Старинные изразцовые печи. Изразцовая печь: история и современность, устройство, принцип действия и особенности

Первое появление изразцового убранства в России относят к концу 15 началу 16 века, когда появились керамические плиты с орнаментальным рельефным узором. Возможно, их появление связано с переселением белорусских мастеровых, бежавших со своей родины в Московию от польских и литовских угнетателей. Поливные (покрытые налитой глазурью и обожженные в печи) изразцы украсили собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного).

В конце 16 века в Москве начинается широкое производство «красных» старинных изразцов (печные терракотовые изразцы из красной глины). Изразцы формовали в деревянных формах (фото внизу) с вырезанным объемным рисунком (по аналогии со старинной технологией приготовления русских пряников) методом так называемой «набивки».

В начале 16 века в Москве налаживается массовое производство «муравленых» изразцов, как правило, покрытых зеленой глазурью.

Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине 17 века и связан с широким распространением рельефных многоцветных изразцов. Белорусские мастера принесли в Москву секреты изготовления непрозрачных глазурей (обычно называемых эмалями). Яркие многоцветные печи стали главным элементом интерьеров домов на Руси, а изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения того времени. Москва сохранила некоторые из них, например, Покровский собор (1671-1679 года) и Мостовая башня (начало 1670-х годов) в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым. Некоторые элементы изразцовых декоров Москвы 17 века показаны на фото в материалах этой статьи.

Особых высот изразцовое искусство во внешней отделке храмов достигает в Ярославле. Семнадцатый век становится для него золотым. В это время Ярославль приобретает те неповторимые черты, которые на века стали его отличительной особенностью. В то время в городе было семь монастырей и 50 храмов. Массивные церкви из красного кирпича, увенчанные зелеными главами, с устремленными ввысь стройными колокольнями, соревнуясь в красоте и монументальности, встали в одну линию на высоком берегу реки. Богатые изразцовые узоры многоцветным полотном покрывали стены соборов, наличники окон, барабаны куполов. По богатству и разнообразию изразцовой отделки с такими храмами как Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Николая Мокрого не могут сравниться другие храмы. Некоторые уникальные ярославские соборы вошли в списки всемирного наследия Юнеско.

18 век в русской жизни характеризуется дальнейшим проникновением Европейских художественных тенденций в традиционное искусство, что повлекло за собой некоторые изменения в художественных вкусах общества. Не избежало этого и изразцовое искусство. Здесь прежде всего нужно отметить роль Петра 1, который при своем посещении Голландии в 1697-1698 годах заметил своим зорким взглядом прекрасные «кафели», которые были в доме почти у каждого горожанина. Он отдал приказ изготавливать гладкие белые изразцы, по которым наносить рисунок синей глазурью и таким образом открыл новое и перспективное направление в изразцовом искусстве. Это направление является главным и по сегодняшний день - гладкие, красивые, милые сердцу и глазу изразцы скрашивают жизнь, дают тепло в наши холодные зимы. И сегодня гладкие шелковистые от остеклованной глазури, нежные под рукой, хранящие тепло печи и отдающие его людям, разноцветные - изразцы незаменимы и безупречны. Мало того, их сверкающая поверхность всегда нова, стоит только протереть их мокрой тряпкой. Печки в старых усадьбах и сейчас потрясают и притягивают наши взгляды. Кроме того, у гладкой глазурованной керамики есть еще свойства, например, на чистых изразцах не пригорает пыль (что вредно для здоровья) и они повышают теплоотдачу печей примерно на 10% (по сравнению с кирпичной кладкой неотделанной печки).

Изразец 18 века стал иным - гладкая лицевая поверхность, сдержанная цветовая гамма, многообразие сюжетов, выполненных в стиле росписи.Героями сюжетов стали люди из разных слоев общества и в различных ситуациях.

К концу века в изразцовой живописи преобладало многоцветное изображение цветов, букетов и птиц. Керамические изразцы старинные в виде отдельных элементов или панно являлись составной частью сложной архитектурной композиции печей, главного украшения интерьера.

В Х1Х веке изразцовое производство широко распространилось, продукция производилась в широком ассортименте и была различной по стоимости и художественной ценности для широкого слоя потребителей. Изразцы предназначались прежде всего для отделки печей, являющихся едва ли не главным и совершенно необходимым элементом русского быта.

