Шолохов судьба человека изображение характеров. Исследовательская работа "Русский характер в изображении М.А.Шолохова" (по рассказу "Судьба человека")

Широких эпичес­ких полотен о годах гражданской и коллективи­зации. Он изображает важнейшие исторические сдви­ги в жизни России, показывает, как отразились на судь­бах его героев повороты истории. На фоне сражений и мирных битв он показывает судьбу своего - простого русского человека, над которым вершит свой строгий суд, но и кото­рый вершит историю, неся ее на своих all soch 2005 плечах. Конфликт «человек-история» - один из важнейших в русской XIX века, начиная с «Медного всад­ника». О соотношении человеческой личности и исто­рии, революции говорит и «социалистичес­кого реализма». В ней является вершителем истории, порой добровольно приносящим себя в жерт­ву. В судьбе каждого отдельного человека отчетливо выражалась судьба его класса, его поколения.

Судьба Андрея Соколова, при всем своем трагизме, обычная для того времени судьба. Уроженец Воронежс- Кой губернии, он воевал в гражданскую в Красной Ар­мии, перенес все тяготы голода, потерял близких. До войны жил обычной трудовой жизнью. , обрушившаяся на страну, отняла у Андрея Соколова все: погибла семья, разрушен дом. Сам он ока­зался в плену и доказал свою духовную стойкость и му­жество там, где это было нечеловечески трудно. С само­го начала плена Андрей Соколов доказывает свою вер­ность Родине, обезвредив мерзавца, собиравшегося выдать комиссара.

Лишенный возможности бороться с врагом оружием, Соколов тем не менее доказывает свое мужество в поединке с комендантом немецкого концла­геря Мюллером. Мюллер мог сделать с ним все, но толь­ко не смог унизить его, показать свое превосходство. И опять смерть прошла мимо Андрея Соколова, «только холодом от нее потянуло», оставила его жить и вспоминать погибших родных и близких. Способность подставлять свои плечи под груз исто­рии сочетается в нем с мягким, сострадательным серд­цем, отзывчивым на боль других людей. Сам перенес­ший неимоверные страдания, он живо откликается на переживания женщин и детей: «Вся держава на них оперлась!

Какие же это плечи нашим женщинам и де­тишкам надо иметь, чтобы под такой тяжестью не со­гнуться? А вот не согнулись, выстояли!» В образе его мыслей, в его высказываниях живет душа народа, народный склад мыслей, чувств, обычаев. Спо­собность к любви, сочувствию чужому горю роднит его с некоторыми героями Льва Николаевича Толстого. Ведь победа в Великой Отечественной войне была до­быта именно этими душевными качествами, жившими в народе.

Поэтому именно Андрей Соколов - по­бедителя в этой войне, потому что он выстоял и побе­дил по-человечески, а это основа победы военной. Од­нако в нем в то же время живет нетерпимость к трусос­ти, жестокости и малодушию. Соколов воплощает в себе типичные черты русского человека. Среди них важное место занимает непоказной и скромный героизм. Об этой черте русского солдата также писал Лев Николае­вич Толстой.

Нравственное бескорыстие подвига, спо­собность к самопожертвованию, глубокая сознатель­ность героизма - эти черты объединяют Андрея Соко­лова с миллионами русских солдат, отдавших свои жиз­ни за освобождение нашей Родины. Все, что совершает в рассказе Андрей Соколов, он совершает скромно, не­заметно, совершает не напоказ, а только тогда, когда это необходимо. Характерна сама внешность героя. Перед нами вы­сокий, несколько сутулый человек, одетый в прожжен­ный в нескольких местах ватник. На нем солдатские ботинки - печать фронтовой судьбы.

Рядом с ним маль­чик - одновременно и самый близкий ему человек, и напоминание о горьком его одиночестве на земле. М. А.Шолохова «Судьба человека» - произве­дение эпического звучания. Поднимаясь до вершин гу­манистического искусства, он показывает трагическую судьбу человека на перепутьях истории и одновремен­но победу человека вопреки потерям, страданиям, смер­тям.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Русский характер (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») . Литературные сочинения!

