Современные писатели деревенщики. Писатели-деревенщики создали идеальный миф
Рассказы Кочергина прямолинейны, строчки его прозы стройны, а вот жизненный путь писателя, наоборот, весьма извилист. Родился и учился он в столице, следом отправился в Сибирь, где и написал свои «Алтайские рассказы», получившие сразу несколько литературных премий - в том числе и Премию правительства Москвы.
- Гордость советской литературы: Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев... Кто из так называемых писателей-деревенщиков вам ближе?
Думаю, что Астафьев - возможно, как раз именно потому, что он был несколько шире своих собратьев по перу.
В 15–16 лет я буквально зачитывался его «Царь-рыбой» и именно из-за этой книги стал мечтать попасть когда-нибудь на Енисей.
- В детстве мы все романтики. Но, кажется, у писателей-деревенщиков была вполне четкая взрослая цель - спасти деревню от умирания. И им это, увы, не удалось...
А мне кажется, что они уже понимали, что спасти ничего невозможно. Их литература была литературой прощания и попыткой прожить это прощание: достаточно взглянуть на названия - «Прощание с Матерой», «Последний поклон», «Последняя страда». В России ведь такое бывает очень часто: происходит что-то грандиозное, что осмысляется не на уровне государственном, а на уровне именно литературном.
- Есть ощущение, что это осмысление было довольно идеалистическим.
Белов, Распутин, Астафьев, Шукшин - все они и были идеалистами. Именно поэтому благодаря им и возник миф о деревне, как о мощном идеальном мире, на который можно опереться и в который хорошо бы вернуться, чтобы припасть к корням. Хотя и в то уже время припадать там было особо не к чему.
- Почему же этот мир был так интересен городским читателям?
Потому что был им совершенно незнаком - так же, как, скажем, миры братьев Стругацких или Александра Дюма. Неизведанное же всегда манит.
Однако мир Дюма и Стругацких волнует множество поколений, тогда как мир деревенщиков сегодня мало кому интересен.
На него прошла мода, да. Но отчасти тут оказались виноваты и сами писатели-деревенщики, во время перестройки скомпрометировавшие свой мир едва ли не черносотенными высказываниями. Да и, кроме того, все же знают, что происходит с деревней.
- Она, по-вашему, умирает?
Да. Хотя в деревне попрежнему живут замечательные люди. В селе в Рязанской области, где я построил дом, есть фермер Витя Назаров.
Крепкая семья, замечательные дети и внуки, которые ему уже помогают. Он пашет огороды всему селу, не отказывается помочь ни в чем, я не знаю, когда он умудряется спать. Доходы у него невысоки, однако он из принципа не обрабатывает свои поля ядохимикатами: «Не хочу травить, это наша земля». На таких упрямых людях многое в деревне держится.
Деревенская проза давным-давно, увы, осталась в истории. Ее нет. Есть авторы, пишущие на тему деревни - Борис Екимов, Роман Сенчин, Дмитрий Новиков из Петрозаводска, создающий замечательную «северную» прозу. Но это все произведения совсем другого жанра. Я и сам человек, родившийся в центре Москвы, деревенщик с очень большой натяжкой.
- Ну а кто вы?
Я - человек, поселившийся в деревне на месте, где когда-то жили финно-угры, а до этого представители какой-то неизученной культуры средне-окских могильников.
Я пишу прозу, учу своего сына, стараюсь побольше ездить по стране, если есть время и возможность. Что еще? Я работал дворником, уборщиком, почтальоном, сторожем. В свое время отправился в Сибирь, где был лесником в заповеднике.
- Зачем?
Родители мечтали, чтобы я пошел по их стопам и стал химиком-технологом, а я пытался найти свой путь. И я не один такой! В 1990 году, когда я разослал письма во все заповедники Союза с просьбой о приеме на работу, нигде не было свободных мест. Только с Горного Алтая мне пришел ответ, что есть ставка. Все штаты были забиты романтиками из крупных городов. В таежных избушках валялись сборники французской поэзии, литературные «толстые» журналы...
Видимо, постоянно идет не только приток в города, но и обратное движение. Посмотрите на яркого представителя - замечательный писатель Михаил Тарковский, племянник Андрея Тарковского, живет уже тридцать с лишним лет в селе Бахта на Енисее и работает охотником-промысловиком.
- Ну и как вам, москвичу, показалось там, в Сибири?
Там была таежная романтика, новые прекрасные пространства. Жизнь в «медвежьем углу», на кордоне, где нет электричества, куда все продукты доставляются на вьючных лошадях. Хотя теперь я думаю, что самым интересным было вовсе не это, а возможность соприкоснуться с абсолютно другой жизнью, с другой культурой, взглянуть на Москву с другой точки зрения.
- Научились там многому?
Еще бы! И коров доить, и хлеб печь - продукты-то нам завозили всего два раза в год. И еще - писать длинные письма жене, благодаря чему и стал в итоге писателем.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Шайтанов, критик, литературный секретарь премии «Русский Букер»:
Если в 1960–1970 годы произведения деревенщиков выходили огромным тиражом и вызывали большой резонанс, сегодня они тихо публикуются в журналах типа «Наш современник». Их авторам не дают премий. Но, что интересно, в то же время писатели, не имеющие к деревенщикам никакого отношения, а просто пишущие о деревне - например, Андрей Дмитриев с его романом «Крестьянин и тинейджер» или Роман Сенчин с «Зоной затопления», - эти премии получают. Почему? Все просто: в советское время деревенская литература была прозой высочайшего уровня.
А сегодня... Ну, вы понимаете.
СПРАВКА
Илья Кочергин родился в Москве 30 мая 1970 года. Учился в МХТИ им. Менделеева, на геологическом факультете МГУ. Четыре года отработал лесником в Алтайском заповеднике. После возвращения в Москву поступает в Литинститут им. А. М. Горького.
Обладатель Премии правительства Москвы в области литературы за «Алтайские рассказы».
Список литературыПервый роман из тетралогии с общим названием «Братья и сёстры». В центре событий история крестьянской семьи Пряслиных, жителей северной русской деревни. Время Великой Отечественной войны.
- Абрамов, Ф. А. Две зимы и три лета: роман / Ф. А. Абрамов. - Ижевск: Удмуртия, 1982. - 296 с. // Деревенская проза. В 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 5-252.
Второй роман из тетралогии «Братья и сёстры». Послевоенное время в деревне.
- Абрамов, Ф. А. Дом: роман / Ф. А. Абрамов. - М. : Современник, 1984. - 239 с.
Последний роман тетралогии «Братья и сёстры». События 1970-ых годов. Многое изменилось в Пекашине.
- Абрамов, Ф. А. Пути-перепутья: роман / Ф. А. Абрамов // Абрамов, Ф. А. Пряслины: трилогия / Ф. А. Абрамов. - Л. о. : Сов. писатель, 1977. - С. 557-814.
Третий роман из тетралогии «Братья и сёстры». Шесть лет после окончания войны.
Военное время в деревне. Трудная женская доля растить детей без мужа. Судьба мудрой Толгонай.
- Айтматов, Ч. Т. Ранние журавли: повести / Ч. Т. Айтматов. - М. : Мол. гвардия, 1978. - 528 с.
Военное время в деревне. Герои повести работают в колхозе и заменяют ушедших на фронт отцов.
Хроника жизни небольшого зауральского села, 1928 год, сталинский «год великого перелома», коллективизации.
- Акулов, И. И. Скорая развязка: повести / И. И. Акулов. - М. : Сов. писатель, 1989. - 384 с.
Любовь и деревня.
Деревня в 1930-х годах.
- Алексеев, М. Н. Ивушка неплакучая: роман / М. Н. Алексеев. - М. : Сов. Россия, 1988. - 528 с. - (Б-ка советского романа).
Деревня в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. В центре романа - жизнь молодой женщины Фени Угрюмовой.
- Алексеев, М. Н. Карюха: повесть / М. Н. Алексеев // Деревенская проза. В 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 615-674.
- Алексеев, C . Т. Рой: роман / Алексеев Сергей Трофимович. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 384 с.
Сибирское село Стремянка. Дети и внуки потомственных крестьян осваивают новые земли. История семьи Заварзиных.
Повесть «Овраги» охватывает период коллективизации в глухой саратовской деревеньке.
- Антонов С. П. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 2: Поддубенские частушки; Первая должность; Дело было в Пенькове; Алёнка; Петрович; Разорванный рубль: повести / С. П. Антонов. - М. : Худож. лит, 1984. - 591 с.
Из жизни деревни 1960-х гг. Многие повести экранизированы.
Т. 1: По Уссурийскому краю; Дерсу Узала: романы. - 576 с.
Т. 2: В горах Сихотэ-Алиня; Сквозь тайгу: романы. - 416 с.