Занимающее совершенно особое место в России производство М.С.Кузнецова, изготовлявшего фарфоровую и фаянсовую посуду, выпускало также старинные изразцы в достаточно широком ассортименте. Так, каталог 1899 года «Товарищества М.С.Кузнецова» предлагал 18 видов печей и каминов, много различных видов отдельных изразцов и плиток, два киота и один иконостас.

Одновременно с фабричным производством развивается также и индивидуальное, создавшее ряд замечательных произведений русского изразцового искусства.

В 1858 году при восстановлении палат бояр Романовых на Варварке по эскизам архитектора Ф.Рихтера были воссозданы старинные печи с изразцами в стиле «древних мастеров». Хотя они и отличаются от старинных оригиналов, но, тем не менее, интересны как работы талантливогохудожника, переосмысливающего древнее искусство с позиций его времени.

В конце Х1Х века изразцовым искусством заинтересовались крупные художники и керамисты, прежде всего Михаил Врубель, создавший в имении Абрамцево ряд шедевров. В своих работах он продвинулся очень далеко вперед, разработал целый ряд новых технологий глазурования и обжига с применением собственных глазурей широкой цветовой гаммы. Он создал скульптурные композиции, ранее не виданные в России (например, скамейка в саду и лежанка печи с головой льва, замечательные компановки печей и каминов), облицованные цветной керамикой, которые являются шедеврами керамического искусства. Михаил Врубель был одновременно великим художником (недаром его картины занимают целый зал в Третьяковской галлерее Москвы), значительным скульптором и сильным технологом-новатором в керамическом производстве.

В это время в Русском обществе появился значительный интерес к древнему культурному наследию, в частности, изразцовому искусству. Этот интерес воплотился в широкое применение многоцветных изразцов для оформления фасадов зданий и сооружений, а также способствовал изготовлению копий старинных изразцов и новых изразцов в стиле "ретро".

После революции 1917 года изразцовое искусство, как и все виды искусств, претерпело очень значительные изменения. В первый послереволюционный период практически во всех видах искусств главными направлениями стал конструктивизм и модернизм, изразцовое искусство также не избежало этого влияния.

Затем искусство вновь вернулись к реализму (соцреализму). В литературе, в живописи, в скульптуре, и, конечно, в керамике стали преобладать производственные темы, изображались люди труда и природа, в основном без художественных изысков и сложностей. Но производство изразцов практически сошло на "нет"


В коллекции музея представлены изразцы, выполненные в таких известных центрах изразцового производства как Москва, Калуга и Великий Устюг. Ведущая роль в этом списке принадлежала Москве. Московские изразцы стали образцом практически для всех региональных производств. Подпав под влияние «московского стиля», мастера Великого Устюга, Ярославля, Калуги, Костромы и Углича создавали орнаменты и изразцовые композиции, придерживаясь цветовой гаммы и технологических приемов столичных мастеров. В таких условиях довольно сложно выделить региональный компонент. Для атрибуции места производства изразцов, исследователи используют комплексный подход: анализ состава и цвета глины, толщины и формы изготовления румпы, оценивают качество рельефа и эмали. Существенную помощь в этом случае может оказать и информация об источнике поступления.

Москва. Изразцы московского производства в коллекции Вологодского музея – самая многочисленная группа. Многообразие орнаментов и цветовых сочетаний говорит о массовости и значительном ассортименте такой продукции.


Обнаружен при реставрационном
снятии грунта на территории Вологодского музея
(бывшего Архиерейского двора) в 1986 г.
15,5 х 10,2 х 13,8 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29206/1

Изразец поясной профилированный рельефный расписной.
Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории
Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г.
Реставрация 1989 г.
Москва, I четверть XVIII века.
16,7 х 10,4 х 6 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 29206/3

В первой четверти XVIII века появляются гладкие живописные изразцы бело-синей цветовой гаммы. Это было связано, прежде всего, с личностью Петра I, с его интересами и политической установкой. Активное строительство Петербурга потребовало наладить в нем и изразечное производство. Московские мастера были отправлены на обучение в Голландию и они же, по возвращении, наладили производство бело-синих кафелей на Ново-Невских кирпичных заводах. В Москве новая мода тоже привилась и существовала наряду с привычными полихромными изразцами.