Не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок... лучше обнаруживает характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч...
Плутарх
Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.
Скромный труженик, отец семейства жил и по- своему был счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, он столкнулся с неотвратимыми и неизбежными ужасами войны. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь героя как бы опрокинулась. За что же этот человек так наказан?
Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Все русские люди познали ужасы Второй мировой войны и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений отстояли свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».
Подвиг показан в рассказе Шолохова не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.
Вдали от Родины герой пережил все тяготы войны, бесчеловечность фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе силы оставаться человеком.
Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы.
История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь - в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!»
Андрей Соколов после всего, что он пережил, казалось бы, мог проклясть жизнь. Но он не ропщет, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил ребенка и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.
Всей логикой своего рассказа М. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.
Андрей Соколов добр, доверчив к людям, по-настоя- щему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.
И еще на одну важную черту обращает наше внимание писатель. Его герой прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая, судьба народная.

Регион: Ростовская область, Волгодонской район, х. Потапов

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ: Потаповская СОШ

    Предмет: литература

    Класс: 9

    Тема урока: « Изображение подлинно русского национального характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

    Цель урока: осмысление учащимися идейно-художественного содержания рассказа и его глубокой нравственной сущности; влияние эмоциональной атмосферы рассказа на читательские чувства.

    Задачи урока:

- формирование литературоведческих компетенций (работа с понятиями: сюжет, композиция, проблема, эпизод, портрет, деталь, характер, судьба); ф ормирование навыков проектн о-исследовательской деятельности на различном материале: художественном тексте, научной и справочной литературе;

Развитие коммуникативных компетенций (развитие устной связной речи через сообщения учащихся, выразительное чтение, размышления о прочитанном, анализ эпизода);

Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств учащихся (человеческое достоинство, любовь к ближнему);

пробуждение интереса к творчеству писателя и развитие шолоховских традиций на Дону.

    Планируемые образовательные результаты: учащиеся приобретут исследовательские навыки ориентирования в потоке информации и научатся анализировать ее; обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности.

    Содержание урока:

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.

Народная мудрость

Вводный (организационно-мотивационный: подготовка к написанию сочинения, эссе, письма по выбору учащихся ) этап

Учитель зачитывает эпиграф к уроку (слайд 1) и задает вопросы: «Что такое характер?» Каково лексическое значение данного слова в толковом словаре С. Ожегова, Н. Ю. Шведовой; в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона? Какими чертами характера могут обладать люди вообще и в частности русские?

Первая группа учащихся (индивидуальное домашнее задание для ответственных за теоретико-литературные понятия на уроке, в проекте). Учащиеся зачитывают определение слова «характер», проводят словарную работу, подбирают синонимы к слову (слайд 2).

Хара-ктер , -а, м. 1.Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твердый, смирный. 2.Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. (По С. Ожегову)

Характер, греч., совокупность существенных свойств и особенностей предмета. Характер человека – совокупность психических черт человека как результат его темперамента и воспитания, направления его воли и ума. (По Ф. Брокгаузу)

Учитель: открывает слайд 3, и учащиеся из 1-ой группы зачитывают высказывание А.Н. Толстого о русском характере. «Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага…»

Учитель: Поразмышляйте о выше сказанном и постарайтесь определить тему нашего занятия и цель.

Учащиеся высказывают свое мнение. При затруднении роль учителя заключается в консультировании, оказании помощи, направлении деятельности учащихся в методически нужное русло.

Учитель обобщает сказанное, озвучивает тему, цель и задачи урока (слайд 4), п осле чего задает вопрос: «Может ли характер человека быть каким-либо образом связан с его судьбой?»