Жизнь таёжного мира. Герой Дерсу Узала - стал классическим образом таёжного следопыта и охотника. Знаменитый японский режиссёр Акира Куросава снял кинофильм по роману «Дерсу Узала».
Тема сельского труда.
- Астафьев, В. П. Последний поклон: повесть: в 2 т. / В. П. Астафьев. - М. : Мол. гвардия, 1989.
Автобиографическая повесть о деревенском детстве.
Ставропольская станица после Великой Отечественной войны.
- Бабаевский, С. П. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т. 5: Станица: роман / С. П. Бабаевский. - М. : Худож. лит., 1981. - 567 с.
Жизнь кубанской станицы, радикальные перемены на селе, переезд многих колхозников в город.
Татарстан, жизнь колхозной деревни 1970-х гг., проблемы защиты природы.
Жизнь и быт северной деревни на кануне коллективизации и в период ее проведения.
- Белов, В. И. Привычное дело: повесть / В. И. Белов // Деревенская проза: в 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 347-474.
Послевоенная деревня, семейные отношения.
Роман о подвиге колхозного крестьянства в первый год Великой Отечественной войны.
- Бунин, И. А. Митина любовь: повести, рассказы, роман / Бунин Иван Алексеевич. - М. : Эксмо, 2010. - 704 с. - (Библиотека для чтения).
Повести и рассказы об оскудении дворянских усадеб, нравах русской деревни, психологии русского человека, любви.
- Воробьев, В. Г. После разлуки: повести и рассказы / Воробьев Владимир Георгиевич. - Л. : Лениздат, 1988. - 336 с.
О деревне 1970-1980-х годов, о сложности становления человека на земле. История села, людские судьбы.
- Гаврилов, И. Г. Корни твои: роман-трилогия: пер. с удм. / Гаврилов Игнатий Гаврилович; предисл. А. Г. Шкляева. - Ижевск: Удмуртия, 1990. - 576 с. - (Библиотека удмуртского романа «Италмас»).
Лучшее произведение удмуртского писателя ((1912-1973), роман-трилогия «В родных краях» (1958-63)). Действие романа развёртывается в маленькой деревушке Быдзымшур, в Ижевске, Москве и на фронтах Отечественной войны.
- Гладков, Ф. В. Повесть о детстве / Гладков Фёдор Васильевич; вступ. ст. М. Кузнецова. - М. : Худож. лит, 1980. - 415 с. - (Классики и современники. Советская литература).
Автобиографическая книга. Рассказ о жизни крестьянского мальчика, об окружающих его людях, о быте дореволюционной русской деревни.
Гладков (1883-1958), русский писатель. В романе «Цемент» (1925) - тема восстановления промышленности после Гражданской войны. Роман «Энергия» (1932-38) о социалистической стройке. Автобиографическая трилогия «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Лихая година» (1954). Государственная премия СССР (1950, 1951).
- Голубков, М. Д. Ветровал: рассказы и повести / Голубков Михаил Дмитриевич. - Пермь: Кн. изд-во, 1984. - 318 с.
Рассказы о людях современного села, о бережном отношении людей к друг другу и природе.
- Голубков, М. Д. У речки, у студёной: рассказы / М. Д. Голубков. - Пермь: Кн. изд-во, 1981. - 122 с.
- Екимов, Б. П. Холюшино подворье / Борис Петрович Екимов // Деревенская проза: в 2 т. Т. 2 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 555-592.
Быт и нравы казачества. Название перекликается с рассказом А. Солженицына «Матрёнин двор». Полемика с Солженицыным.
- Жуков, А. Н. Дом для внука; Судить Адама: роман, повесть / Жуков Анатолий Николаевич. - М. : Известия, 1987. - 587 с.
Деревня Хмелёвка, жизнь колхозников. Революция, гражданская война, коллективизация.
- Жуков, А. Н. Необходимо для счастья: рассказы / А. Н. Жуков. - М. : Сов. Россия, 1986. - 347 с.
- Жуков, А. Н. Судить Адама: роман / А. Н. Жуков. - М. : Современник, 1989. - 541 с.
Продолжение романа «Дом для внука». 1970-ые годы. Возрождение деревни. В основе сюжета комический случай: товарищеский суд над котом.
Колхозная деревня 1970-1980 гг.. Борьба против бюрократов, формалистов, анонимщиков.
- Зазубрин, В. Я. Два мира / Зазубрин Владимир Яковлевич. - М. : Мол. гвардия, 1984. - 352 с.
Гражданская война в Сибири.
- Закруткин, В. А. Сотворение мира: роман: в 3 т. / Закруткин Виталий Александрович. - М. Сов. писатель, 1984. - 479 с.
Три книги охватывают период с 1921 по 1945 года. Тема коллективизации. Жизнь русской деревни Огнищанки и её обитателей, в т. ч. семьи сельского фельдшера Ставрова.
- Залыгин, С. П. На Иртыше / Залыгин Сергей Павлович // Деревенская проза: в 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 239-346.
Деревня 1930-х годов. Тема коллективизации. Главный герой - Степан Чаузов - признан врагом и выслан с семьёй «за болото».
- Залыгин, С. П. После бури / С. П. Залыгин. - М. : Современник, 1986. - 703 с.
Таежный сибирский край, 1921-30 гг.
- Замойский, П. И. Лапти: роман / П. И. Замойский. - М. : Сов. Россия, 1989. - 719 с.
Замойский (Зевалкин) (1896-1958), русский писатель. Роман «Лапти» (книги 1-4, 1929-36) о деревне в годы нэпа и коллективизации, рассказы. Автобиографическая трилогия.
- Зубенко, И. А. На краю осени: рассказы / Зубенко Иван Афанасьевич. - М. : Современник, 1984. - 240 с.
Жизнь кубанских сельчан: механизаторов, пастухов, плотников.
Роман-эпопея о жизни сибирской деревни, охватывающий события всего ХХ века - от Октябрьской революции до 1970-х годов. Главные герои - семья Савельевых. По роману снят многосерийный телефильм.
- Иванов, А. С. Тени исчезают в полдень: роман / Анатолий Степанович Иванов. - М. : Сов. писатель, 1986. - 605 с.
Роман-эпопея о жизни сибирской деревни. Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война. Роман экранизирован.
- Иванов, А. С. Печаль полей: повесть / А. С. Иванов. - М. : Сов. писатель, 1983. - 352 с.
- Иванов, Л. И. Избранное: очерки, воспоминания, статьи / Л. И. Иванов. - М. : Сов. писатель, 1984. - 512 с.
В центре внимания писателя - проблемы развития сельского хозяйства Сибири и Нечерноземья.
- Исаковский, М. В. На Ельнинской земле: автобиографические страницы / Исаковский Михаил Васильевич. - М. : Известия, 1978. - 592 с. - (Библиотека «Дружбы народов»).
Рассказ о детстве и юности известного поэта. Описание жизни русской деревни начала ХХ века, канун революции и гражданской войны.
Исаковский (1900-1973), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Сборники «Провода в соломе» (1927), «Поэма ухода» (1930) о современной деревне. Многие из его стихотворений стали народными песнями: «Прощание», «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета». Поэма «Сказка о правде» (1987) о хождении русского крестьянина за счастьем. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969). Государственные премии СССР (1943, 1949).
- Каинчин, Дибаш. У родного очага: повести, рассказы: пер. с алт. / Каинчин Дибаш (Семён Борукович). - М. : Известия, 1988. - 544 с.
Жизнь алтайской деревни от первых колхозов до 1970-х годов.
- Калинин, А. В. Собрание сочинений: в 4-х т. / Калинин Анатолий Вениаминович; предисл. Б. Примерова. - М. : Сов. Россия, 1982.
Т. 1: Очерки и рассказы; Суровое поле: роман; Эхо войны: повесть. - 368 с.: портр.
Т. 2: Цыган: роман; Возврата нет: повесть. - 384 с.
В центре всех произведений тема послевоенной сельской жизни. Роман «Цыган» о судьбе Будулая экранизирован.
Калинин (р. 1916), русский писатель. Сельские очерки «На среднем уровне» (1954). О Великой Отечественной войне и ее последствиях роман «Суровое поле» (1958), повести «Эхо войны» (1963), «Возврата нет» (1971), «Цыган» (1960-89).
- Козько, В. А. Колесом дорога: роман / Козько Виктор Афанасьевич. - М. : Мол. гвардия, 1983. - 350 с.
Белорусская деревня 1970-х гг. Герои - мелиораторы Полесья.
Козько (р. 1940), белорусский писатель. Повести «Високосный год» (1972), «Здравствуй и прощай» (1974), роман «Хроника детдомовского сада» (1986) о судьбах подростков-сирот послевоенного поколения.