Бело-синие изразцовые эмали отсылают нас к традициям дельфтской керамики и свидетельствуют о значительном западноевропейском влиянии на русское искусство XVIII века. В сюжетной росписи изразца того времени появляется изображение нехарактерных для России пейзажей, зданий, парусных судов. Источниками таких изображений служили сборники, пользовавшиеся популярностью в Западной Европе, переведенные и изданные в России. Одним из таких источников становятся «Символы и эмблемата», изданные по указу Петра I в 1705 году в Амстердаме. Составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским свод изображений включал в себя 840 гравированных рисунков и эмблем с поясняющими надписями на девяти языках.

Четкость рисунка и качество росписи на изразцах достигалось за счет применения новой технологии росписи по сырой эмали, разработанной в XVIII веке на заводе Гребенщикова в Москве. Новшество состояло в том, что роспись наносилась на слегка подсохшую белую эмаль, которой покрывали изразец после первого обжига. Краски впитывались эмалью и затем, во время второго обжига, сплавлялись с ней. Эта работа требовала большого живописного мастерства, так как рисунок наносился по невысохшей эмали, и внесение исправлений было невозможно.

Еще одним источником изображений на изразцах следует считать переведенную с французского языка и вышедшую в 1763 году книгу «Иконологический лексикон» Лакомба де Презеля О. Этот эмблематический сборник содержал толкование изображений мифологических и символических персонажей, уточняя и дополняя сюжеты, известные по книге «Символы и эмблемата». «Иконологический лексикон» внес в изразцовый изобразительный ряд аллегории времени, мифологические персонажи, человеческие чувства и пороки, вопросы нравственности и воспитания.
Набор сюжетов на изразцах служил своего рода литературным источником для человека XVIII века. Он сообщал необходимый набор знаний в области эмблематики, с помощью которой внушались, объяснялись государственные, общественные идеи, принципы христианской морали. Иллюстративный ряд мог быть понятен только подготовленному зрителю, знакомому с толкованием символических и мифологических образов.

На изразце иллюстрируется ветхозаветное предание о ковчеге Господа – ларце, хранящем две скрижали с законом Божьим. Главная святыня Израиля была захвачена филистимлянами, отвезена ими в город Азот и помещена в храме бога Дагона. На следующий день жрецы, войдя в храм, увидели Дагона, лежащего лицом вниз на полу пред ковчегом Господа. В нижней части в картуше надпись: ƘЍОmЪSḿÌЍВαЗОmѢ В ХРАМϵ/ ПОСmαВЛϵННЫЙ СДαГОНОМЪ / ЍБЫСmьIДОЛЪ вНОѰÌ НÌЗВАЛϵНЫ (Киот святой в Азоте в храме поставленный с Дагоном и бысть идол в ночи низвален) Пышность и богатое убранство подчеркивают многочисленные арки и колонны. Слева на полу обломки статуи Дагона, напротив, в арке – силуэт человека с воздетыми вверх руками – так мастер изобразил изумленного жреца. Справа на ступеньках стоят два воина в шлемах с плюмажем и латах, один из них указывает на поверженного бога рукой.

Со второй половины XVIII века широкое распространение на изразцах получает «ковровый» орнамент. Рисунок на изразцах, соединяясь с соседними изразцами, образовывал непрерывную композицию и объединял изразцы в общий орнаментальный ряд.

К концу XVIII века орнаментальные изображения изразцов упрощаются. Этот этап стал переходным к производству более дешевых, а, следовательно, менее трудоемких печных наборов. Удешевление продукции привело к появлению огромного спроса: изразцовыми печами активно украшаются дома зажиточного городского и сельского населения.

Изразечники вновь возвращаются к бело-синей цветовой гамме, упрощаются формы печей: из них уходят сложные переходы и пояса колонок. В коллекции музея этот период представлен изразцами с несложным орнаментом с бело-синей эмалью.

Калуга. Изразцовое производство в Калуге было налажено еще в XVII веке, а своего расцвета достигло в XVIII веке. Наличие месторождений качественной глины стало одной из причин интенсивного развития изразцового производства. Изразцы калужского производства стали пользоваться спросом в Санкт-Петербурге и Москве и украсили палаты многих московских вельмож, в том числе и князя Голицына. На калужских заводах по эскизам Ф. Растрелли были изготовлены изразцы для печей Анненгофа (дворец Анны Иоанновны в Москве, называемый также Головинским дворцом; сгорел в 1771 году). Отличительной особенностью калужских изразцов является глина светлых оттенков.