Учитель: По мнению М. А. Шолохова, человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические, обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

Учащиеся знакомы с содержанием рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

Вторая группа учащихся (ответственные за историю создания рассказа). «Встреча на охоте» . Историю создания рассказа «Судьба человека» поведал журналист М. Кокта в очерке «В станице Вешенской». В частности журналист писал, что с прототипом главного героя Михаил Александрович Шолохов повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский. Сюда Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Присев отдохнуть после охоты неподалеку от степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика, идущих к речной переправе. Путники приняли Шолохова за «своего брата-шофера». В завязавшейся непринужденной беседе путник рассказал о своей судьбе. Рассказ сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел. «Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», - повторял Шолохов. Десять лет спустя Шолохов читал рассказы Хемингуэя, Ремарка, других зарубежных мастеров пера. Они рисовали человека обреченного, бессильного. Перед глазами писателя вновь встала та незабываемая встреча у речной переправы. Давно зревший замысел получил новый импульс. Семь дней Шолохов почти не отрывался от письменного стола. На восьмой день рассказ был закончен.

Критик (один из учащихся). Отклики на рассказ. Рассказ «Судьба человека» вышел в газете «Правда», в номерах от 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Вскоре он был зачитан по Всесоюзному радио. Текст читал популярный киноактер тех лет Сергей Владимирович Лукьянов. Рассказ сразу же нашел отзыв в сердцах слушателей. По воспоминаниям писателя Ефима Пермитина, гостившего у Шолохова в станице Вешенской, после трансляций по радио рабочий стол Шолохова был буквально завален письмами, шедшими со всех концов страны. Писали ему рабочие и колхозники, врачи и педагоги, советские и зарубежные писатели. Приходили письма от людей, подобно главному герою рассказа, переживших фашистский плен, и от семей погибших фронтовиков. Ни сам автор, ни его помощники физически были не в состоянии ответить даже на мизерную часть писем. Вскоре Юрий Лукин и Федор Шахмагонов написали по мотивам рассказа «Судьба человека» киносценарий, который был опубликован в «Литературной газете» в ноябре 1957 года. Фильм по данному сценарию поставил режиссер Сергей Бондарчук, сыгравший в нем главную роль. Фильм вышел на киноэкраны в 1959 году.
Индивидуальное задание для учащегося (сведения об адресате данного рассказа ). Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Она из семейного рода революционеров. Дядя, основатель школы биохимии, академик Алексей Бах, был народовольцем. Борьбу против самодержавия вели два ее брата. Муж – революционер – погиб в 1919 году. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Она сразу увидела в молодом Шолохове блистательный талант художника слова и темпераментного борца за правду, независимого в суждениях. Тогда же установилась дружба и переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в ст. Вешенскую.

Шолохов оставался другом семьи Левицких. Когда был арестован зять Евгении Григорьевны, Иван Терентьевич Клейменов, Михаил Александрович в 1938 году ходил к Берия, просил о «тщательном и беспристрастном разборе дела». Но было поздно: Клейменов был расстрелян. М. А. Шолохов воспринял это как расправу над своим другом.

Учитель: Следовательно, рассказ посвящен лучшему другу и мудрому наставнику, человеку, понимавшему Шолохова как никто другой. А наша с вами задача – понять, какие сокровенные мысли вложил писатель в рассказ о судьбе человека по имени Андрей Соколов, о его истинно русском национальном характере.

Беседа по вопросам

Давайте подумаем, о чем этот рассказ. Какова его тема? («Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой»).

От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? («О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе»).

А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? («Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор»).

Как называется такая композиция? (Кольцевая).

Первая группа учащихся: Сообщает о композиции рассказа, о жизни главного героя, которая делится на 3 логических части: до войны, во время войны, после войны.

Учитель: Кто является главным героем рассказа “Судьба человека”? (Андрей Соколов.) Найдите в тексте портретную характеристику А. Соколова и зачитайте. Определение слова «портрет» дает первая группа.

Третья группа учащихся (ответственные за художественное чтение, работу с текстом. По количеству детей – самая большая группа, 5 человек). Учащиеся зачитывают портретную характеристику героя.

Учитель: Каков характер деталей, отобранных М. Шолоховым для описания внешности, мира и облика людей? (Определение слову «деталь» дают учащиеся первой группы.)