- Колыхалов, В. А. Избранное: Дикие побеги: роман; Крапивное семя; Промоина: повести / В. А. Колыхалов; предисл. В. Свининникова. - М. : Худож. лит., 1985. - 559 с.: портр.
В центре внимания писателя - Сибирь, военных и послевоенных лет. Герой романа Максим Сараев житель небольшого сибирского селения.
- Коновалов, Г. И. Воля: роман / Коновалов Григорий Иванович. - М. : Современник, 1989. - 491 с.
Истории жителей поволжского села Боголюбовки: конец 19 века - первые десятилетия 20 века. Главные герои - Алексей и Анисим Беловы.
- Крутилин, С. А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 1: Липяги: из записок сельского учителя / С. А. Крутилин; вступ. ст. Е. И. Осетрова. - М. : Современник, 1984. - 718 с.: портр.
История родного села писателя . Междуречье Оки и Дона. От организации первых колхозов до 1970 гг.
Крутилин (1921-1985), русский писатель. Рассказы, очерки, повести: «Липяги. Из записок сельского учителя» (1963-65), «За косогором», (1971), «Пустошель» (1973) о деревенской жизни. Романы «Апраксин бор» (кн. 1-3, 1968-76), «Половодье», «Грехи наши тяжкие» (1982).
- Куранов, Ю. Н. Заозёрные Звоны: роман / Куранов Юрий Николаевич. - М. : Сов. писатель, 1980. - 398 с.
Жизнь нечернозёмной деревни . Председатель колхоза Евгений Кадымов решает проблему возрождения деревни.
Куранов (р. 1931), русский писатель. В книгах «Белки на дороге» (1962), «Колыбельные руки» (1966), «Голос ветра» (1976), «Дорога над озером» (1977), «Озарение радугой» (1984) и др. обращается к теме природы, быту северной деревни. Романы «Поживем-увидим» (1978).
- Лисицкий, С. Ф. Этажи села Починки: повесть, рассказы / Лисицкий Сергей Фёдорович. - М. : Современник, 1977. - 286 с. - (Новинки «Современника»).
Проблемы современного села, облик и уклад сельской жизни 1960-1970-х гг.
Возвращение человека в родную деревню .
История и современность поморских сёл и деревень: Вазица, Кучема, Слобода и их округи.
- Личутин, В. В. Фармазон: повести, роман: Белая горница; Вдова Нюра; Крылатая Серафима; Фармазон: из хроники поморской деревни / В. В. Личутин. - М. : Сов. Россия, 1991. - 560 с.
С «Белой горницы» начинается «хроника поморской деревни» Вазица.
Т. 1: От всего сердца: роман / вступ. ст. В. Климова. - 463 с.: портр.
Т. 2: Горячие ключи: роман; Последнее свидание: повесть. - 527 с.
Т. 3: Войди в каждый дом: роман. - 702 с.
Жизнь деревни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время, в 1960-1970-е гг.
Исторические судьбы деревни в эпоху революции .
- Марков, Г. М. Соль земли: роман / Г. М. Марков. - М. : Сов. Россия, 1981. - 591 с.
Возрождение сибирской деревни .
- Марков, Г. М. Строговы: роман / Г. М. Марков. - М. : Худож. лит, 1986. - 573 с.
Жизнь сибирских крестьян в дореволюционное время, в период Октябрьской революции и гражданской войны. История трёх поколений крестьянской семьи.
- Медынский, Г. А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 1: Марья: роман / Медынский Григорий Александрович. - М. : Худож. лит, 1981. - 542 с.
Широко известный роман о жизни колхозной деревни в военные и первые послевоенные годы.
Медынский (Покровский) (1899-1984), русский писатель. В повестях и романах («Честь», 1959) и в публицистике («Трудная книга», 1964) — острая постановка проблем воспитания. Роман «Марья» (1946-1949; Государственная премия СССР, 1950) о послевоенном колхозе. Автобиографическая книга «Ступени жизни» (1981).
- Меньков, А. Т. Две рябины при дороге: рассказы / Меньков Алексей Титович. - М. : Худож. лит, 1986. - 573 с.
Судьбы тружеников полей, хлеборобов. Деревня 1970-х годов.
- Можаев, Б. А. Живой: повесть / Б. А. Можаев. - М. : Современник, 1988. - 781 с.
Коллективизация в деревне.
- Наседкин, Ф. И. Избранные произведения: в 2-х т. / Наседкин Филипп Иванович. - М. : Худож. лит, 1984.
Т. 1: Так начиналась жизнь; Великие голодранцы:
повести. - 560 с.: портр.
Т. 2: Испытание чувств: роман; Дорога к сердцу:
повесть. - 575 с.
Повести «Великие голодранцы» и «Дорога к дому» рассказывают о жизни деревни в 1920-е и 1960-е гг.
- Неверов, А. С. Я хочу жить: Рассказы; Андрон непутёвый: повесть; Гуси-лебеди: роман / Неверов Александр Сергеевич; предисл. Н. И. Страхова. - М. : Сов. Россия, 1984. - 304 с. - (Сел. б-ка Нечерноземья).
Послереволюционная деревня. Непримиримая классовая война. Разлом деревни.
Неверов (Скобелев) (1886-1923), русский писатель. Повести «Ташкент — город хлебный», «Андрон Непутевый», «Гуси-лебеди» (все 1923) о деревне в первые годы после революции, рассказы, пьесы.
- Непоменко, Ф. И. Во всей своей полынной горечи: рассказы и повесть / Непоменко Фёдор Иванович. - М. : Мол. гвардия, 1980. - 223 с.
Украинская деревня 1960-х гг. В центре повести трагическая судьба колхозного объездчика Прокопа Багния.
- Нефёдов, Н. Н. Вчера и сегодня: Завалинка: рассказы; Бандиткин хутор: повесть / Нефёдов Николай Николаевич. - М. : Сов. писатель, 1986. - 240 с.
Жизнь деревни 1960-1980-х гг..
- Николаева, Г. Е. Собрание сочинений: в 3-х т. : Т. 1: Рассказы; Жатва: роман / Николаева Галина Евгеньевна; вступ. ст. В. Юсовой. - М. : Худож. лит., 1987. - 622 с.: портр.
Трудная жизнь в послевоенной деревне.
Николаева (Волянская) (1911-63), русская писательница. Роман «Жатва» (1950; Государственная премия СССР, 1951) о послевоенном восстановлении колхоза; «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» (1954); роман «Битва в пути» (1957) о жизни общества середины 1950-х гг.
- Никулин, М. А. Повести наших дней: Полая вода; Малые огни; А журавли кликали весну! ; Погожая осень / Никулин Михаил Андреевич. - М. : Сов. писатель, 1986. - 576 с.
Коллективизация на Дону. Донское крестьянство в Великой Отечественной войне.
- Носов, Е. И. Усвятские шлемоносцы / Носов Евгений Иванович // Деревенская проза: в 2 т. Т. 2 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 399-554.
В повести соединена военная и деревенская проза. Наша Победа - это победа всего народа.
- Овсиенко, А. М. Материнский кров: повесть / Овсиенко Александр Матвеевич. - М. : Современник, 1982. - 223 с. - (Новинки «Современника»).
Жизнь закубанской станицы во время Великой Отечественной войны.
- Пальман, В. И. Лица в сельском пейзаже; Девять хат: повести / Пальман Вячеслав Иванович; послесл. Ю. Кузнецова. - М. : Сов. писатель, 1990. - 544 с.
История одной деревни и её жителей в 1980-е гг.
- Панфёров, Ф. И. Бруски: роман / Панфёров Фёдор Иванович. - М. : Сов. Россия, 1984. - 560 с.
О коллективизации в волжских сёлах. Столкновение вожаков колхозного движения Степана Огнёва и Кирилла Ждаркина с кулаками Ильёй Плакущевым и Егором Чухляевым.
- Первенцев А. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6: Чёрная буря: роман / Первенцев Аркадий Алексеевич. - М. : Худож. лит, 1980. - 391 с.
Сельские труженики Кубани в борьбе с чёрной бурей, обрушившейся на Краснодарский край в 1969 г.
Первенцев (1905-1981), русский писатель. Романы, в т. ч. «Кочубей» (1937) — о Гражданской войне, «Честь смолоду» (1948), «Секретный фронт» (кн. 1-2, 1971-78) — о Великой Отечественной войне. Государственная премия СССР (1949, дважды).
- Потанин, В. Ф. Пристань: Тихая вода; Над зыбкой; Ожидание моря; Пристань: повести; Рассказы / Потанин Виктор Фёдорович; послесл. Н. Кузина. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. - 416 с.: портр.
Непростые судьбы сельских тружеников деревни 1960-1970-х гг.
