманисты придавали истории большое воспитательное значение. Вот что писал о значении истории итальянский гуманист Марсилио Фичино: «...посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным».

    Этические учения итальянских гуманистов. Основные принципы этических учений итальянских гуманистов XV в. тесно связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но как средства воспитания человеческой личности. Это относилось с их точки зрения только к гуманитарным наукам: риторике, философии, особенно этике, истории, литературе.

    Колюччо Салютати (гуманист и канцлер Флорентийской республики) (1331-1406) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли.

    С именем другого канцлера Флоренции - Леонардо Бруни связана теория «гражданского гуманизма». В своих работах он утверждал, что демократия и свобода - естественная форма человеческой общности (имея в виду пополанскую демократию). Служение обществу, родине, республике он считал важнейшим нравственным долгом человека и утверждал, что высшее счастье - это деятельность на благо того общества, в котором человек живет. Леонардо Бруни был ярким выразителем идей гражданского гуманизма, но, помимо этого, он был теоретиком гуманистической педагогики, сторонником женского образования, пропагандистом античной философии.

    Педагогические идеи гуманистов развил в своих трудах Верд-жерио. Он подчеркивал большую воспитательную роль истории и философии, а также грамматики, поэтики, музыки, арифметики и геометрии, естествознания, медицины, права и теологии. Цель воспитания - создание человека, разносторонне образованного, творчески активного и добродетельного.

    Искусство Раннего Возрождения. Искусство Раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.

    Первыми крупнейшими мастерами живописи были Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428) -флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты (фресковая живопись-роспись стен внутри храмов), но придавали своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния византийской иконописи. На фресках Джотто предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные. Фрески Мазаччо знаменуют дальнейшее развитие живописи нового типа. Он применил открытые в XV в. законы перспективы, что позволило делать изображаемые фигуры объемными и помещать их в трехмерном пространстве.

    Крупным скульптором этого периода был Донателло (1386-1466). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения. Ему принадлежат скульптуры портретного типа (он был художником-портретистом), такие, как конная статуя кондотьера Гаттемалаты; реалистической фигурой является статуя Давида, убившего Голиафа, причем в статуе впервые представлено обнаженное тело.

    Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунел-лески (1377-1445). Сочетая элементы древнеримской архитектуры с романской и готической традицией, он создал свой самостоятельный архитектурный стиль. При помощи точных расчетов Брунеллески разрешил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Флоренции (Марии дель Фьоре). Его архитектурным сооружениям присущи легкость, гармония и соразмерность частей (капелла Пацци во Флоренции). Брунеллески строил не только храмы и капеллы, но и здания гражданского назначения, такие, как воспитательный дом во Флоренции, поражающий своим изяществом и гармонией; палаццо Питти - новый тип дворца вместо замков средневековья. Брунеллески также, подобно другим архитекторам, строил укрепления и плотины. Аль-берти, другой крупный архитектор Возрождения, написал «Десять книг об архитектуре», где изложил научную теорию новой архитектуры, созданной им под влиянием изучения античных памятников. В другой своей работе - «О живописи» он сформулировал теорию искусства живописи, также опираясь на наследие античных художников.

    Гуманистическое движение и его центры. В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но, кроме Флоренции, кружки гуманистов появились в Риме, Неаполе, Венеции и Милане. Правители Флоренции украшали свой город прекрасными зданиями, в библиотеках они собирали редкие книги и рукописи. Наибольшим блеском отличалось правление Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он собирал в «Садах Медичи» картины, статуи, книги; привлекал к своему двору писателей, поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, ученых. Гуманисты были в Италии в большом почете, их приглашали папы, магистраты и государи итальянских городов-государств на работу в качестве канцлеров, секретарей, посланников, давали заказы на картины, статуи. Большой славой пользовались гуманисты-писатели. Недаром Боккаччо говорил: «Не имена великих полководцев дают славу писателям, наоборот, имена королей переходят к потомству только благодаря писателям».



    2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.