Третья группа учащихся : Работа с текстом. Образ послевоенной весны; признаком уходящей зимы вторит напоминание об ушедшей войне. В облике людей: «солдатские ватные штаны», «новые солдатские ботинки», «ушанка». Вся картина мира, как символ весеннего его возрождения; глаза Соколова «словно присыпанные пеплом»; глаза Ванюши «светлые, как небушко». Нельзя не заметить, как автор заостряет свое внимание на особой детали в рассказе – «сердце героя».

Индивидуальная работа учащегося, подготовленного дома. (Выписать из текста цитаты, в которых говорится о сердце героя)

    «Сердце сжалось в комок и не разжимается».

    «Сердце уже не в груди, а в глотке бьется, трудно становится дышать».

    «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут».

    «Сердце раскачалось - поршня надо менять. Схватит и прижмет».

Учитель: Таким образом, через жест, с помощью изобразительно-выразительных средств малозаметную деталь М.А. Шолохов показывает внутреннее переживание героя.

Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.

Третья группа учащихся: (знание текста, пересказ, эпизод) Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 1941 отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 1942 года. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 1944 сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9 мая 1945 года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 1946 года на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором.

Работа в тетрадях. Запись в таблицу (слайд 5) цитат из текста

Жизнь Андрея Соколова

до войны

во время войны

после войны

Беседа по вопросам, работа с текстом

В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. (“Поначалу жизнь моя была обыкновенная…”, “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

Чему радуется главный герой? (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

- Назовите черты характера А. Соколова в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.) Подтверждение примерами из текста (группа 3)

Что меняет быт главного героя? (Война.)

Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)

- Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость.) Примеры из текста (группа 3)

Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен.) Чтение и анализ эпизода как фашист протягивает Соколову хлеб. Анализ эпизода с Мюллером. (О чем думает в начале эпизода Соколов? Готов ли он к смерти? Как ведет себя герой перед немцами? Немцы заметили, что Соколову страшно от мысли о смерти? Почему немцы его пощадили? Кто, по-вашему, одержал победу в этом противостоянии?)

Проанализировав данный эпизод, можно сделать вывод, что Соколов одержал над немцами нравственную победу.

Учитель: Рассмотрим небольшой эпизод со снарядами. Какие качества личности Соколова раскрыты в этом эпизоде? (Человек один – ничто, он всегда часть целого, в данном случае коллектива, надо выручать всех, даже ценю своей жизни. Эпизод в плену с предателем наталкивает на мысль о непримиримости героя).

Место эпизода в рассказе значительно и велико, потому что он с пронзительной силой обнажает силу национального характера.

- В чем же составляющая сила характера Соколова? (В поступках, в вере, в умении противостоять).

Какие черты проявил главный герой в этом фрагменте? (Сила воли, твердость русского характера, достоинство, патриотизм)

Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви.)

- Что ждет Андрея впереди? (Работа с текстом. «Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!” ) .

Что значит для человека дом? (Это очаг, хранитель семейного счастья. Вместе с домом теряются надежда и смысл жизни. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе и пустоту.)

Как вы думаете, как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, покончить жизнью и т.п. Но герой не ожесточился, так как в его жизнь врывается Ванька.)

Учитель: Мы не раз отмечали при изучении художественных произведений особенность речи того или иного героя. Что можно сказать о речи Андрея Соколова?

Третья группа учащихся: Речь героя проста, понятна, по-народному колоритна. Учащиеся приводят примеры пословиц из текста, просторечий, используемых в речи А. Соколова, сравнительных оборотов.

Учитель: Какие слова в произведении являются ключевыми? Они постоянно звучат в рассказе.

Всё вытерпеть, всё преодолеть, всё перенести. Сила характера у М. А. Шолохова в рассказе заключается в умении героя всё преодолеть на своем пути и выйти победителем, как бы его жизнь ни ломала. Сила в преодолении. А для этого необходима высокая нравственная закалка.

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопрос: «Как же судьба человека зависит от его характера? Дайте развернутый ответ на примере жизни А. Соколова»

Предполагаемые ответы учащихся

Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу русского характера.

Учащиеся записывают в тетрадь основные черты характера человека (слова-синонимы): выносливость, стойкость, великодушие, умение любить (семью, дом, Родину, работу), храбрость, мужество, сострадание, доброта, патриотизм и др.