Настоящее и прошлое российской деревни.
- Проскурин, П. Л. Горькие травы: роман, повести / Проскурин. - М. : Сов. писатель, 1989. - 608 с.
1940-1950-ые года, тяжёлый быт послевоенной деревни. Вернувшиеся с фронта приступают к восстановлению разрушенного хозяйства.
- Распутин, В. Г. Век живи - век люби: рассказы / Распутин Валентин Григорьевич. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 380 с.
- Распутин, В. Г. Последний срок; Прощание с Матерой; Пожар: повести / В. Г. Распутин. - М. : Современник, 1991. - 397 с.
Канонические произведения русской «деревенской» прозы. Современная деревня, архетипическая история утраты, распада родовых связей, привычного мира русского крестьянства.
- Ревунов, В. С. Не одна во поле дороженька: избранное: рассказы и повести / Ревунов Виктор Сергеевич. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 463 с.
О послевоенном возрождении смоленской деревни.
- Ревунов, В. С. Холмы России: роман: в 2 т. / В. С. Ревунов. - М. : Современник, 1983-1987.
Зарождение колхозов на смоленской земле. Годы коллективизации. Великая Отечественная война, 1941 год, бои на Смоленщине.
- Росляков, В. П. Мы вышли рано, до зари: сельская хроника: повесть / Росляков Василий Петрович. - М. : Сов. писатель, 1989. - 400 с.
Жизнь большого сельского района Ставрополья.
Росляков (1921-1991), русский писатель, критик. Наиболее известна автобиографическая повесть «Один из нас» (1962). В романах «Последняя война» (кн. 1-2, 1972-73), «Утро» (1985) обращается к теме войны. Роман «Витенька» (1981) о взаимоотношениях поколений, семейных проблемах. Исследование: «Советский послевоенный очерк» (1956). Книга очерков «О жизни на земле» (1979).
- Росляков, В. П. Сцены деревенской жизни / В. П. Росляков // Росляков В. П. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1 / В. П. Росляков; вступ. ст. А. Кондратовича. - М. : Современник, 1983. - С. 430-605.
- Сагитов, Т. Б. Сабантуй: роман: пер. с башк. / Сагитов Тайфур Бареевич. - М. : Современник, 1984. - 303 с. - (Новинки «Современника»).
История башкирского села на протяжении полувека. Описание праздника хлеборобов - Сабантуя.
- Самсонов, С. А. Пусть течёт река: повести, рассказы: пер. с удм. / Самсонов Семён Александрович. - М. : Сов. писатель, 1988. - 336 с.
Герои большинства произведений - крестьяне,
жители деревень Удмуртии.
- Сартаков, С. В. Хребты Саянские: роман: в 3 т. / Сартаков Сергей Венедиктович. - М. : Известия, 1981. - 577 с.
Гражданская война в Сибири .
- Седых, К. Ф. Даурия: роман / Седых Константин Фёдорович. - М. : Эксмо, 1988. - 592 с.
Жизнь забайкальского казачества на фоне от 1854 г. до Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны.
- Смирнов, В. А. Открытие мира: роман / Смирнов Василий Алексеевич. - М. : Сов. писатель, 1974. - 264 с.
Верхневолжская деревня начала ХХ века. Октябрьская революция, колхозное строительство.
Смирнов (1904/05-79), русский писатель. Романы «Сыновья» (1940), «Открытие мира» (кн. 1-4, 1947-73) о русской деревне.
Жизнь крестьян на Смоленщине, после Октябрьской революции до коллективизации.
- Солоухин, В. А. Владимирские просёлки: повесть / Солоухин Владимир Алексеевич // Деревенская проза: в 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 13-204.
Деревня 1960-х годов.
Тема совести и внутреннего суда, проблема соц. утопизма и слепая вера людей в авторитеты .
- Тимофеев, Б. А. Пелагеюшка - раб Христов: рассказ / Тимофеев Борис Александрович // За горами: повести, рассказы, очерки писателей старого Урала / сост. и послесл. Дергачева И. А., Щенникова Г. К. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. - С. 427-440.
Судьба деревенской Пелагеи, её драма и уход из села .
- Титов, В. А. Полые воды: Ковыль - трава степная: повесть; Полые воды: рассказ; Раздел: повесть / Титов Владислав Андреевич. - М. : Мол. гвардия, 1987. - 252 с.
Жизнь деревни 1970-1980-х гг. Герои произведений - сельские труженики, хлеборобы.
Титов (1934-1987), русский писатель. Работал горным мастером. Рискуя жизнью, он предотвратил катастрофу в шахте, лишился обеих рук. О своей жизни он рассказал в повести «Всем смертям назло...» (1967). Позднее были опубликованы повесть «Раздел» (1973), роман «Проходчики» (1982), повесть «Ковыль — трава степная».
- Фоменко, В. Д. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2: Память земли: роман / Фоменко Владимир Дмитриевич. - М. : Худож. лит, 1984. - 503 с.
1950-е годы. Переселение донских станиц и хуторов на новые земли из-за строительства Волго-Донского канала.
Фоменко (1911-1990), русский писатель. Роман «Память земли» (кн. 1-2, 1961-70) о переменах в жизни донских станичников в связи со строительством Волго-Донского канала; рассказы «Охотничья жилка».
Вторая книга трилогии рассказывает о событиях, происходящих во время гражданской войны в Красноярске и Енисейской губернии.
- Черкасов, А. Т. Хмель: сказания о людях тайги: роман / А. Т. Черкасов, П. Д. Москвина. - М. : Дрофа, 1993. - 768 с.
Первая книга цикла романов об истории Сибирского края описывает события от восстания декабристов до начала ХХ века.
- Черкасов, А. Т. Черный тополь: роман / А. Т. Черкасов, П. Д. Москвина. - М. : Дрофа, 1993. - 592 с.
Заключительная часть трилогии повествует о сибирской деревне с 1920-х годов до первых послевоенных лет.
Жизнь деревни 1960-1980-х годов с описанием исторического прошлого и национальной культуры.
- Шишков, В. Я. Угрюм - река: роман: в 2 т. / Шишков Вячеслав Яковлевич. - М. : Дрофа, 1994.
Сибирь конца 19 - начала 20 веков. Судьба трёх поколений купеческой династии Громовых.
Тема коллективизации в деревне .
Классовая борьба в послереволюционной Сибири.
- Шуртаков, С. И. Возвратная любовь: рассказы, повести / Шуртаков Семён Иванович. - М. : Сов. писатель, 1989. - 554 с.
Герои рассказов и повестей - люди колхозной деревни.
- Шуртаков, С. И. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1: Трудное лето; Подгон: повести; Рассказы / С. И. Шуртаков; вступ. ст. М. Алексеева. - М. : Сов. Россия, 1985. - 528 с.: портр.
Герои повестей - люди колхозной деревни.
Деревня в 1960-х годах. Её быт, традиционные народные обряды. Деревенская свадьба.
Алексеев Михаил Николаевич (р. 1918) на стр. 6
Родился в селе Монастырское Саратовской губернии в крестьянской семье. Рано лишился родителей: мать умерла от голода, отец — в тюрьме, куда попал за то, что, будучи секретарем сельского совета, выдавал людям справки, чтобы они могли уехать и спастись от голода. Алексеев начинал как автор военной прозы. В 1957 году окончил Высшие литературные курсы при СП СССР. В 1965 году стал секретарем правления Союза писателей РСФСР, с 1968 по 1990-й занимал пост главного редактора журнала «Москва». С начала 60-х годов обратился к деревенской теме, за основу взяв воспоминания о жизни в родном селе Монастырском. В повести «Карюха» (1967) отразились впечатления деревенского детства автора. В романе «Драчуны» (1981) рассказал об одном из страшных эпизодов в истории России XX века — голоде в деревне в 30-е годы, причиной которому была продразверстка — насильственное изымание хлеба у крестьян, отразив трагические противоречия коллективизации. Стремление к фотографической точности сочетается с поэтичностью в воссоздании крестьянского мира. Удостоен Государственной премии СССР (1976).