Великий Устюг. Появление собственного производства в Великом Устюге исследователи датируют 30-40-ми годами XVIII века. Этому способствовали развитие города как крупного торгового центра, активное каменное строительство и развитое гончарное производство. Великоустюжские мастера выработали и в течение всего XVIII века широко применяли свой собственный стиль: рельефные растительные и орнаментальные мотивы, покрытые эмалями зеленого, желтого и белого цвета.

Продукция местных мастеров пользовалась спросом не только в Великом Устюге. Печи, облицованные великоустюжскими рельефными изразцами, встречаются во многих городах Русского Севера. В Вологде такая печь находилась в Спасо-Преображенской (Спаса на болоте) церкви. В 1930 году, после закрытия храма, печь была разобрана и поступила в музей, где в 1934 году была реконструирована в одном из залов экспозиции истории Вологодского музея.

Изразцы — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России существует более десяти веков. Самые ранние русские изразцы относят к X веку. XVII век стал пиком изразцового искусства в России.


Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов, и в конце концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.


Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре.

В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов.

Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по-черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку пожары наносили большой ущерб.

Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов.

В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».


Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России существует более десяти веков. Самые ранние русские изразцы относят к X веку. XVII век стал пиком изразцового искусства в России.


Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов, и в конце концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.



Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре.


В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов.



Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.



Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по-черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку пожары наносили большой ущерб.


Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов.


В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».





СТАРИННЫЕ ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЕЧИ ЕВРОПЫ: ЧЕХИЯ, ПОЛЬША, АВСТРИЯ, ЛИТВА, ГЕРМАНИЯ

Эта статья, посвящена европейским старинным изразцовым печам, сохранившимся в многочисленных замках, разбросанных по живописным холмам Европы. Рассказ пойдет об изразцовых печах Чехии, Польши, Германии, Австрии и Литвы. Эти печи совсем не похожи на старинные русские изразцовые печи, хотя у них есть много общего. Однако, они необыкновенно красивы и мы хотим показать их вам на страницах нашего сайта. Ну, и заодно рассказать немного о самих усадьбах и зданиях, где находятся эти печи.

Замок Зинкова построен семьей Дрславице в 1192 году, в качестве крепости. Первоначально замок имел две оборонительные башни и два жилых дома. Основатель замка Ульрих Зинков, жил в нем до начала XIII века. В XIII веке он построил неподалеку второй замок Потенштен. За свою историю Замок Зинкова многократно переходил из рук в руки.

В замке прекрасно сохранилась изразцовая печь, в стиле ренессанс, выполненная в технике итальянской майолики, и вероятно, относящаяся к периоду перестройки дома Кленовыми в 1679 году. Изразцовая облицовка печи имеет совершенно изумительные барельефы с полуобнаженными женскими скульптурами, богатейшие рельефные изразцы с цветочными орнаментами, вазонами и гротесками.

Очень интересен Замок Плосковице в Богемии. История его основания относится к гуситским революционным движениям 1424 — 1440 годов. Тогда было первое упоминание об этой усадьбе в связи с остановкой императора Сигизмунда в Плосковице, с целью создания там штаб-квартиры армии крестоносцев в Чехии.

В современном виде замок было заложен архитектором Октавиано Бриджиони в 1720 году по приказу хозяйки местной усадьбы княгини Анны Мари Фрэнсис Тосканской. Ориентировочно в 1730 году был построен этот изящный дом в стиле барокко. В здании сохранилась изразцовая печь в том же стиле. Ее сохранность, к сожалению, оставляет желать лучшего и она не является действующей, однако, изумительно-тонкие вензеля и скульптура вполне сохранны, так же как и глазурь на поверхности керамики.

Изразец - слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» - так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Широкое распространение в архитектуре разных стран керамических плиток не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему использовали изразцы в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Изразцовые декоры были неотъемлемой частью архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.


В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.

Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа - это один из самых больших и важных «секретов" изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления - это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова - некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих "Русское изразцовое искусство XV-XIX веков"



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.