Учитель: Судьба Андрея Соколова - это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство. (Учитель сообщает учащимся о сайте «Подвиг народа»)

Критик (один из учащихся) рассказывает об акции «Бессмертный полк», проходившей в нашей школе, и героическом подвиге его прадеда Корнеева Георгия Николаевича.

Рефлексия. Учитель предлагает составить синквейн со словом (по выбору учащихся), характеризующим основные черты характера Андрея Соколова. Работы зачитываются как индивидуальные, так и групповые.

Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Письменный ответ на вопрос: «Как Вы думаете, что ждет впереди Андрея Соколова и Ваню? Выдержит ли Андрей новые испытания?»

2. Написать сочинение на тему: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?»

3. Написать письмо Андрею Соколову.

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь­ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.

С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно­венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» - рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.

«Русский характер» - так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).

Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко­нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…
- В ружье!
- В ружье!.. -
По градам шло, по весям,
В набатное «Вставай!» переходя…
И встал народ,
Их было миллионы… -

чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.

После возвращения к своим, Андрей получает еще одно страшное из­вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни­чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай­пер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про­клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда­ет приемному сыну - сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим­патию и уважение.Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.

Так уж устроен человек - непременным условием его существова­ния являются обстоятельства, доля: иными словами - судьба.

Мне близка мысль о том, что судьба человечества - это судьба каж­дого человека.

Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре­делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз­ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо­жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах - «смертная тоска».

Однако же Андрей Соколов - человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу­деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус­тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он - поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.

Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.

Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге­роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож­но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.

Историю делают люди - это мы не раз повторяем, но не всегда дума­ем о том, что эти люди живут вокруг нас.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»

Для меня «Судьба человека» Шолохова - это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря об­разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.

(356 слов) Основой создания рассказа «Судьба человека» стала реальная встреча писателя с участником Великой Отечественной Войны, ставшим впоследствии прототипом главного героя этого произведения. Его трагическая история звонко отозвалась в сердце Шолохова, потому он захотел изложить все услышанное на бумаге. В результате писателю удалось отразить подлинно русский характер.

Своего основного персонажа автор нарек Андреем Соколовым. До войны в его привычном укладе все было обыкновенно и стабильно: семья, работа шофером, скромный быт. Но грянула война, и Андрея призвали на фронт. Тяжело он расставался со своей семьей, ставшей для него надежным тылом. Но знал Соколов, что благородна его миссия: избавиться от захватчиков на его родной земле. Именно сплоченность его семейного союза, крепость этих нерушимых уз и заложили в герое основы сильной личности, выдержанного нрава и чувства справедливости.

Возможно, впервые Андрею пришлось проявить непоколебимость своего нрава, когда он услышал о намерении одного военного донести на другого фрицам. Вся его сущность воспротивилась предательству. И герой убил зачинщика. Он понимал, что это его долг, но, совершив убийство, испытал отвращение.

В дальнейшем Андрею удалось совершить побег, но его обнаружили в поле вражеские псы. Стимулом для такого риска ему служила память о семье. Вернувшись в лагерь, герой столкнулся с предательством: скрытый враг совершил донос. Голодный и измученный, предстал Соколов перед командованием. Предвидя свою судьбу, он отказался выпить за победу Германии в войне. Выпил лишь за свою гибель. То, как мужественно и стойко повел себя этот воин, восхитило немецких офицеров. Они даровали Андрею жизнь и отпустили в барак, вручив буханку хлеба и кусок сала. Их впоследствии Соколов указал разделить поровну среди всех пленных, не обделив и того человека, который подло его предал. Чуткость, доброта и справедливость уживались в характере Андрея Соколова наряду с мужественностью, выносливостью, храбростью и несломленной верой в победу над армией противника.

Пройдя все ужасы войны, потеряв семью, Андрей Соколов остался верным себе. Он смог зажечь луч надежды на продолжение жизни в сердце осиротевшего мальчика, которого он приютил в финале. В его поступках мы узнаем настоящего русского человека.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.