Борщаговский Александр Михайлович (1913-2006) на стр. 8
русский писатель, критик, театровед, сценарист. Родился в семье журналиста. Литературную деятельность начал в 1933 году. В 1935 году окончил Киевский театральный институт, по окончании аспирантуры ушёл на фронт. После войны заведовал литературной частью Театра Советской Армии (1945-1949); в этот период опубликовал ряд работ по истории украинского классического театра и драматургии («Драматические произведения Ивана Франко», 1946), «А. М. Бучма», 1947), «Драматургия Тобилевича» (1948). В 1949 году в рамках идеологической кампании против «безродных космополитов» был уволен с работы, исключен из ВКП(б), лишен возможности печататься. В дальнейшем Борщаговский выступал преимущественно как прозаик. В 1953 году вышел его исторический роман «Русский флаг», повествующий об обороне Петропавловска-Камчатского в 1854, о победе русских воинов над английской эскадрой. Два года спустя выходит книга «Пропали без вести» о подвиге советских моряков в Тихом океане. В повести «Тревожные облака» (1958) рассказывается о знаменитом матче смерти между футболистами киевского «Динамо» и немецкой Люфтваффе. Повести «Седая чайка» (1958), «Остров всех надежд» (1960), «Стеклянные бусы» (1963) посвящены Дальнему Востоку, роман «Млечный путь» (1968) повествует о героических событиях времен Великой Отечественной войны. Наибольшую известность принесла Борщаговскому повесть «Три тополя», переработанная им затем в сценарий для кинофильма «Три тополя на Плющихе» (режиссер Т. Лиознова, 1967). Основой киносценария фильма «Третий тайм» (1962, режиссер Е. Карелов) стала повесть «Тревожные облака». Трагической судьбе киевских евреев, расстрелянных в Бабьем яру посвящена пьеса Борщаговского «Дамский портной» (1980), по которой в 1990 году режиссер Л. Горовиц поставил фильм с И. Смоктуновским в главной роли. В 1991 году писатель напечатал свои воспоминания «Записки баловня судьбы».
Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) на стр. 19
Родился в деревне Олепино Владимирской области в крестьянской семье. Во время Отечественной войны служил в войсках специального назначения, охранявших Кремль. Летом 1956 года совершил пешеходное путешествие по Владимирской области, результатом которого стали две лирико-исповедальные книги: «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (I960). В начале 60-х годов пережил серьезный мировоззренческий перелом, стал иначе оце-нивать историю России XX века, понимая ее теперь как трагедию революцион-ного насилия над крестьянской страной. В 90-е годы выступал как историчес-кий публицист: разоблачительная книга о Ленине «При свете дня», повесть «Со-леное озеро» о молодом Гайдаре.
Тендряков Владимир Федорович (1923-1984) на стр. 19
Родился в деревне Макаровская Вологодской области в семье сельского служащего. После окончания средней школы ушел на фронт, служил радистом стрелкового полка, был тяжело ранен. Печататься начал с 1948 года, работал корреспондентом журналов «Смена» и «Огонек». В 1948 году вступил в ВКП (б), в 1951 — окончил Литературный институт. Первые публикации вполне соответствовали бесконфликтному характеру литературы и публицистики того времени, но уже с начала 50-х годов в творчестве Тендрякова проявляются новые черты. Широкую известность принесли очерки, повести, рассказы о жизни деревни, в которых он поднимал острые социально-экономические и нравственные проблемы: повесть «Падение Ивана Чупрова» (1953), в которой был изображен председатель колхоза, обманывающий государство ради блага самих же колхозников; «Ненастье» (1954); «Не ко двору» (1954; фильм «Чужая родня», 1956); «Кончина» (1968). В дальнейшем проза Тендрякова часто строилась по такому принципу: он как бы приглашал читателей решать сложные этические головоломки вместе с героем, в этом случае художественное действие становилось своего рода публицистическим приемом. Тендряков сформировался преимущественно как мастер короткой повести, построенной на чрезвычайном происшествии или трагическом осложнении в жизни героев. Тема совести и внутреннего суда была разработана в романе «Тугой узел» (1956; фильм «Саша вступает в жизнь», 1957) и повестях «Ухабы» (1956), «Суд» (I960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965), «Подёнка - век короткий» (1966). Тендрякова остро волновали проблемы социального утопизма и слепой веры людей в авторитетов. Этому во многом посвящены повесть «Три мешка сорной пшеницы» (1972; инсценировка Ленинградского Большого драматического театра, 1975), роман «Покушение на миражи» ((1979-1982) был опубликован в 1987 году) и беспощадно издевательское мемуарное эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987). Роман «За бегущим днем» (1959), повести «Чудотворная» (1958; одноименный фильм, 1960), «Весенние перевертыши» (1973), «Ночь после выпуска» (1974) посвящены вопросам воспитания. Роман «Свидание с Нефертити» (1964) рассказал о нравственно-эстетических исканиях молодого художника, вчерашнего фронтовика, в послевоенные годы. Повесть «Путешествие длиной в век» (1964) написана в жанре научной фантастики. В.Ф. Тендряков обращался и к драматургическому жанру, написал пьесы «Белый флаг» (1962, совместно с К. Икрамовым), «Совет да любовь» (1973). Одними из постедних произведений писателя стали повести «Затмение» (1977) и «Расплата» (1979). Произведения Тендрякова неоднократно вызывали дискуссии в критике и педагогических кругах. Писатель обращался к трагическим страницам советской истории в рассказах «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» — о раскулачивании крестьян, «Донна Анна» — о Великой Отечественной войне, «Охота» — о компании борьбы с космополитизмом. Эти произведения были опубликованы уже после его смерти в 1988 году.
Черкасов Алексей Тимофеевич (р. 1915) на стр. 20
Родился в июне 1915 года в деревне Потапово, Даурской волости, бывшей Енисейской губернии в крестьянской семье. Побывал в детдомах Минусинска и Курагино. Два года проучился в Красноярском агропедагогическом институте, затем уехал в Балахтинский район — проводить коллективизацию. На селе задержался на добрых пятнадцать лет: работал агрономом в совхозах Красноярского края и северного Казахстана... В северном Казахстане в 1937 году был в первый раз арестован по ложному обвинению. Три года провел в тюрьмах, лагерях. Освобожден был в 1940 году, но через два года арестован вновь. В эти драматические годы были утрачены рукописи двух первых романов Черкасова "Ледяной покров" и "Мир, как он есть". После Минусинской и Абаканской тюрем Черкасов оказался в Красноярске. Работал в редакции газеты «Советская Хакасия». Был уволен, прошёл через психиатрическую больницу. Откуда его вызволила будущая жена Полина Дмитриевна Москвина, соавтор большинства его книг. "В стороне сибирской" - так называлась первая книга повестей и рассказов Черкасова; она вышла в Москве в 1949 году. Затем были повести "День начинается на Востоке", "Синь-тайга", "Лика", "Ласточка" и другие. Однако прославила и ввела его имя в мировую литературу трилогия, включающая романы "Хмель", "Черный тополь" и "Конь рыжий" с общим подзаголовком "Сказание о людях тайги". Популярность у трилогии была невероятной, вскоре она уже перешагнула пределы страны. Романы были переведены на многие языки, издавались в Югославии, ГДР, Бразилии. В 1969 году Алексей Тимофеевич переехал с семьей в Крым, а 13 апреля 1973 года умер в Симферополе от сердечного приступа.
Черниченко Юрий Дмитриевич (р. 1929) на стр. 20
российский государственный, общественный деятель, писатель.
В 1953 окончил филологический факультет Кишиневского университета. В 1950-е гг. сотрудник газет «Советская Молдавия», «Алтайская правда». В 1959-74 специальный корреспондент газеты «Советская Россия» и «Правда». В 1975-91 комментатор Центрального телевидения, ведущий популярной передачи «Сельский час». В 1989-91 народный депутат СССР. В 1993-95 депутат Совета Федерации Федерального Собрания РФ. С 1991 председатель Крестьянской партии России. Автор книг, основной темой которых являются социальные проблемы деревни: «Антей и Бобошко» (1963), «Уравнение с неизвестными» (1974), «Умение вести дом» (1984) и другие, в том числе автобиографическая повесть «Целина».
Шишков Вячеслав Яковлевич (1873-1945) на стр. 20
Родился в городе Бежецке Тверской губернии в купеческой семье. После окончания Вышневолоцкого технического училища с 1984 по 1915 живёт в Сибири, служит в Управлении Томского округа путей сообщения. Работает геодезистом, инженером-устроителем водных путей на Лене, Енисее, Чулыме. Возглавлявшиеся им экспедиции внесли большой вклад в изучение сибирского края. Впечатления от жизни и работы в Сибири стали первоосновой его творчества. Первые его произведения печатаются в томских изданиях - газете «Сибирская жизнь» и журнале «Молодая Сибирь». Летом 1912 года он приезжает в Петербург. В новом журнале «Заветы» публикуется его рассказ «Помолились». В 1915 году окончательно переезжает в Петроград. В 1916 году выходит первая книга «Сибирский сказ», в журнале «Летопись» публикуется повесть «Тайга». С 1917 года полностью посвящает себя литературному творчеству. Много ездит по стране. С 1920 по 1932 год работает над романом-эпопеей «Угрюм-река». В 1934-1945 гг. создаёт исторический роман «Емельян Пугачёв». В 1941-1942 гг. работает в осаждённом немцами Ленинграде. В 1942 году переезжает в Москву. Выступает по радио, в госпиталях с чтением своих произведений. Умер за два месяца до Победы.
Шолохов Михаил Александрович (1905-1984) на стр. 20
русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Книга «Донские рассказы» (1926). В романе «Тихий Дон» (кн. 1-4, 1928-1940; Государственная премия СССР, 1941) — драматическая судьба донского казачества в годы 1-й мировой и Гражданской войн. В романе «Поднятая целина» (кн. 1-2, 1932-60; Ленинская премия 1960). Великой Отечественной войне посвящен неоконченный роман «Они сражались за Родину» (главы в 1943-44, 1949, 1954, 1969) и рассказы, в т. ч. «Судьба человека» (1956-57). Публицистика. Нобелевская премия (1965).
Шукшин Василий Макарович (1929-1974) на стр. 21
русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России (1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968, «Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2, 1965-1987) и фильмах («Живет такой парень», 1964, «Печки-лавочки», 1972, «Калина красная», 1974) — многообразие современных социально-психологических типов, образы «странных» людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни. Главные роли в фильмах: «Два Федора» (1958), «Комиссар» (1967, выпущен в 1987), «У озера» (1970; Государственная премия СССР, 1971), «Они сражались за Родину» (1975). Поставил фильмы: «Живет такой парень» (1964, приз «Золотой лев» Венеции), «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974). Ленинская премия (1976).
Яшин Александр Яковлевич (Попов)(1913-1968) на стр. 21
Родился в деревне Блудново Северо-Двинской (ныне Вологодской) губер-нии в крестьянской семье. Дед был бурлаком на Волге, стал кузнецом, своими силами организовал в Блуднове школу для детей. Отец погиб в мировую войну, семья бедствовала. Еще школьником стал писать стихи, за что его прозвали «ры-жим Пушкиным». Писательская карьера Яшина на первых порах складывалась
весьма успешно. В 1934 году он был премирован за лучшую комсомольско-походную песню и назначен делегатом на I съезд советских писателей, где было объявлено о создании Союза писателей СССР. Во время Отечественной войны работал военным корреспондентом. В 1949 году напечатал поэму «Алена Фомина» о передовой колхозной свинарке. Новый этап в творчестве связан с прозой. В 1956 году в альманахе «Литературная Москва» (второй выпуск) появился его рассказ «Рычаги», который, как и следующая повесть «Вологодская свадьба» (1962), был раскритикован в советской печати.
Деревенская проза - направление в русской советской литературе 1960-1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни. Деревенская проза связана с принципами и программой почвенничества. Оно формируется в середине 19 в. и отражается в народнической литературе, творчестве писателей издательства «Знание». Абрамов «Пелагея», Распутин «Последний срок», Белов «Привычное дело», Шукшин «Двое на телеге», «Письмо любимой», «Солнце, старик и девушка», «Светлые души» .
Традиция, связанная с лирической прозой, поэтизацией крестьянской жизни, целостного мировоззрения. Связь с тургеневской традицией и традицией древнерусской литературы.
В ХХ в. деревенщики не были литературной группировкой. Региональные журналы: «Север», «Наш современник», «Литературная Россия». Понятие «деревенщики» вошло в обиход (появляется во второй половине 1950-х гг., т.е. в период 1960-х). Пока это была только тематическая классификация.
Онтология крестьянского, природного существования. Очень важна категория труда (отсутствует в городской прозе), она во многом базовая. Городская проза – герои-бездельники, халтурщики. Работа может быть самореализацией, а может быть скучной рутиной. Абрамов: Пекариха (героиня повести «Пелагея») не просто труженица, а во многом великая труженица.
Народный характер – у Белова и Шукшина («чудики»). Герой – чудик, народное комическое чуть сниженное определение чудака. Чудак – тип героя мировой литературы.
Очерково-документальное начало, из которого затем вырастает сначала малая, а потом крупная проза – типологическая черта деревенской прозы.
деревенская проза – онтологическая проза; решает онтологические, философские задачи: фундаментальные основы русского бытия, основы русской национальной ментальности.
Деревенщики делятся на старших и младших . Старшие: Овечкин, Яшин, Абрамов.
Изначально старшие деревенщики – середина 1950-х. В 1960-е гг. Распутин перестает писать рассказы и начинает осмысливать драму деревни. Начало 1970-х – расцвет творчества Распутина и Белова (средние деревенщики ). Распутин считается ведущим представителем направления. Потом раскалывается писательское сообщество.
Почвенники обратились к правде жизни и показали, в каком тяжёлом и бесправном положении находится деревня.
Деревенщики надеялись, что возрождению деревни поможет возрождение тех нравственно-религиозных норм, которыми жила деревня на протяжении веков. Поэтизация патриархального в быту, в труде и нравах. Деревенщики стремятся возродить уходящие вглубь веков народные представления о добре и зле, сформированные православием и часто отличные от соответствующих представлений социалистического гуманизма. Мотив истоков. Образы-символы почвы и малой родины (как правило, та или иная деревня). Человек предстаёт в неразрывной связи с природой.
Язык произведений почвенников насыщается просторечием, диалектизмами, этнографизмами, фольклорными, религиозными, мифологическими пластами и образами, тем самым обновляется. Язык этот передаёт русский национальный колорит. Современность оценивается у почвенников с позиций патриархального или христианского социализма. В соответствии с такой оценкой судьба деревни в советскую эпоху изображается как драматическая. Подобный подход демонстрируют Солженицын в рассказе «Матрёнин двор», Белов в повести «Привычное дело », Распутин в повестях «Деньги для Марии», «Последний срок» и др.
Начинается деревенская проза с рассказа Солженицына «Матрёнин двор». Он написан в 1959 и попадает в печать в 1963 году. Под влиянием Солженицына в литературе 1960-80-х годов появляется целая плеяда подобных характеров. Старуха Анна («Последний срок»), Дарья («Прощание с Матёрой»), Мария (Вичутин, одноименная повесть), Пелагея (Абрамов, одноименная повесть), примыкает сюда образ Ивана Африкановича Дрынова из повести Белова «Привычное дело».
Фёдор Алекса́ндрович Абра́мов (1920- 1983) -представитель «деревенской прозы» 1960-1980-х годов. Сам уроженец села в Архангельске, сын крестьянина- старовера.
Деревенское - привязанное к земле . Оно вечное, потому что именно в этом, кроется знание жизни. Его нельзя понять до конца, к нему можно только попытаться приблизиться.
Носителями этого жизненного знания у Абрамова являются в первую очередь женщины. Русские женщины в центре внимания, потому что связаны с русской деревней, на их плечах держится она. После ВОВ столько надломленно духовных людей, калек, оскудевших деревень.
На противопоставлении характеров матери и дочери , держатся повести "Пелагея"1969 и "Алька" 1970. Конфликт отцов и детей, старой и новой жизни, города и деревни. Проблема выбора жизненного пути, проблема корней.
Пелагея - сильная, жадная до жизни натура. И вместе с тем трагическая . Возможно, в чем-то подавляет свою натуру, потому что воспитана в духе исполнения долга. Труд как служение миру, в этом смысл жизни. Жить для других- аксиома русской жизни. Мать Пелагеи говорила «дай что-нибудь поделать, я ведь жить хочу». Пелагея унаследовала это- преемственность . Но в новом поколении уже надлом - дочь не такая.
«Братья и сестры». Братья и сестры – понятие христианское; принципиально значимое ощущение родства с миром. Деревня – воплощение семейственности, родственности.
К концу романа герой чувствует избывание родства, ослабевание.
Сильно внимание к характеру. Абрамова интересуют неоднозначные, цельные, позитивные характеры. Герои – нравственные ориентиры (черта деревенской прозы в целом).
Василий Макарович Шукшин (1929-1974)
Рассказ В. Шукшина "Чудик" (1967) – о тридцатидевятилетнем сельском механике Василии Егоровиче Князеве. Отталкиваясь от названия, автор сразу же начинает повествование о самом герое: "Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось".
Впечатлительный, ранимый, чувствующий красоту мира и в то же время несуразный Чудик сопоставляется в повести с мещанским миром снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть в своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку.
Дисгармоничность героя рассказа "Миль пардон, мадам" (1967) заявлена уже в парадоксальном сочетании его имени и фамилии – Бронислав Пупков.
Сюжет рассказа «Микроскоп» кажется сперва смешным анекдотом. Герой его, простой столяр Андрей Ерин, покупает микроскоп. Желая найти какое-нибудь универсальное средство, чтобы спасти мир от микробов, этот малограмотный рабочий мужик проводит свое свободное время не за бутылкой, а за микроскопом вместе с сыном, и оба они абсолютно счастливы. Жена же из другого мира, городского, практичного. Когда жена относит микроскоп в комиссионку герой понимает, что это гораздо разумнее... Но что-то случилось с его душой. «Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ниче-го... Надо, конечно...» - таким неубедительным самовнушением героя заканчивается рассказ, сюжет и герой которого уже не кажутся забавными.
Герои Шукшина, эти простые люди, озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.
Рассказы Шукшина часто строятся на противопоставлении внешнего, бытового, и внутреннего, духовного, содержания жизни.
Язык шукшинских героев изобилует просторечными выражениями. Особенность: авторская речь тесно сплетается с речью персонажей.
Распутин «Последний срок»
Онтологическая проблема деревни. Толстовская идея умирания естественного человека. Смерть-близняшка. Договор со смерью. Философская повесть.
из жизни уходит старый, много поживший и многое повидавший на своем веку человек, которому есть что и с чем сравнивать, есть о чем вспомнить. И почти всегда это женщина: мать, воспитавшая детей, обеспечившая непрерывность рода. Тема смерти для него не столько, может быть, тема ухода, сколько размышление о том, что остается, - в сравнении с тем, что было. И образы старух (Анна, Дарья), ставшие нравственным, этическим центром лучших его повестей, старух, воспринимаемых автором как важнейшее звено в цепи поколений, - это эстетическое открытие Валентина Распутина, несмотря на то, что подобные образы, конечно же, были и до него в русской литературе. Но именно Распутину, как, может быть, никому до него, удалось философски осмыслить их в контексте времени и нынешних социальных условий.
Проблема преемственности, тема вины, забвения. Разрыв времен. Город-деревня. Тяжелая деревенская жизнь. Традиции – пародийно, неискренность (Варвара голосит). Пожалуй, Варвара могла бы механически заучить прекрасное, глубокое народное причитание. Но даже если б она и заучила эти слова, все равно не поняла бы их и не дала им толку. Да и заучивать не пришлось: Варвара, сославшись на то, что ребят оставили одних, уезжает. А Люся и Илья и вовсе не поясняют причину своего бегства. На глазах рушится не только семья (она давно развалилась) - рушатся элементарные, фундаментальные нравственные устои личности, превращая внутренний мир человека в руины.
Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.
Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах - и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.
Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.
Этапы развития (происходят внутренние перестройки, изменения, перемены в тоне и пафосе).
1) 1950-е - «овечкинский» этап, момент прозрения . Прозу характеризуют конструктивность, оптимизм, надежда и вера в социалистический идеал, поэтому и некоторый утопизм + глубокий аналитизм. Герои произведений – почти всегда – руководители: председатели колхозов, главные инженеры и агрономы и т.д.
2) 1960-е – момент надежды на сохранение непреходящих нравственно-этических ценностей крестьянского мира . Происходит переориентация идеала из будущего в прошлое. Литература занимается поэтизацией и воспеванием праведников и страстотерпцев, «вольных людей», правдоискателей.
3) 1970-е – момент отрезвления и прощания. Отпевание русской деревни. У писателей нарастает глубокая тревога. Два шукшинских лейтмотива «Нет, мужика я вам не отдам» и «И в деревне есть всякие» – соединяются в один тревожный вопрос: «Что с нами происходит?»– который звучит особенно в рассказах о трагикомических приключениях «чудиков», в которых есть смех сквозь слезы.
Понимание того, что произошли необратимые изменения в самой крестьянской душе. Критика адресуется теперь уже и к самому крестьянину. Самое пронзительное – повести Распутина («Последний срок», «Прощание с Матерой»). Здесь «деревенская проза» выходит на уровень прозы глубоко философской, даже космогонической.
4) 1980-е – момент отчаяния . Утрата иллюзий. Апокалиптические мотивы. «Пожар» Распутина, «Печальный детектив» и «Людочка» Астафьева, роман Белова «Все впереди».
Деревенская проза - одно из течений в отечественной литературе прошлого столетия. Зародилось оно в 50-е годы. Произведения представителей этого направления не одно десятилетие изучают школьники на уроках русской литературы. Многие рассказы и повести писателей-"деревенщиков" экранизированы как советскими, так и российскими кинематографистами. Творчество ярчайших представителей деревенскй прозы - тема статьи.
Особенности деревенской прозы
Валентин Овечкин - один из первых прозаиков, воспевших на страницах своих произведений жизнь русской глубинки. Само определение деревенская проза вошло в литературоведение не сразу. Принадлежность авторов, которых сегодня принято называть писателями-"деревенщиками", к определенному направлению в прозе долгое время ставилась под сомнение. Тем не менее со временем термин обрел право на существование. И произошло это после публикации рассказа Солженицына «Матренин двор». Под деревенской прозой понимать стали не просто произведения, посвященные жителям села, но и комплекс художественных и стилевых особенностей. В чем же они заключаются?
Писатели-"деревенщики" в своих произведениях поднимали вопросы экологии, сохранения национальных русских традиций. говорили об истории, культуре, нравственных аспектах в жизни обитателей глубинки. Один из ярчайших представителей деревенской прозы - Ф. Абрамов.
В своих небольших, емких произведениях он умел показать жизнь целого поколения, представители которого, как известно, особенно испытали на себе последствия исторических событий 20-х годов прошлого века, тяготы послевоенного времени. Но о творчестве этого прозаика будет вкратце рассказано ниже. Прежде стоит привести список писателей-"деревенщиков".
Представители деревенской прозы
У истоков литературного направления стоял Ф. Абрамов. В один ряд с этим писателем ставят также В. Белова и В. Распутина. Раскрыть тему русской деревенской прозы было бы невозможно без упоминания таких произведений, как «Царь-рыба» Астафьева, «Живая вода» Крупина и, конечно же, «Матренин двор» Солженицына. Важный вклад в развитие деревенской прозы внес Василий Шукшин. Яркий деревенский колорит присутствует на страницах книг Василия Белова. В перечень писателей, посвятивших свои произведения нравам и традициям русского села, входят также Н. Кочин, И. Акулов, Б. Можаев, С. Залыгин.
Интерес к писателям-"деревенщикам" наблюдался в 80-е годы. Однако с распадом СССР популярными стали другие жанры. Сегодня книги Василия Белова, Федора Абрамова, Валентина Распутина, рассказы Александра Солженицына обрели новую жизнь. Их регулярно переиздают, по ним снимают художественные фильмы (киноленты «Живи и помни» 2008 года, «Матренин двор» 2013 года).
Федоров Абрамов
Один из известнейших представителей деревенской прозы родился в Архангельской области, но большую часть жизни провел в Ленинграде. Абрамов ушел добровольцем на фронт в 1941 году, прошел всю войну. И только после ее окончания смог получить высшее образование на факультете русской филологии.
Абрамова называют патриархом деревенской прозы за ту скрупулезность, с которой он пытался постичь причины трагедии крестьянства, социальные особенности деревни. Обращение к этой теме поставило Абрамова в один ряд с самыми значимыми фигурами в советской литературе шестидесятых-семидесятых годов.
Почему так много было вынуждено покинуть в 50-е годы родной дом и отправиться в город? На этот вопрос Абрамов, наряду с Шукшиным и Распутины, пытается ответить в своих произведениях, давно ставших классикой русской прозы. При этом судьба героя, покинувшего деревню, всегда трагична. Стилю Абрамова, как и стилю других писателей-деревенщиков, не свойственна гротескность, образность. Наиболее значимое произведение в творчестве этого прозаика - роман «Братья и сестры».
Василий Белов
Этот писатель - уроженец деревни Тимониха Вологодской области. О тяготах деревенской жизни Белову был известно не понаслышке. Отец его погиб в годы ВОВ, мать, как и миллионы советских женщин, была вынуждена поднимать детей самостоятельно. А их у нее было пятеро. В одном из своих произведений, «Невозвратные годы», писатель поведал о жизни своих родственников - жителей деревни.
Много лет Белов прожил в Вологде, недалеко от своей малой родины, в которой черпал материал для литературного творчества. Широкую известность писателю принесла повесть «Обычное дело». И именно это произведение закрепило за ним звание одного из представителей деревенской прозы. В рассказах и повестях Белова нет резких сюжетных поворотов, в них мало событий и почти отсутствует интрига. Преимущество Белова - умение мастерски использовать народный язык, создавать яркие образы деревенских жителей.
Валентин Распутин
Известный прозаик однажды сказал, что рассказать о деревне, воспеть ее в своих произведениях - его долг. Он, как другие писатели, о которых идет речь в этой статье, вырос в селе. Окончил историко-филологический факультет. Дебютом в литературе стала публикация рассказа «Край возле самого неба». Известность же принесли «Деньги для Марии».
В семидесятые годы книги Распутина Валентина Григорьевича пользовались немалой популярность у советской интеллигенции. Самые известные произведения - «Прощание с Матерой», «Живи и помни». Именно они поставили прозаика в ряд лучших современных русских писателей.
Другие Валентина Григорьевича - сборники, в которые вошли повести «Последний срок», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар» и рассказы «Костровые новых городов», «Сибирь, Сибирь». Не единожды кинематографисты обращались к творчеству этого писателя. Помимо «Живи и помни» стоит назвать и другие фильмы, созданные по произведениям Распутина. А именно: «Василий и Василиса», «Встреча», «Деньги для Марии», «Рудольфио».
Сергей Залыгин
К представителям деревенской прозы нередко причисляют и этого автора. Залыгин Сергей Павлович на протяжении нескольких лет занимал должность редактора «Нового мира». Благодаря ему и еще некоторым литераторам в конце 80-х возобновилась публикация Что же касается творчества самого Залыгина, то он создал такие рассказы, как «Оськин аргиш», «На Большую землю», «Утренний рейс», «Простые люди».
Иван Акулов
«Касьян Остудный» и «Царь-рыба» - повести, вошедшие в список самых значимых произведений деревенской прозы. Автор их - Акулов Иван Иванович - родился в крестьянской семье. В деревне будущий писатель прожил до девяти лет. А после семья переехала в город Свердловск. Иван Акулов прошел войну, демобилизован был в 1946 году в звании капитана. Творческий путь его начался в 50-е годы. Но, как ни странно, писать он начал не о войне. В своих литературных сочинениях он воссоздавал образы, запомнившиеся ему в детские годы, - образы простых деревенских жителей, перенесших немало невзгоды, но не утративших силу и веру.
Василий Шукшин
Стоит рассказать и об этом писателе, известном в роли не только представителя деревенской прозы, но и режиссера, сценариста, обладающего редким самобытным талантом. Василий Шукшин был родом из Алтайского края. Тема малой родины пролегла красной нитью в его творчестве. Герои его книг противоречивы, их нельзя отнести ни к отрицательным, ни к положительным персонажам. Образы Шукшина живые, настоящие. После окончания войны будущий писатель и режиссер, как и многие молодые люди, подался в большой город. Но образ деревни остался в его памяти, а позже появились на свет такие произведения малой прозы, как «Срезал», «Материнское сердце», «Калина красная».
«Матренин двор»
Солженицына не нельзя отнести к представителям деревенской прозы. Тем не менее рассказ «Матренин двор» - один из лучших произведений, отражающих жизнь сельских жителей. Героиня рассказа - женщина, лишенная корысти, зависти, злости. Составляющие ее жизни - любовь, сострадание, труд. И эта героиня - отнюдь не вымысел автора. С прототипом Матрены Солженицын познакомился в деревне Мильцево. Героиня рассказа Солженицына - малограмотная жительница села, но она привлекает внимание читателей, как сказал Твардовский, не меньше Анны Карениной.
Рассказы Кочергина прямолинейны, строчки его прозы стройны, а вот жизненный путь писателя, наоборот, весьма извилист. Родился и учился он в столице, следом отправился в Сибирь, где и написал свои «Алтайские рассказы», получившие сразу несколько литературных премий - в том числе и Премию правительства Москвы.
- Гордость советской литературы: Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев... Кто из так называемых писателей-деревенщиков вам ближе?
Думаю, что Астафьев - возможно, как раз именно потому, что он был несколько шире своих собратьев по перу.
В 15–16 лет я буквально зачитывался его «Царь-рыбой» и именно из-за этой книги стал мечтать попасть когда-нибудь на Енисей.
- В детстве мы все романтики. Но, кажется, у писателей-деревенщиков была вполне четкая взрослая цель - спасти деревню от умирания. И им это, увы, не удалось...
А мне кажется, что они уже понимали, что спасти ничего невозможно. Их литература была литературой прощания и попыткой прожить это прощание: достаточно взглянуть на названия - «Прощание с Матерой», «Последний поклон», «Последняя страда». В России ведь такое бывает очень часто: происходит что-то грандиозное, что осмысляется не на уровне государственном, а на уровне именно литературном.
- Есть ощущение, что это осмысление было довольно идеалистическим.
Белов, Распутин, Астафьев, Шукшин - все они и были идеалистами. Именно поэтому благодаря им и возник миф о деревне, как о мощном идеальном мире, на который можно опереться и в который хорошо бы вернуться, чтобы припасть к корням. Хотя и в то уже время припадать там было особо не к чему.
- Почему же этот мир был так интересен городским читателям?
Потому что был им совершенно незнаком - так же, как, скажем, миры братьев Стругацких или Александра Дюма. Неизведанное же всегда манит.
Однако мир Дюма и Стругацких волнует множество поколений, тогда как мир деревенщиков сегодня мало кому интересен.
На него прошла мода, да. Но отчасти тут оказались виноваты и сами писатели-деревенщики, во время перестройки скомпрометировавшие свой мир едва ли не черносотенными высказываниями. Да и, кроме того, все же знают, что происходит с деревней.
- Она, по-вашему, умирает?
Да. Хотя в деревне попрежнему живут замечательные люди. В селе в Рязанской области, где я построил дом, есть фермер Витя Назаров.
Крепкая семья, замечательные дети и внуки, которые ему уже помогают. Он пашет огороды всему селу, не отказывается помочь ни в чем, я не знаю, когда он умудряется спать. Доходы у него невысоки, однако он из принципа не обрабатывает свои поля ядохимикатами: «Не хочу травить, это наша земля». На таких упрямых людях многое в деревне держится.
Деревенская проза давным-давно, увы, осталась в истории. Ее нет. Есть авторы, пишущие на тему деревни - Борис Екимов, Роман Сенчин, Дмитрий Новиков из Петрозаводска, создающий замечательную «северную» прозу. Но это все произведения совсем другого жанра. Я и сам человек, родившийся в центре Москвы, деревенщик с очень большой натяжкой.
- Ну а кто вы?
Я - человек, поселившийся в деревне на месте, где когда-то жили финно-угры, а до этого представители какой-то неизученной культуры средне-окских могильников.
Я пишу прозу, учу своего сына, стараюсь побольше ездить по стране, если есть время и возможность. Что еще? Я работал дворником, уборщиком, почтальоном, сторожем. В свое время отправился в Сибирь, где был лесником в заповеднике.
- Зачем?
Родители мечтали, чтобы я пошел по их стопам и стал химиком-технологом, а я пытался найти свой путь. И я не один такой! В 1990 году, когда я разослал письма во все заповедники Союза с просьбой о приеме на работу, нигде не было свободных мест. Только с Горного Алтая мне пришел ответ, что есть ставка. Все штаты были забиты романтиками из крупных городов. В таежных избушках валялись сборники французской поэзии, литературные «толстые» журналы...
Видимо, постоянно идет не только приток в города, но и обратное движение. Посмотрите на яркого представителя - замечательный писатель Михаил Тарковский, племянник Андрея Тарковского, живет уже тридцать с лишним лет в селе Бахта на Енисее и работает охотником-промысловиком.
- Ну и как вам, москвичу, показалось там, в Сибири?
Там была таежная романтика, новые прекрасные пространства. Жизнь в «медвежьем углу», на кордоне, где нет электричества, куда все продукты доставляются на вьючных лошадях. Хотя теперь я думаю, что самым интересным было вовсе не это, а возможность соприкоснуться с абсолютно другой жизнью, с другой культурой, взглянуть на Москву с другой точки зрения.
- Научились там многому?
Еще бы! И коров доить, и хлеб печь - продукты-то нам завозили всего два раза в год. И еще - писать длинные письма жене, благодаря чему и стал в итоге писателем.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Шайтанов, критик, литературный секретарь премии «Русский Букер»:
Если в 1960–1970 годы произведения деревенщиков выходили огромным тиражом и вызывали большой резонанс, сегодня они тихо публикуются в журналах типа «Наш современник». Их авторам не дают премий. Но, что интересно, в то же время писатели, не имеющие к деревенщикам никакого отношения, а просто пишущие о деревне - например, Андрей Дмитриев с его романом «Крестьянин и тинейджер» или Роман Сенчин с «Зоной затопления», - эти премии получают. Почему? Все просто: в советское время деревенская литература была прозой высочайшего уровня.
А сегодня... Ну, вы понимаете.
СПРАВКА
Илья Кочергин родился в Москве 30 мая 1970 года. Учился в МХТИ им. Менделеева, на геологическом факультете МГУ. Четыре года отработал лесником в Алтайском заповеднике. После возвращения в Москву поступает в Литинститут им. А. М. Горького.
Обладатель Премии правительства Москвы в области литературы за «Алтайские рассказы».